Конспект урока 2 класс глагол как часть речи

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока во 2 классе на тему "Глагол как часть речи" - познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

- Всем доброе утро! Нам очень приятно видеть вас в нашей школе. Гости - это всегда хорошее настроение. Поприветствуем гостей и пожелаем друг другу удачи.

- Прочитайте высказывание Р. Декарта "Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять"
- Как думаете, какое отношение это высказывание может иметь к нашему уроку.
- Правильно. Полученные ранее знания, мы должны правильно применять не только на уроке, но и жизни.

II. Целеполагание

- Дети, скажите какое животное называют "кораблем пустыни".
- Верблюды бывают разные. (одногорбые и двугорбые верблюды)

Индивидуальная работа

- Возьмите текст на желтых листочках
Двугорбые верблюды _________ густой шерстью. Они спокойно________ сильную жару. ________ ресницы _______ глаза от песка.
Слова для справок: переносят, защищают, длинные, обросли,

Задание: Нужно вставить в предложение слова, строение которых соответствует схеме, и обозначить его части.

Организация проверки. (фронтальная)
- Прочитайте первое предложение?
- Какое слово вставили? (на доске карточка обросли)
- Кто прочитает второе предложение?
- Какое слово вставили? (карточка переносят)
- Прочитайте последнее предложение.

- Какое слово вставили к первой схеме, ко второй? (карточки длинные, защищают)
- Подумайте и скажите, какое из этих слов лишнее? По какому признаку? Докажите, что это глаголы.
- Тогда сформулируйте тему урока: "Глагол как часть речи".

- Как вы думаете, зачем нужны глаголы в речи?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?

III. Актуализация знаний о глаголе как части речи

- А вы знаете зачем верблюду горб?
- Прочитаем текст на зеленых листочках и найдем ответ.
- Кто готов ответить? (после ответа)

Текст

Верблюд еду носит с собой. В горбах содержится жир. Горбы - запасы пищи и используются им во время длительного путешествия. В каждом горбу хранится до тридцати шести килограммов жира. К концу путешествия горб верблюда теряет свою форму, становится дряблым и свисает набок, словно пустой мешок.

Задание.
1 группа: выпишите 1-ое предложение, подчеркните главные члены и определите части речи.
2 группа: Найдите предложение с однородными членами и выпишите глаголы.
Подумайте и ответьте на вопрос: Что обозначает глагол?

Проверка.
1 группа: Назовите грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?
2 группа: Прочитайте ваше предложение, какие глаголы выписали? Что обозначает глагол?

Выполним тест и сделаем вывод. (Тест на розовых листочках)

Выберите правильный ответ:

1. Глагол - это
в) часть речи
г) член предложения

2. Глагол обозначает:
д) предмет
е) действие предмета
ж) признак предмета

3. Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто?
п) Кому? Откуда?
р) Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения является?
л) подлежащим
м) дополнением
н) сказуемым

5. Как подчеркивается в предложении?
о)_____________
п)_ _ _ _ _ _ _
р)______________

Проверка: Какое слово получилось? (верно)
- Так, что мы знаем о глаголе?
- Глаголы решили с нами поиграть в прятки и проверить сможем ли мы найти их среди других частей речи.

Работа по учебнику

С. 69 Упр. 143 – Прочитайте все задание и найдите только письменное. Кто готов его прочитать?
1 группа записывает 4 предложение.
2 группа: записывает 5 предложение.

Проверка:
– Ребята, что интересного вы заметили? (есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение)
1 группа: Прочитайте ваше предложение. Какой глагол вы подчеркнули?
Светило - глагов. Докажите. (вопрос)
- А теперь скажите, только лишь по вопросу вы отыскали глагол? На что еще вы обратили внимание? (на лексическое значение слова)
- Что обозначает этот глагол? ( Излучать свет)

2 группа: Прочитайте ваше предложение. Какой глагол вы подчеркнули?
Белил - глагол. Докажи. (вопрос)
- А вы как отыскали свой глагол? Что обозначает этот глагол?
- Тогда другое выделенное слово какой частью речи является? (сущ.)
- Как вы определили что это существительное? (по вопросу и лексическому значению)
- А чтобы узнать лексическое значение слова мы куда должны обратиться?

Работа с толковым словарем
1 группа: Вы ищете лексическое значение слова - светило
2 группа: Вы ищете лексическое значение слова - белила (зачитывают)

- А теперь сделаем вывод: По каким признакам можно различить части речи?
- по вопросу
- по лексическому значению .
- Как называются слова в русском языке, которые пишутся и произносятся одинакова, но имеют разное лексическое значение – омонимы.

IV. Физминутка

- Все встали. Я буду называть слова (слова на карточках на доске), а вы должны показать мне действия. (плавать, топать, хлопать, идти) Сели тихо.
- К какой части речи их можно отнести. Можем ли мы показать действия, не делая движения руками, ногами? Значит, эти глаголы обозначают что? (Движение)

V. Открытие новых знаний.

- А сейчас моими помощниками будут … и … (даю карточку) Прочитай слово и покажи действие, которое здесь написано.
Думать – это глагол? Докажи. (вопрос) Покажи действие. Трудно, не получается.

- Может следующее слово получится.
- Размышлять – это глагол? Докажи? Покажи действие. Опять трудно.
- Ребята, а почему им трудно, невозможно показать эти действия?
- А что обозначают эти глаголы? (эти глаголы со значением мысли)
- Еще бывают глаголы со значением чувств и со значением речи.

А) Задание "Дорожка" (выполняют на экранах)
- Упражнение выполняется на двух строчках.
- Первая строчка глаголы со значением чувств. (ч.)
- Вторая строчка со значение речи (р.) Я читаю слова, а вы слова не записываете, а ставите только порядковый номер слова на нужной строке.

  1. Говорить
  2. Грустить
  3. Радоваться
  4. Рассказывать
  5. Спросить
  6. Веселиться.

- Соедините цифры по порядку. Что получилось? Покажите.

Работа в группах
- А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? увидеть цвет?
- Вот на эти вопросы вы и будете отвечать, работая в группе.
Задание для 1 группы (тексты на голубых листочках)

Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов услышать звуки? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики, стучат по деревьям дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, жалобно кукует кукушка.
И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

Задание для 2 группы (тексты на голубых листочках)
Прочитайте. Ответьте на вопрос: А можно ли при помощи глаголов увидеть цвет? (да или нет) Выпишите эти глаголы.
Все деревья в полном соку, все травы цветут. Куда ни оглянись, все цветы, цветы.
Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет ландыш и алеют зрелые ягоды костяники.

Отчет группы
Проверяем так: С каждой группы по 2 человека.
первый - читает текст, второй - отвечает на вопрос
1 группа: Какие глаголы это доказывают?
2 группа: Какие глаголы это доказывают? (алеют - а кто подберет синоним к этому глаголу)
- Не зря говорят, что глагол занимает 2 место после существительного.

V. Подведение итогов урока

- Ребята, мы с вами выполнили много заданий на уроке, но главное – удалось ли нам выяснить какую роль выполняют глаголы в языке?
- Что могут передавать глаголы? (глаголы в речи могут передать движение, чувство, речь, увидеть цвет, услышать звуки)
- Где могут пригодиться полученные знания?
- А сейчас вам надо оценить свою работу. Прочитайте.

На доске:

  • было легко и интересно
  • было трудно, но интересно
  • было трудно и неинтересно

- У вас на партах ладошки. Прикрепите свою ладошку. (получилось солнышко)

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания (по выбору)

  1. Составьте рассказ "Как мы ходили на рыбалку" Подчеркните глаголы.
  2. Работа со словарем. Найдите четыре глагола и запишите их лексическое значение.
  3. Спишите текст из энциклопедии (6 предложений) и подчеркните глаголы.

- Послушайте стихотворение "Я учу глаголы"
- Ребята я хочу вас поблагодарить за работу и сказать спасибо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кардымовского района Смоленской области

Урок русского языка во 2 классе

Составила: учитель начальных классов

Олифиренко Марина Васильевна

Тема: Глагол как часть речи.

Цель: формирование представления о глаголе как части речи

- обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;

- формировать представление о глаголе как части речи, о функциях глагола в речи, формировать умение находить глагол среди других частей речи в предложении по вопросу;

- развивать умение использовать глаголы в устной и письменной речи; решать проблемные ситуации, анализировать, сравнивать, обобщать, контролировать результаты своей деятельности;

- воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела, желание и умение выражать и аргументировать свое мнение.

Формируемые на уроке универсальные учебные действия:

Личностные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять внимание, принимать личное участие к процессе познания ; готовность к сотрудничеству; интерес к способам решения учебной задачи; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные - находить и использовать необходимую информацию; самостоятельно искать способы решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Коммуникативные - умение слушать, выражать свои мысли , ясно и четко излагать свое мнение; контролировать , корректировать действия партнера; распределять роли, владеть монологической и диалогической формами речи; умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные - регулировать свои действия ; ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще предстоит узнать; умение составлять план действий ; определять отклонения и отличия от эталона в своей работе, формулировать конечный результат действий; контролировать и оценивать процесс своей деятельности; самооценка личностных достижений на уроке.

Дата проведения: 17.04.2019

Тип урока: урок изучения нового материала

Ι. Организационный момент . – 1 мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Васильевна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Я немного волнуюсь и очень прошу вас поддержать меня. Желаю нам успехов и плодотворной работы на уроке. А урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие по стране знаний. Выполнив задание, мы с вами придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое и очень нужное. У вас у каждого на парте лежит секретный конвертик. Открывать его нельзя. Мы его откроем в конце урока.

Кто за приключения?
Все без исключения?
Скорей поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!

Ι I . Минутка чистописания - 2 мин.

Учитель: Мы отправляемся из порта Чистописания. На воде небольшое волнение, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛ

Учитель: Давайте вспомним, какие это буквы? (Звонкие согласные.)

Откроем тетради, запишем дату, классная работа, третьей строкой нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв Л. Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.

III . Актуализация знаний – 5 мин.

Мы путешествуем по океану Повторения. Сейчас мы вспомним, что вы знаете об имени существительном. Перед вами лежит тест. Даю вам 2 минуты на ознакомление с ним. Затем проверяем. У вас на партах карточки с буквами. Я читаю вопрос, а вы поднимаете карточку с выбранным вариантом ответа. Задача понятна?

1. Имя существительное – это…..

А) часть речи, которая обозначает предмет;

Б) часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

А) что делает? что сделает? Б) кто? что?

3 . На какой вопрос отвечают слова: дым, пенал, стул, груша?

А) кто? Б) что ?

4. В каком ряду слова отвечают на вопрос кто?

А) мама, дедушка, собака Б) диван, шкаф, ваза

5. Выберите верное утверждение:

А) Имена собственные пишутся с маленькой буквы

Б) Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

6. Укажи, какие это существительные: линейка, телефон, окно, камень?

А) неодушевлённые Б) одушевлённые

7. В какой строке существительные стоят в единственном числе?

А) звезда, ребята, кони Б) книга, щука, победа

8. В какой строке существительные стоят во множественном числе?

А) строители, кроты, ученики Б) друзья, заморозки, белка

IV Проверка домашнего задания – 3 мин

Посмотрите ваши домашние задания. Какие имена собственные встретились в ваших работах? Назовите их.(выслушиваю ответы детей)

V . Словарная работа – 3 мин.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы успешно справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие. Нам нужно попасть на остров Словарных слов. Как же нам туда добраться? На чём? (на поезде, на самолёте…) Я предлагаю вам продолжить путешествие на воздушном шаре. (Слайд 1) Как называется место у этого летательного аппарата, в которое помещают пассажиров? Это – корзина. (Слайд 2) Корзина – это плетеное изделие, для хранения вещей, для упаковки, переноски. Ещё говорят: корзинка, плетенка, плетушка, корзиночка. Какие бывают корзины? (Слайд 3) (для грибов и ягод, для бумаг, баскетбольная, бельевые, пирожное, причёска). Это слово – многозначное. Запишите, пожалуйста, слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Молодцы! Двигаемся дальше.

VI . Работа по теме урока – 5 мин.

а) Создание проблемной ситуации – 2 мин.

Внизу видны какие-то строения. Приземляемся. Это страна под названием Речь. Я знаю очень интересную историю об этой стране. Много - много лет назад в ней жили только имена существительные. Были тут и солнце, и дома, и цветы, и деревья, и люди, и птицы, и животные. Вот только все они будто замерли. Не было в этой стране жизни. Было ощущение, что какой – то злой волшебник заколдовал всё вокруг. Однажды в город пришли путники. И вдруг произошло чудо! Птицы вдруг запели, защебетали. Ветерок подул. Цветы зацвели, запахли. Трава зазеленела. Машины поехали, зафырчали. Пчёлы и шмели зажужжали. Дети побежали, засмеялись. Догадайтесь, что это за путники были? Как их звали?

б) Работа в парах по карточкам. - 3мин.

Чтобы помочь вам разобраться, я предлагаю поработать парами. У вас на партах карточки со словами. Придумайте и запишите по 1 слову, которое обозначает действие предмета. (у учеников карточки со словами: лягушка, кошка, мальчик, утка, самолёт, лев, роза, дождь, колокольчик, ворона, вода, корова, музыка, огонь).

Теперь вы можете сказать, что за путники вошли в страну Речь? Как их звали? (Глаголы)

VII . Определение темы и постановка целей и задач урока – 2мин.

Вот мы и определили с вами тему нашего урока . О чём мы будем говорить? Мы познакомимся с глаголом, как с частью речи. (Слайд 4)

Узнаем… какие слова называют глаголами; на какие вопросы отвечают глаголы.

Научимся… находить глаголы в тексте, подбирать глаголы к именам существительным;

Проверим…. чему научились на уроке.

VIII . Физминутка – 3 мин.

Что мы с вами делали? (Совершали действия). А как называются в русском языке слова, обозначающие действия? (Глаголы).

IX . Работа по закреплению темы урока – 18 мин.

Я вижу на горизонте землю. Что у нас по карте? Да мы с вами вплотную подошли к материку Закрепляндия.

а) Работа по учебнику – 5 мин

( с.91 упр. 124) – запись глаголов, постановка ударения, подчёркивание безударного гласного, запись проверочного слова.

б) Чтение правила – (с.124) – 1 мин.

в) Выборочный диктант – 5 мин.

Один ученик работает – у доски, остальные – в тетрадях.

Выписываем только глаголы. Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание? (найти слова, которые обозначают действия и задать к ним вопрос)

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки ёж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Выписали глаголы: спешил, нёс, скакал, бежал. Проверяем (Слайд 6)

2.«Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

Комментированное письмо – 5 мин.

с. 92 упр. 126 – ученики выходят по очереди к доске, записывают составленные предложения, подчёркивают глаголы.

XI . Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

Я думаю, что пора возвращаться в школу и вспомнить, о чём мы говорили на уроке. Давайте досчитаем до 3 и окажемся в классе: 1,2,3.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … ! (Глагол)

Домашнее задание

Прочитать стр.91- выучить правило, стр. 92 упр. 125

XII . Рефлексия – 3 мин.

Посмотрите на экран . (Слайд 13)

В начале урока мы с вами определили цели и задачи. Как вы думаете, мы с ними справились? Давайте вместе с вами закончим фразы: (Слайд 14)

Я научился(лась)…

Мне понравилось на уроке…

А теперь возьмите свои секретные конвертики. Откройте их. В них – флажки. Когда-то давно, встречаясь в море, корабли приветствовали друг друга, семафоря флажками. Так они здоровались, передавали информацию, предупреждали об опасности. Я прошу вас сейчас просемафорить мне. Если у вас всё на уроке получилось, вам всё ясно и понятно – поднимите зелёный флажок. Если всё понятно, но в ходе урока возникали трудности – жёлтый флаг, а если вам ничего не понятно, вы так и не справились ни с чем – красный флаг, как сигнал тревоги.

Вас ждёт ещё многое впереди - мир знаний необъятен, человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Спасибо за урок! Мне очень приятно было с вами познакомиться и работать. Урок закончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: "Глагол как часть речи".

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2018. – 143 с.

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

- определять, каким членом предложения является глагол в предложении;

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);

- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других, строить понятные для партнёра высказывания;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

План урока (хронометраж):

Урок состоит из 12 этапов:

1. Организационный момент. (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

3. Каллиграфическая минутка (1 мин)

4. Актуализация знаний (4 мин)

5. Целеполагание (3 мин)

6. Работа по теме урока. (16 мин)

7. Физкультурная пауза. (1 мин)

8. Открытие новых знаний о глаголе. (7 мин)

9. Закрепление изученного материала (4 мин)

10. Итог урока. (1 мин)

11. Домашнее задание. (1 мин)

12. Рефлексия. (1 мин)

1 .Организационный момент.

-Доброе утро!

-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

2. Проверка домашнего задания

3. Каллиграфическая минутка

- Открываем тетради, записываем число и классную работу. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку.

то тер тув ве ва вы

-Что написано? Докажите, что это слоги.

-Выпишите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

4. Актуализация знаний.

- Из записанных слогов составьте слово (Ветер)

-Объясните лексическое значение этого слова. (Явление природы, движение воздуха)

-Составьте предложение к данной схеме.

Что делает? Какой? Что? (Дует холодный ветер.)

-Запишите предложение с комментированием.

-Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы и основу предложения.
Словарная работа.
1. Крупное домашнее животное, дающее этот ценный продукт т.е. молоко (корова);

2.Домашнее животное, охраняющее жилище человека (собака);

3. Хитрое животное с длинным пушистым хвостом (лисица).

4. Лиственное дерево с белым стволом и маленькими листочками (берёза);

5. Крупный населённый пункт, имеющий свои фабрики и заводы, шахты (город);

6. Столица нашей Родины; (Москва);
- Какие части речи записали? (Имена существительные: эти слова означают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- Назовите одушевлённые и неодушевлённые предметы (Одушевлённые отвечают на вопрос: кто? – корова, собака, лисица. Неодушевлённые предметы отвечают на вопрос: что? – Москва, город, берёза.)

5. Целеполагание

Давайте вспомним какая часть речи обозначает действие предмета? (Глагол)

-Скажите, а что стала делать машина? ( Ездить, сигналить, перевозить)

-Так о чем же мы будем говорить на уроке? (О глаголе)

Работа по учебнику стр. 44

- Прочитайте тему нашего урока (Глагол)

- Определите учебно - познавательную задачу урока (Что такое глагол?)

6. Работа по теме урока

1) -Что обозначает глагол?

-На какие вопросы он отвечает? (ответы детей)

- Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 68.

- Приведите свои примеры глаголов.

- А вот какое определение дает в толковом словаре В.Даль

Глагол – это речь человека, разумный говор, язык. В.И. Даль

Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

7.Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

Работа по теме урока (продолжение)

Работа по учебнику с. 68, упр.116. Выполнение заданий к упражнению.

Работа по учебнику с. 69, упр.118. Выполнение заданий к упражнению.

Работа в парах.

- Какой частью речи вы воспользовались, когда называли действия?

- Для чего мы используем в речи глаголы?

- Запишите одно из предложений.

8. Открытие новых знаний о глаголе.

– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вы распределите и запишите их в два столбика.

1 столбик – имя существительное

2 столбик – глагол

(У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь, жгут.

Записи в тетрадях и на доске

- Сверьтесь со своим соседом по парте.

- В чем было затруднение при выполнении этого задания?

- Докажите, что слово пила – это существительное,

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

Например: У папы есть острая (что?) пила. Я (что делала?) пила апельсиновый сок..(Два предложения записываются в тетрадь и на доску. Также ведется работа со словами: печь, жгут. Предложения проговариваются устно.)

- Какой сделаем вывод? (Одно и тоже слово может быть разной частью речи.)

9. Закрепление изученного материала

– Давайте потренируемся в определении глагола. Я буду говорить слова, а вы должны будете найти и записать только глаголы. (Пишем в строчку.)

- Звон, звонит, звонкий.

- Ходит, ход, походка.

- Холод, холодный, похолодало.

- Старик, старый, стареет.

- Бег, бегун, бежать.

- Свет, светить, светает.

- Ленивый, ленится, лентяй.

- Бездельник, безделье, бездельничает.

Чтение слов - глаголов: звонит, ходит, похолодало, стареет, бежать, светить, светает, ленится, бездельничает.

- Что обозначают все глаголы? (Действия)

10. Итог урока.

Оцените свою работу по следующему плану:

Сегодня на уроке:

4.Могу похвалить себя за то, что…

5.Могу похвалить одноклассников за то, что…

6.Больше всего мне понравилось…

7.Мне показалось важным…

8.Для меня было открытием то, что…

11. Домашнее задание.

12. Рефлексия деятельности.

- О какой части речи сегодня говорили на уроке? (о глаголе)

- Расскажите, что узнали о глаголе. Как думаете, всё узнали о глаголе? Через несколько уроков познакомимся с глаголами будущего времени.

- Напомните, что надо будет сделать дома? (составить рассказ из одних глаголов).

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Оценки за урок. Урок окончен, спасибо за работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предметов, учить ставить вопросы к глаголам, выделять глаголы в предложениях и среди других слов, образовывать глаголы.

Оборудование: демонстрационные карточки, таблицы

кк//кк кк//кк костёр костёр костёр

2. Актуализация знаний.

- Составьте предложение со словом костёр. Запишите. (Пример: Возле реки догорал ночной костёр).Найдите подлежащее и сказуемое. На какой вопрос отвечает сказуемое? Что обозначает? Какие ещё слова – действия можно подобрать к слову костёр?

Костёр (что делает?) горит, пылает, тухнет, догорает, разгорается.

- Ребята, сегодня мы познакомимся со словами, обозначающими действие предметов. Такие слова называются глаголами. (Ознакомление с правилом).

3.1. Фронтальная работа.

- Послушайте стихотворение. Расскажите, что делал ветер. Какой частью речи являются эти слова? Почему?

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Пожурил за что-то

- В каком значении употреблены глаголы - в прямом или переносном? Докажи. Выпиши глаголы, поставив к ним вопрос:

Ветер (что сделал?) вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил.

___ прыгает, а ___ летает. ____ лает, а ___ мяукает.

___ ползает, а ___ плавает. ___ хрюкает, а ____ поёт.

___ мычит, а ___ блеет. ___ кукует, а ___ квакает.

Зелёный, зелень, зеленеет; варенье, варить, варёный; побелка, белый, белить; рисует, рисунок; молчаливый, молчит; светлячок, светит, светлый.

Физкультминутка. (Выполняем действия, которые указываются )

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим – раз, два, три, четыре, пять.

Руку правую поднимем, а другую вниз опустим,

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

Завтрак – завтракать, обед, работа, ужин, рисунок, мороз, смех, труд, чтение, звук, гром, стук, свет, боль, стон, игра, круг, треск, смотр.

  1. Работа с учебником, с. 68, упр. 116. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
  2. Самостоятельная работа. Выписать из стихотворения глаголы к словам зима и весна по образцу:

Зима (что делает?) …, …. Весна (что делает?) …, ….

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

3.7. Комментированное письмо.

- Запишите предложение, поставив вопросы к глаголам. Образец: Андрей (что делает?)уезжает, а друзья его (что делают?) провожают.

Учитель объясняет, а ученики отвечают.

Мама читает, а дети слушают.

Родители работают, а сын учится.

Ласточка с весною

В сени к нам летит. (А. Плещеев)

- С какой частью речи познакомились? Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают? Подберите глаголы к слову: солнышко, школьник.

- Закончи предложение то, которое тебе подходит по результатам урока:

Мне было интересно….

Для меня было сложным…

Русский язык 2 класс

Тема: Глагол как часть речи (ознакомление)

Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предметов, учить ставить вопросы к глаголам, выделять глаголы в предложениях и среди других слов, образовывать глаголы.

Оборудование: демонстрационные карточки, таблицы

кк//кк кк//кк костёр костёр костёр

2. Актуализация знаний.

- Составьте предложение со словом костёр. Запишите. (Пример: Возле реки догорал ночной костёр).Найдите подлежащее и сказуемое. На какой вопрос отвечает сказуемое? Что обозначает? Какие ещё слова – действия можно подобрать к слову костёр?

Костёр (что делает?) горит, пылает, тухнет, догорает, разгорается.

Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня мы познакомимся со словами, обозначающими действие предметов. Такие слова называются глаголами. (Ознакомление с правилом).

3.1. Фронтальная работа.

- Послушайте стихотворение. Расскажите, что делал ветер. Какой частью речи являются эти слова? Почему?

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых…

- В каком значении употреблены глаголы - в прямом или переносном? Докажи. Выпиши глаголы, поставив к ним вопрос:

Ветер (что сделал?) вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил.

___ прыгает, а ___ летает. ____ лает, а ___ мяукает.

___ ползает, а ___ плавает. ___ хрюкает, а ____ поёт.

___ мычит, а ___ блеет. ___ кукует, а ___ квакает.

Выборочный диктант. Выписать глаголы.

Зелёный, зелень, зеленеет; варенье, варить, варёный; побелка, белый, белить; рисует, рисунок; молчаливый, молчит; светлячок, светит, светлый.

Физкультминутка. (Выполняем действия, которые указываются )

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим – раз, два, три, четыре, пять.

Руку правую поднимем, а другую вниз опустим,

Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

Завтрак – завтракать, обед, работа, ужин, рисунок, мороз, смех, труд, чтение, звук, гром, стук, свет, боль, стон, игра, круг, треск, смотр.

Работа с учебником, с. 68, упр. 116. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Самостоятельная работа. Выписать из стихотворения глаголы к словам зима и весна по образцу:

Зима (что делает?) …, … . Весна (что делает?) …, … .

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

3.7. Комментированное письмо.

- Запишите предложение, поставив вопросы к глаголам. Образец: Андрей (что делает?)уезжает, а друзья его (что делают?) провожают.

Учитель объясняет, а ученики отвечают.

Мама читает, а дети слушают.

Родители работают, а сын учится.

Письмо по памяти.

Травка зеленеет.

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит. (А. Плещеев)

- С какой частью речи познакомились? Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают? Подберите глаголы к слову: солнышко, школьник.

Читайте также: