И с тургенев бежин луг образы автора и рассказчика конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы Тагирова А.М.

Образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

Задачи: 1) Найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2) Показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) Выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, какой рассказ читали мы на прошлом уроке? От имени кого ведется повествование? Как он попал на Бежин луг?

- Кого он увидел на лугу?

- Что делали ночью на лугу ребята? (стерегли табун лошадей?).

Прочитаем эпиграф к уроку:

III. Понятийный диктант.

Наш урок начнем с понятийного диктанта. Слушайте внимательно. Вы должны дописать слова – термины.

1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер __________(портрет)_________

2. Изображение природы в лит-ре и живописи_____(пейзаж)______

3. Построение, структура художественного произведения __(композиция)

4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___(страшилки)

5. Слова, характерные для определённой местности_______(_диалектизмы)

6. Слова, характерные для простого разговорного языка___(просторечные слова).

- Что такое портрет? (Описание внешности человека).

- Эти понятия связаны с произведением, которое мы анализируем.

- Давайте вспомним, сколько мальчиков встретил охотник-рассказчик в лесу?

- Сейчас вы будете исследователями. Дадите характеристику героям.

Вспомним план характеристики литературного героя:

Рассказы мальчика, его речь.

Отношение автора к мальчику.

IV.Словарная работа.

Армячок – одежда из грубой ткани.

Подслеповатый – плохо видящий.

Лесовщик – тот, кто занимается рубкой леса.

Тщедушный – хилый, худой, слабый.

V. Кто из мальчиков самый старший? Начнем с характеристики Феди.

- Сколько ему лет?

- Какая у него внешность?

- Из какой семьи мальчик?

- Как ты это определил?

Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: Многие крестьяне были так бедны, что сапоги были только у главы семейства, и то не всегда. А у Феди были собственные сапоги, не отцовские. Это говорит о том, что семья была зажиточной.

- Как он говорит? (Он говорил мало, словно боясь уронить свое достоинство).

- Как он ведет себя? (Как старший, солидно, с достоинством. Он серьезный).

- Как автор относится к герою? (Положительно. Мальчик из богатой семьи дружит с простыми ребятишками из бедных семей).

- Как вы думаете, как сложится в дальнейшем судьба Феди?

2. Илюша. (Мирослав).

- Сколько лет Ильюше? (12)

- О чем он рассказывает? Перечисли. (основная тема: утопленники, покойники).

- Илюша где работает? (на фабрике лесовщиком). Семья многодетная. Маленькие дети за гроши занимались тяжелым трудом.

- Как автор относится к Илюше? (Ему жалко мальчика. На лице Ильюши лежит печать заботы).

3. Павлуша. (Саша).

- Сколько ему лет?

- Характер. (У него сильный характер, он сильный духом, смелый, умный, решительный, рассудительный).

- Как автор относится к Павлуше?

( С любовью, уважением описывает мальчика).

- Как сложится жизнь Павлуши в дальнейшем? (Он погиб, упав с лошади). Автор пишет об этом с горечью, с болью.

- Давайте вместе охарактеризуем Костю.

- Сколько ему лет?

(У него худое лицо, в веснушках, книзу заострено как у белки, губы тонкие, черные большие глаза. Он был маленького роста, одет бедно. Характер трусливый. Он боится всего, задумчивый, печальный).

- О чем он рассказывает? (О русалке. Русалка звала заблудившегося плотника Гаврилу к себе. В итоге он стал несчастным).

- Как автор относится к Косте? (Костя – интересный рассказчик. Его рассказ похож на народную сказку).

- Сколько ему лет? (7 лет). Он самый младший из ребят.

- О нем написано мало. Мальчик лежал на земле под рогожей. У него русая кудрявая голова. Тихий. Из бедной семьи.

VI. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая про себя до пяти. Повторить 3 раза.

Для улучшения мозгового кровообращения.

Сидя на стуле. На счет 1-2 – плавно наклонить голову назад. 3- 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 раза.

1. ….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой.

2. …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее.

3. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое.

4. …..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что – то высказать.

5. только изредка выставлял из – под рогожи свою русую кудрявую головку.

6. Его некрасивое лицо , оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

VIII. Рассказы мальчиков . Сейчас вы будете творческими людьми.

- Представьте себе летнюю ночь. Вы сидите у костра. Какие рассказы мальчиков вам понравились? Расскажите.

- Какой вывод можно сделать? Рассказы какие? О чем? (Это страшилки. Рассказы детей красочные, яркие, у детей богатое воображение. И то, что дети верят в страшилки, свидетельствует об их темноте, о том что они суеверны).

- Дети интересны охотнику –рассказчику? (Да, они интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. С любопытством наблюдал за ребятами).

- А вам ребята понравились? Кто особенно?

IX. Обобщение.

- О чем мы говорили на уроке?

- Сегодня мы раскрыли образы крестьянских мальчиков.

- Мальчики какие? (добрые, у них богатый духовный мир, они пытливые, любознательные, отзывчивые. Хотя они суеверные, темные, необразованные).

Мир детства в рассказе многоцветный. Это и радость и горе.

X. Домашнее задание.

- представьте себе, что вы находитесь рядом с этими мальчиками. Какую быличку, страшилку вы бы рассказали? Подготовить свою быличку.

Кому принадлежат эти слова?

Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить.

Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…

А ведь вот и здесь должны быть русалки.

Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.

С нами крестная сила.

Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.

Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.

Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.

И зачем эта погань на свете развелась? Право!

Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.

Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. Случалось это и с Тургеневым. Давайте послушаем, как прошло его детство.

(слушаем доклады учеников)

доклад 1

(статья в учебнике на стр. 167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.

Все управление усадьбой Спасское было в ру­ках матери Варвары Петровны. Вокруг простор­ного двухэтажного господского дома, построенно­го в форме подковы, были разбиты сады, устрое­ны оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в кото­рый возникло Спасское. Мальчик рано стал заме­чать, что все вокруг подчинено дикому произво­лу, капризам властных родителей. Осознание это­го омрачало любовь к Спасскому и его природе.

доклад 2

(статья в учебнике на стр. 168)

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе­тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра­новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

доклад 3

(на материалах, данных учителем)

2. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

- Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)

- Запишем определение в тетради:

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями:

- Почему очерк? Запись определения в тетради.

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.

Спокойная музыка и некоторый видео ряд с изображением природы.

Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик к происходящему в рассказе.

3. Выразительное чтение.

- Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка)

- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию)

4. Работа с текстом.

-Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)

-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте.

- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

- Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

- Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

5. Закрепление.

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)

- Понравился ли вам рассказ Тургенева?

- Что нового вы узнали на уроке?

6. Домашнее задание.

1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):

Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА

– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. – Узнайте героев рассказа по описанию:

Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ)

Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)

Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША)

Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)

Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)

– Чем занимаются эти мальчики? – Тяжелы ли для них обязанности пастухов?

В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

– Ребята, а что мы называем фольклором?

– А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?

– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?

(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)

“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

Ильюша (про домового).

Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

Ильюша (псарь Ермил и барашек).

Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).

Ильюша (гадание бабы Ульяны).

Костя (звуки из бучила).

Ильюша (про лешего).

Ильюша (про водяного и Акулину).

Костя (Феклиста и сын).

– Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?

– Домовой, Леший, Водяной – Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?

– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?

– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.

– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?

(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).

– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)

– Почему в этом произведении так много картин природы?

– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.

IV. Рефлексия:

– Ребята, что вам понравилось на уроке?

– Что нового вы узнали?

– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы:

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Особое место в системе работы над развитием речи занимает сочинение-рассуждение, потому что процесс овладения техникой рассуждения способствует выработке умения чётко и ясно формулировать мысль, обосновывать её, пользуясь различными способами аргументации, или опровергать то или иное суждение, с которым нельзя согласиться, умение правильно построить свою речь, расположить её части в определённой взаимосвязи и последовательности, сделать обобщение и выводы.

Трудным для учеников является сочинение типа “Образ . ”. Часто понятие “образ” подменяется понятием “характеристика”.

Писать сочинение на тему “Образ . ” – значит говорить о мастерстве писателя в создании характера. А для этого необходимо не только хорошо знать текст произведения, но и уметь его анализировать.

Предлагаемый урок является частью моей сложившейся системы по обучению работы над сочинением-рассуждением. Урок показывает, как на основе анализа текста идет разграничение понятий “образ” и “характеристика”, выдвигается тезис к сочинению типа “Образ . ”, составляется план на основе подобранных аргументов.

Тема урока. Образ автора в рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг”.

Цель урока: раскрыть понятие “образ”, показать построение образа автора-рассказчика на основе анализа текста, подготовить учащихся к домашнему сочинению.

I.Словарная работа.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.

II. Постановка задачи.

Учитель. Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?

Дети. Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.

Учитель. Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике, (стр. 8, в учебнике “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова, 7 класс, М., Дрофа, 2002г.) Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено.
Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить.
Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.”
Основной вопрос: Как создается образ?

Дети. Вообразить, преобразить, изобразить.

Учитель. Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?

Дети. Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.

  • самостоятельно определить средства, с помощью которых раскрывается характер героя;
  • самостоятельно анализирует и делает вывод о характере героя;
  • самостоятельно определяет типичность или не типичность, идейный смысл образа.

Учитель. Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?

Дети. Определить черты характера автора-рассказчика. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика.

III. Работа с текстом.

По ходу работы учащиеся делают записи в тетрадях в две колонки: приемы; черты характера.

Учитель. С чего начинается рассказ?

Дети. С описания июльского дня.

Учитель. Какая основная мысль описания?

Дети. “Был прекрасный июльский день”.

Учитель. Чем он прекрасен?

  • “заря. разливается кротким румянцем” (кроткий – незлобливый, покорный, смирный)
  • “солнце. светлое и приветно лучезарное”
  • “весело и величаво. поднимается могучее светило”
  • облака “насквозь проникнуты светом и теплотой”
  • “ цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый. ”
  • “краски все смягчены; светлы, но не ярки. печать кротости”.
  • “пахнет пылью, сжатой рожью, гречихой”.

Учитель. В этом описании есть “я” автора?

Дети. Конкретного “я”, присутствия героя нет. Дана картина природы. Отношение автора к природе высказано не прямо, он словно со стороны любуется картиной июльского дня. Так может любоваться природой человек, который понимает прекрасное. Природа рождает у автора поэтическое восприятие, одухотворенное, доброе чувство. Автор испытывает эстетическое наслаждение, любуясь июльским днем. Ему ничего от этого дня не нужно – бескорыстное любование.

Учитель. Для чего в начале рассказа введен пейзаж?

Дети. Выполняет роль зачина.
– Дает характеристику автору-рассказчику: так создать описание может только человек, понимающий прекрасное, с поэтическим восприятием пейзажа, с эстетическим отношением к природе.

Вывод записываются в тетрадь:

Учитель. Когда появляется конкретное “я” автора как действующего лица? (Учебник Кутузова, стр. 320)

Дети. “. охотился я . ”, “. я нашел и настрелял . ”, “. я решился . ”

Учитель. Может по первым фразам определить его социальное положение?

Дети. Дворянин; см. “такой погоды желает земледелец для уборки хлеба; человек не работает на земле, свободен, в такой удачный для уборки хлеба день – и на охоте. Охота – увлечение, охотится в свободное время.

Записываются выводы.

Учитель. Что произошло с рассказчиком?

Дети. Заблудился.

Учитель. Почему заблудился автор?

Дети. Наступила ночь.

Учитель. Как наступила ночь?

Дети. “Ночь росла как грозовая туча”.

Учитель. Оправдано ли такое сравнение?

Дети. Сравнение строится на быстроте действия. Гроза несет страх, жуткое состояние, становится темно.

Учитель. Есть ли чувство страха у автора? (См. учебник, стр. 338, 3-й абзац)

“На землю ложится мгла. Природа, такая кроткая, ясная и приветливая днем, становится совсем другой. И сразу меняется настроение охотника. Он заблудился в знакомых местах! Вот какими словами он передает свои ощущения: “недоумение”, “неприятная сырость”, “как-то жутко”, “таинственно”, “пугливо”, “угрюмый мрак”, “странное чувство”, “немо и глухо”, “уныло”, “жалобно”, . “очутился над страшной бездной. ”.

Где здесь описание природы, а где – описание душевных переживаний охотника? Отделить одно от другого невозможно”.

Дети.“Жутко”, т.е. неприятно, испытывает тревогу, страх, ощущение таинственности вызывает тревогу (упоминание о запоздалом ястребке).
Характер автора-рассказчика раскрывается через ощущения заблудившегося человека.

Учитель. Каков хронологический путь блужданий героя?

  • “Я слишком забрал вправо. ”
  • “. пошел, забирая влево”(“Да где же я?”)
  • “. теперь опять вправо нужно взять. ”(“Да где же это я?”)
  • “Я отчаянно устремился вперед”.
  • “. тут, я окончательно уверился в том, что заблудился совершенно. ”

Учитель. Чем вызвано угрюмое настроение автора?

Дети. Угрюмое настроение вызвано чувством одиночества.

Учитель. Когда усиливается это чувство одиночества?

Дети. Чувство одиночества усиливается, когда автор оказывается в лощине :”Казалось, что отроду не бывал в таких пустых местах”, “. очутился над бездной. ”

Выводы записываются в тетрадь.

Учитель. Как меняется психологическое состояние автора-рассказчика?

Дети. Психологическое состояние автора меняется, когда он получает способность ориентироваться в пространстве; когда увидел огни костра и мальчиков около костра.

Учитель. Рассказывает ли охотник мальчикам что-либо о себе?

Дети. Нет. Сказал, что заблудился. На вопрос мальчиков ответил откуда он.

Учитель. Далее Тургенев для характеристики автора-рассказчика использует прием – роль наблюдателя и слушателя.
Как проявляется наблюдательность автора в описании внешнего вида мальчиков?

Дети. Рассказчик наблюдателен: определяет материальное положение каждого; по портрету определяется характер, возраст.

Учитель. Как автор реагирует на рассказы мальчиков?

Дети. Слушает, не перебивает.

Учитель. Верит ли он этим рассказам?

Дети. Нет. Понимает, что страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны, и все, что непонятно, воспринимается ими как таинственное, а за таинственным им чудится страшное начало жизни.

Учитель. Какое отношение автора к мальчикам и их рассказам?

Дети. Это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Учитель. Какие черты характера автора-рассказчика раскрываются в сцене у костра?

Дети. Автор наблюдателен, хорошо знает жизнь крестьянских детей, видит их даровитость, индивидуальность, трудолюбие, с симпатией относится к этим даровитым детям.

Выводы записываются в тетрадь.

Учитель. Через чье восприятие дается наступление утра?

Дети. “. по моему лицу. ”, “. я открыл глаза. ”, “. тело мое. ”

Учитель. Каково настроение автора в этой сцене?

Дети. Настроение автора бодрое, веселое, восход солнца восстанавливает свет и гармонию. Потоки солнечного света возрождают к жизни.

Вывод записывается в тетрадь.

Учитель. Каким же предстает перед нами автор?

Дети. Наблюдательным, любознательным; хорошо знающим и понимающим природу, ее красоту; хорошо знающим быт крестьянских детей; человек и природа взаимосвязаны.

Учитель. Какие приемы использует Тургенев для создания образа автора?

Дети. Описание природы; ощущения заблудившегося человека; роль наблюдателя и слушателя; описание наступающего утра и восходящего солнца.

V. Работа над планом сочинения.

На основе записанных выводов составляется план к сочинению “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.

Учитель. Что из себя представляет формулировка темы: рассуждение, понятие, вопрос?

Дети. Это тема – понятие.

Учитель. Какой основной вопрос к теме можно поставить? Какими приемами пользуется Тургенев для создания образа втора? (Прямой ответ на поставленный вопрос к теме будет тезисом сочинения)

Дети. Образ автора раскрывается через описание природы; ощущения человека, заблудившегося в ночи; в роли слушателя и наблюдателя.

Формулировку сокращаем: образ автора раскрывается посредством описания, передачей ощущения, наблюдением, повествованием. (т.е.Тургенев использует разнообразные средства для раскрытия образа автора в рассказе “Бежин луг”.)
В сильном классе можно взять тезис более обобщенный: “Мастерство Тургенева в раскрытии образа автора в рассказе “Бежин Луг”. На основе записанных выводов – аргументов доказывается понятие “мастерство”.

I. Герои рассказа Тургенева “Бежин луг”.

II. Образ автора раскрывается описанием, повествованием, через ощущения, наблюдения.

1. Эстетическое восприятие июльского дня.
2. Ощущения заблудившегося человека.
3. Роль наблюдателя и слушателя.
4. Радость от наступления нового дня жизни.

III. Связь человека и природы (см. в учебнике под редакцией Кутузова для 7 класса стр.338, последний абзац).

VI. Домашнее задание.

Подготовить устное сочинение на тему “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.

Использованая литература:

1. И.С.Тургенев “Бежин луг”;

2. Учебник 7 класса под редакцией Кутузова “В мире литературы”;

3. Е.И. Богомолова, Т.К. Жаров, М.М. Клочихина “Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов”, М., “Высшая школа”, 1973г.;

4. П.Г.Воробьев “Рассказы И.С.Тургенева в школе”, М., “Просвещение”, 1968г.

На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ "Муму" (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.

  • степень раскрытия темы
  • свобода владения материалом
  • интересные факты и использование дополнительных источников
  • выразительная и чёткая речь

А можно провести тест:

Вспоминаем, что нам известно о рассказе "Муму", и знакомимся со сборником "Записки охотника" по статье учебника, предваряющей рассказ.

Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания - примерно 1 час):

Чтобы оживить учеников, поработаем со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).

Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку - сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа - небо, поля, леса).
И.С.Бах Сюита №3
MP3 / 11.18 Мб

Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков).

2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя. Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами. С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа) скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть - работа продолжится на следующем уроке.

Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении ребят или в актёрском исполнении - по одной от каждого мальчика (например,

(В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу "Бежина луга", прослушав рассказы)

Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:"Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?", ""Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?"

3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.

Вначале осознаем разницу между значением слов:

Россказни - (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.

Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.

Поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Ученики считают, что рассказы мальчиков - это, скорее, поверья.

Сам же повествователь употребляет слово "разговор" - словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.

Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает Федя. И это тоже характеризует его - он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.

w1575787050.jpg

Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:"Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!"

Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить - он слепо принимает на веру рассказы взрослых.

w1575787073.jpg

Костя - мальчик, отличающийся тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру. Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа - это абсолютное зло. А Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.

a1575787178.jpg

Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.

Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя - своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня - кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша

h1575787587.jpg

v1575787617.jpg

Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться заполненной ранее таблицей).

Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:

l1576600249.jpg

v1576600227.jpg

- В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь - тоже важное действующее лицо в расказе?

Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:

На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков - кому что нравится.

Читайте также: