Конспект тренинга на сплочение коллектива

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Приветственное слово

Здравствуйте! Меня зовут Мария.

Сегодня мы с вами проведем тренинг на сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом университете, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все вы нуждаетесь в поддержке, и вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

1. Получение уникального опыта совместных решений задач и опыта ресурсных переживаний: чувство победы, триумфа, энтузиазма, уверенности и силы;

2. Повышение уровня коммуникации в группе;

3. Формирование позитивного взгляда на возможности команды;

4. нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.

Участники: студенты – первокурсники в количестве 12 человек

время: общая продолжительность 5 часов.

План тренинга:

Выступление ведущего, установление правил тренинга. 5 минут

I часть. Разминка

Упражнение визитка 20 минут

Хорошие события 15 минут

II. Основная часть

Перерыв: 30 минут

Диагностика психологической атмосферы в группе. 5 минут

III. Завершение

Рефлексия 10 минут.

Установление правил тренинга: Продолжительность: 5 минут

2) Правило искренности и открытости.

Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента. 3

4) Правило активности.

В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

5) Правило конфиденциальности.

Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Цель: Самопрезентация участников тренинга

Ход упражнения: Каждый участник на половинке листа из тетради пишет: - по центру - свое имя; - в верхнем левом углу - любимое блюдо (животное, цветок и т.д.); - в нижнем левом углу - любимый композитор (группа); - в верхнем правом углу - цель жизни (занятие в свободное время); - в нижнем правом углу – любимый фильм (предмет в школе). Когда каждый закончит делать визитку, все по отдельности презентуют себя. Вопросы: 1) Что было сложнее всего написать о себе? 2) Нашли ли вы единомышленников? 3) Узнали ли вы что-то новое друг о друге?

Цель: создание позитивного настроя на выполнение тренинга

Ход упражнения: Каждый по кругу рассказывает как минимум об одном хорошем событии, произошедшем с ним за это утро.

Вопросы: 1) Сложно ли было вспомнить хорошие события? Как думаете, почему?

II. Основная часть

Цель: командообразование

Вопросы: 1) Быстро ли вы нашли себе пару? Тройку?

2) Легко ли было танцевать и выполнять упражнение одновременно?

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15–17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

· Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.

· Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.

Итоги упражнения:

· Как вы себя чувствуете?

· Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?

· Что помогло вам?

· Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Подготовка . Помещение должно быть достаточно большим, чтобы участники, объединившись в небольшие группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.

5. Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.

Цель: улучшение командного взаимодействия

Вопросы: 1) Какое место вы заняли в Сороконожке? Почему? 2) Что было сложным и легким в упражнении?

Перерыв: 30 минут

Описание упражнения.

Смысл упражнения

Сначала участников просят поделиться эмоциями, возникающими в процессе выполнения упражнения (скорее всего, они будут весьма яркими), потом высказаться по поводу того, каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру.

Цель : направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы.

Оно создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс - диагностики групповой сплочённости( с этой целью оно может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время её построения.

Описание упражнения.

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчёлы ( что позволяет избежать разговоров, могущих создавать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положения, где их застал сигнал, после чего пытаются вставать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая - нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.

Что даёт эта игра кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, Чтобы действительно найти виноватых, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

Цель : Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление.

Описание упражнения : Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.

Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т.п.) длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.

ИНСТРУКЦИЯ. Встаньте в круг лицом к центру. Сейчас я начну хлопать в ладоши, и на каждый хлопок все должны молча подпрыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Задача: молча, без каких-либо переговоров или знаков повернуться всем лицом в одном направлении. Надо это сделать как можно быстрее.

Игра помогает закрепить в памяти уже известные имена членов группы

1. Члены группы садятся в круг. Каждый участник называет свое имя. Затем предложите игрокам как следует рассмотреть всех членов группы и запомнить, как они выглядят.

2. Один игрок выходит из круга и становится спиной к группе.

4. Игрок, стоящий спиной к группе, пытается догадаться, о ком идет речь. Если это удалось, то ведущим становится именно этот человек.

14. Диагностика психологической атмосферы в группе 5 минут

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак ? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

1 2 3 4 5 6 7 8

  1. Дружелюбие – Враждебность
  2. Согласие – Несогласие
  3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
  4. Продуктивность – Непродуктивность
  5. Теплота – Холодность
  6. Сотрудничество – Несогласованность
  7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
  8. Увлеченность – Равнодушие
  9. Занимательность – Скука
  10. Успешность – Безуспешность

III. Завершение

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Список литературы:

1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с.

2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды./ Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44с

3. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005. – 224с

4. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры.- М.: Генезис, 2003. – 112с.

5. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998.

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи: - сформировать доверительные отношения в коллективе; - развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач; - формирование благоприятного психологического климата в группе; - осознание каждым участником своей роли, функций в группе; - развитие умения работать в команде.

Материалы и оборудование:

Психолог: Здравствуйте. Я рада, что мы смогли сегодня все вместе встретиться. Сегодня мы с вами немножко поиграем и узнаем немножко больше о себе и о коллегах.

(педагоги встают по парам, образуют два круга)

Психолог: По моему сигналу (звук колокольчика, вы будете двигаться противоходом, меняясь в парах, здороваться и говорить друг другу комплименты.

Рефлексия: Что вы почувствовали? Понравились ли вам комплименты?

Психолог: А сейчас вы будете находить себе пару по общим признакам и вставать с ним в пару.

- по цвету глаз (темные и светлые глаза)

- по цвету волос (темные и светлые волосы)

- кто в юбке и кто в брюках

- кто высокий и кто низкий

Рефлексия: Удалось ли вам это сделать? Легко ли вы находили себе пару?

Психолог: (Участники остаются стоять по парам). Один из вас должен повернуться спиной к другому. Вы сейчас будете рисовать или писать что- то на спине у участника, который стоит к вам спиной, а он попытается понять, что же было нарисовано или написано у него на спине. Потом меняемся местами.

Рефлексия: Удалось ли вам это сделать? Какие трудности вы испытывали во время упражнения?

Психолог: А сейчас я предлагаю вам сесть за столы (раздать листочки и ручки)

Сейчас вам надо записать на листе бумаги свое имя и расшифровать его, представив его как аббревиатуру, называя свои характеристики ( например: ЛЮДА)

Психолог: А сейчас вам надо обвести на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца вам надо вписать качества, которые вам нравятся в себе (пишут)

Психолог: А сейчас я предлагаю Вам взять свои листочки и сесть в один большой круг.

(садятся в один круг)

Психолог: Мы с вами сидим в одном большом кругу, и я предлагаю нам поближе познакомиться друг с другом. Сейчас вы по кругу будете называть свое имя, говорить, что оно обозначает, читать свою абрревиатуру и назвать качества, которые вам нравятся в себе. И еще немножко рассказать нам о себе, о своих интересах, чем вы любите заниматься в свободное время или о том, что у вас лучше всего получается.

Рефлексия: Что нового узнали о других? Что интересное узнали? Что вы узнали о других членах группы, что было особенно интересным и неожиданным для вас?

Психолог: А сейчас немножко поиграем. По моему сигналу вы будете гнуть проволоку, придавая ей ту форму, которую я вам скажу.

( Психолог говорит название фигуры: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг и т. д)

Рефлексия: Тяжело было делать геометрические формы из проволоки? Какую фигуру было тяжелее всего делать?

(по сигналу психолога команды строят разные фигуры- треугольник, квадрат, круг, ромб)

Рефлексия: Вам понравилось как работала ваша команда? Кто руководил процессом; какие стратегии руководства применялись во время построения фигур; какие приказы хотелось выполнять, а какие нет? Какое настроение было во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?

Психолог: Самое главное в создании дружной и сплоченной команды слушать и правильно понимать то, что вам сказали. Мне нужно 5 человек (вывести их из зала).

Инструкция для тех, кто вышел из зала: «Сейчас вы будите передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому скажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Понятно?

Инструкция для тех, кто остался в комнате: «Сейчас сюда будут заходить по одному участники игры, первому я сообщу текст, которой передаст второму, второй— третьему и так далее. Ваша задача - фиксировать, кто и как точно будет передавать текст

Рефлексия: Трудно было передавать информацию? Правильно ли была передана вся информация?

Психолог: А сейчас я прошу вас сесть в один общий круг и взять подарок, который вы принесли.

Психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Прошу каждого, передавая друг другу вот этот мячик, высказаться о том: что он узнал сегодня; было ли для него это полезно; какие чувства он испытывал в момент самого тренинга.

Психолог: Спасибо вам, что пришли на тренинг. Надеюсь, что вы узнали сегодня что - то новое и интересное о своих коллегах. Спасибо за активное участие. До свидания.

Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве.

Сплочение детского коллектива

Сплочение детского коллектива Статус — понятие, используемое в социальной психологии для обозначения положения личности и ее роли в группе, коллективе. Авторитетное.

Сценарий тренинга на сплочение педагогического коллектива Тренинг на сплочение педагогического коллектива. Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата.

Занятие-тренинг для педагогов

Цель : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

1. формирование благоприятного психологического климата в группе;

2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

3. развитие умения работать в команде.

Ход занятия:

1. Вступление (Время: 5 мин).

Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Сегодня мне бы хотелось, чтобы вы немного побыли вместе, вне работы, учебы, проблем. Постарайтесь получить удовольствие от общения друг с другом.

Описание упражнения:

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий выходит на середину круга и говорит фразу: «Встаньте со стула те, кто носит часы, …кто сегодня одет в брюки, … у кого есть домашний питомец,…у кого отпуск бывает летом,…кто знает больше пяти вежливых слов, … В конце называется какой-либо признак или умение (например, кто считает себя оптимистом,…кто трудолюбивый). Задача тех, кто обладает данным умением или признаком, встать рядом со стулом.

После выполнения этого упражнения ведущий может подвести итог:

— Заметьте, выполняя задание, вы не один вставали со стула, а это значит, что у каждого есть что-то общее с другими.

Ведущий : — Прежде чем начать наш тренинг, я бы хотела познакомить вас с правилами участия в тренинговой работе.

3. Правила тренинга:

§ Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)

§ Говорю только за себя ( все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю)

§ Внимательно слушать друг друга

§ Право говорить и обязанность слушать

§ Конфиденциальность (все что говорится в группе относительно конкретных участников, остается внутри группы).

Описание упражнения:

Ответив на вопрос, участник занимает свое место в кругу. Все по ходу своих мест делятся на пары и отвечают на тот же вопрос друг другу.

Новый раунд – по хлопку ведущего. Последний нашедший себе место участник садится рядом с ведущим и получает свой вопрос.

ü Что тебе интересно в жизни?

ü Каков твой девиз /слоган по жизни? У тебя его нет? А каким он мог быть?

ü Чего ты больше всего от себя не ожидаешь?

ü С какими людьми тебе тяжело найти общий язык?

ü Чтобы сказал о тебе твой близкий человек?

ü Что интересного произошло с тобой в этом месяце?

ü Назови как минимум 5 своих качеств, умений, которые превращают тебя в подарок для нашей группы?

(Примечание: важно сохранить возникшую групповую энергию, не дав веселой беготне в поисках своего стула превратиться в раздражающую сутолоку).

· Как изменилось настроение? Почему улучшилось (ухудшилось)?

· В какой позиции было легче отвечать на вопросы (в парах или перед всей группой)?

· Что нового узнали об участниках? Удивили ли вас чьи-то ответы?

Описание упражнения:

Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения:

Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

· Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

· С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения?

· Какое решение вам помогло справится с этим заданием?

· Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел.

Цель : упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы : две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

Процедура проведения: веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.

Группе дается следующая вводная инструкция: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.

Анализ : психолог задает членам группы следующие вопросы:

· Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?

· Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?

· Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?

· Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?

· Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Цель: увидеть свои положительные качества, ресурсное упражнение.

ü больше всего мне в себе нравится .

ü я люблю читать книги о .

ü мое любимое увлечение - .

ü я горжусь собой как женщина - …

Процедура проведения : вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.

Анализ: психолог задает членам группы следующие вопросы:

· Что было легко, а что тяжело?

· Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются?

· Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?

· Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (когда никто не знает что делать)?

· Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться)?

9. Рефлексия. Обратная связь.

Дорогие коллеги, давайте подведём итоги нашего сегодняшнего тренинга. По кругу ответим на следующие вопросы:

· Какие чувства вы испытывали?

· Что вам больше всего понравилось?

· Что полезного и интересного вы уносите с собой с этого занятия?

· Какие упражнения, по вашему мнению были направлены на сплочение коллектива?

· Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

10. Ритуал прощания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальное игровое занятие, помогающее членам группы познакомиться, сдружиться, понять собственную ценность. Игры обучают взаимодействовать с другими людьми, принимать выверенные совместные решения. Чтобы провести такое занятие потребуется небольшая подготовка.

ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА

РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

КЛАССНЫЙ ЧАС — МИНИТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Чикина Светлана Александровна,

Ярославль, 2016

КЛАССНЫЙ ЧАС — МИНИТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться. возможность увидеть. возможность услышать. возможность ощутить. возможность испытать. возможность стать. стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Цель: развитие сплоченности коллектива с помощью системы специально организованных упражнений и создания обстановки взаимного уважения, доверия
и сотрудничества.

- образовательная: учить школьников внимательно выслушивать инструкции
к упражнениям, четко их выполнять, формировать навыки слаженной практической работы
в коллективе;

- развивающая: развивать такие личностные качества обучающихся как целеустремленность, активность, инициативность; стимулировать организованность, собранность и умение правильно и объективно оценивать свои поступки и поступки окружающих;

- воспитательная: воспитывать эстетические чувства и интересы, а также стремление
к укреплению дружеских, сплоченных отношений в классе, способствующих повышению успеха совместной деятельности;

- психологическая: помочь обучающимся разобраться в себе путем развития волевых
и эмоциональных качеств, развивать способность к эмпатии, корректировать умение правильно оценивать себя и других с целью укрепления чувства уверенности в себе и коллективизма, обогатить кругозор и опыт общения.

Форма проведения: Коррекционно-развивающее занятие на сплочение класса
(с элементами тренинга)

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов

Субъекты: учащиеся начальных классов

Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность студентов. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.

Ход занятия

Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Прежде, чем мы начнем наш тренинг, давайте обсудим правила тренинга:

- Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

- Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

- Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе
в целом.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что. ”, “Некоторые из нас думают. ” заменяем на “Я считаю, что. ”, “Я думаю. ”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

- Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

- Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

Вначале вспомним притчу:

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем:

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь — по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты — по цвету глаз, по дате рождения и др.).

Что вы чувствовали?

Если не получилось, то почему?

Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев: М (мизинец) — мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) — близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) — состояние духа: каким было сегодня мое настроение.
У (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) — бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей.

Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы.

Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятиях, выскажете пожелания и т.д.).

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Спасибо, за внимание и активное участие!

Приложение 1.

В чём смысл этой притчи для каждого из учащихся?

Какое толкование ей можно дать?

Приложение 2.

Цель упражнения: разряжение обстановки. Участники по очереди называют свое имя
с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. Пример: 1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий,
Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Цель: разогрев участников.

Для этого упражнения нужна игрушка или клубок. Ведущий перекидывает ее (его) одному из участников, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал игрушку (клубок). Другой участник ловит и продолжает игру дальше.

Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете?

Упражнение помогает вовлечь группу в размышление о проблематике классного часа, стимулирует творческую активность участников.

Необходимые материалы: непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга. (Например: мягкая игрушка, коробочка спичек, фломастер, мел, набор ручек, увеличительное стекло, блок клейких листочков и т.д.)

Размер группы: любой.

Описание. Все участники сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пакет с предметами.

Выводы. Можно фиксировать на доске мнения участников об их работе, после чего вовлечь группу в дискуссию о том, все ли особенности их работы отображены здесь.

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своем классе. Так же это упражнение можно использовать для завершения занятия.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3.

Описание: Психолог дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваш класс находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться учебы. Вы можете изменить своих одноклассников, сделать больше перерывы между парами, изменить расписание занятий и т.д. Каждый может загадать свои три желания.

Далее, каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение рабочей обстановки. И следом формируется общий список пожеланий.

Рефлексия проходит так: каждый участник по очереди говорит: "Я молодец, потому что на этом тренинге. (узнал, открыл, понял, и т.д.)"

"Автобусная остановка" - на 4-х стенах повесить листы, вверху которых написаны неоконченные предложения. Например:

Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Потом дается пара минут, чтобы участники посмотрели на все листы и выразили свое мнение по поводу тренинга.

Итоговое упражнение "Аплодисменты по кругу"

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах.

Время. 10-15 минут.

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника
с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Читайте также: