Конспект урока что значит быть моральным 4 класс орксэ

Обновлено: 07.07.2024

Виды деятельности: беседа, работа с текстом, творческая работа учащихся.

Основные термины и понятия: мораль, долг, моральный поступок, аморальный

поступок, моральный выбор, правила и культура поведения, соответствующие моральным

Оборудование: карточки со словами : этика, дружба, добро, зло, ответственность, мораль,

долг, помни об этом, моральные нормы, не завидуй, не лги, не воруй, не предавай, не

каждого ученика; листочки с напечатанным текстом для работы в группах ; мультфильм

- Прежде чем узнать тему урока, вспомним понятия, с которыми мы познакомились ранее.

Учитель прикрепляет карточки с правильными ответами на маг нитную доску.

1) Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения

2) Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец

3) Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек

отвечает за собственный свободный выбор. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

4) Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. (ДРУЖБА)

5) Сочетание отрицательных свойств характера и эмоций человека , которые

разрушают взаимоотношения и сотрудничество людей, распространяют вражду

6 ) Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. (МОРАЛЬ)

7 ) Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. (ДОЛГ)

- Мораль – это правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все

они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать. Особенность

морали в том, что она регулирует отношения человека к другому че ловеку с точки зрения

добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль

себе картошку, то его поступок нельзя оценить , как моральный – это просто бытовой

момент. Но если он помог почистить картошку кому - то , например, бабушке или сосе ду

это поступок моральный: здесь есть отношение, которое можно оценить с позиции добра

- Опираясь на данные понятия, попробуйте сформулирова ть тему урока.

- А вы никогда не задумывались о том, что значит быть моральным челове ком?

- С позиции добра и зла можно и нужно оценивать отношение человека к самому себе.

Человек должен заниматься самовоспитанием, выраба тывать в себе моральные качества:

милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость, а также надо

заниматься самокритикой: постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали. Всё

это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком.

- Рассмотрим некоторые ситуации и найдём ответ на вопрос, что значит быть

моральным человеком. Для этого разделимся на три группы. В группах необходимо

Учитель раздаёт каждой группе листочки с напечатанным текстом . Каждая группа

работает самостоятельно: читает текст и в своей группе обсуждает прочитанное

по данным вопросам в течении нескольких минут. После завершения данной работы

каждая группа рассказывает содержание своего текста и озвучивае т ответы на

вопросы. По желанию дети из других групп могут дополнить ответы.

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно. Мимо стадиона

шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу

палкой. Кто - то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по

палке и выбил из ее рук. Остановилась бабушка, ра стерялась, не знает, что делать.

Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее. Дети смотрят на

бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения

и помочь ей. Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло,

что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.

2) Как бы ты повёл себя, если бы оказался среди этих играющих мальчиков ?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет меня

- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она и

Вот и разошлись по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тема: Что значит быть моральным

Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанию важности понятий: добро, зло, нравственный человек, моральный выбор.

Цели по содержанию:

Образовательная цель:

-Обобщить знания учащихся о морали и нравственности

Развивающая цель:

-Способствовать созданию условий для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать.

Воспитательная цель:

-Способствовать приобретению опыта коммуникативной деятельности, совершенствовать умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности.

Оборудование:

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

5. Карточки с понятиями и определениями понятий.

7. Цветок с разноцветными лепестками.

1.Организационный момент.

Что значит быть хорошим человеком?

Наивнейший, казалось бы, вопрос.

Поразмышлять не вредно нам об этом,

Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост.

Чтоб рассуждать, определиться надо,

Что хорошо, что плохо вообще,

Чтобы потом обидой и досадой

Не замутили помыслы себе.

2.Проверка домашнего задания.

Определите цели нашего урока.

- В чем заключалась сложность задания, что вызвало затруднение?

Прослушивание мини-сочинений о своём друге.

(Сочинения вывешиваются на доске)

3.Актуализация опорных знаний.

С друзьями мы определились, но в путешествии важно иметь и определенный багаж – багаж знаний.

( на доске карточки с понятиями и их определениями)

справедливость

ответственность

моральный выбор

-выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится; (моральный выбор)

-осознание человеком необходимости исполнения моральных норм; (долг)

-моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, доходов, наград и наказаний…(справедливость)

-нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей; (альтруизм)

-отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах; (дружба)

-черта характера личности и ее действия, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор; (ответственность)

(Проверка по слайду).

- Молодцы, я вижу что вы готовы начать путешествие.

4.Формулировка целей и задач.

- Кого можно назвать нравственным человеком, давайте познакомимся с биографией одного очень интересного человека.

5.Изучение нового материала.

Дмитрий Игоревич Шпаро — математик, физик, путешественник. Совершил первую в истории экспедицию на лыжах к Северному полюсу.

Дмитрий Игоревич говорит, что в путешествиях человек испытывает много трудностей и встречает препятствия. Достичь цели можно только, если у тебя в команде нравственные люди. Человек должен правильно взаимодействовать с окружающим миром и предназначать себя окружающим людям. Дмитрий Шпаро начинал как математик. Он окончил механико-математический факультет Московского госуниверситета, защитил кандидатскую и 20 лет преподавал математику в Институте стали и сплавов. Увлечением Шпаро были лыжные походы: вместе с группой друзей-единомышленников он прошел несколько сложных полярных путешествий.

Всемирная слава пришла к Шпаро, когда в 1979 г. он возглавил первую в истории экспедицию на лыжах от земли к Северному полюсу. Это достижение было занесено в Лондонскую Книгу рекордов Гиннеса, в СССР он был удостоен высшей награды - Ордена Ленина.

В 1998 году Дмитрий Шпаро совершил еще одно путешествие, удостоенное занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Вместе с сыном Матвеем он впервые в истории пересек на лыжах Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку.

Вывод: только человек, устремленный, мужественный, умеющий оказывать помощь другим людям, в любую минуту выручить другого из беды, настоящий друг.

- Можно ли положиться на такого человека, как Дмитрий Шпаро?

( Нравственный человек творит добро вокруг себя).

-Вот перед нами препятствие. Чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание: вставьте пропущенное слово в предложение:

Добро и зло проявляются в людей. Добродетель – это

выбор наилучшего поведения. Человек должен за свои поступки. Стать добрым человек может

- Молодцы, и с этим заданием мы справились. Жизнь нам преподносит, много разных ситуаций, которые приходиться решать самим.

Работа в парах.

- Мы с вами часто стоим перед выбором как поступить, а вот одна героиня известной сказки тоже стояла перед выбором. Давайте узнаем, как она поступила.

Отгадайте, о ком я говорю, назовите автора и произведение: «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила

Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для

мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для

(для того, чтобы вспомнить произведение задаю детям вопросы по содержанию).

-Как Женя оказалась в саду старушки?

-Как старушка ей помогла вернуться домой?

-Какие слова надо было говорить перед тем, как оторвать лепесток, чтобы желание исполнилось?

-Какие желания девочки исполнились? (Вспомнить, куда потратила Женя 6 лепестков)

Работа с литературным текстом.

-Сейчас я зачитаю конец сказки. Перед каким выбором оказалась девочка.( учитель зачитывает отрывок.)

«…..Пошла она на улицу, идет и думает:

"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило

"мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет. Лучше сделаю так: велю

полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и

еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим,

все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше

трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего

доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет

в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые

сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых

сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика,

который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но

смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене

захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так

близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя

косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим

удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал

с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из

кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на

минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,

дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и

6.Закрепление нового материала.

- Какой выбор был у Жени?

-Как она поступила?

-Можно ли считать этот поступок добрым.

-А если бы у вас остался последний лепесток, как бы вы им распорядились?

Вывод: Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам.

-Давайте обратимся к учебнику, он даст нам ответ на этот вопрос. Наша последняя остановка так и называется «Что значит быть моральным?

-чтение статьи учебника стр.35(абзац 2 и до конца)

– Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему?

7.Итог урока.

ВЫВОД УЧИТЕЛЕМ.

8 . Рефлексия:

Вот и подошло наше путешествие к завершению. Сегодня многие, возвращаясь из путешествия, делятся своими впечатлениями. Давайте и мы с вами выскажем свое мнение о нашем путешествии. ( Можно выложить цветок. Дети, отрывая лепестки, заканчивают фразу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: обобщение понимания моральных норм и ценностей в обществе.

Задачи ориенированы на достижение личностных результатов каждого ребёнка.

Тема урока: Что значит быть моральным

Цель урока: обобщение понимания моральных норм и ценностей в обществе.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов:

- формировать умение самостоятельно принимать решение и делать моральный выбор

предметных результатов:

метапредметных результатов:

- продолжить формирование умения работать с текстовой информацией, с построением речевых высказываний и рассуждений;

- продолжить формирование умения слушать собеседника, вести диалог;

-уметь оценивать свои действия и эмоциональное состояние.

Основные понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Средства обучения: текст учебника "Основы религиозных культур: основы светской этики" А.Я. Данилюк, раздаточный материал.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Приёмы, методы и технологии: личностно-ориентированная технология.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

УУД: организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся, доброжелательность, соблюдение принципа психологической комфортности, здоровьесберегающая направленность урока.

Мотивационный момент.

Учитель читает стихи (автор неизвестен)

Что значит быть хорошим человеком?

Наивнейший, казалось бы, вопрос.

Поразмышлять не вредно нам об этом,

Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост.

Чтоб рассуждать, определиться надо,

Что хорошо, что плохо вообще,

Чтобы потом обидой и досадой

Не замутили помыслы себе.

II. Целеполагание и постановка темы урока.

А подумать нам есть о чём? Послушаем интересный спор и постараемся определить тему и цель нашего урока.

Диалог 3 учащихся

Что значит быть моральным?

Как ты, Лера, думаешь, можно ли дать ответ на этот вопрос?

2 уч. Ну, я не знаю. Вот так сразу!

1 уч. Человечество всегда искало ответ на этот вопрос, который одновременно важен и труден.

3 уч. На этом пути было много ошибок и достижений.

2 уч. И есть ли уже у людей ответ на этот вопрос?

1 уч. Окончательного ответа пока нет.

2 уч. Но что же тогда делать?

1 уч. Светская этика поможет нам приблизиться к ответу на этот вопрос.

3 уч. Ведь очень многое в жизни люди создают сами.

- Какова же тема нашего урока?

Что значит быть моральным?

Цель урока: постараться найти ответ на сложный вопрос "Что значит быть моральным"

III. Осмысление учебного материала

Найди пару

- это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

– это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

- система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Мораль, дружба, эгоизм

3. Работа в группах.

(Работа в группах должна вывести на основные понятия)

- Что легко было общаться с друг другом прочитайте правила работы в группе.

Алгоритм работы на парте:

Правила работы в группе:

1. Соблюдать тишину

2. Дружно работать.

3. Работать должны все.

4. Уметь слушать друг друга.

5. Один говорит, другие слушают.

6. Приходить к общему решению.

7. Своё несогласие выражать вежливо.

8. Договоритесь, как будете представлять свое решение проблемы.

4. Проверка работы.

На доске список качеств характера человека, которые озвучили дети.

Справедливым

Добродетельным

Внимательным

Бескорыстным

Милосердным

Трудолюбивым

Работоспособным

Ответственным

Дружелюбным

Мужественным

Совестливым

- Назовите качества характера человека, которые вы забыли написать.

5. А сейчас я предлагаю вам посмотреть притчу. Внимательно посмотрите и постарайтесь ответить на вопрос: "О каких моральных качествах говорит старый индеец?"

Просмотр притчи "Два волка" Просмотр прерывается.

О каких моральных качествах говорит старый индеец?

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

6. После обсуждения включается продолжение притчи
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


7. Очень многое в жизни человека зависит от самих себя!

- Какое качество характера человека вы поставите на первое место.

Добрый, значит добро, противоположное добру – зло.

Стать добрым человек может самостоятельно.

- Как называется качество человек, который выражает стремление к добру?

Добродетель

Добродетельный человек это тот, кто знает, что есть добро и зло, совершает добродетельные поступки и избегает порочных.

Наиболее известное понимание было предложено древнегреческим философом Аристотелем. Он считал, что добродетель - это способность человека во всём поступать наилучшим образом.

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель (нравственность),

8. Продолжение. Просмотр притчи " Два волка" "

Ну, а что же ответил старый индеец своему внуку на вопрос: "А какой волк в итоге побеждает"

(Ответы детей) Продолжение просмотра притчи.

- Что это значит?

Индейцы говорят: внутри каждого человека постоянно борются злой и хороший волк. Но победит лишь только тот волк, которого ты кормишь.

IV. Осознание учащимися учебного материала.

1. И русский народ издавна считал, что человек должен нести ответственность за зло, причинённое другим В русских народных сказках добро всегда побеждаёт зло. Таким образом народ был уверен, что зло можно искоренить.

Оцени сказочных героев из разных произведений. Кто из них обладает добродетельными качествами (Д), а кто порочными (П)?

(Баба – Яга, доктор Айболит, Красная Шапочка, Кощей бессмертный, Чебурашка)

2. Групповая работа

Но порочные поступки, которые ещё, к сожалению, встречаются в нашей светской жизни. Учебник с.34.

– Должен ли человек отвечать за свои поступки?

Светская этика предполагает, что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих. Человек есть свободное существо, а значит, от его действий и морального выбора зависит дальнейшая жизнь его самого и окружающих его людей.

Добродетель - есть сознательный выбор наилучшего в поступках по отношению к другим людям. Стать добрым человек может самостоятельно. Добродетельный человек- это тот человек, кто знает, что есть добро и зло, совершает добродетельные поступки и избегает порочных.

Добродетель – это стремление к моральному совершенству, которое формируется путем оценки поступков личности со стороны других людей и самого себя.

3. Вставь пропущенное слово.

Добро и зло проявляются в людей. Добродетель – это

выбор наилучшего поведения. Человек должен за свои поступки. Стать добрым человек может

(в поступках, сознательный, отвечать, самостоятельно).

4. Какие качества помогают человеку жить в согласии с самим собой и с другими людьми.

Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанию важности понятий: добро, зло, нравственный человек, моральный выбор.

Цели по содержанию:

-Обобщить знания учащихся о морали и нравственности

-Способствовать созданию условий для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать.

-Способствовать приобретению опыта коммуникативной деятельности, совершенствовать умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с.

5. Карточки с понятиями и определениями понятий.

7. Цветок с разноцветными лепестками.

Что значит быть хорошим человеком?

Наивнейший, казалось бы, вопрос.

Поразмышлять не вредно нам об этом,

Ведь вдуматься, ответ отнюдь не прост.

Чтоб рассуждать, определиться надо,

Что хорошо, что плохо вообще,

Чтобы потом обидой и досадой

Не замутили помыслы себе.

2.Проверка домашнего задания.

Определите цели нашего урока.

- В чем заключалась сложность задания, что вызвало затруднение?

Прослушивание мини-сочинений о своём друге.

(Сочинения вывешиваются на доске)

3.Актуализация опорных знаний.

С друзьями мы определились, но в путешествии важно иметь и определенный багаж - багаж знаний.

( на доске карточки с понятиями и их определениями)

-выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится; (моральный выбор)

-осознание человеком необходимости исполнения моральных норм; (долг)

-моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, доходов, наград и наказаний…(справедливость)

-нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей; (альтруизм)

-отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах; (дружба)

-черта характера личности и ее действия, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор; (ответственность)

(Проверка по слайду).

- Молодцы, я вижу что вы готовы начать путешествие.

4.Формулировка целей и задач.

- Кого можно назвать нравственным человеком, давайте познакомимся с биографией одного очень интересного человека.

5.Изучение нового материала.

Дмитрий Игоревич Шпаро - математик, физик, путешественник. Совершил первую в истории экспедицию на лыжах к Северному полюсу.

Дмитрий Игоревич говорит, что в путешествиях человек испытывает много трудностей и встречает препятствия. Достичь цели можно только, если у тебя в команде нравственные люди. Человек должен правильно взаимодействовать с окружающим миром и предназначать себя окружающим людям. Дмитрий Шпаро начинал как математик. Он окончил механико-математический факультет Московского госуниверситета, защитил кандидатскую и 20 лет преподавал математику в Институте стали и сплавов. Увлечением Шпаро были лыжные походы: вместе с группой друзей-единомышленников он прошел несколько сложных полярных путешествий.

Всемирная слава пришла к Шпаро, когда в 1979 г. он возглавил первую в истории экспедицию на лыжах от земли к Северному полюсу. Это достижение было занесено в Лондонскую Книгу рекордов Гиннеса, в СССР он был удостоен высшей награды - Ордена Ленина.

В 1998 году Дмитрий Шпаро совершил еще одно путешествие, удостоенное занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Вместе с сыном Матвеем он впервые в истории пересек на лыжах Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку.

Вывод: только человек, устремленный, мужественный, умеющий оказывать помощь другим людям, в любую минуту выручить другого из беды, настоящий друг.

- Можно ли положиться на такого человека, как Дмитрий Шпаро?

(Нравственный человек творит добро вокруг себя).

-Вот перед нами препятствие. Чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание: вставьте пропущенное слово в предложение:

Добро и зло проявляются в людей. Добродетель - это

выбор наилучшего поведения. Человек должен за свои поступки. Стать добрым человек может

- Молодцы, и с этим заданием мы справились. Жизнь нам преподносит, много разных ситуаций, которые приходиться решать самим.

- Мы с вами часто стоим перед выбором как поступить, а вот одна героиня известной сказки тоже стояла перед выбором. Давайте узнаем, как она поступила.

Отгадайте, о ком я говорю, назовите автора и произведение: «Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила

Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для

мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для

(для того, чтобы вспомнить произведение задаю детям вопросы по содержанию).

-Как Женя оказалась в саду старушки?

-Как старушка ей помогла вернуться домой?

-Какие слова надо было говорить перед тем, как оторвать лепесток, чтобы желание исполнилось?

-Какие желания девочки исполнились? (Вспомнить, куда потратила Женя 6 лепестков)

Работа с литературным текстом.

-Сейчас я зачитаю конец сказки. Перед каким выбором оказалась девочка.( учитель зачитывает отрывок.)

«…..Пошла она на улицу, идет и думает:

"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило

"мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет. Лучше сделаю так: велю

полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и

еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим,

все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше

трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего

доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет

в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые

сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых

сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика,

который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но

смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене

захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так

близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя

косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим

удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал

с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из

кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на

минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,

дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и

6.Закрепление нового материала.

- Какой выбор был у Жени?

-Как она поступила?

-Можно ли считать этот поступок добрым.

-А если бы у вас остался последний лепесток, как бы вы им распорядились?

Вывод: Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам.

-Давайте обратимся к учебнику, он даст нам ответ на этот вопрос. Наша последняя остановка так и называется «Что значит быть моральным?

-чтение статьи учебника стр.35(абзац 2 и до конца)

- Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему?

Читайте также: