Стояние на реке угре конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кожурякина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №45" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Разработка урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: "Конец татаро-монгольского ига. Великое стояние на Угре. 1480 г."
Раздел: начальное образование

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЩЕМУ МИРУ

Тема: Конец татаро-монгольского ига.

Великое стояние на Угре. 1480 г.

Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е. А.

Окружающий мир. 4 класс. Часть 2

Учитель: Кожурякина Елена Александровна

Калуга, 2016

Предмет: Окружающий мир. 4 класс.

освобождения от татаро-монгольского ига.

2. Формирования представления о вкладе Ивана III в падении ордынского ига.

1. Развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую

информацию, работая с учебником и дополнительной литературой.

2. Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, логически излагать

свои мысли, сравнивать точки зрения различных историков.

3. Развивать умение перерабатывать полученную информацию, определять

причины событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

1. Учить самостоятельно формулировать цели урока после предварительного

2. Обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Составлять план решения проблемы.

1. Учить доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения,

2. Учить слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

3. Развивать умение сотрудничать, выполняя различные роли в группе.

1. Воспитывать гражданственность, любовь к Родине, к истории своей страны и

2. Учить оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и

ценностей (роль личности в истории)

3. Развивать самостоятельность мышления при анализе исторических фактов.

Материалы и оборудование:

дополнительный материал по теме, компьютер, проектор, экран, колонки, презентация

Куликовской битвы, физическая карта Калужской области, раздаточный материал, тест,

деформированный текст, фрагменты исторической литературы.

1. Организационные моменты

1.1. Эмоциональный настрой на урок:

1.2. Учитель: Сегодня мы вновь отправимся с вами по дорогам истории.

Давайте вспомним, что такое история? (наука, которая изучает как жили люди в прошлом).

- Зачем мы изучаем историю? (учит справедливости, помогает избежать ошибок, взглянуть

на окружающий мир по-новому)

1.3. Учитель: Проверим, готовы ли мы к путешествию по дорогам истории. Что надо

взять? Главное – это настроение. Какое у нас?

Учитель: Необходим багаж, а для нашего путешествия, багаж знаний. Проверим, готовы

ли мы к дальнейшему движению по дорогам истории.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

2.1. Учитель: Какая пара подготовила нам задания?

Дети (одна пара, сидящие за одной партой) читают предложения. Если высказывание

верно – то дети пишут 1, если ложно – 0.

1. Во второй половине XIV века в Орде шла ожесточенная борьба за власть.

2. Открытый вызов Орде бросил Иван Калита.

3. Хан Чингисхан решил наказать Русь за неповиновение.

4. Игумен Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с татаро-

5. Куликовская битва началась 5 сентября 1380 года.

6. Вызов Челубея принял русский богатырь Ослябя.

7. Дмитрий Иванович в одежде простого ратника бился в передовом полку.

Верная запись 1.001.001 вывешивается на доску.

Взаимопроверка в парах.

2.2. Учитель: Теперь я хочу проверить вашу готовность. Раздается текст. Работа идет в

группах (по 4 человека).

В каждой строке найди лишнее, объясни почему. Обсуди в группе правильность выбора.

1. Белорусы, украинцы, татары, русские

2. Новгород, Рязань, Владимир, Сарай.

3. Александр Невский, Батый, Ярослав Мудрый, Иван Калита.

4. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Александр Пересвет, Илья Муромец.

5. Чингисхан, Темучин, Мамай, Дмитрий Донской.

6. Куликово поле, Нева, Дон, Дунай.

выходят к доске (очередность устанавливается быстротой и правильностью выполнения

На доске на отдельных полосках.

1. Почему татарам удалось завоевать Русь

2. Почему русские князья вынуждены были

3. Какой город Батый прозвал злым и

4. Какой подвиг совершил Андрей

5. В чем проявился полководческий талант

Дмитрия Донского на поле Куликовом?

6. Почему в летописи говорится, что после

победы на Куликовом поле «была на Руси

3. Физкультминутка

С этими словами каждый ряд по очереди передает круг с датой, затем 1 человек от ряда

объясняет, что эта за дата и находит ей место на ленте времени.

4. Формулировка темы и целей урока

Учитель: Победа на Куликовом поле принесла ли освобождение от татаро-монгольского

Нет. Не оказалась еще готовой Русь, но подняла голову, приободрилась. Поняли русские

люди, что главное – в объединение под властью одного государя, Московского князя.

Как вы думаете какая тема урока?

Освобождение от татаро-монгольского ига.

Учитель: О чем бы вы хотели узнать?

1. узнать какие события способствовали освобождению

2. когда это происходило?

3. какие личности проявили себя в этот период?

5. Работа надо новой темой.

5.1 Работа по учебнику с. 75

Учитель: Как называется параграф учебника? (Иван III) Как вы думаете, почему?

Внимательно прочитайте первую часть. Восстановите текст. Обсуди правильность

выполнения в группе.

5.2. Проверка с помощью слайда. Самооценка детей в группе.

5.3. Учитель: На какой река встретились оба войска? Где находится эта река? На

территории современной Калужской области. Важные исторические события происходили

на территории нашего края. (показ на карте).

Почему на Угре понятно, а в остальном давайте разбираться.

5.4 Рассказ учителя + слайд-фильм.

- Почему Ахмат неожиданно увел свое войско?

6. Самостоятельная работа с дополнительной литературой.

сборника рассказов для детей А. О. Ишимовой, А. В. Митяева, энциклопедии по истории

отечества для детей)

6.2 Рассказы учащихся, в результате которых детьми выдвигаются несколько версий:

1. Нападения Менгли-Гирея на южные литовские княжетсва.

2. Нападение на орду русского войска под командованием князя Ноздреватого.

3. Татары решили, что их заманивают в ловушку.

4. Отсутствие корма для татаро-монгольского скота и эпидемия, поразившая татаро-

6.3. Учитель: Есть еще одна версия. Заступничество Богородицы – Владимирской Божьей

Современники приписывали победу чудесному заступничеству Богородицы.

Еще когда только Ахмат двинул войско на Русь, Иван III сразу послал за за

чудодейственной иконой во Владимир. 26 июня икона Владимирской Божьей Матери

прибыла в Москву, ее торжественно встретили, отслужили молебен и под ее защитой

Ивана III выступил в поход. Владимирская икона Божьей Матери – русская святыня,

способствующая подъему национального духа. Даже саму Угру стали называть «поясом

Матери прочно заняла место в главном храме России - Успенском соборе Московского

7. Проблемный диалог

7.1. Учитель: Современники, недруги князя, некоторые историки обвиняли Ивана III в

нерешительности и даже трусости. Они говорили, что если Ахмат не рискнул

В традициях того времени достойной считалась победа во имя которой было пролито

много крови. И только мол еще большая трусость Ахмата спасла Русь от нового

Так трус Ивана III или герой?

7.2. Ответы детей.

7.3. Что же помогло одержать победу русским дружинам?

Новые тактические и стратегические приемы ведения войны.

Объединение русских земель в единое государство.

Умелая дипломатия Ивана III

Подъем национального духа.

конец татаро-монгольского ига.

Учитель: Поставим дату на ленте времени.

Сколько лет длилось татаро-монгольское иго?. Более 240 лет.

Русь после победы на Угре стала полностью независимым, самостоятельным

государством. В 1980 г. на берегу легендарной речки Угры в Калуге был открыт памятник

в честь знаменательного события.

8. Роль личности в истории.

8.1. Учитель: Осталось в веках и имя Ивана III, выдающегося государственного деятеля,

умного дипломата, искусного военачальника. Что касается самой битвы, она может

служить примером как побеждать врага, сохранив в целости свои войска. Воины были

нужны и для других важных дел – после Угры они воевали с Швецией и Литвой и нигде не

посрамили русское оружие.

8.2 Учитель: Мы знает, что русский народ давал своим князьям емкие прозвища. Олег –

Вещий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Ярослав Мудрый, Иван Калита.

Попробуйте в свете сегодняшних исторических событий дать ему прозвище.

9. Подведение итогов.

9.1. Чему же нас научили исторические события, изучаемые на уроке?

9.2 Чему лично каждый научился на уроке?

9.3. Как вы оцениваете свою работу в группе и работу вашей группы в целом.

9.4. Учитель: Наша великая русская земля освободилась от ига и начала обновляться как

будто перешла от зимы к тихой весне.

10. Домашнее задание.

Учитель: Какие перемены произошли на Руси вы сможете узнать, прочитав параграф до

1. Прочитать с. 75-79 ответить на вопросы.

1. Детство и юность Ивана III

2. Иван III – собиратель русских земель

3. Заслуги Ивана III в падении ордынского ига

4. Иван III – государь всея Руси.

1. рассказ учителя

Великое стояние на Угре.

Прошло 100 лет со дня Куликовской битвы, которая хоть и не освободила Русь от

татаро-монгольского ига, но возродила в людях веру в победу. Московское княжество еще

более усилилось, окончательное возвышение Москвы произошло при князе Иване III,

правнуке Дмитрия Донского. Современники отмечали ум, дальновидность, осторожность

Иоанна Васильевича. При нем к Московскому княжеству были присоединены

Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Вятская земля и после долгой борьбы

А некогда мощное золотоордынское государство рассыпалось на несколько

отдельных ханств: Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское, Большое, Нагайское.

Между ними постоянно шла борьба за власть и земли.

И в это время, в 1476 Великий московский князь Иван III бросает вызов Большой

орде и отказывается платить дань. Пришлось хану Ахмату, считавшему себя наследником

грамоту и, бросив по ноги, растоптал ее. Всех послов, кроме одного, убил, а этого велел

отпустить в орду и передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая татарам носила

Ничего не оставалось делать хану Ахмату, как двинуться на непокорную Русь. И

летом 1480 года он со своим войском подошел к реке Угре и занял правый берег, а на

левом берегу встало войско князя московского.

В те времена по реке Угре шла граница между Русью и Литовским княжеством

Казимира. Казимир – враг Руси – обещал хану Ахмату помощь. И вот к месту впадения

Угры в Оку, что около Калуги, и пришел Ахмат, чтобы соединившись с войсками

Казимира, двинуться на Москву.

Угра тогда была полноводнее, шире и глубины были такие, что без бродов не

Вот как пишет об этом событии летописец: «И пришли татары, начали в наших

стрелять, а наши в них. Наши стрелами из пищалей многих татар убили, а их стрелы среди

Может наши воины были заколдованы? Нет! Все объяснялось очень просто. Во-

первых, стрелы ордынцев, долетев до противоположного берега реки, были уже на излете

и теряли силу. Во-вторых, русских защищали крепкие стальные доспехи. Было наших

войск и еще одно очень важное преимущество: артиллерия била ядрами и картечью по

Тактика боя у ордынцев осталась прежней, еще со времен Батыя: засыпать

стрелами, налетев конной массой, охватить со всех сторон пешее войско, смять, изрубить

саблями. Ринулись ордынцы в холодные воды Угры, как путы охватила она ноги лошадей.

И тут в грудь и головы коней русские выпустили тучи стрел, и одновременно грянул гром

– вступили в дело пищали и пушки.

Что же было тогда на реке? Платина из убитых и раненых, обезумевшие лошади,

испуганные всадники. Сами ордынцы, тонувшие в реке, загородили дорогу всему своему

быть случайной. Хан Ахмат снова погнал войско на переправу. И снова реку запрудили

убитые лошади и люди. Кому удавалось достичь русского берега, того истребляла конница

саблями. В этих бесплодных попытках прошло 4 дня.

Тогда Ахмат пригрозил, что скоро зима, реки станут, и много будет дорог на Русь. И

вот, 26 октября река стала покрываться льдом. Иван III после ледостава отвел войска к

Боровску. Смысла в обороне берега не было, скоро по всей реке будет сплошной брод. Он

хотел под Боровском дать сражение. Ждут русские ордынцев. Но Ахмат-хан все не

появляется на левом берегу. А 11 ноября развернулся и пошел в степь, да нет, не пошел, а

побежал! Что это? Чудо? Попробуем разгадать секрет.

2. Раздаточный материал

Дорога для поэтапной самооценки

Восстановите текст. Обсуди правильность выполнения в группе.

Потребовалось еще _______ лет, чтобы освободиться от ордынской зависимости.

Тогда на Руси правил ________________ - дальновидный, расчетливый и

Русь ________________, Москва ________________ вокруг себя многие русские земли.

Иван III ________________ платить ___________ хану ______________.

Хан ________ ________ в русские __________________.

Русская ________________ выступила _______________ неприятелю. Противники

встретились на реке ____________ в ________ году. Несколько раз пытались ордынцы

__________________ через __________, но ___________________.

Русские отстреливали их из _____________ и _________________.

Ударил ______________, река ___________ _______________. ____________________ хан

_________________ увел войско. Закончилась __________________ Руси от _________.

I, II группа

А. О. Ишимова. История России в рассказах для детей.

Иван III очень хотел освободить Русь от татар, но он был человек осторожный,

хотел все так подготовить, чтобы не было какой беды, а успеть наверное. Для этого он

подружился с крымским ханом Менгли-Гиреем, отъявленным врагом Ахмата и условился

с ним воевать вместе против Ахмата и литовского государя Казимира. Крымский хан

Менгли-Гирей выполнил свое обещание, напал на южные земли Великого княжества

литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь Литвы. Да и русские князья и

бояре, жившие под властью Литвы, стали готовить заговор против Казимира.

III, IV группа (карта та же)

А. В. Митяев. Ветры Куликова поля

Иван III сам не спешил напасть на войско Ахмата. А зачем ему было спешить? Он

дома, на своей земле, Ахмат же в литовских владениях. Пусть стоит сколько хочет. Время

не в пользу Орде, во вред ей. Близятся холода, еда для людей и корм для лошадей подходят

к концу. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном

месте опустошили все запасы корма в округе. Русское же войско снабжалось мукою и

зерном из великокняжеских житниц. К тому же в татарском войске началась и стала

походом кончилось владычество над русской землею. Ахмата постигла участь Мамая,

бежавшего с Куликовского поля. В 1481 году он был убит татарским князем Иваком.

V, VI группа (карта та же)

А. О. Ишимова. История России в рассказах для детей.

не наступал и выжидал вот чего: он знал, что Ахмат вывел всю орду, и остались в ней

только старики, женщины и дети, поэтому послал по Волге туда войско под начальством

воеводы Ноздреватого. Угра покрылась льдом, Иван III велел отступить к Кременцу

(Боровску). Русские, когда им велено было отступать, подумали, что случилась какая-

нибудь беда: или татары обошли их и взяли Москву, или что-нибудь подобное; от этого все

пришли в ужас, и вместо того, чтобы отступать, побежали. Татары, увидав, что русские

бегут, испугались: они подумали, что русские их в засаду заманивают. Они и сами всегда

так обманывали неприятеля. А на ту пору еще пришла им весть из орды, что напали на нее

и страшно разграбили. Ахмату надо было торопиться домой, чтобы отыскать жен и детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе.


Куликовская битва.

Московское княжество перед Куликовской битвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской и церковь, набег Тохтамыша.

Тема: "Куликовская битва"Задачи:формировать представление учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;развивать кругозор обучающихся, устную.

конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс

конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А.

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова).

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова).


Презентация урока окружающий мир по учебнику Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков "Стояние на реке Угре"

Презентация урока окружающий мир 3 класс по программе Л.В. Занков "Стояние на реке Угре".

Цели урока: дать представление об историческом значении освобождения Руси от ига Золотой Орды, о событиях, с которыми связано освобождение Руси от золотоордынского ига; рассказать о выдающемся деятеле эпохи – Иване III и, используя математические знания, окунуться в прошлое, чтобы реальнее представить его картины, стать как бы участниками былых событий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оперировать историческим понятиями; выстраивать события в хронологическом порядке; рассказывать об исторических событиях, опираясь на три важнейших вопроса историка (Что произошло? Где произошло? Когда произошло?); работать в группе; работать с историческими источниками; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные, проблемные задания, решать задачи, связанные с тем временем.

Оборудование: картосхема “Объединение русских земель в XV – первой трети XVI в.”, презентация по теме урока, слайды с задачами.

1. Организационный момент

2. Мотивационно-целевой этап

Слайд 2. В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. С 10 - летнего возраста он был соправителем своего отца. Ивана III отличали осторожность, скрытность, тонкий политический расчет. Целью своей жизни новый князь подчинение Москве всех русских земель и свержение ордынского ига. На нашем уроке мы подробно рассмотрим, удалось ли ему ликвидировать иго.

3. Работа по теме урока

Учитель предлагает ученикам охарактеризовать личность Ивана III, для этого открывается слайд - отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина “История государства Российского”:

Слайд 3-4. “Иоанн III . есть герой не только российский, но и всемирной . Рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские”.

“. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собою вельмож и народ. Все делалось чином или милостью государевой”.

“. Он иногда казался боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными. Дает своим творениям прочность”.

Слайд 5. На основе документа учащиеся делают следующие выводы: Иван III воевал с монголами, с Литвой, стремился расширить территорию Московского государства, был осторожным и благоразумным правителем.

Вместе с учениками делается вывод, что правление Ивана III – это не только собирание земель вокруг Москвы, но и ликвидация ордынского владычества.

Слайд 6. Учащиеся вспоминают, что Орда распалась, называют, на какие части по памяти, затем открывается слайд, где показана карта и учащиеся проверяют названные части Золотой Орды: Большую Орду, Крымское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Ногайскую орду, Казанское ханство.

Слайд 7. Учителем делается акцент на правителе Большой Орды – хане Ахмате (в некоторых источниках – Ахмеде), который неоднократно совершал набеги на русские земли и мечтал вернуть былую зависимость Руси от Орды. Далее -

Рассказ учителя о походе 1472 г.: это был один из крупных походов, предпринятый ордынцами. Однако, русские полки, предупрежденные сторожей о появлении кочевников, заблаговременно пришли из Москвы на берега Оки и заняли укрепления.

Слайд 8. Итак, в 1472 году русская армия разбила войска Ахмата под Алексином, и эта победа позволила Руси уменьшить выплату дани Большой Орде.

Учитель математики

А сейчас мы используем наши знания по математике, чтобы узнать, какую дань стала платить Русь Орде после победы под Алексином. Для этого решим задачу.

Слайд 9. Задача 1

В середине XV в. Русь платила Орде 7 тыс. рублей в год. После победы под Алексином дань сократили на 0,4 части от этого количества. Вычислите величину дани, которую после 1472 г. стало платить Московское княжество.

Составим краткую запись к задаче.

Прежде, чем ответить на главный вопрос задачи, какой стала дань, что мы должны узнать?

На сколько в рублях сократили дань? Обращаем внимание, что сократили на 0,4 части. Имеем задачу на нахождение части от целого. Каким действием находим часть от целого? (умножением). Находим, что сократили на 2800 рублей. Значит, теперь дань составляет 4200 рублей.

Примеряя эту сумму к нашему времени мы можем сказать, что сумма небольшая. Но если учесть, что в XV в. приблизительно за 20 рублей можно было купить целую деревню с землей, постройками и скотом, мы можем понять, что сумма достаточно внушительная.

А теперь устный счет. Кто может быстро посчитать, сколько деревень можно было купить за эти деньги? 210 деревень.

Однако, эту дань Орда получала недолго.

Итак, с 1476 г. Русь перестала посылать хану “ордынский выход”, и война между Русью и Большой Ордой стала неизбежной. Для ее ведения хан Ахмат начал искать союзников.

Задание для учеников: на странице 169 учебника найти, кого хан взял в союзники.

Отрывок из учебника: “В 1479 году, воспользовавшись борьбой среди ордынских ханов, Иван III перестал посылать дань. Но в 1480 году осложнилась обстановка в Московском государстве. Братья Ивана III, обиженные тем, что Иван не присоединил к их уделам часть вошедших в состав Московского княжества новгородских земель, вступили в союз с Казимиром IV. Войска Ливонского ордена совершили нападение на Псковскую землю. Неспокойно было в только что присоединенном Новгороде.

Этим воспользовался один из ордынских ханов Ахмат. Ему удалось привлечь к походу на Русь почти все военные силы бывшей Золотой Орды. Он заключил союз с литовским князем и пошел на Русь, чтобы заставить князя платить дань”.

Слайд 10. Учащиеся называют союзников хана: польско-литовского короля Казимира IV и братьев Ивана III – Бориса и Андрея, которые были обижены на него.

Открывается следующий слайд, делается вывод о том, что хану Ахмату удалось договориться о совместных действиях против Московии с польско-литовским королем Казимиром IV, мечтавшим захватить новгородские земли. Кроме того, Ахмат и Казимир рассчитывали, что что их поддержит Ливонский орден, желавший отвоевать у Руси Псковщину, а также братья Ивана III – Борис и Андрей.

На вопрос учителя о союзниках Ивана III, учащиеся отвечают, что им был Крымский хан Менгли-Гирей.

Слайд 11. В подтверждении сделанных выводов открывается слайд, где приведен отрывок из документа: “А пойдет на тебя Ахмат-царь, и мне, Менгли-Гирею-царю, а Ахмата-царя пойти. Также и на короля, на вопчего нашего недруга, быти нам с тобою за один”.

Далее учитель говорит, что хан Ахмат пытался договориться с Иваном III о возобновлении выплаты дани. Чтобы понять, чем окончились эти переговоры, учащимся предлагается прочитать отрывок из произведения историка С.М. Соловьева “Сочинения”: Слайд 12. “Есть известие. что когда хан Ахмат направил в Москву новых послов с требованием дани, то Иоанн взял басму (или ханское изображение), изломал её, бросил на землю, растоптал ногами, велел умертвить послов, кроме одного, и сказал ему: “Ступай, объяви хану: что случилось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое”.

Учащимися делается вывод, о том, что Иван III отверг предложение хана.

Слайд 13. Картина, посвященная этому сюжету: Н.С. Шустов “Иван III разрывает ханскую грамоту”.

Далее учитель предлагает учащимся уточнить расстановку сил перед столкновением, ученикам дается задание найти, что изменилось. Для ответа на вопрос они используют учебник (стр. 169).

Отрывок из учебника: “Узнав о намерении хана, Иван III долго думал, как ему поступить: либо пойти на военное столкновение с ордынским войском, либо окончить дело миром, возобновив уплату дани. Но москвичи были полны решимости дать твердый отпор Орде.

Слайд 14. 8 октября 1480 года ордынские войска подошли к реке Угре – притоку Оки, где проходила русско-литовская граница, и стали поджидать войска литовского князя, с которым Ахмат заключил союз. Но Иван III также сумел заключить союз с крымским ханом, давним врагом Ахмата. И тот совершил набег на южные земли Литвы. К тому же в самой Литве назревал заговор влиятельной группировки православных князей. В таких условиях Казимир IV вновь не решился выступить против Москвы. К тому же Ивану III удалось помириться со своими братьями и их отряды тоже подошли к Угре”.

На основе прочитанного, учащиеся делают вывод, что Иван III помирился со своими братьями, а в Литве назревал заговор влиятельной группировки православных князей, поэтому Казимир IV не решился выступить против Москвы.

Слайд 15. На этом слайде учащимся предлагается рассмотреть миниатюру XVI в. “Стояние на Угре”.

Слайд 16. На этом слайде учащимся предлагается рассмотреть карту. Учитель объясняет, почему именно речку Угру выбрал хан для нападения. Итак, к войне с ордынцами усиленно готовилась русская армия. Зимой 1480 г. русские рати собрались в столице и ранней весной выступили к Оке, где проходила граница между Московским государством и Крымским ханством. Вдоль берега Оки существовали укрепления, которые называли “от берег”. Их начали строить еще при Иване Калите, а продолжали усовершенствовать и при Дмитрии Донском, и при Иване III. Используя карту, учитель объясняет ученикам, что основные силы русской армии под командованием сына Ивана III, а также братьев Ивана III стали в Серпухове и Тарусе, а резервный полк под командованием самого Ивана III – в Коломне. Это было разумное размещение войск, ведь неизвестно было, по какому пути устремятся ордынцы к Москве. Они могли попытаться прорваться к столице самой короткой дорогой, для чего им пришлось бы форсировать Оку в хорошо укрепленном районе. А могли обогнуть укрепления “от берег” с запада и форсировать реку Угру, но тогда их путь на Москву сильно удлинился бы. В зависимости от направления движения ханских войск русская рать должна была быстро двинуться из Тарусы и Серпухова навстречу ордынцам. Если бы Ахматовы полки прорвали линию обороны русских войск, то на их пути к столице оказался резервный полк в Коломне.

Итак, хан выбрал для переправы реку Угру, приток Оки. Русское же войско, узнав от сторожи, что Ахматово войско повернуло на запад, тоже перешло к Угре и разбило лагерь там, где впоследствии ордынцы пытались форсировать реку.

Слайд 17. Учащимся предлагается посмотреть, как выглядит эта река в наши дни.

Итак, русская армия и кочевники оказались по разные стороны от реки Угра на участке между поселением Юхнов и городом Калуга. И мы видим, что кочевники не могли перейти Угру в районе Юхнова, так как там они попадали в дремучие леса. Не могли они форсировать реку и на участке от Юхнова до Калуги, так как в этом месте Угра была широка и глубока. Сохранились результаты её промеров, сделанных в XIX в. Можно предположить, что в XV в. Река была не уже и не мельче. И сейчас решив две задачи, мы узнаем, размеры реки в этом месте дислокации войск.

Слайд 18. Задача 2

Минимальная ширина Угры на участке от Калуги до Юхнова – 80 м. Максимальная – на 0,875 части больше от этой ширины. Вычислите максимальную ширину реки в этом районе.

Составим краткую запись. Мы с вами опять имеем задачу на нахождение части от целого. Каким действием находят часть от целого? (умножением)

Итак, мы нашли, что максимальная ширина реки на этом участке составляла 150 м.

Слайд 19. Задача 3

Определим глубину Угры на этом участке. Минимальная глубина Угры на участке от Калуги до Юхнова была 2,5 м, что составляло 0,5 от максимальной глубины реки в этом районе. Вычислите глубину воды в реке на этом участке.

Составим краткую запись. В данном случае мы имеем задачу второго типа. В данном случае мы находим число по его части. Каким действием решается задача? (делением). Выполнив вычисления, находим, что максимальная глубина составляла 5 м.

Сравните с человеческим ростом значения минимальной и максимальной глубины (средний рост человека того времени 160-170 см). Становится понятно, что река на этом месте для ордынцев была непреодолимой преградой.

Итак, река для ордынцев была непреодолимой преградой, не могли они воспользоваться и десятком бродов, которые существовали в этом районе, потому что высокие и обрывистые берега Угры не имели пологих спусков и сами броды были узки и не годились для движения больших отрядов. На реке существовало единственное место, удобное для переправы большой армии. Оно протянулось на пять километров, имело низкий песчаный берег, не очень большую глубину и издавна называлось Перелаз. В районе Перелаза и ждали прихода Ахматовых войск русские полки. Так как они пришли раньше кочевников, то сумели подготовиться к обороне. Начали с того, что перекрыли все броды через Угру, поставив там засады с пищалями и тюфяками. Укрепили и район Перелаза. Вдоль берега Угры стали лучники и “огненные стрельцы” - пехотинцы, вооруженные ручным огнестрельным орудием; за ними – грозный “полевой наряд”, состоявший из пушек, пищалей, тюфяков.

Следует обратить внимание учащихся на то, что русская армия привезла на берег Угры орудия. Это было необычно, так как раньше орудия применяли лишь для защиты крепостей. За “нарядом” стояли пешие воины с копьями, рогатинами, и топорами, а также дворянская конница в доспехах, имеющая холодное оружие и ручное огнестрельное.

Армия была готова встретить врага. Среди названного оружия интересны ручницы – ручное огнестрельное оружие, которое было новым для русской армии. Кавалеристы имели более легкие ручницы, пешие воины – более легкие.

Слайд 20. Учащимся предлагается посмотреть, как выглядели ручницы.

Учитель математики

Мы видим, что ручницы были двух видов. Для кавалеристов - более легкие, для “пеших воинов” - более массивные.

Решив следующую задачу, мы найдем массу этих орудий.

Слайд 21. Задача 4

Масса ручницы для всадников составляла 0,125 от массы ручницы пехотинца. Вместе масса этих ручниц была 4,5 кг. Вычислите массу каждой ручницы.

Составим краткую запись. Как решается задача такого типа? (с помощью уравнения).

Составляем уравнение: 0,125х + х = 4,5

Решив уравнение. Находим, что масса конной ручницы составляла – 0,4 кг, пешей – 5 кг.

Представим себя на месте пехотинца. Конечно, это была достаточно тяжелая ноша.

О том, как проходило столкновение монгольских и русских войск учащиеся узнают из документа, который дан в виде раздаточного материала (отрывок из повести “Стояние на реке Угре”). Кроме того, данный документ выводится на доску.

Слайды 22-24. “Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой. да еще в соглашении с королем Казимиром.

. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий. стал у Кременца.

. Король же Казимир не пришел. и сил своих не послал - были у него свои междоусобия. ”

“И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон - одни других боялись”.

“Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему. и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар. ”

“. Тогда то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. Одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

. И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей”.

После чтения документа, учащиеся без труда отвечают на поставленные вопросы:

Итак, учитель вместе с учениками отвечает на поставленные вопросы:

Хан Ахмат ждал помощи от Казимира, однако из-за междоусобиц он не пришел на помощь, ведь в это время войну с Литвой начали войска союзника Москвы, крымского хана Менгли-Гирея.

Как только река стала покрываться слоем льда, Иван III принял решение отступить, так как понимал, что по льду ордынцы могут перейти Угру в любом месте, поэтому решил отозвать войска от берегов реки и сразиться с Ахматовым войском у Боровска; татары же бежали, так как осознали, что им не одолеть русское войско, кроме того, у них пропала надежда на помощь союзников. Свою роль сыграли и морозы, и недостаток фуража и провианта.

Бегство Ахматовых войск означало освобождение Руси от многовекового монголо-татарского ига. О столь важном событии должен знать каждый гражданин страны.

Слайд 26. Причины бегства хана Ахмада.

Слайд 27. Итак, 1480 г. – стояние на Угре, конец монголо-татарского владычества над Русью.

Делается общий вывод о том, что ликвидация ордынского ига произошла во времена правления Ивана III, событие это было очень важно для Древнерусского государства, событие не менее значимое, чем Куликовская битва. Решив несколько задач, ребята смогли себе реально представить картину того времени, почувствовали себя человеком того времени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Великое стояние на реке Угре

З авершающим этапом в свержении ордынского ига, продолжавшегося практически 2 века, послужило Великое стояние на реке Угре . Однако, в современной литературе этому противостоянию уделяется малое внимание. Гораздо более известной является Куликовская битва, но именно стояние на реке Угре завершилось полным свержением ордынского ига.

В 1480 году произошло Великое стояние на реке Угре . Решающие события этого противостояния случились в октябре-ноябре месяце, но подготовительная работа, особенно со стороны ордынцев, началась гораздо раньше. По сути весь 1480 год был для России годом военным, когда вся страна готовилась в решающей битве для свержения ордынского ига.

Очевидность того, что ордынцы затевают крупный поход на Москву, стала понятной еще в начале марта 1480 года. Именно в это время недалеко от реки Ока, которая на тот момент была приграничной юго-западной территории российского государства, был замечен небольшой отряд ордынцев, который был разбит воеводами из Москвы. Но это появление монголо-татар было верным знаком того, что хан Ахмед собирает силы для похода на Русь.

На тот момент знаменитая Золотая Орда потеряла свой прежний статус и целостностью. Она была разорвана местными ханами на множество отдельных синдикатов внутри страны. Каждая самостоятельная территория получала сохраняла название Орда, но к ней прибавлялась еще и географическое местонахождение этого ханства. Самым крупным осколком великой Золотой Орды, была Большая Орда. Именно ею и управлял хан Ахмед. Летописцы говорят о том, что для похода на Москву Ахмед собрал все имеющиеся у него войска. Буквально все мужское население Орды было созвано для похода на Москву.

Почему же случилось противостояние, которое ознаменовало великое стояние на реке Угре ? И почему это случилось именно в 1480 году? Ответ на эти вопросы прост. Лучшего момента для похода на Москву у хана Ахмеда могло больше и не быть. Ведь именно в это время князь московский Иван 3 находился в ссоре со своими братьями Андреем и Борисом, которые угрожали уходом своего войска на службу к князю литовскому Казимиру. В это же время Казимир со своим войском вторгся на территорию Пскова. В результате в случае нападения хана Ахмеда, князь Иван 3 грозился увязнуть не только в войне с ним, но и с князем литовским, и со своими братьями, желавшими укрепить свою власть в стране.

Стояние на реке Угре 1480 года

С весны 1480 года по всей земле русской стали собирать сильно е войско, которое бы смогло противостоять численности войска хана Ахмеда. Иван 3, понимая что воевать придется не только с ханом Ахмедом, но и с князем казимиром, занялся поисками союзника. Таким стал хан крымский Менги-Гирей. Он обещал, что в случае нападения на Русь ордынцев и литовцев, хан крымский введет свои войска на территорию Литовского княжества, тем самым вынудив Казимира вернуться в свои владения. После этого Иван 3 заключил мир с братьями, которые предоставили ему свои войска, для совместной борьбы с ханом Ахмедом. Случилось это 20 октября, когда стояние на реке Угре 1480 года уже шло.

Великое стояние на реке Угре

В августе 1480 года по Руси прошла весть о том, что Ахмед с огромным войском движется к южным границам Руси, но оно двигалось не на север, а западнее, что говорило о намерении хана Ахмеда атаковать Русь со стороны литовцев, чтобы те могли помочь ему войсками.

Только в начале октября 1480 года войско ордынцев подошло к границам Руси и началось великое стояние на реке Угре . Русское войско находилось в районе Калуги, в городке Кременец, откуда могло своевременно реагировать на все передвижения врага, а также перекрывало путь на Москву. Такое положение войск позволяло воеводам князя Ивана 3 оперативно реагировать на любые маневры легкой конницы хана Ахмеда.

Стояние на реке Угре 1480 года продолжается. Русские войска не стремятся перейти в атаку. Войска Большой Орды ищут, но до определенного времени безуспешно хорошие броды для форсирования реки. Большинство бродов, которых было на реке Угре достаточное количество, не были пригодны для форсирования реки конницей, поскольку пологие берега давали явное преимущество русской армии. Для перехода подходило только место недалеко от устья Угры, где и стояли противник. Иван 3 не торопит битву еще и соображениям того, что с каждым днем у армии Ахмеда заканчивается продовольствие и сено для лошадей. Кроме того приближалась зима, что также должно было сыграть за русских.

После неудачных попыток перейти Угру вброд хан Ахмед стал ждать холодов, чтобы перейти реку по льду. В результате практически весь октябрь 1480 года продлилось великое стояние на реке Угре . Но уже к 22 октября река Угра стала покрываться коркой льда. Зима в тот год наступила раньше обычного. Князь Иван 3 принял решение отойти к городу Боровск и там дать врагу решительный бой.

26 октября 1480 года Угра встала. Русские ждали атаки ордынцев в любой момент, но она все так и не последовала. 1 ноября 1480 года русские разведчики принесли в Боровск весть о том, что армия хана Ахмеда отступила и отправилась назад в степь. Так завершилось великое стояние на реке Угре . Вместе с ним завершилось и ордынское иго на Руси.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Великое стояние на реке Угре (8 октября – 11 ноября 1480 г.) проект приготовила воспитатель МБДОУ №96 Суслова Людмила Владимировна

В 1476 г. Московское княжество отказалось платить дань татарам.

Иван III разрывает грамоту хана Ахмата.

Хан Большой Орды

Правитель Орды хан Ахмат выступил в поход весной 1480 г.

Иван III Васильевич

Великий князь всея Руси

Иван III вступил в поход 23 июня.

Русские полки разместились по берегу реки Оки, создав хороший барьер к Москве.

Два месяца искал Ахмат слабые места у русских, и, поняв, что на реке сильная оборона, отвёл свои войска назад.

Он надеялся в устье реки Угры пробить русские полки.

Завязался бой, который продолжался несколько дней и не принёс ордынцам успеха.

После этого войска Ахмата отступили до литовской границы, решив дождаться помощи от князя польско-литовского Казимира IV.

Противники заняли оборонительные позиции на берегах реки друг против друга.

Случались перестрелки, но на серьёзный бой никто не решался.

Так началось Великое стояние на реке Угре.

Переговоры ни к чему не привели.

Ахмат начал спешное отступление, подумав, что русские уступили берег для решающей битвы.

Так и простояли до зимы. Река замёрзла и превратилась в крепкий ледяной мост, который соединил врагов.

Иван III приказал русским полкам отойти к Боровску.

Стояние на реке Угре означало обретение независимости Московского княжества, окончательное падение монголо-татарского ига.

В погоню за ордынцами были отправлены небольшие силы русских.

Не пролив русской крови, не взяв никого в плен, не разорив и не уничтожив деревни или города, противник бежал.

В честь 500-летия Стояния на реке Угре на ее берегу был открыт посвященный событию памятник.

У его ног (слева направо) поверженные литовец, татарин и балтийский немец.

Читайте также: