Конспект двусложные размеры стиха
Обновлено: 05.07.2024
Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.
Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:
дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-
так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?
Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?
Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.
Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]
Да, непростое словечко!
"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.
А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.
Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.
2. Определение стихотворных размеров
А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ)
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:
Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.
Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.
Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.
Вспомним снова "Евгения Онегина".
Итак, уважаемый Автор, говорите, "не мог он ямба от хорея" отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.
Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.
В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.
Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.
Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:
Дактиль _/ _ _ (золото)
Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:
Амфибрахий _ _/ _ (железо)
Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.
Анапест _ _ _/ (серебро)
А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.
В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА
А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.
У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.
Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:
Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.
Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:
На сЕвере дИком стоИт одинОко
Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.
Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?
Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:
а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать статьи в учебнике "Двусложные размеры стиха", "Трёхсложные размеры стиха", выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)
Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.
Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.
Лирика – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.
Пиррихий – явление пропуска схемного ударения.
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.
Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке.
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь. — В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 c.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Паритет, 2007 —320 с.
- Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: Учебник. — В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 288 c.
- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 c.
Дополнительная литература:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 c.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 c.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся / Книга для учителя литературы // Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 c.
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе / Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций // Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Вы слышите, что в нем есть ударные и безударные слоги. Давайте расставим в них ударения.
А теперь давайте обозначим ударные слоги – V
А безударные – _
Получим такой рисунок: V _
Чередование ударных и безударных слов называется стихотворным размером.
Стихотворный размер задаёт ритм стихотворению. Именно благодаря чередованию ударных слогов с безударными получается ритм стихотворения.
С помощью ритма и стихотворного размера создается рифма.
Размер, а точнее, количество стоп, формирует длину строки.
А окончание строки – ударное или безударное – рифму.
Мчатся тучи, вьются тучи,
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна…
Рифма бывает перекрёстной, парной, кольцевой, смешанной.
В перекрёстной рифме созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. По принципу АБАБ:
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
В парной рифме созвучны 1 и 2 , 3 и 4 строчки по принципу ААББ:
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Кольцевая рифма даёт созвучие 1 и 4 2 и 3 строчек:
И там я был, и мёд я пил.
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
А в смешанной рифме возможны варианты смешения всех видов рифмовки.
Стихотворные размеры делятся на двусложные и трёхсложные.
Двусложные размеры называются хорей и ямб:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи!
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее …
Посмотрим, как падают ударения в этом отрывке из сказки Александра Сергеевича Пушкина.
В стопе хорея ударение падает на первый слог, второй остается безударным.
Чередование слогов – ударный – безударный – мы называем хореем.
Еще один двусложный размер – это ямб. В нем всё наоборот. Он начинается с безударного слога, а второй идёт ударный:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Вот еще один пример ямба:
Я к вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать?
Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен. К слову сказать, в основе колыбельных лежит хорей.
Существуют также и трёхсложные размеры.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В нём ударение из трёх слогов падает на первый.
Следующий размер называется амфибрахий.
В нём ударение падает на второй слог из трёх:
Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой…
И последний трёхсложный размер называется анапестом.
Как вы уже догадались, в нём ударение падает на третий слог:
О, весна без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта…
Теоретический материал для углубленного изучения
Чтобы выучить названия двусложных размеров, лучше запоминать их по порядку: хорей – ямб.
В хорее – ударение на первый слог, в ямбе – на второй.
Для трехсложных размеров существует мнемонический приём. (Мнемо́ника – от греч. τὰ μνημονικά – искусство запоминания).
Д – дактиль (первая буква – ударный первый слог);
АМ – амфибрахий (вторые буквы – ударный второй слог);
А – анапест (последняя буква – ударный последний третий слог).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Впишите пропущенное слово в определении:
____ – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие роды литературы бывают.
В литературоведении чаще всего выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – это повествование о событиях, особое внимание уделяется развитию действия и сюжету, описаниям героев. Драма – это в основном произведения, написанные для театра. Особое внимание уделяется сюжету. А в лирике воспроизводятся чувства и переживания самого автора, чаще всего именно поэта.
Правильный ответ: лирика
Выделение цветом
Определите стихотворный размер отрывка из произведения М. Ю. Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
Чтобы выполнить это задание, необходимо выполнить алгоритм определения стихотворного размера:
1. Расставить стихотворные ударения в строках.
На се́вере ди́ком стои́т одино́ко
На го́лой верши́не сосна́…
2. Разделить на слоги и нарисовать схему чередования ударных и безударных слогов (ритма):
_V _ _ V_ _ V _ _ V_
_ V _ _ V _ _ V…
3. Определить, в каком порядке происходит чередование в стопах.
В нашем случае стопа выглядит вот так: безударный – ударный – безударный.
4. Определить размер.
Ударным получается второй слог из трёх. Ответ: это трёхсложный размер амфибрахий.
Цель : Сфо рмирова ть понятия о стихотвор ных размера х, рифмах .
1) Образователь ная: познакомить у чащихся с ху дожественным ми ром
лирического пр оизведения, дать началь ное представл ение о мет рах и
2) Воспитательн ая: воспитывать интер ес к миру поэзии.
3) Развивающая : р аз вити е умения слышать ритм и п редставлять поэтические
Источники: УМК под ре д. Коровиной В.В. Ону фриев «СПРАВО ЧНИК ПО
3.Психологичес кая подготов ка к усвоению нов ого материала.
Оборудование :Презентация( автор: Шопина Д.А. ) , УМК под ред.К оровиной.
Чтение стихотво рения наизу сть, ответы на в опросы по мате риалу прошлого
3. Психол огическая по дготовка к у своению нового мате риала.
Учитель: Ребята,а к то как понял эти ст роки?М ожет кто - то знает, отку да они?
Учитель: Это ст ихотворные размеры ст иха.Имен но с ними мы сег одня с вами
и познакомимс я на нашем уроке.Дава йте запишем т ему уро ка: «Двусложные
Учитель: Стихи отличаются от прозы п режде всего тем,чт о они зву чат
ритмично.Это з начит,что кажда я новая строка зву чит похоже на
предыдущу ю.Обратите вн имание на слайд.Учитель читает:
Учитель: Об ратите внимание на непривычное у дарение в сл ове прИдут. Как
вы думаете, для чег о Александр Се ргеевич его использу ет?
Учитель: Столь н епривычным у дарением в слове прИду т автор создает
Учитель: Кто м ожет сказать, что общего у 1,3 и 5 стр ок? Что объединяет
Учитель: А что еще можно сказать ? О чем нам гово рят окончания эти х
Учитель: Действит ельно.А кто с кажет,ч то такое рифма в ст ихотворени и?
Учитель: Дава йте запишем определе ние рифмы в тет ради.Текст п оявляется
Рифма (от греч. r hythm os — соразмерность, соглас ованность) —
совпадающее, созву чное оконча ние двух или нескольких ст ихотворных
Учитель: Су ществует несколько вид ов риф м. Обратите вни мание на отрывок
из стихотво рения А.С.Пу шкина. Скажите, какие стр оки здесь рифмуются?
Текст появляетс я на слайде.Учител ь читает отрыв ок.
Ученик: Здесь рифмуются перв ые две строки, и послед ние две стр оки.
Учитель: Да. Така я рифма называется п араллельной или па рной . Давайте
Параллельная(па рная) рифма –это рифмовка смежны х строк стиха: перв ого
Учи тель: А т еперь посмотр ите на этот отрывок (на сла йде появляетс я текст ).
Ученик: В перв ом отрывке рифму ются 1 и 3,2 и 4 строки.
Учитель: Действит ельно. И такая рифма называет ся перекре стной. Давайте
Перекрестная рифма - рифмовка пе рвой ст роки с треть ей , второй - с
Учитель: Об ратите внимание на эт о четверостишье (текст на слайде)
Учитель: Таку ю рифму называют кольцевой. За пишите это в сво и тетради.
Кольцевая рифма - первая строка р ифмуется с четв ертой, а вторая - с
сей час поможем детскому писат елю Даниилу Хармсу закончить
попробу йте вставить те слова, кот орые были заду маны Даниил ом Хар мсом,
Учитель: Что та кое рифма мы выя снили и закреп или, и даже сами уже
попробовали с рифмовать строч ки. А теперь посмот рите на следу ющий
отрывок текста. (слайд). Прочита йте самостоятельн о и скажите – стихи эт о
Под большим ш атром голубых не бес вижу - даль степей зел енеется. И на
гранях их, выше тем ных ту ч, цепи гор стоят великанами. По степям в мо ря
реки катятся, и леж ат пу ти во все стороны. ( И .С. Никитин )
Посмотрите, как за писал свое п роизведение авт ор ( текст на слайде) :
Учитель: Послу шайте, как я его п рочитаю. Похоже н а стихи?
Учитель: Рифма ест ь? Сравните сл ова, заканчивающ ие строчки.
Учитель: Рифмы нет ,но это действительно ст ихи, только б ез рифмы. Такие
стихи называются б елыми. Значит, в стихотворе нии должно б ыть что - то ещё,
кроме рифмы. Ст ихи от прозы отлич ает не тольк о рифма, а что - то более
Стихотворный ритм - это чередование у дарных и безу дарных слог ов в строке.
слайд. В отрывке из стихотв орения выделены у дарные слог и, которые как
раз - таки и соз дают ритм стихотв орения. Давайте попробу ем отстучать ритм.
Я буду читать сти хотворение , а вы на ка ждый ударный сл ог хлопайте в
Учитель: Ребята, а с ейчас давайте просту чим другой стихотворный отрыво к.
Учитель читает, дети хлопают в лад оши на у дарные слоги.
Учитель: Отл ичаются эти стихотво рные строки п о ритму?
Учитель: Ритм - ва жная составляюща я стихотвор ной речи. От него зав исит
музыкальность, характер, темп, настроение ст ихотворения. В поэтическом
произведении в ажно не толь ко содержание, но и форм а – то есть ритм,
звучание, му зыка стихотворе ния, которая, со бственно, сам о стихотворен ие и
Сейчас познакомим ся с ещё одним очень важным п онятием ритма
Так что же так ое метр? Этот терм ин появился еще в античн ые времена.
Античное стих осложение значит ельно отличалось от современ ного, в
частности тем, чт о в современной поэзии сти хотворное звучание достигаетс я
последовательн ым чередован ием ударных и безударн ых слогов, в то в ремя,
как античные сти хотворцы добивались поэт ического зву чания, растягива я
одни слоги и б ыстро произн ося дру гие. Однако и в совреме нной, и в
античной п оэзии стихотворения им еют определенн ый повторяющи йся ритм.
Сочетание у дарных и безу дарных слогов в современном сти хосложении ( или
протяжных и к оротких слог ов в античн ом) и называется м етром ( текст на
МЕТР (греч. m etron – мера, размер) - у порядоченное че редование у дарных и
безударных слог ов(сильных и слабых м ест) в стихе, общая схема звукового
Учитель: А кто зн ает, что такое разме р стиха? И какие р азмеры бываю т?
Учи тель: РА ЗМЕР – способ зву ковой организации ст иха; частный сл учай
Учитель: В завис имости от зам ысла и задач авт ора размер стихов мо жет быть
различен. Сего дня наш разговор п ойдет лишь о дву сложных разме рах стиха .
Давайте рассмотр им это на пр имерах и попро буем определить разме р уже
Для того, чтоб ы вам проще был о определять размер, давайт е запишем перв ые
(На слайд выводятс я первые две ст роки с поставлен ным ударением).
Учитель: Запи шите, пожалу йста, их в тетра дь, проверьте, вез де ли вы
поставили удар ение. А сейчас м ы с вами на доске бу дем графически
обозначать слоги. Т ам, где сл ог безударный, ставим чёрточку , там, где
(Один у ченик выходит к доске и записывает графически с логи)
Учитель: Союз м ы также вклю чаем в слоги, он будет безу дарным. Ставим
Учитель: Хо рошо, давайте тепе рь посмотрим на н ашу графическу ю запись. В
первой и втор ой строке ударен ия падают на о дни и те же сл оги и на как ие?
Ученик: Да, они падают на вто рой, четвёртый, шест ой и вос ьмой слог.
Учитель: Пере д тем, как начать разбирать э то стихотворение , мы с вами
сказали о том, чт о будем вести речь о дву сложных размерах сти хов. Давайте
теперь запишем определение, что так ое дву сложный размер.
Если в каждой стр оке одинаков о повторяются гру ппы из дву х слогов (первый
Цель урока: формировать понятие стихотворных размеров
Задачи:
• формировать знания о стихотворных размерах,
• отработать навык определения размера стиха
• развитие умения слышать ритм стихотворения
• воспитание любви к поэзии
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин
Организационный момент:
- проверка готовности к уроку
- объявление темы урока
- формирование цели урока
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа.
Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
Условные обозначения: ударный слог _/
безударный слог _
Рассмотрим основные размеры стихосложения.
Двусложные размеры стиха:
1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.
2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.
Закрепление изученного материала.
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха.
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
(Хорей)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
(Дактиль)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
(Ямб)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
(Амфибрахий)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы.
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.
Итоги урока:
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным
Читайте также: