Конспект страшный рассказ 2 класс школа россии
Обновлено: 04.07.2024
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.
Оборудование: портрет и книги Е. Чарушина; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока №1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).
III. Проверка домашнего задания
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы познакомимся с автором, который тоже писал о животных, очень бережно относился к ним. Продолжим учиться делить текст на смысловые части и озаглавливать их.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
V. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о Е. Чарушине
Материал для учителя
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
3. Словарная работа
Сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан — помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.
Клеть — кладовая при избе или в отдельной постройке.
— Понравился вам рассказ?
— Почему он так называется?
VI. Физкультминутка
(Исходное положение: стоя, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки дети начинают свободно встряхивать кистями рук. Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова вниз.)
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
Дождинки пляшут, как живые:
И рожь, склонясь к земле зеленой,
А теплый дождь неугомонный
VII. Закрепление изученного
1. Работа с текстом
— Как вы думаете, прочитанное произведение — сказка или рассказ?
— Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?
— Что напугало детей? Найдите эти строки.
— Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.
— Как вел себя ежик, когда искали его?
2. Выразительное чтение
— Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно.
— Какие мысли вы хотите передать? Каким тоном будете читать?
— Изменится ли интонация в конце рассказа?
3. Составление рассказов
— Работайте в паре. Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал..
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
IX. Подведение итогов урока
— Какой рассказ мы читали на уроке?
— Чему учит нас рассказ?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.
Ход урока №2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Если ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко,
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с интонацией раздражения (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).
III. Проверка домашнего задания
— Какие рассказы о ежах вы подготовили?
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим работать с рассказом Е. Чарушина. Будем учиться делить его на части, составлять план.
V. Работа по теме урока
Деление текста на части
(Работа в группах или парах.)
— Вы видите, что в тексте есть подчеркнутые слова. С их помощью составьте план рассказа, запишите его в рабочую тетрадь. Добавьте пункты, если это необходимо. Разделите текст на части.
(Дети выполняют задание. Затем - проверка выполненной работы.)
— Какой план у вас получился?
— Кто добавил пункты? Почему?
VI. Физкультминутка
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сел и,
Потом потихоньку встали,
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста
2. Сравнение текстов
— А сейчас будем сравнивать два текста — художественный и научный. Откройте учебники на с. 155. Прочитайте задание 7. (Дети читают задание.)
— Прочитайте текст самостоятельно, приготовьтесь читать его всем. (Дети читают и сравнивают.)
— Что нового вы узнали о ежах из этого текста?
— Чем похожи и чем различаются рассказ Е. Чарушина и текст из энциклопедии? (Ответы детей.)
— Прочитайте вывод в желтой рамочке на с. 154. Сравните его с нашим выводом.
3. Работа в тетради
— Отгадайте загадку. Отгадку нарисуйте в рабочей тетради.
Добродушен, домовит, Весь иголками покрыт. Слышен топот шустрых ножек. Это наш приятель. (ежик). (Дети рисуют ежика.)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке?
— Чему вы учились?
— Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу?
Домашнее задание
1. Понаблюдать за жизнью своих питомцев. Описать их повадки, привычки. (Это будет познавательный текст.)
2. Придумать сказку или рассказ о своем любимце: что выделить особенного в его характере, какие чувства передать (задание 10 на с. 155).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи
_______________________________________________________
Подготовила:
Матосян Марина Галустовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 29
Тип урока: изучение нового материала
Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Формировать умение в ыражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.
Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.
Предметные умения: познакомить с творчеством и биографией Е. Чарушина; продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышления учащихся, умение участвовать в диалоге.
Метапредметные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: определять жанр произведения, давать характеристику героям, делать выводы по прочитанному.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок . (Слайд 1)
- Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.
2.. Речевая разминка
- Прочитайте медленно, а потом как скороговорку ( Слайд 2)
У чибиса чудеса
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами?
3. Проверка домашнего задания
4.Постановка темы и целей урока.
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? ( Слайд 3)
- Кто он может быть по профессии? (Писатель).
Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.
Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.
-Какой раздел мы изучаем? ( О братьях наших меньших).
- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)
– В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)
Записываю на доске предположения
- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? ( О животном)
Записываю предположения на доске
Работа с текстом до чтения :
- Давайте прочитаем, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.
- Предположите, о чём будет это произведение.
Высказывания детей записываются на доске.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?
Высказывания детей записываются на доске.
Шура и Петя остались одни;
у самого леса;
ни папы, ни мамы;
не страшно, не боялся;
кто-то топает;
закрылись с головой;
прижались друг к другу;
пришли (родители);
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?
Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.
Постановка задач урока:
Работа с текстом во время чтения :
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
-Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
- Почему мальчики остались одни?
- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)
- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)
-Кто по стене может ползать?
- Как вы думаете, дети сразу уснули?
- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)
Прочитайте разговор мальчиков.
- О чём говорили дети?
- На самом деле им было страшно?
- Какой вопрос хочется задать автору? ( Что случилось вдруг?)
Словарная работа (по ходу чтения):
- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.) (Слайд 5)
- Как бы вы повели себя на месте мальчиков?
- Как повели себя мальчики? Прочитайте.
- Почему мальчики спрятались?
-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)
Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Кто из вас видел ежа? ( Показываю изображение ежа) ( Слайд 6)
- Что вы знаете о ежах?
- Чем полезны ежи?
- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.
Прочитаем вслух цепочкой . Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.
Да это ёжик!
Как мы будем читать это предложение?
Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение (Слайд7)
- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)
- Почему ёж навестил ребят ночью? ( Ночной житель)
5.Физкультминутка:
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
6. Продолжение работы по теме урока
- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?
- Как бы вы поступили с ежом?
Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.
- Какие непонятные слова встретились?
Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана (Слайд 8)
Чтение теста вслух с остановками до конца
прочитай текст до конца.
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?
- Как поступили с ежом мальчики?
- Почему его уже потом никто не боялся?
- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?
- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?
Работа с текстом после прочтения:
- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? ( Они храбрятся, не показывают страх).
- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
- Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх. (Слайд 9)
- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.
- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)
- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?
- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ. (3-4 человека)
-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)
- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?
Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.
Проверка и оценивание ЗУН:
Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным.
Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.
После проверки теста:
- Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)
Круглый, колючий.
Пыхтит, шуршит, топает.
Ёжик охотится по ночам.
Хищник.
Слова – помощники на доске: (Слайд 11)
работал на уроке активно;
давал полные и правильные ответы на вопросы;
не допускал ошибок при чтении;
был внимателен и сосредоточен;
использовал для ответа знания, полученные на других уроках;
- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.
- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?
8.Домашнее задание:
домашнее задание и задание по желанию.
1. Выразительно читать текст - Учебник с 136- 138., 2. По желанию:
– Подготовить краткий пересказ.
– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
– Подобрать к прочитанному тексту пословицы,
– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи
________________________________________________
Отзыв на открытый урок по литературному чтению
учителя начальных классов Матосян Марины Галустовны
При проведении данного урока Матосян М.Г. продемонстрировала высокие творческие способности и педагогическое мастерство.
В начале урока (актуализация) была проведена беседа о том, какие произведения любят читать ребята, обобщили знания об авторе, рассмотрели выставку книг.
При работе с текстом до чтения использовала прием антиципации (предугадывание содержание текста). В ходе чтения вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту.
Так же в ходе чтения велась работа над лексикой. Расширялся и активизировался словарный запас ребят. Выявлялись слова, которые нужно было разъяснить школьникам. Некоторые слова дети объясняли сами, находили ответы в тексте. Слова: сени, чулан были объяснены учителем.
Повторное слушание было проведено для того, чтобы дети внимательно послушали текст целиком и были готовы к анализу текста. Во время повторного чтения были привлечены хорошо читающие дети. Им был заранее выдан текст с диалогом и отработанно выразительное чтение. В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.
На уроке Марина Галустовна активно формировала специальные, читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. Дети самостоятельно сформулировали тему рассказа и определили жанр произведения.
Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать героям, показать свои чувства. Для этого Матосян Мариной Галустовной был отобран материал (произведение) и продуманны вопросы на эмоциональный отклик детей.
На уроке царила комфортная ситуация, все что запланировала, было выполнено.
Рефлексия показала, что урок детям понравился, и они довольны своей работе на уроке.
На уроке Матосян М.Г. использовала технологии: информационные (работали с информацией); здоровьесберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения); проблемное обучение (часто на уроках возникали вопросы проблемного характера); обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик); игровые (проводились игровые физкультминутки, рисование иллюстрации к рассказу). Урок выстроен оптимально: соответствовал темпераменту учащихся и учителя, уровню учебной подготовки и развитию учащихся.
Санитарные нормы во время урока были соблюдены.
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №2 9 О.А. Бородкина
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи
________________________________________________
Отзыв на открытый урок по литературному чтению
учителя начальных классов Матосян Марины Галустовны
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока
На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание предстоящего чтения), применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания).
Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся.
Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования.
Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: развитие умения работы над художественным текстом.
- познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
- развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
- развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
- содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками).
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, сигнальные веера, карточки для рефлексии.
Средства обучения: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.: Просвещение, 2012 – (Школа России), презентация,карточки.
I. Организационный момент. (слайд 1)
II. Речевая разминка.
И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
- познакомьтесь (прочитать глазками);
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
- Объясните лексическое значение этого слова.
- Какими предложениями насыщено стихотворение?
- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)
- Кто в глуши твоей таится?
- Что за зверь? Какая птица?
3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в группах.
- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (семь групп по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4, приложение 1)
- Обоснуйте свое решение.
- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд 5)
3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета.
Л.Н. Толстой | “Филипок” |
М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” |
И.Пивоварова | “Ребята и утята” |
Е.И. Чарушин | “Жила-была собака. ” |
- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)
- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)
- Значит, тема нашего урока будет. (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)
3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд 7)
- Познакомиться. (работа со слайдом 7) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
- Учиться правильно. (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).
- Проанализировать. (новое произведение).
IV. Работа по теме урока.
- Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд 8)
Биографические сведения о Е.Чарушине.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.
Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.
Анализ текста.
а) - В названии используется слово рассказ. (слайд 9) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)
- Что такое страх?
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. (выключить проектор) Откройте учебник на странице 136.
б) Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)
в) Словарная работа.(включить проектор)
- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.
- Объясните лексическое значение слов.
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 10)
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 11)
- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)
- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)
V. Физминутка для глаз.
- Стоит ли бояться ежа?
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.
- Именное он поможет провести нам физминутку для глазок (слайд 12)
- Не забудьте, сосчитать!
(Работа со слайдом 12)
- Сколько грибов совершили движение? (18)
VI. Закрепление изученного.
- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.
Работа с текстом.
- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.
- Какое языковое средство использует автор? (диалог)
- Что такое диалог?
- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.
- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?
- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?
- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)
VII. Творческая деятельность.
Работа с иллюстрацией.
- Что способствует лучшему восприятию прочитанного? (иллюстрации)
- Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?
- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему помогали передавать кисти и краски.
- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический) (работа со слайдом 14)
- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, (слайд 15) ( и открываю доску с работами учащихся, выполненными на уроке изобразительного искусства ранее).
- Посмотрите, как по-разному кистью и красками мы изобразили нашего героя.
- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд 16 + приложение 3)
(В течение 1-2 минут работают в паре, затем заслушиваем 3-4 синквейна)
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.
- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что. ”
VIII. Подведение итогов урока.
- что “Страшный рассказ” - это сказка?
- что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
- что мы продолжим знакомство с героями произведения?
- что нашим гостям было интересно?
IX. Рефлексия. (слайд 18)
- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)
Рассказ Е.Чарушина "Страшный рассказ". Тема и главная мысль рассказа.
Педагогическая цель
Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою. Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.
Изучение нового материала
Планируемые результаты (предметные)
Научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг.
Личностные результаты
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные : пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Е.Чарушин "Страшный рассказ". На уроке используются: тест для проверки домашнего задания, работа в парах,тест при рефлексии.
Содержимое разработки
Урок литературного чтения во 2 классе.
Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
развивать навыки выразительного беглого чтения;
развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, формировать навык взаимооценки и самооценки,формировать коммуникативные навыки работы в группе;
воспитывать любовь к природе, животным.
Предметные результаты:
Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, осознанно использовать их при пересказе.
Личностные результаты:
Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
Умение анализировать свой поступок.
Метапредметные:
Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;
Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;
Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Тип урока: урок освоения новых знаний
1.Организационный момент.
II. Речевая разминка.
– Начнём урок с речевой разминки. Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. А хорошее чтение так необходимо при работе с текстом.
(Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ, для языка.)
Зубки ровно мы смыкаем, и заборчик получаем.
А сейчас растянем губки – посмотрю на ваши зубки.
Язык лопаткой подержи, между зубок положи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5. Можно язычок убрать.
Язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. Острый кончик потяни, язычок назад верни.
Ваши губки – трубочки превратите в дудочки. Ду-ду-ду.
Учись играть на барабане, язычок послушным станет. Д-д-д-д-д-д.
III. Проверка домашнего задания.
Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать слушателей)
1.Как звали в рассказе дикую уточку?
В)Чирок-свистунок.
2.Куда вела утка своих утят?
А)Из болота на речку;
Б)Из леса в озеро;
В)Из деревни в город.
3.Где утка вывела своих утят?
А)На кочке, в болотистом лесу;
Б)В камышах, на берегу озера;
В)На дереве, в теплом гнездышке.
4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?
А)Утка-мама боялась лисы;
Б)На озере не было еды;
В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.
5.Что делали утка с утятами около кузницы?
А)Щипали траву;
Б)Купались в песке;
В)Переходили дорогу.
6.Кто увидел утят около кузницы?
А)Заяц Кирюха;
В)Дедушка Мазай.
7.Что сделали ребята с утятами?
А)Стали ловить;
Б)Покормили хлебом;
В)Погнали на озеро.
8.Кто помог освободить утят?
А)Собака Мухтар;
Б)Автор рассказа М.Пришвин;
-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)
Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем
Сегодня мы продолжим разговор о природе
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
- О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
- Какими предложениями насыщено стихотворение?
- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)
- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в парах.
- Возьмите карточки. Приступайте к выполнению задания (ребус-слово ЁЖ)
- Обоснуйте свое решение.
- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.
- Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки .(соединить автора с его произведением)
- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором
- Значит, тема нашего урока будет.
“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)
- Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова?
- Познакомиться. (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
- Учиться правильно. (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).
- Проанализировать. (новое произведение).
V. Работа по теме урока.
Биографические сведения о Е.Чарушине.
- Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
Первичное восприятие и анализ текста.
а) - В названии используется слово рассказ.
А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)
- Что такое страх?
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. Откройте учебник на странице 136.
б) Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).
- Действительно, произведение было страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)
в) Словарная работа
- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.
- Объясните лексическое значение слов.
Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.
Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.
- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)
- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.
Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.
Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты.
VI. Анализ текста.
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Где произошёл случай, описанный в рассказе? (На дача – у самого леса, в маленьком домике)
- С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)
- Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте.
- Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)
- А что думает о них автор? (Автору понравились ребята)
- Почему испугались мальчики? (Услышали топот)
- Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.
- Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал)
- Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это видим?
- Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.
- Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации.
- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали искать кто же напугал ребят)
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)
- Почему ёж свернулся шариком?
- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы?
- Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?
- Можно ли назвать мальчиков смелыми?
- Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?
- Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)
- А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
- Чему учит нас этот рассказ? ( Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)
- Что вы читали? (Рассказ)
- Что вам больше всего понравилось в рассказе?
- Какой совет даёт автор?
- Какая главная мысль рассказа?
VII .Рефлексия тест
Мальчиков звали Шура и Петя.
Без мамы и папы дети не ложились спать.
В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
В углу свернулся шариком ёжик.
Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие задания показались интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
- Чему учит нас этот рассказ?
У кого в жизни была похожая ситуация?
VIII. Подведение итогов урока.
Прием “Верно ли, что . ”
что “Страшный рассказ” - это сказка?
что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
что мы продолжим знакомство с героями произведения?
IX. Домашнее задание.
страницы учебника 136-138 – читать;
составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;
-75%
Читайте также: