Конспект урока 5 класс рифма и ритм стихотворная и прозаическая речь

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе Поэтическая мастерская в 5 классе

Учитель : Булых ОИ

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Тип урока: изучение нового материала.

Конспект урока

Приветствие.

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тайна первая : наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

• Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

Тайна вторая : стихотворная речь.

А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично)

• В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

• Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

На дво- рах и до- мах

(Б-Б- У -Б-Б- У )

Снег ле- жит по-лот- ном

(Б-Б- У -Б-Б- У )

И от солн -ца блес- тит

(Б-Б- У -Б-Б- У )

Раз-но- цвет -ным ог- нем .

(Б-Б- У -Б-Б- У )

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)

Самопроверка. Экран.

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи. Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

Понятие о рифме.

- Что же такое рифма?

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

Знакомство с видами рифмы.

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

( Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

hello_html_m26705b1d.jpg

- Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).

- Итак, что такое стихотворная рифма?

- Какие виды рифмы вы узнали?

Самостоятельная работа.

- Определи вид рифмы:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Снег падает, слегка кружится,

Под копытом на снегу.

На землю медленно ложится.

Только серые вороны

Вот солнце в облаках мигает,

Расшумелись на снегу.

И иней на снегу сверкает.

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).

hello_html_164dc45e.jpg

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.
А могут подарить нам солнца свет.
Ты в памяти своей их сохрани
В душе от них неизгладимый след.

(Проверка творческих работ.)

- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание (на индивидуальных карточках).

- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.

Приплыл по океану
Из Африки матрос.
Малышку-обезьяну
Он в ящике привёз.
Мартышка та, тоскуя
Все сутки напролёт,
Печальную такую
Песенку поёт:
Там, на тёплом юге,
На ветках и хвостах
Качаются подруги
И прыгают в кустах.
И хоть даёт бананы
Мартышке друг своей -
Не могут обезьяны
Жить среди людей.

- Задала я вам заданье.
а теперь вам до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
наш закончится урок.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: научиться различать схотворную и прозаическую речь; уметь воспринимать и анализировать текст, определять ритм и рифму стихотворного произведения; научится определять строфу стихотворения; уметь составлять рифмованные строки.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

  1. Постановка целей и задач урока. Определение темы урока

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

- К какому жанру относится это произведение? (Марш)

- Воспроизведите ритм марш хлопками.

- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

На дво- рах и до- мах

Снег ле- жит по-лот- ном

И от солн -ца блес- тит

Раз-но- цвет -ным ог- нем .

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

- Что же такое рифма?

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

- Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.

- Каких замечательных поэтов вы знаете?

- Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.

(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).

Знакомство с видами рифмы

- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.

а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)

б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)

в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)

- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

- Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).

- Итак, что такое стихотворная рифма?

- Какие виды рифмы вы узнали?

  1. Закрепление ЗУН учащихся
  • Самостоятельная работа.

- Определи вид рифмы:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Снег падает, слегка кружится,

Под копытом на снегу.

На землю медленно ложится.

Только серые вороны

Вот солнце в облаках мигает,

Расшумелись на снегу.

И иней на снегу сверкает.

Улицей гуляет
Дедушка (Мороз).
Иней (рассыпает)
По ветвям (берез).

Ходит, бородою
Белою трясет.
Топает (ногою),
Только треск (идет).
С. Дрожжин.

Экран. (Задание классу).

Белый снег, пушистый
В воздухе -------
И на землю тихо
Падает, ----------.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно -------
Все его -------.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул -----------
Крепко, ------------.

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли -------- -
И зима -------------.

И.З.Суриков. ЗИМА. (Отрывок).

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.

(Выразительное чтение стихотворения).

(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.

(Проверка творческих работ.)

- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.

- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды.

Цель деятельности учителя

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах.

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь подбирать рифмы.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Методы и формы обучения

Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая

рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Добрый день, мои друзья!
Рада новой встрече я.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

- Вы ничего не заметили странного в моём приветствии?

Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный.

Мы с вами отправимся в необычную волшебную страну Стихландию. Бесполезно искать её на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в неё. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес. Например, на улице холодная зима, а попав в Стихландию, можешь легко очутиться в прекрасном летнем лесу или на берегу южного моря. Вы даже можете проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. А обману и злобе нет места в Стихландии.

– Хотели бы вы попасть в эту страну?

Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто, потому что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно, потому что не каждому Стихландия открывает свои чудеса.

–Итак, что же для этого необходимо?

Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии тоже есть законы, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня. Это ритм и рифма.

Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".

23.10.18 год. Литература. 5 класс.

Цель урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Планируемые результаты:

Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого;

Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.

Тип урока: изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1.Орг.момент

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке.

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

•Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

•Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

Тайна вторая: стихотворная речь.

А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично)

•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

На дво-рах и до-мах

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Снег ле-жит по-лот-ном

(Б-Б-У-Б-Б-У)

И от солн-ца блес-тит

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Раз-но-цвет-ным ог-нем.

(Б-Б-У-Б-Б-У)

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина.(Простучать ритм).

- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)

Самопроверка.

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи. Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

Понятие о рифме.

- Что же такое рифма?

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.

Делает звучание красивым.

Помогает почувствовать ритм: говорит о том, что строка закончена.

Придает стихам единство, связывает рифмующиеся строки между собой.)

Знакомство с видами рифмы.

- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).


- Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).

- Итак, что такое стихотворная рифма?

- Какие виды рифмы вы узнали?

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует программе по литературе 5 класса. Содержит интерактивные, здоровьесберегающие технологии.

Урок русской литературы в 5 классе

(1 место на муниципальном этапе, 6 место на зональном этапе)

научить отличать стихотворную речь от прозаической речи;

подбирать рифмы к словам, создавать собственные стихотворные

развивающие:

развивать детский интеллект, читательские пристрастия уч-ся;

развивать речь детей, умение рассуждать;

развивать навыки самостоятельной и коллективной работы

воспитательные:

воспитание интереса к поэтическому творчеству, чувства уважения к

мнению других, осознавать ценность совместной деятельности

Тип урока: урок – творческая мастерская.

Оборудование: мультимедийная доска; мультимедийная презентация,

Коровин. – М.: Просвещение, 2015, раздаточный материал;

Методические приемы: беседа, комментированное чтение, обучающие игры,

работа в парах, в группах, наблюдение над языковыми явлениями

Эпиграф к уроку: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся

просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а

Организационный момент.

Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.

Слово учителя. Ребята, вначале занятия прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение?
Возьмите в руку карточку того цвета, которая соответствовала бы вашему настроению (Самооценка ребят). На партах разложены разноцветные полоски: Красные, желтые, синие, зеленые, черные.

Определяем эмоциональное настроение детей в данный момент.

О чем же говорит выбор ребят:

Красный цвет сигнализирует о повышенном возбуждении

Желтый– хорошее настроение

Зеленый – успокоенность, умиротворение

Синий – расслабленность, несобранность, усталость

Черный – сосредоточенность, тревожность.

Учитель делает вывод о настроении всего класса

Актуализация знаний. Постановка целей.

Слово учителя..

Добрый день, мои друзья!

Всех вас рада видеть я.

Поработаем на славу –

А сейчас все подтянитесь,

Всем соседям улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада с вами познакомиться. Надеюсь, сто на уроке мы здорово поработаем, многое узнаем и вы обязательно проявите себя в каком - нибудь новом качестве. В конце урока вас ожидает небольшой сладкий сюрприз. А теперь давайте друг другу улыбнемся и приступим к работе.

Ребята, а вы заметили что-то необычное в моем приветствии?

Да, их было два. Говорила я об одном и том же, но по-разному. Как?

- Прозой и стихами, т.е. поэтической и прозаической речью.

Записываем в рабочие тетради число, классную работу и тему урока.

IV. Тренировочные упражнения . Пробное учебное действие.

- С каким видом речи – прозой или поэзией – мы чаще сталкиваемся?

- Как чаще всего разговариваем с друзьями, родными? – ПРОЗОЙ..

- А какой вид речи сложнее, но в то же время красивее, образнее? – ПОЭЗИЯ.

- Что отличает поэзию от прозы?

1. Строение – стихи выстраиваются в строчки

2. Рифма – созвучие в окончаниях слов, расположенных в разных

- рифма: простился – снарядился; окна – одна; до ночи – очи; друга - вьюга

Давайте немного поиграем и вспомним стихи, недавно выученные:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ……

Все ходит по цепИ ………

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший ……,

Русалка на ветвях …….

Итак, мы убедились, что стихотворение звучит красиво именно благодаря созвучию окончаний стихотворных строк, т.е. – чему? РИФМЕ.

Работа с учебником. Стр. 114, читаем, записываем в тетрадь определение

Пальчиковая гимнастика Наши пальчики проснулись…

Вместе делаем зарядку…

И садимся за тетрадку!

Итак, мы немного отдохнули и теперь продолжаем работать..

- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?

- А теперь как вы думаете, легко ли писать стихи?

- Что для этого надо?

1. Талант образно выражать свои мысли и чувства

2. Хорошо знать свой родной язык, чтобы умело подбирать нужные слова…

- Вы заметили, что в поэтической речи много слов, которые мы в обыденной речи не употребляем? Например, у Пушкина – очи, персты, а у Жуковского – уста, чело… Что обозначают эти слова?

Молодцы… а теперь, зная, как строится стихотворение, попробуем поиграть в Рифмовку: (На экране двустишия)

Школьник любит получать

За ответ оценку ……

Нужно в новую тетрадь

Вот опять забыл дневник

IIV. Творческая практическая деятельность

Работа в парах. На лепестках ромашки снизу написаны стихотворения с пропущенными рифмами, их нужно восстановить, рифмуя с предыдущими словами. Каждая парта выбирает себе лепесток, подписывает его и в нем же работает. Время – 1,5 - 2 минуты

Стихи для заданий:

Очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Пирог, ножи и вилки тут –

Я ждал, пока хватало сил,

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….

Когда же гости подошли,

Улетали лебеди

Улетали лебеди
С севера на юг.
Растеряли лебеди
Белый-белый пух.

То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
……………… ………

Жёлтой краской кто-то…

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже неб………,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы ув………,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— …… …………, …………..

Справились с заданием? Молодцы, сейчас проверим..

Но прежде скажите мне, только ли от мастерства поэта зависит, понравится слушателю его стихотворение или нет? Если прочесть стихотворение нечетко, тихо, плохо выговаривая слова и звуки, понравится такое стихотворение?

- Нет! Что надо делать, чтобы читать стихи выразительно?

- Работать над четкостью при помощи скороговорок

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не получается сразу? Давайте разомнем мышцы лица: ИУ – ИУ – ИУ

Теперь еще раз читаем…вот видите, уже лучше

Еще одна скороговорка:

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали

Итак, над четкостью поработали… Но этого достаточно, что бы выразительно читать стихи?

- Нет, надо читать с особой интонацией, т.е. выделяя отдельные слова. Давайте попробуем при помощи интонации передать различные чувства:

Радость, печаль, удивление, таинственность, вопрос.

Тренируемся на фразе ВОТ И ЗАКОНЧИЛИСЬ КАНИКУЛЫ

А еще надо помнить о том, что при чтении стихов необходимо правильно дышать! Тренируемся на этой же фразе…

IIIV. Первичное закрепление с комментарием

А вот теперь мы слушаем, какие же стихи у вас получились…но помните, что вы должны их прочитать четко, разборчиво, выразительно и с правильным дыханием..

Молодцы. И хоть вы еще не настоящие поэты, а только учитесь, вижу, что у вас все получится!

Работа с учебником. Давайте закрепим наши знания, читаем учебник, стр. 115

Какие виды рифмы существуют? А какая рифма в ваших стихотворениях?

Запишите свой ответ на лепестках.

А сейчас посмотрите вот на это стихотворение:

Под большим шатром

Вижу - даль степей

Выше темных туч,

По степям в моря

И.С. Никитин (Иван Саввич)

Это стихотворение? Похоже? А рифма есть?

Рифмы нет, но и обмана нет. Это действительно стихотворение, но называется

БЕЛЫЙ СТИХ. В нем рифмы нет, но что-то его делает похожим на настоящее стихотворение.. Это РИТМ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IX. Самостоятельная работа, включение в систему знаний.

Давайте вместе попробуем сочинить стихотворение о школе.

Звонок – урок, дневник – ученик, повернулся – улыбнулся.

Дети сочиняют стихи на специальных цветных листах, после их вкладывают в личное портфолио каждого ученика.

Проверка – чтение получившихся стихотворений с интонацией, ритмом, правильным дыханием и дикцией.

X. Домашнее задание.

Составить и записать в тетрадь стихотворение в рифмой

Мальчишки – книжки, учитель – правитель, совет – ответ, учиться – не лениться.

XI. Рефлексия

Мы сегодня славно потрудились. Как ваше настроение?

Вам понравился урок? А что больше всего понравилось?

Что новое вы сегодня узнали?

Что научились создавать?

Читайте также: