Конспект проведения занятия синквейн в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин)[2].

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).

Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).

Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией)[1].

Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа:

Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:

Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.

Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

  • уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
  • расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
  • закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
  • закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
  • закреплять умение наращивать предложение.
  • развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
  • учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках.

- Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).

- Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:

Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.

- Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.

II. Основная часть.

1. Автобусная экскурсия [4].

- Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.

- Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)

Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.

- Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.

(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).

- Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).

- Я начну, а вы продолжите:

- Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).

- Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!

Теперь отдохнём и поиграем!

3. Составление предложения и его удлинение.

- Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

Логопед: Ульяновск – это город?

Дети: Ульяновск – это город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город?

Дети: Ульяновск – это красивый город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?

Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.

- Молодцы! А теперь сядем за столы.

4. Создание синквейна совместно с логопедом.

- Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).

- Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).

- Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

- Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).

- И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).

5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

- Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.

Строится, процветает, растёт.

Я люблю родной город.

III. Подведение итогов.

- Молодцы! Хорошие получились рассказы.

Конспект НОД по Патриотическому воспитанию детей с использованием технологии

Интеграция областей : социально коммуникативное развитие , речевое развитие, познание, чтение художественной литературы, физическое развитие .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, исследовательско-познавательная .

Цель: развивать связную речь дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов (картинок) . Добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе Ртищево , его улицах , достопримечательностях.

- Продолжать учить детей отвечать полным ответом на вопросы, поддерживать беседу.

- Расширять словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами.

- Формировать знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

- Совершенствовать грамматический строй речи : согласование слов в предложении в роде, числе.

- Обучать детей самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

- Развивать познавательный интерес и любовь к родному городу ; диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание; учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

- Закреплять понятия : предмет, признак предмета, действие предмета

- Учить использовать модели определения существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.

Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу и желание сделать его еще лучше.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться ни лень:

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

- Сегодня вас ждет увлекательное дело! А чем мы сегодня будем заниматься и о чем говорить, узнаете, если расшифруете слово на мольберте.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе.

Как называется наш город? (г. Ртищево). Город Ртищево, в какой области находится? (в Саратовской).

2.Основная часть. Автобусная экскурсия.

- А по нашему родному городу, на каком транспорте совершим путешествие?

Воспитатель : Чтобы сесть в автобус, нужно назвать улицы нашего города.

Воспитатель: Чтобы не пропустить ничего во время нашего путешествия, смотрите внимательно по сторонам.

Зрительная гимнастика

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Воспитатель:

Стоп! Смотрите прямо –

Воспитатель : Что же перед вами?

( оставили билеты - цветы, вышли из автобуса)

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево –

вверх – направо – вниз – вправо – вверх –

- Какие здания вы увидели на улицах нашего города? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно отгадать загадки.

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Если мы посетим

Два часа посидим

В темном зале без света.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? ( Банк)

Воспитатель: - А еще, какие здания, необходимые для нашей жизни находятся в нашем городе ? ( Детские сады, библиотека, аптека, больница, почта, отделения полиции, пожарная часть).

Воспитатель: А дома в нашем городе какие? (одноэтажные и многоэтажные)

. Как вы это понимаете?

- А как называется дом, в котором 2 этажа?

- А дом, в котором 3,4,5,6,7.8, этажей? (ответы детей).

Игра "Знатоки города" (конверты с достопримечательностями города: 5 шт)

Воспитатель: Ребята, а если в наш город приедут гости, куда можно их пригласить?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо выполнить задание: из частей собрать целое

определить - что это за интересное место и рассказать о нем.

1. Это памятник детям войны – посвящён детям, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны, своим трудом они приближали победу. Находится на углу улиц Левица и Красной.

3. Это городской парк культуры и отдыха - находится на улице Левица.

4. Это дворец культуры - знакомит с культурной жизнью города: проходят выставки, фестивали, концерты. Дети и взрослые посещают кружки танцевальные и творческие. Находится на улице Железнодорожная.

5. Это железнодорожный вокзал – здесь останавливаются поезда, они идут в разные далекие города. Находится на улице Железнодорожная.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — в автобус сесть опять. (Присели.)

Воспитатель: Занимаем все места, в детский сад уже пора.

(Дети выходят из автобуса, возвращают билеты- цветы на поднос. Отношу поднос с цветами к мольберту с фотографией г. Ртищево).

Воспитатель: Вот и закончилось путешествие по нашему любимому городу . Автобус остановился возле нашего детского сада. Посмотрите, какой он красивый и уютный. Кто скажет, на какой улице находится наш с вами детский сад? (ул. Красный луч, 1а).

Воспитатель: Ребята, вы любите свой город ? За что вы любите свой город ?

Дети говорят, за что они любят свой город и передают сердечко.

1й ребенок. Я люблю свой город , потому что он уютный.

2й ребенок. Я люблю свой город , потому что он красивый

3й ребенок. Я люблю свой город , потому что он любимый.

4й ребенок. Я люблю свой город , потому что он родной

5й ребенок. Я люблю свой город , потому что он прекрасный и т.д.

Воспитатель: Столько хороших слов сказали про наш город. А что мы можем пожелать нашему городу ? (воспитатель предлагает взять билетики – цветы и прикрепить на мольберт, вокруг фото города Ртищево).

Воспитатель : Я начну, а вы продолжите :

- Пусть наш город растёт (цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает, расширяется, радует, притягивает) .

- Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в цветах.

- Я предлагаю вам составить рассказ, про город Ртищево.

Создание Синквейна .

Воспитатель : Посмотрите, на мольберте размещены карточки-символы, по которым мы с вами и будем составлять рассказ. Назовите слово-предмет.

Воспитатель : Вспомните слова-признаки о нашем городе (какой наш город?), назовите два, подберите картинки.

Дети : родной , любимый.

Воспитатель : Вспомните названные слова-действия. Выберите три картинки и назовите их.

Дети : растёт, цветёт, строится.

Воспитатель : Дети, придумайте предложение о нашем городе .

Дети : Я люблю город Ртищево .

Воспитатель : И последняя карточка-символ (воспитатель размещает на доске) .

Воспитатель : Назовите слово-предмет, которое вы представляете, говоря слово

Нажмите, чтобы узнать подробности

в подготовительной группе для детей с ОНР.

в подготовительной группе для детей с ОНР.

Словарь: акваланг, батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, коралл, акула, кит, летучая рыба, рыба-молот, медуза, водоросли.

-Посмотрите, море выбросило на берег ракушку. В ракушке письмо. Посмотрите, в конверте находятся разрезанные картинки, чтобы узнать, что там нарисовано, вам необходимо их собрать. Назовите, кто у вас получился? Как вы думаете, что общего у всех этих существ? Правильно, все они обитают в воде.

-Ребята, посмотрите на карту. Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это… моря и океаны. Существует 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый (показ на карте). Морей очень много. Назовите, какие моря знакомы. (Чѐрное, Азовское, и т.д.)?

-А кто из вас пробовал, какая морская вода на вкус? Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод, очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при приготовлении лекарств.

-Что бы изучать моря, океаны и их обитателей существует много изобретений: ласты, маска, трубка для дыхания, водолазные костюмы, акваланги, батискафы, подводные лодки. Давайте посчитаем эти предметы.

- Ребята, давайте отправимся в путешествие по морям и океанам?

1 -2 -3 – все замрём! В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса! Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился, в дно морское превратился.

Мы отправимся гулять, дно морское изучать!

-А вы знаете, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. Хотите узнать, кто на каких этажах живет?

- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. Кто же это? (Синий кит). Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи. Излишки воды кит выбрасывает через отверстие, которое находится сверху, в виде фонтана.

-Ближе к поверхности обитают дельфины. Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

- Посмотрите, какие красивые медузы. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Медузы бывают разного размера. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами. Медуз нельзя трогать, потому что при прикосновении они выпускают ядовитое вещество. Так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные.

- У нас на картинках – один морской житель, а в морях и океанах их очень много. Назовите их:

- Море – моря; океан- океаны; рыба – рыбы;

- Акваланг – акваланги; батискаф - батискафы; лодка – лодки;

- Водолаз - водолазы; маска – маски; кит – киты;

- Дельфин – дельфины; медуза – медузы;

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя, а над морем — мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю и резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй.

- Мы опускаемся глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

- Ой, кто же это плывёт?

- Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

- Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Акула - хищник, она питается животной пищей.

- Восемь пальчиков для ног -

- Сколько ног у осьминога?

- Много - Много! - всеми пальчиками ребенок изображает щупальца осьминога.

-Ребята, посмотрите, как много рыб в этом слое воды! И все они разные. Вот рыба- клоун, яркая, обитает в теплых морях. А вот рыба-молот. А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния. А эти рыбки похожи на бабочек или птиц, это летучие рыбы. Они совершают самые дальние для рыб полѐты. А какие рыбы водятся в наших морях(кефаль, хамса, рыба – султанка, сельдь, ставрида, скумбрия, бычки).

-Поиграем с ними? (дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.) Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ……………….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища,

Эх сорвался мой улов!,

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой……………………. рыбак

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась……………………… рыбалка

- Молодцы, отпустим рыбку плавать.

- Рыбы имеют удлиненную и суживающуюся к хвосту форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким (рассматривание с детьми чешуи рыб). Очень разнообразна цветовая окраска рыб (рассматривание иллюстраций). Большинство рыб используют свой хвост, как мотор. При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями. Рыбы не очень разборчивы в пище. Некоторые из них питаются водорослями, но большинство – хищники, то есть поедают других рыб или морских животных. А есть у рыб уши (у рыбы есть уши внутри головы)?

- Ребята, а вы знаете, как появляются рыбы? Взрослая рыба мечет икру и откладывает ее в укромном месте. Через определенный момент из икры, как из яйца, появляется малек. Мальки имеют большую голову, маленькое туловище и хвостик. Не все рыбы заботливые родители, и мальки с рождения очень самостоятельные. Постепенно мальки вырастают и становятся похожими на своих родителей-рыб. Давайте с помощью картинок покажем, как появляются и растут рыбы( дети выкладывают последовательно картинки, комментируя свои действия).

- Погружаемся в морские глубины. Смотрите, начинаются чудеса. Что это за растения на дне морском? (это водоросли). Морские водоросли очень разнообразны по форме, цвету, размеру. Они служат для морских обитателей и пищей, и домом. Морские водоросли очень полезны. Кто из вас пробовал морскую капусту?

- На самом дне живут камбала и морские звезды; в густых зарослях водорослей - креветки и ракушки. Ракушки – это дом морских моллюсков, например, мидии, рапаны, устрицы. В ракушках моллюски могут образовывать жемчужины - твердые образования перламутра.

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

Гостей встречает осьминог.

- Мы увидели морских обитателей и многое о них узнали. Расскажите мне о…

-медузе – опасная, прожорливая, хищная, злая, быстрая;

дельфин – добрый, ласковый, загадочный, мокрый, быстрый;

кит – огромный, тяжёлый, добрый;

морская звезда – разноцветная, пятиконечная, весёлая, радужная;

ракушка – красивая, неподвижная, говорливая, разноцветная.

-В реке живут, какие рыбы? - Речные

-В озере? – Озерные.

-В море? – Морские.

-В океане? – Океанические.

-В аквариуме? - Аквариумные

-Что рыбы делают в воде? Давайте подберем слово - действие:

- Ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются.

- Ребята, давайте подведем итог- что мы сегодня узнали в форме синквейна.

Синквейн – это короткий рассказ из 5 строк:

- 1 строка – кто? что? одно существительное;

- 2 строка – какой? два прилагательных;

- 3 строка – что делает? три глагола;

- 4 строка – предложение из четырёх слов;

- 5 строка – слово - ассоциация, возникшая, когда слышишь это слово.

Зачитываю свой пример:

Плавает, ныряет, играет.

Дельфин ныряет за рыбой.

-Предлагаю варианты: медуза, кит, рыба, осьминог, акула.

- Молодцы, ребята! Вы составили замечательные рассказы. Но нам пора возвращаться, ведь мы- жители земные! Всплываем!

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема. Домашние животные. Составление синквейна.

Цель: составление синквейнов с опорой на заданную схему по индивидуальным картинкам

Оценить 544 0

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема. Домашние животные. Составление синквейна.

Цель: составление синквейнов с опорой на заданную схему по индивидуальным картинкам

- учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;

- закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;

- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;

- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

- формировать навык построения предложений.

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать воображение, раскрепощение.

- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: игрушки и предметные картинки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца; мяч; схема составления синквейна.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Логопед. Кем будет щенок?

Кем будет котёнок?

Кем будет телёнок?

Кем будет козлёнок?

Кем будет ягнёнок?

Кем будет крольчонок?

Кем будет жеребёнок?

Кем будет поросёнок?

II . Постановка цели.

Логопед. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

Почему этих животных называют домашними?

III . Подбор слов-признаков.

1. Отгадывание загадок.

(Выставлены игрушки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Логопед загадывает загадку. Дети отгадывают. Эту игрушку логопед берёт в руки и объясняет правила игры. Я назову слово-признак о кошке, передам кошечку тому, кто повторит моё слово и добавит своё слово-признак.

Загадки о домашних животных.

Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт, песенки поёт.

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пяточком в грязи похлюпать.

Я большой, я красивый и ретивый,

Я бегу и вьётся грива,

Длинный шёлковый хвосток,

И копытами цок-цок.

В сарае, в клетке он живёт

Морковку сладкую грызёт.

Он пушистый и глазастый,

Длинноухий, хвост, как нолик

Все узнали, это …(кролик)

Идёт она рогатая

По дороге к нам шагает

И хвостом меня стегает!

Часто машет головой,

Отгоняя мошек рой.

Возвратилась снова с поля

Наша милая …(корова)

Это, кто ж такая, рогатая?

Да ещё и бородатая?

Молоко даёт исправно,

Днём гуляет по двору,

С кустиков дерёт кору,

Смотрит хитро мне в глаза

Слова-признаки.

Кошка (какая?) – ласковая, усатая, пушистая, мохнатенькая ит.д.

Собака (какая?) – верная, преданная, умная, чуткая ит.д.

Свинья (какая?) – розовая, толстая, неуклюжая ит.д.

Конь (какой?) – большой, сильный, красивый, ретивый ит.д.

Овца (какая?) – кудрявая, травоядна т.д.

Кролик (какой?) – маленький, пушистый, глазастый, длинноухий и т.д.

Корова (какая?) – большая, рогатая, бодатая, милая ит.д.

Коза (какая?) – рогатая, бородатая, прыткая, шустрая ит.д.

IV . Физминутка.

Психогимнастика.

Логопед предлагает изобразить: как гладите кошку, как расчёсываете гриву коня, как бодается коза, как кошка просит молока у хозяйки, как собака верно и преданно смотрит на хозяина.

V . Образование глаголов от звукоподражаний.

(Игра с мячом)

Корова (что делает?) – мычит.

Кошка (что делает?) – мяукает.

Собака (что делает?) – лает.

Свинья (что делает?) – хрюкает.

Овца (что делает?) – блеет.

Коза (что делает?) – блеет.

Лошадь (что делает?) – ржёт.

VI .Подбор слов-действий.

(На доске картинки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Логопед. Ребята, как животные голос подают, вы знаете.

А что ещё делают домашние животные?

Что делает кошка? (ласкается, играет, умывается, бегает, царапается, лежит, спит, мяукает т.д.)

Что делает корова? (пасётся, ест, мычит, ходит, даёт (молоко) и т.д.)

Что делает собака? (грызёт, бегает, сторожит, лает, охраняет ит.д.)

Что делает коза? (бодается, жуёт, ест, блеет ит.д.)

Что делает конь? (резвится, перевозит, скачет, ржёт, несётся ит.д.)

Что делает овца? (гуляет, пасётся, блеет, ходит ит.д.)

Что делает свинья? (спит, лежит, ест, хрюкает ит.д.)

Что делает кролик? (грызёт, сидит, ест и т.д.)

VII . Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

(На доске: схема составления синквейна)

Логопед. Ребята, посмотрите на схему и расскажите о животных, которые на ваших картинках. Чтобы животные не обиделись, можно в четвёртой строчке, составить предложение, чем вы их угостите?

Пушистая, усатая.Верная, чуткая.

Мяукает, лакает, умывается.Сторожит, лает, грызёт.

Я угощу кошку сосиской.Я угощу собаку мясом.

Домашнее животное.Домашнее животное.

Ретивый, сильный.Толстая, розовая.

Ржёт, перевозит, скачет.Лежит, ест, хрюкает.

Я угощу коня овсом.Я угощу свинью свёклой.

Домашнее животное.Домашнее животное.

Рогатая, большая.Бородатая, прыткая.

Идёт, даёт (молоко), мычит.Бодается, жуёт, блеет.

Я угощу корову травой.Я угощу козу сеном.

Домашнее животное. Домашнее животное.

Кудрявая, травоядная.Длинноухий, пуховой.

Блеет, жуёт, пасётся.Грызёт, ест, сидит.

Я угощу овцу травой.Я угощу кролика капустой.

Домашнее животное.Домашнее животное.

VIII . Итог.

Логопед. Ребята, вы молодцы!

Посмотрите, какие животные довольные.

Теперь каждый скажите, о ком вы рассказали?

Значит, о каких животных вы рассказывали?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: