Стихийные и неблагоприятные погодные явления в крыму конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Стихийное бедствие – это катастрофические природные явления и процессы, возникающие, как правило, внезапно и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительного числа людей, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей.
К стихийным бедствиям относятся наводнения, циклоны, землетрясения, цунами, сели, оползни, массовыелесные и торфяные пожары, извержение вулканов, засухи и так далее.
Возникновению некоторых стихийных бедствий (пожары, обвалы, оползни) может способствовать деятельность человека.
Стихийные бедствия зависят от характера местности, географического положения и климата.
Так, наводнение вряд ли возможно в жаркой африканской пустыне, а обвал или лавина, скорее всего, не произойдут в степи.
Так как мы живем на Крымском полуострове, то интересно узнать, какие же стихийные бедствия характерны для нашего региона.
Поверхность (ландшафт) Крыма резко разделяется на северную, равнинную, часть, и южную, горную.
Для равнинной (степной) части нашего полуострова характерны смерчи и пыльные бури, а также землетрясения, которые чаще всего не очень сильные и проходят незаметно, не нанося никакого вреда.
Крымские горы опасны своими обвалами. Один из крупнейших случился на горе Демерджи в 1927 году во время землетрясения. Тогда под обвалом погибла целая деревня — следы этого стихийного бедствия в виде отдельных глыб размером с небольшой дом можно видеть и по сей день.
Кроме того, зимой в горах всегда лавиноопасно, поскольку снега часто подтаивают, а весной, после таяния снега, могут сходить сели. Одна из самых распространенных проблем горного Крыма являются оползни, из-за которых нередко страдают дома, коммуникации и дороги.
Самым же опасным стихийным бедствием в Крыму считаются сели.
Сель – это бурный поток воды, несущий большой объем минеральных частиц, камней и обломков горных пород. Сель – это нечто среднее между жидкой и твердой массой.
Сель возникает в долинах некрупных горных рек и вызывается обильными ливнями, бурным таянием снегов или ледников, а также обрушением в русло реки большого количества рыхлообломочного материала.
Сель – стихийное природное явление, которое сопровождается большими разрушениями, длится не более 1-3 часов.
9 июля 1967 года в районе села Веселое Судакского района произошла самая большая в Крыму трагедия, связанная с действием селевого потока.
В тот день безобидный ручей, который и теперь протекает, в считанные минуты превратился в сель, несущие лавину воды, грязи и камней. По дну практически пересыхающей к лету речушки была проложена дорога на пляж. Сель настиг автобус с детьми, которые ехали с пляжа. Сейчас в этом месте сооружен памятник. На памятнике из 20 фамилий - 15 детских.
Для предотвращения разрушения русел селеопасных рек создают берегоукрепительные и подпорные стенки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ стихийные погодные явления.doc
Крымоведение
5 класс
Харьковенко ГалинаАлександровна
Тема : Стихийные погодные явления в Крыму.
1)образовательная-сформировать у учащихся представление о стихийных погодных явлениях, которые могут возникать в Крыму, познакомить с правилами поведения во время стихийных погодных явлений;
3) воспитательная-воспитывать бережное отношение к природе, правила поведения во время стихийных явлений
Методы: исследовательский.
Формы работы:групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование :физическая карта Крыма, мультимедийная презентация.
Тип урока : урок изучения нового материала
План урока:
2.Характеристика и правила поведения во время стихийных погодных явлений в Крыму:
2.1. Ливни,град, молнии.
2.2.Ураганы, штормы.
2.3.Засухи и суховеи.
2.4.Гололед, метели, лавины.
2.5. Наводнения и паводки.
2.6.Селевые потоки, оползни,
Ход урока:
І . Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. И очень часть случается так, что природный процесс превращается в опасное , угрожающее всему живому явление .
Почему они опасны?
Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
Что такое стихия?
Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. ( словарь Ушакова)
Стихийные погодные явления - это атмосферные явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.
ІІІ . Формирование новых знаний и умений обучающихся: 3.
Название стихийного погодного явления.
Причины возникновения погодного явления.
Районы распространения .
Правила безопасного поведения людей во время стихийного погодного явления.
33 В мире нет ни одного региона, где бы ни происходили стихийные погодные явления, создающие опасные и неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения. Не исключением является и наш Крымский полуостров. В разных частях Крыма в течение года происходят стихийные явления, связанные с резкими неблагоприятными изменениями в погоде. И вот сегодня мы с вами отправляемся в научную экспедицию по изучению стихийных явлений Крыма. Мы с вами посетим 4 станции, на которых нас встретят специалисты- эксперты по стихийным явления. Они изучали стихийные явления в Крыму, выясняли их причины, районы распространения и способы предотвращения и уменьшения силы этих явлений. В пути мы будем с вами вести бортовой журнал, где будем фиксировать все стихийные явления ,с которыми нас познакомят специалисты.
Ребята, отгадайте загадку
Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает,
других он подгоняет (ветер) .Какую пользу приносит ветер? (опыляет растения,
приводит в движение механизмы, приносит тепло и холод) .Но ветер может
приносить огромное зло человеку. Иногда ветер чуть заметен , а иногда очень
сильный, который вырывает с корнем деревья, ломает дома. Как называется такой
ветер? (ураганом). Вторая станция, на которую мы прибываем – это стация
В известной песне поется , что он« кружится, летает, летает,
идет речь? Снег и мороз могут также стать причинами стихийных явлений в
Многие стихийные погодные явления предотвратить невозможно. А вот заранее подготовиться к ним, чтобы избежать тяжёлых последствий, необходимо. В Крыму действует сеть метеорологических станций. Специалисты – метеорологи круглосуточно ведут наблюдения за природными явлениями, составляют прогноз погоды и своевременно информируют население о предстоящей опасности.
Для чего это необходимо? (ответы детей)
( выступление специалиста МЧС).
IV . Закрепление полученных знаний и умений учащихся.
Задание 1.Угадай стихийное явление
Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая.
Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды” (ураган).
Какое погодное явление Ф. И. Тютчев любил именно “… в начале мая”? (Грозу)
Задание 2. Найди пару
Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
Перенос снега над земной поверхностью-( метель)
Ледная корка на поверхности Земли – (гололед)
Перенос сильным ветром пыли и песка – (пыльные бури)
Снижение температуры воздуха или почвы до 0 грудусов и ниже-(заморозки).
Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)
Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
Ветер разрушительной силы – (ураган)
Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
V . Итог урока.
Что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?
Какие знания, полученные на сегодняшнем урок, пригодятся Вам в повседневной жизни?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Стихийные погодные явления.
Личностные: воспитывать доброжелательность, вежливость, самостоятельность и уверенность в своих силах, коммуникабельность
Метапредметные: развивать образное и логическое мышление, умение выражать мысли и выделять главное, расширять память.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: физическая и климатическая карты мира и Крыма, атлас Крыма, образцы календарей наблюдения за погодой.
Опорные понятия: климат, погода, климатический пояс, климатические область, факторы формирования климата.
Базовые понятия: Солнечная радиация, радиационный баланс, отраженная радиация, прямая, рассеянная, климатообразующие факторы.
I. Организационный момент
Объявление темы урока. Формулировка вместе с учащимися целей и задач для работы на уроке.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1.С помощью учителя и одноклассников запишите известные местные признаки:
улучшения погоды —
ухудшения погоды —
2.Выясните и запишите народные приметы изменения погоды, связанные с растениями и поведением животных.
3.Выясните и запишите пословицы и поговорки
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. И очень часть случается так, что природный процесс превращается в опасное , угрожающее всему живому явление .
Почему они опасны?
Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
Что такое стихия?
Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. ( словарь Ушакова)
Стихийные погодные явления - это атмосферные явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.
IV. Изучение нового материала
В мире нет ни одного региона, где бы ни происходили стихийные погодные явления, создающие опасные и неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения. Не исключением является и наш Крымский полуостров. В разных частях Крыма в течение года происходят стихийные явления, связанные с резкими неблагоприятными изменениями в погоде.
Большое влияние на жизнедеятельность человека оказывают экстремальные погодно-климатические явления: засухи, сильные ветры, приводящие при сухой оголенной почве к пыльным бурям, заморозки.
При длительной жаре и засухе резко снижается урожайность сельскохозяйственных культур, увеличивается вероятность лесных пожаров. В равнинной части Крыма из десяти летних сезонов засушливыми бывают три—четыре. Если засуха наступает в марте—апреле, т. е. когда посевы сельскохозяйственных культур еще не взошли, то велика вероятность мыльных бурь : сухой верхний слой почвы ветром поднимается в воздух и переносится на сотни и тысячи метров. В весеннее время скорость вегра в Крыму возрастает, что способствует пыльным бурям. Для предотвращения пыльных бурь в 50—70-е годы XX в. были созданы лесные полосы: благодаря им скорость ветра снижается в 1,5 раза, испарение с поверхности почвы уменьшается.
Для апреля—мая характерны заморозки , т. е. такие ситуации, когда среднесуточная температура воздуха выше 0 е С, но ночью или утром она достигает отрицательных значений. Особенно часто заморозки бывают в пониженных элементах рельефа: замкнутых долинах, котловинах. Для их предотвращения можно использовать дымление — дым действует подобно одеялу, задерживая тепло земной поверхности.
Погода и климат всегда и н те ре со ват и людей, но регулярные наблюдения стали вестись с начала XIX в. Первая крымская метеорологическая станция была основана в 1821 г. в Симферополе Ф. К. Мильгаузеном (кстати, до сих пор в городе на улице Киевской сохранился дом, где жил этот популярный в те годы врач).
О погодах в далеком прошлом узнают из летописей и других исторических сведений. Так, например, Геродот писал о суровых зимах в Скифии и о том, что замерзал Боспор Киммерийский (Керченский пролив).
Некоторые источники извещают о суровой зиме 763—764 гг., когда замерзало Черное море, высота снежного покрова достигала 10 см, погибли все озимые культуры.
В равнинной части полуострова происходят и другие неблагоприятные природные явления. Среди них — ветровая эрозия. Обычно зимой при небольшом снежном покрове или сухой весной, когда на полях уже нет снега, но еще не появилась новая растительность, возникают пыльные бури. Ветер выдувает верхний плодородный слой почвы до 20—25 см в глубину, а вместе с ней и семена трав.
В отдельные годы черноземом заносятся лесополосы и населенные пункты, образуются своеобразные земляные барханы высотой до 2 м. Черная пыль превращает день в сумерки. Во время черных бурь люди обычно не погибают. Уничтожается среда обитания человека, нарушаются черноземы — самые уникальные в мире почвы.
Из опасных атмосферных явлений наблюдаются гололед , изморозь, грош, град, засухи.
Летние засухи в стенном Крыму случаются почти ежегодно, их повторяемость составляет 80—90 %.
Как ни странно, но зимой в горах Крыма можно и замерзнуть, так как почти каждый год бывает резкое понижение температуры. И хотя морозы там держатся всего несколько дней, они приводят к несчастным случаям. Обычно причиной является беспечность и неэкипированность людей. Не лишне помнить английскую пословицу: «Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда*.
В горном Крыму отдельные многоснежные зимы наблюдается грозное явление природы — сход снежных лавин. По сравнению с кавказскими лавинами крымские — карлики, но и они могут оборвать жизнь человека, привести к гибели целой туристской группы, нарушить дорожное движение. К лавиноопасным в январе—феврале относятся верховья Альмы, Качи и других горных рек, обрывистые склоны Ай-Петринской яйлы, Бабугана и Чатырдага.
V. Закрепление знаний умений и навыков.
Выполните задания.
Какие экстремальные погодно-климатические явления свойственны Крыму?
В каких районах полуострова наиболее вероятны
Почему вероятность пыльных бурь наиболее велика весной? В каких районах полуострова пыльные бури бывают чаще всего?
Где в Крыму выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков? Где бывает самая низкая температура зимой, летом?
VI. Домашнее задание
• Проработайте соответствующий текст учебника.
VII. Итоги урока
По продолжительности солнечного сияния Крымский полуостров занимает одно из первых мест в Европейской части СНГ. Например, города Санкт-Петербург и Москва получают около 1500 часов солнечного сияния в год, а город Симферополь — 2458.
Абсолютный для Крыма максимум температуры воздуха был отмечен в августе 1930 г. на метеостанции в селе Клепинино в центральной части Равнинного Крыма. В метеорологической будке на высоте 2 м он достиг 40,7 °С.
Самая низкая температура воздуха, зафиксированная для Крыма, наблюдалась в Равнинном Крыму. Метеостанция в посёлке Сейтлер (ныне Нижнегорский) 11 января 1940 г. зарегистрировала -36,8°С.
Рефлексия
Крымоведение
5 класс
Тема: Стихийные погодные явления в Крыму.
Методы:исследовательский.
Формы работы:групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование :физическая карта Крыма,
Тип урока: урок изучения нового материала
2.Характеристика и правила поведения во время стихийных погодных явлений в Крыму:
2.1. Ливни,град, молнии.
2.3.Засухи и суховеи.
2.4.Гололед, метели, лавины.
2.5. Наводнения и паводки.
2.6.Селевые потоки, оползни,
І.Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. И очень часть случается так, что природный процесс превращается в опасное , угрожающее всему живому явление .
Почему они опасны?
Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
Что такое стихия?
Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека. ( словарь Ушакова)
Стихийные погодные явления - это атмосферные явления, которые по интенсивности, периодам возникновения, длительности, и площади распространения могут наносить или наносят убытки хозяйству и населению.
ІІІ. Формирование новых знаний и умений обучающихся:3.
Название стихийного погодного явления.Причины возникновения погодного явления.
Стихийные явления в природе - природные явления, проявляющиеся как могущественные разрушительные силы, обычно не подчиняющиеся влиянию человека. К ним относятся тропические циклоны, смерчи, молнии, наводнения, цунами, землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, камнепады, оползни и др.
Эрозия - процесс разрушения горных пород и почв водным потоком.
Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами.
- Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами. Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.
Самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд. Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.
Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.
- Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ученика.
Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.
Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.
Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.
Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:
увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;
ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;
воздействием сейсмических толчков;
строительной и хозяйственной деятельностью.
Правила безопасного поведения людей во время стихийного погодного явления.
Ребята, отгадайте загадку Летит без крыльев и поет, прохожих задирает, одним проходу не дает,
других он подгоняет (ветер) .Какую пользу приносит ветер? (опыляет растения,
приводит в движение механизмы, приносит тепло и холод) .Но ветер может
приносить огромное зло человеку. Иногда ветер чуть заметен , а иногда очень
сильный, который вырывает с корнем деревья, ломает дома. Как называется такой
ветер? (ураганом). Вторая станция, на которую мы прибываем – это стация
В известной песне поется , что он« кружится, летает, летает,
идет речь? Снег и мороз могут также стать причинами стихийных явлений в
IV. Закрепление полученных знаний и умений учащихся.
Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды” (ураган).Какое погодное явление Ф. И. Тютчев любил именно “… в начале мая”? (Грозу)
Задание 2. Найди паруГрязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
Перенос снега над земной поверхностью-( метель)Ледная корка на поверхности Земли – (гололед)Перенос сильным ветром пыли и песка – (пыльные бури)Снижение температуры воздуха или почвы до 0 грудусов и ниже-(заморозки).Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)Ветер разрушительной силы – (ураган)Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
V. Итог урока. Что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?
Какие знания, полученные на сегодняшнем урок, пригодятся Вам в повседневной жизни?
ТЕМА: Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Стихийные погодные явления.
ОРГМОМЕНТАКТУАЛИЗАЦИЯМОТИВАЦИЯИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛАПЛАН УРОКА:
Климат Крыма (разобрать и записать основные черты)Сезоны годаКлимат Красногвардейского районаСтихийные погодные явления
Климат КрымаКлимат относится к числу важнейших факторов образования ландшафтов. Он обусловливает основную закономерность географии ландшафтов — их широтную зональность. Климат большей части Крыма можно охарактеризовать как климат умеренного пояса — мягкий степной в равнинной части, более влажный, характерный для широколиственных лесов — в горах. Южному берегу Крыма свойственен субсредиземноморский климат сухих лесов и кустарниковых зарослей.
Географические факторы климата
- Географическая широта в основном определяет режим солнечной радиации.
С увеличением высоты над уровнем моря климатические изменения намного большие, чем изменения, связанные с перемещением по географической широте. Создается особый горный климат.
Зимой Черное море играет роль "большой грелки", а летом оно несколько уменьшает жару.
Азовское море тоже делает климат Крыма теплым, но существенно меньше. Таким образом, климат почти всего Крыма менее континента-лен, чем даже Климат акваторий Азовского и северо-западной части Черного морей.
Крупные формы рельефа (орография) оказывают большое воздействие на климат.
Если бы в Крыму не было гор, то Южный берег мало чем отличался бы от степного побережья Черного и Азовского морей. С Крымскими горами, следовательно, связаны не только большие отличия климата Южного берега от остальных районов полуострова, но и существенные в целом ландшафтные различия этих территорий. При этом не столько велика роль высоты Крымских гор, сколько их общего направления с запада на восток, параллельно побережью.
На формирование климата большое влияние оказывает подстилающая поверхность, то есть поверхность, с которой взаимодействует солнечное излучение и атмосфера. Так, температура почвы и приземного воздуха зависит также от растительного и снежного покрова. Густой травяной покров уменьшает суточную амплитуду и среднюю температуру почвы, а следовательно, и воздуха. Большой контраст при дневном солнечном нагреве и ночном охлаждении летом характерен для поверхности, представленной рыхлой темной почвой, для асфальтированных площадок, галечниковых пляжей.
Лес является и хорошим накопителем влаги. Вовремя медленного таяния снега и при дождях лесная почва поглощает много воды, которая потом в значительной мере идет на питание источников, рек. Один гектар крымского горного леса может перевести во внутрипочвенный сток до 5-6 тыс. м³ воды.
Лес сильно сокращает скорость ветра.
Подстилающая поверхность Крыма разнообразна: в северной и центральной части она представлена степными равнинами, а на юге — предгорной лесостепью, горными лесами и отчасти степями. Такой характер поверхности основных ландшафтов полуострова существенно сказывается прежде всего на их отражательной способности (альбедо) солнечной радиации. Типичные величины альбедо следующие: влажная почва 5-10%, чернозем 15%, иная сухая глинистая почва 30%, светлый песок 35-40%, полевые культуры 10-25%, травяной покров 20-25%, лес 5-20%, свежевыпавший снег 70-90%.
Человек воздействует на природу и климат через свою хозяйственную деятельность. Результат этого воздействия преимущественно отрицательный. Особенно большое влияние оказывает сокращение площади лесов. За последние 1000 лет в мире они уменьшились на 50-70%, на европейской территории России — почти на половину, а в Крыму — примерно в полтора раза.
Сезоны года Зимой над южной частью европейской территории СНГ в широтном направлении часто устанавливается ось повышенного атмосферного давления (соединяются два максимума — Азиатский и Азорский), а над Черным морем — зона пониженного давления. Вследствие этого в Крым часто вторгаются холодный и сухой континентальный воздух умеренных широт или арктический воздух. С ним связаны резкие понижения температуры воздуха и частая повторяемость сильных северо-восточных ветров, особенно в степной и северо-восточной части горного Крыма. В тот же сезон относительно часто приходят сюда циклоны со Средиземного моря, в теплых секторах которых перемещается морской тропический воздух. Средиземноморские циклоны, как правило, задерживаются в северо-западной части Черного моря. Вследствие этого теплый воздух воздействует прежде всего на юго-западную часть горного Крыма. По этой причине зима в Крыму всюду относительно влажная, с частым выпадением осадков и малым испарением. Частые оттепели зимой приводят к большим колебаниям температуры воздуха и к неустойчивости и маломощности снежного покрова.
Весна в Крыму протекает быстро благодаря увеличению высоты солнца и продолжительности дня, уменьшению облачности из-за распространения сюда отрога Азорского антициклона и притока южного теплого воздуха. Во внутренних районах Крыма наблюдается значительное увеличение температуры воздуха уже от февраля к марту, а на морском побережье весна задерживается на 1,5-2 месяца в связи с охлаждающим влиянием моря, особенно Азовского. Весна — наиболее сухой и ветреный сезон года. Весной часто бывают "возвраты холодов" с ночными морозами, утренними заморозками, особенно в котловинах и речных долинах предгорья, что отрицательно сказывается на раннецветущих косточковых плодовых деревьях и теплолюбивом винограде.
Летом над югом европейской части СНГ и акваторией Черного моря устанавливается антициклональное поле с малыми величинами падения давления. Благодаря этому в Крыму преобладает ясная, жаркая и маловетреная погода с проявлением местных бризов, горно-долинных и склоновых ветров. Вследствие того, что континентальный воздух умеренных широт преобразуется здесь в местный тропический, в Крыму преобладает засушливая погода.
Осень в Крыму — лучший сезон года. Погода тихая, солнечная и умеренно теплая. Осень теплее весны на 2-3° в центральных и на 4-5° в приморских районах, что обусловлено прежде всего влиянием морей и сохранением антициклонов над Крымом.
Резкая смена погоды происходит, как правило, во второй половине ноября вследствие смены летнего типа циркуляции атмосферы на зимний.
Характеристика метеорологических элементов
Один из главных элементов климата — температура воздуха. В Крыму годовое изменение температуры воздуха почти совпадает с изменением притока солнечной радиации. Среднемесячные температуры воздуха в основном изменяются с севера на юг, за исключением Южнобережья, где изменение происходит к востоку и к западу. Чаще всего наиболее холодным месяцем является январь или февраль, особенно на морском побережье. Наиболее низкая средняя температура (-4°) в январе наблюдается в горах, а наиболее высокая (около 5°) - на ЮБК (рис. 14). Самая высокая средняя месячная температура чаще всего бывает в июле, когда она достигает 23-24° на большей части полуострова, а в горах — 16°.
В течение суток наиболее низкие температуры наблюдаются перед восходом солнца, а наиболее высокие - в 12-14 часов. Самые большие суточные амплитуды температуры воздуха наблюдаются в долинах и котловинах (особенно в предгорье) с затрудненным стоком воздуха, а наименьшие — на возвышенных местах с хорошим обменом воздуха. Бризовые ветры снижают дневную температуру и повышают ночную, в результате чего суточная амплитуда на морском побережье меньше, чем вдали от него. На удалении 10-15 км от берега моря суточная амплитуда температуры воздуха увеличивается в 1,5-2 раза. Во все месяцы в отдельные дни амплитуды температур могут достигать в степи 20-26°, а на остальной территории Крыма — 15-20°. Во время тихой и ясной погоды суточная амплитуда бывает почти в два раза больше, чем во время пасмурной и ветреной.
Минимальная температура воздуха в Крыму наблюдается во время вторжения континентального арктического воздуха. Абсолютный минимум температуры воздуха бывает преимущественно в январе-феврале. Он составляет в центральной части степи--30-32°, а в предгорье — до -35-37°.
Наряду с температурой воздуха важным элементом климата являются атмосферные осадки. В связи со сложным строением рельефа и особенностями циркуляции атмосферы они распределяются очень неравномерно по территории Крыма — от 250 мм в год в степи до 1000 мм и более в горах (рис.14). Большая часть полуострова характеризуется недостаточным увлажнением, где осадков выпадает на 100-150 мм меньше, чем даже в центральных районах степи. Уменьшение осадков на побережье наблюдается прежде всего весной и летом из-за того, что относительно холодная поверхность моря препятствует развитию конвекции (вертикального перемещения воздуха).
Распределение осадков по территории полуострова неравномерно, количество их резко колеблется от года к году. При средней величине 340-425 мм их годовая сумма изменяется в степных районах от 115-250 до 490-720 мм, в предгорье при 450-490 мм — от 190-340 до 715-870 мм, на Южном берегу при 430-550 мм — от 160-180 до 1030 мм, на западных яйлах при 960 мм — от 410 до 1650 мм.
В Крыму 80-85% годовой суммы осадков выпадает в виде дождя. На долю твердых осадков приходится менее 10%, а смешанных — 5-8%. В горах доля жидких осадков уменьшается с высотой. Так, на Ай-Петри они составляют всего 49%. Число дней с дождями колеблется от 80-130 в степных районах до 150-170 в горах. Летом в Крыму наблюдается не более 5-10 дней с дождями за месяц. Тем не менее нередко выпадают исключительно обильные дожди — ливни. Во время ливней в оврагах, на реках нередки большие грязекаменные потоки — сели, которые несутся со скоростью поезда и достигают в узких местах русел 2-3 м высоты. Они производят большие разрушения: уничтожают мосты, размывают дороги, смывают плодородный слой почвы или откладывают.
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
Читайте также: