Меры времени конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАОУ Коррекционная школа интернат № 12 города Искитима

Конспект урока по математике на тему:

2015 -2016 уч. год

– Повторять знания о мерах времени, упражнять в определении времени по часам;

- Развивать временные представления, навыки работы с моделями часов;

- Воспитывать бережное отношение к времени; интерес к предмету .

Оборудование .

- презентация «Режим дня…

- классный настенный календарь природы.

- модели часов для учителя и всех учащихся.

1. Организационный момент

Эй, девчонки и мальчишки,

Взяли ручки, взяли книжки,

Быстро сели за столы ,

Много сделать мы должны.

2. Фонетическая зарядка

- Какой контрольный звук на этой неделе?

- контрольный звук ( С)

Говорим хором и по одному:

Часы (настенные, ручные)

- Придумайте предложение с одним из этих слов.

3. Слуховая зарядка:

- Назови еденицы измерения времени

- Сколько секунд в минуте?

- Сколько минут в часе?

- Сколько часов в сутках?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько дней в месяце?

- Сколько месяцев в году?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране

5. Актуализация знаний

Подумайте, зачем людям изучать меры времени? (Ответы детей).

- Человеку надо уехать в другой город на автобусе, на поезде (или улететь на самолёте) …(не было бы расписания движения транспорта и человек не смог бы куда- то уехать).

- Надо вовремя прийти на работу… (не зная , сколько сейчас времени, сколько он затратит времени на дорогу, человек не сможет выполнить это требование).

- Успеть на уроки в школу… (аналогичный ответ)

- Договориться о встрече с кем-то … (люди не смогут это сделать , так как не знают о чём договариваться).

Значит, человек не может нормально жить, не зная мер времени.

- Повторение времён года по классному настенному календарю природы :

-Сколько времён года? Какие? Назвать зимние, весенние, летние, осенние месяцы.

-Скажите с помощью чего измеряют секунды, минуты, часы, сутки? (С помощью часов) .

6 . Работа по новой теме.

-Сначала узнаем , какие бывают часы, где и как они используются.

(микрософт офисе повер…)

-Рассмотрите любые часы . Какой они могут быть формы?

-Что есть на всех часах? (цифры, стрелки). Сколько стрелок?

-Отличаются ли они друг от друга?

10. Объяснение учителем приёмов определения времени по часам (с помощью моделей часов), направления движения стрелок.

-Практическая работа по моделям часов .

А) показать 7 часов;

Д) 5 часов и т. д.

Определение показанного учителем на модели часов времени (2ч, 9ч, 11ч, 5ч, 12ч, 8ч, …).

Закрепление материала.

Кто не тратил время зря?

Всё увидел и услышал?

И теперь без затрудненья

Все заданья выполнит?

(Учитель демонстрирует слайды ,учащиеся называют режимный момент и показывают на моделях часов время его проведения ).

13. - Запись в тетрадях режимных моментов по сюжетным картинкам учебника ( № 10, стр.273):

Начало уроков- 9ч.

Конец уроков -1ч дня.

- Решение задач с мерами времени:

№ 16, № 17 – определить с помощью моделей часов , сколько времени прошло от начала какого-то события до его завершения.

№ 18, 20 - с записью решения в тетрадях.

- Решение примеров на сложение и вычитание чисел , полученных при измерении времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Обобщить , закрепить и систематизировать знания учащихся о времени, как величине . Совершенствовать вычислительные навыки учащихся ,развивать логическое мышление .

3) Воспитать познавательный к изучаемому материалу. Научить ценить время. Развивать логическое мышление.

1) Обобщить , закрепить и систематизировать знания учащихся о времени, как величине . Совершенствовать вычислительные навыки учащихся ,развивать логическое мышление .

3) Воспитать познавательный к изучаемому материалу. Научить ценить время. Развивать логическое мышление.

Словарь: Часы , циферблат ,большая стрелка ,маленькая стрелка ,часовая стрелка , минутная стрелка ,секунда , минута , час ,сутки ,месяц ,год, век, ,настенные часы ,песочные часы , настольные часы, наручные часы, наручные часы, солнечные часы, электронные часы.

-Наденьте наушники и включите аппарат.

-Па-па-па ,звук есть?

-Какой сейчас по расписанию урок?

-Какой по счету урок?

-Какое сегодня число ?

- Сколько дней в неделе ?

-Будем работать по плану.

2.Проверка домашнего задания.

4.Ответы на вопросы.

9.Работа с моделью часов.

12.Проверь и укажи.

Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?

Устный счет (на слух).

Ответы на вопросы.

-Над какой темой мы работаем ?

-Назовите единицы времени.

-Как можно назвать одним словом день и ночь ?

- Сколько месяцев в году ?

-Сколько дней в году.

-Сколько времен в году ?

- Перечислите времена года.

-Какое сейчас время года?

-Какие весенние праздники вы знаете?

- Какие весенние цветы вы знаете?

- Ребята мы сегодня будем собирать красивый букет из тюльпанов. А для этого вы должны правильно и быстро решить примеры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся повторяют меры времени, учатся составлять таблицу мер времени. Воспитывается бережное отношение ко времени. На уроке разгадываются загадки по теме мер времени. Даётся описание таких мер времени как век, год, месяц, сутки, час, секунда. Развиваются вычислительные навыки и логическое мышление.

Меры времени. Год.

- Углубить знания детей о времени. Помочь учащимся составить таблицу мер времени. Воспитывать бережное отношение ко времени.

- Совершенствовать вычислительные навыки, способствовать развитию логического мышления.

1. Организационный момент.

- Ребята, в каком году вы закончили вторую четверть?

- А в каком году началась третья четверть?

2. Постановка цели урока.

- Отгадав загадку, вы назовёте тему нашего урока.

Без ног и без крыльев оно,

Не догонишь его.

И завтра будет (Время.)

- Отгадайте загадки и ответьте на вопрос: почему именно эти загадки прозвучали?

Ежегодно приходит к нам в гости:

Один седой, другой молодой

А четвёртый плачет. (Времена года.)

Этот год живёт всех дольше!

И часов и дней в нём больше.

Все мы ждём его прихода

Ровно раз в четыре года. (Високосный год.)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой. (Год.)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Появляется передний. (Дни недели.)

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот, -

Спать немедленно зовёт. (День и ночь.)

3. Актуализация знаний

- Как можно назвать одним словом день и ночь? (Сутки.)

- Как вы понимаете смысл пословицы: день и ночь – сутки прочь?

- Сколько месяцев в году? Перечислите их.

- Перечислите времена года. Дни недели.

- Прочитайте запись на доске:

3м; 12дм; 35т; 16ц; 80кг; 19ч; 40мин.

- Как мы называем эти числа? (Именованные числа.)

- А ещё как мы их можем назвать? (Величины.)

- В чём заключается их особенность? (Их можно измерить.)

- Единицы измерения каких величин здесь можете назвать? (Длины, площади, массы, времени.)

- А разве время является величиной? (Да, время можно измерить и результат записать в виде числа с единицей измерения.)

- А какие единицы измерения времени вы знаете? (День, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век.)

4. Работа по теме урока.

Сейчас мы с вами построим таблицу времени.

1 век 1 год 1 месяц 1 сутки 1 час 1 мин 1с


Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год).

Планируемые результаты:

- научатся пользоваться изученными единицами времени;

- решать задачи с использованием единиц времени;

- выполнять арифметические действия.

-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться

-восприятие ценностного окружающего мира

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,

-сравнивать и группировать величины

-участвовать в диалоге на уроке

-отвечать на вопросы учителя

-сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы

УМК: Школа России

1. Организационный этап

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Послушайте загадку и подумайте, о чем идет речь:

- Без ног и без крыльев оно,

- Быстро летит, не догонишь его.

- Всегда было, сегодня есть и завтра будет

- Это время. Что же такое время?

- Время мы не можем увидеть, попробовать, подержать в руках. Время не останавливается ни на один миг, его нельзя повернуть, так как движется оно только от прошлого к будущему. Время можно сравнить с рекой, которая постоянно движется.

- Сегодня наш урок будет посвящен путешествию по реке времени. Мы продолжим знакомство с единицами измерения времени.

- Скажите, а время является величиной?

- Конечно, его можно измерить.

- А какие единицы измерения времени вам знакомы?

- К единицам измерения времени относятся: секунда минута, час, день, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.

3. Актуализация знаний

- Посмотрите на запись: тридцать четыре километра, сорок семь - сантиметров, пятьдесят тонн, шестнадцать центнеров, двадцать три килограмма, девятнадцать часов, сорок пять минут.

- Как называются такие числа?

- Это именованные числа или величины.

- В чем заключается их особенность?

- Правильно, ребята. Их можно измерить

- Единицы измерения каких величин здесь встретились?

- Километры и сантиметры – единицы длины; тонна, центнер, килограмм – единицы массы; часы и минуты – единицы времени.

- Сейчас проверим, как хорошо вы знаете единицы времени.

- Сколько минут содержится в одном часе?

- Правильно, в одном часе содержится шестьдесят минут

-- Сколько минут содержится в пяти часах?

- В пяти часах содержится триста минут

- А сколько часов составляют 420 минут?

- Четыреста двадцать минут составляют семь часов.

- Сколько часов составляют 600 минут?

- Молодцы, ребята! Шестьсот минут – это десять часов.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Измерить длину просто. С помощью чего мы можем ее измерить?

- Длину можно измерить с помощью линейки.

- Просто измерить и массу. Как её можно измерить ?

- С помощью весов.

- Как же мы можем измерить время?

- Давным-давно древние люди поняли, что основным помощником в измерении времени является Солнце. Регулярная смена времени года, смена дня и ночи, перемещение Солнца и Луны по небесному своду – все эти явления подсказывали человеку о течении времени. Днём человек определял время по солнцу, а ночью по движению звезд. Первыми приспособлениями для отсчета времени были ремешок с узелками и дощечка с зарубками. Ежесуточно делая зарубку, человек мог подсчитать количество прошедших дней; развязывая каждый день по узелку, можно было определить число оставшихся суток до какого либо ожидаемого события. Время шло. Способы измерения времени постепенно совершенствовались. Были изобретены первые солнечные часы.

Положение солнца на небе использовалось в качестве той часовой стрелки, по которой люди определяли время в дневную часть суток. Именно движение солнца легло в основу солнечных часов, которые появились примерно пять с половиной тысяч лет назад.

На ровной площадке устанавливали столб и измеряли длину тени, которую он отбрасывал на землю. По длине тени судили о том, который час.

Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.

Для дальнейшего усовершенствования часов огромное значение имело открытие законов колебания маятника, сделанное Галилеем, которому пришла в голову идея создания механических маятниковых часов. Реальная конструкция таких часов появилась в 1658 году благодаря талантливому голландскому изобретателю и ученому Христиану Гюйгенсу (1629-1695гг). Он же изобрел балансовый регулятор, позволивший создать карманные и наручные часы. Маятник, грузик на конце длинного стержня, качается с равными интервалами. В настенных часах он происходит одно качание в секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой, системой зубчатых колес — шестеренок. Благодаря анкерному механизму, стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.

А вскоре появились другие часы. Отгадайте, какие:

В них песчинки текут –

Как песчинки собрались,

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла.

Конечно, это песочные часы. Как вы думаете, этими часами было удобно пользоваться?

Эти часы были очень неудобными, так как измеряли малое количество времени.

И тогда были изобретены часы, к которым мы привыкли.

Какие часы вы знаете?

Сегодня мы пользуемся электронными и механическими часами.

Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.

Что же такое сутки?

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки - это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,

Во дворе играют дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым -

Солнце клонится к закату,

Сумрак саду лег на плечи -

Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой

Выйдет месяц молодой.

Солнце за рекою село,

Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра

Помни, сын, запомни, дочь,

Сутки - это день и ночь.

В сутках 24 часа . Состоят они из ночи, утра, дня и вечера.

За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

А как же сейчас мы определяем какое время суток?

Почему говорят, что в сутках 24 часа, но на циферблате часов стоят цифры от 1 до 12.

Если идет первая половина суток, то говорят 4 ч ночи, 7 ч утра, а если идет вторая половина суток, то говорят 4 ч дня, 7 ч вечера.

Началом суток является полночь или ноль часов. Счёт часов идёт от начала суток и после полудня каждый час имеет двойной порядковый номер: 1 час дня - это тринадцать часов, 5 часов дня - это семнадцать часов.

5. Первичная проверка понимания

После двенадцати часов дня, говорят: тринадцать часов, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, двадцать один час, двадцать два, двадцать три, двадцать четыре часа или полночь, после чего новый отсчет начинают с ноля часов.

А утро, день, вечер, ночь – это части суток.

Попробуйте отгадать загадку:

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

-Правильно, это дни недели.

Молодцы, ребята! Это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

6. Первичное закрепление

Выразите в часах: одни сутки, трое суток, семь суток и десять суток.

1 сутки – это 24 часа, трое суток – это семьдесят два часа, семь суток – это сто шестьдесят восемь часов и десять суток – двести сорок часов

А теперь попробуйте наоборот часы перевести в сутки.

Сорок восемь часов – это двое суток, девяносто шесть часов – это четверо суток и сто двадцать часов – составляют пять суток.

За сутки Петя спал 9 часов. Занятия в школе у него заняли 7 часов, гулял он 1 час. Сколько времени осталось у Пети для других важных дел?

Давайте вспомним, сколько часов в сутках?

Правильно, двадцать четыре часа.

Ответ: у Пети осталось 7 часов для других важных дел.

7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Выразите в указанных единицах измерения.

240 ч = … сут. 120 ч = … сут.

600 мин = … ч 720 мин = …ч

3 сут.9 ч = …ч 5 сут. = … ч

72 ч = … сут. 2 сут. 12 ч = …ч

240 ч = 10 сут. 120 ч = 5сут.

600 мин = 10 ч 720 мин = 12 ч

3 сут. 9 ч = 81ч 7сут. = 168 ч

72 ч = 3сут. 2 сут. 12 ч = 60 ч

8. Подведение итогов урока

О какой единице измерения времени мы говорили сегодня? Мы говорили о сутках.

Сколько часов содержится в сутках? Содержится 24 часа.

Перечислите части суток Утро, день, вечер, ночь.

Как иначе можно назвать семь суток?

Правильно, семь суток – это одна неделя. Запомните это ребята!

9. Рефлексия

В заключение, послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того, какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки,

И очень краткие часы.

Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минуты и часы добрыми делами.


-80%

Читайте также: