Судьба человеческая судьба народная родина моя русская земля конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Урок литературы с элементами интеграции с предметом истории построен по технологии творческой мастерской. Урок имеет оргоромное воспитательное значение.

ВложениеРазмер
конспект урока 135.5 КБ
презентация к уроку 2.77 МБ

Предварительный просмотр:

г.Бежецка Тверской области

Методическая разработка интегрированного урока

Целевая аудитория: 9 класс

Учитель: Бирюкова Наталья Николаевна – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 им.А.П.Иванова города Бежецка Тверской области

МАРШРУТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Цели по литературе:

  • Развивать умение работать с художественным текстом;
  • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
  • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

Цели по истории

  • Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
  • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
  • Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
  • использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
  • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
  • формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
  • развивать историческое мышление, расширять кругозор;
  • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
  • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
  • научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
  • - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод

Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.

Друзья мои! Я очень рада –

Прийти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда-

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю, каждый в классе гений!

Но без труда урок не впрок!

Так скрестим наши шпаги мнений,

И вместе сочиним урок!

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова судьба? (жизнь , жизненный путь…)

(трудная судьба, хорошая судьба, трагичная судьба……)

Учитель: как вы думаете судьба военного поколения была какой? (трудной, нелегкой, полной испытаний)

Цели урока литературы:

-познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне;

- дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет.

-развивать умение работать с художественным текстом

Цели урока истории:

- углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;

-повторить даты и события;

-уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах

-воспитывать патриотические качества личности

Высвечивается тема на экране. Слайд №1.

Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2.

Цели урока истории –слайд№3

1)Работа с эпиграфом:

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если патриот вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

- как вы понимаете слова?

2) Работа со словарем Ожегова

Определение по словарю Ожегова

Патриот – 1.Человек , проникнутый патриотизмом

2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь

Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

- В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне)

3) Работа над ассоциациями

Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь.

Чтение стихотворения (раздаточный материал)

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок

война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

4 ) Повторение (литература) :

Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты..

- Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды)

Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.

-О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне?

-От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

- На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)

-Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь)

А) довоенная жизнь

Литература: (открыть книги)

Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося)

- О каких исторических событиях упоминает Андрей?

-Как автор подчеркивает , что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа)

- Какие профессии изучил Соколов? (по тексту)

-Что значила для Андрея его семья, дети?

- Имел ли право Андрей на счастье?

Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой , но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье.

Работа в маршрутных листах

22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия без объявления войны, нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

Восстановление опорных знаний :

Учитель: В чем причины отступления советской армии в первые месяцы войны?

Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность советской Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе.

- Где начал войну Андрей Соколов?

-Как раскрывался характер героя на войне?

-Как относится Соколов к войне? В чем видит свой долг?

- Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту)

Работа в маршрутных листах

III Исторические события ВОВ

Сегодня мы обратимся к трем крупным сражениям, повлиявшим на весь ход войны:

  • Московская битва.
  • Сталинградская битва.
  • Курская битва

Наступление на Москву:

Теперь обратимся к карте – битва за Москву. Покажите города: на севере - Калинин, Ржев. На юге – Тула. Синие стрелы на карте – это направления завершающих ударов немецко-фашистских войск. Положение очень тяжелое. 14 октября немцы заняли Калинин, нависнув с севера над Москвой. А танковая армия Гудериана прорвалась к Туле, угрожая Москве с юга.

Оборона Москвы. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Г.К.Жуков.

Защищали столицу на земле и с неба. Воздушные бои разворачивались прямо над городом.

Доклад учащегося: В ночь на 8 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин на высоте около 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь, но у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран.

Для защиты вокруг столицы рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали "ежи" - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев.

На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.

Доклад учащегося: 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

7 ноября 1941 года проходил военный парад, прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт. На защиту Москвы поднялась вся страна.

Наступление советских войск. 5 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров.

- Почему отстояли Москву? (массовый героизм, патриотизм народа, умелое руководство Жукова, просчеты Гитлера – расчет на блицкриг)

Вся Родина встала заслоном.

Нам биться с врагом до конца -

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Москва! До последних патронов,

До дольки последней свинца

Идет через наши сердца!

Только благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву.

Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа.

- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условияхз полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач)

-Какая позиция ближе Андрею Соколову?

- Почему Соколов убивает предателя? (текст)

- Как немцы относились к военнопленным? (по тексту)

-Как проявляются человеческие качества Андрея в плену?

- Как относились немцы к мирным жителям на захваченной территории? (сжигали деревни, уничтожена деревня Хатынь, убивали мирных жителей. Издевались, пытали людей, создавались концлагеря, в которых немцы проводили опыты. Истребляли беззащитных женщин и детей, сжигали в печах)

Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к воспоминаниям Василевского, участника тех событий. При чтении обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ)

Из воспоминаний А. М. Василевского

“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза

Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.

1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

Учитель: А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?

Учитель: Кто главный герой этой оперы?

Ученики: Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.

Учитель: Поляки требуют показать дорогу на Москву.

Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает

Большая часть оперы была написана прежде слов: я думаю, такой курьезной истории не случалось еще ни с одной оперой. Дело в том, что первая мысль Глинки была написать не оперу, но нечто вроде картины, как говорил он, или симфонической оратории. Все музыкальное создание в главных чертах его было уже в голове; помнится, он хотел ограничиться лишь тремя картинами: сельской сценой, сценой польской и окончательным торжеством. Высокий патриотизм, благородная гражданственность думы Рылеева, герой которой отдает свою жизнь за отчизну, были близки сознанию Глинки. Жуковский стал его советчиком и даже сочинил текст эпилога оперы, а в качестве либреттиста рекомендовал барона Розена, секретаря наследника престола. Текст сочинялся на готовую музыку, вся планировка действия принадлежала композитору. В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

У. Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

1612г. Период, известный в истории под названием "смутного времени". Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края. Вдруг с реки доносится та же песня. Это они, долгожданные родные воины! Вся деревня высыпала на берег им навстречу. Сусанин на крыльце своей хаты. Его дочь Антонида ждет своего жениха, предводителя воинского отряда Богдана Собинина. Собинин и воины выходят на берег. Они поют песню о трудной судьбе своей Родины и о стойкости её бойцов. Навстречу им выходят молодые ополченцы деревни. Командир отряда ополченцев поет об их готовности защищать Родину вместе с воинами.Горьки минуты поминания тех, кто не вернулся с поля боя. Но радость встречи и победы перевешивает горе. Вот и девушка с хлебом-солью! Все вспоминают прежних супостатов- и немецких псов-рыцарей, потопленных в Чудовом озере, и татарскую орду, полёгшую на поле Куликовом. Все они уходили с русской земли не солоно хлебавши. Сцена заканчивается весёлой, но и угрожающей песней:"Беда всем незваным злым гостям!"Отрезвляюще звучат слова Сусанина:" Ликовать еще рано нам…". Антонида между тем осторожно пытается выспросить, когда же свадьба с Собининым. Свадьбы не будет, пока не прогонят всех врагов с родной земли. Это известие потрясает Собинина- ведь для свадьбы он вырвался домой в перерыве между боями. Звучит одна из лучших страниц оперы - трио "Не томи, родимый…", которое заканчивается общей - почти молитвой - о мире. Рассказ Собинина о том, что поляки заперты русскими войсками в Кремле и о том, что Минин собирает ополчение для полного разгрома врагов, снова вселяет надежду на радостный победный час, на мир - и весёлую свадьбу. Все расходятся по домам. Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария "Чуют правду".Тем временем Ваня, загнав коня, уже бегом, прибежал к воротам лесного посада, где ночует ополчение во главе с Мининым. Ваня сообщает ополченцам, что враг близко. Ополчение с Ваней уходит на выручку Сусанину. Но они опоздали. Сусанин погиб, зарубленный саблями разъяренных врагов. Отряд поляков был разгромлен и уничтожен. Сусанин погиб как погибали русские люди, самоотверженно и героически отдававшие свою жизнь за родную землю, за свой народ. И вот - враги изгнаны с родной земли. Русь снова свободна и независима. Победа! На Красной площади в Москве народ славит свою Родину, бойцов, отстоявших её от захватчиков, и поминает героев, отдавших жизнь за Русь.

Действие первое Крестьяне села Домнина, среди которых - Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. "Кто на Русь дерзнет, смерть найдете. Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: "Нынче не до свадеб. Время боевое!"
Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда . Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются. Однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.
Действие третье Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости - пришел наконец этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь", - гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.
Действие четвертое. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас. где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.
Эпилог. Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят царя, великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же - Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: "Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин". Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Учитель: Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

Учитель: Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

Учитель: А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?

Учитель: Кто главный герой этой оперы?

Ученики: Герой этой оперы — костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.

Учитель: Поляки требуют показать дорогу на Москву.

Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает

Большая часть оперы была написана прежде слов: я думаю, такой курьезной истории не случалось еще ни с одной оперой. Дело в том, что первая мысль Глинки была написать не оперу, но нечто вроде картины, как говорил он, или симфонической оратории. Все музыкальное создание в главных чертах его было уже в голове; помнится, он хотел ограничиться лишь тремя картинами : сельской сценой, сценой польской и окончательным торжеством. Высокий патриотизм, благородная гражданственность думы Рылеева, герой которой отдает свою жизнь за отчизну, были близки сознанию Глинки. Жуковский стал его советчиком и даже сочинил текст эпилога оперы, а в качестве либреттиста рекомендовал барона Розена, секретаря наследника престола. Текст сочинялся на готовую музыку, вся планировка действия принадлежала композитору. В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

У. Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

1612г. Период, известный в истории под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края. Вдруг с реки доносится та же песня. Это они, долгожданные родные воины! Вся деревня высыпала на берег им навстречу. Сусанин на крыльце своей хаты. Его дочь Антонида ждет своего жениха, предводителя воинского отряда Богдана Собинина. Собинин и воины выходят на берег. Они поют песню о трудной судьбе своей Родины и о стойкости её бойцов. Навстречу им выходят молодые ополченцы деревни. Командир отряда ополченцев поет об их готовности защищать Родину вместе с воинами.Горьки минуты поминания тех, кто не вернулся с поля боя. Но радость встречи и победы перевешивает горе. Вот и девушка с хлебом-солью! Все вспоминают прежних супостатов- и немецких псов-рыцарей, потопленных в Чудовом озере, и татарскую орду, полёгшую на поле Куликовом. Все они уходили с русской земли не солоно хлебавши. Сцена заканчивается весёлой, но и угрожающей песней:”Беда всем незваным злым гостям!”Отрезвляюще звучат слова Сусанина:“ Ликовать еще рано нам…”. Антонида между тем осторожно пытается выспросить, когда же свадьба с Собининым. Свадьбы не будет, пока не прогонят всех врагов с родной земли. Это известие потрясает Собинина- ведь для свадьбы он вырвался домой в перерыве между боями. Звучит одна из лучших страниц оперы – трио “Не томи, родимый…”, которое заканчивается общей – почти молитвой – о мире. Рассказ Собинина о том, что поляки заперты русскими войсками в Кремле и о том, что Минин собирает ополчение для полного разгрома врагов, снова вселяет надежду на радостный победный час, на мир – и весёлую свадьбу. Все расходятся по домам. Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”.Тем временем Ваня, загнав коня, уже бегом, прибежал к воротам лесного посада, где ночует ополчение во главе с Мининым. Ваня сообщает ополченцам, что враг близко. Ополчение с Ваней уходит на выручку Сусанину. Но они опоздали. Сусанин погиб, зарубленный саблями разъяренных врагов. Отряд поляков был разгромлен и уничтожен. Сусанин погиб как погибали русские люди, самоотверженно и героически отдававшие свою жизнь за родную землю, за свой народ. И вот - враги изгнаны с родной земли. Русь снова свободна и независима. Победа! На Красной площади в Москве народ славит свою Родину, бойцов, отстоявших её от захватчиков, и поминает героев, отдавших жизнь за Русь.

Действие первое Крестьяне села Домнина, среди которых - Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. "Кто на Русь дерзнет, смерть найдете. Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: "Нынче не до свадеб. Время боевое!"

Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда . Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются. Однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

Действие третье Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости - пришел наконец этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь", - гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

Действие четвертое . Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас. где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.
Эпилог . Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят царя, великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же - Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: "Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин". Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Учитель: Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.


Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали А. С. Пушкин, князь П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, князь В. Ф. Одоевский, М. Виельгорский.

Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.

13 декабря 1836 года на завтрак у А. Всеволожского в честь успеха оперы собрались друзья Глинки: Пушкин, Одоевский, Жуковский, Вяземский, братья Виельгорские, артисты оркестра и другие. Ими был исполнен канон с текстом, который написали друзья композитора.

Конечно, всех привлекала своеобразная фамилия Михаила Ивановича. С этой игрой слов и были связаны многие их стихи.

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! Наш Глинка -

Уж не глинка, - а фарфор.

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея – Глинку -

От Неглинной до Невы.

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

Музыка, драматургия оперы оказались подлинно новаторскими и положили начало новому оперному жанру - народной музыкальной драме. Конечно, образ главного героя – простого русского мужика, - музыка, его рисующая, не могли быть поняты придворными кругами. И даже более того, идея Глинки объединить русскую песенность с европейскими приёмами композиции оказалась недоступной и для многих музыкантов той поры. Но значимость этого события признавали все.

«Что развивается в трагедии?

Какая цель её?

Человек и народ.


Вид Большого (Каменного) театра после перестройки по проекту Тома де Томона. 1810 г.

Итак, осенью 1836 года заново отделанный Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки. Театр был переполнен.


А. Александровский. Парадный спектакль в московском Большом театре по случаю

св. коронования императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны в мае 1883 г.

Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубежных опер. Она отличалась своей особой мелодичностью и звучностью. Это была русская музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре.


Михаил Иванович Глинка

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы

Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии были обработаны по всем законам оперного искусства. Но то, что музыкальная основа явно была не иностранной, а русской, было потрясающе новым.

Новым было и то, что о судьбах крестьян в опере говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, герцогах и принцессах. Перед слушателями были не привычные мужички комических опер или нарядно одетые крестьяне придворных балетов. Герои оперы Глинки были крупными личностями. Даже недоброжелатели были захвачены сценой героической гибели Сусанина.

Глинка впервые в русской музыке отказался от оперы с разговорными диалогами, как было во всех операх в России в XVIII веке. Но самое главное, он создал метод симфоническою развития оперной формы. В его сочинениях устанавливается принцип слияния вокального и симфонического начал.


Битва за Москву в 1612 году

В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле.


А. Кившенко. Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство

Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завёл захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб.

Основу драматургии оперы составляет противопоставление двух образных сфер. Главная из них - русская. Она показана композитором во всем многообразии душевных и духовных качеств человека. Она поднята до уровня трагедийности благодаря идее любви к Отечеству, и вся пронизана интонациями русской песенности. Ей противостоит польская сфера, показанная композитором обобщённо. Её воплощением являются польские танцы - мазурка, полонез, краковяк, вальс.

Важной особенностью драматургии оперы является её симфонизация. Всё развитие строится на системе тематических связей. С её помощью композитор не только проводит через всю оперу главную патриотическую мысль, выраженную в народно-песенных темах, но и воплощает идею борьбы двух сил – русских и поляков - посредством конфликтного развития.


Э. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля в 1612 году

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передаётся основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Медленное вступление выражает глубокую печаль о героях, погибших за народ. В увертюре совершается постепенный переход от сумрачного, печального вступления через столкновение противостоящих образов к торжествующей коде.

Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы - идея народности, патриотизма.



П. Сперанский. Эскиз декораций к опере М. Глинки Иван Сусанин

Действие первого акта переносит нас на улицу села Домнино, где живёт Иван Сусанин, в далёкий и грозный 1612 год, когда поляки захватили Москву и посадили на русский престол своего ставленника. Враги хозяйничали не только в столице, но и на окраинах Руси. Композитор показывает нам мирную жизнь поселян.


А. Шишкин. Краса-девица

Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Сабинина. Она готовится к свадьбе.


О. Петров в роли Ивана Сусанина. Портрет работы А. Левитина

Сусанин не приемлет мысль о личном счастье в дни народного бедствия. Так сразу же утверждается связь героя с народом.


А. Шишкин. Владимир Храбрый


В. Бакалович. Бал

Во втором действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами. Музыка сюиты пленяет красотой и изяществом (хотя и совсем иного типа, чем в первом действии). Эти качества особенно наглядно выступают в средних номерах: краковяке и вальсе.

Особенно важны здесь два танца - полонез и мазурка.


М. Пепин. Бал при дворе. 1604 г.


В. Бакалович. Бал во дворце

Очень своеобразен и изящен вальс, более интимный по своему настроению. Наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Вальс отличается особой тонкостью и прозрачностью оркестровки. В целом он играет роль лирической интермедии среди других, бравурных, блестящих танцев.


Неизв. автор. Живопись 16-го века

Краковяк написан с широким размахом и темпераментом. Его основная тема благодаря синкопированному ритму отличается особой упругостью. Далее появляется ещё ряд ярких и разнообразных тем, и жизнерадостная музыка краковяка приобретает то молодцеватый, то грациозный оттенок. Периодически возвращается основная тема (или основная тональность соль мажор). Это сближает форму танца с рондо.


H. Blarenberghe. Бал

Особенно важна мазурка, завершающая акт. Она полна лихости и блеска, с размашистой мелодией и звонкими аккордами - ударениями на третьей доле, напоминающими сабельные удары. На интонациях и ритмах этого танца Глинка строит заключительную сцену второго действия. Здесь наиболее полно нарисован портрет польских захватчиков, за внешним блеском которых скрыты алчность, пустая самонадеянность и безрассудное тщеславие.

Получив известие о поражении своего войска, поляки решают послать на Русь ещё один отряд. Они все ещё надеются голыми руками победить русских мужиков.

В третьем акте происходит их первое столкновение. Поэтому он состоит из двух разделов: первый - до прихода врагов, второй - с момента их появления. В первой половине господствуют спокойствие и светлое настроение. Сусанин показан здесь как любящий отец в кругу семьи, что раскрывает новые стороны характера героя.


М. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году

Небольшое вступление воссоздаёт атмосферу того мрачного и тревожного времени. Оно как будто предсказывает последующие драматические события. Но начало акта - спокойно и мирно. Ничто ещё не предвещает страдания и гибель.


А. Шишкин. Память

Спокойно звучит знаменитая песня Вани - приёмного сына Сусанина, ласковы обращения к нему Сусанина. Всё полно тихой и сердечной радости и тепла. Пришедшие односельчане, узнавшие о готовящейся свадьбе, хотят всем миром принять в ней участие. Все приступают к радостным хлопотам.

Эта тема нам уже знакома. В начале хоровой интродукции её пел хор народа, а здесь она звучит в устах одного из его сынов. Так музыка объединяет образ отдельного человека - Сусанина - с обобщённым образом великого народа.


Е. Доведова. Иван Сусанин

Потихоньку отправив Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними.


К. Маковский. Под венец

Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряжение. После полной отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздаётся безмятежно-радостный хор девушек, пришедших поздравить невесту. Это одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням.


А. Шишкин. Девушка в кокошнике

В ответ Антонида с глубокой скорбью поёт свой знаменитый романс.

Короткое оркестровое вступление к четвёртому акту переносит нас в зимний настороженный лес. И сразу - резкая смена настроения: слышен топот стремительной скачки, биение уставшего человеческого сердца.

Ваня прибегает ночью к небольшому посаду, чтобы предупредить о приближении врагов. Эту сцену Глинка написал уже после премьеры оперы по просьбе первой исполнительницы роли Вани замечательной русской певицы А. Я. Воробьёвой. И всё же эта сцена органично вошла в оперу. Слова Вани взволнованны и торопливы:

Бедный конь. в поле пал.

Я бегом. добежал!

Вот и наш посад.


А. Шишкин. Последний защитник

Ваня настойчиво стучится в ворота, горько сетует на то, что он ещё не витязь, не богатырь и нет у него силушки одолеть врага. На его стук посад просыпается, и ополченцы торопятся в поход.


М. Фаюстов. Иван Сусанин

И снова картина заснеженного леса - дремучего, непроходимого. В истинно русскую музыку вдруг вторгаются интонации мазурки. Это враги, уставшие и продрогшие, бредут за Сусаниным. Их мазурка утратила свой былой блеск. Выбившиеся из сил шляхтичи устраивают привал и засыпают.


Сусанин остаётся один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей.

Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высоко трагедийной музыкой, которая потрясает своей правдивостью.


К. Маковский. Иван Сусанин

Но, чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, композитор пишет ещё и эпилог. (Эпилог - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом. В нём обычно уже нет сценического действия, а только вывод из всего произведения).

Эпилог - не просто завершение событий торжественным звучанием хора. Вместе с прологом эпилог образует как бы величественную раму, обрамляющую всю оперу.

В. Тимм. Коронационные торжества на Красной площади

Хор ликующего народа, пришедшего на Красную площадь, чтобы восславить победу, как будто наполнен ярким солнечным светом.

М. Скотти. Минин и Пожарский в Москве

Народ торжественно славит и погибших героев, память о которых не умрёт никогда, и живых - Минина и Пожарского. Хор сопровождается могучим перезвоном колоколов. Это производит непередаваемое впечатление.

Памятник Минину и Пожарскому. г. Москва

Краткое содержание оперы:

По новому либретто действие оперы происходит в 1612 году.

Первое действие. Улица села Домнино. Здесь собрались воины народного ополчения и крестьяне, среди которых - Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида мечтает о возвращении жениха, ратника Богдана Сабинина, и о свадьбе с ним. На реке показывается лодка - приплывает Сабинин с группой ратников. Он рассказывает односельчанам о победах своего отряда, об успехах ополчения во главе с Мининым и Пожарским и вместе с Антонидой просит Сусанина дать согласие на свадьбу. Сусанин вначале решает повременить: не до свадеб, пока Русь страдает под игом врага. Но, узнав от Сабинина, что поляки в Москве уже окружены, он уступает общим уговорам и соглашается.

Второе действие. Стан захватчиков. Бал в замке польского Короля Сигизмунда. Рыцари-шляхтичи кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Внезапно появляется гонец из России. Он приносит весть о поражении, нанесённом польскому войску ополчением Минина. Отряд шляхтичей отправляется в поход, чтобы захватить в плен Минина и взять Москву.

Третье действие. Изба Сусанина. Идут приготовления к девичнику. В дом ненадолго заходят крестьяне, направляющиеся на работу в лес. Сабинин уходит звать гостей. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Сусанин посылает своего приёмного сына, подростка Ваню, предупредить русских воинов о появлении врага, а сам уходит с поляками, решив завести их в непроходимую лесную глушь. В избу приходят девушки. Они застают Антониду в горе. Вернувшись в сопровождении крестьян, Сабинин отправляется вслед Сусанину.

Четвёртое действие. Первая картина. (В настоящее время при постановке опускается.) По лесной чаще пробирается в поисках врагов отряд Сабинина.

Вторая картина. Ночь. К воротам монастырского посада прибегает Ваня и будит посадских людей и ополченцев, укрывшихся в монастыре. Они устремляются за врагом.

Третья картина. Глухой лес, занесённый снегом. Сюда Сусанин привёл измученных поляков. Ночь. Поляки засыпают. Бодрствует одни Сусанин. Он думает о неминуемой гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Начинается вьюга. Поляки, проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завёл их в непроходимую глушь. Занимается заря. Враги в ярости убивают героя.

Эпилог. Красная площадь в Москве. Народ празднует победу над захватчиками. Антонида, Сабинин и Ваня рассказывают о гибели Сусанина. Народ славит русскую землю, за которую отдал жизнь герой, и воздаёт хвалу Минину, Пожарскому и воинам-освободителям.

Вопросы для закрепления:

Что нового внёс Глинка в оперу?

Какое подлинное историческое событие легло в основу сюжета оперы?

Как была названа опера при премьере? Почему?

Раскрой основную идею произведения Глинки.

Как можно определить жанр оперы?

Как композитор трактует партию хора в своей опере? Почему?

Назовите главных героев оперы. Какие певческие голоса исполняют их партии?

Какова роль эпилога оперы?


-75%

Читайте также: