Обстоятельство 5 класс конспект урока фгос ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Цель урока: формирование умения:

определения обстоятельства в предложении,

определения способов выражения обстоятельства в предложении.

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения друг к другу.

Воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать свои ответы и ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формировать умения формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умения работать с информацией на уроке, ясно излагать свои мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формировать умения находить обстоятельство в предложении, определять способы выражения обстоятельства.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать их и применять с учетом решаемых задач.

Распознавать обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогом, отличать их от дополнения.

Моделировать предложения с обстоятельствами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Средства обучения: презентация, учебник Русский язык 5 класс. Авторы Т.А.Ладыженская и др.

Формы работы обучающихся: в парах, групповая.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Подготовка к работе. Приветствие друг друга улыбкой.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель : создание проблемной ситуации.

- Что нового о способах выражения определения вы узнали в 5 классе?

- С каким пунктуационным правилом вы познакомились на прошлых уроках?

- Запишите предложения.

Докажите, что это предложение.

-При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной?

Мы ходили в лес.

Вчера мы ходили.

Мы ходили пешком.

Мы ходили за грибами.

Учащиеся работают в паре, отвечая на вопросы учителя.

Учащиеся находят подлежащее и сказуемое, называют признаки предложения.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Выявление места и причины затруднения.

Фиксация новой учебной задачи.

Как называется этот второстепенный член предложения?

Что вы знаете об обстоятельстве?

Зачем нужны обстоятельства в тексте?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Как вы думаете, чему мы постараемся научиться сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.

Регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Организация наблюдения.

- Что нужно сделать, чтобы точно ответить на вопросы?

1. Русалочка подплыла к кораблю близко.

2. Матросы громко пели и танцевали.

3. Потом на палубу вышел молодой красивый принц.

4. Все торжественно поздравляли его.

5. Никто не заметил, как быстро приблизилась буря.

6. Вскоре корабль затрещал и заскрипел.

7. Принца Эрика выбросило за борт.

В группе:
План:1. Найти обстоятельство.

2. На какой вопрос отвечает и что обозначает?

3. Чем выражено обстоятельство?

ВЫВОД: Что обозначает обстоятельство? Чем может быть выражено обстоятельство?

Сформулируйте теперь правило полностью.
Проверьте по учебнику, верно ли вы сделали вывод.

Высказывание предположений.

Выполнение заданий. Подтверждение предположений.

Дети в группе работают с карточками.

Отвечают на вопросы. Делают самостоятельно выводы. Проверяют по учебнику правильность сделанных выводов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Реализация построения проекта

Какова последовательность ваших действий?

Учащиеся составляют план, работают в паре, рассказывая соседу об обстоятельстве.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся находят главные и второстепенные члены.

1. Осенью лес надева…т самые дорогие наряды.

2. В лесу теплый красный свет идет от осин.

3. Ярко серебрят(ть, т)ся ниточки паутины.

4. Ул…тают на юг последние перелетные птицы.

Разбор предложений индивидуально и фронтально. Анализ и обсуждение в классе. Запись в тетради.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа.

Цель: коррекция отработки способа.

Организует работу в паре.

1.- Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.

- Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)

- На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)

- В чем отличие от дополнения?

- Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.

Организует работу в группах.

Сконструировать текст, используя слова для справок.

Разбушевался листопад … . Листья … падают на землю. Осень … одаривает лес красками. Поздней . птицы улетают … .

Слова для справок: в лесу, щедро, на юг, тихо, осенью.

Самостоятельная работа. Учащиеся работают в паре. Осуществляют самопроверку по образцу, записанному на доске.

Самопроверка по образцу, записанному на доске.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: коррекция отработки способа.

Организация самостоятельного выполнения задания. Соревнование по вариантам.

Укажите предложения, в которых есть

1. обстоятельство времени.

а) По дороге в школу встречаюсь с друзьями.

б) Осенью улетают в жаркие страны перелетные птицы.

в) По вечерам вся семья собиралась за столом.

2. обстоятельство места.

а) С деревьев, кружась, падали разноцветные листья.

б) Постепенно зажигались на небе звезды.

в) Медленно поднимается солнце.

3. обстоятельство образа действия.

а) Быстро прошло лето.

б) Поздней осенью переменит белочка свой наряд на зимний.

в) Мы медленно продвигались по тропе.

Укажите предложения, в которых есть

1. обстоятельство времени.

а) Цветы долго не распускались.

б) На другой день пришли гости.

в) С утра до вечера шел дождь.

2. обстоятельство места.

а) Скоро наступит холодная зима

б) Белка забралась на вершину высокой ели.

в) В лесных кладовых спрятала белка орехи.

3. обстоятельство образа действия.

а) Внезапно поднялся резкий ветер

б) На ветках развесила белка сушить грибочки.

в) Эти соревнования прошли удачно для нашей команды.

Выполнение заданий самостоятельно.

Самооценка с проверкой по карточкам.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.

Рефлексия деятельности

Цель: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата.

Домашнее задание.

Всем: Знать, что такое обстоятельство, уметь рассказывать о нем по составленному на уроке плану.

Планирование выполнения домашнего задания. Предположение возможных затруднений.

Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: постановка вопросов.

Подведение итогов урока.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке…

Мне на уроке…

Самооценка деятельности учащегося, соотнесение цели и результатов, степени их усвоения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 665 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.11.2015 21756
  • DOCX 68.5 кбайт
  • 1139 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Платонова Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока по теме "Обстоятельство" в 5 классе. Это первый урок в системе уроков по данной теме.

Предмет: Русский язык

Место урока в системе уроков по данной теме: первый.

Цель деятельности учителя:

Создать условия для формирования умения находить обстоятельства в предложении, выделять их графически, определять разряд.

Организовать работу по восстановлению текста и составлению своего устного высказывания.

- дают определение обстоятельств, определяют их виды обстоятельств, графически их обозначают;

-отличают обстоятельства от других членов предложения;

Метапредметные результаты:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, совершенствуют речь .

Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока);

Познавательные: преобразуют лингвистический текст в таблицу, составляют устное монологическое высказывание по предложенной теме, делают выводы на основе анализа текста, подтверждают вывод собственной аргументацией.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения.

Методы/приемы обучения:

Образовательные ресурсы:

Оборудование, наглядность:

Предварительная подготовка: создание рабочего листа, подбор текста.

Как вы понимаете данное высказывание?

Как вы думаете, почему я выбрала данную пословицу девизом нашего урока?

Актуализация знаний, проблематизация.

Мы с ежом замечательно жили, уважали друг дружку, дружили.

Найдите и графически объясните изученные орфограммы.

Объясните постановку знаков препинания.

Выделите главные члены. Чем они выражены?

Найдите дополнение, графически обозначьте его, чем оно выражено?

На какой вопрос отвечает оставшийся член предложения? Как он называется?

Определение темы и целей урока.

1.Данная тема для вас новая? А чем же мы будем заниматься сегодня на урок?

2. Попробуйте определить цели на наш урок, опираясь на глаголы на слайде.

3. Зафиксируйте их на индивидуальных листах.

4. Открытие нового.

1.Откройте учебники на стр. 176, прочитайте правило и заполните таблицу.

2.В парах расскажите друг другу, что вы уже знали, что узнали нового, что ещё хотите узнать по данной теме.

Выступление от пар.(2-3 пары).

Промежуточная рефлексия.

1.Каких результатов на данном этапе урока мы достигли?

2. К достижению каких целей приступим ?

5. Первичное закрепление (индивидуальная, фронтальная).

Работа на индивидуальных листах.

Они уселись на деревянный тротуар и начали по очереди втыкать в землю перочинный ножик: просто, с ладони, броском, через плечо, солдатиком…

Солнце поднималось все выше и выше. Тени укорачивались и прижимались к палисадникам.

Найдите все обстоятельства, графически их обозначьте, определите разряд.

Проверка по цепочке.

6.Творческая работа.(индивидуальная, групповая).

Миша ….. встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да ……….. из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ёжился. Его тянуло …………… в тёплую ……………, но мысль о рогатке, которой хвастал ……………рыжий Генка, заставила его ………………. встряхнуться.

1.Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу обстоятельства.

2. Сравните и проанализируйте свой вариант текста и авторский. Все ли Ваши обстоятельства соотносятся со смыслом авторского текста? Если нужно, внесите изменения в свой текст.

3. Внимательно прочитайте свой текст с обстоятельствами и без них. Что изменилось? Сделайте вывод о роли обстоятельств в тексте.

7. Итог урока.

Давайте обратимся к нашим целям, проанализировать которые помогут вспомогательные глаголы.

8. Рефлексия.

А теперь еще раз вернемся к нашей пословице. Какими знаниями вы сегодня себя осветили? Что было сложно? Что больше всего понравилось?

Домашнее задание

Изучить параграф 59 стр.167.

Индивидуальный рабочий лист.

Теоретический блок.

1.Откройте учебники на стр. 176, прочитайте правило и заполните таблицу.

2.В парах расскажите друг другу, что вы уже знали, что узнали нового, что ещё хотите узнать по данной теме.

2. Закрепление.

Найдите все обстоятельства, графически их обозначьте, определите разряд.

Они уселись на деревянный тротуар и начали по очереди втыкать в землю перочинный ножик: просто, с ладони, броском, через плечо, солдатиком…

Солнце поднималось все выше и выше. Тени укорачивались и прижимались к палисадникам.

Справка:


Рыбаков Анатолий Наумович (1911-1998) прозаик. Родился 1 января (14 н.с.) в Чернигове .
С 1918 жил в Москве. После войны А.Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие по вести для юношества - повесть "Кортик" (1948) и ее продолжение - повесть "Бронзовая птица" (1956).

3.Творческая работа.

Миша ….. встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да ……….. из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ёжился. Его тянуло …………… в тёплую ……………, но мысль о рогатке, которой хвастал ……………рыжий Генка, заставила его ………………. встряхнуться.

1.Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу обстоятельства.

2. Сравните и проанализируйте свой вариант текста и авторский. Все ли Ваши обстоятельства соотносятся со смыслом авторского текста? Если нужно, внесите изменения в свой текст.

3. Внимательно прочитайте свой текст с обстоятельствами и без них. Что изменилось? Сделайте вывод о роли обстоятельств в тексте.

Домашнее задание (по выбору).

Изучить параграф 59 стр.167.

1.Упражнение №466.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе разработан в соответствии ФГОС

Тема урока: Обстоятельство

- формирование

Б) формирование умения находить в предложении обстоятельство.

- развитие умения

А) выделять обстоятельство в предложении

Б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

- воспитательная

А) прививать любовь к слову, к литературе (200-ление со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

Раздаточный материал:

Диагностические карты, демонстрационный материал (эталоны для самопроверки, алгоритм нахождения обстоятельства в предложении)

Приветствие.

Сегодня у нас необычный урок – у нас гости, поприветствуем их радостно, улыбками.

Мотивация к учебной деятельности

* Читаем вместе установку на урок (Слайд №2)

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Хочу вам рассказать одну притчу. (Слайд №3)

Ребята, как вы думаете, что мог сказать мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

? С каким советом мудреца вы бы не согласились?

? А хотите узнать моё мнение?

! Я предлагаю принять во внимание все советы мудреца, потому что они помогут нам решить проблемные вопросы урока.

II. Повторение.

1. Фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.

* Ребята, в течение урока вы будете оценивать свою деятельность по следующему алгоритму (Слайд №4)

Задание выполнено точно

Задание выполнено частично, есть вопросы

Задание не выполнено

* С какого способа надо начать повторение? /теоретического/

// Как, не повторив теории, выполнять практические задания?//

1. - Начнём с теоретического. Ребята, на прошлых уроках вы изучали главные и второстепенные члены предложения. Дома вы подготовили вопросы. Сейчас вы по цепочке (один ряд другому) зададите их друг другу.

//Ученики задают подготовленные вопросы друг другу, называя имя одноклассника, кому хотят задать вопрос (1-й ряд 2-му, 2-й ряд – 3-му, а 3-1 ряд – 1-му)

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Что называется подлежащим?

- Что такое сказуемое?

- Какие второстепенные члены мы изучили?

-Что такое дополнение?

-Что такое определение?

( Это дать на отдельном листе (перевёрнутом)

* Кто не уверен в правильной формулировке вопроса, может проверить себя или найти подсказку в раздаточном материале. Но кто уверен, покажите это.)

Каждый себе даёт ответ и заносит результат в Оценочный лист.

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (1)

2. А теперь практический способ. Выполняем задание 2. (Слайд№5-6)

* Прочитайте текст. Выполните разбор предложения по членам (Найдите подлежащее, сказуемое, дополнение, определение).

У каждого ряда своё предложение. По 1 ученику от ряда работают у доски ИЛИ 1 ученик от ряда комментирует выполнение задания.

Стоят последние дни поздней осени.

1) На синем небе висят белые облака.

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

* Проверьте себя по эталону (Слайд №7-9)

1) На синем небе висят белые облака.

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

- - - - - - - - -

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (2)

2. Выявление места и причины затруднения

* Что вызвало трудность при выполнении задания?

// Есть слова, которые не можем определить, каким членом предложения они являются.//

? – Нельзя ли к словам в этих предложениях задать другой вопрос?

3. Построение плана выхода из затруднения (определение темы, постановка целей урока)

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Спланируем нашу дальнейшую работу. (Слайд №10) Распечатать

// 1. Узнать, что это за второстепенный член предложения?

2. Как он называется?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как подчеркивается?

5. Какими частями речи может быть выражен?

6. Для чего служит в нашей речи?

7. Отработать умение находить этот член предложения в тексте (обстоятельство), правильно обозначать.

6. Реализация построенного плана. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, найти ответы на вопросы нашего плана.

Задание 3 (Слайд № 11)

Работаем с раздаточным материалом в парах. По ходу чтения заполните таблицу в нашем справочнике.

Обстоятельство – второстепенный член предложения.

Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным с предлогом или наречием.

Выделяются несколько видов обстоятельств:

- обстоятельство времени отвечают на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО? ДО КАКИХ ПОР?

- обстоятельство места отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

- обстоятельства образа действия отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

- обстоятельства причины отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

- обстоятельства цели отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Название члена предложения

На какие вопросы отвечает?

От какого члена предложения чаще всего зависит?

Какими частями речи чаще всего выражается?

Время, место, цель, причину, образ действия

Когда? Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Наречие, существительное с предлогом

* Пользуясь таблицей, сформулируйте тему нашего урока. (Слайд №12)

* Проверьте себя по учебнику стр. 88.

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (3)

7. Первичное закрепление.

? Каков следующий шаг нашей работы?

//Необходимо закрепить полученные знания//

Чтобы с новыми силами приступить к этому этапу урока, предлагаю провести физкультминутку.

1) Физкультминутка (Слайд №13)

Мы немножко отдохнем. (Раздаточный материал) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор. (наречие, существительное)

* Выпишите обстоятельства, использованные в стихотворении для физкультминутки, определите, какой частью речи они выражены.

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (4)

2) Учебник, стр. 89, упр. 194 Выразительное чтение. (Слайд №14)

* Работая в парах, подготовьте выразительное чтение текста упражнения.

? Для чего в данном тексте используются обстоятельства?

? Вы прочитали текст о М.Ю. Лермонтове. Что вам известно о нём? Какие произведения вы читали, учили наизусть? (Слайд №15)

(В этом году в нашей стране отмечается 200-летие со дня рождения великого поэта.)

3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону

Перед вами лежат листы с текстом. Спишите текст, вставив пропущенные слова-обстоятельства.

* Прочитайте, что у вас получилось. (спросить 2-3 учеников)

Михаил Лермонтов Осень

Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

* Послушайте, как у Лермонтова звучат эти строки.

Михаил Лермонтов Осень

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

* Оцените себя по алгоритму оценки своей познавательной деятельности и результат занесите в Оценочный лист. (5)

8. Рефлексия учебной деятельности.

* Подведём итог. (Слайд №16)

? Чему был посвящён урок?

? На все ли пункты плана мы нашли ответ на нашем уроке?

? Какие затруднения вы испытали?

* Оцените свою работу на уроке

9. Домашнее задание (дифференцированный подход): (Слайд №17)

Всем - параграф 39.

Задания на выбор учащихся

Подобрать 5 примеров из литературных произведений, обозначить обстоятельства, надписать их вопросы.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 5 класса "Обстоятельство"

Предмет: русский язык

Учитель: Альмухаметова Г.Р.

Авторы : Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

Тема урока: Обстоятельство

Тип урока: изучение нового материала

Цель: совершенствование умения опознавать обстоятельство как второстепенный член предложения, воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить устное речевое высказывание, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, развитие навыков аргументации своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться различать обстоятельство и его виды в предложении

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

- побуждение уч-ся к активной деятельности

1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

- Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

- Дополнение и определение - это второстепенные члены пр-я.

- Распространенные предложения состоят только из главных членов.

- Дополнение обозначает признак предмета.

- Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

2. Проблемная ситуация. (слайд)

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

- Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)

- На какие группы можно разделить слова второго столбика? (главные и второстепенные чл. пр)

- Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

3. Этап осмысления .

1. Прочитайте текст.(слайд)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.

Осенний лес радостно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях : (на экране таблица открывается после записи)

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. ( прикрепить распечатанные части правила)

Читайте также: