Конспект урока 10 класс русский язык подготовка к егэ

Обновлено: 04.07.2024

на определенные составляющ ие (критери и), которые и подлежат оце нке.

Остановимся п одробнее на предлагаем ых критериях и их оценке.

Первый критерий ( К1) — определение проблемы . Он со впадает

с литературоведч еской нормой, т.е. вы должны понять, какой вопрос ставит автор

Второй критерий (К2) — комментарий к сформулирова нной

проблеме . Главное, чтобы комм ентарий соотв етствовал про блеме.

Третий критерий (К3) — авторск ая позиция , т.е. тот ответ,

который дает автор на поставленный вопрос. Идея должна быть неразрывно

связана с проблем ой, нельзя п одменять авторскую позицию своей.

Четвертый критерий (К4) — аргументация собственного мнения

по проблеме. При написании этой части целесообразно придерживать ся

определенных правил. Выскажите свое согласие или н есогласие с позиц ией

автора, можно указать, что Вы частично соглас ны с автор ским мнением.

Приведите конкретные аргумент ы, п одтве рждающие ваше согласие или

несогласие. Аргументов должно б ы ть два. Они могу т быть взяты из

литературны х произведений, из публицистики, из истории или други х

областей знаний . Второй аргумент может опираться на Ваш жизненны й опыт. Не

забудьте сделать вывод (заключение) из ваши х аргу ментов. Лог ичность и

правильность пост роения этог о пункта бу дет оценена в сл едую щем пункте.

- Исходя из критериев, чем мы сегодня будем заниматься? (Учащиеся

1.Учиться оп ределять проблему исходного т екста и форму лировать ее;

2. Учиться подбирать комментарий к сф ормулированн ой проблеме;

- Итак, перед вам и текст А.П.Чех ова. Познакомьтесь с ним.(Учащиеся читают

текст про себя. Дале е чтение вслу х подготовле нным ученик ом)

(1)Она, как авторитетно утве рждают мои родители и начальники, родилась раньше меня.

(2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одн ого дня в мо ей жизни, когда бы я

не принадлежал ей и не чу вствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я

тоже не выказываю поползновения у драть от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4)Но не завиду йте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мн е

мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, пи сать, гулять, наслаждаться природой … (8)

Я пишу эти строки , а она толкает меня под локоть и ежесек у ндно, как древ няя Клеопатра не

менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во - вторых, она разоряет меня, как франц у зская

кокотка. (10)За е ё привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По

её милости я хож у р аздет, жи ву в дешёвом номере, питаюс ь ерундой, пишу бледными

(13)Я ненавижу её, прези раю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до

сих пор н е потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Де тей у нас

(16)Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 10 классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Тип :урок развития речи.

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока.

Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста, привитие навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Образовательные: формулировать основную проблему текста, комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; Развивающие: развивать культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Воспитательные: стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Оборудование:
– текст Н.С. Лескова . раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;

Планируемые результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания комментария в сочинении-рассуждении в формате ЕГЭ
– совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений;
– применяют знания, полученные ранее.

План и временная структура урока ( 45 минут)

Организационный момент – 1 минута.

Мотивационный этап – 3 минуты.

Формулирование темы урока – 1 минута.

Целеполагание – 2 минуты.

Работа по теме урока –34 минут.

Подведение итогов – 2 минуты.

Оценивание. Рефлексия – 1 минута.

Домашнее задание – 1 минута.

I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II. Определение темы, цели и задач урока.

В начале урока я предлагаю, просмотрев раздаточный материал, определить тему урока.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Доверительное отношение к людям или Как научиться писать комментарий.

– Какова будет цель урока?

Цель – подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту, научится комментировать проблему.

– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.


– Определите задачи, которые стоят перед нами.

формулировать основную проблему текста и комментировать ее;

четко знать необходимые условия успешного комментирования проблемы: части комментария, пояснения к ним, связь между частями, излагать собственное мнение .

III. Работа по теме урока. Мотивация.

Учитель поясняет : Комментарий должен помочь читателю понять текст. Комментарий-это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать сформулированную проблему с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: показать ход мысли автора, как он именно раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определенному выводу. Автор текста передает свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача- понять их расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором. Итак, комментарий предполагает объяснение текста, следование автором в раскрытии проблемы.

Работа с текстом:

Обратите внимание, ребята, кто автор текста, что вы знаете о Лескове?

– Что вы знаете об Н.С. Лескове?
Николай Семенович Лесков(1831-1895) –русский писатель, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов .

Обратимся к тексту….

4. Чтение отрывка из текста Н.С. Лескова подготовленным учеником.

Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали , хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами.

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке — словом, нигде. (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь — в руках Селивана.

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда. (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь , но он от меня не уйдёт! — говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор , и все его не любят : его никто не станет скрывать.

(12)Но только исправник опоясался своей саблей , как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14) Забыли, возьмите, — глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный , сел на стул и опустил голову и руки.

(17) Шкатулка была в полной целости . (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19) Сохранно. — тихо молвил Селиван. – (20) Я всё бёг за вами. (21)Хотел догнать. (22)Простите, что сижу перед вами. (23)Задохнулся.

(24) Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26) Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29) За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32) А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек . (35) Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое. – (37)Селиван покачал головою. – (38) Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать. (45)Пошёл доход. (46)Щи варили. (47) Нас не боятся, как прежде боялись .

(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое. (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым .

( по Н.С. Лескову* )


* Николай Семёнович Лесков (1831–1895) — русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.

-Понравился ли вам текст? Чем? Продолжая работу над темой урока, прошу ответить на вопросы:

– Какой тип речи представлен в тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
– Каков стиль речи? (Художественный)

– Попробуем определить тему этого текста. (Текст о Селиване и об измене нии отношения к нему)

– От чьего лица ведётся повествование в тексте? (Повествование ведётся от первого лица – рассказчика,

Поскольку нам предстоит сегодня поработать над комментарием, то попробуем сформулировать проблему. Их несколько: они представлены на слайде.

Слайд 4 Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)

1. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе

со стороны других людей?)

2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?)

3. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота человека?)

4. Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к

5. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается

ли честность в поощрении?)

6. Проблема благодарности. (Когдвозникает чувство благодарности? В чём

оно проявляется? Кто нуждается в

Но мы должны выбрать одну, так как к каждой проблеме должен идти свой комментарий. Мы будем работать над проблемой доверительного отношения к людям. Как нужно относится к людям?

Напоминаю, что мы сегодня должны научиться писать комментарий к сочинению, комментарий, который является своеобразным доказательством тезиса, который сформулирован в проблеме.

прокомментировать сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, пояснить значение каждого примера и указать смысловую связь между ними.

Задание группам:

А сейчас, работая в группах, постарайтесь исследовать авторский замысел, найти в тексте те примеры, которые волнуют автора по определенной нами проблеме : доверительное отношение к людям. Как надо относиться к людям. Нельзя просто взять какие –либо предложения. Просто вставить их в своё сочинение, надо объяснить ,почему именно эти примеры вы выбрали, как они работают на подтверждение проблемы.

Напоминаю, в художественном тексте замысел писателя не лежит на поверхности ,его нужно узнавать по поведению героев, по речи, поступкам.

-Анализируя художественный текст ,удобней составить план, как автор развивает свою идею. На сколько частей можно поделить текст?

(текст делится на 2 части:

1 часть -1-11предложения рассказывается о том. Как относятся вначале, вторая часть – что происходит после. Каждой группе предложено задание,которое вы должны выполнить .

Слайд 5 6.Работа в группах

Работает 1 группа:

Задание 1 группе:

1 группа исследует 1 часть текста предложения 1-11.

Определите, как относятся окружающие к Селивану.

Кем его считают? Почему его боятся? Какая атмосфера царит в 1 части? Что чувствует читатель?

Ответ : В 1 части показно, что Селиван- вор, колдун, разбойник,

царит атмосфера страха, думают, что Селиван может убить. Читатель тоже боится Селивана, атмосфера страха передается и читателю.

Работает 2 группа:

2 группа исследует 2 часть текста 12-54 предложения.

-Какие события происходят во 2 части?

Каковы поступки и действия Селивана? Как теперь относятся окружающие к Селивану? Что предлагают? Как Селиван относится к деньгам, подаркам?(предложения 24-43)

Учитель : -Зачем ,ребята, все это делать Лескову? Зачем он передаёт всю атмосферу происходящего, отношение окружающих в начале текста и потом ?( а затем, чтобы показать , что к человеку нужно относиться не так, как о нём говорят, а так, как он этого заслуживает своими поступками. Нужно ждать от человека хорошее, чтоб потом не испытывать стыд.)

Итак, замысел писателя понятен. Возвращаемся к проблеме: Доверительное отношение к людям. Нужно к людям относиться с доверием. Какие примеры приведены автором, чтобы понять , что к людям нужно относиться с доверием? Что мы поняли , анализируя текст?

1 Страх , атмосфера тревоги.

2 Стыд, перед Селифаном, основанный на его честном поступке.

Поставленная проблема -проблема доверительного отношения к человеку.(Как нужно относиться к людям?)

Первый пример: страх перед Селиваном, основанный на слухах.

Второй пример : стыд перед Селиваном, основанный на его честном поступке.

Смысловая связь : контраст(противопоставление)

Позиция автора : К людям нужно относиться с доверием, стараясь рассмотреть то лучшее, что в них есть, и не подчиняясь бездумно мнению

большинства, если оно основано лишь на первом впечатлении

Учитель: Теперь наши исследования авторской идеи , мысли, нужно расписать в комментарии, дать понять , как мы поняли автора. Предлагаю поработать в группе и написать совместный комментарий к проблеме:

(ученики работают10-12 минут( ПАМЯТКИ распечатаны каждому ребенку)

Требования к комментарию ПАМЯТКА!

1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы . Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.

2) Смысловая связь . Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами . Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
3) Пояснение к примерам-иллюстрациям . Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

5) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.

6) Фактическая точность . Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

Таким образом, написание комментария - это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте.

Слова, необходимые для того, чтобы начать комментарий и привести примеры иллюстрации (клише для комментария).

Автор отмечает важность (чего?)
Автор изображает (что?)
Приглашая читателя к размышлению об этой проблеме, автор создаёт…

Писатель изображает (кого?что?)…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь , как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Стоит обратить внимание на мысли, слова, поступки героя…

Пояснения к примерам

Публицистический текст

Художественный текст

Писатель хочет сказать, что…

Автор неслучайно обращает наше внимание на…

Этот пример показывает, что..

Поступок героя показывает, что…

Эти слова убедительно доказывают. что..

Слова, мысли героя позволяют увидеть…

Я думаю. этим примером автор хотел показать…

Я думаю. Описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Эти события автор описывает , чтобы…

Связь между примерами

Противопоставление :Автор противопоставляет приведенные примеры, чтобы показать…

Сравнение,сопоставление: Сопоставляя различные точки зрения на…, автор подчеркивает…

Вывод, следствие :все сказанное приводит автора к закономерному выводу о том,что…

Причина: Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.

Уступка :несмотря на кажущуюся очевидность этих доводов. Автор всё же не согласен с ними и приводит свои доводы в пользу…

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось, все ли условия и составляющие успешного комментария соблюдены.

Ученики по группам зачитывают совместный комментарий, анализируют, все ли получилось

Учитель предлагает, как пример свой комментарий, зачитывает, поясняет части.

Слайд 9.Позиция автора : к людям нужно относиться с доверием, стараясь рассмотреть то лучшее, что в них есть, и не подчиняясь бездумно мнению

большинства, если оно основано лишь на первом впечатлении

V. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

– Итак, подведем итог, что сегодня мы делали на уроке?

– Сегодня на уроке мы проанализировали текст известного писателя Н.С. Лескова, определив тему, проблему текста , подобрали примеры –иллюстрации к комментарию , связали их, выявили смысловую связь, основанную на контрасте и подошли к позиции автора по этой проблеме. Мы смогли в своих ответах аргументировано доказать наличие выдвинутой поблемы, по которой рассуждает автор.

– Практически мы проговорили о том сочинении, которое предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению?
– Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит дописать работу в целом. Осталось дописать Своё мнение и заключение сочинения.

VI. Оценивание. Рефлексия

Я узнал_______________

Мне было сложно_______________

Оцениваю свою работу на уроке_____________________

Над чем предстоит еще поработать___________________

VII. Домашнее задание: Используя наработанный и полученный дополнительный материал на уроке, написать сочинение-рассуждение по тексту. Вам осталось определить и дописать свою позицию, согласны вы с автором или нет. Аргументировать, пояснить ,привести пример. И закончить сочинение определенным выводом.

В чем заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова?

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита).

2. Выписать слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.

3. Расставьте ударение в следующих словах: газопровод, иконопись, переведена, по трое, вы правы, гастрономия, мышление, ходатайство, кредитор, договор (письменно).

Бальмонт Константин – поэт
Искандер Фазйль – писатель
Кустодиев Борис – художник
Майков Аполлон – поэт
Ожегов Сергей – языковед
Одоевский Владимир – писатель
Рыленков Николай – поэт.

4. Вставьте пропущенные буквы, опираясь на лексическое значение каждого слова. Обозначьте графически морфему, которой отличаются эти слова.

а) Пр. ступить – а) к работе; б) нарушить закон

Пр. дать – а) вид; б) изменить кому-то

Пр. бывать – а) приезжать вовремя; б) находиться где-то

Пр. творить – а) планы в жизнь; б) дверь

б) Составить с ними словосочетания, определить вид связи (по вариантам).

5. Определить слова по их лексическому значению. Записать в тетрадь.

а) “Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление”. (Олицетворение.)

б) “Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе”. (Аллитерация.)

в) “Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада”. (Реферат.)

г) Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный”? (Пессимистический, апатичный, циничный, аскетичный.)

– Определите, к какому из слов, высвеченных на доске, неверно подобран синоним:

Лоб – чело
Блестела – сверкала
Монумент – пьедестал
Ярость – гнев.

III. Работа с текстом. Анализ структуры и используемых средств выразительности. Выявление морфологических и синтаксических особенностей.

(1) Спасибо музыке!

(2) Она помогла мне – не вдруг! – но услышать прежде не веданную музыку жизни.

(3) Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню, могучему ледоходу, морскому шторму.

(4) Но понемногу словно отворяется слух.

(5) От грома и молнии переходишь к простому, будничному, но не менее прекрасному.

(6) И оно всегда рядом, возле старого дома, в нашем дворе.

Прочитайте текст писателя Б.П. Екимова.

1. Какая мысль в большей степени отражает содержание текста?

  • Прекрасное всегда рядом.
  • Классическая музыка помогала услышать музыку жизни.
  • Слух отворяется понемногу.
  • Будничное тоже прекрасно.

2. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения (6)?

  • Оно рядом
  • Оно всегда рядом
  • Оно в нашем дворе
  • Оно возле дома.

3. Какие предложения однородные?

4. Укажите, какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщающего повторения
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные :
1. Повторить основные правила по орфографии, пунктуации.

Развивающие:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать основные виды орфограмм.

3.Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
1.Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности.
2.Обеспечение высокой творческой активности при выполнении индивидуальных заданий.
3.Формирование интереса к предмету, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной помощи между учащимся.

Этапы урока

1. Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

- Ребята, на доске нарисован мешочек, это не просто мешочек, а мешочек с пожеланиями. Давайте сейчас каждый из вас пожелает себе то, что хочет получить от сегодняшнего урока. (Больше узнать, не волноваться, если не получается, быть внимательной и организованной и т.д.)

Постановка темы и цели урока

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Учитель: Советский лингвист, Л. В. Щерба, который как многие ученые –лингвисты занимался проблемами правописания, говорил, что писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

Согласны ли вы с утверждением Л.В. Щербы? Свой ответ обоснуйте

Учитель подводит итог высказываниям учащихся: Молодцы, что вы осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного человека. Очевидно, что важно знать нормы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.

Совместное определение темы, целей и задач на предстоящем уроке.

2. Повторение. Задание 1

Произнесите слова соответственно орфоэпическим нормам (Учитель раздаёт карточки с словами, учащиеся называют по 3 слова по очереди, учитель комментирует произношение слов учащимися)

Автобус, агент, арбуз, аргумент, арест, аристократия, баллотироваться, баловать, библиотека, буржуазия, верба, гектар, демократия, деятельность, диагноз, диспансер, договор, дозвониться, документ, завидно, заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба, издавна, изобретение, изредка, индустрия, каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, красивее, кремень, лыжня, магазин, медикаменты, молодёжь, монолог, намерение, недоимка, некролог, ненависть, обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти, паралич, партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобретение, простыня, процент, псевдоним, развитый (ребёнок), развитой (язык), револьвер, ремень, ржаветь, русло, сантиметр, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр, таможня, усугубить, фарфор, формировать, форум, ханжество, характерный (поступок), характерный (человек) хлопок, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофёр, щавель.

3. Повторение. Задание 2

Работа с текстом

Эффектное лекарство тётя привезла из Германии. Абонент в бассейн уже заканчивался. С утра была дождевая погода, и Маша одела плащ. Дипломат конкурса юных исполнителей вышел на сцену под гром аплодисментов.

-Что в этом тексте не так? Правильно, неверное употребление паронимов мешает пониманию текста.

- Вспомним что такое паронимы? (Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении).

- Я уверена, ребята, что вы справитесь с работой, которую хочу вам предложить. В данных предложениях выделено слово, если оно употреблено неверно, замените его. (Работа проводится в парах, после чего по цепочке проверяем)

1. СОПРОТИВЛЕНИЕ организма болезням крайне важно в период эпидемии гриппа.

2. Семена кипрея, полученные от ИСКУССТВЕННОГО опыления, дали первые всходы.

3. Уверяли, что она помогала отцу в его шулерских ПОДЕЛКАХ.

4. Ознакомься с новым ШТАТСКИМ расписанием.

5. Как? С НЕВЕЖДОЮ? Чтобы я примирился с этим грубияном?

6. Необходимо вовремя завизировать ВХОДНЫЕ документы.

7. В музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков.

8. Студенты должны своевременно ОПЛАТИТЬ счета за проживание в общежитии.

9. ЗАЧИНАТЕЛИ бунта были наказаны в первую очередь.

10. БЫВАЛЫЙ страх вернулся к нему с удвоенной силой.

11. После СЫТНОГО обеда Париж кажется веселее и приветливее.

12. Акулы необычайно ЖИВИТЕЛЬНЫ.

13. При лечении больного были использованы самые ЭФФЕКТИВНЫЕ способы лечения.

14. Это относится ко всем, без ОТЛИЧИЯ званий.

15. Никакой мысли нельзя было прочесть на этих КАМЕНИСТЫХ лицах.

16. Кто он, ПРОБЛЕМНЫЙ ребёнок?

17. Вопрос о власти есть КОРНЕВОЙ вопрос всякой революции.

18. Ему очень нравились эти старинные ПЕСОЧНЫЕ часы.

19. Я причесалась, ОДЕЛА чёрное платье и черный шарф.

20. Могу ли я не любить тебя, такое прекрасное НЕВИНОВНОЕ создание.

21. После ГОДОВАЛОГО перерыва Эйнштейн стал учеником швейцарской Кантональной Школы.

22. Часто УДАЧЛИВЫМИ называют людей, которые много раз попадали в опасные для жизни ситуации и благополучно из них выходили.

23. Нам ПРЕДОСТАВИЛИ этого человека с очень невыгодной стороны.

24. Его ПРОСТУПКИ были чисты и благородны.

25. Избегай НЕВЕЖДЫ, считающего себя учеником.

26. На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

27. Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

28. Если судить по дате первого УПОМИНАНИЯ о Ярославле в летописи, это древнейший из существующих на Волге городов.

29. Покупая АБОНЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести концертов по цене одного входного билета.

30. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид пушистого и на первый взгляд умиротворённого персидского кота.

31. Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым всю местность до неузнаваемости.

32. Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры.

33. На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

34. ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами мегаполиса.

Учитель: молодцы, ребята. Сделайте отметку в свой лист самооценки.

Повторение. Задание 3

Теория (сначала учащиеся вспоминают самостоятельно, потом рассматривают таблицу и дополняют тот материал, который не могли вспомнить)

В корнях слов пишется Ё, если есть проверочное слово с буквой Е:

Например: расчёска – чешет, жёлоб – желобок, жёны – жена, щёголь – щеголять, пчёлы – пчела, печёнка – печень, чёрт – черти

Но.. есть слова- исключения, которые нужно запомнить

А ртишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а) , трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а) , чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное) , шоры;
В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жокéй, жолнёр, жонглёр, мажордóм, шовинúзм, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр.

1. В суффиксах существительных ПОД ударением пишется О

девчОнка, речОнка, зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк

2. В суффиксах прилагательных ПОД ударением пишется О

смешОн (кр. прил.),

кумачОвый флаг, парчОвый халат, холщОвый мешок, камышОвый шалаш

3. В суффиксах наречий ПОД ударением пишется О

жить хорошО, на улице свежО, говорить общО

1. В суффиксах отглагольных существительных

-ЁР-, -ЁВК- пишется только Ё

стажЁР, дирижЁР, ухажЁр

корчЁВКа пней, ночЁВКа в лагере, размежЁВКа

ВНИМАНИЕ : поле буквы Ц буква Ё никогда

НЕ пишется! Только О (под ударением):

облицОвка, танцОр

2. В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением:

вооружЁнный до зубов, испечЁнный хлеб, сгущЁнное молоко, толчЁные орехи, увлечЁнный рассказом, тушЁное мясо

1. В окончаниях существительных ПОД ударением пишется О

карандашОм, кирпичОм, грачОм, багажОм, свечОй, пращОй, алычОй

ВНИМАНИЕ : в трёх существительных после Ц пишется окончание О, хотя ударение НЕ падает:

скерцО (музыкальная пьеса), палаццО (дворец в Италии), меццО-сопрано (голос).

2. В окончаниях прилагательных ПОД ударением пишется О

большОго урожая, меньшОго брата

В окончаниях глаголов ПОД ударением пишетсяЁ

течЁшь, бережЁт, испечЁм, увлечЁшь

Ожёг, поджёг пишется Ё, если это глагол

ожЁг руку, поджЁг дом, пережЁг верёвку

Ожог, поджог пишется О, если это существительное

Ожог руки, поджлг дома

Практическая работа. Списать текст, вставить буквы, расставить знаки препинания. (Текст можно распечатать каждому учащемуся, он вставляет буквы и расставляет знаки препинания)

Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый кофе изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и несмотря на изж..гу и больную печ..нку объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем ч..рт весело встряхнув ч..лкой пустился танцевать чеч..тку так что этаж..м ниже с потолка посыпалась штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и совершив один неудачный скач..к врезался в самовар и обж..г свой пятачок покрытый мягкой ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятач..к. Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.

После работы проходит самопроверка, учащийся сравнивает свой текст с правильным написанием. Совместно подводим итог, делаем выводы, над чем ещё нужно поработать, после этого учащийся ставит отметку в лист самооценки)

Физкульминутка

Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

Повторение. Задание 4. Пунктуационный анализ текста

1 группа: составляют схемы предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

2 группа: составляет схемы предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3 группа: сложные предложения

4 группа: другое

Подведение итогов, выступление каждый группы. 4 группа отмечает, что в последнем предложении прямая речь, чертят схему, объясняют постановку знаков препинания. Запись в лист самооценки.

Закрепление:

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свеклА дозвонИмся мозаИчный лососЕвый в тУфлях

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Джорджи НАДЕЛ свой дождевик жёлтого цвета, выхватил бумажный кораблик из руки брата и побежал на улицу.

Витя чувствовал на себе ВРАЖДЕБНЫЙ взгляд неприятеля.

Среди предметов, найденных детьми на чердаке, был старинный ГЛИНИСТЫЙ кувшин с отбитой ручкой.

На ДЕЛОВОЙ встрече сторонами был подписан взаимовыгодной контракт.

СОСЕДСКИЙ кот тайком пробирался к нам через окно и спал весь день на бабушкином кресле.

3. В каком ряду слов следующий порядок букв: е,ё,о,о?

1. Зайч..нок, зач..т, ещ. девч..нка

2. Листоч..к, ч..лн, мыш..нок, реш..н

3. Наш..го, печ..ный, ш..в, пустяч..к

4. Бараш..к, печ..нка, круж..к. ш..рстка

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё?

1. Щ..бет, девч..нки, ш..пот

2. Прич..ска, отсеч..т, ож..г (руки)

3. Расч..т, разреш..нный, ож..г (руку)

4. Ш..рох, уч.т, медвеж..нок.

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1. Ш..пот, черт..ж, ш..в

2. Крыж..вник, ч..порный, ш..рох

3. Щ..чка, стереж..т, зайч..нок

4. Уч..ба, расч..ска, ш..ссе

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оба они (1) едва взглянув друг на друга при первой встрече (2) состоявшейся спустя неделю после знакомства (3) сразу прониклись взаимной симпатией и едва сдерживали улыбку (4) выдавая свои чувства лишь мимикой и словами.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

избаловАть прозорлИва отозвалА клалА плодоносИть

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В планетарии Лину поразила ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ музыка Чайковского.

Двадцатого числа каждого месяца необходимо ОПЛАТИТЬ за электроэнергию.

В саванне неожиданно раздался громкий ЗВЕРИНЫЙ крик.

Мы долго шли по КАМЕНИСТОМУ руслу высохшей за многие годы реки.

Некоторые люди относятся НЕТЕРПИМО к чужому успеху и стремятся обесценить заслуги людей.

3. В каком ряду слов следующий порядок букв: е,ё,о,о?

1. Порож..к, ш..пот, творож..к. реч..нка

2. Кусоч..к. ч..рточка, галч..нок, жж..ный

3. Ваш..го, рассеч..нный, теч..т, хомяч..к

4. Горош..к, беч..вка, пастуш..к, ч..порный.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1. Горош..к, плюш..вый, ц..мент

2. Замоч..к, ж..рнов, печ..т

3. Песоч..к, теч..т, ваш..го

4. Ч..рта, щ..лкать, кваш..ный

5. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1. Ш..лест, свеж..го, деш..вый

2. Груш..вый, расч..т, ж..лоб

3. Наш..го, сеч..т, ч..рный

4. Ч..ртит, краш..ный, ч..столюбивый

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Галя носила платок (1) повязав его вокруг головы (2) и (3) соорудив из свободных концов (4) что-то наподобие цветка (5) распустившегося у нее на плече.

Читайте также: