Конспект урока по светской этике россия наша родина

Обновлено: 07.07.2024

Разработан учителем начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ Афанасьевой Светланой Анатольевной.

Цель урока: дать представление о новом предмете, заинтересовать учащихся его изучением.

Мир окружающий нас многообразен. Вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают – это материальный мир. Но есть и другой мир духовный. Вы знакомитесь, с ними изучая русский и иностранный языки, математику и информатику, литературу, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называют миром культуры. Духовный мир отражён в каждом человеке. Его называют душой. В душе живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что верит и к чему стремится человек. От того чем ты наполняешь свою душу и как строишь отношения с другими людьми зависит твоё состояние. Радость или тревога, спокойствие или беспокойство. Многое живёт в душе: добро и зло, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. Делать выбор очень нелегко. Как не разрушить себя, свой внутренний мир?

Ребята, а как вы понимаете слово Родина?

Ответы учащихся

Учитель: Мы называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Население России – 145 миллионов человек. Мы называем нашу страну Отечеством, потому что это земля наших отцов, дедов и прадедов на которой они жили, которую они защищали и сохранили для следующих поколений.

Человека, который любит свою Родину, готов ей служить и защищать её называют патриотом.

Россия самая большая страна в мире. Её площадь более 17 млн. кв. км.

Поэт Исаковский написал строки:

«Касаясь трёх великих океанов

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Ребята подойдите к карте. Покажите на карте России.

Какие реки, моря, озёра нашей страны вы знаете?

Ученики работают с картой

Учитель: В России 1090 городов. Какие города вам известны? Назовите столицу России. Покажите её на карте.

Ученики работают с картой

Учитель: Москва – один из самых крупных городов мира. Население Москвы более 11 млн. человек, площадь более тысячи кв.км. В столице находится глава нашего государства – президент Российской Федерации.

Кто является главой нашего государства? Ответы учащихся

Учитель: Правильно! Владимир Владимирович Путин. Давайте совершим небольшую прогулку в сердце столицы: Красную и Соборную площадь (просмотр фильма о Москве)

У каждого государства в мире есть отличительные знаки – символы, которые олицетворяют его независимость и самобытность.

Ребята, какие государственные символы России вы знаете? Ответы учащихся

Учитель: Российскому государственному гербу уже полтысячи лет. Двуглавый орёл прилетел к нам из столицы древней Византии города Константинополя. И привезла его царевна Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина, в 1497 году приехавшая на Русь, чтобы стать женой русского царя Ивана III. До свадьбы Ивана III с царевной Софьей русским гербом был изображение Святого Георгия на белом коне. Когда русский царь принял герб Византии - двуглавого орла, то прежний герб был помещён на щите на груди орла.

История российского национального флага начинается в 17 веке. Создателем флага был Пётр I . Национальный флаг России имел три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную. Этот флаг существовал до 1917 года, затем его сменил красный с серпом и молотом, а 22 августа 1991года бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом России.

Трёхцветный флаг республики моей

Вверх по флагштоку медленно всплывает,

И нет значительней его, и нет сильней,

И строй в молчанье строгом замирает.

Российский флаг! Дыхание весны

И отсветы далёкой ратной битвы.

Три символа, три цвета сплетены

И на века в едином стяге слиты!

В нём белый цвет-сиянье чистоты,

Знак вечности, знак силы и победы.

В полях российских так снега чисты,

И так же храмы осияны светом.

Багровым цветом полоса горит-

То память о минувшем лихолетье.

Взгляни-ка, может, то рассвет разлит,

И ты – грядущего приемник и наследник?

Цвет неба, цвет морей и васильков

И цвет мечты неотразимо синий!

Всплывает флаг российский трёх цветов-

Надежда, сила, мощь моей России!

Найди в тексте стихотворения, какое значение имеют цвета российского флага? Ученики работают с текстом

Гимн – торжественная песня страны. Гимн России был принят 30 декабря 2000 года и впервые исполнен в новогоднюю ночь 2001 года. Слова гимна написал известный детский поэт Сергей Михалков, а музыку знаменитый композитор Александр Александров. При исполнении государственного гимна все присутствующие встают, а военные отдают воинское приветствие или салютуют оружием.

Ученики и учитель поют гимн

Учитель: Много народов живёт в России, более ста национальностей. Это – русские, татары, украинцы, чуваши, народы Дагестана, Башкирии, белорусы, мордва, калмыки, буряты, евреи, якуты, чукчи, ненцы, хакасы и многие другие народы. Мы разные, но все мы граждане великой страны Россия. Все мы должны уважать друг друга. Каждый из нас особенный человек и мы должны видеть друг в друге самое лучшее, а не искать недостатки, тогда мы легче будем находить общий язык

Учитель: Вы почувствовали, как важно видеть в другом человеке лучшие его качества. Это помогает понять друг друга. Богата земля русская талантами. Их духовное наследие бесценно. Сколько замечательных людей прославили Россию своими трудами. Ребята, каких известных военачальников, полководцев, писателей, композиторов, художников вы знаете? Ответы учеников.

Учитель рассказывает о Юрии Гагарине (фрагмент фильма), о Евгении Чернышове, геройски погибшем при тушении пожара (ему посмертно присвоено звание Героя России), о маршалах великой Победы.

Перед вами карта России пустая. Давайте превратим её в цветущий сад. Вот на этих цветочках, нарисуйте, как вы представляете Родин, или напишите, что для вас Родина. Мамы и папы могут вам помочь. Ученики вместе с родителями рисуют на ромашках и прикрепляют их к карте.

Домашнее задание: записать слова в словарик

Родина - родимая земля, чьё- либо место рождения. Патриот – человек, который любит свою Родину, готов служить ей и защищать её. Отечество – земля отцов, дедов и прадедов на которой они жили, которую они защищали и сохранили для следующих поколений. Столица – главный город государства. Президент – глава государства. Государственные символы – государственные герб, флаг и гимн.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по курсу "Основы светской этики" в 4 классе. Первый урок курса по теме "Россия - наша Родина".

Цель урока: формирование представления обучающихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма и любви к Родине, её прошлому и настоящему.

Задачи урока:

- познакомить школьников с новым предметом и основными понятиями урока;

- воспитывать у детей любовь к своей Родине, к истории и культуре нашего многонационального народа;

- воспитывать толерантное отношение к представителям разных народов и национальностей нашей страны;

- развивать культуру диалога на уроке;

- совершенствовать умения школьников в работе с различной информацией.

Тип урока - урок изучения нового материала.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные - умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Регулятивные - навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

Коммуникативные - навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Личностные - формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

- Чем отличается учебник от других учебников?

Изложение нового материала

Разгадывание ребуса (слайд 1)

- Разгадав ребус, вы узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке (Родина).

Работа с толковым словарём

- Какое определение можно найти в словарях?

РОДИНА- 1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

- Как называется страна, в которой мы живем?

Запись в тетради темы урока. Россия- наша Родина. (слайд 2)

- Как вы понимаете тему урока? (слайд 3)

Составление словарика, запись в тетради

Родина - родимая земля, чьё- либо место рождения.

Отечество – земля отцов, дедов и прадедов на которой они жили, которую они защищали и сохранили для следующих поколений.

Патриот – человек, который любит свою Родину, готов служить ей и защищать её.

Работа с пословицами (слайд 4)

Соедините части пословиц о Родине.

Нет в мире краше

Человек без Родины

Одна у человека мать,

одна у него и Родина.

Народы нашей страны

Народное братство дороже

что соловей без песни.

Работа по карте (слайд 5)

- Назовите столицу России, покажите её на карте. В России 1090 городов.

- Какие города вам известны?

- Какие моря и океаны омывают нашу страну?

- Назовите самые большие реки и озёра.

-Покажите на карте города, где вы бывали. Что вас поразило больше всего?

- Москва – один из самых крупных городов мира. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Когда на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - и моря и реки не замерзают.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Что мы родиной зовём?

Дом, в котором мы живём

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. Малая родина - это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Неслучайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую родину.

- А как называется ваша малая Родина?

Россия – многонациональное государство

- На территории нашей страны проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России.

- Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России? (слайд 7)

- Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – одна дружная семья, дети одной страны России. Но официальный язык страны – русский. (слайд 9)

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

- Богата земля русская талантами. Их духовное наследие бесценно. Сколько замечательных людей прославили Россию своими трудами.

- Ребята, каких известных военачальников, полководцев, писателей, композиторов, художников вы знаете? (слайды 9-13)

- Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Самостоятельное усвоение новых знаний

Работа с учебником.

- Прочитайте на с.4-5 третий абзац и подумайте, что это такое внутренний мир человека?

Закрепление нового материала

- Наш мир делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный). (слайд 14)

- У всех народов есть свои особенности быта, жизни.

- Какие бытовые особенности есть в вашей семье?

- Всё, что было вами перечислено, можно отнести к традициям. Если обратиться к словарю, то мы можем узнать этимологию этого слова.

- Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. (слайды 15-18)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

обобщить и актуализировать знания о Родине;

воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;

формировать понятийный аппарат.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; принимают ценность семейной жизни; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: передают партнёрам необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Организационный момент: (фронтальная беседа)

- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас? (Да)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым предметом, а называется он Основы религиозных культур и светской этики.

Учитель: - О чём мы сегодня будем говорить на занятии вы должны отгадать сами, расшифровав ключевое слово.

а – 6; о – 2; д – 3; н – 5; р – 1; и – 4.

РОДИНА

- Какая тема урока?

- Итак, мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину. Начнём мы с прекрасных слов, посвящённых Родине.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

- Что такое Родина?

- Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей)

Работа по теме урока. (Эвристическая беседа)

стихотворение, которое называется:

Мой добрый дом.

Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим,

В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим,

Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им –

Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим!

По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает,

Туда-сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает.

Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным-полно,

Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно.

Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды

А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды,

И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что-то,

Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа.

- Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

- Дружит ли ваша семья со своими соседями?

- Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

- Итак, с чего начинается Родина?

Учитель: - Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина . Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!

- А мы с вами, что можем назвать малой Родиной? (наш город - Самара)

Учитель :

- Вы любите свою малую Родину?

- Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

- Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

- Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Учитель: - Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

- Как называется наша большая Родина? ( РОССИЯ)

Об этом нам поведают рассказ ребята.

- Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

- За ясные зори, умытые россами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: - Все мы – россияне!

Учитель: - Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы? (Ответы детей).

Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

- Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

IV . Закрепление изученного материала. (Игровой момент)

- Как нужно заботиться о родине?

- Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

- человек вернулся из леса с букетом ландышей;

- сажает возле дома деревья;

- моет машину в реке;

- отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

- выбросил мусор в канаву возле дома;

- после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

- возле дома посадил цветы;

- подошёл к дереву и сломал ветку.

Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

У читель: - Как вы понимаете её?

- С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и тд.)

VI . ИТОГ

- Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:

Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

- Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.

VII . Домашнее задание.

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог. информационно-коммуникативные технологий (компьютерная презентация).

Цель урока Задачи урока

- Прививать детям чувство гордости за свою страну, родной посёлок;

- Формировать познавательные интересы;

- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

- Воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;

- Воздействовать на положительные эмоции учащихся;

- Формировать своё мнение и уметь выражать свою точку зрения, а также анализировать историческую информацию, делать выводы.

Уметь извлекать информацию из источников и представлять её, выражать собственное мнение;

уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни.

Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Развивать познавательный интерес

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в группе.

- глобус, карта мира;

Текст Ю. Яковлев

Ход УРОКА

Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/

аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат

Вхождение в тему урока

Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала Психологический настрой

- Что вы почувствовали?

- Какое у вас настроение?

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме ;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома - Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения?

Какой главный вопрос задаёт автор?

- Какова будет тема нашего урока?

-Что вы ожидаете от нашего урока?

-Какие задачи мы можем перед собой поставить?

- Что мы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

Стихотворение читают дети

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Цель:получить новую информацию;

- соотнести с уже имеющимися знаниями. Беседа.

Как называется страна, в которой мы живем?

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?

- Почему мы считаем Россию своей Родиной?

-Какие родственные слова можно подобрать к этому слову?

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

-Какова основная мысль?

- О какой Родине идёт речь?

- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

- Какие слова притянет, это замечательное слово?

- Назовите свою малую Родину.

- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?

- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата. Город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.

– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?

Символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и русские березы, и хлеб, да соль.

Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

Задание по группам

Выбрать из предложенных гербов – герб России и подготовить рассказ о нем после изучения документа.

Выбрать флаг России и рассказать о нем после изучения документа.

Определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает после чтения стихотворения

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете: (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в : (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко. (красным)

(звучит 1 куплет гимна, все встают)

Расставить в правильном порядке слова Гимна

Основной, закон страны называется Конституцией и принят он 12 декабря 1993 года.

– Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

- Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех.

- Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность. Культурные ценности – литература, живопись… Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми.

В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П. И. Чайковский, А. С. Пушкин, Н. К. Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.

Духовные ценности, в первую очередь, - это то, что связано с религией. В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

. Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику. стр 4

.– В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Стр 5 Традиция – (от лат. traditio – предание) –передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

– Самостоятельно прочитайте текст на стр. 5 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

Отечество родитель

Отчизна Родина

Учащиеся каждой группы дают

«Отчий дом – дом твоего

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Формулируют вопросы и задают одноклассникам

Дети записывают слова – ассоциации (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, родной город, деревня, река и т. д.)

Ответы на вопросы

-Россия

Работа с картой и глобусом.

Уч-ся читают стихотворение

В самолёте нам лететь,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

– Наша страна – Россия. Российская Федерация.

– Столица её – город Москва. – Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин.

У нашего государства есть символы: герб, флаг, гимн.

Государственными символами в любой стране являются Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами щит с золотым двухглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной. На груди орла, в красном щите,- скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите,- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного дракона.

Герб-это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трё х горизонтальных полос: верхней- белого, средней- синего, нижней- красного цвета. Именно по этому флагу повсеместно узнают наше государство.

.Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн- торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать и вдохновлять всю нацию. В гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны. Слова для государственного гимна написаны Михалковым С. В., а музыка Александрова А. В

Ученики читают стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Работа в группах

Приводят примеры из жизненного опыта

2. Культурные традиции.

(А) Богатство нашей страны, религиозные культуры, морально-этические нормы.

(Б) Знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношения между людьми, отношение к миру.

У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.

Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Формулировать своё мнение, свою позицию.

Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

Использовать изучающее чтение при поиске информации.

умение формулировать свою точку зрения

Работа в группе,

Актуализация житейского опыта

Цель: - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

- присвоить новое знание;

- сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому. Закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?

Родина

Заботится, любить, беречь

Родина- мать, умей за неё постоять.

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее Познавательные УУД:

Подведение итогов, домашнее задание Стр. 5

Вопросы и задания

Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?

– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями. Коммуникативные УУД:

форма групповой рефлексии.

З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

В ходе урока я. Всегда Иногда Никогда

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал активное участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

История России …

В будущем я бы хотел (а…

Читайте также: