Шпатлевание поверхности под окраску неводными составами конспект

Обновлено: 04.07.2024

Вместо проолифки можно выполнить огрунтовку разжиженной краской (под цвет окраски), пользуясь составом из компонентов:
олифа натуральная
или олифа-оксоль
краска густотертая
масляная

Олифу вливают в краску, тщательно перемешивают и процеживают через частое сито.

При огрунтовке поверхностей краскораспылителем применяют масляную эмульсию типа ВМ (вода в масле) следующего состава:

Неводными (масляными и синтетическими) составами окрашивают наружные и внутренние поверхности: бетонные, оштукатуренные, деревянные и металлические.

Предварительно поверхности очищают, сглаживают, устраняют дефекты и обеспыливают.

Для проолифки (огрунтовки) сухих и обеспыленных поверхностей используют состав, включающий следующие компоненты: олифа натуральная или олифа-оксоль сухой пигмент (охра, железный сурик) и густотертые краски

Приготовление. Отдельно готовят известковое молоко (2 кг известкового теста на 10 л воды) и 10% -ный раствор животного клея. Оба раствора смешивают в требуемых количествах, в полученный известково-кле-евой раствор добавляют пигмент.

Для получения эмульсии в эмульгатор вливают олифу и, перемешивая, небольшими дозами заливают известково-клеевой раствор. Растворитель вводят в эмульсию перед применением.

Рис. 94. Проолифка оштукатуренных поверхностей
а – работа маховой кистью и отводка верхней границы кистью-ручником; б — отжатие излишков олифы (грунтовочного состава); 1 – волнообразные мазки; 2 – растушевка горизонтальными движениями кисти; 3 – кисть-ручник

Рис. 95. Проолифка углов и других труднодоступных мест кистью-ручником

Рис. 96. Отжатие излишков олифы (а), проолифка поверхности валиком (б)
1 – ванночка; 2 — олифа (огрунтовочный состав); 3 — состав; 4 — валик; 5 -олифленная полоса; 6 – перекрытие смежных полос

При появлении признаков расслоения эмульсию перемешивают вновь. При введении олифы-оксоль растворитель не применяют.

Огрунтовку оштукатуренных поверхностей выполняют вручную или краскораспылителем.

При работе маховыми кистями границу поверхности масляной и клеевой окрасок отбивают шнуром (окрашенным пигментом), после чего кистью-ручником (рис. 94, а) отводят верхнюю границу, а остальную площадь олифят маховыми кистями. Окунув кисть в олифу (грунтовочный состав) до половины длины пучка, отжимают ее о борт емкости (рис. 94, б). Олифу наносят вертикальными мазками на расстоянии 5…7 см друг от друга, затем растушевывают в поперечном направлении.

Проолифку выполняют валиком с меховым покрытием. Предварительно труднодоступные места (рис. 95) у внутренних углов, плинтусов обрабатывают кистью-ручником.

Валик, опущенный в ванночку с олифой (рис. 96, а), прокатывают 2…3 раза по сетке, отжимая излишки состава. Огрунтовку выполняют, перемещая валик (рис. 96, б) сверху вниз, чтобы вертикальные полосы перекрывали друг друга на 2…3 см.

При механизированной огрун-товке применяют масляную эмульсию (вода в масле). Этот более вязкий, чем олифа, состав снижает ту-манообразование при нанесении и исключает образование потеков на поверхности.

Эмульсию распыляют плоским факелом ручного краскораспылителя при давлении 0,15 МПа. Более высокое давление увеличивает тума-нообразование. Огрунтовывают поверхность (рис. 97) ровными параллельными полосами, перекрывая ранее наложенные на 2…3 см.

Для проолифки деревянных поверхностей используют подогретую олифу (для лучшего впитывания) с добавкой небольшого количества сухого пигмента. Это позволяет избежать пропусков и придает шероховатость поверхности, что обеспечивает надежность сцепления с последующими окрасочными слоями.

На стены и полы олифу наносят маховой кистью или валиком (рис. 98, а). Приемы проолифки такие же, как и для оштукатуренных поверхностей.

Оконные переплеты, двери (рис. 98, б), плинтусы и другие небольшие поверхности обрабатывают кистями-ручниками или валиками.

Огрунтовку металлических поверхностей выполняют сразу после очистки, используя олифу натуральную или оксоль с введением тертых пигментов (обычно железного сурика).

Рис. 97. Огрунтовка поверхности краскораспылителем

Рис. 98. Проолифка деревянных поверхностей при помощи валика а — полов; б — наличников

Рис. 99. Огрунтовка стальной колонны

На большие поверхности грунтовочные составы наносят маховыми кистями или валиками, а на малые — кистями-ручниками (рис. 99).

Подмазку трещин и других дефектов поверхности выполняют пастой, имеющей состав:
олифа, кг
животный клей (10%-ный раствор)
молотый мел до рабочей вязкости

Рис. 100. Устранение неровностей поверхностей
1 – шпатель; 2 — подмазочная паста; 3 – выровненная поверхность

Рис. 101. Зачистка наждачной бумагой подмазанных мест
1 – наждачная шкурка на деревянной колодке; 2 – зачищаемый участок

Приготовление. В олифу при постоянном перемешивании заливают раствор животного клея. В полученную эмульсию постепенно (отдельными порциями) добавляют мел до образования пасты рабочей густоты. Приготовленный состав пропускают через краскотерку.

Подмазочную пасту (рис. 100) наносят стальным шпателем в дефектных местах поверхности по высохшей олифе или грунтовке. Одновременно с этим резиновым шпателем подмазывают места сопряжения штукатурки с плинтусом и наличниками.

Подсохшую подмазку шлифуют наждачной шкуркой N 8—12 (рис. 101), натянутой на деревянную колодку. Пыль обметают щеткой или кистью.

Шпатлевание поверхностей под окраску неводными составами выполняют вручную шпателями. Строительные металлические изделия и конструкции обычно не шпатлюют.

Рис. 106. Безопасные приемы шлифовки прошпатлеванной поверхности

Рис. 107. Безопасные приемы работы малярной удочкой (а); краскораспылителем (б)

Работу с малярной удочкой и краскораспылителем выполняют в респираторе (рис. 107). Он защищает органы дыхания от токсичных аэрозолей, от силикатной, металлической, цементной и других пылей, содержащихся в воздухе.

К работе с ручными машинами при очистке и шлифовке поверхности допускаются лица, прошедшие обучение по электробезопасности и сдавшие зачет. Запрещается работать со снятым защитным кожухом.

При перерывах в работе или при прекращении подачи электроэнергии машину отключают от сети. Во время работы следят, чтобы кабель не скручивался, не имел петель и резких изгибов.

Рис. 108. Установка для нанесения жидкой шпатлевки СО-21А 1 – материальный рукав; 2 — удочка; 3 — крышка; 4 — бачок

При работе с пневматическим оборудованием (рис. 108) следует проверить надежность соединения всех рукавов, опробовать шпатлевоч-ные и другие установки на холостом ходу, проверить надежность крепления крышек красконагнетательных баков. Во время работы нельзя натягивать и перегибать рукава, подво-

дящие воздух. Открывать вентиль можно только после установки инструмента в рабочее положение.

Закончив работу, маляр убирает инструменты, приводит в порядок рабочее место и снимает спецодежду.

Соблюдение всех перечисленных мер безопасности поможет предотвратить случаи травматизма при подготовке поверхностей под окраску.

Подготовив поверхность, приступают к ее огрунтовке. Грунтовка придает поверхности однородность, уменьшает ее пористость, усиливает антикоррозионные свойства, увеличивает адгезию с последующими малярными слоями. Грунтовки бывают следующего назначения: — глубокопроникающие и укрепляющие старые основания; — .

ШПАТЛЕВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ

Шпатлевание производят для выравнивания неровностей, углублений и получения ровных поверхностей под окраску. После высыхания и шлифования должны получиться гладкие, ровные поверхности, без трещин и пузырей. Шпатлевки в большом ассортименте представлены в торговой сети, расфасованные в .

ШЛИФОВАНИЕ ПРОШПАТЛЕВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Высохшую прошпатлеванную поверхность после высыхания шлифуют. При ручном шлифовании применяют пемзу или шлифовальную бумагу. Шлифовальную бумагу либо наворачивают на деревянный или резиновый брусок, либо закрепляют на резиновой терке с зажимами (рис. 1) или на .

баннер для сайдбара Вы это искали



Настоящая методическая разработка поможет обучающимся расширить свой словарный запас, стимулировать развитие высших психических функций (речь, память, мышление, восприятие и т.д.), повысить активность и самостоятельность своей деятельности, освоить профессиональные навыки.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_uchebnoy_praktiki.doc 145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

урока учебной практики

Автор: мастер п/о Романова Г.П.

Методика разработки урока производственного обучения

с элементами игры

Тема программы: Подготовка, обработка и окраска поверхностей.

Тема учебного занятия : Окраска поверхностей неводными составами вручную.

Тип учебного занятия : формирование умений и навыков.

Организационная форма проведения учебного занятия : учебная практика (форма проведения – бригадная).

Дидактические цели учебного занятия

  • Знает классификацию и назначение материалов, инструментов и приспособлений для выполнения малярных работ; грамотно отвечает на поставленные вопросы.
  • Понимает значимость правильного выполнения всех операций по подготовке, обработке и окраски поверхностей с целью предотвращения дефектов.
  • Применяет полученные знания и умения по правильной подготовке фронта для выполнения малярных работ – в пределах рабочей зоны обеспечивает помещение необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем, материалами.

Развивающие: зрительно производит выбор материалов в зависимости от вида поверхности, выражает в словесной форме последовательность технологических операций при окрашивании оштукатуренных поверхностей неводными составами, переключается от одной работы на другую, представляет конечный результат своей работы.

Воспитывающие: проявляет устойчивый интерес к овладению избранной профессии, рационально планирует и организовывает свою работу, демонстрирует навыки выполнения отдельных операций, проводит проверку результатов своей деятельности, адекватно реагирует на критические замечания мастера п/о, умело использует инструкционно - технологическую карту и другие инструкции, умеет работать в бригаде.

  • рассказ, объяснение;
  • работа с технической и справочной литературой;
  • письменное инструктирование.
  • показ мастером п/о трудовых процессов;
  • демонстрация наглядных пособий;
  • использование технических средств обучения;
  • самостоятельные наблюдения обучающихся.
  • упражнения обучающихся;
  • выполнения учебно-производственных работ с элементами игры.

Проверка знаний умений и навыков, применяемых на учебном занятии:

  • текущее наблюдение мастера п/о;
  • устный и письменный опрос;
  • экспертная оценка знаний и умений.
  • текущий контроль усвоения учащимися с помощью тестовых заданий;
  • итоговый контроль в конце учебной практики по показателям качества окрашенных поверхностей.

Материально-дидактическое обеспечение учебного занятия

  • Рабочее место: рабочая зона для проведения малярных работ;
  • Инструменты, приспособления, инвентарь для выполнения малярных работ: кисти – ручники КР-25, КР-30, КР-35, КР-40, КР-45; маховые КМ-60. КМ-65; флейцевые КФ-62, КФ-100. Валики малярные ВМ-100, ВМ-200, ВМ-250. Шнур в футляре для разметки поверхностей. Инвентарные емкости для краски, для хранения кистей. Ванночка с сеткой.

Контроль и оценка:

  • На уровне знаний форма оценивания: практическое задание; метод оценивания: тестирование.
  • На уровне понимания форма оценивания: практическое задание; метод оценивания: составление схемы поэтапной технологии окрашивания оштукатуренных поверхностей неводными составами.
  • На уровне понимания форма оценивания: практическое задание; процесс метода оценивания – экспертное наблюдение; метод оценивания: экспертная оценка.
  1. Организационная часть – 5 мин.
  2. Вводный инструктаж – 45 мин.:

- целевая установка (мотивация учебной деятельности);

- актуализация знаний и опыта обучающихся;

- формирование ориентировочной основы деятельности.

- Упражнения обучающихся в освоении трудовых приемов;

- Целевые обходы рабочих мест, индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся;

- Прием и оценка выполненных работ.

4. Заключительный инструктаж – 25 мин.

Деятельность мастера п\о, ее обоснование

Проектирование деятельности обучающихся

- Приветствие обучающихся, контроль посещаемости и наличие спец. одежды, назначение дежурных.

- Объявление форм проведения учебной практики: работа двух бригад в форме соревнования (накопление жетонов).

Приветствие мастера п/о, сдача рапорта. Назначение бригадиров команды.

Целевая установка (мотивация учебной деятельности)

Актуализация знаний и опыта обучающихся;

оштукатуренную поверхность валиками.

Для того, чтобы занятие прошло интересно и неформально предлагается устроить соревнование двух бригад. Приз-книга по профессии.

Провести блиц-опрос обучающихся по ранее пройденному материалу (за каждый правильный ответ бригада получает жетон):

1.Назначение лакокрасочных покрытий?

2. Перечислите, какие составы относятся к неводным?

3. Перечислите виды кистей, какие вы знаете?

4. Какие ручные инструменты применяют при окрашивании поверхностей вручную неводными составами?

5. Как подготовить новые оштукатуренные поверхности к окраске?

6. Как подготовить ранее окрашенную оштукатуренную поверхность к окраске?

7. Задание бригадирам: Выбор инструментов и приспособлений для определенного вида работ.

7.1 Среди перечисленных инструментов и приспособлений выберите те, которые используют для подготовки и обработки поверхностей под окрашивание неводными составами?

Решетка, шлифовальная колодка, кисть-флейцевая, шпатель, ванночка, валик, ножницы, скребок, респиратор, кисть-ручник, наждачная шкурка, колодка для крепления шлифовальной шкурки, штукатурный нож, универсальный слолик.

7.2 Среди перечисленных инструментов и приспособлений выберите те, которые используют для нанесения неводных составов?

Решетка, шлифовальная колодка, кисть-флейцевая, шпатель, ванночка, валик, ножницы, скребок, респиратор, кисть-ручник, наждачная шкурка, колодка для крепления шлифовальной шкурки, штукатурный нож, универсальный слолик.

Определите по описанию название малярного инструмента: он состоит из цилиндра, обтянутого сменным чехлом, металлического стержня, ограничителя, винта или гайки для закрепления его на оси?

Внимание на план урока, запись темы в дневнике. Обучающие отвечают на вопросы мастера. Делают вывод, как знания, полученные на теоретических занятиях повлияют на качество выполнения практической работы.

Лакокрасочные покрытия служат для защиты поверхностей от атмосферных воздействий, металлических изделий от коррозии, деревянных от разрушения и износа, для декоративной отделки, а также в эстетических целях.

Масляные, эмалевые составы, лаки.

Кисти-ручники, макловицы, маховые, флейцы, филеночные, специальные для окраски радиаторов.

Кисти-ручники, маховые, флейцевые, валик с меховым покрытием

После очистки, сглаживания и расшивки трещин поверхности грунтуют олифой, подмазывают трещины и другие дефектные места, шпатлюют (1, 2 или 3 раза) в зависимости от качества отдел-

ки, а также шлифуют подмазку каждого слоя шпатлевки. Высушенные оштукатуренные поверхности грунтуют олифой.

Ранее окрашенные масляными составами поверхности промывают 2-5% раствором кальцинированной соды. Недостаточно прочную старую масляную краску удаляют соскабливанием, выжигают или обрабатывают едкой щелочью. После удаления краски поверхность подготавливают, как новую.

Шпатель, скребок, респиратор, очки, колодка для крепления шлифовальной шкурки, наждачная шкурка, штукатурный нож, кисть-ручник, кисть-маховая, универсальный столик.

Решетка, ванночка, валик, кисть-ручник, кисть-маховая, универсальный столик.

Формирование ориентировочной основы деятельности.

2. После того, как мастер убедится в том, что все обучающиеся помнят количество и последовательность операций, по подготовке, обработке и окраске оштукатуренных поверхностей неводными составами , он приступает к показу приемов работы кистью и валиком:

  • Напоминает, что сокращение положенного количества операций при окраске поверхностей за счет шпатлевания, шлифования и т.п. ухудшает подготовку поверхностей, что снижает качество окраски ;
  • напоминает преимущества и недостатки работы кистью;
  • указать приемы окрашивания поверхностей неводными составами с помощью ручной кисти;
  • предупреждает, что окраску стен начинают с отводки по границе, намеченной омеленным шнуром, затем кистью-ручником окрашивают места примыкания к плинтусам и наличникам, основные поверхности окрашивают маховыми кистями или валиками;
  • знакомит обучающихся с требованиями, предъявляемыми к качеству окрашиваемой поверхности;
  • разбирает возможные дефекты окраски неводными составами;
  • демонстрирует планшеты с видами различных дефектов, указывает на причины их появления и способы устранения;
  • напомнить правила техники безопасности, выполняемые при окрашивании поверхностей неводными составами:

- при выполнении малярных работ внутри помещений, особенно масляными красками должна быть естественная вентиляция;

- продолжительность пребывания людей в помещениях, свежеокрашенных масляной краской, не должна превышать 4 часов;

- в зоне работы с красками запрещается курить и выполнять работы связанные с использованием огня, не оставлять материал без присмотра;

- для защиты органов дыхания от паров краски необходимо пользоваться респиратором;

- для защиты открытых кожных покровов от действия вредных малярных составов необходимо применять профилактические мази, пасты или пользоваться резиновыми перчатками;

- применять растворители следует только при строгом соблюдении инструкций заводов изготовителей.

3. Предложить обучающимся из каждой бригады продемонстрировать приемы работы кистью и валиком. Обучающие поясняют, что при окрашивании краску набирают на кисть в небольшом количестве. Избыток краски с кисти слегка отжимают о край емкости. Сначала краску наносят отдельными точками, а затем продольными зигзагообразными движениями кисти распределяют ее по поверхности и после этого растушевывают в вертикальном или горизонтальном направлении. Принятого порядка наложения краски и растушевки следует придерживаться до конца работ. При окрашивании поверхностей валиком, валик опускают в ванночку с краской и прокатывают им по решетке, отжимая излишки краски. Его приставляют к окрашиваемой поверхности и ведут на стенах сверху вниз, на потолках по направлению света, то есть к окну. Окрашивая стены сверху вниз. Затем снизу в верх, накладывают параллельные полосы краски так, чтобы они перекрывались на 4-5 см.

4. В качестве закрепления материала вводного инструктажа мастер п\о предлагает провести в бригадах тестирование (приложение № 3). Набравшим большее количество баллов дополнительный жетон.

Внимание на объяснение мастера, изучение инструкционно - технологической карты. Вопросы выяснения неясных моментов.

Ответ : цвет – оранжевый, черный, желтый, серый, красный, белый, желто - зеленый .

5. Составьте, предложения связанные с нашей профессии, использу я след ующие

являются правила обращения с лакокрасочными материалами, которые следует

неу коснительн о соблюдать, начиная с момента приобретения материалов .

Прежде чем приступить к окраске поверхности, необходимо выполнить

подготовительные работы. Давайте подумаем вместе, что предстоит нам сделать.

это условие предлагаю выполнить следу ющие задания:

1. Укажите недостающие операции при подготовке, обра ботке и известковой окраске.

2. Исключить лишние операции при подготовке, обр аботке и простой клеевой

Очистка → смачивание → сглаживание → сплошное шпатлевание → 1- ая

3. Исключить лишние операции при подготовке, обработке и эму льсионной окраске .

Очистка → смачивание → огр у нтовка → частичная подмазка → шлифование

подмазочных мест → 1- ое сплошное шпатлевание → шлифование → окраска

4. Достроить схему технологического процесс а при у лучшенной окраске по

Очистка → сглаживание → расшивка трещин → проролифка → частичная

подмазка → шлифование → 1- ое сплошн ое шпатлевание → шлифование

Ответ: 2 - ое сплошное шпатлевание, шлифование, 1 - ое окрашивание, 2 - ое

5. Ответьте на вопрос: Каковы преимущества водоэм ульсионных красок перед

1. Работа с рис у нками. По рису нкам необходимо о пределить способы обработки

Отгадайте загадки и дополните начало пословиц и поговорок.

Задание: Определить качество малярных, если выставл ено 6 оценок за

5.1. Подведение итогов работы группы в достижении цели, выставление оценок:

словами, самостоятельно п одтверждает ответ кон кретными примерами, правильно и

обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

ошибки в его изложении, подтверждае т ответ конкретными примерами, правильно

значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить

ответ конкретными примерам и, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя;

своими словами, не может привести конкретные примеры, н е может ответить на

Читайте также: