Стихийные и неблагоприятные погодные явления в крыму конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Стихийное бедствие – это катастрофические природные явления и процессы, возникающие, как правило, внезапно и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительного числа людей, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей.

К стихийным бедствиям относятся наводнения, циклоны, землетрясения, цунами, сели, оползни, массовыелесные и торфяные пожары, извержение вулканов, засухи и так далее.

Возникновению некоторых стихийных бедствий (пожары, обвалы, оползни) может способствовать деятельность человека.

Стихийные бедствия зависят от характера местности, географического положения и климата.

Так, наводнение вряд ли возможно в жаркой африканской пустыне, а обвал или лавина, скорее всего, не произойдут в степи.

Так как мы живем на Крымском полуострове, то интересно узнать, какие же стихийные бедствия характерны для нашего региона.

Поверхность (ландшафт) Крыма резко разделяется на северную, равнинную, часть, и южную, горную.

Для равнинной (степной) части нашего полуострова характерны смерчи и пыльные бури, а также землетрясения, которые чаще всего не очень сильные и проходят незаметно, не нанося никакого вреда.

Крымские горы опасны своими обвалами. Один из крупнейших случился на горе Демерджи в 1927 году во время землетрясения. Тогда под обвалом погибла целая деревня — следы этого стихийного бедствия в виде отдельных глыб размером с небольшой дом можно видеть и по сей день.

Кроме того, зимой в горах всегда лавиноопасно, поскольку снега часто подтаивают, а весной, после таяния снега, могут сходить сели. Одна из самых распространенных проблем горного Крыма являются оползни, из-за которых нередко страдают дома, коммуникации и дороги.

Самым же опасным стихийным бедствием в Крыму считаются сели.

Сель – это бурный поток воды, несущий большой объем минеральных частиц, камней и обломков горных пород. Сель – это нечто среднее между жидкой и твердой массой.

Сель возникает в долинах некрупных горных рек и вызывается обильными ливнями, бурным таянием снегов или ледников, а также обрушением в русло реки большого количества рыхлообломочного материала.

Сель – стихийное природное явление, которое сопровождается большими разрушениями, длится не более 1-3 часов.

9 июля 1967 года в районе села Веселое Судакского района произошла самая большая в Крыму трагедия, связанная с действием селевого потока.

В тот день безобидный ручей, который и теперь протекает, в считанные минуты превратился в сель, несущие лавину воды, грязи и камней. По дну практически пересыхающей к лету речушки была проложена дорога на пляж. Сель настиг автобус с детьми, которые ехали с пляжа. Сейчас в этом месте сооружен памятник. На памятнике из 20 фамилий - 15 детских.

Для предотвращения разрушения русел селеопасных рек создают берегоукрепительные и подпорные стенки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ стихийные погодные явления.doc

Крымоведение

5 класс

Харьковенко ГалинаАлександровна

Тема : Стихийные погодные явления в Крыму.

1)образовательная-сформировать у учащихся представление о стихийных погодных явлениях, которые могут возникать в Крыму, познакомить с правилами поведения во время стихийных погодных явлений;

3) воспитательная-воспитывать бережное отношение к природе, правила поведения во время стихийных явлений

Методы: исследовательский.

Формы работы:групповая, индивидуальная, фронтальная

Оборудование :физическая карта Крыма, мультимедийная презентация.

Тип урока : урок изучения нового материала

План урока:

2.Характеристика и правила поведения во время стихийных погодных явлений в Крыму:

2.1. Ливни,град, молнии.

2.2.Ураганы, штормы.

2.3.Засухи и суховеи.

2.4.Гололед, метели, лавины.

2.5. Наводнения и паводки.

2.6.Селевые потоки, оползни,

Ход урока:

І . Организационный момент

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. И очень часть случается так, что природный процесс превращается в опасное , угрожающее всему живому явление .

Почему они опасны?

Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

Что такое стихия?

Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. ( словарь Ушакова)

Стихийные погодные явления - это атмосферные явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.

ІІІ . Формирование новых знаний и умений обучающихся: 3.

Название стихийного погодного явления.

Причины возникновения погодного явления.

Районы распространения .

Правила безопасного поведения людей во время стихийного погодного явления.

33 В мире нет ни одного региона, где бы ни происходили стихийные погодные явления, создающие опасные и неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения. Не исключением является и наш Крымский полуостров. В разных частях Крыма в течение года происходят стихийные явления, связанные с резкими неблагоприятными изменениями в погоде. И вот сегодня мы с вами отправляемся в научную экспедицию по изучению стихийных явлений Крыма. Мы с вами посетим 4 станции, на которых нас встретят специалисты- эксперты по стихийным явления. Они изучали стихийные явления в Крыму, выясняли их причины, районы распространения и способы предотвращения и уменьшения силы этих явлений. В пути мы будем с вами вести бортовой журнал, где будем фиксировать все стихийные явления ,с которыми нас познакомят специалисты.

Ребята, отгадайте загадку

Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает,

других он подгоняет (ветер) .Какую пользу приносит ветер? (опыляет растения,

приводит в движение механизмы, приносит тепло и холод) .Но ветер может

приносить огромное зло человеку. Иногда ветер чуть заметен , а иногда очень

сильный, который вырывает с корнем деревья, ломает дома. Как называется такой

ветер? (ураганом). Вторая станция, на которую мы прибываем – это стация

В известной песне поется , что он« кружится, летает, летает,

идет речь? Снег и мороз могут также стать причинами стихийных явлений в

Многие стихийные погодные явления предотвратить невозможно. А вот заранее подготовиться к ним, чтобы избежать тяжёлых последствий, необходимо. В Крыму действует сеть метеорологических станций. Специалисты – метеорологи круглосуточно ведут наблюдения за природными явлениями, составляют прогноз погоды и своевременно информируют население о предстоящей опасности.

Для чего это необходимо? (ответы детей)

( выступление специалиста МЧС).

IV . Закрепление полученных знаний и умений учащихся.

Задание 1.Угадай стихийное явление

Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая.

Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды” (ураган).

Какое погодное явление Ф. И. Тютчев любил именно “… в начале мая”? (Грозу)

Задание 2. Найди пару

Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)

Перенос снега над земной поверхностью-( метель)

Ледная корка на поверхности Земли – (гололед)

Перенос сильным ветром пыли и песка – (пыльные бури)

Снижение температуры воздуха или почвы до 0 грудусов и ниже-(заморозки).

Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)

Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)

Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)

Ветер разрушительной силы – (ураган)

Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)

V . Итог урока.

Что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?

Какие знания, полученные на сегодняшнем урок, пригодятся Вам в повседневной жизни?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Стихийные погодные явления.

Личностные: воспитывать доброжелательность, вежливость, самостоятельность и уверенность в своих силах, коммуникабельность

Метапредметные: развивать образное и логическое мышление, умение выражать мысли и выделять главное, расширять память.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: физическая и климатическая карты мира и Крыма, атлас Крыма, образцы календарей наблюдения за погодой.

Опорные понятия: климат, погода, климатический пояс, климатические область, факторы формирования климата.

Базовые понятия: Солнечная радиация, радиационный баланс, отраженная радиация, прямая, рассеянная, климатообразующие факторы.

I. Организационный момент

Объявление темы урока. Формулировка вместе с учащимися целей и задач для работы на уроке.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1.С помощью учителя и одноклассников запишите известные местные признаки:

улучшения погоды —

ухудшения погоды —

2.Выясните и запишите народные приметы изменения погоды, связанные с растениями и поведением животных.

3.Выясните и запишите пословицы и поговорки

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. И очень часть случается так, что природный процесс превращается в опасное , угрожающее всему живому явление .

Почему они опасны?

Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

Что такое стихия?

Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. ( словарь Ушакова)

Стихийные погодные явления - это атмосферные явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.

IV. Изучение нового материала

В мире нет ни одного региона, где бы ни происходили стихийные погодные явления, создающие опасные и неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения. Не исключением является и наш Крымский полуостров. В разных частях Крыма в течение года происходят стихийные явления, связанные с резкими неблагоприятными изменениями в погоде.

Большое влияние на жизнедеятельность человека оказывают экстремальные погодно-климатические явления: засухи, сильные ветры, приводящие при сухой оголенной почве к пыльным бурям, заморозки.

При длительной жаре и засухе резко снижается урожайность сельскохозяйственных культур, увеличивается вероятность лесных пожаров. В равнинной части Крыма из десяти летних сезонов засушливыми бывают три—четыре. Если засуха наступает в марте—апреле, т. е. когда посевы сельско­хозяйственных культур еще не взошли, то велика вероятность мыльных бурь : сухой верхний слой почвы ветром поднимается в воздух и переносится на сотни и тысячи метров. В весеннее время скорость вегра в Крыму возрастает, что способствует пыльным бурям. Для предотвращения пыльных бурь в 50—70-е годы XX в. были созданы лесные полосы: благодаря им скорость ветра снижается в 1,5 раза, испарение с поверхности почвы уменьшается.

Для апреля—мая характерны заморозки , т. е. такие ситуации, когда среднесуточная температура воздуха выше 0 е С, но ночью или утром она достигает отрицательных значений. Особенно часто заморозки бывают в пониженных элементах рельефа: замкнутых долинах, котловинах. Для их предотвращения можно использовать дымление — дым действует подобно одеялу, задерживая тепло земной поверхности.

Погода и климат всегда и н те ре со ват и людей, но регулярные наблю­дения стали вестись с начала XIX в. Первая крымская метеорологичес­кая станция была основана в 1821 г. в Симферополе Ф. К. Мильгаузеном (кстати, до сих пор в городе на улице Киевской сохранился дом, где жил этот популярный в те годы врач).

О погодах в далеком прошлом узнают из летописей и других исторических сведений. Так, например, Геродот писал о суровых зимах в Скифии и о том, что замерзал Боспор Киммерийский (Керченский пролив).

Некоторые источники извещают о суровой зиме 763—764 гг., когда замерзало Черное море, высота снежного покрова дости­гала 10 см, погибли все озимые культуры.

В равнинной части полуострова происходят и другие неблаго­приятные природные явления. Среди них — ветровая эрозия. Обычно зимой при небольшом снежном покрове или сухой весной, когда на полях уже нет снега, но еще не появилась новая растительность, возни­кают пыльные бури. Ветер выдувает верхний плодородный слой почвы до 20—25 см в глубину, а вместе с ней и семена трав.

В отдельные годы черноземом заносятся лесополосы и насе­ленные пункты, образуются своеобразные земляные барханы высотой до 2 м. Черная пыль превращает день в сумерки. Во время черных бурь люди обычно не погибают. Уничтожается среда обитания человека, нарушаются черноземы — самые уникальные в мире почвы.

Из опасных атмосферных явлений наблюдаются гололед , изморозь, грош, град, засухи.

Летние засухи в стенном Крыму случаются почти ежегодно, их повторяемость составляет 80—90 %.

Как ни странно, но зимой в горах Крыма можно и замерзнуть, так как почти каждый год бывает резкое понижение температуры. И хотя морозы там держатся всего несколько дней, они приводят к несчастным случаям. Обычно причиной является беспечность и неэкипированность людей. Не лишне помнить английскую пословицу: «Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда*.

В горном Крыму отдельные многоснежные зимы наблюдается грозное явление природы — сход снежных лавин. По сравнению с кавказскими лавинами крымские — карлики, но и они могут оборвать жизнь человека, привести к гибели целой туристской группы, нарушить дорожное движение. К лавиноопасным в январе—феврале относятся верховья Альмы, Качи и других горных рек, обрывистые склоны Ай-Петринской яйлы, Бабугана и Чатырдага.

V. Закрепление знаний умений и навыков.

Выполните задания.

Какие экстремальные погодно-климатические явления свойственны Крыму?

В каких районах полуострова наиболее вероятны

Почему вероятность пыльных бурь наиболее велика весной? В каких районах полуострова пыльные бури бывают чаще всего?

Где в Крыму выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков? Где бывает самая низкая тем­пература зимой, летом?

VI. Домашнее задание

• Проработайте соответствующий текст учебника.

VII. Итоги урока

По продолжительности солнечного сияния Крымский полуостров занимает одно из первых мест в Европейской части СНГ. Например, города Санкт-Петербург и Москва получают около 1500 часов солнечного сияния в год, а город Симферополь — 2458.

Абсолютный для Крыма максимум температуры воздуха был отмечен в августе 1930 г. на метеостанции в селе Клепинино в центральной части Равнинного Крыма. В метеорологической будке на высоте 2 м он достиг 40,7 °С.

Самая низкая температура воздуха, зафиксированная для Крыма, наблюдалась в Равнинном Крыму. Метеостанция в посёлке Сейтлер (ныне Нижнегорский) 11 января 1940 г. зарегистрировала -36,8°С.
Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крымоведение

5 класс

Тема: Стихийные погодные явления в Крыму.

Методы:исследовательский.

Формы работы:групповая, индивидуальная, фронтальная

Оборудование :физическая карта Крыма,

Тип урока: урок изучения нового материала

2.Характеристика и правила поведения во время стихийных погодных явлений в Крыму:

2.1. Ливни,град, молнии.

2.3.Засухи и суховеи.

2.4.Гололед, метели, лавины.

2.5. Наводнения и паводки.

2.6.Селевые потоки, оползни,

І.Организационный момент

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. И очень часть случается так, что природный процесс превращается в опасное , угрожающее всему живому явление .

Почему они опасны?

Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

Что такое стихия?

Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. ( словарь Ушакова)

Стихийные погодные явления - это атмосферные явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.

ІІІ. Формирование новых знаний и умений обучающихся:3.

Название стихийного погодного явления.Причины возникновения погодного явления.

Стихийные явления в природе - природные явления, проявляющиеся как могущественные разрушительные силы, обычно не подчиняющиеся влиянию человека. К ним относятся тропические циклоны, смерчи, молнии, наводнения, цунами, землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, камнепады, оползни и др.

Эрозия - процесс разрушения горных пород и почв водным потоком.

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами.

- Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами. Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.

Самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд. Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.

Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.

- Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ученика.

Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.

Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.

Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:

увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;

ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;

воздействием сейсмических толчков;

строительной и хозяйственной деятельностью.

Правила безопасного поведения людей во время стихийного погодного явления.







Ребята, отгадайте загадку Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает,

других он подгоняет (ветер) .Какую пользу приносит ветер? (опыляет растения,

приводит в движение механизмы, приносит тепло и холод) .Но ветер может

приносить огромное зло человеку. Иногда ветер чуть заметен , а иногда очень

сильный, который вырывает с корнем деревья, ломает дома. Как называется такой

ветер? (ураганом). Вторая станция, на которую мы прибываем – это стация

В известной песне поется , что он« кружится, летает, летает,

идет речь? Снег и мороз могут также стать причинами стихийных явлений в

IV. Закрепление полученных знаний и умений учащихся.

Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды” (ураган).Какое погодное явление Ф. И. Тютчев любил именно “… в начале мая”? (Грозу)

Задание 2. Найди паруГрязекаменный поток в русле горной реки – (сель)

Перенос снега над земной поверхностью-( метель)Ледная корка на поверхности Земли – (гололед)Перенос сильным ветром пыли и песка – (пыльные бури)Снижение температуры воздуха или почвы до 0 грудусов и ниже-(заморозки).Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)

Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)Ветер разрушительной силы – (ураган)Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)

V. Итог урока. Что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?

Какие знания, полученные на сегодняшнем урок, пригодятся Вам в повседневной жизни?

ТЕМА: Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Стихийные погодные явления.

ОРГМОМЕНТАКТУАЛИЗАЦИЯМОТИВАЦИЯИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛАПЛАН УРОКА:

Климат Крыма (разобрать и записать основные черты)Сезоны годаКлимат Красногвардейского районаСтихийные погодные явления

Климат КрымаКлимат относится к числу важнейших факторов образования ландшафтов. Он обусловливает основную закономерность географии ландшафтов — их широтную зональность. Климат большей части Крыма можно охарактеризовать как климат умеренного пояса — мягкий степной в равнинной части, более влажный, характерный для широколиственных лесов — в горах. Южному берегу Крыма свойственен субсредиземноморский климат сухих лесов и кустарниковых зарослей.

Географические факторы климата

- Географическая широта в основном определяет режим солнечной радиации.

С увеличением высоты над уровнем моря климатические изменения намного большие, чем изменения, связанные с перемещением по географической широте. Создается особый горный климат.

Зимой Черное море играет роль "большой грелки", а летом оно несколько уменьшает жару.

Азовское море тоже делает климат Крыма теплым, но существенно меньше. Таким образом, климат почти всего Крыма менее континента-лен, чем даже Климат акваторий Азовского и северо-западной части Черного морей.

Крупные формы рельефа (орография) оказывают большое воздействие на климат.

Если бы в Крыму не было гор, то Южный берег мало чем отличался бы от степного побережья Черного и Азовского морей. С Крымскими горами, следовательно, связаны не только большие отличия климата Южного берега от остальных районов полуострова, но и существенные в целом ландшафтные различия этих территорий. При этом не столько велика роль высоты Крымских гор, сколько их общего направления с запада на восток, параллельно побережью.

На формирование климата большое влияние оказывает подстилающая поверхность, то есть поверхность, с которой взаимодействует солнечное излучение и атмосфера. Так, температура почвы и приземного воздуха зависит также от растительного и снежного покрова. Густой травяной покров уменьшает суточную амплитуду и среднюю температуру почвы, а следовательно, и воздуха. Большой контраст при дневном солнечном нагреве и ночном охлаждении летом характерен для поверхности, представленной рыхлой темной почвой, для асфальтированных площадок, галечниковых пляжей.

Лес является и хорошим накопителем влаги. Вовремя медленного таяния снега и при дождях лесная почва поглощает много воды, которая потом в значительной мере идет на питание источников, рек. Один гектар крымского горного леса может перевести во внутрипочвенный сток до 5-6 тыс. м³ воды.

Лес сильно сокращает скорость ветра.

Подстилающая поверхность Крыма разнообразна: в северной и центральной части она представлена степными равнинами, а на юге — предгорной лесостепью, горными лесами и отчасти степями. Такой характер поверхности основных ландшафтов полуострова существенно сказывается прежде всего на их отражательной способности (альбедо) солнечной радиации. Типичные величины альбедо следующие: влажная почва 5-10%, чернозем 15%, иная сухая глинистая почва 30%, светлый песок 35-40%, полевые культуры 10-25%, травяной покров 20-25%, лес 5-20%, свежевыпавший снег 70-90%.

Человек воздействует на природу и климат через свою хозяйственную деятельность. Результат этого воздействия преимущественно отрицательный. Особенно большое влияние оказывает сокращение площади лесов. За последние 1000 лет в мире они уменьшились на 50-70%, на европейской территории России — почти на половину, а в Крыму — примерно в полтора раза.

Сезоны года Зимой над южной частью европейской территории СНГ в широтном направлении часто устанавливается ось повышенного атмосферного давления (соединяются два максимума — Азиатский и Азорский), а над Черным морем — зона пониженного давления. Вследствие этого в Крым часто вторгаются холодный и сухой континентальный воздух умеренных широт или арктический воздух. С ним связаны резкие понижения температуры воздуха и частая повторяемость сильных северо-восточных ветров, особенно в степной и северо-восточной части горного Крыма. В тот же сезон относительно часто приходят сюда циклоны со Средиземного моря, в теплых секторах которых перемещается морской тропический воздух. Средиземноморские циклоны, как правило, задерживаются в северо-западной части Черного моря. Вследствие этого теплый воздух воздействует прежде всего на юго-западную часть горного Крыма. По этой причине зима в Крыму всюду относительно влажная, с частым выпадением осадков и малым испарением. Частые оттепели зимой приводят к большим колебаниям температуры воздуха и к неустойчивости и маломощности снежного покрова.

Весна в Крыму протекает быстро благодаря увеличению высоты солнца и продолжительности дня, уменьшению облачности из-за распространения сюда отрога Азорского антициклона и притока южного теплого воздуха. Во внутренних районах Крыма наблюдается значительное увеличение температуры воздуха уже от февраля к марту, а на морском побережье весна задерживается на 1,5-2 месяца в связи с охлаждающим влиянием моря, особенно Азовского. Весна — наиболее сухой и ветреный сезон года. Весной часто бывают "возвраты холодов" с ночными морозами, утренними заморозками, особенно в котловинах и речных долинах предгорья, что отрицательно сказывается на раннецветущих косточковых плодовых деревьях и теплолюбивом винограде.

Летом над югом европейской части СНГ и акваторией Черного моря устанавливается антициклональное поле с малыми величинами падения давления. Благодаря этому в Крыму преобладает ясная, жаркая и маловетреная погода с проявлением местных бризов, горно-долинных и склоновых ветров. Вследствие того, что континентальный воздух умеренных широт преобразуется здесь в местный тропический, в Крыму преобладает засушливая погода.

Осень в Крыму — лучший сезон года. Погода тихая, солнечная и умеренно теплая. Осень теплее весны на 2-3° в центральных и на 4-5° в приморских районах, что обусловлено прежде всего влиянием морей и сохранением антициклонов над Крымом.

Резкая смена погоды происходит, как правило, во второй половине ноября вследствие смены летнего типа циркуляции атмосферы на зимний.

Характеристика метеорологических элементов

Один из главных элементов климата — температура воздуха. В Крыму годовое изменение температуры воздуха почти совпадает с изменением притока солнечной радиации. Среднемесячные температуры воздуха в основном изменяются с севера на юг, за исключением Южнобережья, где изменение происходит к востоку и к западу. Чаще всего наиболее холодным месяцем является январь или февраль, особенно на морском побережье. Наиболее низкая средняя температура (-4°) в январе наблюдается в горах, а наиболее высокая (около 5°) - на ЮБК (рис. 14). Самая высокая средняя месячная температура чаще всего бывает в июле, когда она достигает 23-24° на большей части полуострова, а в горах — 16°.

В течение суток наиболее низкие температуры наблюдаются перед восходом солнца, а наиболее высокие - в 12-14 часов. Самые большие суточные амплитуды температуры воздуха наблюдаются в долинах и котловинах (особенно в предгорье) с затрудненным стоком воздуха, а наименьшие — на возвышенных местах с хорошим обменом воздуха. Бризовые ветры снижают дневную температуру и повышают ночную, в результате чего суточная амплитуда на морском побережье меньше, чем вдали от него. На удалении 10-15 км от берега моря суточная амплитуда температуры воздуха увеличивается в 1,5-2 раза. Во все месяцы в отдельные дни амплитуды температур могут достигать в степи 20-26°, а на остальной территории Крыма — 15-20°. Во время тихой и ясной погоды суточная амплитуда бывает почти в два раза больше, чем во время пасмурной и ветреной.

Минимальная температура воздуха в Крыму наблюдается во время вторжения континентального арктического воздуха. Абсолютный минимум температуры воздуха бывает преимущественно в январе-феврале. Он составляет в центральной части степи--30-32°, а в предгорье — до -35-37°.

Наряду с температурой воздуха важным элементом климата являются атмосферные осадки. В связи со сложным строением рельефа и особенностями циркуляции атмосферы они распределяются очень неравномерно по территории Крыма — от 250 мм в год в степи до 1000 мм и более в горах (рис.14). Большая часть полуострова характеризуется недостаточным увлажнением, где осадков выпадает на 100-150 мм меньше, чем даже в центральных районах степи. Уменьшение осадков на побережье наблюдается прежде всего весной и летом из-за того, что относительно холодная поверхность моря препятствует развитию конвекции (вертикального перемещения воздуха).

Распределение осадков по территории полуострова неравномерно, количество их резко колеблется от года к году. При средней величине 340-425 мм их годовая сумма изменяется в степных районах от 115-250 до 490-720 мм, в предгорье при 450-490 мм — от 190-340 до 715-870 мм, на Южном берегу при 430-550 мм — от 160-180 до 1030 мм, на западных яйлах при 960 мм — от 410 до 1650 мм.

В Крыму 80-85% годовой суммы осадков выпадает в виде дождя. На долю твердых осадков приходится менее 10%, а смешанных — 5-8%. В горах доля жидких осадков уменьшается с высотой. Так, на Ай-Петри они составляют всего 49%. Число дней с дождями колеблется от 80-130 в степных районах до 150-170 в горах. Летом в Крыму наблюдается не более 5-10 дней с дождями за месяц. Тем не менее нередко выпадают исключительно обильные дожди — ливни. Во время ливней в оврагах, на реках нередки большие грязекаменные потоки — сели, которые несутся со скоростью поезда и достигают в узких местах русел 2-3 м высоты. Они производят большие разрушения: уничтожают мосты, размывают дороги, смывают плодородный слой почвы или откладывают.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Читайте также: