Итоговый урок по грозе конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить учащихся с творческой историей пьесы; выявить художественные особенности конфликта и жанра произведения.

Оргмомент. Самостоятельная работа (одно из заданий по выбору преподавателя):

- перечислите особенности театра Островского.

- перечислите основные периоды творчества драматурга. Дайте им краткую характеристику.

II. Вступительное слово.

III. История создания произведения.

1. 1856 год – по инициативе Морского министерства была организована литературная экспедиция с целью изучения быта жителей Волги. Включение в число участников Островского. Вынужденное прерывание путешествия. 1857 год – продолжение экспедиции: Ярославль, Углич, Кострома.

- Как вы думаете, почему появилась эта версия? (История семьи Кабановых была типичной для провинциальных городов Росиии).

3. 25 сентября 1860 года правление Российской академии наук присудило пьесе Большую Уваровскую премию. Учёный мир России довольно быстро подтвердил высокие достоинства произведения.

IV. Беседа по первому восприятию произведения.

- Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось? Почему?

- Что является содержанием пьесы? Отказ от идеализации купечества, патриархального быта.

- С чем это связано? Произведение во второй половине 1850-х годов, когда драматург отходит от поэтизации купеческого уклада жизни, осознавая все острейшие социальные проблемы общества.

V. Идейно-художественное своеобразие произведения.

1. Смысл названия пьесы.

- Как вы поняли смысл названия пьесы?

- Как вы думаете, каково значение образа грозы в пьесе? Это и образ душевного переживания, и образ страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

2. Тема произведения.

- Попробуйте определить тему пьесы. Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между угнетателями и угнетёнными, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Общая тема произведения влечёт за собой ряд частных тем:

рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества;

излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания героев, писатель с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства;

отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорого, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;

наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

3. Конфликт произведения.

- Дайте определение понятию конфликт в литературном произведении.

- Из-за чего возникла конфликтная ситуация в пьесе? В результате попытки личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь омертвелым догмам.

Какой конфликт составляет основу сюжета пьесы? Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности (конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой).

Основной конфликт произведения объединяет все остальные конфликты. Попробуйте выделить их:

- конфликт Кулигина с Диким и Кабанихой;

- конфликт Кудряша с Диким;

- конфликт Бориса с Диким;

- конфликт Варвары с Кабанихой;

- конфликт Тихона с Кабанихой.

Действие 1 – социально-бытовой фон конфликта; неизбежность, предчувствие конфликта.

Действие 3 – свобода, обретённая Катериной, - шаг к трагической гибели героини;

Действие 4 – душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретённой ею;

Действие 5 – самоубийство Катерины как вызов самодурству.

4. Особенности жанра произведения.

Впервые в своём творчестве Островский привёл драматургический конфликт к трагической развязке.

- Вспомнить определения драмы, трагедии.

Трагедия - действие развивается в трагедийном ключе, конфликт между героями приводит к трагическим последствиям, масштабность образов героев, символико-мифологические ассоциации.

Драма – широкая распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в произведении событий.



VI. Итог.

Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста; предмет изображения, те факты и явления жизни, которые запечатлел в своем произведении писатель.

Конфликт – столкновение, противостояние, воплощённое в сюжете произведения.

Сюжет – развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях.

Драма – пьеса с острым конфликтом, который не возвышен, приземлён, обычен и так или иначе разрешён.

Трагедия – пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, чьё разрешение чаще всего завершается гибелью героя.

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Силова А.А.

раскрыть прямое и переносное значение заглавия;

сопоставить название произведения с конкретными образами различных персонажей;

Воспитательная:

Способствовать воспитанию патриотического отношения к литературе; умению формирования собственной читательской позиции.

Развивающая:

Способствовать развитию воображения, развивать умение анализа, сопоставления и обобщения прочитанного.

Тип урока: изучение нового.

Название драмы Островского играет большую роль в понимании текста. Образ грозы в пьесе сложен и многозначен.

Озвучь, пожалуйста, еще раз для всех свои соображения по поводу данного вопроса.

Чтобы продолжить обсуждение, давайте обратимся к ЛЗ слова гроза;

Атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками или между облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом.

2. Беда, опасность.

3. перен.; кого-чего. Тот, кто (или то, что) внушает страх, наводит ужас.

Ребята, как вы считаете, в пьесе гроза реализуется одном аспекте или же затрагиваются все значения?

Начнем с первого.

Давайте найдем в тексте момент, в котором впервые возникает образ грозы.

Какова функция грозы в этом действии?

Давайте сравним это действие с появление грозы в 4 действии.

Как здесь проявляется гроза?

А вас не удивляет, что гроза актуализируется уже, как мы сказали в двух моментах, но обратите внимание, разряжается ли она?

А когда гроза актуализируется?

Влияет ли гроза на поступки персонажей?

Как характеризуют грозу жители?

Можем ли мы сказать, что гроза наряду с Волгой является еще одним героем пьесы?

А как воспринимают жители Калинова грозу?

(однозначные ли у них оценки?). Есть ли что-то общее между Диким и грозой (как отдельным персонажем пьесы?)

Мы уже выяснили, что гроза в пьесе присутствует на двух уровнях. А вот существует ли упоминание грозы в переносном значении?

Найдите в тексте комментарий Тихона по отношению к своей матери.

Найдите в тексте фрагмент, в которм Кулигин обращается к Дикому с просьбой облагородить город. Что это за просьба? Чем обусловлен выбор Дикого?

Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

Как вы считаете почему это произведение настолько актуально?

(“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”)

“ Гроза-то нам в наказание посылается”.

Действие 4, явл. 5. Кабанова услышав гром: У старых людей на все примнты есть.

“ Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!”

“ Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. ”

“ Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

Гроза предвещает скорую беду…

Нет, в этих двух действиях гроза упоминается без дальнейшего развития.

В сцене признания Катерины…

Влияет, под действием грозы Катерина совершает признание.

Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (

Судачат о суевериях

Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей.

Кулигин относится к грозе иначе.

Так же как и Дикой, Кабаниха представляет собой некую грозу, внушает страх…

Громоотвод, который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.

Реалистичность, образов, вечные темы противостояния человека и общества.

В первом действии - завязка произведения:

Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза.

А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.

Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе.

Катеринин страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние:

Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.

Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что образовательный процесс должен быть гуманным и личностно ориентированным. Особую роль при этом играют предметы гуманитарного цикла, в частности, литература.

Созданию личностно ориентированной ситуации на уроках литературы мне помогает перенос акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей, с учётом особенностей внутреннего мира ученика. Именно эмоциональность литературы является фактором присвоения культурных ценностей субъектом.

Учитывая то, что литература обладает возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем), а также для самопознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя), особое внимание уделяю последнему уроку по творчеству того или иного писателя, поэта.

Уже в течение нескольких лет тема последнего урока по творчеству А.Н. Островского звучит так: “Нравственный идеал писателя в драме “Гроза”.

Вопросы противостояния молодого поколения предыдущему, умение отстоять свою жизненную позицию для юношей и девушек стоят очень остро. Каждому из них присуще стремление к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей. “Выдать” готовые ответы, конечно же, учителю проще. Но это значит лишить десятиклассников возможности для реализации своих природных потенциалов, самоактуализации. Для меня же важно вовлечь их в процесс познания, создать условия, при которых все смогут оценить свои умения.

Таким образом, ещё одна моя задача на этом уроке – заставить своих питомцев самих увидеть проблему, задаться вопросами, которые помогут сделать правильные выводы.

Хочется отметить, что система уроков по драме “Гроза” построена таким образом, чтобы первый и последний уроки сомкнулись, образовав своеобразное “смысловое кольцо”. На последнем занятии учащиеся возвращаются к вопросу, заданному при первом знакомстве с драмой: “Как молодое поколение в “Грозе” противостоит миру “тёмного царства”. Легко предположить, что тогда полного ответа на него не было дано, а вот теперь пришло время ответить подробно.

Десятиклассники довольно быстро отвечают, что именно молодое поколение, не желающее жить по старым заветам, является силой, противостоящей “тёмному царству” (Кулигин, Кудряш, Варвара). Но они живут в атмосфере “тёмного царства”, под гнётом самодурной силы, где тускнеют, гаснут человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум.

“Так почему же, - говорю я, - только Катерину Н.А. Добролюбов назвал “лучом света”? Высказываются разные точки зрения, и вот звучит эта важная для меня фраза: “Протест Варвары и Кудряша был скорее озорством”. Радуюсь, слушая рассуждения учащихся о том, что жизнь в доме Кабановой искалечила Варвару, она не хочет терпеть власть матери, не желает жить в неволе. Но Варвара приспосабливается (опять нужное слово!) к морали “тёмного царства”, становится на путь обмана. Это делается для неё привычным – она утверждает, что иначе жить нельзя, весь дом у них на этом держится. “И я не обманщица была, - говорит Варвара, - да выучилась, когда нужно стало”. Житейские правила её очень просты: “Делай что хочешь, только чтобы шито – крыто было”.

Ликую, когда десятиклассница осуждает такую позицию и завершает свои рассуждения выводом о том, что хитрила Варвара до тех пор, пока было возможно, когда же её стали сажать под замок, она убежала из дома, опозорила мать, вырвавшись на свободу из – под её ига. Под стать Варваре и Кудряш. Для лихого приказчика власти не существует. Недаром его побаивается Дикой, так как сам Кудряш “слывёт за грубияна”.

Следующим вопросом, предложенным для обсуждения в группах, становится вопрос о противоречивости характера Кулигина. Легко определив, что Кулигин относится к персонажам, противопоставленным Дикому и Кабанихе, учащиеся видят противоречивость его характера в наивной попытке “просветить” представителей “тёмного царства” и в вызове, открыто звучащем в пятом действии.

Меня радует то, что десятиклассники осуждают этого героя за слабость. “Кулигин боится “тёмной” силы, склоняется перед ней,” - звучат ответы ребят, подкреплённые цитатами. Пытаясь просветить невежественных людей города, Кулигин читает им любимых своих поэтов, но дальше этого не идёт и других учит покорности и смирению.

Предлагаю подумать, как можно назвать протест Бориса, племянника Дикого. Не жду сиюминутного ответа и слушаю рассуждения учащихся и том, что этот герой, наверное, слаб более всех. Звучат правильно найденные цитаты: “Уж совсем убитым хожу… Загнан… Забит”. Неожиданно симпатичным показался Борис одной из групп, давшей ему такую характеристику: “Это добрый, культурный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды”. Эмоционально звучит мнение десятиклассницы, оппонирующей этой группе: “Борис не смог защитить любимую женщину, только мечется да плачет, у него нет силы сопротивляться!” Мнения разделились, но вмешиваться не имею права, и вскоре звучит: “Борис видит в “тёмном царстве” злодеев и извергов, и его голос всё – таки в общем хоре протестующих, хотя его протест – это протест – примирение”. И вновь верное слово!

А что же Тихон? Он тоже представитель молодого поколения “Грозы”. Определения, звучащие в его адрес, безжалостны: бесхарактерный, безликий, слабовольный. Под давлением Кабанихи в нём убиты все живые чувства, воля его скована, он не может помочь своей несчастной жене. Он сам жертва “тёмного царства”, впрочем, один раз поднявшаяся до протеста: над трупом Катерины Тихон впервые в жизни осмеливается обвинить мать: “Вы её убили, вы!”

Учащиеся записывают в тетрадях вывод о том, что устои “тёмного царства” рушатся, власть Кабанихи колеблется, если даже Тихон так заговорил. Развитие характеров связано с развитием конфликта драмы.

И вот настаёт момент урока, когда можно дать уверенный ответ на вопрос о том, почему только Катерину Добролюбов назвал “лучом света в тёмном царстве”. Учащиеся достают карточки с цитатами статьи Н.А. Добролюбова, которые подготовили в качестве домашнего задания, зачитывают их. Обсуждая выписанное, учащиеся говорят о том, что А.Н. Островский, обличая жестоких хозяев “тёмного царства”, показывает проявление стихийного протеста их жертв. С наибольшей силой этот протест выразила Катерина – цельный, прямой, волевой и решительный характер русской женщины.

Десятиклассники отмечают, что только она всем существом ненавидела окружающий её быт, задыхалась в нём и поэтому страстно стремилась к воле, к свету, к любви, которой до сих пор не знала. Но она не могла противостоять ограниченному произволу, властвовавшему в жизни, не хотела стать его жертвой. Не смиряясь, а протестуя против него, она уходит из жизни. Звучит цитата Н.А. Добролюбова: “Грустно, горько такое освобождение, но что делать, когда другого выхода нет”.

Задаю вопрос классу, не предложенный заранее: “А как понимает гибель своей героини автор?”

Учащиеся задумываются, а потом догадываются – ответ в учебнике, в статье, посвящённой анализу “Грозы”. Они выписывали к первому уроку по драме тезисы, среди которых были цитаты Островского. “Катерина, - разъясняет он свой любимый образ, - женщина со страстной натурой и сильным характером. Она доказала это своей любовью к Борису и самоубийством”.

“Но ведь самоубийство противоречит религиозному воспитанию героини. Как быть с этим?” - задаёт вопрос и хитро смотрит на всех юноша, всегда внимательно слушающий меня на уроках. Предлагаю обсудить этот вопрос в группах.

Желая помочь, рассуждаю о социальном положении женщины в эпоху “тёмного царства”. Десятиклассники не идеализируют смерть Катерины, но в то же время считают её гибель в омуте выражением не трусости, не слабости, не покорности, а ненависти (последнее ключевое слово) к удушающим порядкам. Только так героиня могла проявить рвущееся наружу стремление к воле, сознание своих человеческих прав, духовную силу, смелость. Смелость её и в том, что, кончая жизнь самоубийством, Катерина пренебрегла законами религии.

Вот и прозвучал ответ на последний, “незапланированный вопрос”. Десятиклассники получают домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: “Оправдан ли выбор Катерины?” Звучит звонок, и я радуюсь: ребята все успели, получили много оценок, ушли с урока оживлённые.

Оправдала себя и созданная в виде проблемных вопросов личностно ориентированная ситуация. Класс работал активно, любые ответы выслушивались доброжелательно, своё мнение высказали все, кто хотел. Диалог между мною и учащимися был успешным, оценивание проводилось совместно, а этап рефлексии показал, что урок достиг своей цели и помог десятиклассникам понять, что нужно быть активным, принципиальным, занимать правильную жизненную позицию и отстаивать свои взгляды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по пьесе Н.Островского "Гроза". Имеет элементы урока-суда.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Обобщающий урок по литературе

Подготовила

учитель русского языка и литературы


Харлановская Вероника Леонидовна

Цели: В процессе “обдумывающего” чтения кульминационного и заключительных эпизодов пьесы дать учащимся представление о нравственном содержании поступков человека, об их особом значении в произведении драматургического жанра и о роли мотивов в моральном выборе, определяющем тот или иной поступок.

Углубить понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик); освоить ключевую лексику художественного текста; подготовить словарно-фразеологическую опору для связного обобщения прочитанного учащимися.

Вызвать у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях “темного царства”; восхищение вольнолюбием, непокорностью и душевной отвагой Катерины; сопереживания благородным мотивам ее поступков; ненависть к самодурству.

Тип урока: итоговый

Оборудование: медиапроектор, тексты, костюмы

Организационный момент

*Работа с эпиграфом (Слайд)

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства.

*Слово учителя

Основная часть урока

*Мозговой штурм

- Итак, какой это жанр, в котором написана “Гроза”? (“Гроза” относится к драматическому жанру. Это - пьеса, драма.)

- Ну, а как рисует драматург своих героев - собственными словами писателя или же действиями и словами самих героев? (Действиями и словами самих героев.)

Учитель: Итак, занавес поднимается. Нас ждет встреча с героями. Я думаю, что к этой встрече мы уже готовы.( Слайд)

*Слово учителя

- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

*Слово учителя.

Во втором акте мы ещё раз встретимся с героями пьесы

*Вопросы для обсуждения

Как вы думаете, о чём говорит фамилия Кулигина?

Чем увлекается и чем занимается Кулигин?

Почему Дикой не понимает Кулигина?


*Самостоятельная работа с текстом (по вариантам)

Прочтите монолог Кулигина из 3 действия, 3 явления. Какова тема этого монолога? О каком качестве жителей говорит тот факт, что на бульваре никто не гуляет? Какие черты присущи жителям в их семейной жизни?

Подберите цитаты-характеристики Фёклы

Подберите цитаты-характеристики Тихона

Подберите цитаты-характеристики Варвары

Подберите цитаты-характеристики Бориса

*Ответы учеников. Работа с таблицей

Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

-Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

-Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности и искренности?

Докажем это примерами из текста. (Чтение монолога из 1 д. 7 явл. подготовленной ученицей)

*Исследование. Работа с таблицей

В какой момент это сказано, в связи с чем, какие выводы можно сделать?


- В чем же заключается конфликт Катерины? (слайд)

- А кто же виноват в гибели героини?

* Судебное заседание.

Встать! Суд идёт!

Судья: Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой.

В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашенные.

Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Екатерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью, сестрой мужа. Просьба зачитать заключение судебной экспертизы.

(зачитывается членом суда присяжных)

Присяжный: Следствие констатировало самоубийство.

Судья: Что привело молодую женщину к такому решению — броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы и должны сегодня ответить.

Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной.

Допрос Тихона.

Следователь: Ваши фамилия, имя, отчество?

Тихон: Кабанов Тихон Петрович.

Следователь: Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?

Тихон: Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?

Следователь: Значит нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?

Следователь: Чем вы занимались в отъезде?

Тихон: Да пил, конечно!

Следователь: Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?

Следователь: Били ли вы свою жену?

Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.

Следователь: Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всем слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон оттолкнул ее. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.

Допрос Марфы Игнатьевны.

Следователь: Марфа Игнатьевна, почему Вы старались унизить Катерину при людях?

Кабанова: Чтоб не зазнавалась. Я люблю чтобы все мне в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.

Следователь: Почему Вы постоянно донимали ее бранью, упреками?

Кабанова: За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома — все мне должны повиноваться. Мои деньги — и воля, и законы мои.

Следователь: Почему Вы не пустили сына вытаскивать Катерину?

Следователь: Вот, господа судьи, Вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попреки со стороны свекрови, ее деспотизм и самодурство — всё это делало ее жизнь невыносимой и толкало к пропасти.

Допрос Бориса.

Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьевича Борис Григорьевич.

Судья (Борису): В ходе расследования установлено, что Катерина имела с Вами тайную связь. Что Вы можете сказать суду о Ваших отношениях с Катериной Кабановой?

Борис: Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.

Следователь: Кто дал Вам знать об отъезде мужа Катерины?

Борис: Варвара Ивановна, она всё и устроила.

Следователь: Что Вам сказала Катя, когда Вы впервые встретились?

Борис: Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски.

Следователь: Где Вы встречались?

Борис: В овраге за садом.

Следователь: Кто еще знал о Ваших встречах?

Борис: Никто кроме Вари и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала.

Следователь: Катя просила Вас взять ее с собой в Сибирь. Почему Вы ей отказали?

Борис: Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.

Следователь: Таким образом, получается, что Вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа, еще одна причина гибели Катерины — это трусость, безволие ее возлюбленного.

Допрос Варвары.

Судья: Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.

Следователь: Что вы можете сказать о личности погибшей?

Следователь: Как Вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?

Судья: Спасибо. В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. Зачитайте, пожалуйста.

Судья: Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. Петерь слово предоставляется суду присяжных для вынесения основного заключения.

Судья: На этом заседание объявляется закрытым.

Проверка изученного материала

*Тестирование

Итак, под занавес давайте закрепим наши знания .

1. Определите жанр произведения.

а) семейно-бытовая драма

г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

д) психологическая драма

3. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

а) символическими деталями — калитка, забор

б) конкретными авторскими указаниями, ремарками

в) отсутствием связи с другими городами

г) образом Феклуши

4. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) описать волжский берег

5. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха — Дикой

б) Катерина — Варвара

в) Катерина — Кабаниха

г) Катерина — Тихон

а) Н. А. Добролюбову

в) В. Г. Белинскому

г) И. А. Гончарову

8. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?

а) публичное признание Катерины в своей греховности

б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы

г) в пьесе отсутствует кульминация

9. С кем убегает из дома Варвара в конце пьесы?

а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии

г) построил здание Малого театра

Можно ли сказать, что такие люди, такие нравы господствуют только в Калинове?

Добролюбов писал, что есть что-то освежающее вместе с тем в этой пьесе. Что?

Что доказывает, что мир Диких и Кабаних пошатнулся?

*Слово учителя

Хочу закончить свое выступление, обратившись к эпиграфу урока.

Гибель Катерины показала их бессилие, нежелание и неумение бороться. Все они виноваты в смерти Кати, и эта смерть пробудила в них чувство протеста. (Варвара ушла из дома, Тихон не станет подчиняться маменьке, Кулигины станут смелее).

Островский показал слабых людей, которые не смогли бороться за свою судьбу, а значит не достойны лучшей жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.

Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования технологий составления интеллект-карт, дискуссии).

Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.

Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования технологий составления интеллект-карт, дискуссии).

- выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы;

- выявить сильные и слабые стороны представителей молодого поколения в пьесе;

- совершенствовать работу с тестами;

- подготовиться к контрольному тесту.

- развитие внимания (при работе с фрагментами);

- развитие мышления (наблюдения над поступками героев, выводы);

- развитие воображения (связь с современностью);

- развитие устной и письменной речи.

- воспитание чувства собственного достоинства;

- формирование активной жизненной позиции;

- преодоление страха перед нравственным выбором.

Человек всегда свободен, он всегда волен

сделать свой выбор: нет обстоятельств,

которые бы сделали человека своим рабом,

если он сам этого не захочет.

Мишель де Монтень, французский юрист, политик и философ,

занимавшийся проблемами морали.

Замечательный писатель,очеркист. 16 век

I. Слово учителя.

(Приложение 1- презентация к уроку)

К обсуждению проблемы в качестве эпиграфа я взяла высказывание философа 16 в. М.Монтеня.

Слово учителя: Напомню вам, что русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Только в русской литературе обращается так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души.

Перед вами галерея женских образов, перелистаем страницы любимых книг

Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Анна Сергеевна Одинцова, Сонечка Мармеладова, Катерина Кабанова.

Итак, начинаем, занавес поднимается.

Вспомним правила работы с интеллект-картой на уроке.

А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, еёизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому. Обратимся к интеллект-карте №2 «Гроза – действующее лицо пьесы.

К образу грозы обращались не только писатели, поэты, художники, композиторы. Один из них итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник Антонио Вивальди. Послушаем фрагмент его пьесы.

-Подберите синонимы к этому слову.

Учитель: Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности и искренности?

Докажем это примерами из текста.

Известно, что человека формирует его среда обитания, какие-то обстоятельства.

-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)

- Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.

-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)

- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)

Учитель: Правильно. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье

В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.)

Вывод: -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?

Качества характера Катерины

(дети поочередно называют основные черты характера героини, открывающиеся на слайде: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)

РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ

- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)

Ключ держат в руках многие известные нам литературные персонажи.

-Кого вы можете назвать? И для чего им ключ?(Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе)

Давайте убедимся в этом: чтение монолога наизусть раннее подготовленной ученицей.

-А как вы считаете, это грех?

- Что такое любовь для Катерины?-А что такое любовь для Катерины? Ответ попытаемся найти в д.4 (явл.6) и 5.

Один из последних поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах - старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).

Катерина - верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья” (Лермонтов “Родина”). Но главное - голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается ее удержать.

Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.

Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром. А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).

Не смогла удержать Катерина - чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по-своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие.

Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над героиней норм религиозной нравственности. Но можно ли считать ее покаяние слабостью?

- Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).

- Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?

1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?

2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.

3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.

Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду. ”.

-Так чем же для Катерины стала любовь? (Грех, погибель – слайд 17) (Ответы учеников:

1. Катерина принимает решение умереть. Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.

КАТЕРИНА В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

-Так что же представляет собой гибель Катерины- силу или слабость? (Сила)

-Ваше отношение к поступку Катерины с позиции человека современного мира.

Читайте также: