Что такое история ключи к познанию прошлого конспект урока 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

Гипермаркет знаний>>История>>История 5 класс>>История: Что такое история. Ключи к познанию прошлого

Что такое история. Ключи к познанию прошлого

1. Нить Ариадны.

В одной древней легенде рассказывается о царевне Ариадне. На острове, где она жила, было очень сложное сооружение со множеством комнат, коридоров, перегородок. Его называли лабиринтом. Внутри этого лабиринта обитало чудовище.

На остров приплыл герой, который хотел избавить людей от чудовища. Ариадна дала герою волшебный клубок. Его нить протянулась по всем закоулкам и извилинам лабиринта. Герой убил чудовище, а потом с помощью нити Ариадны выбрался навстречу солнцу.

История - прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой переплетение событий, человеческих судеб, культур - настоящий исторический лабиринт. Историей также называется не только прошлое, но и наука, его изучающая. Наука история является нитью Ариадны в лабиринте прошлого. Она помогает проследить путь человечества во времени - от появления на земле наших далеких предков до сегодняшнего дня. Наш сегодняшний день завтра тоже станет историей.

Для каждого поколения прошлое - основание его жизни, фундамент для строительства будущего. Вы тоже звено в неразрывной цепи поколений. Без ваших родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, без длинной череды предков не было бы нас и нашей сегодняшней жизни. А все, что вы сможете сделать в жизни, вы передадите своим детям и внукам. Значит, вы тоже часть истории, потому что историю творят люди, преобразуя мир и самих себя.

Знание истории необходимо для каждого образованного человека. Оно помогает ответить на важнейшие вопросы: кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Этот учебник скрывает конец нити Ариадны. Откройте учебник и начните свой путь по лабиринту истории!

2. Периоды истории.

История разворачивается во времени. Время можно сравнить с рекой, которая течет из прошлого через настоящее к будущему. Но даже самый большой корабль не может пройти по всей реке без остановок. Люди строят на берегах пристани, разделив реку на удобные для прохождения корабля отрезки.

Ученые тоже делят течение истории на большие промежутки времени - периоды и эпохи.

Период от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности называется предысторией или первобытностью. Собственно историю подразделяют на четыре больших периода: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, новейшая история.

3. Исторические источники.

О прошлом мы узнаем из исторических источников. Исторические источники - это оставшиеся от прошедших времен предметы, постройки, письменные тексты, которыми пользуются ученые-историки для изучения истории.

Поисками вещественных свидетельств древнейшего прошлого человечества занимается специальная наука - археология. В тех местах, где жили люди, всегда остаются материальные следы - орудия труда, оружие, останки людей, остатки жилищ, черепки посуды и многое другое. Эти вещественные свидетельства скрыты, как правило, под толстым слоем земли, нанесенной временем.

Археологи делают раскопки, терпеливо снимая землю слой за слоем. Очень важно точно определить положение предмета в определенном слое земли. Это помогает установить время его появления.

При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей.

Первобытные люди приспосабливали для жизни пещеры, иногда покрывая их стены рисунками. В дальнейшем человек научился строить хижины, дома, а позже и храмы. Сохранившиеся до наших дней сооружения и произведения искусства могут многое рассказать о прошлом.

Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.

Древние мифы, сказания повествуют о том, как наши предки представляли себе мир и свое место в нем, каким богам они поклонялись.

Особенно ценными источниками являются записи. сделанные людьми в древности и дошедшие до наших дней. Письменные источники позволяют узнать об исторических событиях, о жизни людей.

Сочинения древних авторов много раз переписывались в последующие эпохи. Они, как правило, дошли до нас в рукописях и пересказах более позднего времени.

Вы знаете, что и сегодня в отдаленных уголках земли существуют первобытные племена. Кроме того, многие народы и в наши дни сохранили традиции и обычаи своих предков. Их изучением занимаются науки этнология и этнография, помогающие нам представить жизнь людей в далеком прошлом.

В изучение первобытности и истории древнего мира вложен труд многих поколений ученых.

Но изучение это не может быть завершено никогда, питому что, пока существует человек, он будет стремиться узнавать новое, создавать все более полную и точную картину прошлого.

Исторические знания постоянно уточняются и обогащаются в результате изучения исторических источников. Ученые пишут статьи и книги, в которых объясняют причины, ход и последствия исторических событий, действия правителей, возникновение и судьбы цивилизаций. Если данных для полных научных выводов недостаточно, историки высказывают научные предположения - гипотезы.

В исторической науке существуют различные точки зрения на те или иные события прошлого. Ученые ведут между собой научные споры - дискуссии. Очень важно, чтобы историческая наука постоянно развивалась.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Наибольшая библиотека рефератов, планирование уроков истории, материалы для подготовки к урокам истории, ответы на тесты, изучай историю 5 класс бесплатно


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке истории, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, актуализация опорных знаний, работа по новой теме, эпиграф, игры, анализ рассказа, физкультминутка, закрепление, составление синквейна, визитка, итог, домашнее задание.

Задачи: Обучающиеся узнают, что такое история, научатся определять исторические периоды, познакомятся с видами исторических источников.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Учитель предлагает детям продумать варианты сохранения памятных событий

Человечество прошло несколько этапов развития, смена которых была обусловлена разными причинами. Какие же это периоды? Работаем самостоятельно с карточками Учи.ру

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 844 материала в базе

Материал подходит для УМК

Что такое история. Ключи к познанию прошлого

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.01.2022 48
  • DOCX 15.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карбышева Снежана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1 Что такое история. Ключи к познанию прошлого §1. Урок всеобщей истории в 5 классе. Программа и учебник В.И. Уколовой Л.А. Синяева

3 1. Что такое история Как вы думаете, зачем изучать историю? С. 8. Что такое история ? С. 8 Дает ответы на вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда движется человечество? история Прошлое всех людей Наука, изучающая прошлое Изучаем новую тему

4 2. Периоды истории Периоды, эпохи ? С. 8 Большие отрезки времени Предыстория (первобытность) история История древнего мира История Средних веков 5-15 вв. История Нового времени вв. История Новейшего времени вв. От появления первых предков человека до городов, государств, письменности. Каменный век Каменный век

5 3. Исторические источники с. 9 Исторические источники предметы постройки Письменные тексты изображения Произведения искусства

6 4. Науки – помощницы истории археология антропология этнография Подбери соответствующие надписи. этнология

7 Запомни! Знание истории необходимо каждому человеку История – это прошлое всех людей Ученые делят историю на большие отрезки времени – периоды и эпохи. Выделяют первобытность, время до нашей эры, нашу эру. О прошлом мы узнаем из исторических источников: предметов, построек, письменных текстов, изображений, произведений искусства. Науки – помощницы истории: археология, антропология. Этнология, этнография

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории на тему "Что изучает история". Конспект разработан для пятого класса.

Конспект урока по истории

Тема урока: Введение. Что изучает история.

Цель: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс.

-определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;

-ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника;

-вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты:

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.

Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

2. Исторические источники.

3. Знакомство со структурой учебника.

III. Работа по теме урока

1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. А история человечества началась очень и очень давно, сотни тысяч лет назад.

По ходу выполнения задания составляется схема.).


Знать историю

Уметь отвечать на вопросы

Когда? Где? Почему?

Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.

2. Исторические источники

Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

Первый вид – это вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей. Второй вид – это устные источники: предания, сказания, легенды, былины, которые передаются из поколения в поколение. Третий вид источников - это письменные (это исторические документы или историческая письменность).

Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Хранятся вещественные источники как правило в музее.

Устные источники.

Работа в парах.

У учащихся на партах лежат тексты средневековой песенки вагантов ХI-XIII веков, которая звучит в мультфильме:

Во французской стороне,

Hа чужой планете,

Предстоит учиться мне

В университете.

До чего тоскую я,

Hе сказать словами.

Плачьте ж милые друзья

Hа прощание пожмём

Мы друг другу руки,

И покинет отчий дом

Мученик науки.

Если не сведут с ума римляне и греки

Сочинившие тома для библиотеки,

Если те профессора, что студентов учат,

Горемыку-школяра насмерть не замучат,

Если насмерть не убьют

Hа хмельной пирушке -

К вам, друзья - подружки.

Работая в парах с текстом песни, учащиеся могут ответить на вопросы написанные на доске:

1) В каких учебных заведениях учились в старину?

2) Трудным ли было обучение?

3) Как назывались учителя? (профессора);

4) Как назывались учащиеся? (студенты);

5) Кто сочинил тома (учебники) для университетов? (римляне и греки).

3.Знакомство с учебником

Подведение итогов.

- Почему важно изучать историю? - Чему можно научиться на уроках истории?

Читайте также: