Динамика общественного развития презентация 10 класс боголюбов конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 9424 0

Автор: Радионова Валерия Валерьевна

МБОУ Гимназия № 33, г. Ульяновск

Учитель истории, обществознания

Цель: повторить и закрепить представление о познавательной деятельности человека, помочь учащимся научиться познавать мир и самого себя на практике через работу с источниками.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Образовательные:

понять связь между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

уметь находить информацию для характеристики многообразия социального развития и противоречивого характера общественного прогресса.

Развивающие:

уметь классифицировать социальные явления (типы обществ, глобальные проблемы) на основе определённых, в том числе самостоятельно выявленных оснований сравнения;

воспринимать и осмыслять социальной информации, отражающей различные подходы к освещению и интерпретации социальных изменений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

способность давать обоснованные оценки отдельным событиям, иллюстрирующим прогрессивные или регрессивные тенденции в развитии общества;

Воспитательные:

формировать воспитание интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Основные понятия:

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общественное развитие - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов.

Регресс(от лат. regressus – обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Литература: Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 351с.

Дополнительная литература:

Алексеев П. В. Социальная философия: учеб. пособие. — М., 2003. — Гл. 7, 11.

Соколов С. В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. — М., 2003. — Разд. 5.

I . Оргмомент (2 мин.).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.).

III . Изучение нового материала.(25 –30 мин).

Многовариантность общественного развития

Процесс глобализации, его противоречия

Причины возникновения глобальных проблем

Глобальные проблемы современности

IV . Закрепление изученного материала.(4мин.).

V . Рефлексия (2мин.)

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II . Проверка домашнего задания (8 мин.)

Тестовые задания:

1)направленное развитие от менее совершенного к более совершенному

2)способы взаимодействия и формы объединения людей

4)материальный мир в целом

2Какой из признаков характеризует общество как систему

1)обособление от природы

3)способы взаимодействия людей

4)сохранение связи с природой

3.Что характеризует как общество, так и природу

2)весь материальный мир

3)формы и способы взаимодействия людей

4)этап исторического развития человечества

4.Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как

5.Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1)общества и природы

2)техники и технологии

3)цивилизации и культуры

4)экологии и морали

6.Примером влияния природных факторов на развитие общества является

2)совпадение территории расселения восточных славян с бассейнами крупных рек

4)деление дружины на старшую и младшую

7.Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности- характерные черты общества

2)вступающего в эпоху промышленной революции

8.Какой из признаков характеризует индустриальное общество

1)ведущая роль с/х

3)слабый уровень разделения труда

4)решающее значение сферы услуг в экономике

9.Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

10.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей,можно показать прогрессивный характер

2)успехов в освоении космического пространства

3)отмирания обычая кровной мести

4)учения о разделении властей

III . Изучение нового материала.(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

Многовариантность общественного развития

Учитель: Исторический процесс непрерывен и незавершен, но и многовариантен

Исторические события уникальны и неповторимы

Задание:Рассмотреть схему, объяснить ее значение

Имеет место повторяемость, тождественность социальных процессов

Учитель:Альтернатива – выбор из существующих возможностей и борьба за реализацию выбора.

Глобализация

Учитель: процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Задание:используя текст учебника (стр. 31-32) заполнить таблицу:

Глобальные проблемы современности

Ответить на вопросы:

Что такое глобальные проблемы человечества?

Каковы причины их появления?

Назовите основные глобальные проблемы

Общественный прогресс, регресс

Полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Преобразование, переустройство, изменение к-л стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Инновация – рядовое однократное улучшение,

связанное с повышением адаптационных возможностей

социального организма в данных условиях.

IV . Закрепление изученного материала(4мин.)

Выполнить задания:

1.Найдите в приведённом списке пути общественного развития. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальные изменения.

1) Реформа; 2) система; 3) структура; 4) эволюция; 5) спад; 6) революция; 7) подъём.

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Социальная реформа; 2) реакционные преобразования; 3) социальная революция; 4) социальная динамика; 5) прогрессивные изменения.

4. Найдите в приведённом списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира

2) связаны между собой

3) отражают противоречие между потребностями людей и их возможностями

4) вызваны нехваткой природных ресурсов

5) охватывают разные стороны жизни людей

6) касаются всех стран мира

V. Рефлексия (2мин.)

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

VI. Домашнее задание: (3 мин.)

§6,на выбор: 1) привести пример современного производства глобального масштаба;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Динамика общественного развития (параграф 3 стр.25-37)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема : Динамика общественного развития (параграф 3 стр.25-37)

Тема :
Динамика общественного развития

(параграф 3 стр.25-37)

Вспомним :Из каких подсистем состоит макроструктура общества? Что является х.

Вспомним :
Из каких подсистем состоит макроструктура общества?
Что является характерной чертой общества?
Кто является Основным элементом общества ?
Как вы понимаете выражение интегративное качество системы?

Вспомним :5. Дайте определение терминологии социальные институты 6. Укажите с.

Вспомним :
5. Дайте определение терминологии социальные институты
6. Укажите социальный институт , который занимается общественными потребностями в …
Решении духовных проблем
Средствах существования
Получении знаний
Безопасности
Воспроизводстве рода

План урока:Введение Многовариантность общественного развития Целостность и пр.

План урока:
Введение
Многовариантность общественного развития
Целостность и противоречивость современного мира
Проблема общественного прогресса

В1. Аграрное (традиционное) общество2.Индустриальное общество3.Постиндустриал.

В
1. Аграрное (традиционное)
общество
2.Индустриальное
общество
3.Постиндустриальное
общество

Формы перемен в обществеЭволюция- это …Реформа – это …Социальная революция –.

Формы перемен в обществе
Эволюция- это …
Реформа – это …
Социальная революция – это …

2. Многовариантность общественного развитияИсторические события неповторимы.

2. Многовариантность
общественного развития
Исторические события неповторимы
Нет народов, стран, государств с одинаковой историей.
Это вызвано различием природных условий, спецификой хозяйства, культурой, образом жизни и т.д.

Примеры :Отмена крепостного права (1861г.) была возможна как в форме револю.

Примеры :
Отмена крепостного права
(1861г.) была возможна как
в форме революции
так и в форме государственной
реформы.
…………………………………………….
Потребность в ускорении
экономического роста
в разных странах осуществлялась :
- либо за счет привлечения новых и новых природных ресурсов,
- либо за счет внедрения техники

3. Целостность и противоречивость современного общества Глобализация – э.

3. Целостность и противоречивость современного общества

Подумайте :
В какой сфере жизни наиболее значительна глобализация?

Причины глобализации : Появление высоких технологий, переход от индустриально.

Причины глобализации :
Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.
Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.
Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.
Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.

Формы глобализации : Экономическая : Расширение экономических связей, совме.

Формы глобализации :
Экономическая :
Расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.;
Создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).
Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН)
Духовная (туризм, диалог культур)

Что означает эта абривиатура ? ТНК – это …. Приведите примеры.

Что означает эта абривиатура ?




Что означают эти абривиатуры ?ЕАЭС – это … ВТО- это … Слушаем короткие со.

Что означают эти абривиатуры ?
ЕАЭС – это …

Подумай и скажи :В чем заключаются противоречивые последствия глобализации.

Подумай и скажи :
В чем заключаются противоречивые последствия глобализации, почему высказываются критические суждения и появляются общие (глобальные) проблемы человечества?

Последствия глобализации Позитивные : Стимулирование развития экономики: созд.

Позитивные :
Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.
Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.
Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.
Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.

Негативные : Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, ко.

Негативные :
Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.
Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.
Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.
Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.
Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.

ВЫВОД :Как любой исторический процесс, процесс глобализации имеет и позитивны.

Подумай и запиши : Какие существуют глобальные проблемы современности : 1 2.

Подумай и запиши :
Какие существуют глобальные проблемы современности :

 4. Проблема общественного прогресса Прогресс – это …. Регресс – это …

4. Проблема общественного прогресса

В каком направлении движется человечество? (групповая работа)

В каком направлении движется человечество?
(групповая работа)

Гесиод

ПлатонАристотель

А.Р. ТюргоЖ.А. Кондорсе

А.Р. Тюрго
Ж.А. Кондорсе

Г.ГегельК. Маркс

Домашнее задание : 1) Параграф 3 2) Заполнить таблицу «В каком направлении дв.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 3. Динамика общественного развития

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Общество как система обладает

Способностью к изменению, к развитию

Формы развития общества

По вопросу о формах развития общества можно выделить

две основные концепции

Социальная эволюция – это возникновение всё более специализированных органов для выполнения всё более специализированных функций

Теория Д.Белла и Р.Арона

Герберт Спенсер (1820-1903)

Британский философ и социолог,

один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма

Этапы развития человечества

Воинственный (охотничий)

Мирный (промышленный)

На воинственном этапе преобладала борьба человека с себе подобными и природой

На данном этапе происходит становление цивилизации

Герберт Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности.

Подобно тому, как в природе имеет место переход от неживой материи к живой, так и в обществе – от простых механических форм социальности к сложным органическим формам.

Современная эволюционная концепция социального развития

Теория индустриального и постиндустриального общества

Дэниелл Белл (1919-2011)

Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества

Раймон Арон (1905-1983)

Французский философ, политолог, социолог и публицист, один из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ

Теория индустриального и постиндустриального общества

Этапы эволюции общества

Постиндустриальное (информационное) общество

Основа существования человеческого общества в период палеолита – охота на крупных животных, сопровождающаяся собирательством

Присваивающее охотничье-собирательское хозяйство превратилось в производящее земледельческо-скотоводческое (10-6 тыс.лет тому назад): началось выращивание культурных растений и одомашнивание диких животных

Индустриальное общество появилось в конце XVIII – начале XIX в., когда в результате использования силы пара и применения машин произошла промышленная революция

  • Промышленность базируется на научной организации труда
  • Человечество колоссально раскрывает свои ресурсы благодаря применению науки в организации труда
  • Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов
  • Концентрация рабочих в местах работы предопределяет скрытое или даже открытое противоречие между наёмными работниками и нанимателями, между пролетариями и предпринимателями
  • Множатся кризисы, связанные с перепроизводством
  • Возникает экономическая система, основанная на промышленной и научной организации труда, характеризующаяся свободой обмена и погоней за прибылью

В середине XX века возникла научно-техническая революция (НТР)

Промышленная революция – первая стадия научно-технической революции

Постиндустриальное (информационное) общество

Революционные концепции основываются на представлении о ведущей роли резких, скачкообразных качественных изменений систем

Революционное учение К.Маркса

Карл Генрих Маркс

немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости

Учение К.Маркса о развитии общества

Главная движущая сила социальных изменений

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Стадии развития общества по К.Марксу

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Это первая стадия классового общества, на которой друг другу противостояли рабовладельцы и рабы. Власть рабовладельцев над рабами была беспредельна. Они пользовались трудом рабов и могли безнаказанно лишить их жизни.

Феодальная общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация состояла из двух антагонистических классов: землевладельцев и крестьян. В ней происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта. Власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, согласно которой крестьянин прикреплён к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен.

Капиталистическая общественно-экономическая формация

В капиталистической общественно-экономической формации противостоят друг другу два новых антагонистических класса: буржуазия и пролетариат.

Наёмный рабочий формально свободен, но он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость.

Марксистское учение об обществе

Противоречие между производительными силами и производственными отношениями

Производительные силы развиваются более динамично

Производственные отношения более консервативны

Обострение противоречия между ростом богатства у немногих и нищетой большинства, что приводит к социальному кризису, выходом из которого является революция

Социалистическая революция знаменует переход к коммунистическому обществу, к бесклассовому обществу

Социалистическую революцию должно совершить громадное большинство в пользу всех

Понятие общественного прогресса

Под общественным прогрессом понимается улучшение социальной структуры и социальных отношений

Направления общественного развития

Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация.

Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Формы общественных изменений

процесс обновления в соответствии с современными требованиями

преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной системы

коренные изменения всех или большинства сторон общественной жизни

постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю

нововведение, внедренное новшество

Многовариантность общественного развития

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовать)

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот)

Осуществляемое правящими кругами той или иной страны постепенное изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.

Коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного состояния к другому, от устаревшего и отжившего к новому. Чаще всего носит насильственный характер.

Развитие человеческого разума.

Торжество разума и просвещения.

Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций

Счастье и “разумный порядок”.

К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн

Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком.

Постепенное приближение к правовому устройству.

Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества.

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов

Развитие знаний, распространение просвещения.

Овладение природой, развитие производства (развитие производственных сил).

Критерийпоказатель, с помощью которого

можно оценить что-либо

◘ развитие человеческого разума

◘ развитие науки и техники

◘ развитие производительных сил

◘ рост уровня жизни, степени социальной защиты

◘ совершенствование нравственности людей

◘ степень свободы личности в обществе

Основной критерий – гуманистический.

Процесс интеграции государства и народов в разных областях деятельности.

  • деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;
  • глобализация финансовых рынков;
  • международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
  • создание международных организаций в экономических и финансовых сферах.

Активный диалог культур

Унификация моделей экономического и социального развития

Развитие международного права, сближение национальных систем права

Формирование единого стандарта потребления, а иногда и поведения

Распространение английского языка, как международного

Показатели прогрессивного развития общества: ● средняя продолжительность жизни человека ● детская смертность ● состояние здоровья ● уровень и качество образования ● уровень развития культуры ● чувство удовлетворенности жизнью ● степень соблюдения прав человека ● отношение к природе

Ядро целостного человеческого прогресса

Цивилизация и формация

Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений

Ключевое понятие формационного подхода

Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон

Ключевое понятие цивилизационного подхода

Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся

Концентрирует внимание на уникальном, локально-региональном, своеобразном

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным
сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей,
переходу всей социальной системы в новое состояние
Типы социальной динамики
Линейное
движение
(прогресс или
регресс)
Циклический
Тип
Зарождение –
развитие –
пик- упадок
Спиралевидный
тип
(возврат к прошлому на более
высоком уровне)

3. Общественное развитие

Мыслитель
Взгляды
Аристотель и История – циклический процесс,
Платон, Дж. замкнутый круговорот
Вико
Гесиод (VIIIVII вв. до
н.э.)
Золотой век, серебряный век,
железный век (регресс)
Жан Антуан История представляет собой картину
Кондорсе
беспрерывного развития, социального
(1743 – 1794) прогресса, в основе которого – прогресс
человеческого разума

4. Общественное развитие

Мыслитель
Георг Гегель
(1770 – 1831)
Карл Маркс
(1818 – 1883)
Карл Поппер
(1902 – 1994)
Взгляды
Общественный прогресс – движущая
сила всех мировых событий
Человечество все больше овладевает
природой, развивает производство и
совершенствует самого человека
Прогресс возможен только для
человеческих индивидуумов, но не для
исторического процесса

5. Общественное развитие

Мыслитель
Взгляды
Философы XX Отказались от оптимистического
– XXI вв.
взгляда на историю, характерного для
идей прогресса. Прогресс
противоречив – изменения в одних
сферах могут сочетаться с застоем или
регрессом в других. Прогрессивные на
первый взгляд начинания приводят к
губительным последствиям.

6. Направления общественного развития

Гесиод, Ф.Ницше,
О.Шпенглер,
К.Поппер
Регресс – деградация, переход
от высшего к низшему
Ж.Кондорсе,
И.Кант, Г. Гегель,
О.Конт, К.Маркс
Прогресс – движение от простого к
сложному, от низшего к высшему, от
несовершенного к более
совершенному

7. Примеры общественного прогресса

Прогресс науки и техники
(НТП, НТР)
Прогресс в развитии производительных сил
(неолитическая революция, промышленный
переворот)
Политический прогресс
(переход от тоталитаризма к демократии)
Прогресс в области культуры
(переход от политеизма к монотеизму)
Изменения в какой области являются более наглядными,
а в какой – менее наглядными?

8. Противоречивость прогресса

9. Критерий общественного прогресса

Критерий – показатель, с помощью которого
можно оценить что-либо
• развитие просвещение и человеческого разума
• развитие и совершенствование производительных сил
• увеличение объема научной информации, превращение
науки в непосредственную производительную силу
общества
• рост уровня жизни, степени социальной защиты
• совершенствование нравственности людей
• Мера свободы, которую общество готово предоставить
индивиду (степень гарантированности обществом
индивидуальной свободы)

10. Формы общественных изменений

Эволюция
постепенные изменения в обществе, не
приводящие к качественно новому
социальному строю
Революции
коренные, скачкообразные изменения всех
или большинства сторон общественной
жизни
Реформа
преобразование какой-либо стороны
общественной жизни, не уничтожающее основ
существующей социальной системы
Модернизация
процесс обновления, придания тем или иным
социальным структурам форм, отвечающим
современным требованиям
Инновация
рядовое, однократное улучшение, связанное с
повышением адаптационных возможностей
социального организма в данных условиях

11. Закрепление

1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение
которого пронумеровано:
(1) Первый в мире пароход был построен в Англии
механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. (2) Однако
власти запретили его использовать, заявив, что волна от
парохода разрушает берега. (3) Вторично пароход был
изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. (4) В 1825 г. была
пущена в ход первая железная дорога. (5) Владельцы
дилижансов, которые боялись конкуренции железных
дорог, вели против них агитацию.
Определите, какие положения текста отражают
тенденцию
А) к социальному прогрессу
Б) к социальному регрессу

12. Закрепление

2. Установите соответствие между формами социального
прогресса и их характерными чертами:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ПРОГРЕССА
А) разрушение основ существующего
1) реформа
социального строя
2) революция
Б) активное политическое действие
народных масс
В)
целенаправленное
преобразование
какой-либо
стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в
руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ существующего
строя

13. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает учащимся и учителям структурировать знания по теме "динамика общественного развития", выделить такие проблемы, как многовариантность направлений и форм общественного развития

Общество Динамика общественного развития

Динамика общественного развития

Типология общества I. Традиционное (аграрное) Индустриальное (капиталистическое) Постиндустриальное (информационное) II.

  • Традиционное (аграрное)
  • Индустриальное (капиталистическое)
  • Постиндустриальное (информационное)

Черты традиционного общества

  • Основа жизнедеятельности – земледельческий труд
  • Личная зависимость, внеэкономическое принуждение
  • Коллективистский характер общества
  • Положение человека определялось не личными заслугами, а социальным происхождением
  • Преобладание традиции над нововведениями
  • Стабильность, медленные темпы развития
  • Авторитарный характер власти
  • Подчинение религиозным представлениям

Черты индустриального общества

  • Господство промышленного производства
  • Преобладание инновации над традициями
  • Стремительное развитие техники и внедрение инноваций в производство
  • Господство человека над природой
  • Светский характер социальной жизни, секуляризация общественного сознания
  • Господство экономического принуждения при личной свободе человека
  • Либерально-демократическая система власти.

Черты информационного общества

1. Ход исторического процесса

Непрерывность исторического процесса, отсутствие резких сдвигов

2. Отношение людей к природе

История движется неравномерно, скачками

3. Форма соб- ственности

Общинно-государственные формы собственности при слабом развитии частной собственности

Право частной собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

Линии сравнения Восток 4. Уровень социальной мобильности Запад Невысокий, границы между социальными общностями устойчивы 5. Государство и общество Высокий,возможности социальных перемещений неограничены Государство подчиняет себе общество 6. Отношения личности и государства Общество автономно от государства Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и раствориться в ней 7. Система ценностей Свободы и права личности закреплены конституционно Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам Способность и готовность к изменениям, новациям

4. Уровень социальной мобильности

Невысокий, границы между социальными общностями устойчивы

5. Государство и общество

Высокий,возможности социальных перемещений неограничены

Государство подчиняет себе общество

6. Отношения личности и государства

Общество автономно от государства

Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и раствориться в ней

7. Система ценностей

Свободы и права личности закреплены конституционно

Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам

Способность и готовность к изменениям, новациям

Направления общественного развития Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному Регресс –

Направления общественного развития

  • Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
  • Регресс –

Критерии общественного прогресса

Многообразие форм общественного развития

  • Эволюция – развитие явлений, процессов в результате постепенных непрерывных количественных и качественных изменений
  • Реформа – изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующего социального строя, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса
  • Революция – коренное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, приводящее к власти новый класс
  • Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
  • Проявления глобализации:

- транспорт и связь

Глобальные проблемы

Основные глобальные проблемы

Характеристика общества как _________(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _________(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую __________(3) общества. _________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов __________(5), а также управление совместной ___________(6) людей.

Читайте также: