Ломоносов конспект 2 класс

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

Цели: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности

УУД: - познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;

- коммуникативные: участвовать в общей беседе;

- регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, оценивать свою работу в группе;

- личностные – развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Воспитывать любовь к родному языку и культуре.

Оборудование: мозаичные работы Ломоносова, клей, презентация.

Он был мечтою окрылен, хотел всего добиться

И вот однажды он пешком в Москву пошел учиться.

И все науки постигал, ему не просто было,

И он большим ученым стал, страна его любила.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа в группе.

- О каком учёном будем говорить?

- Посмотрите на доску, портрет какого учёного вы видите?

- Какие цели, задачи поставим на урок?

- Предлагаю следующую проблемную ситуацию: найти доказательства тому, что

М. В. Ломоносов является великим русским учёным, просветителем и гражданином.

- Чтобы в конце урока систематизировать и обобщить полученные знания, сделать выводы, вам по мере работы нужно будет заполнить кластер.

Давайте вспомним, что такое кластер?

– это графическая организация материала.

- Прошу в течение урока заполнять кластер.

Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком-

МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ.

Вступительное слово учителя.

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый и поэт. Его имя знакомо, наверное, каждому человеку.

Научная деятельность Ломоносова была необычайно разносторонней и многообразной. Ведь он жил в те годы, когда развитие науки в России еще только начиналось. Он сам ее создавал, можно сказать, на голом месте и поэтому занимался всеми науками сразу – химией, географией, астрономией , физикой, производством стекла, геологией, изучением погоды, литературой. Вместе с тем он был большим и смелым художником. Его называли изобретателем мозаики в России.

Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие.

4.Работа по теме урока.

Найдите научный текст из энциклопедии.

Выборочное чтение текста.

- Михаил Васильевич Ломоносов родился неподалёку от города Холмогоры 8 декабря в 1711 году в деревне Мишанинской, (сегодня это село Ломоносово) Архангельской губернии Холмогоровского уезда в семье беломорского крестьянина – рыбака. С детских лет он рыбачил вместе с отцом.

Много выпало испытаний на долю маленького Миши. Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове крутилась мысль: отчего это так?

Заполните кластер .

- Распределите роли в группе и прочитайте нам сценку по ролям.

Автор. Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:

Мишанька. - Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

Дед Лука. - А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.

Дед Лука. -А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка Матрёна. Вот так разошелся у нас дедушка!

Дед Лука. -А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хоть в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.

Мишанька. - А ломаный нос хорошо ли?!

Дед Лука. -А хоть бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. А полуостровы как называются? Нельмин Нос, Канин Нос! А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка Матрёна. -Будя ужо, развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.

Дед Лука. - Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!

Учитель. Как вы думаете, запомнил ли Мишанька слова деда?

- Как вы понимаете, откуда пошла фамилия Ломоносовы и что она могла обозначать?

Технология выборочного чтения

Мать его умерла рано. Именно она научила мальчика читать и привила любовь к книгам. Грамоте Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.

- Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану. Работа в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михайло была другая мечта: учиться.

Б) Работа с текстом.

Учитель. Прочтите абзац. О чём в нём рассказывается?

В 19 – летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Москву в славянско – греко – латинскую Академию, затем в Германию, Петербург.

Круг его интересов чрезвычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Научные открытия следуют одно за одним.

Профессор химии, он смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической стороны, видел в них наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений.

Учитель: заполните кластер, если есть материал необходимый для него.

(Ломоносов ушёл из дома учиться в Москву. Обучение в Петербурге, в Германии).

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы над новой темой.

Учитель. Итак, продолжаем разговор о Ломоносове.

В самых различных областях раскрылся талант Ломоносова.

Благодаря ему, в русский язык вошли новые слова. А вот какие, попробуйте собрать эти слова из частей.

(Дети собирают слова из частей)

А) Словарная работа.

БАРОМЕТР- прибор для измерения атмосферного давления .

ФОРМУЛА – комбинация знаков, выражает символическое высказывание.

ТЕРМОМЕТР- прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

- Ребята, а человечество сейчас использует эти понятия? Действительно, эти слова нам так хорошо знакомы, что никто не задумывается о том, что пришли они в нашу речь, благодаря Ломоносову.

Учитель. И в литературе Ломоносов тоже сделал открытия- он разработал новые стихотворные размеры.

Ломоносов очень любил искусство. Он увлёкся мозаикой - составлением картин из кусочков цветного стекла. Он выполнил около 40 мозаичных картин. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь.

Б) Интеграция с технологией. Самостоятельная работа в парах.

У вас на столах есть фрагменты мозаичных работ Ломоносова. Попробуйте составить из них картинку. При работе вам потребуется клей.

Техника безопасности с клеем.

(Работа учащихся в парах. По окончании работы- мозаика прикрепляется на доску).

В) Михаил Ломоносов впервые в России при Академии наук открыл химическую лабораторию по производству цветного стекла и не только. Ломоносов проводил много исследований с различными веществами.

Практическая работа по растворению веществ.

Задание. Растворите в стаканчиках с водой поваренную соль и мел. Что заметили?

Какой вывод можно сделать?

(Есть вещества, которые растворяются в воде, а есть те, которые не растворяются).

Ломоносов пришёл к выводу, что вода очень хорошо взаимодействует с многими веществами.

И ещё немного интересного.

(Работа с датами)

- Найдите знаменательные события, связанные с этими датами в жизни Ломоносова. (Ребятам выдаётся текст из которого они вычленяют необходимые сведения.

1748 – Ещё одной дисциплиной, основателем которой является Ломоносов, является наука о стекле. Создал в 1748 году Химическую лабораторию, первую научно – исследовательскую лабораторию в России. Он начал проводить в ней исследования по химии и технологии изготовления стекла.

1750 – Ломоносов разрабатывает теорию электричества, активно изучает молнии.

1755 - Открыл Московский университет.

- В чем ещё заслуга Ломоносова? Что сделал он для развития образования в России?

(Открыл Московский университет в 1755 году).

Учитель. Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Учитель. Из предложенных наук найдите те, в которые Ломоносов внёс значительный вклад. (Физика, химия, география, астрономия, русский язык и языкознание, литература, изобразительное искусство, история, геология).

- Вот сколько наук изучил выдающийся учёный М. В. Ломоносов.

Учитель. В наши дни выдающимся российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.

7. Итог урока.

- Возвращаясь к нашему началу урока, скажите, выполнил ли Михаил Ломоносов наказ деда - гордиться своей фамилией.

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было трудно…

- Мне было интересно…

9. Выставление оценок

Барометр настроения.

Давайте вспомним, что такое барометр?

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Это показатель каких – нибудь изменений, состояния чего – нибудь. Предлагаю вам показать своё настроение: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Ученые России (доклад для 2 класса). Михаил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов родился недалеко от города Архангельска, на севере нашей страны. Трудные походы в Белое море с отцом, который занимался мореходством, закалили мальчика физически: он рос очень крепким и выносливым.

В Москве Ломоносов поступил в Славянскую академию. Учился блестяще и в числе лучших учеников был отправлен в Германию изучать металлургию, горное дело и химию. В Германии жил бедно, но уже тогда, не жалея денег, стал покупать книги и собирать свою библиотеку. Вернувшись через 5 лет учёбы в Россию, Михаил Ломоносов стал служить в Академии наук.

Он изучал природные явления, для морских исследований изобрёл оптический прибор, позволяющий видеть дно под водой на большой глубине.

Изобрел цветное стекло, из которого собирал мозаичные картины.

Придумал механизм, похожий на современный вертолёт, чтобы поднимать в воздух устройства для наблюдения за погодой.

Как географ — рисовал атласы. Как историк — писал книги и учебники по истории России.

Ломоносов был ещё и замечательным поэтом. Писал стихи, главной темой которых была судьба родной страны. Писал о Петре I, о военных победах русских людей.

Основал в Москве первый в России университет, который носит сейчас его имя. Долгое время руководил университетом и гимназией, читал лекции, писал учебники. Отстаивал право на обучение для бедных людей.

Сегодня великий учёный и поэт Ломоносов известен всем россиянам. В его честь названы города, улицы, университеты и научные институты, заводы и даже космические объекты и минералы. Он заслужил уважение и как учёный, и как человек простого происхождения, достигший вершин образованности и славы.


Урок формирует представления учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, об его открытиях и заслугах перед Родиной, развивает устную речь, кругозор, знания об истории своей страны, воспитывает интерес к учению.

Описание разработки

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

2. Развивать устную речь, кругозор.

3. Воспитывать интерес к учению.

О б о р у д о в а н и е: портрет М. В. Ломоносова, литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи М. В. Ломоносова.

Ход урока

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Прозвище Петра I.

2. Первая крепость Санкт - Петербурга, построена на Заячьем острове.

3. Вторая крепость на берегах Невы.

4. Название полка Петра I.

5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт - Петербург.

6. Название морской крепости в Санкт - Петербурге.

7. Название первого музея в России.

9. Место постройки и ремонта судна.

Учитель. Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Расскажите о детстве Петра I.

– Чем царь Петр отличался от других европейских правителей?

– Какие перемены произошли в России при Петре I?

– Когда был основан город Санкт - Петербург?

– Почему для России был так важен флот?

На доске из цветной бумаги вырезаны кораблики, на внутренней стороне записаны вопросы:

1. Когда было начато строительство Санкт - Петербурга?

2. Почему Санкт - Петербург получил такое название?

3. В каком месте был заложен город Петра?

4. Кому принадлежал первый дом в Петербурге?

5. Чем знаменателен Петропавловский собор?

6. Назовите место в Петербурге, где стали строить русские корабли.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92–93 учебника родину Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как - то выучился грамоте и, будучи oт природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников.

Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и стихи, ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХОД УРОКА:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Мотивационный этап Прочитайте пословицу, записанную на доске:
Ученье-свет, а неученье - тьма.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Какие ещё пословицы об учении вы знаете?
- А нужно ли вам учиться?

Объясняют.
Называют пословицы об учении.

П - 11
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся На доске зашифрованы слова:
Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв.
- Отгадайте их.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Сегодня мы недаром начали урок с пословиц об учении, потому что познакомимся на уроке с биографией человека, который очень старательно учился и внёс большой вклад в развитие России.
-Как вы думаете, о ком пойдет речь?

Отгадывают: Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.
Ломоносов - первый русский учёный, остальные-правители Руси (Невский - князь Новгородский, Владимирский; Донской - князь Московский, Владимирский; Пётр 1 - последний царь из династии Романовых)

П-8
III. Актуализация знаний
III. I. Проверка домашнего задания

А) Фронтальный опрос

Б) Работа в парах

- Прежде, чем мы начнём знакомиться с биографией Ломоносова, вспомним знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.
-Кто этот человек?
- Что такое империя?

- Что можете рассказать о детстве Петра?
-Чем царь Пётр 1 отличался от других европейских правителей?
- Какие главные перемены произошли при Петре 1?

Россия стала империей Петропавловский собор.
Дедушка русского флота 1721год

- Оцените работу своей пары.
- Почему Пётр 1 получил название Великий?
Отвечают: Петр1.
Отвечают: империя - большое, сильное государство.
Отвечают.

Работают в парах.
Самопроверка.

IV. Первичное усвоение новых знаний

-Что вы знаете о Ломоносове?
- Что интересно будет вам о нём узнать?
- А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом". Почему? Ответим после изучения биографии.

Просмотр презентации "М.В. Ломоносов"
(заранее готовит ученик)

-Ломоносов сделал открытия в различных науках. Прочитаем об этом.
Отвечают.

Определяют, приходят к единому мнению, устанавливают значок.

Смотрят, принимают участие при изучении.

Читают информацию на листочках.

1.Открытия в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
б) выпустил “Риторику”;
в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.
2.Открытия в области физики:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
3. Открытия в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.
4. Открытия в области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.
5. Открытия в области географии:
а) составил “Полярную карту”;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. Открытия в области геологии:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) “ О причине землетрясений”.
7. Открытия в области истории:
а) закончен 1-ый том Российской истории.
б) составил “Краткий летописец с родословием”.
8. Ломоносов – просветитель:
а) написал статью о должности журналистов;
б) составил проект учреждения Московского университета;
в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.
9. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
Р - 2

V. Первичная проверка понимания Вопросы после просмотра презентации:

1)В каком году и где родился М.В.Ломоносов?

2)Кем был отец Ломоносова?

3)Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

4)Какие вопросы интересовали любознательного 10- летнего Ломоносова?

5)Во сколько Михаил начал постигать грамоту?

6)Кто был его первым учителем?

7) Назовите первые учебные книги Ломоносова.

8) Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках?

9)Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву?

10) Сколько лет ему тогда было?
11) Куда ему удалось поступить в Москве?
12) Какой язык был международным языком науки в то время?
13)Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы?
14) Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу?
15) Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину?
16) В каких областях раскрылся талант Ломоносова?
17) Назовите его открытие.

18) Что организовал Ломоносов?

19) Что сделал великий ученый для развития образования России?

20) Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Отвечают на вопросы.

1)В 1711 году неподалеку от города Холмогоры
2)Рыбаком

4) Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?
5) в 11-12 лет

6) Дьячок местной церкви

9) В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву

10) 19 лет
11) В Славяно – греко – латинскую академию
12) латинский

13) Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег
14) В Петербург, потом в Германию

15) В Петербургской академии наук

16) Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк
17) Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов

18) Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла
19) По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова
20) Золотая медаль М.В.Ломоносова П - 14
VI. Первичное закрепление Работа в группах. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно –греко – латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.

Проверка выполнения работы.
- Вернёмся к вопросу: почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом"?
Работают в группах.

Один обучающийся зачитывает правильные пункты плана.
1)Детские и юношеские годы
2) Учеба в Славяно –греко – латинской академии.
3)Учеба в Петербургской академии
4) Учёба за границей
5) Возвращение в Россию.
6) Работа в Петербургской академии наук

Самопроверка. Оценивают свои работы.


Р - 1
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. -В Москве есть университет им. М.В. Ломоносова. Как вы думаете, чему там учат студентов в наши дни? Где можно найти информацию?
Есть ли в Смоленске улица Ломоносова?
Задание: найти точный ответ на заданный вопрос.
Учебник: с. 101-104., прочитать, ответить на вопросы., выполнить задания по данной теме в рабочей тетради.

Отвечают. П - 17
VIII. Рефлексия -Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?
- Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля. транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?
Отвечают, аргументируют своё мнение.

Читайте также: