Конспект занятия по декоративно прикладному искусству в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

  • Закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.
  • Учить различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.
  • Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
  • Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.
  • Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

(Звучит народная мелодия. Воспитатель вместе с детьми входит в зал. В зале оформлена выставка дымковских игрушек.)

Ой, вы гости господа,

К нам пожалуйте сюда

И услышать все старайтесь.

Будем с вами мы играть,

И конечно же, играть.

Воспитатель - Сегодня я расскажу вам, ребята, удивительную историю. (Мультимедийный показ с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках.)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

Воспитатель-Ребята, на занятиях по рисованию вы уже рассматривали дымковские игрушки и даже смогли раскрасить глиняную заготовку дымковского коня. Подойдите к выставке народного творчества и рассмотрите свои работы и работы народных мастеров. Вспомните стихотворения о дымковской игрушке.

(Дети по желанию читают стихи.)

В любой порядочной избушке,
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

Конь бежит,
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.

Воспитатель - Отгадайте-ка загадку.

Очень стройный и красивый,

С чёлкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать

Есть овёс, умеет ржать

Прыгнет в воду и огонь,

Воспитатель - А вы знаете загадки про лошадку?

Дети загадывают загадки:

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?… (Лошадка.)

(Автор С. Мельников.)

(Автор Н. Шемякинака.)

Чей там хвост и чья там грива
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят.
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка. (Лошадка.)
Это – резвая .

(Автор Е. Груданов.)

Воспитатель-Вы расписывали лошадок, давайте вспомним. Какие элементы росписи вы использовали в своей работе. (Дети перечисляют.) А сейчас я предлагаю всем желающим рассказать о своей лошадке.

Составить небольшой рассказ. (Рассказы детей.)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше необычное занятие? О каком народном промысле мы сегодня говорили? Какие элементы дымковской росписи вы знаете?

В какую русскую народную игру мы играли? Кто автор прослушанного музыкального произведения «Смелый наездник?

Воспитатель - И по сей день дымковская игрушка продолжает нас удивлять своей яркостью, красочностью. И этот промысел сохранён, благодаря мастерам из села Дымково.

1. Закреплять знания детей о видах народного декоративно-прикладного искусства (Дымка, Филимоново, его характерных особенностях.

2. Закреплять умение составлять композицию из знакомых элементов дымковской и филимоновской росписи.

3. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, уважение к народным умельцам.

Подготовка воспитателя: организовала выставку предметов декоративно-прикладного искусства, оформила зал, подготовила силуэты дымковских и филимоновских барышень.

Подготовка детей: разучили стихотворения и песню к занятию, рассмотрели альбомы о народных промыслах – “Дымково”,”Филимоново”.

Материал к занятию:

У воспитателя: расписанные силуэты дымковских и филимоновских игрушек, шкатулка с ключами, лист для показа приемов изображения.

У детей: форма-силуэт дымковских и филимоновских барышень, краски, кисточки, салфетки, стаканы с водой, палочки.

Организация детей: при выполнении работы сидят за двухместными столами.

Ход занятия: дети под музыку входят в зал.

Воспитатель: Ребята, шли мы с вами долго ли коротко ли, близко ли далеко ли и оказались у ворот сказочного города. А почему он сказочный? Потому что там живут необыкновенные люди, которые делают чудесные вещи. Но попасть в этот город непросто. Нужно открыть все замки на двери, а помогут нам в этом знания. У меня в шкатулке лежат ключи от этих замков, если вы правильно будете отвечать на вопросы, точно выполнять задания – дверь в город мастеров откроется. А разговор наш пойдет – догадайтесь о чём? (загадывает загадку)

Завелась неведомая птица-

Всякий ей дивится;

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Это птица непростая,

Зовут её – (народная игрушка).

Воспитатель: Почему её называют народной? (ответы детей). А теперь ребятки вам ещё загадки.

Там любили песни, пляски

Там рождались чудо – сказки,

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно- расписные.

Белоснежны, как берёзки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор. (ответы детей)

Воспитатель: Почему вы решили, что это Дымка? (спросить двух-трёх детей).

Воспитатель: загадывает следующую загадку.

Расскажите нам откуда появилось это чудо?

Нас лепили мастера, нас расписывать пора.

Кони, барышни, барашки-все высоки и стройны.

Зелёный и желтые, и красные

Полоски на боках у них видны.

Сильно вытянуты шеи и корова как жираф.

Засвистишь и веселее вы скорей пускайтесь в пляс. (ответы детей)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Воспитатель: А теперь, дети, я прошу у вас помощи. У меня на столе просто карусель какая-то.

Звери, птицы, кони

Индюки, олени, козлята-

Все игрушки эти нравятся ребятам.

Только все они перепутались и непонятно где дымковские игрушки, а где филимоновские свистульки.

Вы, ребятки, помогите

И игрушки разложите.

Филимоновские свисульки- на один стол, а дымковские игрушки – на другой. (дети выполняют заданеие).

На двери открывается следующий замок.

Воспитатель: А теперь, ребята, подойдите и возьмите каждый по силуэту игрушки и расскажите о ней

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

Открывается следующий замок.

Воспитатель: И остался у нас, дети, последний замок и последнее задание.

В маленькой слободке

Прямо у колодца

Плачет и смеется:

Все мои подружки

Сестренки и братья

К празднику одели

Только нам бедняжкам

Очень уж обидно –

Не хватило краски

Для всех нас, как видно.

Воспитатель: Давайте поможем барышням и распишем для них юбки, чтобы они смогли попасть на праздник. Посмотрите внимательно и подберите правильный узор, который соответствует росписи.

Дети садятся за столы и выполняют задание (воспитатель следит за осанкой).

Открывается последний замок, раздвигается занавес. Дети видят выставку изделий народных промыслов, рассматривают их.

Воспитатель: Вот и открыл Город Мастеров перед нами свои двери. Вы уже многое знаете, немало умеете, но еще больше нам с вами предстоит узнать о народных промыслах, о людях, создающих такую необыкновенную красоту.

К самым тонким оттенкам природы,

К самым сочным краскам земли

Прикоснулись руки народа

И секрет волшебства нашли.

Все красоты родных просторов

Чудеса мастеров таят

В светлой музыке русских узоров

Расцветает народный талант.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в Город Мастеров. Я благодарю детей за старание, а гостей за внимание.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть первая) часть 2 работа из личного опыта. Одним из важнейших средств эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть вторая) часть 1 из опыта работы. Новую форму работы с детьми подсказал наш современный век - это организация презентаций декоративно-прикладного.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи: - Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Совершенствовать умения рисовать круги, мазки, точки, полоски и украшать плоскую фигуру узором. Задачи: Образовательная: продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров. Воспитательная: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, аккуратность, доброту и отзывчивость.

В Муниципальное казенное дошкольное образовательно учреждение Здвинский детский сад "Светлячок" комбинированного вида

Непосредственной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству

для детей средней группы.

Карпова Татьяна Анатольевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

село Здвинск 2018г

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Совершенствовать умения рисовать круги, мазки, точки, полоски и украшать плоскую фигуру узором.

Образовательная: продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, аккуратность, доброту и отзывчивость.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

Словарная работа: дымковская игрушка, орнамент, мастера-умельцы, дымковская роспись.

Материалы и оборудование: вырезанные силуэты игрушек петуха и козлика - на выбор ребёнка; игрушка Рисовашка, стрелочки в виде карандаша, образец дымковского козлика, коня, барышни ,кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, красочки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей поздороваемся , подарим улыбку им.

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат,

Наши пальчики трещат.

Теперь в ладоши громко бей,

А теперь ты их согрей.

В гости вы идти готовы?

В путь отправимся мы снова:

- Ребята, вы любите ходить в гости?

- Тогда скорее собирайтесь в путь мы отправляемся в гости к художнику Рисовашке. Давайте скажем волшебные слова:

Дорога сказок раз, два, три

Нас в гости к Рисовашке приведи.

Воспитатель с детьми идут по выложенным на полу карандашам, кисточкам.

- Ребята смотрите, а вот и Рисовашка нас встречает. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются с Рисовашкой.

Про кого моя загадка?

Это кто ж такой рогатый?

Да ещё и бородатый?

Днём гуляет по двору,

С кустиков дерёт кору(козлик).

- Молодцы! Смотрите, какие они красивые, нарядные. Да здесь не только козлики, но ещё и другие игрушки есть!

- Скажите, как называется эта роспись? (дымковская роспись).

- Какие элементы есть в дымковской росписи? (Кружочки, колечки, полоски, точки).

- Какие цвета присутствуют в дымковской росписи?

Рисовашка вас приглашает присесть на край ковёр . Послушайте стихотворение про дымковские игрушки.

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,

Словно радуга весной:

Посмотрите, вот индюшка,

Хвост, как веер расписной,

Рядом барышня – красотка,

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир;

Вы увидели сегодня

Этот русский сувенир.

- Ребята, как хорошо что вы пришли ко мне в гости, мне нужна ваша помощь! У меня вот есть козлики и краски , а времени совсем не осталось, я не успеваю раскрасить козликов , помогите, пожалуйста, расписать козликов для моих друзей. А новые красочки я вам подарю!

-Спасибо, Рисовашка! Ребята, поможем Рисовашке? (ДА!)

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели.

Дети садятся за столы.

- Как расписать козлика я сейчас вам покажу. Первым мы закрашиваем у козлика бородку, нос, рожки красным цветом. Промываем хорошо кисточку, набираем черную краску и аккуратно кончиком кисточки рисуем глаз. Затем рисуем колечки, а потом ватными палочками ставим точки. Между колечками рисуем полосочки кончиком кисти сверху вниз. Посмотрите, какой получился козлик.

- Прежде чем приступить к росписи козлика, давайте разомнем наши ручки.

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Дети под спокойную музыку расписывают козликов.

После выполнения работы детям предлагается физкультминутка

Сегодня дымку рисовали

И немного мы устали.

Руки в кулачки сожмем,

И немножко отдохнем,

Кисти наши разожмем,

Краску лишнюю стряхнем,

Плечи шире разведем,

Спинки крепкие прогнем,

Ладошки солнышку покажем,

Весело ему помашем.

Рисовашка и дети смотрят на рисунки, Рисовашка хвалит рисунки детей.

- Ребята, Рисовашка рад, что вы ему сегодня помогли. Он ваши рисунки подарит своим друзьям.

А нам пора возвращаться в группу. Скажем Рисовашке спасибо и произнесем волшебные слова:

Дорога сказок раз, два, три.

Домой скорее нас верни.

Ох и нагостилась я , даже устала! А вы, ребята? А кто

мне скажет, где мы сегодня побывали? Чем занимались?(ответы детей)

Да, интересное было путешествие в гости к Рисовашке .Вы такие молодцы, что согласились ему помочь, замечательные у вас получились Козлики! И Рисовашка молодец – он нам много новых красок подарил.

I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте
Рассказ о том, как появились дымковские игрушки
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Сюрпризный момент
Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам.

Загадка Королевы-кисточки
Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)

Давайте изобразим, как ходят лошадки
Имитационное упражнение
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)
Кони удалые,
Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)
Королева-кисточка приготовила для вас лошадок, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать лошадок. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (грива, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног).
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.
Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.




Ш. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши лошадки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.
Королева кисточка приготовила для вас сладкий сюрприз.
На этом занятие окончено.
Воспитатель: Ребята,давайте покажем нашим гостям какие красивые лошадки у нас получились!
Воспитатель: Ребята, Вы сегодня –умнички,отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!


  1. продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками;

  2. Учить выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.

  3. Активизировать словарный запас детей.

  4. Развивать эстетическое восприятие.

  5. Закреплять навыки промывания кисти, перед использованием краски другого цвета.

  6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество.

Ход занятия

Деление детей на подгруппы по карточкам.

Мы все с зеркальцем играли
Зайчик солнечный поймали.
Зайка, зайка озорной
Поиграй скорей со мной.
Мы все с зайчиком играли
И друг другу передали.

- Ребята, вы любите ходить в гости?

- Тогда скорее собирайтесь в путь мы отправляемся в гости к художнику Рисовашке. Давайте скажем волшебные слова:

Дорога сказок раз, два, три
Нас в гости к Рисовашке приведи.

Воспитатель с детьми идут по выложенным на полу карандашам, кисточкам.

- Ребята смотрите, а вот и Рисовашка нас встречает. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются с Рисовашкой.

- Молодцы! Смотрите, какой он красивый, нарядный.

- Скажите, как называется эта роспись? (дымковская роспись).

- Какие элементы есть в дымковской росписи? (Кружочки, колечки, полосочки, точки).

- Какие цвета присутствуют в дымковской росписи?

- Ребята, помогите, пожалуйста, расписать петушков для моих друзей.

Солнышко встречает.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели.
Дети садятся за столы.

- Как расписать петушка я сейчас вам покажу. Первым мы закрашиваем у петушка бородку, клюв, гребешок красным цветом. Промываем хорошо кисточку, набираем черную краску и аккуратно кончиком кисточки рисуем глаз. Затем рисуем колечки, а потом ватными палочками ставим точки. Между колечками рисуем полосочки кончиком кисти сверху вниз. Посмотрите, какой получился петушок.

- Прежде чем приступить к росписи петушка, давайте разомнем наши ручки.

Карандаш в руке катаю
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Дети под спокойную музыку расписывают петушков.

- Ребята, Рисовашка рад, что вы ему сегодня помогли. И дарит вам в группу вот такого петушка.

А нам пора возвращаться в группу. Скажем Рисовашке спасибо и произнесем волшебные слова:

Дорога сказок раз, два, три.
Домой скорее нас верни.

Занятие заканчивается.

Самая ужасная толпа, какую можно себе представить, состояла бы из одних знакомых. Элиас Канетти
ещё >>

Читайте также: