Художник в театре кукол 8 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Кукла – это пластическое обобщение Живого
существа (человек, животное). Кукла – это
скульптура. Театральная кукла - своеобразная
маска актера, помогающая выражать задуманный
образ.

7. ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ НАД ШИРМОЙ

ТРОСТЕВАЯ
Это куклы огромных размеров .
Управляется одним или
несколькими актёрами с помощью
тростей
ПЕРЧАТОЧНАЯ
Управляется кистью
кукловода
ПАЛЬЧИКОВАЯ
Управляется пальцами
кукловода

8. НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ находятся ниже актёра, прямо на полу

КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ
Используются в уличных представлениях.
Часто имеют большую голову, передвигаются
на ходулях.
МАРИОНЕТКИ
Куклы, которые приводятся в
движение за нити, прикрепленные к
различным частям тела.

9. Куклы - наперстки. Они одеваются на пальцы.

10. ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ

• Планшетная или паркетная кукла - это театральная
кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по
настилу сцены, который называется "планшет".
планшетная кукла, которая движется не руками, а.
ногами кукольника.

• Куклы-автоматы - механические куклы,
"оживление" которых происходит с помощью
системы рычагов, пружин, пара и т.д.
Применения кукол-автоматов на театре довольно
ограничены, так как в их работе роль актера
сведена к минимуму.

• Самым известным кукольным театром в нашей стране
является театр имени Образцова С.В., созданный в
1931 году, где Образцов 60 лет был художественным
руководителем. Им было поставлено более 70
спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им
театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и
90 городах зарубежных стран.

Практическое задание:
создать эскиз куклы МАРИОНЕТКИ
(можно на выбор).
В эскизах определите для себя характер будущих кукол
(веселый, добрый, злой), а также особенности фигуры
(толстый или худой, большой или маленький).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности.

Цель для учителя: организовать коллектив к учебной работе

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация.

Связь с предыдущими уроками, на которых изучалась роль художника в театральном искусстве вообще. Наводящие вопросы учителя для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформировать цель нового урока.

Цель для учителя: заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

- Что мы изучали на прошлых уроках? Какова роль художника в театре? Какие виды театра вы знаете?

3. Постановка темы урока. Беседа о кукольном театре.

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Кукла – это пластическое обобщение Живого существа (человек, животное). Кукла – это скульптура. Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Процесс оживления куклы кажется зрителям чудом. Кукла может быть обличительной и жестокой, может быть нежной и мягкой, стремительной или романтической. Кукла обладает свойством создавать образы особой обобщающей силы. В кукольном театре можно создавать спектакли, которые нельзя поставить в других театрах.

Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?

Вопрос: Когда впервые возникли кукольные театры и куклы?

В древнейшие времена люди делали кукол, изображающих богов: бог войны, воды, охоты и др. И до сих пор в странах Южной Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии существуют подобные представления.

Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли "божественное" происхождение этого искусства.

На Руси кукол делали из глины, дерева, соломы, ткани. В них играли и дети, и взрослые. Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Бродячие кукольники разыгрывали интермедии, сценки, где главным героем был любимый персонаж – Петрушка. Такие же герои были у многих народов: в Германии – Ганс Вурст, в Англии – Панч, Франции – Полишинель, Испании – Дон Кристобаль, Италии – Пульчинелла, Чехии – Кашпарек.

Петрушка – кукла в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом. Он всегда участник ярмарочных сценок.

Вопрос: Что должен знать художник о персонаже?

(Кто он? Какой он? Его поведение, характер, выразительность образа)

Вопрос: Как художник создает куклу?

Существуют несколько видов театральных кукол.

2. Демонстрация эскизов разных видов кукол и оригинальных кукол разных видов.

По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.

Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.

Перчаточная кукла – самая простая. Она надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.

Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол.

Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр "ваянг-голек").

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - т.е. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.

Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Вопрос: Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?

4. Выполнение практической работы.

Читаем отрывок народной сказки или басни, выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут делать.

1. Выбор персонажа.

2. Продумывание формы куклы. При создании любой куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж- характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответствии с действиями и поведением куклы.

3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.

4. Продумывание деталей, дополняющих образ.

5. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: Подготовка материалов для изготовления театральной куклы по эскизу. На следующем уроке будет продолжено изготовление куклы с последующим театральным представлением (фрагментом спектакля).

Художник в театре кукол.

План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского

Вид занятия: комбинированный урок.

Тема урока: Художник в кукольном театре

Цель урока: осознание роли художника в окружающей нас мире, в частности в кукольном театре

Задачи: углубление знаний о театральном искусстве, кукольном театре и роли художника

Углубление и систематизация знаний о видах кукол, истории возникновения кукольного театра

Развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и творческой активности

Оборудование урока:

Классная доска, мел; методические пособия: эскизы кукол, театральные куклы (разных видов)

Тетрадь, ручка, альбом, карандаш.

1.Организационная часть(1 мин)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин)

3.Объяснение нового материала(10 мин)

4. Закрепление. Практическая работа (30 мин)

5. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Уборка рабочих мест.(2 мин)

1. Организационная часть.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности.

Цель для учителя: организовать коллектив к учебной работе

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация.

Связь с предыдущими уроками, на которых изучалась роль художника в театральном искусстве вообще. Наводящие вопросы учителя для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно сформировать цель нового урока.

Цель для учителя: заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

- Что мы изучали на прошлых уроках? Какова роль художника в театре? Какие виды театра вы знаете?

3. Постановка темы урока. Беседа о кукольном театре.

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Кукла – это пластическое обобщение Живого существа (человек, животное). Кукла – это скульптура. Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Процесс оживления куклы кажется зрителям чудом. Кукла может быть обличительной и жестокой, может быть нежной и мягкой, стремительной или романтической. Кукла обладает свойством создавать образы особой обобщающей силы. В кукольном театре можно создавать спектакли, которые нельзя поставить в других театрах.

Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?

Вопрос: Когда впервые возникли кукольные театры и куклы?

В древнейшие времена люди делали кукол, изображающих богов: бог войны, воды, охоты и др. И до сих пор в странах Южной Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии существуют подобные представления.

Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли "божественное" происхождение этого искусства.

На Руси кукол делали из глины, дерева, соломы, ткани. В них играли и дети, и взрослые. Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Бродячие кукольники разыгрывали интермедии, сценки, где главным героем был любимый персонаж – Петрушка. Такие же герои были у многих народов: в Германии – Ганс Вурст, в Англии – Панч, Франции – Полишинель, Испании – Дон Кристобаль, Италии – Пульчинелла, Чехии – Кашпарек.

Петрушка – кукла в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом. Он всегда участник ярмарочных сценок.

Вопрос: Что должен знать художник о персонаже?

(Кто он? Какой он? Его поведение, характер, выразительность образа)

Вопрос: Как художник создает куклу?

Существуют несколько видов театральных кукол.

2. Демонстрация эскизов разных видов кукол и оригинальных кукол разных видов.

По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.

Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.

Перчаточная кукла – самая простая. Она надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.

Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол.

Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр "ваянг-голек").

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - т.е. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.

Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Вопрос: Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?

4. Выполнение практической работы.

Читаем отрывок народной сказки или басни, выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут делать.

1. Выбор персонажа.

2. Продумывание формы куклы. При создании любой куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж- характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответствии с действиями и поведением куклы.

3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.

4. Продумывание деталей, дополняющих образ.

5. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: Подготовка материалов для изготовления театральной куклы по эскизу. На следующем уроке будет продолжено изготовление куклы с последующим театральным представлением (фрагментом спектакля).

Может быть, одно из самых ярких впечатлений детства у каждого из нас — это кукольный спектакль, посещение театра кукол. Вначале дома, играя с куклой как с живым существом, мы потом сохраняем это отношение и к театральным куклам. Но кукла в театре выводит нас за пределы детства и воспринимается уже как искусство лицедея-актёра и художника. Кукольный театр — единственный вид сценического искусства, где роль художника первостепенна, ибо каждая кукла — творение его рук.

Искусство театра кукол — одно из древнейших. Игра с куклой — это не только твоё детство, это детство человечества. Искусство кукольного театра, как и театра маски, имеет глубочайшие корни в культуре разных народов. Национальные традиции живут и развиваются в кукольных театрах Китая и Юго-Вос-точной Азии, Арабского Востока и стран Европы, Африки и Южной Америки. Они имеют свои традиции и каноны, которые часто действуют до сих пор.


Театральная кукла по своему воздействию на зрителя сравнима со своеобразной маской. И та и другая — застывшие и статичные, и за той и за другой скрывается актёр, оживляющий их.

Даже самая простая кукла, кажущаяся на первый взгляд игрушкой, пустяком, — маленькая тайна. Когда видишь до начала представления висящие или лежащие в странных позах куклы, будто застывшие в загадочном, нереальном сне, да ещё в полутьме костюмерной, тебя невольно охватывает трепет. С застывшими лицами и безвольно повисшими телами, они не куклы, а призраки, ждущие, когда в них вдохнут душу и они превратятся в Мальвину или Пьеро, пса Артемона или кота Базилио.


По способам работы с театральными куклами различают куклы перчаточные, тростевые, марионетки и др.

В соединении искусства художника и актёра заключена тайна жизни куклы. И только для Карабаса-Барабаса здесь нет таинства, а есть лишь дрянной кукольный народец, которому всегда нужна плётка!


Конечно, художник не только делает кукол, но и выполняет весь спектр сценографической работы: живописные декорации, плоскостные или объёмные элементы игрового пространства и бутафорию (включая занавес, ширму и другие специфические элементы кукольного представления).

Перед художником и в кукольном театре стоит задача добиться единства изобразительного стиля облика куклы со всем остальным оформлением спектакля, свет и всякие пиротехнические трюки тоже занимают значительное место в создании впечатляющего зрелища, которое захватывает и маленького, и взрослого зрителя.


Кукольный спектакль сегодня — это совсем не обязательно детская сказка. Современный театр кукол поражает многообразием жанров, экспериментами и поисками игровых сценических форм: сочетанием ростовых кукол (кукол в рост человека и более) и актёров, теневого театра и джаза, соединением световых и компьютерных эффектов. На этом игровом многообразии строится особая драматургия, для которой требуется художник, стремящийся раскрыть новые горизонты древнейшего театрального жанра — игры с куклой.

Раньше в России в городах была очень сильна традиция домашних семейных театров, а в деревнях — традиция народных праздников и игр. Театральное представление даёт возможность возродить эти естественные творческие связи дома, в кругу друзей. Горизонты этих игр расширились и вбирают в себя сегодня не только скромные семейные кукольные спектакли для малышей, но и молодёжные перформансы. Твоя фантазия может воплотиться и в сказку для малышей, и в сценарий для школьного вечера, где всегда есть место и куклам — этим вечно веселящим нас актёрам.


На фотографиях — сцены из современных кукольных представлений с применением разных игровых форм, технологий и спецэффектов

Перед создателями любительских кукольных спектаклей стоят те же творческие задачи, что и перед профессионалами (различие в технических возможностях). Не цеха, а вы сами создаёте и кукол, и всё оформление.


Задание

Учебно-исследовательское

  1. Какие виды театральных кукол и жанров вы знаете? (Проиллюстрируйте жанровое многообразие и зрелищную специфику театра кукол на примере кукольных сценок, сделанных вами вместе с двумя-тремя одноклассниками.)
  2. Почему роль художника в театре кукол столь значительна?
  3. В чём общее и различное между драматическим и кукольным спектаклями? Как устроить и провести простейший любительский детский кукольный спектакль?

Куклы в хорошем спектакле через некоторое время воспринимаются как живые. Но у куклы есть ещё одно волшебное свойство. Она, подобно маске, может раскрепощать актёра, как бы помогая ему скрываться за ней (мол, это не я, а он). Пользуясь этим преимуществом кукольного театра, постройте этюд на органику диалога с куклой как с реальным партнёром.


В этюде вы можете играть две роли, будучи актёрски единым в двух лицах.

Простейшая кукла или даже шарик, надетый на палец, превращается в живого человека, потому что артист относится к нему как к живому существу. На него можно сердиться, его можно бранить или жалеть, и мы — зрители — начинаем видеть в нём то малышку, то злого разбойника, то шекспировскую Джульетту.


Поэтому неважно, движется ли кукла на тростях, перчаточная ли она, маленькая или ростом с кукловода, спрятан ли артист за ширмой или манипулирует куклой на наших глазах, — всё дело в вере зрителя и в этом магическом если бы. Вспомните свой игровой опыт в казаки-разбойники или в дочки-матери, когда любая деревяшка или кукла благодаря вере в неё и фантазии обретала жизнь.

Вот и сейчас, правдиво общаясь с куклой, вы обретаете партнёра по диалогу!

Для учителя: Проектор, презентация по теме урока.

Для обучающихся: Вата, клейстер.

  1. Постановка творческой задачи.
  2. Изучение материала о театральных куклах.
  3. Практическое выполнение работы.
  4. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

II. Постановка темы урока. Беседа о кукольном театре.

1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Самый любимый театр у детей во всем мире - кукольный театр.

Потому что актеры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.

Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Сказку, басню можно сыграть при помощи кукол.

Искусство театра - искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники, даже гардеробщики и билетеры. Сценическое действие актера в театре кукол двунаправлено: он одновременно должен иметь в виду и содержание спектакля, и зрителей, которым он показывает спектакль, актеру все время следует ориентироваться на восприятие им событий, происходящих на сцене. То есть, актер кукольного театра держит в поле зрения не только то, что он показывает, но и то, как его действия воспринимаются зрителями.

Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли "божественное" происхождение этого искусства.

Первые исследования о происхождении театральной куклы были предприняты в 19 в. французским писателем Ш.Нодье.

Существуют несколько видов театральных кукол.

2. Демонстрация слайдовой презентации о видах театральных кукол.

По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.

Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.

Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.

Классический образец перчаточной куклы - русский Петрушка. "ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он - насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает.

В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.

Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр "ваянг-голек").

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - т.е. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.

Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?

III. Выполнение практической работы.

Необходимо изготовить театральную перчаточную куклу.

1. При создании любой куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж- характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответствии с действиями и поведением куклы. Начинаем работу с эскиза, придуманного образа.

2. Мастерим заготовки для головок кукол из папье-маше. Берем воздушный шар, надуваем его, и обклеиваем мелко нарванной газетной бумагой с помощью клейстера, 7- 8 слоев, при этом первый слой накладывается на воде, для того, что бы мы смогли в дальнейшем отделить заготовку от шарика. Затем, при помощи бумажной клеевой массы делаем "рельеф" лица. Бумажную массу мы готовим заранее, для этого тонкую бумагу рвем на кусочки размером примерно 2 х 2 см., замачиваем в воде на 2 - 3 часа, затем воду сливаем и добавляем клей ПВА.

На втором уроке будет продолжена работа над созданием театральной куклы. И результатом проделанной работы будет театрализованный показ кукольного представления..

IV. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: Сшить перчатку - основу петрушечной куклы и костюм. Перчатка должна быть сшита на руку кукловода, не стесняя движений пальцев (рисунок 1). Материал для перчатки подбираем прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движений руки. Костюм должен быть сшит соответственно образу куклы.

Читайте также: