Конспект окружающий мир старшая группа весна

Обновлено: 04.07.2024

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришла сказочная гостья. Она о себе оставила загадку. Внимательно послушайте и скажите, кто она, о ком речь?

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают.

И медведю не до сна,

Значит, к нам пришла …(весна).

Воспитатель. Правильно. Молодцы! (Заходит Весна).

Весна. Здравствуйте, ребята!

Я к вам опять пришла,

Вьюги и метели прочь я прогнала!

Принесла вам солнца, света и тепла!

Очень этой встречи с вами я ждала!

Рады мне ребята, рады или нет?

Я хочу услышать, дети, ваш ответ!

Дети: Да!

Весна: Ребята, расскажите, а что вы знаете обо мне?

Прошла суровая зима и к нам пришла …(весна). Весна – это пора года, когда все…(оживает, просыпается, растет и радуется). Небо весной …(голубое, чистое, высокое, ясное). С него нам приветно светит… (солнышко). Оно поднялось еще… (выше). Солнце согревает землю своими… (лучами). Повсюду бегут ручейки, потому что растаял… (снег). Скоро с теплых краев возвратятся… (птицы). Расцветут первые весенние …(цветы).

Весна: Все правильно, ребята. Именно такие изменения и происходят в природе с моим появлением. Какой же самый первый месяц весны? Назовите его. А какие у него есть весенние братья? (Ответы детей).

Весна: Вы знаете, что о весенних месяцах люди придумали много пословиц и поговорок. Сейчас я вас с ними познакомлю.

Педагог: А мы с вами, ребята, попробуем объяснить значение этих пословиц.

  • В марте день с ночью встречаются. (В марте наступает время, когда продолжительность дня и ночи одинаковые).
  • В марте пальто и без пуговиц теплое. (В марте становится теплее, можно легче одеться).
  • Апрель с водой – май с травой. (Вода, влага помогает вырасти растениям).
  • Апрельские работы на май не откладывай. (Стоит все делать вовремя).
  • Май леса одевает – лето в гости ждет. (В мае распускаются листочки на деревьях).

Весна: А сейчас, ребятки, я прочитаю вам интересную сказочку, из которой вы узнаете еще интересные признаки весенних месяцев.

Как Апрель к Маю в гости ходил.

Позвал как – то Март месяц Апрель в гости.

Апрель поехал на телеге, а Март расходился и такого наделал, что Апрель вынужден был домой вернуться: снег, мороз, метель - нельзя никак проехать!

На следующий год опять Апрель поехал к Марту в гости. Но на этот раз он поехал в санях. А Март напустил тепла, снег растаял, речки разлились – опять вынужден был возвратиться назад Апрель.

Встретился Апрель с Маем и жалуется ему:

- Сколько уже раз собираюсь ехать к Марту в гости, но никак не доеду – ни на телеге, ни на санях! Поеду на телеге – опять зима возвращается, телега замерзает, и колеса даже не крутятся; поеду на санях – теплынь такая наступает, что даже цветы начинают цвести! Как уж тут на санях проедешь!

А Май ему и говорит:

- Не грусти, я тебя научу, как проехать. Сделай так: возьми телегу, сани и лодку, тогда уж наверняка доедешь!

Послушался Апрель и, дождавшись определенного времени, сделал так, как посоветовал Май. Едет он на санях и на них же телегу и лодку с собой везет! Март подул теплом, и снег растаял. Тогда Апрель переложил сани и лодку на телегу и поехал дальше. Но вот снова мороз и снег – Апрель опять пересел на сани, взяв с собой лодку и телегу. А дальше растаял снег, разлилась кругом вода: не проехать ни на санях, ни на телеге.

Тогда Апрель положил на лодку телегу и сани и поехал еще быстрее по воде. Приехал Апрель в гости к Марту так быстро, что тот и не ожидал.

Удивился Март и спрашивает:

- А кто же тебя научил, как ко мне добираться?

- Спасибо Маю, он мне подсказал, - ответил Апрель.

А Март и говорит тогда:

- Ну, подожди же, Май, я тебе крылышки пообломаю!

С тех пор и теперь очень часто в мае мартовские морозы бывают, потому что и до сих пор Март сердится на Май.

Весна: Дети, понравилась вам моя сказка? Что же собирался сделать Апрель? Удалось ли апрельское путешествие к Марту? Кто дал добрый совет Апрелю? Что он ему посоветовал? Помогли Апрелю эти советы? Почему Март удивился, увидев гостя? А что же рассердило Март? (Ответы детей).

Весна: А теперь, ребятки, у меня для вас загадки. Послушайте их и отгадайте, о каком месяце я рассказываю:

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!”

Далеко слышна свирель.

Это будит всех … (апрель)

С огонёчком на застёжках,

По снегам бежит мальчишка

— Снег пугает, шалунишка:

Только ступит – стаял снег,

Раскололся лёд у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот – … (март)

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель-

В гости к нам пришел… (апрель)

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что это за месяц? (Май)

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Ты шаги его услышь.

Он бежит, и всё цветёт,

Он смеётся – всё поёт.

Спрятал счастье в лепестках

У сирени на кустах.

“Ландыш мой, благоухай!”

— Повелел весёлый … (май).

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

— Заглянул к нам месяц … (март).

Весна: Вот умнички! Все мои загадки отгадали! А теперь мне пора первый месяц мой встречать! До свидания, ребята, до новых встреч! (Весна уходит).

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, наше с вами занятие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы были очень внимательными и активными. Но с весной мы не расстаемся, а наоборот только встречаем ее, ведь именно в это время года в природе происходит столько интересного и удивительного!

Цель:уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

• закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев;

• дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.

• формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, любви и бережного отношения к природе.

• продолжать развивать умение отгадывать загадки;

Словарная работа:активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; ввести в активный словарь детей слова: весна, капель.

Форма проведения: НОД.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа:наблюдения в природе; чтение стихотворений о весне;рассматривание картин и иллюстраций о весне; отгадывание загадок.

Демонстрационный материал: карточки с изображением предметов для выполнения коллективной работы, карточки с изображением птиц, ватман, фломастеры, письмо с веточкой.

(Дети садятся за столы, воспитатель раздает пособия по окружающему миру и карандаши)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Давайте подарим друг другу наши с вами улыбки. Молодцы, ребята! (Дети обращают внимание на письмо на столе)

Воспитатель: Открываем тетради на странице 40, занятие 24.

Дети: А что это у Вас на столе лежит?

Воспитатель: Кто- то на стол

Может это лучик солнца, что щекочет лицо.

Или это воробьишко, пролетая обронил.

Или это кот письмо, как мышку заманил!

Дети: А давайте посмотрим, что в нем лежит? (Воспитатель с детьми открывает конверт и достает оттуда веточку с почками).

Воспитатель: Дети посмотрите на веточку, что Вы на ней видите.

Дети: У нее появились почки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А Вы знаете в какое время года у деревьев появляются почки?

Дети: Да, весной.

Дети: Мы хотим больше узнать о Весне, давайте не будем заниматься по тетрадям.

Воспитатель: Хорошо, закрывайте тетради. Давайте пройдем на ковер. Садитесь поудобнее, я начинаю свой рассказ о Весне.

Воспитатель: Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Послушайте прекрасное стихотворение про Весну русского поэта Федора Тютчева под названием Зима недаром злится.

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало :

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

А теперь давайте попробуем вместе сочинить свою сказку о Весне, я начну, а Вы продолжите. Как начинаются все сказки? (жили — были). Вот и наша сказка начинается со слов жила — была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей — Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время, и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель!Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Назовите их?

Дети: Грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи.

Дети: Лишний воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные.

Воспитатель:Ребята, давайте вспомним почему их называют птицами?

Дети:Тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост.

Воспитатель:Какие птицы прилетают первыми?

Воспитатель:Что строят птицы, когда возвращаются с юга?

Воспитатель:Для чего птицы вьют и строят гнёзда?

Дети: Для того, чтобы выводить птенцов.

Воспитатель:Долго ли коротко ли, появились у Сестрицы Весны три сына. Кто вспомнит как зовут старшего сына Весны?

Воспитатель:В народе его прозвали капельником. Капель отсчитывает первые часы, дни весны.

Воспитатель:Кто вспомнит как зовут среднего сына Весны?

Воспитатель:Кто вспомнит как зовут младшего сына Весны?

Воспитатель:Его в народе зовут — травень, цветень.

Воспитатель:Люди с давних времён встречают Весну хороводом. Так давайте, и мы также встретим Весну.

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель:Тем временем Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.

Воспитатель: Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами?

Дети: Потому что они первые распускаются.

Воспитатель:Как Вы думаете, а какие цветы распускаются первыми?

Дети: Подснежник, мать и мачеха.

Воспитатель: Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

Дети:Солнце светит ярко и греет; на солнце снег начинает таять, капель;появились первые проталинки на земле; дни длиннее, а ночи короче;побежали весенние ручейки; мы зимнюю одежду поменяли на весеннюю;вся природа просыпается от зимнего сна;на деревьях и кустах появляются почки;птицы прилетают с теплых стран.

Воспитатель:Братья месяцы очень любят загадывать загадки.

Воспитатель: Давайте мы попробуем отгадать загадки, которые они для нас приготовили. Слушаем внимательно загадку, находим ответ на мольберте и произносим вслух.

1) Желтые цыплятки

На зеленой веточке

Дарят папы - мамочка,

А мальчишки - девочкам. (мимоза)

2) За окном звенит она,

И холодные сосульки,

Это маленький потоп. (Капель)

3) Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко —

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

4) Из - под снега побежал,

Заворчал и зажурчал.

Я кораблик смастерю,

В блеске солнечных лучей

Унесёт его. (Ручей)

5) Крепкий деревянный дом

С круглым окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки. (Гнездо)

6) Под крышей висит,

Слеза не стекает,

Заплачет, потечёт. (Сосулька)

7) На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький… (Подснежник)

8) Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года? (Весна)

В этой стайке птичек 5

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Ну а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

(Руки сжимаем в кулак. Прячем птичек)

Воспитатель:Наши пальцы мы размяли, теперь приступаем к нашему рисунку. У меня есть волшебный мешок, в котором лежат волшебные карточки. Подходим по одному ко мне, находим в мешке. Подходим к мольберту, берем фломастеры и рисуем на бумаге то, что изображено на карточке. (Проводится рисование картины)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какая красивая картина у нас с Вами получилась. Ну, а наша сказка подошла к концу. И жили они долго и счастливо! Конец.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).А о каких весенних месяцах мы говорили? (Март, апрель, май). Какие признаки весны мы вспомнили? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

В этот момент заходит в группу Сестрица Весна.

Сестрица Весна : Здравствуйте, дети дорогие. Я - Весна. Мне очень понравилась Ваша сказка. Я поняла как много вы обо мне и моих сыновьях знаете.

Дети: Весна, Весна, мы нарисовали тебе в подарок картину.

Сестрица Весна : А у меня для Вас тоже есть подарки. (Сестрица Весна раздает сладкие подарки детям) А теперь мне в путь пора. До свидания, детвора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : развитие связной речи у детей .

Задачи : закреплять с детьми характерные признаки весны . Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками) .

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Воспитатель - Ребята, какое настало время года?

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( весной ) .

Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)

Воспитатель : Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает : (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую).

Подпись : С уважением : Заяц.

В : Ну, что ребята, поможем Зайцу?

Дети : Конечно, поможем!

Тогда отправимся вот по этой тропинке.

- В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Звучит музыка (шум леса.)

1 .. Подходят к картинам с изображением весенних месяцев.

В . : - Какое время года изображено на картинках?

Дети : - Весна !

В. У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Беседа о весне:

В. Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник.
Апрель-водолей.
Май-травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

В. : С чего начинается весна ? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло.)

Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали

Изменились ли деревья? (Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки)

Дети доказывают, что на картинах изображена весна , называют весенние признаки.

- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? ( капельки воды часто-часто капают с крыш).

- А что происходит с почками ? (почки лопаются, и распускаются маленькие листочки).
-
- А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче
Воспитатель : Ребята, а вы стихи о весне знаете ?

2.Стихи о весне.

1.Дети рассказывают стихи:

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Что глядите на меня,

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

К нам весна шагает

И сугробы тают под её ногами.

Видно очень тёплые ноги у весны.

Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).

В.А как вы думаете, почему к нам весна идет быстрыми шагами?

В.Что происходит с сугробами?

В.- Подумайте, а почему черные проталины видны? (Пригрело солнышко, стало теплее).
В.Да, вот и наступила Весна – красна.

3.Проговаривается чистоговорка [л]-[л’] (воспитатель вместе с детьми)

Ла-ла-ла - к нам пришла.

Весна (Хлопают в ладоши.)

Пло-пло-пло - на дворе

тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.)

капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)

Воспитатель : А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна ? Давайте поиграем :

Спешит весна ,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

И называется он (май)

Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя) .

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко) .

Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

6.В.: - Какая птица открывает весну ? (загадывает загадку)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица… грач.

(В марте к нам возвращаются грачи, Они ходят по проталинам ищут оттаявших жучков и червячков, и начинают строить гнезда на деревьях).

Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку :

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…Скворец

В. : - Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник).

- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.

В.: А как меняется жизнь у животных весной ? (У них появляются детки, зимняя шерсть заменяется летней).
- А что происходит с теми животными, которые всю зиму спали? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).

7.Давайте поиграем в игру.

Я буду называть вам животных и кидать вам мячик, а вы их детенышей. Весной у волчицы - волчонок,

у зайчихи - зайчонок,

у медведицы - медвежонок,

у лисы - лисенок,

у белки - бельчонок)

В. Весной появляются первые цветы, а какие? (первоцветы: мать-и-мачеха, подснежники, )

Воспитатель : Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что интересного вы узнали? (ответы детей) . Что запомнилось? (ответы детей) . Ребята вы сегодня очень старались . Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна .

- Ребята, какие времена года вы знаете? Назовите их. (зима, весна, лето, осень)
- Давайте отправимся в путешествие в одно из них. А в какое, отгадайте:
Чтение стихотворения: Я распускаю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня…… (весна)
- Правильно. Молодцы, узнали, о каком времени года я загадала загадку.
Весной земля и вся природа пробуждается от зимнего сна.
- Весна, ребята бывает разная.
В марте – это весна света и воды. Небо с каждым днем становится голубое, солнце по небосводу поднимается выше, светит ярче, горячей, снег тает, бегут веселые, звонкие ручейки.
А в апреле, мае – это весна зеленой травы и душистых цветов.
- Ребята, подумайте, по каким признакам можно узнать о наступлении весны?
- Ответы.
- А сейчас обратите внимание на картинки на ваших партах. Посмотрите их и расскажите, какие признаки весны вы видите на них:
Дима: - У меня на картинке ветка сирени. Она цветет весной.
Серик: - У меня - зеленая травка, она появляется весной.
Ира: - У меня – дети сажают деревья. Это бывает весной.

- Зима. Спит земля, находится в покое. (дети сидят на корточках, глаза закрытые, тело
расслабленное)
- Земля застывшая.

Читайте также: