4 класс земля кормилица конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира в 4 классе.

Дата проведения: 06.12.2016г.

Учитель: Чугунова Светлана Владимировна.

Тема: Земля-кормилица.

Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом. Узнать, какие почвы есть в нашем крае. Дать знания учащимся о причинах разрушения почв и их охране.

Задачи урока:

изучить разные виды почв и их состав;

изучить виды разрушения почв и методы борьбы;

объяснить правила охраны почв.

Развивающие:

развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение, работать с текстом учебника.

Воспитательные:

способствовать развитию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

продолжать формировать интеллектуальные умения: строить рассуждение, доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Метапредметные:

умение ставить цель и определять задачи деятельности на уроке;

получать необходимую информацию из различных источников;

взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий;

формулировать выводы из изученного материала;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

знать и уметь называть основные виды почв;

различать основные виды почв;

строить макет разреза почвы;

объяснять, почему происходит смена почв в нашей стране.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;

уметь выделять главное при работе с текстом;

давать определения, отвечать на вопросы, делать выводы.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

уметь осуществлять самоконтроль, самооценку и оценку деятельности других учащихся.

Коммуникативные:

умение работать в группах;

отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, самостоятельная.

Метод обучения: проблемный, словесный, наглядный.

1.Организационный момент.

-Ребята, давайте начнём наш урок с такого девиза: Мы хороший, дружный класс, всё получится у нас.

2. Проверка домашнего задания.

- Вам было предложено найти дома загадки про полезные ископаемые. Какие загадки вы нашли?

1.Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2 .Оно варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железо)

3 .Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

4 .Если встретишь на дороге,

т о увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

5 .Он чёрный, блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

6. Его на земле больше всего.

Тебе он знаком хорошо.

Без него не обойдутся

Ни машины, ни конфеты,

Ни станки , и ни ракеты. (Алюминий)

7.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8 .Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Людям помощник настоящий . (Песок)

9 .Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф )

10. На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек.(Газ)

-Молодцы. Проверим, как вы усвоили прошлую тему. Выполним тест. На листочках будете записывать номер вопроса и тот ответ, который выбираете. После выполнения задания, проверьте друг у друга ответы.

3.Формулирование темы и целей урока.

- Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей ( слайд ).

Спрячешь картофелину - вытащишь много ( слайд ) .

Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд ).

Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд ).

- Как вы думаете, сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Как она называется? (Земля).

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Спит земля, запорошены пашни
Снег пушист словно пух лебедей.
До весны как в блаженстве пьянящем
Набирается сил для людей.
Спит земля. От трудов отдыхает,
Собирает все силы в кулак.
И проснётся весною, я знаю,
Уродит нам Кормилица, злак!

-Как назвал поэт землю? Кто такая кормилица?

- Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. (Слайд )

- Так какая же тема нашего урока? (Земля – кормилица)(Слайд)

- В толковом словаре Ожегова есть несколько значений слова Земля. (Слайд)

- Так о какой же земле мы будем говорить на уроке? (О почве)

-Зная тему нашего урока, чтобы вы хотели узнать?(ответы детей)

- Нам сегодня предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей, познакомиться с различными видами почв. Узнать какие почвы есть в нашем крае. А также выяснить, что приносит почве вред, чем это грозит окружающей среде и что необходимо делать для охраны почвы.

4.Открытие новых знаний.

-Вспомним, что называется почвой? (Слайд)

- Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие - очень древнее занятие населения. В VIII – VI тысячелетиях до н. э. человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю его жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества. Плодородные поля всегда считались большой ценностью и из-за них в мире часто происходили конфликты, столкновения и войны.

Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось в поговорках, пословицах, песнях. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает в чужих краях. Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым.

Неспроста о земле создано много пословиц. Вот некоторые из них. (Слайд). Ребята, какие пословицы о земле вы знаете?

- Тысячи лет человек пахал землю, засеивал ее, собирал урожаи. Что знали о почве земледельцы, ученые? В России изучение почв началось в 15 веке.

- Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв.

Науку о почвах – почвоведение - создал русский ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. Сейчас мы посмотрим исследовательскую работу-презентацию Князевой Юлии.

- Назовите основное свойство почвы. (Плодородие)

- От чего зависит плодородие? (От количества перегноя)

-Правильно. По-другому его ещё называют - гумус.

-Посмотрите на образцы почв в учебнике. Что заметили? (Почвы разного цвета).

- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя.)

- Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. От количества перегноя зависят типы почв.

- На процесс почвообразования оказывают влияние многие факторы: климат, рельеф и деятельность человека. Климат влияет на скорость образования почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идёт промыв, из неё вымывается органическое вещество. Гумуса в таких почвах мало. При недостаточной влажности, гумуса накапливается больше. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, процесс почвообразования значительно замедляется.

- Сейчас мы рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране. (слайды)

- В тундре распространены тундровые почвы.

Тундровая почва - светлая, в ней мало перегноя. ( слайд ).

- В тайге - подзолистая почва сероватого цвета. (слайд ).

- В лиственных лесах - серые лесные почвы, в ней много песка. (слайд ).

- В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд ).

- Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд).

- Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд).

-Ребята, а как вы думаете, какие почвы могут быть в нашем крае? (Ответы уч-ся)

- Давайте проверим ваши предположения.

-В каких природных зонах располагается Рязанская область?

(Рязанская область расположена в пределах трёх зон: смешанных лесов, лиственных лесов и лесостепной зоне.) (слайд)

-Каждой зоне соответствует свой вид почвы. Давайте рассмотрим таблицу. (На столах) (слайд)

(Дети рассматривают таблицу почв Рязанской области)

-Так какие почвы присутствуют в Рязанской области?

(Дети делают вывод)

-Для левобережья Оки характерны дерново – подзолистые почвы, для правобережья – серые лесные почвы, на юго – западе области – чернозёмы. А на заболоченных участках Мещеры расположены болотные торфяные почвы.

-Рассмотрите диаграмму. Какие же почвы преобладают в нашем крае? (Дерново-подзолистые)

1ученик . Под смешанными лесами формируются серые лесные почвы. Эти почвы – серого цвета, напоминают золу. Перегноя в серых лесных почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений.(Слайд)

2 ученик. Подзолистые почвы формируются под хвойными лесами в зоне избыточного увлажнения. Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой минеральные вещества и органические соединения в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Эти почвы бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны.(Слайд)

3 ученик. Чернозёмные почвы – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозёма. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию, так как там почва не такая плодородная. (Слайд)

- А сейчас я предлагаю вам вылепить из пластилина макет разреза почвы характерной для нашего края. Для своей работы вы выбираете один из 3-х видов почвы. Ваша задача – правильно передать цвет разреза почвы. У вас на партах есть всё необходимое для работы. Подумайте, какой цвет пластилина вам понадобится. Когда работы будут закончены, сверьтесь с образцом учебника и поставьте друг другу за работу оценки.

(Дети делают макет разреза почв, ставят друг другу оценки.)

-Давайте посмотрим макеты дерново-подзолистой почвы (выходят к доске), серой лесной (выходят к доске), чернозёма (выходят к доске).

-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

Физкультминутка (проводит дежурный)


-Ребята, как вы считаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

- Что разрушает почву? Чем это грозит окружающей среде? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на эти вопросы вы найдёте в учебнике на стр. 162.(Самостоятельное чтение).

- Так что же вредно почве, а что полезно. Нам предстоит это узнать.

1 группа – что разрушает почву?

( Ядохимикаты, излишки удобрений, слишком обильные поливы. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие, рытьё котлованов, от гусениц тракторов, от свалок, от кислотных дождей. Загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами происходит в основном за счет промышленных выбросов и бессистемного захоронения в почву токсичных отходов. Пестициды – это вещества, которые используют для борьбы с насекомыми, сорными растениями.

Учитель дополняет: Разрушение почвы дождями и ветром называется эрозия. После сильного дождя по земле текут мутные ручьи. Муть - не что иное , как частички почвы смытые водой. Глубокие раны наносит она земле: за несколько лет промывает огромные овраги. Везде, где есть уклон, вода смывает с него почти всю почву. Происходит водная эрозия.

Эрозия может наступать и при неправильной обработке почвы. Трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. При дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя овраги.

2 группа – к чему может привести разрушение почвы?

(Ухудшиться плодородие почвы, негде будет сажать, это грозит голодом. Влияет на здоровье людей. С мусором в почву попадают бактерии и другие вредные вещества, которые вызывают тяжёлые болезни и даже смерть. Растения поглощают и накапливают токсичные вещества (при избыточном внесении удобрений). Нитраты могут вызвать отравления. Может заболеть скот, а от него и люди. Изменится экологическое равновесие, т.к. в почве живут многие животные и организмы(дождевые черви)

3 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых?

(Необходимо снимать слой почвы, а потом класть на прежнее место или использовать его при озеленении территории)

4 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, не вдоль склонов, а поперёк. Сажать деревья и кустарники вдоль берегов водоёмов, рек и каналов. Закреплять склоны оврагов. Правильно вести сельскохозяйственные работы.)

5 группа – что нужно делать, чтобы сохранить почву?

(Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты, не бросать мусор, свалки мусора должны быть в строго отведённом месте, заводам и фабрикам не сливать в почву отходы).

- А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почв. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.(Слайд)

- Потерять плодородие легко, а воссоздать трудно. Образование почвы идёт очень медленно. А чтобы вы поняли насколько, я предлагаю вам решить несложную задачу.

Задача. - Слой почвы толщиной в 1 см образуется в среднем за 250 - 300 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? (2 – 3 мм)

- А теперь только представьте, что произойдёт с нашей планетой, если мы не будем бережно относиться к почве. Какой бедой для всего человечества это может обернуться. Мы иногда забываем, что на этой земле мы не последние жители, а после нас ещё будут жить наши внуки и правнуки. Так что же мы оставим им в наследство? Посмотрите на эти фото и задумайтесь. (Слайды под музыку)

- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

- Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира), Всемирный фонд дикой природы, МСОП – Международный союз охраны природы.

В нашей стране также есть много организаций, которые следят за охраной природы, такие как: ВООП – Всероссийское общество охраны природы, Росприроднадзор и др. Кроме этого создана Красная книга почв России. Она содержит необходимые сведения о конкретных почвенных объектах, представленных к особой охране. Заносимые объекты включают площадь объекта, его картографическое изображение, рекомендуемые формы охраны.

- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? ( Сажать деревья, не засорять почву, беречь растения, бороться с оврагами.)

5.Закрепление новых знаний.

-Давайте закрепим полученные знания.

- Какие бывают почвы?

- Почему надо бережно относиться к почвам?

- Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

6. Рефлексия.

- Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили?

- Что узнали нового?

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

- Удалось нам достичь цели урока?

- Давайте оценим работу в группах. Какая группа лучше справилась с заданием.

- Как вы думаете, те знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам в жизни?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хотелось бы отметить работу…… Оценки за урок.

Знакомство учащихся с различными видами почв и их составом.

  • Сформировать представление о почве как плодородном верхнем слое земли.
  • Развивать интерес к предмету, познавательную активность, умение анализировать, наблюдать, делать выводы на основе простейших опытов, высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения;
  • Содействовать воспитанию бережного отношения к почве, как к “Земле-кормилице”, к своему родному краю, чувство уверенности в себе, уважение друг к другу и к окружающим, аккуратность во время выполнения практической работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: диалогический и частично – поисковый.

Приемы: эвристическая беседа, рассказ, лабораторная работа в группах, индивидуальная работа.

  • материал для опыта: салфетка, почва, горелка, сухое горючее, стаканы с водой на парту, одноразовые ложечки, фарфоровое блюдце, стекло;
  • таблица “Типы почв

3. Новый материал.

Составление плана работы

3. Лабораторная работа.

Работа в малых группах.

Каждой группе дан план работы на отдельных листочках, прочитав его ребята выполняют простейшие опыты.

Проведение опыта учителем.

4. Работа по теме урока (Продолжение)

5. Работа с учебником

Работа с учебным пособием Бабакова Т.А.

Работа с учебником.

6. Работа в малых группах и обмен мнениями

9. Домашнее задание.

- Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

- Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”.

Кто такие исследователи?

Что мы с вами исследовали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые)

Что такое полезные ископаемые? (…..)

Учитель читает определения, а учащиеся записывают ответы:

  • - Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)
  • Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)
  • - Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь).
  • - Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)
  • - Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)
  • - Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть).
  • - Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок).

- Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)

- Проверим, какие полезные ископаемые вы записали? (Взаимопроверка и выставление оценок учащимися)
Учитель зачитывает ответы, а дети ставят

Где добывают полезные ископаемые? ( в земле)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

Землю часто называют кормилицей. Почему?

Как вы понимаете это выражение?

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна око-

- Что называют волшебной кладовой? Почему?

- Что издавна делает земля-матушка?

- Как можно назвать землю?

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей
Какая тема нашего урока?

Вспомните, как называется верхний слой земли (почва)

- Можно ли почвой назвать каменистые россыпи гор, песчаные пространства пустынь? Почему? (Ответы детей).
- Почему посеянные семена в почву прорастают и из них вырастают растения, а в каменистых россыпях нет?

- Научные сотрудники работают по плану. Давайте и мы составим план работы на уроке.

- Вспомните, как называется верхний слой земли.

Учащиеся: Верхний слой земли называется почвой.

- Прежде всего, надо дать научное определение почвы. Каким будет первый пункт плана?

Учащиеся: Что такое почва?

- Что ещё хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает?

- Каким будет 2 пункт плана?

Учащиеся: Свойства почвы.

- Как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?

Учащиеся: Почвы разные.

- С чем же познакомимся?

- Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?

- Зачем человеку нужны знания о почве?

Сегодня на уроке мы получим ответы на эти вопросы.

- Прочитаем составленный нами план.

1-й опыт: -Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).

- О чем это говорит? (В воде есть воздух)

Вывод: в состав почвы входит воздух. (Вывешивается табличка со словом воздух в схему).

2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

Вывод: в почве есть вода. (Вывешивается табличка со словом вода в схему).

3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).

Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).

4-й опыт: - Следующий опыт буду проделывать я, а вы будете наблюдать. Беру немного почвы и нагреваю ее немного. Что вы видите и чувствуете? (Ответ детей). Неприятный запах, появляется дымок, как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей: горят остатки листьев). Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Вывод: в составе почвы есть перегонной – гумус. (Вывешивается табличка со словом гумус в схему).

5-й опыт: - Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что видите? (Вода испарилась, и появился осадок белый). На стекле образовался белый налет. Что это такое? Это соли – питательные вещества, необходимые растениям.

Вывод: в почве есть соли. (Вывешивается табличка со словом соли в схему).

Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва? (Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).

Какого он цвета? ( Чёрный)

Вывод: - ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли.

Вывод: Какими свойствами обладает почва? (ВОЗДУХ, ВОДА, СОЛИ,ГУМУС. )

- В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Учащиеся: От количества перегноя.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Везде ли почвы одинаковы?

Учитель начальных классов:

- В природе существует большое число типов почв.

От чего это зависит?

Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

- Науку о почвах - почвоведени е создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

- В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв

  • Почему так по-разному выглядят эти образцы почв?
  • От чего это зависит? .
  • Какая почва самая плодородная ? (чернозём) Почему?

Стр 172 чтение почвах

) Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

2) Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

3) Подзолистая почва – по цвету напоминает золу. Встречаются в тайге и смешанных лесах.

4) Чернозёмная почва. В ней много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. В степях.

5) Луговая. Формируются под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями

6) Болотная. Формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

7) Торфяная - подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

Найдите ответы на вопросы:

1. Какие почвы самые плодородные?

2. Самые распространённые?

- Какие почвы распространены в нашей Республике Карелия?

Почему почвы получили такое название?

-Землю с давних пор люди называют кормилицей. Во времена, когда они ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки, орехи. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

_Почему землю называют КОРМИЛИЦЕЙ?

- Ребята, как вы думаете нужно ли почву охранять?

Как это сделать?

- Что разрушает почву?

  • Вода и ветер (на открытых пространствах).
  • Вырубка леса.
  • Неправильная вспашка почвы.
  • Отсутствие водоёма.
  • Выжигание трав.
  • Строительство дорог, домов.

- Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой.

Почву восстановить может сама природа, причём очень медленно: за 100 лет – 1 см

Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

- Какие организации вы знаете?

Учащиеся: Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).

- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы?

- Земля – кормилица нуждается в защите. Ведь 1см почвы образуется в природе за 250-300 лет.

-Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:

- Сегодня на уроке было интересно.

- Для меня было открытием.

- Свой опыт я могу применить.

- Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

- Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли.

- А закончим наш урок поэтическими строками (хором с экрана).

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — применять правила делового сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

- Найдите и покажите на карте месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

— Где на территории нашего края добывают полезные ископаемые? (Ответы детей.)

2. Словарный диктант

— Подготовьте карточки с условными обозначениями полезных ископаемых. Узнайте полезное ископаемое, покажите нужную карточку.

• Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф.)

• Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.)

• Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь.)

• Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит.)

• Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк.)

• Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.)

• Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок.)

• Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина.)

• На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

3. Индивидуальное задание на карточке

— Опишите полезное ископаемое по плану.

3. Способ добычи.

4. Значение, применение. (Учащиеся получают образцы полезных ископаемых.)

- Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.

с резким запахом

железная руда легче воды

4. Тест

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

2. К полезным ископаемым относятся:

а) кирпич,бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

в) нефть, газ, глина +

3. В строительстве используются:

а) торф, железная руда, самоцветы

б) песок, глина, гранит +

в) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды +

5. При помощи буровых установок добывают:

а) нефть, природный газ +

б) калийную соль, алмазы

в) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, антрацит, железную руду +

в) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

а) известняк, песок, глину +

б) золото, малахит, мрамор

в) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, - это:

а) алмаз, известняк, графит

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, нефть, торф +

— Кто побывал в краеведческом музее и узнал что-то новое о полезных ископаемых?

— Кто узнал, какие полезные ископаемые или продукты их переработки использует ваша семья? (Высказывания учащихся.)

III. Самоопределение к деятельности

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

— Как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания учащихся.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, рассуждать, делать выводы.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей. Вспомните, как называется верхний слой земли. (Почва.)

— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

— Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

— Вспомним, что входит в состав почвы. (Воздух, вода, песок, глина, перегной — гумус, минеральные соли.)

- От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

В природе существует большое число типов почв. Тип почвы зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы.

2. Работа по учебнику

(Ученики рассматривают изображения образцов почв, отвечают на вопросы. Проверяют себя по тексту учебника на с. 171.)

- Что нового узнали? (Ответы детей.)

(Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на ее поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твердая и плотная, ее трудно обрабатывать.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Это верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

— Что называют волшебной кладовой и почему? (Землю. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т. д.)

— Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

— И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

V. Первичное закрепление

Работа в группах

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

(Ученики высказывают предположения.)

— А как проверить, кто прав? (Изучить литературу, ресурсы сети Интернет.)

— Предлагаю поработать в группах с краеведческой литературой и найти информацию о почвах нашего края.

(Ученики работают в группах, узнают все о почвах своего края и записывают информацию, выполняя задание 2 на с. 75 рабочей тетради.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Кроссворд


1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.) 2. Одна из составных частей почвы. (Песок.) 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 4. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

— Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не станет? (Высказывания детей.)

- Какой из этого можно сделать вывод?

2. Работа по учебнику

(Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

— Что разрушает почву? (Вода и ветер (на открытых пространствах), вырубка леса, неправильная вспашка поля, выжигание трав, строительство дорог, домов.)

- Что необходимо делать для защиты почвы?

(Дети приводят примеры, учитель прикрепляет на доску по их ответам карточки.)

• Бороться е оврагами.

Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, причем очень медленно. Охрана почвы — это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Расшифруйте условные знаки в задании 4 на с. 75. Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?

— Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию оврагов?

- Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?

- Назовите самых распространенных животных почв.

ОДЖЕДЫBE ЕЧРИ В (Дождевые черви.)

Оказывается, дождевые черви — безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа — великие труженики. Они делают почву более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

4. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Удалось достичь поставленной цели?

— Что называют почвой? (Почва — верхний рыхлый, плодородный слой земли.)

— Почему почвы нуждаются в защите?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

- Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

_ Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Закончим наш урок поэтическими строками.

Любите родную природу —

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою.

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 160—163 учебника.

2. Выполнить задание 1 на с. 74 рабочей тетради.

3. Вылепить из пластилина макет разреза почвы, характерной для своего края.

4. Дополнительные задания:

Плодородие – способность почвы давать хорошие урожаи.

Удобрение – вещество, вносимое в почву для повышения урожая.

Навоз – смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки,

используемая для удобрения почвы.

Торф – полезное ископаемое, образованное скоплением остатков

растений в болотистых местах.

Птичий помёт – продукт жизнедеятельности птиц, который

используется для удобрения почвы.

Зола – остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.

Ядохимикаты – химические препараты, которые используют для

борьбы с вредителями и болезнями растений.

Ключевые слова:

Почва; тундровые; подзолистые; болотные; чернозёмные; луговые;

серые лесные; перегной; торф; дёрн; плодородие; ядохимикаты;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для

общеобразоват. организаций. В 2 ч./А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 74-75.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Разбор типового тренировочного задания

А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.

Б. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, то в почве накапливаются лишние соли.

В. Почву можно поливать много и часто. Это очень полезно

Правильный вариант ответа

А. Если в почву добавлять больше положенной нормы ядохимикатов, они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: учебник, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, материал для опытов.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Индивидуальная работа по карточкам

Опишите полезное ископаемое по плану:

в) Способ добычи;

г) Значение, применение.

Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, посвященного этой теме.

Месторождения полезных ископаемых отыскивают.

а) археологи; б) геологи; в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся.

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются.

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из.

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают.

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают.

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

7. В карьерах добывают.

а) известняк, песок. глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это.

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль. мел;

в) каменный уголь. антрацит, торф.

3.Работа с картой

- Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

природного газа, торфа.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу.

- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют кормилицей, но об этом чуточку позже.

IV. Открытие новых знаний

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

- Какого цвета почва?

- Давайте выясним, что входит в состав почвы.

1. Практическая работа

Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков говорит о наличие в почве воздуха.

Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.

Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

воздух соли

песок глина

3. Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

(Потянуться вверх руками, встав на носки.)

Дружно хлопаем.

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

4. Работа с учебником

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от

расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите

несколько основных типов почв на стр.161 учебника. Изучением

почв занимаются - почвоведы. Сравните данные образцы почв.

Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие

почвы в нашем крае?

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили

5. Сказка о волшебной кладовой.

- Послушайте сказку о волшебной кладовой.

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-

матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные

- Что называют волшебной кладовой? Почему?

- Что издавна делает земля-матушка?

- Как можно назвать землю?

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и составление памятки.

Чтение статьи учебника на стр. 162-163

Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;

сажать полезащитные полосы;

умеренно поливать и употреблять удобрения.

7. Тестирование.

- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

- У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

1)Характерными почвами нашего края являются.
а) черноземы;
б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы;
г) серые лесные почвы.

2)Черноземные почвы преобладают.
а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях;
г) в пустынях.

3)Плодородие почвы зависит от количества.
а) песка;
б) перегноя;
в) глины;
г) солей.

4) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются.
а) вода;
б) воздух;
в) камни;
г) соли.

Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется.
а) песок;
б) глина;
в) перегной;
г) ил.

6)В состав почвы входят.
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7)Для защиты почвы на полях необходимо.
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8)Один сантиметр почвы в природе образуется за.
а) 100-150 лет;
б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет;
г) 1-2 года.

9)Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

8. Взаимопроверка.

- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

Читайте также: