Конспект занятия как звери готовятся к зиме во 2 младшей группе

Обновлено: 02.07.2024

Главная Занятия по теме "Зима"

Цель: познакомить детей с жизнью диких животных поздней осенью.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний детей о подготовке зверей к зиме;
  • формирование умения отгадывать загадки, используя отгадки для составления картины – матрицы;
  • обогащение словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через загадки.

Развивающие:

  • развитие умения подбирать глаголы и прилагательные для характеристики животных;
  • развитие навыков диалогической речи, умения вступать в речевое взаимодействие с взрослым.

Воспитательные:

  • воспитание бережного, заботливого отношения к животным;
  • воспитание доброжелательного отношения между детьми.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах осени; беседы, наблюдения на прогулке; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением осенних пейзажей, диких животных; чтение художественной литературы об осени, о лесных животных; просмотр презентаций.

Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска (мольберт).

1. Настрой на работу.

Дети входят в групповую комнату, встают на коврике в круг.

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Хорошо, когда мы вместе

Настроение у всех чудесней.

Будем вместе заниматься

И друг другу улыбаться.

– Ребята, давайте улыбнемся друг другу.

2. Введение в тему.

– Посмотрите на магнитную доску. У меня здесь изображен лес.

На магнитной доске из силуэтов составлена картина: деревья, солнышко с тучкой, желтая травка.

На деревьях нет листочков.

Травка желтая стоит,

Небо тучками покрыто,

Солнце светит, но грустит.

– Послушайте, какая тишина в лесном царстве. Какой замечательный воздух.

– Вы чувствуете, чем пахнет в лесу поздней осенью? Пахнет свежестью, чистотой и прохладой. Давайте понюхаем свежий лесной воздух.

– Дети, а кто живёт в лесу?

– Как называются эти животные?

– Почему они так называются? (Дикие животные сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детёнышах).

– Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как животные в лесу готовятся к зиме.

– Я предлагаю сесть вам на пенечки – стульчики и посмотреть, как звери к зиме готовятся. Прошу вас сидеть тихо, иначе звери испугаются и разбегутся.

3. Составление картины – матрицы.

– Сейчас я буду вам загадывать загадки о животных леса и дополнять нашу картину картинками – отгадками.

Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт медведя.

– Вот идет по лесу косолапый мишка. Давайте покажем, как ходит мишка.

Дети изображают движения, соответствующие тексту.

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб.

Дети садятся на стульчики.

– Плохо стало в лесу, нет малинки, нет землянички, холодно.

– Что делать косолапому? Нечего. Решил мишка поспать.

– Где спит зимой медведь?

Воспитатель меняет силуэт идущего медведя, на медведя, спящего в берлоге.

– Кто еще спит зимой, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт ежика.

– Кто это? Какая шубка у ежика? Как ежик спасается от врагов? Что делает зимой ежик?

– Зимой ежик, как и медведь, спит. Но спит он не в берлоге, а в норке, свернувшись клубком, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

– Послушайте стихотворение про то, как ежик готовит свою норку к зиме.

Ежик пыхтун по тропинке бежит,

А на спине его листик лежит.

Ежик, зачем тебе этот листок?

– Норку свою утепляю, дружок.

– Чем же еще ты ее утеплил?

– Веточки, травку и мох положил

– Ребята, давайте встанем в круг и споем ежику песенку, чтобы ему крепче спалось в своей норке зимой.

Выбирают ребенка, который будет изображать ежика. Он садится и обхватывает руками колени. Остальные дети с воспитателем идут по кругу и поют песенку.

Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

– Ежик, ежик, – мы друзья,

Дай погладим мы тебя.

Игра повторяется 2 – 3 раза. После игры дети садятся на стульчики.

– Ребята, послушайте следующую загадку про лесного зверька.

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт лисицы.

– Ребята, я предлагаю вам встать и изобразить лисичку.

Воспитатель читает стихотворение:

Леса темного краса,

По полянке бегу,

Лисий след свой замету.

Дети идут, подражая повадкам лисы, показывают хитрую походку лисы, лукавость.

Дети садятся на стульчики.

– Ребята, какая шубка у лисы?

– Что лиса будет делать зимой? Зимой лиса будет ловить мышек, мышковать.

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый.

Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт волка.

– Волки, как и лисы, зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи и охотятся на кабанов, зайцев.

– Послушайте еще одну загадку про лесного зверька, который не спит зимой.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт белки.

– Белочка зимой не спит. Осенью она делает запасы.

– Какие запасы делает белочка?

Белочка в лесу живет,

В гости нас к себе зовет.

Вкусные орешки в руки мы возьмем,

С ними поиграем, белке отнесем.

Воспитатель читает стихотворение и кладет каждому ребенку на ладошку грецкий орех и предлагает выполнить следующие задания:

покатать орех между ладоней (20 – 30 секунд);

сжимать орех всеми пальчиками, на счет раз – пальчики напрягаются, два – расслабляются (чередуя правую и левую руку);

подержать орех на раскрытой ладошке (чередуя правую и левую руку) в течение 20 – 30 секунд.

– Поиграли с орешками, а сейчас давайте их сложим в корзиночку и передадим белочке. Пусть белочка зимой орешки грызет и про нас вспоминает.

– Белочка поздней осенью не только запасы делает, но и свою шубку меняет. К зиме шубка у белочки становится мягкой и пушистой, сероватого цвета. Своё гнездо она сооружает на деревьях, в дупле. Гнездо белочка утепляет шерсткой, мхом, травкой. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, спит, свернувшись клубочком. А вход в дупло белочка закрывает своим пушистым хвостом.

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке меховой.

Всех боится зверь – трусишка.

Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт зайчика.

– Какого цвета шубка у зайчика?

– Почему он серую шубку сменил на белую?

– Послушайте, какая история произошла поздней осенью в лесу.

– Я – заяц. А ты кто такая?

– А я белка. Почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала?

Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно. Лиса пройдет мимо, не заметит. А ты белка стала, почему другого цвета?

– Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно.

– Все зверята поменяли свои летние шубки на зимние. Зимние шубки теплее, пушистее, теперь им зима не страшна.

– Посмотрите, какая картина у нас с вами получилась. Так звери встречают зиму.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие во второй младшей группе по познанию

Программное содержание: познакомить детей с понятием дикие животные; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму. Развивать смекалку, воображение, связную речь, умение слушать; воспитывать любовь к животным.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети сидят на стульчиках.

Ребята, посмотрите, какую интересную посылку принес нам почтальон. Интересно, кто же это нам ее прислал. Давайте посмотрим?

Ответы детей: Давайте!

Здесь написано, что посылка пришла из леса, от лесных жителей. А что это за лесные жители такие?

Ответы детей: Тот , кто живет в лесу .

Вспомните, как называются животные, которые живут в лесу, у которых нет хозяина?

Ответы детей: Д икие животные.

Правильно, дикие животные. Ой, в посылке лежит письмо. Давайте прочитаем.

«Ждем, вас в гости, приходите!

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Ребята, нас приглашают в гости, в лес. Ну что, пойдем в гости к лесным жителям?

Какое сейчас время года?

Ответы детей: Осень

Воспитатель: Правильно. А осенью холодно. Что же нам делать, чтобы не замерзнуть в лесу?

Ответы детей Одеться теплее.

Воспитатель : Правильно

(Дети имитируют движения последовательности надевания одежды.)

Воспитатель: Сначала наденем штанишки и сапоги, затем наденем кофту и шапку, после этого наденем пальто и завяжем шарф.

Воспитатель: Ну, вот и мы с вами и готовы к путешествию в лес.

А путешествовать можно на чём? (на самолёте, на поезде, на машине и т.д.)

-Я сейчас вам загадаю загадку, а вы подумайте, на чём мы сейчас мы поедем.

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит

Носит обувь из резины

И питается бензином. ( Машина)

--А давайте мы с вами накачаем колёса у машины.

А теперь нужно налить бензин, открываем баки. ( чик-чик)

Заливаем бензин ( ссссссссс)

Закрываем баки (чик-чик)

Заводим мотор, (ддддд)

Машина загудела ( ууууу)

Взяли руль, поехали! ( дети идут друг за другом, первый воспитатель)

Воспитатель: Машина, машина идёт, гудит.

В машине, в машине шофёр сидит

Вот поле, вот речка

Приехали дети, машина стой.

Воспитатель Ребята мы с вами оказались на полянке. Давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас.

У лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме

Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.

( Дети садятся на стульчики, возле экрана)

Кто это? (слайд 1)

Ответы детей Медведь.

Правильно, медведь. А. что будет делать медведь зимой? (спать)

А кто еще будет спать всю зиму? (слайд 2)

Ответы детей: Ежик

Молодцы. Медведь будет спать всю зиму в своей берлоге( слайд №3), а ежик у себя в норе. (слайд №4)

Чтобы не проголодаться до весны, летом они хорошо питаются, накапливают много жира, а чтобы не замерзнуть, они утепляют свои домики. Где спрячется ежик?

Ответы детей: В норе.

Где будет спать медведь?

Ответы детей. В берлоге.

Правильно. Поэтому зимой в лесу мы не увидим ни ежика, ни медведя. Но есть и такие животные, которые спать не ложатся, они бегают всю зиму по лесу. И им тоже надо подготовиться к зиме. Давайте посмотрим, кто, как готовится к зиме.

Кто на ветке шишки грыз ,

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет ,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? ( слайд 5)

Дети: Белка

Воспитатель: Правильно, белка. Посмотрите, какого цвета у белочки шубка летом? (рыжая)

Правильно, а на зиму белочка меняет шубку на серую. ( слайд 6)

Как вы думаете, почему?

Дети: Она теплее.

Воспитатель : Да она теплее, но еще в такой шубке белочку не видно на дереве. А чтобы не проголодаться зимой, белочка делает осенью запасы.

Что она собирает на зиму? ( орехи, грибы , шишки)

Куда белка носит шишки и орешки? ( в дупло) (слайд 7)

Воспитатель: Молодцы. А давайте мы поможем белочке и соберем для неё шишки в корзинку?

( На ковре рассыпаны шишки, дети под веселую музыку собирают их в корзину) После игры дети садятся на стульчики ( пенечки)

Отгадайте ещё одну загадку:

Ловит рыбу - чудеса!

Хитро глазками сверкает,

Пышным хвостиком махнёт,

И умчится, вдруг, в леса.

Как зовут её? (слайд 8)

Ответы детей: Лиса.

Правильно. Лисичка тоже готовится к холодной зиме. (Слайд 9)

Посмотрите, какая у нее зимняя шубка пушистая, теплая. А вот еще загадка про лесного жителя:

Длинноухий, очень ловко,

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты.

Ответы детей: Зайчик Воспитатель:

Молодцы! (слайд 10) Как вы думаете, этот зайчик подготовился к зиме? Ответы детей: Нет.

А почему вы решили, что зайчик не подготовился к зиме? Что зайчик еще не сделал?

Ответы детей: Н е сменил шубку.

А какая у зайчика шубка зимой?

Ответы детей: Белая.

Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой?

Ответы детей: Чтобы его не было видно на снегу.

Правильно, ребята. Зимой все зайчики меняют свою серую шубку на белую, чтобы на белом снегу их не увидела лиса и не съела. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не замерзнет. Посмотрите, вот и наш зайчик свою шубку поменял. (слайд 11) А давайте мы с вами превратимся в зайчиков и поиграем.

Зайка беленький сидит И ушами шевелит Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать.

Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель:

Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились. Вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Пора нам возвращаться в детский сад. Сели в свои машины. Завели мотор (ддддд). Поехали. Ну, вот мы и садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Ой, а про посылку то мы забыли. Помните от кого она пришла? Ответы детей: И з леса , от зверей. Воспитатель: Каких зверей мы не увидим зимой, потому что они спят? (медведь, еж) Воспитатель:

А где спит медведь?

Ответы детей В берлоге.

Молодцы. А каких зверей мы в лесу зимой можем встретить?

Ответы детей: З аяц, белка, лиса.

Правильно. Ой, а в посылке еще что-то лежит. Печенье. Это подарок от белочки. Ай да белочка, большое тебе спасибо за угощение.

Приоритетная образовательная область: познавательное р азвитие .

Цель: создать ус ловия для понимания детьми простейши х связей между

сезонными изме нения ми в прир оде и поведением животн ых, узнавать и

называть дики х животных и их детенышей, через организационную иг ровую

1. Образовательная: закреплять знания о прир одных изменения х осенью;

учить устанавливать связи ме жду сезонными из менениями в природе;

повадками и внеш ним видом животн ых; уточнить знания дете й о

диких животных и о том, чем пит аются дикие животные зимой; учит ь

2. Развивающая : развивать уме ние отвечать на вопросы; раз вивать

мышление, вообр ажение, люб ознательност ь; развивать

познавательный инт ерес ; активизир овать словарь детей словами

берлога, нора, дупло, шубка, медвежата, бельчата, лися та, зайчата.

3. Воспитательная: воспитывать люб овь к окружающем у миру; слуховое

Предварительн ая работа: наблюд ение на прогулке, рас сматривание

иллюстраций , беседы о жизни жив отных, из менениях в прир оде осенью,

Материал и оборудование: пис ьмо, игрушк и диких животн ых и их

Вводная часть: комму никотивно - игровая 2 - 3 минуты.

Воспитатель: реб ята, с егодня у себя на столе я нашла пис ьмо. Интерес но, кто

Письмо пришло от л есных жителей . А ка ких лесных жит елей вы ребята

Воспитатель: прави льно. А позд ней осе нью и зим ой холодно. Что же нам

Игровое упраж нение с использованием сти хотворение с дви жениями.

Молодцы, все готовы к путеше ствию. Пойдем те в лес. Вот мы в лесу. Что мы

видим вокруг? (Дерев ья стоят без листь ев. Только ёлочки с тоят зелёные.)

Посмотри, на ёлке – острые иголки! И зимо й, и летом ёлка так одета! Да,

ёлочки кру глый год стоят в зелён ой шубке. Ребят а, посмотрите, на л есной

полянке уже п оявляются маленькие су гробики. Давайте попробу ем через них

- предметы кукольной одежды: декорации лесной полянки, мольберт, магнитная доска.

1. Воспитатель подходит к окну, смотрит в окно, собирает вокруг себя детей и читает стихотворение:

- Какое сейчас время года?

- Как мы стали одеваться?

- А я не умею одеваться!

Воспитатель предлагает детям показать и рассказать Антошке какую одежду одевают зимой, если идут на прогулку.

Дети имитируют движения последовательности одевания одежды, отвечая на вопросы воспитателя, что сначала, что потом.

2. Дидактическая игра: "Оденем куклу на прогулку".

Дети одевают нарисованного Антошку в кукольную одежду. (Рисунок 1).


Кукла Антошка спрашивает:

- Как готовятся звери к зиме в лесу?

Все дружно шагают по группе, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения. (Рисунок 2).


По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем.
Посмотрим вверх на солнышко,
Посмотрим вниз на травку,
Перепрыгнем ручеёк.
Прыг - скок, прыг - скок.

На магнитной доске размещены деревья, елочки, пеньки (лесная полянка).

Воспитатель просит детей присесть на пеньки (стульчики) и сидеть тихо, иначе все животные испугаются, и они не увидят, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель загадывает загадку:

Воспитатель спрашивает детей: Кто это?

Воспитатель прикрепляет на лесную полянку картинку "Медведи и медвежата".

- Пусто стало в лесу, нет малины, нет земляники!

- Что делать косолапому?

- Нашел медведь ямку, насыпал в неё сухих веток и листьев. Так получилась берлога. Позвал своих медвежат, да и уснул!

- Кто уснул в берлоге?

Воспитатель загадывает загадку:

Воспитатель показывает картинку "Зайцы с зайчатами" и рассуждает, почему летом зайцы в серой шубке, а зимой в белой.

Дети крепят к серым шубкам зайчат белые, чтобы волк зайцев не нашёл.

Воспитатель: Как зайцы готовятся к зиме?

Воспитатель загадывает загадку:

Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку
Да на остреньких сучочках
Поразвесила грибочков. (Белка).

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель показывает картинку "Белки с бельчатами" и спрашивает детей:

- Что собирает белка?

- Куда белка носит шишки и орешки?

- Почему белка так спешит?

- Как зовет белка детей?

- Где живут белки и бельчата?

Затем дети идут к Антошке, чтобы рассказать: Как звери готовятся к зиме?

Антошка благодарит детей за рассказ.

3. Подвижная игра - "Слышим - делаем":

Под музыку медведя, зайца и белки дети танцуют, воспитатель поет:

(Дети идут вперевалочку).

(Дети прыгают на двух ногах).

Скачет белка - шалунишка,
Рвет в сосновых ветках шишки,
Лапками сжимает ловко
И несёт в свою кладовку.

Читайте также: