Конспект игры экспериментирования в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

На экране алгоритм описания предмета:
1. Перечеркнутые геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.
2. кисть руки.
3. весы.
4. картинки кусочков материала: дерево и ткань (мех).
5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.

Проводится игра "Да - нет".

Ребенок: Этот предмет мягкий?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он твердый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Этот предмет гладкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Предмет тяжелый?

Воспитатель: Нет.
Ребенок: Значит легкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он деревянный (металлический, стеклянный)?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Предмет пластмассовый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он может ездить (летать).
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он может прыгать (катиться)?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Это шарик
Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?
Ребенок: Настольный теннис.

Показ картинки с изображением игры на экране.

Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

Рассматривание и обсуждение правил игры.

Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?
Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.
Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.
Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

На экране: фотография детей, играющих в "футбол.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще упражнения мы не назвали.

На экране таблица со схематично нарисованными возможными вариантами игры.

Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.
Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?
Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

Физкультминутка, во время которой дети пробуют играть с шариком.

Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?
Дети: Нет.
Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:


Воспитатель: Осторожно достаю шарик…
Посмотрите…
Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!
Дети: Вмятины не стало?!
Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда?
Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток?

Выслушиваются предположения детей.

Зарисовка эксперимента.





Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.

Ребята, у дверей нашей группы я обнаружила вот такую красивую коробочку, а в ней конверт. Вы хотите узнать от кого?

(Ваш друг – Фокусник)

Хотите научиться показывать фокусы?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Давайте вспомним с вами, а кто такой фокусник?

Деятельность детей: Человек, который показывает фокусы.

Деятельность воспитателя: Фокус – это чудо, это сказка, это превращение, это иллюзия.

-А где можно увидеть фокусы?

Деятельность детей: В цирке.

Деятельность воспитателя: А вы умеете показывать фокусы?

Деятельность детей: Нет

Деятельность воспитателя: Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Деятельность детей: да.

Звучит волшебная музыка.

Вот мы и оказались в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокусы. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

Ваша задача дети не только научится показывать фокус, но и отгадать его секрет.

1. Внимательно слушать.

2. Точно выполнять указания.

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. Не толкать и не мешать друг другу.

5. Ничего в рот не брать.

Деятельность воспитателя: Ребята, а что у вас в баночках?

Деятельность детей: Вода

Деятельность воспитателя: А как вы узнали, что там вода? (высказывают свои мнения, пробуют, нюхают и т. д.) А что можно сделать с водой? (переливать, красить, и т. д.)

Фокус №1. А сейчас мы вместе покажем фокус, который называется "Заговор воды". (2мин)

Деятельность воспитателя: Вот простая вода, какого она цвета?

Деятельность детей: Прозрачная, бесцветная.

После чего вода окрашивается в баночках в разные цвета.

Каждого спросить, какого цвета вода?

Деятельность воспитателя: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? Вы что-то добавили в воду? Кто догадался, в чем фокус?

Необходимо подвести к правильному ответу, что вода окрасилась, в разные цвета из-за, краски, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки.

Открою секрет фокуса, я заранее покрасила все крышки разными красками. И таким способом мы доказали ваши предположения, что вода может окраситься.

Фокус №2. "Крышка из бумаги" (3 мин)

Деятельность воспитателя: задает детям вопрос: «Что будет, если перевернуть баночку с водой без крышки? (конечно, она выльется, А если прижать к баночке бумагу и перевернуть его? Бумага упадет, и вода все равно прольется на пол? (предположения детей, а давайте мы с вами проверим, что же произойдет?

Деятельность воспитателя: В чем же секрет этого фокуса?

Деятельность детей: Выслушать предположения детей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что нас по всюду окружает воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой (с низу) воздух! Сила воздуха оказалось больше силы воды стакане, вот листок и не падает!

Показываю детям магнит, что это за предмет? (магнит). Возьмите ребята по магниту каждый и потрогайте его, какой он на ощупь? (гладкий, тяжелый, черный, не имеет запаха). Кто знает, какое свойство имеет магнит? (притягивать). Ребята, а как вы думаете, какие предметы может притягивать магнит? (ответы детей) Посмотрите, какие предметы у вас лежат в тарелочках (кусочки ткани, деревянные предметы, пластмассовые пуговицы и скрепки металлические). Наша задача выбрать те предметы, которые притягивает к себе магнит. Как мы будем это делать? (предположения). К каждой вещи сверху будем подносить магнит, и проверять, притянется к нему предмет или нет. Выполняйте. Итак, какие предметы выбрал магнит? (скрепки). А какие не притянул? (дерево, ткань, пластмассу). Какой можно сделать вывод? (магнит притягивает только металлические предметы)

Итог: Магнит притягивает только металлические предметы.

-Слушайте следующий фокус. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук? (Высказывают свои предположения) -Дети пробуют. (Показываю, как это сделать). - Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана. - Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх). -Что же двигало скрепку? (Магнитная сила) -Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

Вывод - Магнитные силы проходят через стекло

Деятельность воспитателя: Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам встать в круг, передаю волшебную палочку по кгругу.

Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? Какой фокус больше всего понравился? Какие предметы и материалы мы использовали для этого фокуса?

Деятельность детей: Выслушать ответы детей

Деятельность воспитателя: А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам.

А вы сможете теперь эти фокусы показать самостоятельно дома своим родителям?

Деятельность детей: Ответы детей

Деятельность детей: Дети закрывают глаза и повторяют волшебные сова за воспитателем

Деятельность воспитателя: Ну, вот ребята мы опять с вами в нашем садике.

Желаю вам в будущем много интересного познать, быть любознательными в разных науках и радовать родителей своими достижениями! Успехов вам!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_d57f5e0.jpg

Автор: Д.Н. Калашникова

Сборник адресован воспитателем детских садов для детей 5-6 лет, методистам, педагогам дополнительного образования, всем, кто работает с детьми старшего дошкольного возраста. В сборнике конспектов занятий содержатся задания, которые способствуют развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Вы держите в руках сборник конспектов занятий с использованием метода эксперимента с целью развития познавательного интереса детей 5-6 лет.

hello_html_m541a8be4.jpg

Экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Эксперименты чем-то напоминает детям фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.

В каждом конспекте занятий для детей 5-6 лет прописаны интересные и увлекательные эксперименты, игры, задания так же в каждом конспекте занятия для снятия усталости детей 5-6 лет прописана физминутка. Старайтесь, чтобы занятия приносили ему радость. Это важно для выработки позитивного отношения к процессу обучения в будущем. Длительность занятия не должно превышать 25- 30 минут.

Каждое проведенное вами занятие из этого сборника способствует развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, что очень важно на ступени дошкольного возраста.

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  3. развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
  1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Ход развлечения

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:

- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Дети: Вода.

Воспитатель: - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)

- Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ.

- Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?

Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.

- Что вы еще знаете о воде?

Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.

- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей)

- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.

- Кто хочет рассказать стихотворение о воде?

Ребенок читает стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

- Ребята, вы любите волшебство? (Ответы детей)

- Вы знаете, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге нашла вот такую палочку. Мне кажется, что она волшебная. Давайте проверим!

- Например, хотите сегодня стать юными волшебниками по превращению чудес с водой? (ответы детей).

- Сейчас я попробую с помощью вот этой палочки превратить нас в волшебников. Закройте глазки, только одно условие, не подглядывать, пока звучит музыка, глазки не открываем (звучит волшебная мелодия).

Воспитатель быстро переодевается в волшебника. Музыка перестает звучать, и дети открывают глаза.

- Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (ответы детей).

Только для начала запомним правила безопасности:

Без разрешения запрещается:

вставать с места,

Итак, я приглашаю вас сесть на стульчики.

Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные волшебники, а какие явления природы связаны с водой?

Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход, разлив реки.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть природные явления в нашей группе, которые происходят благодаря воде? (предположения детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники создать несколько природных явления в одной комнате.

Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.

Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.

Дети: Дождик и облако.

- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)

- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).

- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.

Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.

- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).

- Что происходит? (ответы детей).

Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.

Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.

Дети: Радуга.

На мониторе появляется изображение радуги.

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?

Дети: На небе.

Воспитатель: Когда она появляется?

Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).

Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу- только из четырех цветов – в пробирке. И, конечно же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны четыре помощника.

Воспитатель просит налить в чистую пробирку воду слоями с помощью воронки: синюю, красную, зеленую и желтую краску. Что происходит? (ответы детей)

Воспитатель: Вода смешивается.

- Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.

В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).

Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.

Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.

- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)

- В каком стакане было меньше всего сахара?

Дети: В красном.

Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).

Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.

Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).

Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете, что такое гейзер? (ответы детей)

Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.

- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников.

Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.

Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. Подойдите, все к столам. (На столе стоят баночки с обычной прозрачной водой и лежат картинки).

- Как вы думаете, сможем ли мы, используя воду, сделать картинку цветной? (предположения детей)

Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? (ответы детей)

Воспитатель: Да они стали цветными. Вот ребята вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными? (предположения детей).

Воспитатель: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их сделать яркими и красочными.

- Ребята, нам пора возвращаться домой из волшебной страны, но я к вам обещаю, что мы побываем здесь еще в ни раз.

Воспитатель просит детей встать в круг, берет волшебную палочку (звучит музыка), дети закрывают глаза, воспитатель снимает костюм волшебника.

Итог мероприятия

Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).

Читайте также: