Конспект среда обитания человека и экологическая безопасность

Обновлено: 03.07.2024

Тест состоит из 10 вопросов разной формы и различным темам.

Вариант № 1

1. В природе насчитывается сред обитания:

2. Главной особенность наземно-воздушной среды обитания является:

а) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха

б) достаточное количество кислорода и значительное изменения температуры воздуха

в) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

г) достаточное количество кислорода и незначительное изменения температуры воздуха

3. Главной особенностью почвенной среды является:

а) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

б) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также малое колебание температуры

в) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

г) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительные колебания температуры

4. Главной особенностью водной среды обитания является:

а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры

б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры

в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры

г) достаточное количество воды и незначительные изменения ее температуры

5. Главной особенностью организменной среды обитания является:

а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры

б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры

в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры

г) отсутствие света и атмосферного воздуха, практически постоянная температура, высокая влажность, обилие питательных веществ

6. У обитателей почвы лучше всего развиты органы:

б) обоняния и осязания

в) слуха и зрения

7. Для дыхания в наземно-воздушной среде животные чаще всего используют:

а) кожу и трахеи

8. Дышать в водной среде животные могут с помощью:

б) трахей или легких

г) жабр или кожи

9. Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:

а) избыток количество влаги

б) отсутствие в почве света

в) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза

г) недостатка кислорода и избытка углекислого газа

10. Замор рыб возникает в следствии:

а) высокой температуры воды

б) нехватка кислорода в воде

в) отсутствия корма

г) низкой температуры воды

11. Экологические факторы – это …

а) взаимоотношения человека и животных

б) условия, под воздействие которых обитает живой организм

в) живые организмы

г) среда обитания живых организмов

12. К экологическим факторам относятся

а) биологические факторы

б) биотические факторы

в) абиотические факторы

г) антропогенные факторы

13. К биотическим факторам относятся

а) поедание медведем малины

б) погоня волка за зайцем

г) выхлопные газы автомобиля

14. К абиотическим факторам относятся

а) опыление цветка пчелами

в) повышение температуры воздуха

г) бытовой мусор

15. К антропогенным факторам относятся

а) выброс сточных вод в реку

б) осушение болота

в) солнечный свет

г) поедание медведем малины

Тест

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естественная и искусственная среды обитания человека.

Окружающая человека среда и ее компоненты

В среде, которая окружает человека, выделяют четыре компонента.

По мере развития цивилизации человек все больше изолирует себя от естественной природной среды. Требуются большие затраты на сохранение непосредственно природной среды, а также на поддержание второй, третьей сред, которые не способны к саморегулированию. Малоотходное производство, замкнутые циклы, очистные сооружения и прочее не смогут решить проблему оптимизации отношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, которые относятся к охране первой природы и усовершенствованию социальной среды.

Естественная и искусственная среды обитания человека

Естественная природа охватывает гео- и биосферу, то есть ее материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему, и ее нельзя сводиться географической среде. Последняя охватывает лишь поверхности Земли (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), составляя важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.

Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания несводится к субстратной, вещественной основе. Она включает в себя и определенную систему общественных отношений, которые также образуют искусственную среду обитания человека.

3. Социальная среда.

- социальная среда, в которой живет человек, его культурно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхождению связана с культурой, а не с природой. Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.

Таким образом, социальная среда жизни человека – это следующий уровень организации живой материи. С позиций самого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями. Однако с позиций природы качество жизни человечества, включая возможность его выживания, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение (демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы, а также исчерпание ее ресурсов.

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами.

Здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Общественное здоровье (уровень здоровья всех граждан в совокупности) –— это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению безопасности.

Фактор риска – это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и социальных.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей. С понятием качества среды напрямую связано понятие качества жизни.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами. Одним из основных показателей качества жизни и среды обитания является здоровье отдельного человека и населения в целом.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень культуры (в том числе поведенческой), гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье. Факторами риска, отрицательно влияющими на здоровье человека, являются: употребление наркотиков, алкоголя, курение, несбалансированное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, малоподвижный образ жизни, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая плотность населения, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Уровень здоровья всех граждан в совокупности может быть обозначен как общественное здоровье.

Интересные факты. Болезнь Миниматы

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания:

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является ____________.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни.

2. Текст задания: Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть понятия "экология", "экологическая безопасность", "экологическая катастрофа"; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы

Задачи урока:

1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, экологической катастрофе, и о негативных последствиях;

2) Развивающая: развивать умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды;

3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений.

Оборудование:

1. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран;

2. Материалы: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений

Время - 40 минут;

Метод - рассказ, объяснение и демонстрация.

Здравствуйте, ребята. Я студент-практикант, зовут меня Александр Владимирович, сегодня я проведу у вас вводный урок по Основам безопасности жизнедеятельности. На моих уроках попрошу вас быть дисциплинированными, готовыми к работе, информация которую вы сегодня услышите, вам пригодится.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся

Подготовка к основному этапу занятия (актуализация знаний)

До этого вы изучали различные чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения при их возникновении, изучали средства индивидуальной и коллективной защиты.

Сейчас мы приступаем к изучению 2 главы в вашем учебнике, которая называется Обеспечение безопасности в обществе. Открывайте пож. тетради, записываем тему урока: "Экологическая безопасность" (в учеб.это cтр. 92).

Цель нашего урока: рассмотреть понятия "экология", "экологическая безопасность"; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы

1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, негативные последствия

2) Развивающая: развивать умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды

3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений.

Изучая данную тему, сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (ПЛАН)

1. Основные понятия в области экологической безопасности;

2. Виды ЧС экологического характера;

3. Влияние качества окружающей среды на здоровье человека.

Готовность учащихся к изучению нового материала на основе опорных

Усвоение новых знаний и способов действий

Материал преподносится 2-мя методами:

Объяснение нового материала.

1) Словесный метод. Слово учителя

2) Наглядный метод. Демонстрационный

Начать хочется с цитаты русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.

(”Мы считаем человека “царем” природы… Приспособляя богатства природы в пользу себе, еще не известно, господствуем ли мы над ней или, наоборот, природа заставляет нас подчиняться ее законам”…)

Человек издавна рассматривал окружающую нас среду как источник ресурсов, стремился достигнуть независимость от нее, пытался улучшить условия своего существования, удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития цивилизации человечество пыталось всё в большей степени удовлетворять свои жизненные потребности. Это требовало создания и освоения новых источников энергии, расширения площадей земли под сельскохозяйственные угодья и пастбища, строительство городов и предприятий. Преследуя определённые цели (добычу ресурсов, изготовление продуктов, прокладку дорог), люди не думали об экологических последствиях своих действий. Загрязнение природы человеком представляет собой одну из самых древних проблем истории цивилизации.

Термин "экология" впервые использовал немецкий биолог Эрнст Геккель в 1869 г. Этот термин образован из двух греческих слов: "ойкос", что означает "дом, жилище", и "логос" - изучение или наука. (давайте запишим). Таким образом, буквально "экология" означает науку об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой.

ОКРУЖАЮЩАЯ среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен естественной природной среды – биосферы, искусственную среду обитания – техносферу, ставшую основным источником опасности для всего сущего на Земле. Техносфера - это преобразованная деятельностью человека бисофера. Происходящие в ней аварии и катастрофы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, её глобальной деградации.

Основным понятием экологии является - экосистема - биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов и среды их обитания, связанных между собой обменом веществ и энергии. Экосистема и её отдельные элементы обладают определённой устойчивостью к отрицательным воздействиям на них, способностью самовосстановления после такого воздействия. Нарушение равновесия в экосистеме, вызывающее необратимые изменения в ней и постепенное её разрушение (гибель), называется экологическим кризисом или чрезвычайной экологической ситуацией.

Виды ЧС экологического характера. (записать)

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

опасные концентрации вредных примесей в атмосфере;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

разрушение озонового слоя атмосферы.

резкая нехватка питьевой воды, истощение водоисточников или их загрязнение;

истощение водных ресурсов, необходимых для хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения внутренних морей и Мирового океана.

Состояние суши и почв

катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр и другой деятельности человека;

наличие тяжёлых металлов, радионуклидов и других вредных веществ в почве (грунте) сверх допустимых концентраций;

деградация почв, их опустынивание, эрозия, засоление, заболачивание;

истощение невозобновляемых ископаемых;

переполнение хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнение ими окружающей среды

исчезновение видов животных, растений, наиболее чувствительных к изменению условий среды обитания;

гибель растительности на обширной территории;

резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;

массовая гибель животных.

Чрезвычайная экологическая ситуация может сложиться не только в результате длительного отрицательного воздействия на окружающую среду, но и в результате сравнительно быстрого, но интенсивного воздействия. В этом случае говорят об экологической катастрофе. Экологическая катастрофа – это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде (сильное опустынивание или загрязнение, заражение).

Экологическая катастрофа может быть природной, возникающей под действием природных явлений (РЕБЯТА ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ например, извержения вулкана, в результате которого земля покрывается толстым слоем пепла, выбрасываются вредные вещества), и техногенной, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ связанной с авариями на промышленных объектах.

Что же такое экологическая безопасность. (как вы считаете) Говоря об этом термине, следует обратится к определению Безопасности. Согласно ФЗ РФ "О безопасности" (1992) Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Исходя из этого, Экологическая безопасность - это способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, источникам жизнеобеспечения и ресурсам.

Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом.

Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства. А значит, достижение экологической безопасности – это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

Влияние окружающей среды на здоровье человека довольно существенно. Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания. На данной диаграмме мы видим, что здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % от воздействия окружающей среды и развития технологий , на 20 % сказывается плохая наследственность и только на 10 % оно зависит от уровня здравоохранения.

В наше время громадное количество загрязняющих веществ попадает в окружающую среду из промышленных источников, будь-то трубы заводов, сливаемые в реки отходы производства или огромные мусорные свалки. Промышленные ядовитые выбросы, попадают в атмосферу и с дождями и пылью возвращаются на поверхность земли, постепенно накапливаясь в почве. Огромное количество опасных для здоровья веществ: мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, цинк, хром, никель, медь, кобальт с грунтовыми водами попадают в источники питьевого водоснабжения. Вместе с водой эти элементы попадают в наш организм, медленно отравляя его и провоцируя тяжёлые заболевания, такие как рак, астма, различные виды аллергий.

Читайте также: