Конспект занятия пришла зима в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, высшая категория, воспитатель ДОУ №1 г. Феодосия.

Программное содержание:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.
Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
Обогащать активный словарь детей.
Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Оборудование:

Ход занятия:

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было? Осенью. Какая именно пора осени? Поздняя осень. А что сейчас изменилось в природе? (Ответы детей). Какое время года пришло на смену осени? Зима. Послушайте стихотворение о зиме.

Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.

Днём с детьми на коньках
Всё катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается.

В окнах пишет узор
Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей ёлочкой.
(Р. А. Кудашева)

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице .
(мороз)

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек
Что всегда холодный .
(снег)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)

Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел .
(сосульки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает .
(снеговик)

Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим .
(лед)

Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый .
(Дед Мороз)

Белые – белые
(Руки подняли вверх, потянулись)

В декабре – в декабре
(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)

Елочки – елочки
(Руки подняли вверх, потянулись)

Во дворе – во дворе
(Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе)

Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)

Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)

Скользкие – скользкие
В декабре – декабре
(Имитация скольжения ногами)

Горочки – горочки
Во дворе – во дворе.
(Приседания)

Звонкие – звонкие
В декабре – в декабре
(Махи руками)

Песенки – песенки
Во дворе – во дворе.
(Прыжки на месте)

Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)

Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники?

День Святого Николая

В одной из легенд говорится, что Святой Николай ввел в обычай дарить подарки на Рождество. Сам он дарил подарки тайно и долгое время никто не знал, от кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки. Потому, наверное, Святой Николай и сейчас приходит в дом невидимкой — детишки, которые весь год были послушными, утром находят подарки у себя под подушкой.

Под подушку загляни –
Там подарочек найди,
От святого Николая
Милость пусть придет большая!

В праздник этот чудеса
Открывают нам глаза,
Чтобы счастливы мы были
И друг друга чтоб любили.

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья.

Новый год — праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.

Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый Год —
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? .
(Новый год)

После Нового года будет еще много праздников в январе и феврале, но о них мы поговорим позднее, а сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму художники. (Показ).

Рассматривание одной из картин

Из чего нам понятно, что изображена зима?
Что изобразил художник?
Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?
Какого цвета краски использовал художник?
Нравится ли вам эта картина?
Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.

Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Цель: расширять знание детей о зиме, зимних явлениях природы.

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие: учить слушать сверстников, поддерживать беседу, формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива; Речевое развитие: Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением, развивать связную речь, активизировать словарный запас детей, Обогащать активный словарь детей

Методы и приемы:

• Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;

• Наглядные – показ иллюстраций;

• Практические – игровые упражнения, д/и, динамическая пауза;

• Игровые – игровая мотивация, загадки;

Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы.

Ход ООД.

1. Организационно-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)

Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)

Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

Ребята, посмотри кто пришел к нам в гости. Это Снеговик. Ребята, но почему то он грустный. Он не знает пришла зима или нет? Ему очень хочется на улицу, но выйти он бояться, потому что может растаять. Поможем нашему гостю поднять настроение и узнать какое время года сейчас у нас на улице.

2. Содержательный этап.

- Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди.

- В какое время года так было? (Осенью)

- А что сейчас изменилось в природе? (Ответы детей).

- Какое время года пришло на смену осени? (Зима.)

- Послушайте стихотворение о зиме.

Вот зима пришла Серебристая,

Белым снегом замела

Днём с детьми на коньках

Ночью в снежных огоньках

В окнах пишет узор

И стучится к нам во двор

Со свежей ёлочкой. (Р. А. Кудашева)

-Какое время года описывает автор в стихотворении? (ответы детей)

Ребятки, давайте поиграем в игру и научим снеговика зимнем словам.

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.

(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи). Молодцы.

Отгадывание зимних загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Не сосите, сорванцы,

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

Физминутка На дворе у нас мороз Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

3. Оценочно-рефлексивный этап.

Ребята, кому мы сегодня с вами помогали?

Какие задания выполняли? (ответы детей)

Как вы считаете вы сегодня справились со всеми заданиями? считаете, что у вас все получилось поднимете смайлик веселый- веселинку. А если считаете, что что не получилось, поднимете смайлик грустный – грустинку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Цель : Расширить знания детей о зимних явлениях природы.

1.Образовательные: Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу. Активизировать словарный запас детей; закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.

2. Развивающие: Развивать чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в коллективной работе. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.

3.Воспитательные: Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

Интеграция образовательных областей :

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Художетсвенно-эстетическое развитие;

• Речевое развитие;

• Физическое развитие.

Обеспечение занятия:

Для воспитателя: картины с зимним пейзажем для оформления группы, аудиозапись со звуками вьюги, метели, снежинки из бумаги для оформления группы, подборка художественной литературы по теме.

Для детей: снежинки на ниточках для дыхательной гимнастики (по количеству детей, елочки из картона на каждого ребенка (сделаны на предварительной работе, ватман, вата, клей, кисточка, заготовки из картона (солнышко, снегирь, снежинки, дом); разрезной пазл хватательные движения, словно ловят снежинки.

по количеству детей.

1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

2. Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;

3. Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;

4. Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами;

План совместной деятельности

1. Мотивация детей на посещение зимней мастерской.

2. Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу.

Ход совместной деятельности.

Мотивационно – ориентировочный, организационный этап

Утро доброе начнется, Доброе утро!

Отгадайте загадку, и узнаете,о каком времени года сегодня пойдет речь:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима (ответы детей)

- Да, верно, - это зима.

- А хотели бы вы побывать в гостях у зимы? (Да)

- Путь к ней будет не лёгким. Будьте готовы к препятствиям. Готовы? Тогда давайте собираться в дорогу. Нам с вами необходимо будет надеть теплые вещи.

С помощью имитации

надеваем штаны, брюки, носки; Дети делают легкое поглаживание ног,

надеваем кофты; Поглаживание рук, живота,

надеваем валенки; Поглаживание ног от пальцев до колена,

надеваем шапки; Поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязок,

застегиваем пуговицы на пуховиках, Точечные движения от шеи до живота,

завязываем шарфы. Имитация завязывания.

- Тогда в путь! Повертелись – покружились, у зимы в гостях очутились.

Дети под музыкальное сопровождение кружатся вместе с воспитателем. Кружатся вокруг себя.

- Вот мы и попали в гости к зиме. Посмотрите сколько снега намело, сугробы кругом.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать топают ногами

И ладошками похлопать. дети хлопают себя ладонями по плечам

С неба падают снежинки, дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, потягивания — руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. дети садятся на свои места.

- Ребята, а как вы думаете, какая погода бывает зимой? (ответы детей)

- Скажите ребята, чем вы любите заниматься в это время года? (ответы детей)

- Я предлагаю вам подойти к столам и собрать пазл, чтобы нам с вами узнать, какую зимнюю забаву любят все дети и даже некоторые взрослые.

Дети собирают пазл

- Здорово! Что у вас получились? (ответы детей)

- А вы любите кататься на санках? (ответы детей)

- Каким бывает снег? (ответы детей)

-На что похожи снежинки? (ответы детей)

- На что похож снег? (ответы детей)

- Какие же Вы молодцы. Вы все знаете про зиму.

- Давайте прочтем стихотворение о зиме С.Есенина:

Хочет в мягких снегах

Ветер резвый уснул

Ни проехать в лесу,

- Ребята, у меня есть необычные снежинки, хотите поиграть с ними? (каждому дать по снежинке, привязанной на ниточке) .

- Посмотрите на снежинки, какие они? (ответы детей)

- Действительно, снежинки белые, легкие. Давайте сейчас с ними поиграем.

Чтобы нам снежинку сдуть, нужно глубоко вдохнуть. (Дети выполняют упражнения на дыхание)

- Ребята, посмотрите, мы дошли с вами до зимней мастерской,но чтобы в нее войти необходимо выбрать верные утверждения:

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю. Дети катаются на санках, играют в снежки.

3. Под окном кружится снег. В весеннем лесу трещит мороз.

5. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

- Вы все верно ответили и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите, пожалуйста. (Дети проходят к столу, на котором лежат атрибуты).

- Что вы видите в мастерской? (ответы детей)

-Давайте елочки укроем снегом, чтобы они не замерзли. Как мы это сделаем?

(Дети наклеивают вату на поверхность елочек, а затем елочку на общий ватман.)

- А теперь, вы можете пофантазировать и дополнить зимний пейзаж остальными предметами, которые лежат на столе.

- Молодцы! Вы, хорошо справились с работой.

Дети берут снежинку, говорят волшебные слова. Звучит музыка. Дети под музыку возвращаются в детский сад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;

обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Предварительная работа:

Наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой на прогулочном участке.

Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей.

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.

- Ребята, посмотрите к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними!

- Посмотрите, к нам пришел еще один необычный гость!

- Медвежонок, как ты здесь оказался?

- Да, мишка, конечно, мы тебе обо всем расскажем.

В. скажите, какие приметы зимы вы знаете?

Дети: снег,снегопад, метель, сугробы, лед мороз.

Вос-ль: Какая погода бывает зимой?

Дети: Холодная, морозная, снежная.

Вос-ль: Скажите, ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное время года?

Дети: кататься на санках, ледянках, тюбингах, играть в снежки, валяться в снегу, лепить снеговиков.

Вос-ль: А из чего лепят снеговиков на улице?

Вос-ль: Каким бывает снег?

Дети: пушистым, холодным, липким, блестящим, мокрым.

Вос-ль: Ребята, из чего состоит снег?

Дети: из снежинок.

Вос-ль: на что они похожи?

Дети: на звездочки.

Вос-ль: Кто знает, почему в морозную погоду скрипит снег, когда по нему шагаешь?

Дети: так как ломаются лучики у снежинки.

Вос-ль: На что похож снег?

Дети: на вату, на сахар. (Сравнить снег и вату)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

И под утро снегом

Темный лес, что шапкой

И заснул под нею

- Как стали одеваться люди?

- Зима – это не только самое холодное, но и самое сложное время года в жизни птиц и животных.

- Каких птиц можно встретить зимой на улице?

- Как им помогают люди?

- Как готовятся к зиме дикие животные?

- Кто меняет шубку?

- Давайте мы с вами превратимся в зайчиков и поиграем.

На лесной полянке веселились зайки,

Вот какие зайки, зайки – попрыгайки.

Сели заиньки в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, зайки - попрыгайки.

Зайкам холодно си деть , надо лапоньки погреть.

Вот так , вот так надо лапоньки погреть.

Вдруг бежит лисичка хитрая сестричка!

Зайки, зайки вот беда разбегайтесь кто куда!

- А сейчас я расскажу вам зимнюю сказку.

- Жила - была бабушка - вьюга. Была у нее большая и красивая пуховая шаль, украшенная необыкновенными снежинками. Ночью красавицы – снежинки отдыхали на пушистой шали. Когда бабушка – вьюга просыпалась, она брала свою удивительную шаль, встряхивала ее, и тогда снежинки разлетались по всей необъятной земле, которую они укрывали теплым пушистым белоснежным одеялом. Вот так и к нам прилетели эти удивительные снежинки.

- А сейчас, ребята мы с вами немного поиграем.

Мы шагаем по сугробам – (Дети идут, высоко поднимая ноги)

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу. – (смотрят вокруг)

Под ногами снег хрустит. – (топают ногами).

Дует, дует ветерок, − (плавные движения рук вправо-влево)

И летит, летит – (плавные движения рук вниз-вверх)

Закружился, заблестел – (покружиться)

Над полянкой полетел – (легкий бег на месте)

А потом на землю пал – (присесть, обнять колени)

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

На пенечки мы пойдем – (присесть, обнять колени)

Посидим и отдохнем.

- Ребята, а какие зимние забавы вы знаете?

- Давайте, ребята, сейчас позабавимся, в снежки поиграем.

Раз, два, три, четыре

С вами мы снежки лепили.

Твердый, круглый, гладкий и совсем, совсем, не сладкий.

Раз подбросим, два поймаем, три уроним и сломаем.

Вос-ль: Молодцы. А сейчас я хочу уточнить, все ли вы знаете о зиме. Я буду вам говорить о зиме, а вы должны выбрать верные утверждения. Если есть ошибка, ее находите и топаете ножками. Если ошибки нет, вы хлопаете в ладоши.

1.Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями расцвели цветы. (Нет)

2.Зима у нас морозная и снежная. Теплый снег падает на землю. Дети катаются на санках, играют в снежки. (Нет)

3.Под окном кружится снег. В весеннем лесу трещит мороз (Нет)

4.Зимой в лесу тихо. С неба падают и искрятся легкие снежинки. (Да)

5. Зимой птицам холодно, голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки хлебные крошки и наливают сок. (Нет)

6.Зимой дети катаются на лыжах, а летом – на велосипедах. (Да)

Вос-ль: Молодцы, вы нашли все ошибки, которые я сделала. Вы хорошо знаете зиму и очень внимательны. Давайте похлопаем в ладоши. Ребята, посмотрите, зима для угощения передала тарелку со снегом. Как вы думаете, можно ли кушать снег?

Дети: Нет, мы не будем кушать снег. Он холодный, грязный, можно простудиться и заболеть.

Вос-ль: Правильно, ребята. (Предлагаю посмотреть, какая грязная вода от растаявшего снега). Для людей снег не подойдет ни в качестве еды, ни в качестве одежды. А вот природа не обходится без снега. Вспомните, ребята, что сделал мороз, чтобы елочка в лесу не замерзла?

Дети: Мороз укутал елочку снегом, чтобы она не замерзла. Пальчиковая гимнастика.

В воздухе летают,

Мишка вот мы тебе все и рассказали и показали, что умеем делать. Тебе, у нас понравилось? Ребята, большое вам спасибо за интересную встречу. А, сейчас я побыстрее пойду домой пока мама не проснулась. До свидания!

Читайте также: