Конспект урока 5 класс омонимы синонимы антонимы омонимы

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка по теме:

Выполнила: Кунафина А.Е.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя:

Слайд 1 , презентация . Начать урок мне хочется со слов К. Паустовского…. И ведь на самом деле все что мы думаем, мы можем выразить словом, причем не всегда предметы о которых мы думаем существуют в реальной жизни, например драконы и единороги-не существуют в реальности, но есть в наших фантазиях.

2. Какие слова называются однозначными? (Слова, имеющие одно значение, называются однозначными)

3. Какие слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными)

4. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют прямое значение? Золотой браслет —золотая пшеница, малыш спит — природа спит.

5. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют переносное значение? Школьник идёт — дождь идёт, золотое кольцо — золотая осень.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Лексическое царство, где живут все слова русского языка.

На одной из улиц этого большого царства стоит дом в три этажа. Взгляните на него.(слайд) Кто же живёт в этом доме? На первом этаже расположились слова-друзья, на втором – слова-спорщики, а третий этаж заняли слова-близнецы.

Понятно ли вам, о каких словах идёт речь?

Какие научные названия имеют эти слова? Давайте будем больше узнавать каждую группу слов посредством совместной работы и работы в группах. У каждой группы на столе есть маршрутный лист, по которому и будет проходить наше путешествие.

Итак, идём в гости к словам-друзьям .

А познакомиться нам поможет следующее задание.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

- Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.

- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?

- Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Синонимы – слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Например : вьюга, метель, пурга; смелый, отважный, храбрый.

- Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.

(показать словарь синонимов)

- Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

Давний, старинный, ветхий, древний.(написать на доске слова)

Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

Далее задания по марш.листам

Работа со словарём( 5 штук)

При затруднении подобрать слово с противоположным значением, найти образное противопоставление вам поможет словарь антонимов русского языка. Каждая словарная статья представляет собой пару антонимов.

Сказать - смолчать, промолчать. Антонимические пары расположены в словаре по алфавиту первого слова.

Далее даны лексические значения слов – антонимов.

Сказать – выражать в речи какие-либо мысли, мнения, быть активным в разговоре.

Промолчать – не проявлять, не выражать своих мыслей, чувств, мнение, быть пассивным в разговоре.

Также приведены примеры из литературных произведений.

- Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи?

С помощью антонимов мы отличаем предметы по их признакам (напр.: большой – маленький, толстый – худой), противопоставляем их. Слова-близнецы с третьего этажа спешат с вами познакомиться сами.

Мы слова из русской речи,

из родного языка,
Одинаково нас пишут,

одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,

ты до смысла доберись.
Наподобие начинки

смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки

мы по смыслу далеки.

Как и настоящие близнецы, эти слова одинаковы внешне, но внутри абсолютно разные.

В Лексике их называют омонимами.

Омонимы – слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

шишка – сосновая шишка; бугорок на голове, образованный от удара твёрдым предметом;

кран – подъёмный кран; водопроводный кран;

язык – орган в полости рта; часть обуви у ботинок;

ключ – родник; ключ к замочной скважине, скрипичный ключ.

Учитель: К концу подходит наш урок

Ну что же… подведем итог.

— Какой раздел повторяли?

— Что такое лексика?

— Что значит лексическое значение слова?

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Для чего нужны эти слова?

— А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)

Молодцы, ребята! Работали активно, но самые правильные ответы были у………..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип и форма урока: Обобщение и систематизация ранее изученного, игра-путешествие.

Тема: Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание бережного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Оборудование: медиапроектор, экран, электронная презентация, лист самооценки, толковый словарь С. И. Ожегова, словари синонимов, антонимов, омонимов.

Конспект урока

1 этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня всех вас видеть. Давайте настроимся к началу открытого урок , выявим для себя новые знания и понятия, на основе которых мы сможем и в дальнейшем реализовать свои знания на практике.

Отгадайте загадку:

Куда бежит - сама не знает.

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнётся у порога.

Учитель: Не случайно я вам загадала загадку о дороге.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по дороге Лингвистики

в княжество Лексику. Мы встретимся со Словами-друзьями, Словами-врагами, Словами- близнецами.

Сначала вспомним, что обозначают данные термины.

Для этого каждая группа представляет свои презентации.

Работа с терминами.

Антонимы – это слова одной части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие противоположное лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.

Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.

Учитель: Итак, вперёд, друзья!

Мы не будем бить баклуши, а одним махом и ,шутя, справимся со всеми препятствиями и трудностями. Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обували.

3 этап. Игра-путешествие.

Учитель: Мы приближаемся к княжеству Лексика, в котором живут слова. Это княжество удивительно богато. Его богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В его кладовых хранятся все слова русского языка - от самых-самых древних до только что родившихся.

Так вот, жители, населяющие это княжество, бережно хранят всё богатство нашего языка и с удовольствием разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек так же бережно и аккуратно обращается со словом.

Перед нами ворота в первый город.

Если мы узнаем слова в тексте, нам откроют эти ворота:

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом.
Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке.

По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

Учитель: Назовите слова одной и той же части речи, которые пишутся по-разному, а обозначают одно и то же.

Дети: ездили, передвигались, путешествовали, разъезжали.

Учитель: Что это за слова?

Дети: Слова- синонимы.

Учитель: А что говорится об этих словах в учебнике Львовых?

Чтение определения синонимов по учебнику.

Учитель: Что нового вы узнали о синонимах?

Дети: Могут отличаться оттенками значений и употребляться в разных стилях.

Учитель: Молодцы! Ворота открываются.

Вот здесь живут Слова- близнецы.

Какими вы их видите?

Дети: Почти одинаковые, почти одного цвета, только разных оттенков.

Учитель: Вы знаете, что такое близнецы? А чем близнецы похожи на синонимы?

Дети: Близнецы - это всегда двое, иногда трое. Они родились одновременно, и только по отношению друг к другу они близнецы.

Учитель: Раз синоним, должно быть другое слово с тем же значением.

Задание 1. Вот из дома №1 вышел один из братьев. Зовут его Смелый.

Назовите имена остальных братьев.

Дети: Храбрый, Бесстрашный, Мужественный, Отважный.

Учитель: Проверьте себя по словарю синонимов. Всех ли братьев назвали?

Задание 2. Вот из дома №2 вышел крохотный человечек по кличке Мелкий. Угадайте его братьев.

Задание 3. Придумайте предложение, в котором эти синонимы не могут друг друга заменять: в одном один синоним, в другом - другой.

Учитель: Вот к слову мальчик.

Дети: Какой славный крохотный мальчик!

Учитель: Сказать мизерный или микроскопический никак невозможно.

А со словом бактерии ?

Дети: Какие микроскопические бактерии!

Учитель: А сказать крохотные бактерии ни в коем случае невозможно.

Вывод: Слова-синонимы как бы занимают место на какой-то шкале:

вот есть какая-то шкала синонимов, некоторые поближе друг к другу, их можно менять, некоторые, может быть, даже совершенно совпали, а другие очень далеко друг от друга, заменять их можно, но очень редко.

(дети учатся тому, что язык имеет пространство: одни слова ближе, другие дальше.)

Дополнительные упражнения на сочетаемость синонимов –

1 ряд. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый.

С каким из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.

Ключи: решение, проект, план, предложение.

2 ряд. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый.

С каким из этих существительных не сочетается прилагательное полный?

Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, верёвка, нитка, стекло, стена, ребёнок, школьница.

Ключи: книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, верёвка, нитка, стекло, стена.

3 ряд. Согласуйте с данными существительными прилагательное старый.

С каким из этих существительных не сочетается прилагательное пожилой?

Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель.

Ключи: дерево, дом, мебель, друг, книга, квартира, собака, лошадь, мебель.

Учитель: Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом, в котором обычно выделяется ведущее слово (доминанта), являющееся носителем главного значения: одежда-платье-костюм-наряд.-

Задание 4. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.

1 ряд. спешить-торопиться-лететь (бежать).

2 ряд. разговаривать-беседовать - болтать (говорить)

3 ряд. справляться-спрашивать – допытываться (узнавать)

Учитель: Причём, в синонимическом ряду синонимы располагаются в порядке возрастания признака или действия.(экспрессия)

Например. Влажный – сырой - мокрый. Большой – огромный – громадный.

Задание 5. Расположите синонимы так, чтобы:

1 ряд. действие усиливалось: рыдать, плакать, хныкать, реветь.

2 ряд. действие уменьшалось: сердиться, беситься, злиться, свирепеть, досадовать.

3 ряд. краски становились ярче: синий, голубой, лиловый;

жёлтый, золотистый, лимонный.

Учитель: Молодцы!

Ребята, дорожка привела нас к другим воротам. Если угадаем слова, то войдём в гости к жителям этого города. Согласны?

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

Учитель: Что это за слова?

Дети: Антонимы.

Учитель: Да. Или Слова-враги.

Молодцы. Теперь мы вошли в город антонимов.

Ребята, вы заметили, что один дом белый, другой – чёрный, один высокий, другой – низкий,

одни люди весёлые, другие – грустные

Дети: Потому что антонимы – слова с противоположным значением.

Учитель: А что говорит нам учебник о них?

Чтение определения синонимов по учебнику.

Учитель: Почему синонимы образуют ряды, а антонимы – пары?

Дети: Синонимы передают оттенки и поэтому их много, а антонимы – это слова только с противоположным значением.

Учитель: Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Найдите их:

- Утро вечера мудренее.

- По одёжке встречают – по уму провожают.

- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

- Любишь взять – люби и отдать.

- Зимой и летом одним цветом.

Задание 7. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы

1 ряд. труд-лень.

2 ряд. свет-тьма.

3 ряд. дело-потеха.

Учитель: В произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств, которая называется антитезой:

твердый – мягкий, умный – глупый, вверх – вниз, рано – поздно.

У многозначных слов в одном значении одни антонимы, а в другом – другие. Например: тихий голос – громкий голос, тихая езда – быстрая езда.

Учитель: Может быть, вы знаете ещё произведения?

В художественных текстах могут противопоставляться предметы, явления, действия, названные словами, которые не являются антонимами:

-У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак. (умный - так и сяк - дурак).

Учитель: также слова умный, так-сяк и дурак являются примером антитезы.

Найдите антитезу:

Они сошлись. Волна и камень.

Стихи и проза. Лёд и пламень

Не так различны меж собой.

Задание 8: Запишите пословицы и скажите, будут ли в них перечисленные слова антонимами:

1 ряд. Сколько бы утка не бодрилась, а гусем не быть. (утка-гусь).

2 ряд. У вас и на улице квас, а в дом придешь – и воды не найдешь. (улица-дом, квас-вода).

3 ряд. По одёжке встречают, по уму провожают. (одёжка – ум).

Молодцы, ребята. Идём дальше.

Дорожка вывела нас к третьим воротам

но жители не впустят нас, пока мы не ответим на вопросы:

- Что бывает подземным, гаечным и скрипичным? (ключ).

- Мужская стрижка, вид спорта и больничная палата? (бокс).

- Бывает барабанной и десятичной. (дробь).

Учитель: Что это за слова?

Дети: Омонимы.

Учитель: или Слова-тёзки. Давайте вновь обратимся к учебнику за справкой. Что нового вы узнали?

А что говорят о себе омонимы в стихотворении Я. Козловского?

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда важна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу - далеки.

Учитель: Может ли нам в этом помочь толковый словарь?

Как разъясняются омонимы в толковом словаре?(может, в разных словарных статьях омонимы обозначаются порядковым номером).

Выпишите из словаря Ожегова слова-омонимы.

А теперь отгадайте загадки.

1 ряд. Со мной ходи стрельбе учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.(лук)

2 ряд. Всем пишущим я помогаю.

И птиц от стужи согреваю.(перо).

3 ряд. На дереве висит,

В книге лежит.(лист)

Задание 9. Не ошибись!

Учитель: Перед вами рисунки (коса, кисть). Определите, какие из них иллюстрируют многозначность слова. А какие - омонимичность. Обоснуйте свой ответ.

В чём отличие омонимов от многозначных слов?

Дети: Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Учитель: Верно. И мы с вами почти дома.

Чтобы снять напряжение и усталость от долгого путешествия, предлагаю шуточные вопросы:

Игра. Шуточные вопросы.

Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (строчку, прошитую на машинке).

Каким ключом нельзя открыть замок? (источник-ключ, музыкальный).

Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным).

Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного).

Какую воду в решете можно носить? (лёд).

Учитель: Молодцы, ребята!

Выпишите из предложений синонимы. Докажите, что это синонимы.

Зима прошла в трудах, в работах над книгой. (К.Паустовский)

Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает (С.Баруздин)

- Не надо клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания. ( А.С.Пушкин)

Почему одни фразы в стихотворных строках бывают звонкими, а другие – глухими? (В.А.Солохин)

Кто узнал сладкое, тот не захочет горького; кто увидел свет, тот не захочет в темноту. (А.К.Виноградов)

Сто земель исходил Иван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне.

Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться.

(Если данные ответы не устраивают, то члены других групп могут дополнить или дать точный ответ).

Определить готовность обучающихся к изучению темы урока

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие .

Понравилось ли вам наше путешествие? Хотелось бы вам совершить его ещё раз? Что больше всего понравилось вам? Были ли трудности? С чем они связаны?

Цель урока: повторить основные понятия лексики: синонимы и антонимы, омонимы; воспитывать чувство ответственности, отзывчивости, сотрудничеству, коммуникативности.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

Конспект урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя:

Слайд 1, презентация. Ребята, сегодня утром нам пришло очень интересное письмо. Жители одной необыкновенной страны пригласили нас в гости. Но вот беда! Я не смогла расшифровать название этой страны. Необходима ваша помощь.

Для этого нам необходимо ответить на несколько вопросов.

  1. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что?
  2. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?
  3. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?
  4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?
  5. Разговор двух или нескольких лиц называется…?
  6. Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?
  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?

III. Давайте заедем в гости в первый город, который нас ждет. Что это? Все жители очень похожи между собой! Но ведь нас не проведешь, мы разберемся, кто есть кто!

Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.

Я думаю, что каждый из нас видит одинаковые, на первый взгляд, слова.
Но все-таки, что в них разного? Как мы называем такие слова?

Слайд 6, презентация. Итак, жителей первого города вы узнали. Это ОМОНИМЫ - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

IV. Следующий город, в который мы прибыли, тоже очень необычный. Но у жителей беда! Все между собой перепутались! Давайте поможем им!

Слайд 7, презентация. Перед нами слова. Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить?

Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбить, полемика, храбрый , тосковать оберегать, решительный.

Слайд 8, презентация. Давайте посмотрим, какие группы получились.

  • 1-я группа: спор, дебаты, дискуссии, полемика;
  • 2-я группа: смелый, отважный, бесстрашный, решительный, храбрый;
  • 3-я группа: горевать, грустить, скорбить, тосковать, печалиться;
  • 4-я группа: защищать, оберегать, оборонять, охранять.

Ребята, как получились такие группы?

По какому признаку вы их объединили?

Как мы называем такие слова?

Слайд 9, презентация. Жителей и этого города вы узнали. Это СИНОНИМЫ (гр. synonymos) – слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

V. Ребята, мы с вами уже проделали большой путь, но, оказывается, есть еще одни жители страны Лексика, которые хотят нам себя показать. Вот только они стесняются.

Давайте поможем им появиться. Перед нами пословицы, но некоторые слова в них пропущены. Наша задача – закончить фразы.

  • Ученье – свет, а неученье - …
  • Меньше говори, а …
  • Корень учения горек, а плод …
  • Мягко стелет, да …
  • В глаза не хвали, а …
  • Сытый … не разумеет.
  • Ласточка день начинает, а соловей …
  • За маленьким погнался, а …
  • Легко сказать, да….
  • Правой рукой строит, а левой…

Что же за слова были пропущены?

Слайд 11, презентация. Правильно, в этом городе живут АНТОНИМЫ. Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

VI. Итак, ребята, путешествие в какую страну мы с вами совершили?

Каких жителей увидели?

В чем особенность каждого?

Слайд 12, презентация. Молодцы! Вот мы и навестили наших хороших друзей! А теперь нам пора возвращаться!

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, рабочие буклеты, словари

Ход урока.

I. Организационный момент. Эпиграф:

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)

Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)

II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты.

На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.

-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (зиме)

Слайд: Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ужасная.

-Учитель: эти слова называются АНТОНИМЫ.(Слайд)

-Учитель: Художники восхищались этим временем года. Вашему вниманию представлены две картины художников Пластова и Грабаря. Как природу зимы изобразили художники? (На обеих картинах изображён снег).

Учитель: Ребята, а летом идёт снег? А из чего состоит снег? (из воды) В каком состоянии может быть вода?(в твёрдом, жидком, газообразном) Почему снег не идёт летом?

-Учитель: эти картины тоже противоположны.

Соотнесите картины со стихотворениями.

-Учитель: какие чувства вызывают эти картины? (уберите лишние слова)

-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).

-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) - Как называются такие слова? (Синонимы).

- Для чего они служат в речи? Что вы знаете о синонимах?

· это слова близкие по значению;

· отвечают на один и тот же вопрос;

· различаются оттенками значений;

· помогают разнообразить нашу речь;

· позволяют убрать повторы;

· помогают объяснить значение слов;

(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )

Читайте также: