Житие сергия радонежского конспект

Обновлено: 07.07.2024

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры.

Тема: Житие Сергия Радонежского. Молитва.

Планируемые результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • образцы духовно-нравственных и эстетических идеалов;
  • чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем, осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знания важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умения следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • чувство уважительного отношения к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
  • научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  • научатся использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
  • научатся осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
  • научатся ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • научатся развивать умения работать с текстом (определять главную мысль, восстанавливать последовательность событий, определять их взаимосвязь, описывать иллюстрации к тексту и соотносить их с отрывком из произведения);
  • научатся изучать информацию о достопамятных событиях отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  • научатся видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  • научатся усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры.

Метапредметные:

Регулятивные:

Классификация урока по дидактической цели: урок изучения нового материала.

Классификация урока по этапам формирования навыка: вводный урок

Классификация урока по используемым приёмам активизации познавательной деятельности: урок-дискуссия

Классификация урока по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок работы в малых группах сменного состава

Классификация урока по используемому методу обучения: исследовательский урок

Классификация урока по типу межпредметных связей: интегрированный урок

Урок спроектирован в рамках системно-деятельностного подхода и соответствует требованиям ФГОС НОО.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Житие Сергия Радонежского.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Изоплит

_________________________________________________________

hello_html_77c1b1aa.jpg

Алексеева Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

Тема урока: Житие Сергия Радонежского

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока : формировать нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.

создать условия для развития интереса к изучению истории России и истории православной культуры;

создать условия для воспитания чувства гордости за свою Родину, её историю, народ.

Планируемые результаты:

формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;

обладают знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

имеют представление о житийной литературе, житии;

читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.

Метапредметные:

формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;

оценивают свою работу на уроке.

Познавательные

используют различные способы поиска учебной информации;

овладевают логическими действиями построения рассуждений.

Коммуникативные

отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения.

Формы и виды деятельности:

Работа с текстом: поисковое, фрагментарное и выборочное чтение,

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание, обсуждение, устный рассказ с опорой на иллюстрацию и вопросы.

Словарная работа перед чтением текста: работа с Толковым словарём.

Словарная работа с использованием учебника стр. 218: черноризец, литургия, панихида.

Самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах, участие в учебном диалоге.

Опорные понятия: житие, праведный, благочестивый, благодать, смирение, угодник, добродетель, обет, отрок.

Рабочие материалы к уроку (ресурсное обеспечение занятия):

Подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки.

Иконы с изображением Сергия Радонежского.

Презентация к уроку.

Карточки с заданиями для парной работы.

Вводная часть (6 минут) :

Мотивация учебной деятельности – 1 минута.

Речевая разминка – 1 минута.

Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) – 2 минуты.

Постановка проблемы. Самоопределение деятельности – 2 минуты.

Основная часть (29 минут) :

Информационный блок (2 4 минуты)

а) работа с опорными понятиями (перед чтением текста) – 3 минуты.

б) Динамическая пауза. – 1 минута.

в) работа с материалом учебника – 10 минут.

г) выборочное и поисковое чтение – 10 минут.

2. Аналитический блок (5 минут) .

а) работа в парах по объяснению смысла пословиц – 2 минуты.

III . Заключительная часть (6 минут) :

1.Подведение итогов (обобщение) – 2 минуты.

2.Работа с тестом. Самопроверка – 2 минуты.

3.Рефлексия учебной деятельности – 2 минуты.

4.Домашнее задание – 1 минута.

Вопросы (или проблема) занятия:

- Чем Варфоломей отличался от других детей?

- Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

- Почему это произошло именно с ним?

- Исполнил ли Варфоломей волю родителей?

- О каких чертах характера говорит его поступок

Разработка урока

I . Вводная часть

1. Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на уроке.

- Ребята, возьмёмся за руки и образуем круг. Передадим рукопожатие по кругу. Вы почувствовали тепло? Мы передали друг другу импульс своей души. Этот импульс помог нам настроиться на хорошую работу на уроке. Займите, пожалуйста, свои места.

2. Речевая разминка. Работа с эпиграфом к уроку

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

1. Прочитайте самостоятельно про себя эпиграф к уроку.

2. Прочитайте хором вслух сначала медленно, затем с ускорением.

3.Прочитайте выразительно индивидуально.

- Ребята, о каком преподобном Сергии идёт речь в стихотворении С. Никулиной?

- Что вы знаете об этом человеке?

- Сегодня мы перенесёмся в далёкое прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

3.Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) (слайд 3)

- Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

- Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани.

- Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом.

- Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного?

- Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

- Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

- И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский

- На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением пр. Сергия Радонежского.

(Учитель показывает детям иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского)

4.Постановка проблемы. Самоопределение деятельности (слайд 4)

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цель деятельности на уроке.

- Предположите, что нового вы сегодня узнаете.

- Сегодня мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в детские годы, ответим на вопрос: чем отличался Варфоломей от других детей.

II . Основная часть

1.Информационный блок. Знакомство с новым материалом

1. Работа с опорными понятиями (словарная работа перед чтением текста). (слайды 5-6)

Учитель: Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

- Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.

2. Работа с материалом учебника. Чтение текста (стр.22-28)

- В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

- Родился Сергий Радонежский 3 мая 1314 году в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова).

1. Чтение текста на стр. 22 – 23(до слов …У раба Божьего…) (слайд 7)

2. Чтение текста на стр. 22 – 25(до слов …Отрок же поклонился…) (слайд 8)

3.Чтение текста на стр. 25 – 26(до слов …Этот раннее названный…) (слайд 9)

4. Чтение текста на стр. 26 (до слов …Сыновья Кирилла…) (слайд 10)

3. Выборочное и поисковое чтение. Работа с текстом

1. Какой обет дали родители до рождения ребёнка?

2. Как назвали мальчика в святом крещении?

3. Чем отличался Варфоломей от других детей?

4. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

5. Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

6. О чём многократно просил Варфоломей отца?

7. О чём просили родители Варфоломея?

8. Исполнил ли он их волю?

9.О каких чертах характера говорит его поступок?

2. Аналитический блок.

1. Работа в парах по объяснению смысла пословиц. (Задание выполняется на карточках)

Правила работы: Дети получают карточки с пословицами и карточки с объяснением их смысла. Необходимо соединить пословицу с объяснением.

Карточки с пословицами

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.

- Какая информация была для вас новой?

III . Заключительная часть

1.Подведение итогов (обобщение).

- Назовите тему урока.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Объясни, как ты понял, что такое житие?

- Как вы считаете, трудно ли жить в смирении?

2.Работа с тестом. Самопроверка.

Выбери правильный ответ.

1.Как звали родителей Сергия?

в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) прилежно, но с трудом

в) медленно и не прилежно

4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца

5.Что он спросил у мальчика?

6.Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать монахом

б) что его послали искать лошадь

в) что он хочет знать грамоту

7.Куда переехал отец мальчика?

8.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

9.О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

2.Рефлексия. Закончи предложение. (слайд 14)

Сегодня на уроке я познакомился (лась)….

Мне было интересно …

Мне особенно удалось …

Я могу применить полученные знания …

3.Оценивание. Самооценка учебной деятельности с помощью сигнальных карт. (слайд 15)

- Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.

- Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – выберете сердечко красного цвета.

- Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – выберете сердечко зелёного цвета.

- А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – выберете сердечко синего цвета.

(Дети выбирают сердечко и показывают учителю)

- Ребята! Бог дал вам свободу выбора. Все в ваших руках! Вам решать какими вам быть. Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, спокойствие, радость, счастье. Ведь как прекрасно жить с такими чувствами! (слайд 15)

- Преподобный Сергий Радонежский учил христиан смирению и стойкости, братской любви, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь велика.

- А нам всем — учащим и учащимся — преподобный Сергий особенно близок своей великой скромностью и простотой, усердием в молитве и трудолюбием, заботой о людях и миролюбием. Он помогает в учении всем, кто просит его о помощи: Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас!

4.Домашнее задание.

2. Найти дополнительные сведения о Сергии Радонежском.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.

Угодник – лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при жизни “особо угодных богу” дел.

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Обет – торжественное обещание, обязательство.

Отрок – мальчик-подросток.

Праведный – у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.

Благодать – в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

Карточки с пословицами

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.

Выбери правильный ответ.

1.Как звали родителей Сергия?

в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) прилежно, но с трудом

в) медленно и не прилежно

4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца

5.Что он спросил у мальчика?

6.Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать монахом

б) что его послали искать лошадь

в) что он хочет знать грамоту

7.Куда переехал отец мальчика?

8.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

9.О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

Приложение 1 – Иллюстративный ряд

hello_html_5ea9817f.jpg

С. Н. Ерошкин. Преподобный Сергий. По Руси.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские

hello_html_m54cc2c08.jpg

М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

hello_html_418fb737.jpg

С. Иванов. Баскаки.

Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский // История России в житиях святых. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 153 – 184.

Сергий Радонежский // Детская энциклопедия АиФ. – 2011. - № 2. – С. 67 – 71.


Главные герои

  • Сергий Радонежский — святой старец, преданно служивший Господу и прославившийся чудесами исцеления и помощью людям в трудные минуты.

Краткое содержание

Вступление

Начало жития Сергия

О том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей

Об отрочестве

О переселении родителей святого

Отец святого, Кирилл, был богатым знатным боярином и проживал с семьёй в Ростовской области. Но из-за частых набегов татар на Русь быстро обнищал и перебрался в Радонеж.

О пострижении Варфоломея, которое стало началом иноческой жизни святого

О прогнании бесов молитвами святого

О начале игуменства святого

Об Иване, сыне Стефана

Об изобилии всего нужного

О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине

Однажды в обитель пришёл крестьянин, который давно хотел взглянуть на Сергия. Увидев игумена в лохмотьях, он презрительно засмеялся. Однако Сергий со смирением принял такое отношение.

Об изведении источника

О воскрешении отрока молитвой святого

О бесноватом вельможе

О введении общежития

Послание Патриарха Филофея

Об основании монастыря на реке Киржач

О епископе Стефане

Начало Симоновского монастыря

О видении ангела, служащего с блаженным Сергием

О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке

О том, как святого хотели возвести на митрополию

О посещении Богоматерью святого

О епископе, пришедшем увидеть святого

О человеке, исцелившемся по молитвам святого Сергия

О лихоимце

О преставлении святого

Об обретении мощей святого Сергия

О преставлении преподобного игумена Никона

О том, как видели святого Сергия среди братии во время пения

О явлении митрополита Алексия вместе со святым Сергием

О некоем тверском вельможе Захарии

Чудо второе о том же

О воине, избавленном от поганых

Чудо о слепом

Однажды в обитель преподобного привели слепого странника, который на протяжении семи лет незрячим путешествовал по свету. В этот день был праздник — Сошествие Святого Духа. Святой Сергий снизошёл с небес к слепому, провёл его к раке, и страдалец тут же прозрел.

О бесноватом юноше

О пресвитере и мужах, бывших в латинских землях

Чудо об инокине Мариамии

Чудо о чудесном зачатии и о рождении великого князя Василия Ивановича всея Руси самодержца

Чудо преподобного Сергия Чудотворца о преславной победе над Литвой у города Опочки

О явлении Преподобного Сергия в городе Казани

О чудесах Преподобного чудотворца Сергия, бывших в его обители во время осады

О явлении Преподобного Сергия чудотворца литовским воинам

Об умножении хлебов на Троицком подворье — в монастыре святого богоявления в Москве

Заключение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению с презентацией.

Конспект урока по литературному чтению


учитель начальных классов

Тема урока: Житие Сергия Радонежского

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формировать нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.

Развивающая: создать условия для развития интереса к изучению истории России и истории православной культуры.

Воспитывающая: создать условия для воспитания чувства гордости за свою Родину, её историю, народ.

Планируемые результаты урока:

формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;

обладают знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

имеют представление о житийной литературе, житии;

читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.

Метапредметные:

формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;

оценивают свою работу на уроке.

Познавательные

используют различные способы поиска учебной информации;

овладевают логическими действиями построения рассуждений.

Коммуникативные

отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения.

Формы и виды деятельности:

Работа с текстом: поисковое, фрагментарное и выборочное чтение,

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание, обсуждение, устный рассказ с опорой на иллюстрацию и вопросы.

Словарная работа перед чтением текста: работа с Толковым словарём.

Словарная работа с использованием учебника стр. 218: черноризец, литургия, панихида.

Самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах, участие в учебном диалоге.

Опорные понятия: житие, праведный, благочестивый, благодать, смирение, угодник, добродетель, обет, отрок.

Рабочие материалы к уроку (ресурсное обеспечение занятия):

Подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки.

Иконы с изображением Сергия Радонежского.

Презентация к уроку.

Карточки с заданиями для парной работы.

Вводная часть (6 минут):

Мотивация учебной деятельности – 1 минута.

Речевая разминка – 1 минута.

Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) – 2 минуты.

Постановка проблемы. Самоопределение деятельности – 2 минуты.

Основная часть (29 минут):

Информационный блок(2 4 минуты)

а) работа с опорными понятиями (перед чтением текста) – 3 минуты.

б) Динамическая пауза. – 1 минута.

в) работа с материалом учебника – 10 минут.

г) выборочное и поисковое чтение – 10 минут.

2. Аналитический блок (5 минут).

а) работа в парах по объяснению смысла пословиц – 2 минуты.

III . Заключительная часть (6 минут):

1.Подведение итогов (обобщение) – 2 минуты.

2.Работа с тестом. Самопроверка – 2 минуты.

3.Рефлексия учебной деятельности – 2 минуты.

4.Домашнее задание – 1 минута.

Вопросы (или проблема) занятия:

- Чем Варфоломей отличался от других детей?

- Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

- Почему это произошло именно с ним?

- Исполнил ли Варфоломей волю родителей?

- О каких чертах характера говорит его поступок

Разработка урока

I . Вводная часть

1. Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на уроке.

- Ребята, возьмёмся за руки и образуем круг. Передадим рукопожатие по кругу. Вы почувствовали тепло? Мы передали друг другу импульс своей души. Этот импульс помог нам настроиться на хорошую работу на уроке. Займите, пожалуйста, свои места.

2. Речевая разминка. Работа с эпиграфом к уроку


Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

1. Прочитайте самостоятельно про себя эпиграф к уроку.

2. Прочитайте хором вслух сначала медленно, затем с ускорением.

3.Прочитайте выразительно индивидуально.

- Ребята, о каком преподобном Сергии идёт речь в стихотворении С. Никулиной?

- Что вы знаете об этом человеке?

- Сегодня мы перенесёмся в далёкое прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

3.Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского)


- Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

- Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани.

- Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом.

- Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного?

- Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

- Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

- И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский

- На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением пр. Сергия Радонежского.

(Учитель показывает детям иконы с изображением

преподобного Сергия Радонежского)

4.Постановка проблемы. Самоопределение деятельности


- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цель деятельности на уроке.

- Предположите, что нового вы сегодня узнаете.

- Сегодня мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в детские годы, ответим на вопрос: чем отличался Варфоломей от других детей.

II . Основная часть

1.Информационный блок. Знакомство с новым материалом

1. Работа с опорными понятиями (словарная работа перед чтением текста).



Учитель: Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

- Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.

2. Работа с материалом учебника. Чтение текста (стр.22-28)

- В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

- Родился Сергий Радонежский 3 мая 1314 году в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова).

1. Чтение текста на стр. 22 – 23(до слов …У раба Божьего…) (СЛАЙД 6)


2. Чтение текста на стр. 22 – 25(до слов …Отрок же поклонился…) (СЛАЙД 7)


3.Чтение текста на стр. 25 – 26(до слов …Этот раннее названный…) (СЛАЙД 8)


4. Чтение текста на стр. 26 (до слов …Сыновья Кирилла…) (СЛАЙД 9)




3. Выборочное и поисковое чтение. Работа с текстом

1. Какой обет дали родители до рождения ребёнка?

2. Как назвали мальчика в святом крещении?

3. Чем отличался Варфоломей от других детей?

4. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

5. Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

6. О чём многократно просил Варфоломей отца?

7. О чём просили родители Варфоломея?

8. Исполнил ли он их волю?

9.О каких чертах характера говорит его поступок?

2. Аналитический блок.

1. Работа в парах по объяснению смысла пословиц. (Задание выполняется на карточках)

Правила работы: Дети получают карточки с пословицами и карточки с объяснением их смысла. Необходимо соединить пословицу с объяснением.

Карточки с пословицами

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Жить – Богу служить.

Послушание паче поста и молитвы.

Умный смиряется, глупый надувается.

С молитвою в устах, с работою в руках.

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.

Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.

Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.

Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.

- Какая информация была для вас новой?

III . Заключительная часть

1.Подведение итогов (обобщение).

- Назовите тему урока.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Объясни, как ты понял, что такое житие?

- Как вы считаете, трудно ли жить в смирении?

2.Работа с тестом. Самопроверка.

Выбери правильный ответ.

1.Как звали родителей Сергия?

в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) прилежно, но с трудом

в) медленно и не прилежно

4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца

5.Что он спросил у мальчика?

6.Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать монахом

б) что его послали искать лошадь

в) что он хочет знать грамоту

7.Куда переехал отец мальчика?

8.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

9.О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья


2.Рефлексия. Закончи предложение. (СЛАЙД 13)

Сегодня на уроке я познакомился (лась)….

Мне было интересно …

Мне особенно удалось …

Я могу применить полученные знания …


3.Оценивание. Самооценка учебной деятельности с помощью сигнальных карт. (СЛАЙД 14)


- Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.

- Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – выберете сердечко красного цвета.

- Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – выберете сердечко зелёного цвета.

- А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – выберете сердечко синего цвета.

(Дети выбирают сердечко и показывают учителю)

- Ребята! Бог дал вам свободу выбора. Все в ваших руках! Вам решать какими вам быть. Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, спокойствие, радость, счастье. Ведь как прекрасно жить с такими чувствами! (СЛАЙД 14)


- Преподобный Сергий Радонежский учил христиан смирению и стойкости, братской любви, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь велика.

- А нам всем — учащим и учащимся — преподобный Сергий особенно близок своей великой скромностью и простотой, усердием в молитве и трудолюбием, заботой о людях и миролюбием. Он помогает в учении всем, кто просит его о помощи: Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас!

4.Домашнее задание.

Читайте также: