И повесил олег щит свой на вратах царьграда 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

I. Проверка домашнего задания
Дети, которые рисовали иллюстрации к летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", объединяются в свою группу, делают выставку рисунков, выбирают того, кто будет давать комментарии к ним; ребята, которые готовили пересказы, объединяются в свою группу, заслушивают друг друга, выбирают лучшего рассказчика и рекомендуют его для публичного выступления.
II. Актуализация знаний учащихся
- С каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на предыдущем уроке?
- Постарайтесь построить своё высказывание так, чтобы как можно больше информации сообщить нам о новом жанре.
- Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали?
III. Формирование учебной задачи урока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать только учебник, пенал и дневник.

- Прекрасно, вижу, что все готовы начать работать.

- Сейчас тихо сядут девочки, а затем еще тише сядут мальчики (Выполняют).

- Ребята, у каждого из вас на столе находятся изображения книг, придвиньте их к себе (Выполняют).

- Скажите, пожалуйста, какого цвета эти книги? (Красного, зеленого и синего) Отвечаем по поднятой руке.

- Сейчас я вам предлагаю выбрать ту книгу, которая поможет вам выбрать настроение, с которым вы пришли на урок.

(На слайде обозначения: красный – радостное и веселое настроение, зеленый – спокойное, синий – грустное, печальное)

- Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок (Показывают)

- Спасибо вам за ваше мнение. Я заметила, что многие из вас пришли на урок с радостным и веселым настроением, замечательно. Постарайтесь, чтобы ваше настроение сохранилось до окончания нашего урока.

- Я увидела, что большинство из ребят пришли на урок со спокойным настроением. Значит, вы, ребята, настроены положительно, готовы к уроку. Спасибо вам за это.

( Но я заметила, что некоторые из вас пришли на урок с грустным, печальным настроением. Спасибо большое, ребята, за ваше мнение. Я думаю, что ваше настроение сменится на хорошее, радостное, так как на уроке будем узнавать много нового и интересного)

Целеполагание. Работа со шмуцтитулом.

Ребята, мы говорили, что учебник четвёртого класса включает в себя очень серьёзные произведения. Мы с вами готовимся стать настоящими читателями, поэтому с каждым произведением нам будет всё сложнее и сложнее его разгадывать, но в то же время интереснее и увлекательнее.

Прочитайте тему первого раздела учебника. Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)

Прочитайте цели, обозначенные на шмуцтитуле. Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала и как вы её понимаете? Задайте мне вопросы, если что-то непонятно.

Откройте с. 6 учебника, прочитайте первый вопрос статьи. Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса. (Узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности).

- Чтобы узнать, зачем нужны летописи, я вам предлагаю поработать с нашим учебником. Откройте учебник на странице 6, здесь представлена статья о летописи. (Открывают)

- Для чего мы будем знакомиться со статьёй? (Чтобы узнать, зачем нужно летописи)

- Верно, мы узнаем, для чего нужны летописи.

- (имя), прочитай, пожалуйста, первый абзац статьи. Остальные ребята внимательно слушают, чтобы потом успешно ответить на вопрос: зачем нужны летописи? (Читает один обучающийся) (На слайде вопрос)

- Ребята, как вы думаете, зачем нужны летописи? (Для того чтобы знать и вспоминать сведения о самых важных событиях в жизни народа)

- Совершенно верно, я с вами согласна. Летописи предназначены для того чтобы сохранять важные события.

- Замечательно. Напротив выполненного пункта плана разместим изображение радостного смайлика. (имя), выйди к доске, размести изображение смайлика напротив второго пункта плана.

- Ребята, а чего мы еще с вами не знаем? (Мы не знаем, кто записывал летописи)

- Верно, мы с вами с этим не знакомы. А для того чтобы узнать, кто записывал летописи, мы с вами обратимся ко второму абзацу статьи в учебнике на странице 6.

- (имя), прочитай. Остальные внимательно слушают, чтобы потом успешно ответить на вопрос: кто записывал летописи? (На слайде вопрос)

- Ребята, кто был внимательным и запомнил, как называли людей, кто записывал летописи? (Монахи-летописцы)

- Верно. Это были монахи-летописцы.

-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? (Да\нет) (Предположение-антиципация)

2. Словарная работа.

Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске).

Варяги – обитатели Скандинавского полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.

Царьград – столица Византии.

Дань – налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривна – денежная единица в Древней Руси.

Паволоки – шёлковые ткани, покрывала.

Узорочье – драгоценности, наряды.

Перун – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.Я начну читать летопись, а вы продолжите (учитель читает первый абзац, а хорошо читающие дети продолжают чтение).

Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию летописи.

• Кто главный герой летописи? (князь Олег)

• Какие события описываются в летописи? Кратко назовите их.

• Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях?

• Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?

Перечитывание текста летописи с предварительным заданием.

Сейчас мы перечитаем летопись ещё раз. При этом вы должны быть очень внимательными. Также постарайтесь запомнить всё, что говорится о князе Олеге.

Выявление элементов художественности в тексте летописи.

Что интересного заметили при перечитывании летописи?

Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить в начале урока? (Можно считать его с доски, если учитель его записал: можно ли назвать летопись художественным произведением).

V. Итог урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты :

– Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у вас вопросы ко мне, к авторам учебника? Какие авторы вам знакомы? Какие произведения вам знакомы? Какие разделы вас заинтересовали?

2.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

Ребята, мы с вами готовимся стать настоящими читателями, поэтому с каждым произведением нам будет всё сложнее и сложнее его разгадывать, но в то же время интереснее и увлекательнее.

Прочитайте тему первого раздела учебника.

-Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)

Прочитайте цели, обозначенные на шмуцтитуле.

-Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала и как вы её понимаете?

-Задайте мне вопросы, если что-то непонятно.

Откройте с. 6 учебника, прочитайте первый вопрос статьи. -Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса. (Узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности).

2)Работа с научно-познавательной статьёй.

*Школьники читают статью о летописях самостоятельно (тихое чтение) или цепочкой вслух.

*Беседа по содержанию статьи:

Как появились летописи?

Почему летописи стали называться летописями?

Кто записывал летописи?

Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? (Это проблемный вопрос, на который учащиеся однозначно ответить сразу не смогут, поэтому мы его задаём для того, чтобы пробудить интерес к читаемому произведению.Ответ на него мы дадим в конце урока).

Нам пока трудно ответить на данный вопрос, ответить на него нам поможет внимательное чтение и наблюдение над деталями текста.

3)Рассказ учителя о летописях и летописцах с опорой на презентацию.

Ребята, вы правильно поняли ту информацию, которая сообщается в статье, но я хочу вам рассказать и показать ещё кое-что интересное о летописях и летописцах.

Когда-то давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они сочиняли сказки, загадки, прибаутки, песенки, небылицы. Чтобы сохранить их в памяти народной, люди стали передавать свои сочинения из поколения в поколение, от родителей детям из уст в уста. Так появились произведения устного народного творчества. Но когда появилась письменность (алфавит, буквы), люди стали записывать свои произведения на различных материалах – деревянных дощечках, глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бересте.

Что ещё нового вы узнали о летописях и их создателях? Постарайтесь построить небольшой рассказ.

Словарная работа.

Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске).

Варяги – обитатели Скандинавского полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.

Царьград – столица Византии.

Дань – налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривна – денежная единица в Древней Руси.

Паволоки – шёлковые ткани, покрывала.

Узорочье – драгоценности, наряды.

Перун – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.

Прочитайте название летописи.

Я начну читать летопись, а вы продолжите (учитель читает первый абзац, а хорошо читающие дети продолжают чтение).

5)Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию летописи.

Кто главный герой летописи? (князь Олег)

__233527

Какие события описываются в летописи? Кратко назовите их.

Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях?

Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?

6)Перечитывание текста летописи с предварительным заданием.

Сейчас мы перечитаем летопись ещё раз. При этом вы должны быть очень внимательными. Обратите внимание на глаголы, которые очень часто встречаются в летописи, отметьте их аккуратно карандашом по ходу чтения. Также постарайтесь запомнить всё, что говорится о князе Олеге.

7)Выявление элементов художественности в тексте летописи.

Что интересного заметили при перечитывании летописи?

Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить в начале урока? (Можно считать его с доски, если учитель его записал: можно ли назвать летопись художественным произведением).

Назовите глаголы в том порядке, в котором они употребляются в тексте летописи. Выпишем их в столбик (один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Как вы думаете, зачем в тексте летописи так много глаголов? Что летописец стремится передать с помощью потока глаголов? (Дети высказывают предположения).

Правильно, ребята. Такое большое количество называемых глаголов передаёт стремительное движение русского войска. У нас уже возникает образ многочисленного мощного войска, готового потеснить противника и победить. Это первый элемент художественности, который мы обнаруживаем в тексте летописи.

Можете ли вы сказать, прочитав летопись о том, каким полководцем был князь Олег? Что помогло вам составить о нём такое мнение? (Опять же глаголы, характеризующие действия Олега по отношению к своему войску: повелел, приказал, остановил).

Вот мы и нашли ещё один элемент художественности в летописном отрывка. Не имея перед глазами подробного описания князя Олега, мы живо представляем его действия, а следовательно, и сильный характер замечательного полководца.

Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям? (Конечно, нет, это только элементы художественности, а не художественное произведение).

Правильно, ребята, летопись – это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто создавал и записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

Итоги урока. Рефлексия.

Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.

Паволоки– нарядные ткани, покрывала.

Узорочье – драгоценности, наряды.

Ключевые слова:

Яства; гривна; паволоки; узорочье.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока:

В Древней Руси, как и во многих других странах, после появления и распространения письменности при княжеских дворах и больших книжных библиотеках начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства, читающего все эти записи распределялись по годам. Так появлялись на свет первые исторические книги - летописи.

Что такое летопись ? • Летопись – это исторический жанр древнерусской
литературы XI – XVII вв. Летопись представляет собой запись событий,
вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Как создавались летописи?

При каждом монастыре был свой летописец.

Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.

На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.

Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев - Нестора.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.

Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:

– Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:

– Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Велесом, богом скота, и утвердили мир. И пришёл Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И народ прозвал Олега Вещим.

В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.

Яства - кушанья, еда (обычно изысканная, очень вкусная).

Чуди – общее название польских племен у славян.

Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.

Паволоки - название дорогих привозных тканей в Древней Руси.

Узорочье — узор, украшение.

Радимичи – группа восточно - славянских племен, что проживали между Днепром и Десной.

  1. В.: О каких важных событиях рассказывается в летописи?

О.: О походе князя Олега на Царьград.

В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?

О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах

В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.

— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.

И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.

В.: Что получила Русь в результате победы над греками?

О.:Мир с греками, дань

В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?

О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.

В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?

О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.

В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?

О.: Как князь Олег греков победил.

В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:

– От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!

И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

– Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.

Когда прошло четыре лета, на пятое, пришёл Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал:

– Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

– Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

– От сего ли черепа смерть мне принять?

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.

В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.

О.: Смерть от коня. Предсказание сбылось. Конь Олега умер, но когда князь пришел посмотреть на кости коня, из черепа выползла змея и ужалила его.

В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.

О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.

В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?

Разбор типового тренировочного задания:

1. Единичный / множественный выбор;

Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Разбор типового контрольного задания:

2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.

Читайте также: