Конспект двусложные размеры стиха

Обновлено: 05.07.2024

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

_/_ _/_ _/ _ _/

_/_ _/_ _/ _ _/

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ)

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".

Итак, уважаемый Автор, говорите, "не мог он ямба от хорея" отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать статьи в учебнике "Двусложные размеры стиха", "Трёхсложные размеры стиха", выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)

Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.

Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

Лирика – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Пиррихий – явление пропуска схемного ударения.

Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке.

Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь. — В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 c.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Паритет, 2007 —320 с.
  3. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: Учебник. — В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 288 c.
  4. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 c.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 c.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 c.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся / Книга для учителя литературы // Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 c.
  4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе / Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций // Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.

Электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Вы слышите, что в нем есть ударные и безударные слоги. Давайте расставим в них ударения.

А теперь давайте обозначим ударные слоги – V

А безударные – _

Получим такой рисунок: V _

Чередование ударных и безударных слов называется стихотворным размером.

Стихотворный размер задаёт ритм стихотворению. Именно благодаря чередованию ударных слогов с безударными получается ритм стихотворения.

С помощью ритма и стихотворного размера создается рифма.

Размер, а точнее, количество стоп, формирует длину строки.

А окончание строки – ударное или безударное – рифму.

Мчатся тучи, вьются тучи,

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна…

Рифма бывает перекрёстной, парной, кольцевой, смешанной.

В перекрёстной рифме созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. По принципу АБАБ:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

В парной рифме созвучны 1 и 2 , 3 и 4 строчки по принципу ААББ:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Кольцевая рифма даёт созвучие 1 и 4 2 и 3 строчек:

И там я был, и мёд я пил.

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

А в смешанной рифме возможны варианты смешения всех видов рифмовки.

Стихотворные размеры делятся на двусложные и трёхсложные.

Двусложные размеры называются хорей и ямб:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи!

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее …

Посмотрим, как падают ударения в этом отрывке из сказки Александра Сергеевича Пушкина.

В стопе хорея ударение падает на первый слог, второй остается безударным.

Чередование слогов – ударный – безударный – мы называем хореем.

Еще один двусложный размер – это ямб. В нем всё наоборот. Он начинается с безударного слога, а второй идёт ударный:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Вот еще один пример ямба:

Я к вам пишу, чего же боле,

Что я могу еще сказать?

Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен. К слову сказать, в основе колыбельных лежит хорей.

Существуют также и трёхсложные размеры.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В нём ударение из трёх слогов падает на первый.

Следующий размер называется амфибрахий.

В нём ударение падает на второй слог из трёх:

Сижу за решёткой в темнице сырой,

Вскормлённый в неволе орёл молодой…

И последний трёхсложный размер называется анапестом.

Как вы уже догадались, в нём ударение падает на третий слог:

О, весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта…

Теоретический материал для углубленного изучения

Чтобы выучить названия двусложных размеров, лучше запоминать их по порядку: хорей – ямб.

В хорее – ударение на первый слог, в ямбе – на второй.

Для трехсложных размеров существует мнемонический приём. (Мнемо́ника – от греч. τὰ μνημονικά – искусство запоминания).

Д – дактиль (первая буква – ударный первый слог);

АМ – амфибрахий (вторые буквы – ударный второй слог);

А – анапест (последняя буква – ударный последний третий слог).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите пропущенное слово в определении:

____ – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие роды литературы бывают.

В литературоведении чаще всего выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – это повествование о событиях, особое внимание уделяется развитию действия и сюжету, описаниям героев. Драма – это в основном произведения, написанные для театра. Особое внимание уделяется сюжету. А в лирике воспроизводятся чувства и переживания самого автора, чаще всего именно поэта.

Правильный ответ: лирика

Выделение цветом

Определите стихотворный размер отрывка из произведения М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Чтобы выполнить это задание, необходимо выполнить алгоритм определения стихотворного размера:

1. Расставить стихотворные ударения в строках.

На се́вере ди́ком стои́т одино́ко

На го́лой верши́не сосна́…

2. Разделить на слоги и нарисовать схему чередования ударных и безударных слогов (ритма):

_V _ _ V_ _ V _ _ V_

_ V _ _ V _ _ V…

3. Определить, в каком порядке происходит чередование в стопах.

В нашем случае стопа выглядит вот так: безударный – ударный – безударный.

4. Определить размер.

Ударным получается второй слог из трёх. Ответ: это трёхсложный размер амфибрахий.

Цель : Сфо рмирова ть понятия о стихотвор ных размера х, рифмах .

1) Образователь ная: познакомить у чащихся с ху дожественным ми ром

лирического пр оизведения, дать началь ное представл ение о мет рах и

2) Воспитательн ая: воспитывать интер ес к миру поэзии.

3) Развивающая : р аз вити е умения слышать ритм и п редставлять поэтические

Источники: УМК под ре д. Коровиной В.В. Ону фриев «СПРАВО ЧНИК ПО

3.Психологичес кая подготов ка к усвоению нов ого материала.

Оборудование :Презентация( автор: Шопина Д.А. ) , УМК под ред.К оровиной.

Чтение стихотво рения наизу сть, ответы на в опросы по мате риалу прошлого

3. Психол огическая по дготовка к у своению нового мате риала.

Учитель: Ребята,а к то как понял эти ст роки?М ожет кто - то знает, отку да они?

Учитель: Это ст ихотворные размеры ст иха.Имен но с ними мы сег одня с вами

и познакомимс я на нашем уроке.Дава йте запишем т ему уро ка: «Двусложные

Учитель: Стихи отличаются от прозы п режде всего тем,чт о они зву чат

ритмично.Это з начит,что кажда я новая строка зву чит похоже на

предыдущу ю.Обратите вн имание на слайд.Учитель читает:

Учитель: Об ратите внимание на непривычное у дарение в сл ове прИдут. Как

вы думаете, для чег о Александр Се ргеевич его использу ет?

Учитель: Столь н епривычным у дарением в слове прИду т автор создает

Учитель: Кто м ожет сказать, что общего у 1,3 и 5 стр ок? Что объединяет

Учитель: А что еще можно сказать ? О чем нам гово рят окончания эти х

Учитель: Действит ельно.А кто с кажет,ч то такое рифма в ст ихотворени и?

Учитель: Дава йте запишем определе ние рифмы в тет ради.Текст п оявляется

Рифма (от греч. r hythm os — соразмерность, соглас ованность) —

совпадающее, созву чное оконча ние двух или нескольких ст ихотворных

Учитель: Су ществует несколько вид ов риф м. Обратите вни мание на отрывок

из стихотво рения А.С.Пу шкина. Скажите, какие стр оки здесь рифмуются?

Текст появляетс я на слайде.Учител ь читает отрыв ок.

Ученик: Здесь рифмуются перв ые две строки, и послед ние две стр оки.

Учитель: Да. Така я рифма называется п араллельной или па рной . Давайте

Параллельная(па рная) рифма –это рифмовка смежны х строк стиха: перв ого

Учи тель: А т еперь посмотр ите на этот отрывок (на сла йде появляетс я текст ).

Ученик: В перв ом отрывке рифму ются 1 и 3,2 и 4 строки.

Учитель: Действит ельно. И такая рифма называет ся перекре стной. Давайте

Перекрестная рифма - рифмовка пе рвой ст роки с треть ей , второй - с

Учитель: Об ратите внимание на эт о четверостишье (текст на слайде)

Учитель: Таку ю рифму называют кольцевой. За пишите это в сво и тетради.

Кольцевая рифма - первая строка р ифмуется с четв ертой, а вторая - с

сей час поможем детскому писат елю Даниилу Хармсу закончить

попробу йте вставить те слова, кот орые были заду маны Даниил ом Хар мсом,

Учитель: Что та кое рифма мы выя снили и закреп или, и даже сами уже

попробовали с рифмовать строч ки. А теперь посмот рите на следу ющий

отрывок текста. (слайд). Прочита йте самостоятельн о и скажите – стихи эт о

Под большим ш атром голубых не бес вижу - даль степей зел енеется. И на

гранях их, выше тем ных ту ч, цепи гор стоят великанами. По степям в мо ря

реки катятся, и леж ат пу ти во все стороны. ( И .С. Никитин )

Посмотрите, как за писал свое п роизведение авт ор ( текст на слайде) :

Учитель: Послу шайте, как я его п рочитаю. Похоже н а стихи?

Учитель: Рифма ест ь? Сравните сл ова, заканчивающ ие строчки.

Учитель: Рифмы нет ,но это действительно ст ихи, только б ез рифмы. Такие

стихи называются б елыми. Значит, в стихотворе нии должно б ыть что - то ещё,

кроме рифмы. Ст ихи от прозы отлич ает не тольк о рифма, а что - то более

Стихотворный ритм - это чередование у дарных и безу дарных слог ов в строке.

слайд. В отрывке из стихотв орения выделены у дарные слог и, которые как

раз - таки и соз дают ритм стихотв орения. Давайте попробу ем отстучать ритм.

Я буду читать сти хотворение , а вы на ка ждый ударный сл ог хлопайте в

Учитель: Ребята, а с ейчас давайте просту чим другой стихотворный отрыво к.

Учитель читает, дети хлопают в лад оши на у дарные слоги.

Учитель: Отл ичаются эти стихотво рные строки п о ритму?

Учитель: Ритм - ва жная составляюща я стихотвор ной речи. От него зав исит

музыкальность, характер, темп, настроение ст ихотворения. В поэтическом

произведении в ажно не толь ко содержание, но и форм а – то есть ритм,

звучание, му зыка стихотворе ния, которая, со бственно, сам о стихотворен ие и

Сейчас познакомим ся с ещё одним очень важным п онятием ритма

Так что же так ое метр? Этот терм ин появился еще в античн ые времена.

Античное стих осложение значит ельно отличалось от современ ного, в

частности тем, чт о в современной поэзии сти хотворное звучание достигаетс я

последовательн ым чередован ием ударных и безударн ых слогов, в то в ремя,

как античные сти хотворцы добивались поэт ического зву чания, растягива я

одни слоги и б ыстро произн ося дру гие. Однако и в совреме нной, и в

античной п оэзии стихотворения им еют определенн ый повторяющи йся ритм.

Сочетание у дарных и безу дарных слогов в современном сти хосложении ( или

протяжных и к оротких слог ов в античн ом) и называется м етром ( текст на

МЕТР (греч. m etron – мера, размер) - у порядоченное че редование у дарных и

безударных слог ов(сильных и слабых м ест) в стихе, общая схема звукового

Учитель: А кто зн ает, что такое разме р стиха? И какие р азмеры бываю т?

Учи тель: РА ЗМЕР – способ зву ковой организации ст иха; частный сл учай

Учитель: В завис имости от зам ысла и задач авт ора размер стихов мо жет быть

различен. Сего дня наш разговор п ойдет лишь о дву сложных разме рах стиха .

Давайте рассмотр им это на пр имерах и попро буем определить разме р уже

Для того, чтоб ы вам проще был о определять размер, давайт е запишем перв ые

(На слайд выводятс я первые две ст роки с поставлен ным ударением).

Учитель: Запи шите, пожалу йста, их в тетра дь, проверьте, вез де ли вы

поставили удар ение. А сейчас м ы с вами на доске бу дем графически

обозначать слоги. Т ам, где сл ог безударный, ставим чёрточку , там, где

(Один у ченик выходит к доске и записывает графически с логи)

Учитель: Союз м ы также вклю чаем в слоги, он будет безу дарным. Ставим

Учитель: Хо рошо, давайте тепе рь посмотрим на н ашу графическу ю запись. В

первой и втор ой строке ударен ия падают на о дни и те же сл оги и на как ие?

Ученик: Да, они падают на вто рой, четвёртый, шест ой и вос ьмой слог.

Учитель: Пере д тем, как начать разбирать э то стихотворение , мы с вами

сказали о том, чт о будем вести речь о дву сложных размерах сти хов. Давайте

теперь запишем определение, что так ое дву сложный размер.

Если в каждой стр оке одинаков о повторяются гру ппы из дву х слогов (первый

Цель урока: формировать понятие стихотворных размеров
Задачи:
• формировать знания о стихотворных размерах,
• отработать навык определения размера стиха
• развитие умения слышать ритм стихотворения
• воспитание любви к поэзии

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин
Организационный момент:
- проверка готовности к уроку
- объявление темы урока
- формирование цели урока

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа.
Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
Условные обозначения: ударный слог _/
безударный слог _

Рассмотрим основные размеры стихосложения.
Двусложные размеры стиха:
1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Закрепление изученного материала.
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха.
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
(Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
(Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
(Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
(Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы.
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.
Итоги урока:
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным

Читайте также: