Конспект знакомство с буквой м

Обновлено: 07.07.2024

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.

Муха - летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина - едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка - пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Анжеро – Судженский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 42
Автор материала учитель-логопед: Левина Наталья Владимировна

В:-Посмотрите на картинки на доске, назовите их.

В:-Какой звук слышится в конце каждого из них?

В:-Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Его нельзя петь, открыв рот. Есть преграда –губы. Поэтому звук [М]-согласный. Какой фишкой обозначаем согласный звук?

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В:-Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены?

Д:-Нужно взять четыре палочки, две длинных и две коротких. Длинные палочки стоят прямо, а коротенькие сложены между ними уголком вниз.

В:- Давайте сложим букву М из пластилина.

А) Соединяем буквы

5. Работа над предложением

Придумай предложение. Каждое из слов предложения должно начинаться со звука [М]. Например: Мама моет Марину.

6. Подведение итогов занятия

В:- Давайте вспомним с какой буквой вы познакомились?

Д:-С буквой М. Она согласная.

В:-Из скольких элементов состоит эта буква?

Список использованной литературы

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Конспект образовательной деятельности:

Возрастная группа: подготовительная группа

Виды деятельности детей

Продуктивная: выполнение игровых упражнений, заданий

Методы и приемы реализации содержания занятия

Общепедагогические методы и приемы

Метод формирования сознания: загадывание загадок

Метод стимулирования и мотивации деятельности: наглядный материал

Метод организации деятельности, общения и формирования опыта: выполнение игровых упражнений, заданий, физкультминутка

Интеграция образовательных областей

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Знакомство детей со звуком [м,м ” ] и буквой М.

Планируемый результат

Образовательные:

Продолжать формировать умение соотносить звук и букву; пополнять словарный запас

дети умеют слушать взрослого, выполняют все задания по инструкции и не перебивают сверстников.

Развивающие:

развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; развивать умение выполнять звуковой анализ слов

дети умеют делать звуковой анализ слова, способны на слух определять заданную букву

Воспитательные:

продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.

дети умеют соотносить звук и букву;

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Выполнение звукового анализа слов

Использование фишек для обозначения звуков

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Предметные картинки, счетные палочки, , фишки красного и синего цвета, простой карандаш, рабочая тетрадь.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Конструирование букв из счетных палочек

Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Вводная часть

Введение в тему

Воспитатель: Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала ОД) – дети встают кругом.

- Доброе утро дети, я рада видеть вас!

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы (дети соединяют ладошки друг с другом)

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новым звуком и буквой. Вы готовы?

Ответы детей: да, мы готовы.

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Ребята! Только отгадав мою загадку, вы узнаете, с какой буквой познакомимся.

- Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (МЯЧИК).

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки (машина, мяч).

Как мы будем знакомиться со звуком [м] ?

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Ответы детей: будем выполнять задания и упражнения со звуком [м] .

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: правильно ребята! Но сначала давайте вспомним, с какими буквами мы уже познакомились.

Дети по очереди выходят, и один ребенок пишет счетной палочкой на спине у второго ребенка букву, а тот в свою очередь отгадывает букву.

Дети: выполняют игровое упражнение.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, предлагаю вам подготовить наш язычок к предстоящей работе.

Молодцы! Вот и подготовили наш язычок к работе.

Давайте вместе произнесем звук [м]

Дети: произносят заданный звук.

Характеристика звука

Воспитатель: А теперь, давайте дадим характеристику нашему звуку [м]

Поднесите ладонь ко рту и произнесите [м], [м’].

Воспитатель: Как выходит воздух изо рта?

Ответы детей: не свободно, толчком.

Воспитатель: Что является преградой воздуху?

Ответы детей: губы.

Воспитатель: если есть преграда воздуху, значит это какой звук?

Ответы детей: согласный.

Воспитатель: поднесите руку к горлу , произнесите [м]

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: горло дрожит?

Значит, какой звук?

Ответы детей: звонкий.

Воспитатель: а теперь произнесите [м], какой звук ?

Ответы детей: твердый.

А теперь произнесите [м’], какой звук?

Ответы детей: мягкий.

Воспитатель: Верно, молодцы ребята. Мы с вами выяснили, что звук [м]: согласный, звонкий, твердый и бывает мягкий. Твердый звук обозначается фишкой синего цвета, а мягкий звук обозначается фишкой зеленого цвета.

Воспитатель: давайте нарисуем в воздухе звук [м] с помощью пальцев.

Дети: выполняют упражнение.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Конструирование буквы

Воспитатель: а теперь присаживаемся за столы и выкладываем букву М из счетных палочек.

Дети: выполняют игровое упражнение.

Воспитатель: сколько счетных палочек ушло на конструирование звука [м]:

Ответы детей: 4 палочки.

Как только услышите в словах звук [м], скорее хлопайте в ладоши:

- молоко, дерево, мыло, муравей, кот, дом, арбуз, магазин, лиса, мышка.

Воспитатель: молодцы! Справились с заданием!

А теперь давайте отдохнем.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Дети: выполняют игровое упражнение.

Дети: выполняют соответствующие движения.

-Мы капусту рубим

-Мы капусту трем

- Мы капусту солим

-Мы капусту жмем.

А теперь приступаем к работе.

Работа в тетрадях (пишем букву М ).

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Вы хотите познакомиться с другими буквами?

Сегодня особенно старался ….

На этом наше занятие подошло к концу.

Молодцы! Все старались получить новые знания.

Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятий

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Выкладывание знакомых букв из счетных палочек

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

Ребенок по приглашению педагога

Соединяет буквы в слоги из пройденных букв.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Краткое описание документа:

Данный конспект занятия, я разработала для детей подготовительной группы по обучению грамоте. Тема занятия, которую я разработала называется: "Знакомство со звуком М". В конспекте занятия выдержаны все структуры: Вводная часть ( организационный момент), основная часть ( закрепляем пройденный материал, проходим новый материал) и заключительная часть.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 873 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.04.2020 703
  • DOCX 28.7 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шарипова Линара Халиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое логопедическое занятиие по грамоте : "Звуки М, МЬ.Буква М" . Подгрупповое занятие для старшей группы.

Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте гости, здравствуй земля.

Здравствуй наша дружная семья.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Массаж лица и артикуляционная гимнастика.

Солнышко проснулось потереть ладони

Лобика коснулось поглаживающие движения

Лучиками провело потереть ладони

И погладило, погладило поглаживающие движения

Ходит пальчик по дорожке круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Будут розовые щёчки круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Дождик, дождик веселей

Работа над развитием дыхания .

-Давайте вспомним с какими гласными звуками мы уже там познакомились?(а, о, и, у, ы, )

-В каком доме живут гласные звуки? (красном)

-Что можно сделать с этими звуками? (гласные звуки можно спеть)

Ребята давайте это проверим.

Споем звук У- волна-громко.

Звук Ы - ступенька-тихо.

Звук А - растянем- громко.

Звук И- ровно-тихо.

Звук О-объятия- громко.

(Дети садятся за столы)

Объявление темы занятия.

Сегодня к нам в гости пришла корова Милка, пришла и замычала: м-м-м-м. С песенкой коровы Милки мы сегодня и познакомимся.

Акустико- артикуляционный образ звуков.

Ребята возьмите в руки зеркало, произнесите звук М и понаблюдайте за своим языком, губами ,зубами.

Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

А воздух выходит свободно? (Нет.)

Что ему мешает? (Губы.)

Звуки которые нельзя петь, которые мы произносим коротко, при которых воздух встречает преграду –называются как? (согласными).

Звук М согласный или гласный? (согласный)

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.

А у маленького теленка другая песенка: мь-мь-мь.

А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М, а теперь звук Мь.

Звуки М-Мь звонкие или глухие?

Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.

Расскажите про звук М, он какой? 3 слова (Звук М- согласный, твердый, звонкий)

Расскажите про звук МЬ, он какой? 3слова (Звук Мь- согласный, мягкий, звонкий)

Каким цветом обозначаем твердый звук М? (Звук М обозначаем синим цветом)

Каким цветом обозначаем звук Мь? (Звук Мь обозначаем зеленым цветом)

Развитие фонематического слуха.

Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук М –поднимайте синий сигнал, когда в словах услышите мягкий звук МЬ-поднимайте зеленый сигнал.

На полу скребется Мышка

Спит в берлоге бурый Мишка

Этот Мишка очень Мил

Только лапы он не Мыл

Убежала в норку Мышка

Спать залег в берлогу Мишка

Мальчик Мал, но очень Мил

Он водичкой руки Мыл.

Отбор картинок со звуками М-Мь.

Ребята у вас на столах картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, для кого эта картинка. Если в названии картинки есть твердый звук М-значит она для коровы Милки, если мягкий звук Мь-значит она для теленка. ( Выходят к доске)

Активизация глагольной формы с помощью приставок.

У теленка есть друг, маленькая птичка. Давайте расскажем, где летает птичка.

Птичка из клетки вылетела.

Над клеткой пролетела.

Вокруг клетки облетела.

К клетке подлетела.

В клетку залетела.

Я буду произносить первый слог и бросать мяч, вы мяч ловите и название птицы говорите.

Ла- ласточка, си-синица, дя-дятел, ле –лебедь, со-сойка, сне-снегирь, чай-чайка, сква-скварец. (Дети садятся)

Знакомство с Буквой М.

Ребята с какими звуками мы познакомились? (со звуками М-МЬ)

Мы можем увидеть звуки? (нет, звуки мы говорим и слышим)

Но если мы на звук оденем одежду, мы можем увидеть букву. Вот я сейчас на наши звуки М-Мь одену одежду и вы увидите букву.

Расскажите правило про буквы? (буквы мы видим и пишем)

На что похожа буква М? ( на мост….)

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Давайте сейчас подготовим наши пальчики, они наши помощники. Возьмите в руки простой карандаш.

Рисование в воздухе и выкладывание из счетных палочек буквы М.

Ребята возьмем карандаш в клювик и напишем букву М в воздухе.

Палочка и палочка

А между ними галочка.

А теперь посмотрите и посчитайте сколько элементов у Буквы М? (4 элемента)

На столах из счетных палочек выложите такую же букву М. (Дети выкладывают из палочек букву)

Чтение обратных слогов.

Звуки умеют сливаться в слоги, давайте покажем как они сливаются. Приготовьте ладошки и следите за мой указкой.(Хором , потом индивидуальное чтение слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ)

Звуковой анализ и синтез.

Ребята маленький теленок, скоро пойдет в школу и многого еще не знает. Давайте научим его, считать и определять звуки.

Я сейчас произнесу слог, а вы возьмите в руки звуковые бусы.

Сколько звуков я произнесла? (два звука)

Назовите первый звук. (О, И, У)

Назовите второй звук. (М)

А теперь возьмите звуковую решетку и звуковые пеналы.

Я произнесу слог УМ

Первый звук У какой ? (Гласный)

Какого цвета берем фишку? (Красного цвета) Кладем фишку в первую ячейку.

Второй звук М, какой? (Согласный)

Какого цвета возьмем фишку? (Синего цвета)

Один ребенок на доске, выкладывает слог ОМ, а остальные у себя на звуковых решетках.

Покажите звук О на схеме?

Покажи звук М на схеме.

Сколько в схеме гласных звуков?

Сколько согласных звуков на схеме?

Уберите в пенал звук О.

Уберите в пенал звук М.

Один ребенок звук И, другой ребенок М.

Выберите на доске фишку нужного цвета.

Я произнесу слог ИМ. Станьте в правильном порядке.

Назовите , кто звук И?

Назовите, кто звук М?

Какой слог получился?

Расскажите про свой звук. (Я звук И-гласный обозначаюсь красным цветом, я звук М- согласный, твердый, обозначаюсь синим цветом)

Итог занятия.

С какими звуками мы познакомились на занятии? (Со звуками М-Мь)

В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)

Сегодня в доме появился новый житель, буква М.

Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.

Читайте также: