Конспект урока базы данных 11 класс семакин

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование:

Компьютеры с операционной системой Windows 9.x и установленным пакетом Microsoft Office, объединенные в локальную сеть.

Мультимедийный проектор, экран.

Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.

Учебник: Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под. Ред. И. Г.Семакина, Е. К Хеннера: Том 2 – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Карточки с номерами 1 –12

Оформление доски:

Тема урока, план работы в группах, план защиты проекта.

Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.

Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

Учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;

Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

Организационный момент. (8 мин).

Работа по группам. (36 мин)

Отчет групп. (30 мин)

Подведение итогов урока. (4 мин)

Домашнее задание. (2 мин)

I. Организационный момент.

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками с номерами. Каждый из вас вытягивает номер из колоды карточек.

Те, кому достались бочонки с цифрами 1–4 образуют первую группу, кому достались бочонки 5–8 – вторую, 9–12 – третью.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

Вырезки из местных газет с рекламами кинофильмов.

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

Анализ представленной информации (5 мин).

Продумывание и создание структуры БД (10 мин).

Заполнение базы данных (10 мин).

Подготовка доклада для выступления (10 мин).

Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа.)

III. Выступление каждой группы.

Учитель . Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор. Проецирует созданную группой базу данных на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

Название базы данных.

Количество полей в базе данных.

Типы полей, их свойства.

Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Учитель : Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

– Слово предоставляется ребятам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование знаний о понятии базы данных.

ü обучающие: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта);

ü воспитательные: воспитание аккуратности, исполнительности, информационной культуры учащихся.

Конспект урока по информатике

Цель урока: формирование знаний о понятии базы данных.

обучающие: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта);

воспитательные: воспитание аккуратности, исполнительности, информационной культуры учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Требования к ЗУН:

Учащиеся должны знать:

понятие базы данных, структуру и функциональное назначение;

классификацию баз данных;

понятие системы управления базами данных и их классификации;

основные действия, которые может выполнить пользователь в СУБД.

Учащиеся должны уметь:

1) определять тип данных в базе данных.

Оборудование:

Компьютер, презентация, мультимедиа проектор.

2. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. Т.2 / JI . A . Залогова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 294 с.

Организационный момент (2 мин)

Актуализация знаний (5 мин)

Объяснение нового материала (35 мин)

Подведение итогов (2 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Организационный момент.

Приветствие учителем класса, проверка отсутствующих, проверка готовности кабинета к уроку.

Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы изучали геоинформационные системы. Вспомним, что они представляют собой?

Ученик: Геоинформационная система - это система, базирующаяся на картах территории, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных объектах.

Учитель: Назовите возможные области практического применения ГИС.

Ученик: Управление и развитие территорий, территориальные службы жизнеобеспечения, справки для населения: метеосправка, адресная справка, поиск объектов.

Учитель: Что такое векторизация? В чем смысл использования этой процедуры в ГИС?

Изучение нового материала

база данных книжного фонда библиотеки;

база данных кадрового состава учреждения;

база данных законодательных актов в области уголовного права. Какие примеры вы можете привести?

Ученик : Телефонный справочник, записная книжка, словари, классный журнал.

Учитель: На интуитивном уровне вы понимаете, что же представляет собой база данных. А теперь дадим точное и полное определение данному понятию.

Запись в тетрадях:

База данных (БД) - это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.

Учитель : Под вычислительной системой понимается компьютер или компьютерная сеть. В первом случае база данных называется централизованной, во втором случае — распределенной.

Запись в тетрадях:

Компьютер → Централизованная БД

Компьютерная сеть → Распределенная БД

Учитель: Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных или моделью данных.

Запись в тетрадях:

Модель данных - описание структуры данных, хранимых в БД.

Учитель : По виду используемой модели БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).

Запись в тетрадях:

БД (по виду используемой модели)


иерархические сетевые реляционные

Учитель : Классическим и пока наиболее распространенным вариантом моделей данных является реляционная модель. В базовом курсе информатики вы уже знакомились с основами реляционных БД. Вспомним основные понятия, связанные с ними. Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. База данных может состоять из одной таблицы (однотабличная БД) или из множества взаимосвязанных таблиц (многотабличная БД). Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике

Цель урока: формирование знаний о понятии базы данных.

обучающие: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта);

воспитательные: воспитание аккуратности, исполнительности, информационной культуры учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Требования к ЗУН:

Учащиеся должны знать:

понятие базы данных, структуру и функциональное назначение;

классификацию баз данных;

понятие системы управления базами данных и их классификации;

основные действия, которые может выполнить пользователь в СУБД.

Учащиеся должны уметь:

1) определять тип данных в базе данных.

Оборудование:

Компьютер, презентация, мультимедиа проектор.

2. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. Т.2 / JI.A. Залогова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 294 с.

Организационный момент (2 мин)

Актуализация знаний (5 мин)

Объяснение нового материала (35 мин)

Подведение итогов (2 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Организационный момент.

Приветствие учителем класса, проверка отсутствующих, проверка готовности кабинета к уроку.

Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы изучали геоинформационные системы. Вспомним, что они представляют собой?

Ученик: Геоинформационная система - это система, базирующаяся на картах территории, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных объектах.

Учитель: Назовите возможные области практического применения ГИС.

Ученик: Управление и развитие территорий, территориальные службы жизнеобеспечения, справки для населения: метеосправка, адресная справка, поиск объектов.

Учитель: Что такое векторизация? В чем смысл использования этой процедуры в ГИС?

Изучение нового материала

база данных книжного фонда библиотеки;

база данных кадрового состава учреждения;

база данных законодательных актов в области уголовного права. Какие примеры вы можете привести?

Ученик: Телефонный справочник, записная книжка, словари, классный журнал.

Учитель: На интуитивном уровне вы понимаете, что же представляет собой база данных. А теперь дадим точное и полное определение данному понятию.

Запись в тетрадях:

База данных (БД) - это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.

Учитель: Под вычислительной системой понимается компьютер или компьютерная сеть. В первом случае база данных называется централизованной, во втором случае — распределенной.

Запись в тетрадях:

Компьютер → Централизованная БД

Компьютерная сеть → Распределенная БД

Учитель: Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных или моделью данных.

Запись в тетрадях:

Модель данных - описание структуры данных, хранимых в БД.

Учитель: По виду используемой модели БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).

Запись в тетрадях:

БД (по виду используемой модели)


иерархические сетевые реляционные

Учитель: Классическим и пока наиболее распространенным вариантом моделей данных является реляционная модель. В базовом курсе информатики вы уже знакомились с основами реляционных БД. Вспомним основные понятия, связанные с ними. Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. База данных может состоять из одной таблицы (однотабличная БД) или из множества взаимосвязанных таблиц (многотабличная БД). Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.


На этом уроке рассказывается, что такое база данных, на какие виды делятся базы данных, подробно рассматривается структура реляционной модели. Рассказывается, что такое система управления базами данных. На примерах показано различие иерархической, сетевой и реляционной моделей данных. В заключении урока перечисляются все действия, которые можно выполнять с помощью СУБД.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "База данных – основа информационной системы"

На данном уроке мы с вами узнаем, что такое база данных, на какие виды делятся базы данных, что такое система управления базами данных и многое другое.

Для упорядоченного хранения и обработки больших объёмов информации создаются базы данных.

База данных в сокращении БД – это совокупность специальным образом организованных данных, которые хранятся в памяти вычислительной системы и отражают состояние и взаимодействие объектов в определённой предметной области.


Вычислительная система в данной ситуации — это компьютер или компьютерная сеть. База данных, которая хранится в памяти на отдельном компьютере, называется централизованной. В свою очередь, база данных, которая хранится в памяти компьютерной сети, называется распределённой.


Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы, в которую входит база данных.

Виды моделей данных делятся на: иерархические, сетевые и реляционные. А также в последнее время начали разрабатываться и использоваться другие виды моделей данных, такие как объектно-ориентированные, объектно-реляционные, многомерные и так далее.


С некоторыми из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, что они из себя представляют.

Иерархическая модель данных – это модель данных, где используется представление базы данных в виде древовидной (иерархической) структуры, состоящей из объектов (данных) различных уровней.


Между объектами в этой модели существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня.

Для большей наглядности давайте на примере построим иерархическую модель данных исходя из следующего условия: на кафедре Физики, математики и информатики работают три преподавателя. Иванов Иван Николаевич преподаёт физику, Андреева Елена Алексеевна преподаёт математику, а Рудков Игорь Сергеевич преподаёт информатику.


Главной вершиной данной модели будет являться кафедра. Изобразим её в виде прямоугольника. Она включает в себя трёх преподавателей. Также изобразим их схематично и подпишем именами, а от кафедры к каждому преподавателю проведём стрелки. Далее у каждого преподавателя есть свои предметы, которые он ведёт. Также изобразим их схематично и проведём стрелки. Таким образом, мы получили графическое отображение иерархической модели данных кафедры.

Следующее определение, которое мы должны вспомнить – сетевая модель данных.

Сетевая модель данных – это структура, в которой любой элемент может быть связан с любым другим элементом.


Сетевая модель данных – это расширение иерархической модели. Так как если в иерархической модели элементы нижнего уровня строго подчинены элементам верхнего уровня, то в сетевой модели нет строгого подчинения.


Для построения сетевой модели возьмём простой пример: Маша любит слушать музыку и играть в компьютер, Андрей занимается спортом и также любит играть в компьютер, Таня любит читать книги и заниматься спортом, Антон любит слушать музыку и читать книги.


Переходим к реляционной модели данных. Эта модель является более распространённой.

Реляционная модель данных – это совокупность данных, которые представлены в виде двумерных таблиц.


Из определения можно сделать вывод, что основной информационной единицей реляционной базы данных является таблица. Такая база данных может состоять как из одной, так и из множества взаимосвязанных таблиц.

Таблица реляционной базы данных состоит из записей и полей. Записи – это строки таблицы, а поля – это, соответственно, столбцы.


Если нам необходимо записать структуру таблицы в строчном представлении, то она будет выглядеть следующим образом:


На первом месте будет идти ИМЯ таблицы, далее, в скобках перечисляются имена существующих полей. Например, Имя поля один, Имя поля два и так далее.


Участницы (Имя, Фамилия, Город, Возраст).

Для описания поля используются следующие характеристики: имя, тип, размер, формат данных поля.

Все имена полей таблицы должны быть различными.

Каждое поле таблицы имеет определённый тип. Тип поля зависит от его свойства:

Первое: множество значений, которые оно может принимать;

Второе: множество операций, которые над ним можно выполнять.

Типы бывают следующих видов: символьные, числовые, логические, дата/время, денежные, гиперссылка и так далее.


Символьный тип выбирается в том случае, если нам необходимо ввести текстовые или числовые данные, которые не требуют вычисления, числовой – если нам необходимо ввести произвольные числовые значения. Логический тип предназначен для полей, данные в которых могут принимать только два значения: Да (Истина) и Нет (ложь). Тип дата – если нам необходимо будет вводить дату и время в различных форматах. Денежный тип предназначен для поля, в котором будут содержаться числовые денежные значения. Тип Гиперссылка – это поле-ссылка на некоторый документ или файл.

Длина поля (размер) указывает максимальное количество символов, которые могут содержаться в поле.

Например, для нашей таблицы Участницы могут быть установлены следующие типы:

Символьный тип: Имя, Фамилия, город.

Числовой тип: Возраст.


В таблице базы данных существует такое понятие как ключ. Ключ – это поле или совокупность полей, значения которых в записях не повторяются, то есть являются уникальными.


Если представить данную таблицу в строчном представлении, то получим следующее.


Система управления базами данных или СУБД – это комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования базы данных многими пользователями.


В зависимости от того, какой вид модели данных используется, выделяют иерархические, сетевые и реляционные СУБД.


Более распространёнными для использования на персональных компьютерах являются полнофункциональные реляционные СУБД. Они выполняют одновременно две функции: функцию системных средств и функцию пользовательского инструмента для создания приложений. Примером этой СУБД является Майкрософт Аксес.

Полноценная информационная система на компьютере состоит из трёх частей:

СУБД плюс база данных плюс приложения.


С помощью СУБД можно:

• создавать структуры базы данных;

• заполнять базу данных информацией;

• изменять (редактировать) структуру и содержание базы данных;

• искать необходимую информацию в базах данных;

• выводить необходимую информацию на экран монитора, в файл и на бумажный носитель.

• устанавливать защиту базы данных.


Подведём итоги.

Сегодня мы с вами узнали, что назначением базы данных является организованное хранение данных в информационной системе.

Модель данных – это описание структуры данных, которые хранятся в базе данных.

Таблица – это основная структурная составляющая реляционной базы данных, состоящая из полей (столбцов) и записей (строк).

Ключ – это идентификатор записи.

Система управления базами данных (СУБД) – это программное обеспечение для работы с базами данных.

Читайте также: