Конспект типы речи 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

• умеют работать в группе (знают и правильно дают определение типу реч и, умеют

анализировать текст в соответствии с предложенным задани ем, задают

уточняющие вопросы, умеют договариваться, обсуждать различные точк и зрения и

• умеют проводить само - и взаимооценку на основе разработанных критериев.

• умеют выразительно прочитать текст, понимают тему и основную мысль текста;

владеют изучающим видом чтения текстов разных типов речи;

• владеют приемами отбора и систематизации материала на определе нную тему;

• умеют сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения и х

• владеют приемами составления ассоциограмм и определений на заданную тему;

• отличают тексты разных типов речи, опираяс ь на з на ния основных признаков

текста - описания, текста - повествования и текста - рассуждения;

• самостоятельно формулируют тему сочинения в соответствии с типом речи,

• тексты различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

Дети работают на у роке в группах по 5 - 6 человек, от каждой группы ребята

Записываем дату в тетради, составляем ассоциации с заданными понятиями (каждой

Составляем асс оциации индивидуально, обс уждаем полученн ые варианты в группе,

приходим к общему решению. Каждое решение от группы озвучивает спикер, дети задают

Учитель : Ребята, давайте сформулируем тему урока (Основные тип ы речи, их признаки) и

Создание проблемной ситуации, обсуждение плана д ействий.

Учитель: Для чего нужно изучать типы речи? Попытайтесь сформулировать цель урока.

Учитель: С помощью вашей ассоц иаграммы составьте определени е типа речи (только

того, к которому дети составляли ассоциацию) по следующей схеме:

Описание/ Повеств ование/Рассуждение – тип текста, в котором … Этот тип имеет

следующую структуру… В тексте дается ответ на вопрос…

Учащиеся формулируют определение индивидуально, затем обсуждают его в группе,

приходят к общему мнению. Спикер озвучивает решение группы.

4. Определить тип текста, докажите свою точку зрения.

Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток.

Одна и спугалас ь, сложила к рылья, прижала к груд и голову и подчинилась

обстоятельствам. Сильная воздушн ая струя подхватила обмякшее тело, з акрутила в своем

круговороте и понесла на скалы. Разлетелись перья в разные стороны, как символ

безволия. Другая же птица распрямила крыль я, вытянула голову, расправила грудь и

полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она

почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе, и поняла она, что теперь она может

Она и зучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто

сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, и зменения, которые

происходят с телами при нагревании и охлаждении , электричество, з в ук, свет. Именно

физика отве чает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо,

что такое радуга. Но физика не только объясняет то, что можно уви деть в при роде. Она

является ос новой техники. Б ез знания ф изики невозможно создать ни авт омобиль, ни

Трудно даже представить, какой была бы наша жи знь, если бы не существовало науки

Так как класс поделен на 6 групп, а для анализа предложено 3 текста, то у двух групп

тексты совпадают, поэтому одна группа выступает, а вторая должна задать несколько

вопросов (если мнения не совпадут, доказать свою точку зрения).

Определение домашнего задания (индивидуальная работа).

Учитель: попытайтесь самостоятельно сформулировать тему того типа речи, который

Образовательная: совершенствовать знания детей о типах речи, определять тему и главную мысль текста, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к языку.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока русского языка

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

- Запишите число, классная работа.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к повторению, пройденного материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

1. Проверка домашнего задания.

Прочитать текст, назвать тему, основная мысль, придумать заголовок, выделить абзацы, средства связи.

- Обратите внимание на слова, на что они вас наталкивают?

Подведение к озвучиванию темы урока.

Один ученик у доски.

- Урок развития речи.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

2. Постановка учебной задачи.

- Какие из перечисленных понятий мы с вами повторили?

- Что такое текст?

- Основная мысль -.это…

- Заголовок может выражать… или…

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова.


Урок русского языка по теме "Типы речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 6 классе (по ФГОС)

Предмет: русский язык

Тип урока: Повторение изученного материала.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания детей о типах речи, определять тему и главную мысль текста, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развивающая: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока русского языка

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

- Запишите число, классная работа.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к повторению, пройденного материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

1. Проверка домашнего задания.

Прочитать текст, назвать тему, основная мысль, придумать заголовок, выделить абзацы, средства связи.

- Обратите внимание на слова, на что они вас наталкивают?

Подведение к озвучиванию темы урока.

Один ученик у доски.

- Урок развития речи.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

2. Постановка учебной задачи.

1. Вопрос-ответ.

- Какие из перечисленных понятий мы с вами повторили?

- Что такое текст?

- Основная мысль -.это…

- Заголовок может выражать… или…

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе

Составила Суворова М.Д.,

учитель русского языка и литературы

Цель урока: сформировать способность к дифференциации типов речи (описание, повествование, повествование) и показать их роль в художественном тексте.

- показать роль типов речи в художественных текстах

- Воспитывать вдумчивого читателя, способность к сочувствию, сопереживанию,

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса школьников к изучению языка и чтению

Карточки для составления кластера

Тип урока: комбинированный

Вид урока: развитие речи

1.Оргмомент. 1 минута

2.Проверка домашнего задания. 10-12 минут

Работа в группах.

Обобщение знаний о типах речи.

3.Объяснение нового материала. 7 минут

Беседа о прочитанном произведении.

4. Закрепление изученного материала. (10 минут)

Представление итогов работы. 3 мин минут

7.Подведение итогов. Выводы. 2 минуты

8.Формулировка темы урока. 1 минута

-Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок. Тема сегодняшнего урока… нет, пожалуй, я пока не буду озвучивать ее. Думаю, что вы в конце урока сами сможете ее сформулировать. Мне только хотелось бы дать вам несколько напутствий в начале урока. Прочитайте их. (приложение 3)

Сегодня каждый получит оценку на уроке. И поставлю ее вам не я. Вашу работу сегодня будет оценивать руководитель группы, которого вы сами выбрали. Он будет оценивать вашу работу на каждом этапе. Но я оставляю за собой право поставить дополнительные оценки за веские, ценные, важные дополнения и ответы. Итак, начинаем.

-Какое задание вам было задано на дом? К каким выводам вы пришли? Как вы разделили тексты?

-Все ли тексты вы смогли определить в группы?

К этим текстам мы вернемся немного позже и проанализируем их.

-Как вы определили тип речи в этих текстах?

(Учитель по мере ответа учеников на доске прикрепляет таблички с условными обозначениями признаков каждого типа, появляется таблица, которая у каждого ученика на парте. (см. приложение 1).

-Давайте проверим, правильно ли вы определили сначала проанализируем те тексты, с которыми у вас не возникло проблем. Прочитайте эти тексты и определите типы речи в них.

-Чтобы представить результат ваших наблюдений, вы разделились на группы, каждая подготовит характеристику одного типа речи, примеры для доказательства вы возьмете из текстов. Вам нужно кратко охарактеризовать каждый признак, условно записать его на больших листах и внеси его в таблицу. В результате у нас должна получиться общая таблица с примерами из текстов, проанализированных дома. Обсудите, кто будет отвечать.

-Первый тип речи – описание.

Какие тексты вы отнесли к этому типу?

-Расскажите о повествовании.

-Итак, последний тип речи – рассуждение.

-Вот у нас и получилась таблица. Как бы вы ее назвали?

-Скажите, ребята, к какому типу можно отнести ваши выступления и почему?

-У вас возникли трудности при распределении текстов? Почему?

-Как же быть с этими текстами? Что вы можете предложить?

-Прочитайте текст под номером 6 . К какому стилю он относится?

Почему вы не смогли определить тип речи в этом тексте?

- Давайте определим, какие типы речи совмещены в этом тексте. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте ту часть, где есть повествование синим цветом, а рассуждение – красным, описание – зеленым.

- Какого цвета у вас получилось больше?

Признаки каких типов текста вы здесь нашли?

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте ту часть, где есть повествование, синим цветом, а рассуждение - красным. Какой цвет у вас преобладает?

Какой же тип речи у этого текста?

- Если в этом тексте есть рассуждение и повествование, но повествование преобладает, как можно назвать такой тип речи?

Скажите, почему автор использовал такое сочетание типов речи? Как это связано с замыслом автора?

Вы уже давно догадались, откуда взяты многие отрывки? К какому стилю вы можете отнести это произведение и почему? Какую задачу поставил перед собой автор, когда писал этот рассказ?

- Чему может научить этот рассказ?

А может ли вызывать этот мальчик восхищение? Почему?

- Давайте попробуем представить, что вы корректоры, которым писатель принес свой рассказ. Вы посчитали, что для данного отрывка недостаточно одного типа речи, нужно что-то уточнить, конкретизировать. Внимательно прочитайте отрывки и обсудите и решите, какой фрагмент нужно добавить. Допишите недостающий, по вашему мнению, элемент.

Представьте результат вашей работы.

- Скажите, на ваш взгляд, рассказ от ваших дополнений стал лучше или хуже?

Почему автор не добавил этого?

- Действительно, то, что вы сейчас написали, вы должны были делать мысленно, автор хочет сделать читателя своим соавтором, заставить читателя думать, фантазировать.

-Я попрошу руководителей групп выставить оценки каждому участнику группы, пока мы подводим итоги урока.

-Что же нового вы узнали о типах речи в художественных текстах?

- Думаю, что теперь вы уже сами сможете сформулировать тему сегодняшнего урока.

Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Как вы можете использовать то, что вы узнали сегодня на уроке?

Что бы вам еще хотелось узнать по теме сегодняшнего урока?

Предлагаем вам такие темы:

Читают высказывания, коротко обсуждают, как они их поняли, какое отношение они имеют к уроку.

Читают домашнее задание.

Предполагаемый ответ ученика:

Предложенные тексты можно разделить на группы в зависимости от того, к какому типу речи они относятся. Еще их можно разделить в зависимости от стиля, к которому тексты относятся.

Их можно поделить на 3 группы: повествование, описание и рассуждение. У них есть общие признаки.

Нет, не все, некоторые тексты имеют признаки разных типов.

Ответ ученика: Все типы речи имеют 4 признака:

- Задача, которую автор ставит при написании текста (Зачем?)

- какой вопрос можно задать к тексту? (?)

- сколько картинок (фотографий) можно нарисовать(сделать)?

- Какие средства использует автор? (Как?)

(определяют, какой тип речи будут описывать, начинают работу)

Во время подготовки ребята заполняют карточки с признаками каждого типа речи

(Класс во время ответа группы заполняет таблицу, проверяет выполнение задания, ученики комментируют ответы группы, коллективно исправляют ошибки)

Ответ первой группы.1 группа

К описанию относятся 2 и 5 тексты. Их объединяют такие признаки:

1. Описание используется, чтобы охарактеризовать предмет, выявить его отличительные особенности.

3. Текст можно представить в виде одной картинки. (1)

4. В этих текстах преобладают существительные и прилагательные ( в тесте 5 есть существительные - …., прилагательные - …. еще здесь можно найти ЭПИТЕТЫ и СРАВНЕНИЯ)

(Ответ 2 группы:

К повествованию относятся 4 и 3 тексты.

1. Такие тексты используются, чтобы рассказать о событиях, их последовательности. (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ)

2. этот текст отвечает на вопрос Что происходит? Какова последовательность событий? (ЧТО И КАК ПРОИСХОДИТ?)

3. в повествовании рассказывается о нескольких событиях, поэтому может быть несколько картинок. (НЕСКОЛЬКО)

4. Чтобы рассказать о событиях, автор использует глаголы и наречия ( ГЛАГОЛЫ И НАРЕЧИЯ). В данном тексте используются глаголы - …. наречия - ….)

Рассуждение представлено в текстах 1 и 6.

1.Когда автор пишет рассуждение, он пытается объяснить причину явлений (ПРИЧИНА)

3. В тексте нет событий, поэтому, изобразить его с помощью картинок нельзя.

Это рассуждение, потому что в нем мы доказываем свою точку зрения, приводим аргументы.

Ответ ученика: В некоторых текстах нельзя точно определить тип речи, потому что в них есть и повествование и определение.

Высказывают свои мнения.

Это художественный стиль.Здесь есть повествование, т.к. излагаются события, кроме того, здесь еще есть рассуждение, т.к. Мальчик объясняет, почему он думает неправильно.

Ответ: Преобладает синий цвет. Красного меньше.

Значит, это повествование с элементами рассуждения.

(Предполагаемый ответ: Рассуждение, включенное в повествование, дает возможность читателю узнать, как важно мальчику объяснить, что он увидел. Мальчик много времени находится один, он привык разговаривать сам с собой, поэтому он и рассказывает, и рассуждает одновременно).

Ответ: Этот рассказ может научить верить в то, что все будет хорошо, потому что мальчик, который был неизлечимо болен, получил надежду на исцеление: он почувствовал боль.

Работают в группах, сочиняют текст.

(возможно добавление описания паутины или мыслей паучка)

Читают свои варианты, объясняют, почему именно этот тип выбрали.

Высказывают свои мнения.

Он не сделал этого, наверное, потому, что хотел, чтобы читатель сам домысли, допридумывал, включил воображение, ведь в хорошей книге читатель всегда соавтор писателя.

Руководители групп выставляют оценки и сдают оценочные листы учителю.

Ответ: В художественной литературе преобладают смешанные типы, потому что в рамках одного типа невозможно передать все, что хотел сказать автор.

Высказывают свое мнение: пригодятся при написании сочинений, во время сдачи ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе, а еще при написании статей в школьную газету.

Зачем? (назначение текста)

Материал для наблюдения.

Внимательно прочитай тексты. Можно ли их разделить на группы. Какие признаки помогли тебе это сделать7 Подчеркни эти признаки в тексте.

1. Я думаю, что это домовой паук. Во-первых, его тело состоит из головогруди и брюшка. Во-вторых, он использует паутину для строительства ловчей сети. Значит, он относится к паукообразным.

2. Представители паукообразных – восьминогие сухопутные членислоногие, у которых тело разделено на два отдела. У паукообразных нет усиков. На головогруди у них располагается шесть пар конечностей. На брюшке ног нет. Глаза у паукообразных простые.

3.А потом я как-то раз повернулся и увидел, что между тумбочкой и спинкой моей деревянной кровати растянута паутина, и в ней, в самой середине, сидит паучок. И глядит на меня.

4. Паука-крестовика можно обнаружить в саду, в парке, на оконных рамах домов. Основную часть времени паук сидит в центре своей ловчей сети из клейкой нити - паутины. Поздним летом из яиц развиваются паучки, которые осенью на выпущенной паутинке разносятся ветром на большие расстояния.

5. Белое пушистое облако неряшливым комком ваты зависло над домом. Но с каждой секундой его неровные края сглаживались, закруглялись, и передо мной уже появилась кудрявая головка барашка.

6. А знаете ли вы, что паучок – это живой барометр? Перед дождем или бурей может сам свою паутину свернуть, в щель запрятаться! А если опять начнет ее плести – считай, к ведрам, так хорошую погоду в народе прозвали.

7. А потом я кaк-то тaк повернулся и увидел, что между тумбочкой и спинкой моей деревянной кровaти рaстянутa пaутинa, и в ней, в сaмой в середине, сидит пaучок. И глядит нa меня.

Снaчaлa я подумaл, что он просто кaк в гaмaке кaчaется. Но потом скaзaл себе, что думaю непрaвильно. Ведь кaчaться в гaмaке, это знaчит отдыхaть. А пaучок не отдыхaл. Он притaился и ждaл. Он охотился. И смотрел нa меня.

Я улыбнулся ему. Скaзaл, чтобы он меня не боялся.

1. Не бывает больших дел без больших трудностей.
Вольтер
2. Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею.
Цицерон
3. Самое непостижимое в этом мире – то, что он постижим.
А. Эйнштейн
4. Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
Сенека

Типы речи. Повествование. Повествование с элементами описания и рассуждения. Рассказ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: