Театр на столе конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Создание декораций, к сказке используя художественные материалы.

Развивать память, воображение, логическое мышление;

Деятельность учителя и ученика

2.Работа по новой теме

-Здравствуйте ребята !Садитесь. (Дети садятся)

Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня урок ИЗО проведу у вас я.

-Ребята приготовьте свои рабочие места, сядьте прямо спины ровные.

-Все ли готовы к работе? (ДА)

-А сейчас я вам хочу загадать загадку, посмотрим, сможете ли вы её отгадать. Это удивительны дворец чудес,

-А сейчас давайте представим, что мы пошли в театр на представление. Придя в него, вы можете увидеть Айболита и Бармолея, Золушку и Снежную королеву, но это не кино. Вместе с этими героями вы можете погрузиться в удивительный мир сказки. О чём я сейчас говорила?

-Ребята, а кто знает, что такое театр? (Слайд)

- Придя в театр, мы должны отнестись с большим уважением к этому храму искусства и вести себя так, будто мы находимся в гостях у искусства.

- А как ведут себя гости? (Правильно!)

- Мы должны поздороваться, снять верхнюю одежду и оставить ее в гардеробе. Надо негромко разговаривать, не бегать и не шуметь.

-А может быть кто то уже догадался, какая тема нашего урока?

-Молодцы, правильно сегодня мы попробуем создать театральную сцену на столе.

-А как вы думаете, важную ли роль играет оформление сцены, декорации в театре? (ДА)

-Конечно! В любом театре оформление и декорации играют важную роль. Зачастую они создаются художником специально для одной пьесы или только для одного действия.

-Сейчас вы попробуете представить, что чувствует актер, когда он играет на сцене. Я буду читать, а вы изображать то, что услышите.

Представьте, покрутите себя зайками, веселыми и чуть озорными. Почешите за ушком. Посмотрите на свой хвостик и весело-весело им. Зайка поиграл и присел отдохнуть. Затем он наклоняется, прячет нос передними лапками и закрывает глаза. Только уши все слышат. Снится зайке сон. Он сидит у теплой печки, потрескивают дрова, пахнет свежей капустой и морковным пирогом. Зайка принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно и приятно… Мама-Зайчиха нежно лижет его ушки, лобик, носик, щечки, ротик и приговаривает: "Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя. Мама щурит глазки, а зайка ровно, спокойно дышит. Вдох - выдох, вдох - выдох. Зайчиха гладит зайке лапки, животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул зайка, сладко улыбается во сне, потягивается.

- Эй, зайка, вставай, хватит спать.

- Ты добрый, тебя ждут твои друзья.

- Тебе будет весело с ними играть, прыгать и бегать.

-А теперь давайте представим, что я - режиссер нашего будущего спектакля, а вы будете художниками. Что делает режиссер, прежде всего? Для того, чтобы поставить спектакль, необходима пьеса (комедия, трагедия или сказка). Я предлагаю вам посмотреть сказку "Лиса и заяц".

- И сейчас мы с вами будем делать сцену и декорации к этой сказке.

-И так возьмите картон белого цвета, сверните его пополам.

Это будет заготовка вашей сцены.

-Затем вы выберете фон неба и травы. (Каким небо уточнить, каким трава)

И приклеите его на картон.

-При помощи шаблонов вырежьте домики ледяной и лубяной,

Ребята ледяной домик какого может быть цвета? А лубяной?

И вырежьте деревья.

-Ребята только домики и деревья вы будите приклеивать на траву.

-Можете приступать к работе.

Я по ходу практической работы внимательно слежу за точностью выполнения технических приемов, за выполнением правил безопасной работы с ножницами.

Открытое занятие "Что за чудо настольный театр", занятие по кружковой работе по театрализованной деятельности. Конспект занятия для второй младшей группы. В процессе занятия ребята знакомятся с видами настольного театра, играют, помогают мышонку, а также разыгрывают сказку "Репка" с помощью настольного театра на коробочках.

ВложениеРазмер
chto_za_chudo-nastolnyy_teatr_otkrytoe_zanyatie_teatralnogo_kruzhka_mlad._gruppa.docx 16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая: продолжать развивать артистические способности детей в театрально-игровой деятельности; продолжать развивать умение следить за развитием действия в спектакле, средствами театра способствовать развитию речи, развивать мелкую моторику рук, способность сопровождать потешку жестами.

Воспитывающая: воспитывать умение внимательно следить за сюжетом сказки; воспитание и воспроизводство отдельных черт характера (уверенность в себе).

Педагог: Добрый день дорогие ребята, гости нашего занятия! Рада снова вас всех видеть.

(под музыку вбегает испуганная мышка)

Педагог: Ребята, кто же к нам прибежала? Да такая испуганная! Давайте спросим у неё, что же случилось?

*** Этюд на выражение основных эмоций:

МЫШКА, МЫШКА, ЧТО НЕ СПИШЬ?

Русская народная шутка

Педагог с детьми:

Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится!

Выразительные эмоции и движения: ребенок изображает испуг, сжимается в комочек, дрожит.

Педагог: Не пугайся, мышка, кота здесь нет. Оставайся с нами, а ребята расскажут тебе стихотворение с выразительными движениями.

***Стихотворение с выразительными движениями

Вышли мышки как-то раз (шагают)

Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири. (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут).

Педагог: Спасибо, Миша! Ты был замечательной мышкой…

Педагог: Ребята, а вы любите сказки?

Педагог : В этом году на наших театральных занятиях мы учимся показывать сказки с помощью настольного театра. Настольный театр – это театр, персонажи которого располагаются на настольной поверхности. А знаете ли вы, что настольный театр бывает разный? Сейчас я покажу вам это.

Педагог: И у нас в группе есть самые разные настольные театры. Посмотрите.

(Открывает большую коробку, в ней экспозициями расположены три вида настольных театров. Персонажей третьего театра нет. Стоит только домик, деревья и силуэт репки.)

На двери висит замок.

(Дети сцепляют руки в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Стараются разъединить сцепленные руки.)

(Выполняют вращательные движения руками.)

Постучали и открыли.

(Стучат сцепленными руками по коленям и разъединяют руки.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Неделя театра.Показ пальчикового и настольного театра "Заюшкина избушка" и "Маша и Медведь"

Пр.задачи: Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности;учить соотносить игру и речь персонажа, совершенствовать исполнительские способности;развивать образность речи детей, е.


Автор: воспитатель 1 младшей группы Богатая Л. В.


Отчёт об игровой деятельности с элементами театра в рамках проекта "Плоды земли - плоды человеческого труда". Игра в настольный театр.

Прививать у детей интерес к русскому устному народному творчеству. Содействовать развитию познавательной сферы у детей. Воспитывать желание детей играть.Учить совместным играть.


План-конспект открытого занятия НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе-рассказывание рус.нар.сказки"Кораблик" с использованием настольного театра.

ТАБЛИЦА-НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "РАСКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "КОРАБЛИК" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА.

Мастер-класс настольного театра в развитие детей" (плоский пальчиковый театр)

Пальчиковый плоскостной театр, его использование в развитие дошкольников.


Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом .


Содержание:1. Подготовка к ООД;2. Организация ООД;3. Методы и приемы обучения;4. Итоги ООД.

Цель: учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам показать сказку, хотите? Тогда садимся на стульчики и приготовимся слушать. (Дети садятся на стульчики возле стола. На столе расставлены герои сказки.)

Посмотрите-ка ребятки, что за звери тут к нас. Кто же это подскажите? (Воспитатель показывает мышку)

Воспитатель: правильно. А как мышки пищит?

Воспитатель: молодцы! А это кто? (показывает лягушку)

Воспитатель: Правильно. а как лягушка квакает?

Воспитатель: Молодцы! А это кто? (показывает зайку)

Воспитатель: правильно А как зайчик шевелит ушами? (дети показывают, как зайка шевелит ушами)

Воспитатель: Молодцы! А это кто? (показывает лисичку)

Воспитатель: правильно, а какая у нас лисичка?

Дети: рыжая, пушистая.

Воспитатель: да, а еще лисичка хитрая. А это кто такой? (показывает волка)

Воспитатель: правильно, а волк у нас какой?

Воспитатель: а как он воет?

Воспитатель: молодцы! Дети, а это кто такой? (показывает медведя)

Воспитатель: правильно. А что любят мишки кушать?

Дети: мед, малину.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, как мишка ходит.

Воспитатель: Какие замечательные мишки у вас получились. (дети возвращаются на стульчики.)

Воспитатель: а вы хотите послушать эту сказку?

Воспитатель: тогда садитесь поудобнее и приготовитесь слушать.

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая действиями слова.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, как нужно строить дом!

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Будут жить зверята в нем.

(Постукивать кулачками друг о друга, соединить кончики пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.)

Воспитатель: молодцы ребятки! Теперь зверята смогут построить новый теремок, лучше прежнего. Понравилась вам сказка?

Воспитатель: спасибо вам, за то, что так внимательно слушали сказку и показали нашим зверятам как строить новый теремок. Вы у меня все молодцы!

Настольный театр своими руками

Настольный театр своими руками Театр. Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно. Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. Здесь все прекрасно.

Наш любимый настольный театр

Наш любимый настольный театр В моей группе в уголке театрализованной деятельности находится настольный театр, который очень нравится моим детям. Каждый день готовы воспитанники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по ИЗО в 3 б классе.

Тема : Театр на столе

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: - познакомить с театром ; научить создавать декорации к сказке используя художественные материалы.

Планируемые результаты:

- стремление обрести желание узнать о театре, ходить в театр;

метапредметные:

- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

- приобретение новых знаний о театральном искусстве;

- освоение практических приёмов изготовления макета, декораций, актеров театра.

Оборудование урока:

для учителя: картон А3, цветная бумага, краски, ножницы, клей-карандаш, раздаточный материал, наглядности (макет).

для учащихся: картон А3, цветная бумага, краски, ножницы, клей-карандаш.

1.Организационный момент.

.Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

-Ребята приготовьте свои рабочие места, сядьте прямо спины ровные.

-Все ли готовы к работе? (ДА)

2. Актуализация опорных знаний.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Объясните.что делает театральный художник?

А что такое декорации?

3 . Самоопределение к деятельности.

-А сейчас я вам хочу загадать загадку, посмотрим, сможете ли вы её отгадать.

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, —

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии — . (актёр)

Коль спектакль завершился –

Всем актёрам, в благодарность,

Ребята,кто догадался,о чем загадки?

- Театр волшебная страна!

Сколько чудес нам дарит она,

Праздник, улыбки, песни и смех игра

В этой стране ожидает нас всех!

- А кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей). Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;

-Ребята, а вы были в настоящем театре?

- Какой спектакль вы смотрели?

- Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (ответы детей).

Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник.

Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности.

- А как ведут себя гости? (Правильно!)

- Мы должны поздороваться, снять верхнюю одежду и оставить ее в гардеробе. Надо негромко разговаривать, не бегать и не шуметь.

-А может быть кто то уже догадался, какая тема нашего урока?

-Молодцы, правильно сегодня мы попробуем создать театральную сцену на столе.

-А как вы думаете, важную ли роль играет оформление сцены, декорации в театре? (ДА)

Без определенного реквизита картина будет неполной. Да и актерам легче передать эмоции, когда на сцене создана необходимая атмосфера.

В любом театре оформление и декорации играют важную роль. Зачастую они создаются художником специально для одной пьесы или только для одного действия.

Прыг – скок, прыг – скок,

Выше, выше , высоко

Прыгай на носках легко.

3.Работа по теме урока.

Он спектаклем заправляет,

Назубок все сцены знает.

Учит он, как роль играть.

Как его, друзья, назвать? Это Режиссёр

Что делает режиссер, прежде всего? Для того, чтобы поставить спектакль, необходима пьеса (комедия, трагедия или сказка). Я предлагаю вам посмотреть сказку “Лиса и заяц”.

Я предлагаю вам сделать декорации и сцену для нашего будущего спектакля, а вы будете художниками.

И сейчас мы с вами будем делать сцену и декорации к этой сказке.

Прежде чем приступим к выполнению работ,вспомним о технике безопасности при работе ножницами и клеем.

-И так возьмите картон белого цвета, сверните его пополам.

Это будет заготовка вашей сцены.

-Затем вы выберете фон неба и травы. (Каким небо уточнить, каким трава)

И приклеите его на картон.

-При помощи шаблонов вырежьте домики ледяной и лубяной,

Ребята ледяной домик какого может быть цвета? А лубяной?

И вырежьте деревья.

-Ребята только домики и деревья вы будите приклеивать на траву.

-Можете приступать к работе.

5.Практическая работа.

По ходу практической работы следить за точностью выполнения

технических приемов, за выполнением правил безопасной работы с ножницами.

6. Выставка работ.Итоги урока.

поиграем в игру “Назови профессии”

-Кто выступает перед зрителями? (актеры)

-Кто ставит постановку спектакля? (режиссер)

-Кто рисует декорации? (художник)

-Кто накладывает грим? (гримеры)

-Кто продает билеты? (кассир)

-Кто принимает одежду на хранение? (гардеробщица)

-Кто работает в буфете? (буфетчица)

-Кто готовит декорации для сцены? (декоратор)

7. Рефлексия.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- О чем расскажете дома?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 982 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.01.2018 3123
  • DOCX 45 кбайт
  • 123 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Муратова Диляра Ниязиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Поиски новых средств обучения учащихся привели меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Таких методов много, среди них ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Этот метод обучения меня привлёк давно, поэтому собрано немало материала в виде разработок уроков.

Что же это за метод обучения?

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон-Дьюи(1859 -1952), но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В этом я убедилась на своём опыте работы. Например: при проведении урока-проекта “Пасхальное яйцо”, презентацию которого я выставляю на фестиваль “Открытый урок”, внешний результат – изготовленное детьми само яйцо, внутренний – всё то, что они узнали, чему научились. Или урок – проект “Театр на столе”, который тоже примет участие в фестивале, поделки, изготовленные детьми – внешний результат, а всё остальное - внутренний.

Какие же основные требования к уроку – проекту?

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи(проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта в частности – с определения вида продукта и формы презентации. План проекта должен быть разработан с указанием всех конкретных действий, со сроком исполнения этих действий и ответственных за все перечисленные действия.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской и трудовой деятельности учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, проектирование защищаемого продукта, обработка информации, осмысление этой информации и представление для защиты.
  4. Результатом работы над проектом является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
  6. Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы,, чертежи, отчёты должны быть собраны в папку проекта – его Портфолио.
  1. Исследовательские проекты.
  2. Информационные проекты.
  3. Творческие проекты.
  4. Ролевые проекты.
  5. Практико-ориентированные проекты, с которыми работаю я. Хочу немного на этом виде остановиться.

Этот вид проекта нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт изготовления заранее определён и может быть использован в жизни класс, школы, микрорайона, города. Палитра разнообразна - методическое пособие, персонажи для инсценировки различных сказок, различные рекомендации. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

  1. Моно проекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
  2. Меж предметные проекты, когда в подготовке проекта используются несколько предметов. Например: трудовое обучении – изготовление продукта, предназначенного для защиты; окружающий мир – поиск информации, литературное чтение – обыгрывание изготовленных поделок(инсценировка сказки).

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутри классными;

- внутри школьными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

В своей практике я пользовалась только внутри классными контактами.

  1. Мини-проекты, эти проекты укладываются в один урок.
  2. Краткосрочные проекты, требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  3. Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
  4. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Но из опыта работы я поняла, что годичные проекты не надо применять в работе с младшими школьниками. Из-за длительности проекта учащиеся теряют интерес в работе, они привыкли работать под руководством руководителя, сами работать ещё не умеют, поэтому защиту проекта можно сорвать. В начальной школе по продолжительности лучше использовать краткосрочные проекты или проекты, рассчитанные на 30-40 часов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Какими могут быть виды презентационных проектов?

- Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа).

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на учёном совете.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Отчёт исследовательской экспедиции.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты своей работы, анализ групповой и индивидуальной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом необходимо демонстрировать и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Готовы ли младшие школьники к проектной деятельности?

Вообще, проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Эффективность использования данного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность, зрелость, заключающаяся в следующем:

  • умение спрашивать;
  • умение управлять голосом;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться.
  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный(учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительно мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий – подготовительный(определяются тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от возраста учащихся, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как же сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы эта работа не свелась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?

Прежде всего необходимо заинтересовать детей. Тема проекта должна быть близка и интересна ученикам, доступна, так как они ещё младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность учащихся. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

После того как спланирована работа, пора действовать. Это уже третий этап. Главная роль здесь у детей. Учитель должен стать наблюдателем, но постоянно находиться на контроле: нормально ли идёт ход деятельности, каков уровень подготовленности.

Этап презентации бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Я считаю, что метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Этот метод показывает путь, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Организация такой деятельности школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся, принятию решений, развитию умения работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, формирует привычку к анализу потребительских и технологических ситуаций.

Но в заключении я хочу отметить, что проектное обучение не должно вытеснять привычную систему обучения, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Мой опыт работы показывает, что этот метод эффективно может применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Читайте также: