Социально психологический тренинг конспект

Обновлено: 07.07.2024

Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами). Цель тренинга: формирование навыков межличностного общения, самопознания. Данный тренинг регулярно проводился мной на предыдущем месте работы и показал хорошие результаты, по отзывам детей в нем участвовавших и их педагогов.

Цель: школьников преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, владеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.
Ведущим типом деятельности, по классификации Д.Б. Эльконина, в юношеском возрасте является общение и становление межличностных отношений. Поэтому очень актуальным, на данном этапе развития, для наиболее полной и глубокой реализации жизненного потенциала и гармоничного развития личности является овладение навыками эффективного социального взаимодействия.
Структура тренинга: Тренинг состоит из пяти занятий в основу организации, которых положены представлениях о механизме групповой динамики.
Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:
1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.
2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.
3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.
4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.
Организация тренинга: данный тренинг рассчитан на 2 занятия включающие по 3 блока продолжительностью по 2 – 2,5 часа каждое (в зависимости от особенностей группы). Занятия должны проводиться в отдельном, теплом помещении, желательно имеющем звукоизоляцию и запирающимся изнутри. Так же желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла и свободное пространство для перемещений, что способствовало бы повышению эффективности проведения занятий.
Количественные и качественные характеристики группы: тренинг рассчитан на подростков и юношей в возрасте от 15 лет и старше, желающих расширить свой социальный опыт, обрести чувство уверенности в себе, научиться чувствовать и понимать окружающих.
Оптимальной является группа из 6 – 12 человек. Снижение количества участников тренинга меньше оптимального ведет к замедлению групповой динамики по причине качественного снижения активизирующего опыта в обсуждениях. Увеличение числа членов группы больше оптимального, делает группу неустойчивой из-за снижения возможности контроля, за групповыми процессами со стороны тренера.

Первая часть
Цель: знакомство и сплочение группы
Задачи: 1. формирование сплочения группы;
2. выработка групповых правил;
3. мотивирование участников тренинга на работу.

- Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

- Что было трудно сделать в этом упражнении?
- Что почувствовали?

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Первая часть
Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе

Упражнение 2 Волшебная палочка
Цель: разогрев и сплочение группы
Участники движутся по кругу и ведущий дает задание: "У меня в руках волшебная палочка и я хочу, чтоб мы превратились в стадо бегемотов". После того как участники проиграли один круг, ведущий передает палочку следующему и т.д.


Активное слушание Что мешает вашему собеседнику говорить

ТВЕРДЫЕ ОСНОВАНИЯ
Действительно ли тебе нужно отказаться или ты кокетничаешь

Да, надо нет, может, меня уговорят

Создай себе пространство этот алгоритм тебе не подходит
(например, не сиди, если тот, кто тебя
уговаривает, стоит) и помни, ты
Имеешь право отказаться

Упражнение 9. "Титаник"
Цель: завершение занятий в группе
Группа делиться на две подгруппы: одна –отъезжающие, другая – провожающие. Участников просят представить что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано "ТИТАНИК"

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Что такое психологический тренинг

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

  • на повышение социально-психологической компетентности участников;
  • на приобретение социально-психологического опыта.

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

  • развитие эмпатии; и другого человека;
  • раскрытие человеческого и личностного потенциала;
  • обучение сопереживанию и общению.

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

Проведение тренинга

Социальные нормы

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

  • аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
  • через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
  • учатся видеть проблему с разных сторон;
  • предотвращать и разрешать конфликты;
  • работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
  • удовлетворяют потребность в признании и самореализации.

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

  • умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
  • качества лидера;
  • умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
  • аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
  • способность планировать и рационально расходовать время;
  • умение оценивать и анализировать свои решения;
  • способность находить выход из нестандартных ситуаций.

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

  • снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
  • условны;
  • способствуют раскованности;
  • развивают креативность;
  • позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
  • расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Упражнения

Эмпатия

Среди упражнений используется несколько типов:

  • Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
  • Разминочные. Снимают стереотипы и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
  • Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
  • Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
  • Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
  • На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

Результаты

Активность

Человек, прошедший социально-психологический тренинг:

  • умеет устанавливать эмоциональный контакт;
  • организовывать пространство для общения;
  • определять эмоциональное состояние оппонента по его реакциям;
  • создавать благоприятный психологический климат;
  • выслушать и понять;
  • контролировать внешние проявления собственных эмоций и чувств (позы, мимика, жесты);
  • аргументировать свое мнение и позицию;
  • решать конфликтные ситуации.

Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

    (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое воображение и интуиция;
  • высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие социально-психологического тренинга

Стремительный поток перемен, растущее напряжение и конечность человеческого бытия в мире влечет за собой поиск новых активных методов обучения и социализации личности. Наиболее удачным методом решения проблемы быстрой адаптации человека к меняющимся условиям станет активизация психологической и педагогической подготовки, а именно тренинга, который в последнее время привлекает все большее внимание как профессионалов, так и широкой аудитории.

Понятие "обучение" в современной научно-методической литературе имеет разнообразное толкование, но единого подхода пока нет. Обучение также представлено как способ перепрограммировать модель управления, которую люди имеют, для своего поведения и деятельности. Они говорят о тренировках как о процессе создания новых функциональных образований, которые контролируют поведение. Опишите его как метод социально-психологической подготовки, развития личности, как комплекс активных групповых методов и процесс преобразующего воздействия на личность, так и форму групповой коррекции коммуникативных действий человека, эффективно выстраивающихся с личностью.

Обучение - это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы для развития коммуникативных навыков.

Рассмотрение социально-психологического тренинга как средства развития коммуникативных навыков ставит перед человеком конкретные цели, заключающиеся в овладении его социально-психологическими знаниями, формировании социальных установок и расширении коммуникативных навыков.

Основным принципом социально-психологического тренинга является принцип детерминации деятельности, предполагающий органическую связь всей совокупности социально-психологических характеристик группы, средств психологического воздействия с реальной действительностью.

Социально-психологическое обучение оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: когнитивное, поскольку новая информация осуществляется путем постановки исследовательских задач по улучшению содержательного общения; эмоциональное, поскольку вся информация интерпретируется через личностный смысл; К, П расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности привычного поведения.

В процессе обучения человек осваивает различные типы социальных механизмов рефлексии: коммуникативные действия в реальных условиях общения; эмоциональная регуляция на всех этапах их обеспечения; процесс рефлексии, ориентирующий человека в ситуации общения. С точки зрения планарной организации общения механизмы рефлексии выступают в виде процессов ощущений, восприятия, мышления, непосредственного переживания эмоций, коммуникативного действия.

Специфическими особенностями обучения являются: построение работы на ряде конкретных принципов; целеполагание психологической помощи членам группы; наличие особых требований к пространству, оборудованию и участникам обучения; акцент на взаимоотношениях между участниками в соответствии с принципами обучения; использование активных методов работы; объективация субъективных чувств участников; психологический комфорт в классе.

Рассматривая обучение как метод психологической коррекции, вы можете думать об этом как о тренировке, упражнении, которое приводит к созданию системы навыков и навыков эффективного поведения, необходимых человеку для взаимодействия с другими людьми.

Важной особенностью тренинга является его диагностическая функция, и это диагноз особого рода - самодиагностика как активная позиция человека, позволяющая ему изменять, корректировать свою активность в процессе общения. Коммуникативная ситуация на тренинге трансформируется таким образом, что диагностические процедуры становятся органической частью тренинга.

Как система обучения, обучение выполняет ряд функций: дидактических, педагогических, педагогических, профессиональных (С. С. Харин). Во время обучения человек получает знания, навыки и навыки межличностного взаимодействия. Реализуется ярко выраженная направленность на формирование у участников как субъектов группового процесса сплоченности, ответственности, то есть определенных личностных качеств. Развивающийся эффект тренировки проявляется в качественных изменениях личности. Деловые качества личности улучшаются за счет того, что в процессе обучения создаются условия для адаптации и совершенствования различных профессиональных знаний и навыков.

Обучение укрепляет контекст обучения в трех областях: знания и их использование; навыки, которые делают процесс взаимодействия с другими людьми более эффективным; ценности и взгляды. Тренировка на тренировках является творческой, потому что у человека нет определенного стереотипа, но предлагается найти лучший способ решения проблемы, соответствующий его представлениям, ценностным ориентациям, интересам и потребностям. Интерактивный характер обучения выражается в том, что человеку предлагается полагаться на свой собственный жизненный опыт. Он используется не спонтанно, а рефлексивно, чтобы вы могли фиксировать, анализировать свои действия и адекватно применять полученные знания.

На тренинге происходит активное социальное обучение, поскольку развитие культуры общения влечет за собой развитие знаний и навыков социального функционирования, совершенствование психологической подготовки и оптимизацию взаимодействия людей.

Поскольку обучение и обучение тесно связаны друг с другом, есть все основания говорить об обучении как форме обучения в рамках расширения границ профессиональной компетентности.

Как форма профессиональной подготовки, обучение сохраняет структуру и основы социально-психологической подготовки с внедрением активных методов обучения.

Цель: Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию и пониманию чувств других детей.

Ход занятия

Психолог. Здравствуйте, дети! Очень рада вас сегодня видеть. Хочу предложить вам сегодня поздороваться необычно и даю вам задание поздороваться за руку как можно с большим количеством детей за одну минуту, при этом дуг с другом можно здороваться несколько раз. Считайте свои рукопожатия, а потом мы сравним, кто сколько раз пожал руку другому.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,-

Вот что значит настоящий,

Мы поссоримся и помиримся,

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь,-

Вот что значит настоящий,

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что – нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому – то

В трудную минуту-

Вот что значит настоящий,

Психолог. А вы знаете, что вместе с другом можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься математикой? Сейчас я вам это докажу. Я буду считать до 10, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур цифр 1, 2, 3, и т. д. (Дети выполняют задание).

Дом с колокольчикомСтоит небольшой старинный дом под зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка, седая – седая старушка,

И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет:

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба – Яга,

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

(После чтения стихотворения нужно обсудить с детьми, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба – Яга).

Психолог находится у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу психолога дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2 – 3 минуты психолог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказывается самым последним. Затем психолог обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

Психолог. «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

Необходимо усадить детей по кругу удобно, руки на коленях.

Психолог формулу покоя произносит медленно, тихим голосом, с длинными паузами.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая,

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно – расслабление приятно!

Психолог. Наша встреча подходит к концу. Расскажите, какие эмоции вы испытывали на протяжении нашей встречи.

Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку.

Совет обучающихся сформирован с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательного учреждения и принятия локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.

Цель: начать формирование чувства уверенности у детей, входящих в состав совета обучающихся с помощью поэтапного знакомства с стрессом и его преодолением.

обеспечить средствами самопознания;

получить опыт самопрезентации в кругу коллектива;

получить опыт ответственности;

расширить знания о понятиях стресс, релаксация, концентрация;

познакомить с техниками релаксации и концентрации.

Ожидаемые результаты:

развитие первоначальных навыков психорегуляции;

создание благоприятного психологического климата;

формирование установки на активную командную работу;

формирование групповой сплочённости.

Оборудование и материалы:

карточки с изображением класса с магнитом на обратной стороне;

альбомные листы А4;

повязка на глаза.

Аудитория по возможности должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также место для проведения упражнений, в том числе подвижных.

Данный конспект может быть использован педагогами-психологами, классными руководителями, кураторами и тьютерами совета обучающихся в образовательных учреждениях.

Ход проведения тренинга

1.Вводная часть

Педагог: Здравствуйте! Сегодня у вас состоится занятие с элементами тренинга, целью которого является формирование навыков борьбы с стрессом.

-Но прежде чем приступить к работе предлагаю вам сесть в ровный круг, чтобы мы могли видеть друг друга и чтоб нам было удобно работать дальше.

-Что же такое психологический тренинг? (Ответы обучающихся)

– это форма групповой психологической работы; это совместное творчество группы и ведущий образовательный процесс в области раскрытия жизненного творческого и духовного потенциала человека.

-Чтобы всем было комфортно работать в таком формате, как вы думаете, что должно быть? (Безопасность, конфиденциальность, правила).

-Действительно, для нашей совместной работы необходимо придерживаться некоторых правил, как вы думаете какие они могут быть? (искренность, активность, не осуждать других).

-Вы абсолютно правы, существуют определённые правила групповой работы, которых необходимо придерживаться, чтобы всем участникам можно было эффективно взаимодействовать и получать удовольствие от занятия предлагаю вам рассмотреть основные правила работы в группе:

Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.

Говорить максимально искренне.

Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.

2. Основная часть

Цель: создание благоприятного психологического климата, развитие навыков саморегуляции.

Задача: получение опыта самопрезентации в кругу коллектива.

Материалы: листы А4 и ручки.

Любимое занятие (хобби);

Черту характера, которая нравится в себе, и черту характера, которая не нравится в людях;

Для чего ты здесь;

Чему хочешь научиться;

Чего хочешь добиться.

Подготовка 10 минут. Выступление 2-3минуты.

Педагог произносит слова благодарности и восхищения (способ поддержки) участникам:

-Спасибо, что поделился с нами!

-Вы все очень смелые и сделали очень большой первый шаг к уверенности!

- Что вы заметили?

-Что же нас объединяет?

Участники приходят к выводу: мы все разные, но нас объединяет желание добиться успеха, уверенности.

Педагог: Для того, чтобы стать успешным, мало владеть навыками и умениями, связанными с коррекцией своего психоэмоционального состояния. Необходимо знать себя и свои возможности. Существуют фрустрирующие ситуации, которые напрягают. И здесь важно знать, как вы реагируете на подобные ситуации, как ведёте себя, какую тактику поведения выбираете.

-Для этого мы с вами сыграем в игру.

Цель : формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению.

Задача : получить опыт ответственности и беспомощности, определить уровень доверия к партнёру по самоуправлению.

Материалы : повязка на глаза.

Основное упражнение выполняется около 20минут.

-Кем было комфортнее быть ведомым или руководителем?

-Смогли ли вы полностью довериться своему поводырю и почему?

-Что вы испытали, играя в эту игру?

-Опишите свои чувства.

-Сегодня вы испытываете схожие чувства, какие? (приходим к слову стресс)

-Да, действительно, сегодня вы испытали некий стресс, как вы думаете, что это? Как это в нашем организме происходит? Для чего он нам нужен? (приходим к слову защита).

- А как стресс может проявляться у человека? (ответы обучающихся)

- Вы абсолютно правы, стресс проявляется во многих чувствах, а также в таких как:

Тревога и страх.

Пассивность, беспомощность, депрессия.

-Хорошо, что такое стресс мы знаем, а как же с ним бороться? Существуют ли какие-либо методы? Какие вы знаете? (Ответы обучающихся)

-Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми техниками релаксации и концентрации, вам нужно будет слушать, что я говорю и чётко следовать инструкциям, готовы?

Цель: развитие первоначальных навыков психорегуляции.

Задача: сформировать представление о техниках релаксации и концентрации.

Инструкция: Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена. Ноги расставлены на уровне плеч, руки лежат на коленях, кисти свободно свисают между бёдрами. Кучер расслабил поводья, лошади бредут сами собой.

Цель: развитие первоначальных навыков психорегуляции.

Задача: сформировать представление о техниках релаксации и концентрации.

Инструкция: Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку. Губы приоткрыты. Заполните среднюю часть лёгких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Выдох через рот.

Цель: развитие первоначальных навыков психорегуляции.

Задача: получить опыт самопознания.

Оборудование : листы А4, карандаши.

Инструкция: Представьте себе маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите, себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветра, постоянно дующие на остров, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светлого луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света, который никогда не гаснет.

- Сейчас вам предстоит нарисовать образ себя в данный момент, отразить его в цвете. У вас для этого есть альбомные листы, цветные и простые карандаши.

Подготовка задания 15минут.

Заключительная часть

- Что вы чувствовали в ходе каждого упражнения? Опишите.

- Как вы думаете, почему данные упражнения расслабляют и успокаивают?

-Пригодятся ли они вам в жизни?

-Например, для какой ситуации?

-Расскажите про свой рисунок и чувства и эмоции, связанные с ним.

Рефлексия ( детям предоставляется карточки с изображением класса с магнитом на обратной стороне).

-Спасибо вам за вашу искренность, активность и честность!

-Понравилось ли вам занятие?

-Будет ли оно полезно вам? Чем?

-Теперь, кому не понравилось занятие ставим палец вниз! Кому понравилось – палец вверх!

Читайте также: