Природа и человек главная тема восточного искусства конспект

Обновлено: 06.07.2024

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 1

Тема: Природа и человек – главная тема искусства Востока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
МХК. 7 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 2

Проверка домашнего задания: Какое впечатление оказывает природа на человека? Кто из художников, композиторов и поэтов создал образ леса? Назвать японского художника, который обращался к теме природы. Какие композиторы обращались к теме природы? Назвать наиболее яркие композиции К.Дебюсси? Какое произведение Бетховена наиболее известно в мире.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 3

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 4

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока
На обширной территории, от Средиземного моря до Тихого океана, раскинулись земли, где много лет назад засияли ослепительным блеском древнейшие восточные цивилизации. К ним относят культуры Месопота­мии, Индии и Китая. При всём разнообразии и самобытности каждой культуры, они имеют общие сходные черты.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 5

Художественная культура восточных цивилизаций символична. Она не копирует реальную жизнь, а, преломляясь в сознании художника, от­ражает её с помощью особого языка символов. Это делает искусство древнейших восточных цивилизаций загадочным и сложным для понимания европейцев.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 6

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 7

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 8

В качестве примера обратимся к характерным особенностям китай­ского зодчества. Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуман­ном расположении зданий на фоне природы.
Китайское зодчество
Пещерный монастырь Юньган. V-IV вв. Китай.
Пагода Сунъюэсы. VI в. Китай

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 9

По неприступным крутым вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на протяжении 5000 км протянулась Великая китайская стена. По грандиозности и масштабу сравнить её можно лишь с древними египетскими пирамидами.
Великая Китайская стена. IV-III вв. до н.э.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 10

Её назначение было – оградить китай­ское государство от набегов кочевых племён с севера. Вот почему поверху проложена дорога шириной в 5-8 метров, по которой легко могли пере­двигаться войска. Через каждые 100-150 метров по всей длине стены рас­полагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сиг­налов на случай приближения противника.
Великая Китайская стена. IV-III вв. до н.э.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 11

Китайская живопись
Идея гармоничного единения человека с природой стала характер­ной и для китайской пейзажной живописи. В величе­ственном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного-двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают перво­зданную красоту.
Ся Гуй. Далекий вид. XIII век.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 12

Зачастую картины китайских художников монохромны (одноцвет­ны), но сколько в них едва уловимых оттенков и сочетаний! Особого мас­терства достигли они в передаче воздушной перспективы.
Чжао Мэнфу. Две сосны и ровная даль. ок. 1310 г.
В произведениях пейзажной живописи художники передавали не столько очертания гор, деревьев и т.д., сколько мысль о безграничности окружающего мира.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 13

Не менее тщательно продумывались формат и композиционное ре­шение картин: для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности, поросшей остроконечными верхушками сосен – вертикальный.
У Чжэнь. Одинокий рыбак. XIV в.
Ни Цзань. Деревья и долины горы Ю. 1372г.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 14

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 15

Одним из проникновенных художников лирического пейзажа явля­ется Го Си (1020-1090). Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы, особым образом влияющей на мир чувств и пере­живаний человека. Именно в изменчивости, по мнению художника, зак­лючается красота природы.
Го Си. Деревья и ровная даль. Деталь. XI в.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 16

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 17

В картинах Го Си человек подчинён природе, неотделим от неё, слит с её жизнью. Вот почему мы едва различаем крошечные фигурки людей на фоне огромных, явно преувеличенных гор и деревьев.
Го Си. Осень в долине Жёлтой реки. Фрагмент свитка. XI в.

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 18

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 19

На горной вершине Ночую в покинутом храме. К мерцающим звёздам Могу прикоснуться рукой. Боюсь разговаривать громко: Земными словами Я жителей неба Не смею тревожить покой. Ли Бо. Храм на вершине горы (Перевод А. Гитовича)
Ли Бо

Природа и Человек – главная тема искусства Востока, слайд 20

Закрепление материала. Какие страны относятся к Восточным странам? Где они располагаются? В какой стране человек был мерой всех вещей? А где человек был лишь малая частица? Назвать шедевр зодчества Китая. Какая идея была характерна для китайской живописи? Назвать великих китайских художников. Назвать китайского поэта.


Нина Васильевна Ефимова 24.03.2015 1629 536 0 МХК, ИЗО, черчение, искусство / Уроки

Учащие знакомятся с культурой древнейших цивилизаций Востока, образом мироощущений, собственной системой художественных приёмов, особым восприятием жизни и человека. Цели: познакомить с искусством Востока; дать понятие о Гармонии Человека и Природы в искусстве Востока; познакомить с разными видами искусства Востока, раскрывающими эту тему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДУЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.

Описание презентации по отдельным слайдам:

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДУЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДУЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИСКУССТВА.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ ТЕМА ВОСТОЧНОГО ИСКУСТВА.
УЧИТЕЛЬ : ДАРГЕЛЬ Е.В.

Победная стела Нарам-Сина Сузы Аккадский период. Около 2300 до н.э. Розовы.

Победная стела Нарам-Сина
Сузы
Аккадский период. Около 2300 до н.э.
Розовый песчаник.
Высота 2 метра; Ширина 1.05 метра

Изначально стела была установлена в городе Сиппар, центр культа бога Солнца, к северу от Вавилона. В последствии она была вывезена как трофей эламским царем в XII веке до н.э. На стеле изображена победа Нарам-Сина над горцами восточного Ирана. Он был четвертым королем Семитской династии Аккада, утвердил абсолютную монархию, при жизни почитался как бог. Нарам-Син изображен взбирающимся на гору во главе войска. Рогатый шлем символизирует божественную власть. Его вид - вид завоевателя. Король шагает по телам поверженных врагов к пику; выше несколько раз изображается диск солнца, тем самым король приносит дань уважения Солнцу за его победу.

Стела была создана с целью увековечить военный триумф аккадского царя Нарамси.

Стела была создана с целью увековечить военный триумф аккадского царя Нарамсина над горным племенем луллубеев. Нарамсин был внуком Саргона, основателя аккадской империи, и четвертым правителем династии (2254—2218 гг. до н. э.). Именно в этот период аккадская империя достигла своего расцвета. Блестящее правление Нарамсина отражено в искусстве скульптора. Впервые художник отказался от деления изображения на регистры, объединив всю композицию вокруг фигуры прославленного правителя. Солдаты аккадской армии карабкаются на крутые горные склоны, сметая на своем пути всякое сопротивление врагов. Справа от деревьев, растущих на склоне горы, изображены побежденные луллубеи, всем своим видом выражающие покорность. Центром композиции является массивная фигура царя, ведущего свою армию в атаку. Царь попирает ногой тело врага. Рядом другой противник, пронзенный стрелой, тщетно пытается вырвать ее из своего горла. Традиционно, фигура царя превосходит по размерам фигуры остальных персонажей. Следом за ним, впереди строя солдат, идут носильщики с луками и топорами. Сам Нарамсин держит в руках большой лук и топор, на голове у него конический рогатый шлем — символ принадлежности богам. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены также знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств — покровителей царской власти.

Гудеа, правитель Лагаша (около 2080-2060 гг. до н. э.), прославился строител.

Гудеа, правитель Лагаша (около 2080-2060 гг. до н. э.), прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя — выдающееся произведение шумеро-аккадской скульптуры.





офтальмотренажер

РАННЯЯ ВЕСНА

Дорога в восприятии средневекового китайского живописца — это всегда путь очи.

Ли Бо (современное произношение Ли Бай) или Ли Тай-бо (кит. 李白; 李太白; 701.

БЕЛАЯ ЦАПЛЯ перевод А. Гитовича Вижу белую цаплю На тихой осенней реке; Сл.

БЕЛАЯ ЦАПЛЯ
перевод А. Гитовича
Вижу белую цаплю
На тихой осенней реке;
Словно иней, слетела
И плавает там, вдалеке.
Загрустила душа моя,
Сердце - в глубокой тоске.
Одиноко стою
На песчаном пустом островке.

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

№ слайда 1

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Учебные цели и задачи: Познакомиться с религиозными представлениями человека Вос

№ слайда 2

Учебные цели и задачи: Познакомиться с религиозными представлениями человека Востока, определить направления и особенности восточного искусства, учиться видеть эстетику восточного искусства. Учебные вопросы: 1 .Характеристика культуры Древнего Востока. 2. Индия – религиозные взгляды, их культурное отражение. 3. Религиозные представления в Древнем Китае. 4. Научные и культурные достижения Древнего Китая.

Древний Восток – эпоха первых памятников письменности, первых городов, первых ме

№ слайда 3

Индия На полуострове Индостан в древнейшие времена жили люди разных рас, культур

№ слайда 4

Индия На полуострове Индостан в древнейшие времена жили люди разных рас, культур и религий. Арии образовали на территории Индии ряд государств. Язык ариев – санскрит, на нем записаны древние предания. Индия – родина мировой религии: буддизма. В религии огромное значение придается царству животных. Любовь к природе – основная тема индийского искусства.

Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Ступа – мемориальное и погребаль

№ слайда 5

Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Ступа монолитная и цельная, форма погребального кургана, полусферическая. Полусфера – символ Неба И бесконечности. Ступа – место захоронения реликвий.

Ступа в Санчи при Маурьях (около 250 лет до н.э.)

№ слайда 6

Ступа в Санчи при Маурьях (около 250 лет до н.э.)


№ слайда 7

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина 17 века)

№ слайда 8

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина 17 века)

Фрески пещер Аджанты

№ слайда 9

Фрески пещер Аджанты

Скальные храмы Кайласа 150 лет вырезали древние мастера этот храм в скале.

№ слайда 10

Скальные храмы Кайласа 150 лет вырезали древние мастера этот храм в скале.

Религиозные представления в Древнем Китае Древнекитайская цивилизация развивалас

№ слайда 11

Религиозные представления в Древнем Китае Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Устойчивость цивилизации придавало однородное население, народ хань. Помыслы людей были устремлены в прошлое, а не в будущее. Ханьцы считали, что в мире существует порядок, и чтобы его не нарушать, нужно придерживаться строгих правил и жить по законам природы. Согласно учению Конфуция, каждый должен стремиться улучшить свою жизнь и найти свое счастье. В этом человеку помогали духи усопших предков. В семье хранили таблички с их именами, и выставляли перед табличками угощение.

Гармония в мире ИНЬ и ЯН Ханьцы верили, что образование и воспитание делают чело

№ слайда 12

Гармония в мире ИНЬ и ЯН Ханьцы верили, что образование и воспитание делают человека человеком, а силы ИНЬ и ЯН создают гармонию в мире. ИНЬ – женское начало (тень, сумрак, холод, влага). ЯН – мужское начало (свет, солнце, тепло, сухость). Все вокруг – сочетание пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Дерево порождает огонь, огонь – землю (зола после сгорания), земля – металл (добываемый из горных пород), металл – воду (плавясь, металл становится жидким), вода – дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает землю (вскапывает), металл рубит дерево, огонь плавит металл, вода гасит огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду.

Научные и культурные достижения Древнего Китая Потребности повседневной жизни пр

№ слайда 13

Научные и культурные достижения Древнего Китая Потребности повседневной жизни привели к накоплению знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Китайцы достигли высот в каллиграфии и живописи, архитектуре, театре, литературе, парковом искусстве, китайской кухне, медицине и боевых искусствах. Китайцы изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас, порох, сейсмограф.

Великая китайская стена

№ слайда 14

Великая китайская стена

Великий шелковый путь

№ слайда 15

Великий шелковый путь

Орнамент Орнамент имел магическое значение, был связан с представлениями древних

№ слайда 16

Орнамент Орнамент имел магическое значение, был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Орнамент стал прообразом иероглифической письменности.

Удачи в работе! Презентация подготовлена для урока МХК учителем Путиловой Еленой

№ слайда 18

Удачи в работе! Презентация подготовлена для урока МХК учителем Путиловой Еленой Леонидовной моу сош № 25 Г.Нижний Тагил

Читайте также: