Конспект страшный рассказ 2 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Оборудование: портрет и книги Е. Чарушина; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).

III. Проверка домашнего задания

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с автором, который тоже писал о животных, очень бережно относился к ним. Продолжим учиться делить текст на смысловые части и озаглавливать их.

— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

V. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о Е. Чарушине

Материал для учителя

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

(Рассказ читают учитель и учащиеся.)

3. Словарная работа

Сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан — помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Клеть — кладовая при избе или в отдельной постройке.

— Понравился вам рассказ?

— Почему он так называется?

VI. Физкультминутка

(Исходное положение: стоя, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки дети начинают свободно встряхивать кистями рук. Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова вниз.)

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

Дождинки пляшут, как живые:

И рожь, склонясь к земле зеленой,

А теплый дождь неугомонный

VII. Закрепление изученного

1. Работа с текстом

— Как вы думаете, прочитанное произведение — сказка или рассказ?

— Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?

— Что напугало детей? Найдите эти строки.

— Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.

— Как вел себя ежик, когда искали его?

2. Выразительное чтение

— Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно.

— Какие мысли вы хотите передать? Каким тоном будете читать?

— Изменится ли интонация в конце рассказа?

3. Составление рассказов

— Работайте в паре. Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал..

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

IX. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— Чему учит нас рассказ?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Если ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко,

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте с интонацией раздражения (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).

III. Проверка домашнего задания

— Какие рассказы о ежах вы подготовили?

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работать с рассказом Е. Чарушина. Будем учиться делить его на части, составлять план.

V. Работа по теме урока

Деление текста на части

(Работа в группах или парах.)

— Вы видите, что в тексте есть подчеркнутые слова. С их помощью составьте план рассказа, запишите его в рабочую тетрадь. Добавьте пункты, если это необходимо. Разделите текст на части.

(Дети выполняют задание. Затем - проверка выполненной работы.)

— Какой план у вас получился?

— Кто добавил пункты? Почему?

VI. Физкультминутка

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сел и,

Потом потихоньку встали,

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста

2. Сравнение текстов

— А сейчас будем сравнивать два текста — художественный и научный. Откройте учебники на с. 155. Прочитайте задание 7. (Дети читают задание.)

— Прочитайте текст самостоятельно, приготовьтесь читать его всем. (Дети читают и сравнивают.)

— Что нового вы узнали о ежах из этого текста?

— Чем похожи и чем различаются рассказ Е. Чарушина и текст из энциклопедии? (Ответы детей.)

— Прочитайте вывод в желтой рамочке на с. 154. Сравните его с нашим выводом.

3. Работа в тетради

— Отгадайте загадку. Отгадку нарисуйте в рабочей тетради.

Добродушен, домовит, Весь иголками покрыт. Слышен топот шустрых ножек. Это наш приятель. (ежик). (Дети рисуют ежика.)

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— Чему вы учились?

— Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу?

Домашнее задание

1. Понаблюдать за жизнью своих питомцев. Описать их повадки, привычки. (Это будет познавательный текст.)

2. Придумать сказку или рассказ о своем любимце: что выделить особенного в его характере, какие чувства передать (задание 10 на с. 155).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи

_______________________________________________________

Подготовила:

Матосян Марина Галустовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 29

Тип урока: изучение нового материала

Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Формировать умение в ыражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;

Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.

Предметные умения: познакомить с творчеством и биографией Е. Чарушина; продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышления учащихся, умение участвовать в диалоге.

Метапредметные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: определять жанр произведения, давать характеристику героям, делать выводы по прочитанному.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок . (Слайд 1)

- Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

2.. Речевая разминка

- Прочитайте медленно, а потом как скороговорку ( Слайд 2)

У чибиса чудеса

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

Чьи вы сами?

3. Проверка домашнего задания

4.Постановка темы и целей урока.

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? ( Слайд 3)

- Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.

Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.

-Какой раздел мы изучаем? ( О братьях наших меньших).

- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)

– В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

Записываю на доске предположения

- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? ( О животном)

Записываю предположения на доске

Работа с текстом до чтения :

- Давайте прочитаем, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение.

Высказывания детей записываются на доске.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.

Шура и Петя остались одни;

у самого леса;

ни папы, ни мамы;

не страшно, не боялся;

кто-то топает;

закрылись с головой;

прижались друг к другу;

пришли (родители);

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.

Постановка задач урока:

Работа с текстом во время чтения :

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

-Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

-Кто по стене может ползать?

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

- О чём говорили дети?

- На самом деле им было страшно?

- Какой вопрос хочется задать автору? ( Что случилось вдруг?)

Словарная работа (по ходу чтения):

- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.) (Слайд 5)

- Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Кто из вас видел ежа? ( Показываю изображение ежа) ( Слайд 6)

- Что вы знаете о ежах?

- Чем полезны ежи?

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой . Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение (Слайд7)

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Почему ёж навестил ребят ночью? ( Ночной житель)

5.Физкультминутка:

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

6. Продолжение работы по теме урока

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

- Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

- Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана (Слайд 8)

Чтение теста вслух с остановками до конца

прочитай текст до конца.

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

- Как поступили с ежом мальчики?

- Почему его уже потом никто не боялся?

- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?

Работа с текстом после прочтения:

- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? ( Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Как же автор относится к своим героям?

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх. (Слайд 9)

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ. (3-4 человека)

-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Проверка и оценивание ЗУН:

Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным.

Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.

После проверки теста:

- Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам.

Хищник.

Слова – помощники на доске: (Слайд 11)

работал на уроке активно;

давал полные и правильные ответы на вопросы;

не допускал ошибок при чтении;

был внимателен и сосредоточен;

использовал для ответа знания, полученные на других уроках;

- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.

- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?

8.Домашнее задание:

домашнее задание и задание по желанию.

1. Выразительно читать текст - Учебник с 136- 138., 2. По желанию:

– Подготовить краткий пересказ.

– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

– Подобрать к прочитанному тексту пословицы,

– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи

________________________________________________

Отзыв на открытый урок по литературному чтению

учителя начальных классов Матосян Марины Галустовны

При проведении данного урока Матосян М.Г. продемонстрировала высокие творческие способности и педагогическое мастерство.

В начале урока (актуализация) была проведена беседа о том, какие произведения любят читать ребята, обобщили знания об авторе, рассмотрели выставку книг.

При работе с текстом до чтения использовала прием антиципации (предугадывание содержание текста). В ходе чтения вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту.

Так же в ходе чтения велась работа над лексикой. Расширялся и активизировался словарный запас ребят. Выявлялись слова, которые нужно было разъяснить школьникам. Некоторые слова дети объясняли сами, находили ответы в тексте. Слова: сени, чулан были объяснены учителем.

Повторное слушание было проведено для того, чтобы дети внимательно послушали текст целиком и были готовы к анализу текста. Во время повторного чтения были привлечены хорошо читающие дети. Им был заранее выдан текст с диалогом и отработанно выразительное чтение. В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

На уроке Марина Галустовна активно формировала специальные, читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. Дети самостоятельно сформулировали тему рассказа и определили жанр произведения.

Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать героям, показать свои чувства. Для этого Матосян Мариной Галустовной был отобран материал (произведение) и продуманны вопросы на эмоциональный отклик детей.

На уроке царила комфортная ситуация, все что запланировала, было выполнено.

Рефлексия показала, что урок детям понравился, и они довольны своей работе на уроке.

На уроке Матосян М.Г. использовала технологии: информационные (работали с информацией); здоровьесберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения); проблемное обучение (часто на уроках возникали вопросы проблемного характера); обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик); игровые (проводились игровые физкультминутки, рисование иллюстрации к рассказу). Урок выстроен оптимально: соответствовал темпераменту учащихся и учителя, уровню учебной подготовки и развитию учащихся.

Санитарные нормы во время урока были соблюдены.

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №2 9 О.А. Бородкина

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи

________________________________________________

Отзыв на открытый урок по литературному чтению

учителя начальных классов Матосян Марины Галустовны

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока

На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание предстоящего чтения), применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания).

Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся.

Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования.

Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: развитие умения работы над художественным текстом.

  • познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками).
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, сигнальные веера, карточки для рефлексии.

Средства обучения: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.: Просвещение, 2012 – (Школа России), презентация,карточки.

I. Организационный момент. (слайд 1)

II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- познакомьтесь (прочитать глазками);

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Объясните лексическое значение этого слова.

- Какими предложениями насыщено стихотворение?

- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)

  • Кто в глуши твоей таится?
  • Что за зверь? Какая птица?

3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в группах.

- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (семь групп по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4, приложение 1)

- Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд 5)

3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета.

Л.Н. Толстой “Филипок”
М.М. Пришвин “Страшный рассказ”
И.Пивоварова “Ребята и утята”
Е.И. Чарушин “Жила-была собака. ”

- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)

- Значит, тема нашего урока будет. (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд 7)

- Познакомиться. (работа со слайдом 7) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Учиться правильно. (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

- Проанализировать. (новое произведение).

IV. Работа по теме урока.

- Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд 8)

Биографические сведения о Е.Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.

Анализ текста.

а) - В названии используется слово рассказ. (слайд 9) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. (выключить проектор) Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа.(включить проектор)

- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

- Объясните лексическое значение слов.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 10)

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 11)

- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)

V. Физминутка для глаз.

- Стоит ли бояться ежа?

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.

- Именное он поможет провести нам физминутку для глазок (слайд 12)

- Не забудьте, сосчитать!

(Работа со слайдом 12)

- Сколько грибов совершили движение? (18)

VI. Закрепление изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.

Работа с текстом.

- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)

VII. Творческая деятельность.

Работа с иллюстрацией.

- Что способствует лучшему восприятию прочитанного? (иллюстрации)

- Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?

- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему помогали передавать кисти и краски.

- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический) (работа со слайдом 14)

- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, (слайд 15) ( и открываю доску с работами учащихся, выполненными на уроке изобразительного искусства ранее).

- Посмотрите, как по-разному кистью и красками мы изобразили нашего героя.

- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд 16 + приложение 3)

(В течение 1-2 минут работают в паре, затем заслушиваем 3-4 синквейна)

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что. ”

VIII. Подведение итогов урока.

  • что “Страшный рассказ” - это сказка?
  • что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
  • что мы продолжим знакомство с героями произведения?
  • что нашим гостям было интересно?

IX. Рефлексия. (слайд 18)

- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)

Рассказ Е.Чарушина "Страшный рассказ". Тема и главная мысль рассказа.

Педагогическая цель

Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою. Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг.

Личностные результаты

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные : пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Е.Чарушин "Страшный рассказ". На уроке используются: тест для проверки домашнего задания, работа в парах,тест при рефлексии.

Содержимое разработки

Урок литературного чтения во 2 классе.

Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

развивать навыки выразительного беглого чтения;

развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, формировать навык взаимооценки и самооценки,формировать коммуникативные навыки работы в группе;

воспитывать любовь к природе, животным.

Предметные результаты:

Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

Совершенствовать приемы выразительного чтения;

Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;

Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;

Умение анализировать свой поступок.

Метапредметные:

Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;

Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;

Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Тип урока: урок освоения новых знаний

1.Организационный момент.

II. Речевая разминка.

– Начнём урок с речевой разминки. Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. А хорошее чтение так необходимо при работе с текстом.

(Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ, для языка.)

Зубки ровно мы смыкаем, и заборчик получаем.
А сейчас растянем губки – посмотрю на ваши зубки.

Язык лопаткой подержи, между зубок положи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5. Можно язычок убрать.

Язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. Острый кончик потяни, язычок назад верни.

Ваши губки – трубочки превратите в дудочки. Ду-ду-ду.
Учись играть на барабане, язычок послушным станет. Д-д-д-д-д-д.

III. Проверка домашнего задания.

Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать слушателей)

1.Как звали в рассказе дикую уточку?

В)Чирок-свистунок.

2.Куда вела утка своих утят?

А)Из болота на речку;

Б)Из леса в озеро;

В)Из деревни в город.

3.Где утка вывела своих утят?

А)На кочке, в болотистом лесу;

Б)В камышах, на берегу озера;

В)На дереве, в теплом гнездышке.

4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?

А)Утка-мама боялась лисы;

Б)На озере не было еды;

В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.

5.Что делали утка с утятами около кузницы?

А)Щипали траву;

Б)Купались в песке;

В)Переходили дорогу.

6.Кто увидел утят около кузницы?

А)Заяц Кирюха;

В)Дедушка Мазай.

7.Что сделали ребята с утятами?

А)Стали ловить;

Б)Покормили хлебом;

В)Погнали на озеро.

8.Кто помог освободить утят?

А)Собака Мухтар;

Б)Автор рассказа М.Пришвин;

-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)

Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем

Сегодня мы продолжим разговор о природе

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Какими предложениями насыщено стихотворение?

- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)

- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в парах.

- Возьмите карточки. Приступайте к выполнению задания (ребус-слово ЁЖ)

- Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.

- Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки .(соединить автора с его произведением)

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором

- Значит, тема нашего урока будет.

Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

- Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова?

- Познакомиться. (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Учиться правильно. (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

- Проанализировать. (новое произведение).

V. Работа по теме урока.

Биографические сведения о Е.Чарушине.

- Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения опре­делили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, кото­рые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

Первичное восприятие и анализ текста.

а) - В названии используется слово рассказ.

А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа

- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

- Объясните лексическое значение слов.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Клеть кладовая при избе или в отдельной постройке.

- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

VI. Анализ текста.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Где произошёл случай, описанный в рассказе? (На дача – у самого леса, в маленьком домике)

- С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)

- Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте.

- Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)

- А что думает о них автор? (Автору понравились ребята)

- Почему испугались мальчики? (Услышали топот)

- Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.

- Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал)

- Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это видим?

- Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.

- Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации.

- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали искать кто же напугал ребят)

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)

- Почему ёж свернулся шариком?

- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

- Почему ёжик не ушел потом в лес?

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

- А как бы поступили вы?

- Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?

- Можно ли назвать мальчиков смелыми?

- Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?

- Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)

- А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)

- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

- Чему учит нас этот рассказ? ( Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.)

- Что вы читали? (Рассказ)

- Что вам больше всего понравилось в рассказе?

- Какой совет даёт автор?

- Какая главная мысль рассказа?

VII .Рефлексия тест

Мальчиков звали Шура и Петя.

Без мамы и папы дети не ложились спать.

В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

В углу свернулся шариком ёжик.

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания показались интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

- Чему учит нас этот рассказ?

У кого в жизни была похожая ситуация?

VIII. Подведение итогов урока.

Прием “Верно ли, что . ”

что “Страшный рассказ” - это сказка?

что Евгений Чарушин был художником-анималистом?

что мы продолжим знакомство с героями произведения?

IX. Домашнее задание.

страницы учебника 136-138 – читать;

составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;


-75%

Читайте также: