Бунин рассказ качели конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, все центральное, сущностно важное действие произведения свершается словно в одно мгновение. Однако, несмотря на то, что действие рассказа сконцентрировано

Этот летний вечер читатель воспринимает как зримое воплощение любви, радости, счастья.

Пространство в рассказе очень сильно локализовано, сконцентрировано вокруг героев. Для этих молодых людей существует лишь Дом, в котором они встретились, и сад, в котором им так хорошо вместе. Каждая деталь в описании пространства крайне значима. В первом эпизоде герой сидит в гостиной, и читатель не видит ничего, кроме этой комнаты.

Во втором и третьем эпизодах действие перемещается в аллею, по которой удаляются герои в конце рассказа. Она символизирует, быть может, их жизненный путь, их судьбу, сокрытую во мраке летней ночи, и в этой судьбе для них значим лишь один момент — минуты, проведенные вместе в саду на качелях. Пространство, связанное с качелями, очень важно для понимания рассказа. В то время когда герои раскачиваются на качелях, они находятся между звездным, бездонным летним небом и землей, на которую так боится упасть героиня. С одной стороны, пространство рассказа значительно расширяется, так как в него включается бесконечное небо.

Герои произведения — молодые люди, девушка и юноша. Читатель крайне мало узнает о них из текста рассказа.

И центральный образ качелей становится неоднозначным: это одновременно и символ игры, беспечности, детства, несерьезности и вместе с тем знак счастья, радости, вечной молодости, любви и удовольствия.

Автор в этом произведении максимально самоустраняется, оставляя свой голос героям. Он как будто не хочет мешать двум счастливым людям и оставляет их в одиночестве. Авторское слово становится особо значимым: именно в нем проступает истинное отношение героев к происходящему, именно авторский голос сообщает о пристальном, бессмысленном и радостном взгляде героини, об их взволнованном дыхании, о синих глазах и прекрасном счастливом лице. Судьба безымянных юноши и девушки помещена Буниным в центр мироздания. Оба молодых человека бесконечно счастливы, и они одни во всем мире.

Герои ощущают, что одно мгновение их жизни подобно вечности. Это чувство единения с миром возникает в тот момент, когда событийные границы существования героев полностью совпадают с их внутренним мироощущением. В этом единстве всего сущего сливаются молодость и красота героев, их краткое счастье и образ вечной любви, поэзия летней ночи и бытовые подробности дачной жизни.

Кажется, что для героев не существует никаких преград, которые могли бы помешать гармоничному и совершенному счастью. Герои остро ощущают радость от возможности любить друг друга, но для Бунина это чувство окрашено тревогой. Счастье кратковременно, и конец этого чувства неизбежен. Несмотря на то, что герои любят друг друга и серьезно не задумываются о будущем, в последних словах героини чувствуется искренняя боль. Мы ощущаем неповторимость счастья и невозможность для героев задержать прекрасный миг любви.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(к уроку литературы по творчеству И.А. Бунина, 11 класс)

Первые строчки рассказа являются как бы презентацией героев: он весел, образован, страстен, стремящийся ошеломить и героиню и читателя, с первых же строк привлечь к себе внимание: «…дико ударил по клавишам и не в лад закричал, запел:

Не завидую богам,

Не завидую царям,

Как увижу очи томны,

Стройный стан и косы темны!

В рассказе нет имен героев, не обозначен их возраст, да это и не важно. Герои Бунина – это персонификация чувства любви - хрупкого, волнующего, изменчивого состояния. Это чувство - своеобразные качели, на которых то взмывают вверх, то устремляются вниз души героев: жажда взаимности и сомнения в любимом, счастье обретения любви и страх возможной потери,

Причем это чувство двойственности любви присуще и герою и героине:

- Вы, уже влюблены в меня.

- Может быть. Постойте, зовут к ужину. Ау идем, идем!

Но и это закономерно и неизбежно. Вся наша жизнь и наши чувства имеют двойственную природу: низкое и возвышенное всегда рядом в человеческой природе. Но от этого наша жизнь и наши чувства не становятся менее прекрасными, и автор декларирует это устами своей героини:

"В ее глазах - начало любви, а конец - в устах" - словами не выразить ощущения любви. Нет верных слов, чтобы определить изменчивость и возвышенность чувств, которые испытывают влюблённые. И тогда становится понятным диалог героев:

- …"В ее глазах - начало любви, а конец - в устах". Итак? - сказал он, беря ее руку.

Она закрыла глаза, клонясь к нему опущенной головой. Он обнял ее плечи с мягкими косами, поднял ее лицо.

Цели и задачи: ознакомить учащихся с поэтическим миром И. А. Бунина, выявить основные темы его поэзии, особенности поэтики стихотворений, совершенствовать навыки анализа лирического текста . (Слайд 2)

Слайд 3. Эпиграф:

“Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.”
И. Бунин

Вступительное слово учителя. Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошёл в прекрасную плеяду поэтов Серебряного века.

И.А.Бунин не примкнул ни к одному из литературных течений. В поэзии Серебряного века его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощрённость символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией.

Слайд 6. Бунин – верный хранитель пушкинской традиции . Для него являются родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой.

Слайд 7. Как и Тютчева , Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил.

Бунин тоже воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтов неумолимо влечёт небо. Поэтому они так ценят миг, который даёт им краткую, но безусловную причастность к бесконечному.

Слайд 8. Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета , которое было продолжено поэзией Бунина. Он, как и Фет, в буквальном смысле слова “останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.

Новый материал. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ И.А.БУНИНА.

Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.

В пейзажной лирике более всего ощутимо отличие Бунина от поэзии символистов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Найдите тропы, помогающие поэту создать цветовой эффект (цветопись).

Найдите обонятельный образ . (Лес пахнет дубом и сосной).

Какой приём использует автор в данном отрывке? (звукопись: вышине… тишине…

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шумит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льётся со степи волнами прохлада-
Медленно рдеет заря.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким, чистым кроем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Как вы понимаете последнюю фразу — “Всё во мне”?

Подумаем над вопросами:

2. Какие образы стихотворения вас удивили и почему?

3. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?

4. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.

5. Объясните смысл строки: “Я вижу, слышу, счастлив. ”

Слово учителя. Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма — “я”. Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.

Перед закатом набежало
Над лесом облако — и вдруг
На взгорье радуга упала
И засверкало всё вокруг.

Стеклянный, редкий и ядрёный,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зелёный
Затих, прохладою дыша.

Слайд 11. В стихах Бунина нет темы города и отзвуков общественной борьбы. Он спешит увести читателя в поле, в лес, или любуется морским прибоем, или размышляет о суете жизни. Строки бунинской поэзии просты и проникновенны.

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей.

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат.

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Какими эпитетами характеризует Бунин Родину? ( «усталой, робкой и

Каково отношение поэта к родине? ( Поэт не идеализирует образ Родины, наоборот, он явно видит все её проблемы. Родина нищая, голодная, но любимая.)

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

(Тема бездомности, чужбины и тоски по родине.

Идея - оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.)

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

Каковы тема и идея стихотворения?

(Тема: стихотворение о неотвратимости смерти. Идея: смерть - это совсем не конец, не катастрофа: пусть человек и исчезнет, но весь Мир будет существовать, такой же вечный и прекрасный.

Какие эмоции вызывает? (Эмоции: печаль и надежда.)

Определите роль образа бабочки. (Роль образа бабочки: в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей, которые будут жить и работать после (круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив).

Слайд 15 (аудио). Бунин учился у Тютчева претворению отвлечённой мысли в художественный образ, в котором отражал философские мотивы в бытовых соответствиях. У своего же учителя Бунин подхватил родственную идею о замкнутости человека в себе самом.

. . Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Всё сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!
И хоть бы в словах-то людских
Не так уж всё было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!
Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Слайд 16. Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
(Иван Бунин, 1918)

Как решается философская проблема человеческого счастья в этом стихотворении И.А. Бунина?

( Счастье, по мнению Бунина, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья.

Счастье — это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”.

Счастье — в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка. )

Что слышите вы в полисиндетоне (многосоюзие) начала стихотворения?

(Многосоюзие передаёт половодье чувств лирического героя. Кажется, он без остановки, взахлёб будет перечислять всё, что приносит радость, даёт наслаждение, душевный покой, дарит счастье.)

Вы верите, что лирический герой был счастлив в “жизни земной”? Почему?

(Искренность его чувств передаётся не словами, чувства переполняют его:

И от сладостных слов не успею ответить,
К милосердным коленам припав.)

Стихотворение пронизывает чувство прекрасного, чувство счастья. О каком ещё чувстве мы не сказали?

(О чувстве благодарности Творцу.

Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже — проклинать эту трудную земную жизнь. Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства — воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка. Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, свет земляничной поляны, шелест золотых колосьев.

Человек, любящий природу, понимающий её красоту, — счастливый человек.)

Тема поэта и поэзии.

В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьётся из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Верёвку к верёвке привяжет потуже.

Бесценный алмаз, обронённый в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь -
И знай: он с алмазом вернётся к чертогам.

К чему призывает поэта Бунин?

(Автор не противопоставляет поэта толпе, призывает не потерять дара слова, причём этот дар, по мнению Бунина – алмаз, данный человеку Богом.)

Слово учителя. Тема любви в лирике менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз.

Я к ней вошёл в полночный час.
Она спала, — луна сияла
В её окно, — и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди,—
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь её во сне.

Чтение наизусть стихотворения уч – ся:

Я – простая девка на баштане,
Он – рыбак, весёлый человек.
Тонет белый парус на Лимане,
Много видел он морей и рек.

Говорят, гречанки на Босфоре
Хороши… А я черна, худа.
Утопает белый парус в море –
Может, не вернётся никогда!

Буду ждать в погоду, в непогоду…
Не дождусь – с баштана разочтусь,
Выйду к морю, брошу перстень в воду
И косою чёрной удавлюсь.

Чем это стихотворение отличается от ранее прочитанных? Какие эмоции вызвало?

Интимная лирика И.Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира. Вновь в любовной лирике встречается мотив одиночества, так свойственный для всей поэтики Бунина. Лирический герой расстаётся со своей возлюбленной, испытывая трагичное чувство и продолжая любить. Тема любви, не получившая широкого воплощения в поэзии Бунина, была продолжена им в прозе.

Слайд 22. Закрепление. Определите особенности поэтики стихотворений Бунина.

(1.сохранение традиций поэзии мастеров 19 в.

3.простота и естественность поэтического языка

Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем “осинников поблекший аромат”, чувствуем “лугов прохладное дыханье”, “благоуханье сада”, “сена душистую истому”. Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, “сверкающих снежной белизной”.

В мире его поэзии “соловьи всю ночь поют”, “беспечно иволги болтают”.

А ещё мы непременно услышим “гул молотилки на гумне”, “стук валька и топора, шум мельницы”.

Счастье, по мнению Бунина, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь “счастье только знающим дано”.

Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для обучения выразительному чтению лирических произведений, анализу, выделению главной мысли стихотворения; способствовать развитию умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, привитию любви к поэзии; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, окружающему нас миру.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; осмыслять специфику лирического стихотворения, понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму.

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведениями Бунина; воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.

Образовательные ресурсы: портрет И. А. Бунина, презентация , карточки.

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

- Над каким разделом учебника мы работали на предыдущих уроках ? (Над поэтической терадью 2)

Что мы изучаем в этом разделе?(произведения)

- Чему учитесь на уроках поэзии?

- Стихотворения, каких поэтов понравились больше всего? Почему?

- Как вы их понимаете?

- Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.

с повествовательной интонацией,

с вопросительной интонацией,

с восклицательной интонацией.

- Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

– Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.( В этом кроссворде вы должны зачеркнуть буквы английского алфавита)

QWEИRTYВHJKLАCVMНZHJA БLKJУZQLНMJRGИPOVXН RYGDVN

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).

- Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? (Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя , будем учиться понимать их и читать выразительно.)

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953)

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника, его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достичь таких высот?

Учитель: для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Работа в группах: художники, поэты

На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.

Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.

Карточка с заданием для художников:

Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?

У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.

Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?

Карточка с заданием для поэтов:

Вспомните, что такое эпитет? Эпитетом в литературе называют яркое и образное прилагательное

Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.( Беззаботное, счастливое, весёлое, радужное)

(А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.)

Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.

– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

- Какие непонятные слова вам встретились?

бор – сосновый лес

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

(Чем жарче день, тем сладостней в бору

дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

(Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.)

5. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

6. Физкультминутка

О ком шла речь в нашей физминутке? (Об олене)

Первичное чтение

- Послушайте еще одно стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

- Вам понравилось это стихотворение? Почему?

- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

- Что вызывает в вас эту радость?

- Откройте учебники на странице 176.

- Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

Чтение детьми и работа нал словарем

- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз

Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

- Придумайте название этому стихотворению.

- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

Анализ стихотворения

- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)

- В чём красота оленя?

- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.

- Любит ли он природу?

Работа над выразительным чтением стихотворения

– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?( Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в России стал обладателем Нобелевской премии)

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?

VIII. Рефлексия


- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, вы берете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).

- у вас отличное настроение.


- вас хорошее настроение


- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.

Читайте также: