Конспект занятия как звери готовятся к зиме во 2 младшей группе
Обновлено: 02.07.2024
Главная Занятия по теме "Зима"
Цель: познакомить детей с жизнью диких животных поздней осенью.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний детей о подготовке зверей к зиме;
- формирование умения отгадывать загадки, используя отгадки для составления картины – матрицы;
- обогащение словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через загадки.
Развивающие:
- развитие умения подбирать глаголы и прилагательные для характеристики животных;
- развитие навыков диалогической речи, умения вступать в речевое взаимодействие с взрослым.
Воспитательные:
- воспитание бережного, заботливого отношения к животным;
- воспитание доброжелательного отношения между детьми.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах осени; беседы, наблюдения на прогулке; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением осенних пейзажей, диких животных; чтение художественной литературы об осени, о лесных животных; просмотр презентаций.
Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска (мольберт).
1. Настрой на работу.
Дети входят в групповую комнату, встают на коврике в круг.
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Хорошо, когда мы вместе
Настроение у всех чудесней.
Будем вместе заниматься
И друг другу улыбаться.
– Ребята, давайте улыбнемся друг другу.
2. Введение в тему.
– Посмотрите на магнитную доску. У меня здесь изображен лес.
На магнитной доске из силуэтов составлена картина: деревья, солнышко с тучкой, желтая травка.
На деревьях нет листочков.
Травка желтая стоит,
Небо тучками покрыто,
Солнце светит, но грустит.
– Послушайте, какая тишина в лесном царстве. Какой замечательный воздух.
– Вы чувствуете, чем пахнет в лесу поздней осенью? Пахнет свежестью, чистотой и прохладой. Давайте понюхаем свежий лесной воздух.
– Дети, а кто живёт в лесу?
– Как называются эти животные?
– Почему они так называются? (Дикие животные сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детёнышах).
– Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как животные в лесу готовятся к зиме.
– Я предлагаю сесть вам на пенечки – стульчики и посмотреть, как звери к зиме готовятся. Прошу вас сидеть тихо, иначе звери испугаются и разбегутся.
3. Составление картины – матрицы.
– Сейчас я буду вам загадывать загадки о животных леса и дополнять нашу картину картинками – отгадками.
Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт медведя.
– Вот идет по лесу косолапый мишка. Давайте покажем, как ходит мишка.
Дети изображают движения, соответствующие тексту.
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб.
Дети садятся на стульчики.
– Плохо стало в лесу, нет малинки, нет землянички, холодно.
– Что делать косолапому? Нечего. Решил мишка поспать.
– Где спит зимой медведь?
Воспитатель меняет силуэт идущего медведя, на медведя, спящего в берлоге.
– Кто еще спит зимой, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт ежика.
– Кто это? Какая шубка у ежика? Как ежик спасается от врагов? Что делает зимой ежик?
– Зимой ежик, как и медведь, спит. Но спит он не в берлоге, а в норке, свернувшись клубком, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
– Послушайте стихотворение про то, как ежик готовит свою норку к зиме.
Ежик пыхтун по тропинке бежит,
А на спине его листик лежит.
Ежик, зачем тебе этот листок?
– Норку свою утепляю, дружок.
– Чем же еще ты ее утеплил?
– Веточки, травку и мох положил
– Ребята, давайте встанем в круг и споем ежику песенку, чтобы ему крепче спалось в своей норке зимой.
Выбирают ребенка, который будет изображать ежика. Он садится и обхватывает руками колени. Остальные дети с воспитателем идут по кругу и поют песенку.
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
– Ежик, ежик, – мы друзья,
Дай погладим мы тебя.
Игра повторяется 2 – 3 раза. После игры дети садятся на стульчики.
– Ребята, послушайте следующую загадку про лесного зверька.
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт лисицы.
– Ребята, я предлагаю вам встать и изобразить лисичку.
Воспитатель читает стихотворение:
Леса темного краса,
По полянке бегу,
Лисий след свой замету.
Дети идут, подражая повадкам лисы, показывают хитрую походку лисы, лукавость.
Дети садятся на стульчики.
– Ребята, какая шубка у лисы?
– Что лиса будет делать зимой? Зимой лиса будет ловить мышек, мышковать.
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый.
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт волка.
– Волки, как и лисы, зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи и охотятся на кабанов, зайцев.
– Послушайте еще одну загадку про лесного зверька, который не спит зимой.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт белки.
– Белочка зимой не спит. Осенью она делает запасы.
– Какие запасы делает белочка?
Белочка в лесу живет,
В гости нас к себе зовет.
Вкусные орешки в руки мы возьмем,
С ними поиграем, белке отнесем.
Воспитатель читает стихотворение и кладет каждому ребенку на ладошку грецкий орех и предлагает выполнить следующие задания:
покатать орех между ладоней (20 – 30 секунд);
сжимать орех всеми пальчиками, на счет раз – пальчики напрягаются, два – расслабляются (чередуя правую и левую руку);
подержать орех на раскрытой ладошке (чередуя правую и левую руку) в течение 20 – 30 секунд.
– Поиграли с орешками, а сейчас давайте их сложим в корзиночку и передадим белочке. Пусть белочка зимой орешки грызет и про нас вспоминает.
– Белочка поздней осенью не только запасы делает, но и свою шубку меняет. К зиме шубка у белочки становится мягкой и пушистой, сероватого цвета. Своё гнездо она сооружает на деревьях, в дупле. Гнездо белочка утепляет шерсткой, мхом, травкой. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, спит, свернувшись клубочком. А вход в дупло белочка закрывает своим пушистым хвостом.
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке меховой.
Всех боится зверь – трусишка.
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт зайчика.
– Какого цвета шубка у зайчика?
– Почему он серую шубку сменил на белую?
– Послушайте, какая история произошла поздней осенью в лесу.
– Я – заяц. А ты кто такая?
– А я белка. Почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала?
Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно. Лиса пройдет мимо, не заметит. А ты белка стала, почему другого цвета?
– Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно.
– Все зверята поменяли свои летние шубки на зимние. Зимние шубки теплее, пушистее, теперь им зима не страшна.
– Посмотрите, какая картина у нас с вами получилась. Так звери встречают зиму.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Открытое занятие во второй младшей группе по познанию
Программное содержание: познакомить детей с понятием дикие животные; побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму. Развивать смекалку, воображение, связную речь, умение слушать; воспитывать любовь к животным.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети сидят на стульчиках.
Ребята, посмотрите, какую интересную посылку принес нам почтальон. Интересно, кто же это нам ее прислал. Давайте посмотрим?
Ответы детей: Давайте!
Здесь написано, что посылка пришла из леса, от лесных жителей. А что это за лесные жители такие?
Ответы детей: Тот , кто живет в лесу .
Вспомните, как называются животные, которые живут в лесу, у которых нет хозяина?
Ответы детей: Д икие животные.
Правильно, дикие животные. Ой, в посылке лежит письмо. Давайте прочитаем.
«Ждем, вас в гости, приходите!
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Ребята, нас приглашают в гости, в лес. Ну что, пойдем в гости к лесным жителям?
Какое сейчас время года?
Ответы детей: Осень
Воспитатель: Правильно. А осенью холодно. Что же нам делать, чтобы не замерзнуть в лесу?
Ответы детей Одеться теплее.
Воспитатель : Правильно
(Дети имитируют движения последовательности надевания одежды.)
Воспитатель: Сначала наденем штанишки и сапоги, затем наденем кофту и шапку, после этого наденем пальто и завяжем шарф.
Воспитатель: Ну, вот и мы с вами и готовы к путешествию в лес.
А путешествовать можно на чём? (на самолёте, на поезде, на машине и т.д.)
-Я сейчас вам загадаю загадку, а вы подумайте, на чём мы сейчас мы поедем.
Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит
Носит обувь из резины
И питается бензином. ( Машина)
--А давайте мы с вами накачаем колёса у машины.
А теперь нужно налить бензин, открываем баки. ( чик-чик)
Заливаем бензин ( ссссссссс)
Закрываем баки (чик-чик)
Заводим мотор, (ддддд)
Машина загудела ( ууууу)
Взяли руль, поехали! ( дети идут друг за другом, первый воспитатель)
Воспитатель: Машина, машина идёт, гудит.
В машине, в машине шофёр сидит
Вот поле, вот речка
Приехали дети, машина стой.
Воспитатель Ребята мы с вами оказались на полянке. Давайте присядем на пеньки и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас.
У лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме
Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.
( Дети садятся на стульчики, возле экрана)
Кто это? (слайд 1)
Ответы детей Медведь.
Правильно, медведь. А. что будет делать медведь зимой? (спать)
А кто еще будет спать всю зиму? (слайд 2)
Ответы детей: Ежик
Молодцы. Медведь будет спать всю зиму в своей берлоге( слайд №3), а ежик у себя в норе. (слайд №4)
Чтобы не проголодаться до весны, летом они хорошо питаются, накапливают много жира, а чтобы не замерзнуть, они утепляют свои домики. Где спрячется ежик?
Ответы детей: В норе.
Где будет спать медведь?
Ответы детей. В берлоге.
Правильно. Поэтому зимой в лесу мы не увидим ни ежика, ни медведя. Но есть и такие животные, которые спать не ложатся, они бегают всю зиму по лесу. И им тоже надо подготовиться к зиме. Давайте посмотрим, кто, как готовится к зиме.
Кто на ветке шишки грыз ,
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет ,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? ( слайд 5)
Дети: Белка
Воспитатель: Правильно, белка. Посмотрите, какого цвета у белочки шубка летом? (рыжая)
Правильно, а на зиму белочка меняет шубку на серую. ( слайд 6)
Как вы думаете, почему?
Дети: Она теплее.
Воспитатель : Да она теплее, но еще в такой шубке белочку не видно на дереве. А чтобы не проголодаться зимой, белочка делает осенью запасы.
Что она собирает на зиму? ( орехи, грибы , шишки)
Куда белка носит шишки и орешки? ( в дупло) (слайд 7)
Воспитатель: Молодцы. А давайте мы поможем белочке и соберем для неё шишки в корзинку?
( На ковре рассыпаны шишки, дети под веселую музыку собирают их в корзину) После игры дети садятся на стульчики ( пенечки)
Отгадайте ещё одну загадку:
Ловит рыбу - чудеса!
Хитро глазками сверкает,
Пышным хвостиком махнёт,
И умчится, вдруг, в леса.
Как зовут её? (слайд 8)
Ответы детей: Лиса.
Правильно. Лисичка тоже готовится к холодной зиме. (Слайд 9)
Посмотрите, какая у нее зимняя шубка пушистая, теплая. А вот еще загадка про лесного жителя:
Длинноухий, очень ловко,
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты.
Ответы детей: Зайчик Воспитатель:
Молодцы! (слайд 10) Как вы думаете, этот зайчик подготовился к зиме? Ответы детей: Нет.
А почему вы решили, что зайчик не подготовился к зиме? Что зайчик еще не сделал?
Ответы детей: Н е сменил шубку.
А какая у зайчика шубка зимой?
Ответы детей: Белая.
Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой?
Ответы детей: Чтобы его не было видно на снегу.
Правильно, ребята. Зимой все зайчики меняют свою серую шубку на белую, чтобы на белом снегу их не увидела лиса и не съела. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не замерзнет. Посмотрите, вот и наш зайчик свою шубку поменял. (слайд 11) А давайте мы с вами превратимся в зайчиков и поиграем.
Зайка беленький сидит И ушами шевелит Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать.
Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель:
Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились. Вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Пора нам возвращаться в детский сад. Сели в свои машины. Завели мотор (ддддд). Поехали. Ну, вот мы и садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Ой, а про посылку то мы забыли. Помните от кого она пришла? Ответы детей: И з леса , от зверей. Воспитатель: Каких зверей мы не увидим зимой, потому что они спят? (медведь, еж) Воспитатель:
А где спит медведь?
Ответы детей В берлоге.
Молодцы. А каких зверей мы в лесу зимой можем встретить?
Ответы детей: З аяц, белка, лиса.
Правильно. Ой, а в посылке еще что-то лежит. Печенье. Это подарок от белочки. Ай да белочка, большое тебе спасибо за угощение.
Приоритетная образовательная область: познавательное р азвитие .
Цель: создать ус ловия для понимания детьми простейши х связей между
сезонными изме нения ми в прир оде и поведением животн ых, узнавать и
называть дики х животных и их детенышей, через организационную иг ровую
1. Образовательная: закреплять знания о прир одных изменения х осенью;
учить устанавливать связи ме жду сезонными из менениями в природе;
повадками и внеш ним видом животн ых; уточнить знания дете й о
диких животных и о том, чем пит аются дикие животные зимой; учит ь
2. Развивающая : развивать уме ние отвечать на вопросы; раз вивать
мышление, вообр ажение, люб ознательност ь; развивать
познавательный инт ерес ; активизир овать словарь детей словами
берлога, нора, дупло, шубка, медвежата, бельчата, лися та, зайчата.
3. Воспитательная: воспитывать люб овь к окружающем у миру; слуховое
Предварительн ая работа: наблюд ение на прогулке, рас сматривание
иллюстраций , беседы о жизни жив отных, из менениях в прир оде осенью,
Материал и оборудование: пис ьмо, игрушк и диких животн ых и их
Вводная часть: комму никотивно - игровая 2 - 3 минуты.
Воспитатель: реб ята, с егодня у себя на столе я нашла пис ьмо. Интерес но, кто
Письмо пришло от л есных жителей . А ка ких лесных жит елей вы ребята
Воспитатель: прави льно. А позд ней осе нью и зим ой холодно. Что же нам
Игровое упраж нение с использованием сти хотворение с дви жениями.
Молодцы, все готовы к путеше ствию. Пойдем те в лес. Вот мы в лесу. Что мы
видим вокруг? (Дерев ья стоят без листь ев. Только ёлочки с тоят зелёные.)
Посмотри, на ёлке – острые иголки! И зимо й, и летом ёлка так одета! Да,
ёлочки кру глый год стоят в зелён ой шубке. Ребят а, посмотрите, на л есной
полянке уже п оявляются маленькие су гробики. Давайте попробу ем через них
- предметы кукольной одежды: декорации лесной полянки, мольберт, магнитная доска.
1. Воспитатель подходит к окну, смотрит в окно, собирает вокруг себя детей и читает стихотворение:
- Какое сейчас время года?
- Как мы стали одеваться?
- А я не умею одеваться!
Воспитатель предлагает детям показать и рассказать Антошке какую одежду одевают зимой, если идут на прогулку.
Дети имитируют движения последовательности одевания одежды, отвечая на вопросы воспитателя, что сначала, что потом.
2. Дидактическая игра: "Оденем куклу на прогулку".
Дети одевают нарисованного Антошку в кукольную одежду. (Рисунок 1).
Кукла Антошка спрашивает:
- Как готовятся звери к зиме в лесу?
Все дружно шагают по группе, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения. (Рисунок 2).
По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем.
Посмотрим вверх на солнышко,
Посмотрим вниз на травку,
Перепрыгнем ручеёк.
Прыг - скок, прыг - скок.
На магнитной доске размещены деревья, елочки, пеньки (лесная полянка).
Воспитатель просит детей присесть на пеньки (стульчики) и сидеть тихо, иначе все животные испугаются, и они не увидят, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель загадывает загадку:
Воспитатель спрашивает детей: Кто это?
Воспитатель прикрепляет на лесную полянку картинку "Медведи и медвежата".
- Пусто стало в лесу, нет малины, нет земляники!
- Что делать косолапому?
- Нашел медведь ямку, насыпал в неё сухих веток и листьев. Так получилась берлога. Позвал своих медвежат, да и уснул!
- Кто уснул в берлоге?
Воспитатель загадывает загадку:
Воспитатель показывает картинку "Зайцы с зайчатами" и рассуждает, почему летом зайцы в серой шубке, а зимой в белой.
Дети крепят к серым шубкам зайчат белые, чтобы волк зайцев не нашёл.
Воспитатель: Как зайцы готовятся к зиме?
Воспитатель загадывает загадку:
Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку
Да на остреньких сучочках
Поразвесила грибочков. (Белка).
Воспитатель: Кто это?
Воспитатель показывает картинку "Белки с бельчатами" и спрашивает детей:
- Что собирает белка?
- Куда белка носит шишки и орешки?
- Почему белка так спешит?
- Как зовет белка детей?
- Где живут белки и бельчата?
Затем дети идут к Антошке, чтобы рассказать: Как звери готовятся к зиме?
Антошка благодарит детей за рассказ.
3. Подвижная игра - "Слышим - делаем":
Под музыку медведя, зайца и белки дети танцуют, воспитатель поет:
(Дети идут вперевалочку).
(Дети прыгают на двух ногах).
Скачет белка - шалунишка,
Рвет в сосновых ветках шишки,
Лапками сжимает ловко
И несёт в свою кладовку.
Читайте также: