Конспект схема по литературе

Обновлено: 03.07.2024

Изучение литературы в старших классах порой оказывается затруднено распространенными представлениями о гуманитарных науках как о неточных, не поддающихся логике, анализу и систематизации. Особенно заметна данная проблема в классах естественного профиля. Ученикам с ярко выраженным структурным мышлением литература представляется как нечто аморфное, подчиняющееся лишь авторскому произволу и потому не подлежащие изучению. Помочь решению этой проблемы могут схемы и таблицы, предлагаемые ученикам на уроках.

Схемы и таблицы упрощают подачу материала (но не сам материал) и одновременно:

  • обобщают накопленные факты;
  • систематизируют знания;
  • способствуют лучшему запоминанию материала;
  • дисциплинируют мышление;
  • помогают наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков литературы в старших классах.

Конечно, схема есть схема. По своей природе она обобщает и порой упрощает, но оттенки и нюансы в нее вписываются плохо.

Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами информации, и их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат эталоном, на основе которого формируются данные приемы и у школьников.

Не упрощая произведение, схемы представляют роман как систему, подчиняющуюся своим внутренним законам. Именно этой систематизации и логичности не хватает в классических произведениях учащимся с ярко выраженным логическим, структурным мышлением.

Схемы могут быть использованы на разных этапах изучения произведения и применены как для проверки знания и понимания учащимися текста (в таком случае схема дается в неполном виде и ученики должны восстановить пропущенные связи), так и для систематизации полученных знаний (в этом случае схема создается на доске совместноучащимися и преподавателем).

К последнему приему хотелось бы привлечь внимание особо: схема рождается на глазах у старшеклассников (а не приносится в класс в готовом виде, как это чаще всего бывает у В.Ф. Шаталова), рождается при их непосредственном участии, что позволяет постичь принципы структуризации и систематизации материала (совсем не обязательно, что только литературного). В результате уже сам процесс создания схемы носит обучающий характер.

Опыт показывает, что схемы позволяют учащимся не только глубже понять художественную структуру текста, но и более надежно запомнить изученный материал.

Составляем первую схему

Вспоминая идейный замысел романа, учащиеся отвечают, что, с точки зрения автора, главное преступление героя отнюдь не убийство старухи-процентщицы, а значит, главное наказание — не каторга. Герой наказывается за созданную им теорию, наказывается душевной дисгармонией, разладом с миром, близкими, самим собой.

Таким образом, мы приходим к ОБОБЩЕНИЮ: и преступление, и наказание не внешние по отношению к герою события. Раскольников несет в себе и то, и другое. Именно это, как мы помним, и предопределяет внутреннюю драму героя и главный конфликт романа: между логикой и натурой. Преступление неотделимо от наказания: одно предполагает другое.


Составляем вторую схему

На предшествующих занятиях шло обсуждение и сравнение двух теорий: Раскольникова в Лужина. Именно такое сопоставление позволило глубже понять теорию центрального героя: увидеть, с одной стороны, ее бесчеловечность, а с другой — альтруизм.

На диахронном срезе мы можем наблюдать развитие главной темы. Персонажи этого уровня исключительно активно (и на сюжетном, и на идейном уровне) влияют на Раскольникова.


Лучше понять всепроникающий принцип двойничества в романе и осознать принципиальное различие в жизненных философиях Раскольникова и Сони помогаетпромеждуточная схема, составляемая на соответствующем занятии.

Путь этот понять с точки зрения логики невозможно. (Героиня, вообще, не вписывается ни в одну из схем, при помощи которых Раскольников пытается понять ее и жизнь в целом.) И именно на этом пути, как мы увидим в эпилоге, обретет надежду на спасение и сам Раскольников. Впрочем, реализация намеченных героем путей в романе показана: самоубийство — Свидригайлов, духовная смерть, оледенение души — Лужин, сумасшествие — сам Раскольников (хотя можно с уверенностью утверждать, что герой примеряет к себе все эти три пути).

О схемах

Предлагаемые далее схемы и комментарии к ним выполнены с опорой на методику В.Ф. Шаталова, на основе собственного педагогического опыта, с учетом опыта коллег и материалов современной методической и критической литературы по произведениям русской литературы и являются лишь частью большой работы, посвященной русской классической литературе.

Что дает использование схем на рассмотренном уроке?

Представленные схемы являются разновидностью опорных конспектов и выполнены для использования на уроках в классах естественнонаучного профиля. Они отвечают возможностям и интересам учащихся, выбравших для себя приоритеты в изучении физики, математики, химии, и помогают учащимся разобраться в структуре произведения, его проблематике, систематизировать знания, полученные в процессе изучения художественного текста, визуализировать систему образов.

Результаты

Отметим, что опыт использования схем и таблиц на уроках литературы в старших классах естественного профиля позволяет говорить об эффективности данной методики. Учащиеся не только лучше понимают и запоминают предлагаемый материал, но и привыкают смотреть на литературное произведение как на систему, подчиняющуюся своим законам, приобретая навыки системного анализа.

Литература, таким образом, не выпадает из ряда преподаваемых дисциплин, а естественно в него вписывается, сохраняя при этом свою специфичность. Не менее (а может быть, и более) важно то, что подобный подход к художественным текстам, являясь непривычным для учащихся, пробуждает у них интерес к литературным произведениям вследствие изменения угла зрения на него, активизирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, учит их размышлять над прочитанным. Не это ли является одной из главных задач урока литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Опорные схемы-конспекты (ОСК) на уроках литературы

Крахмаль Е. А., учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Новосибирск.

Опираясь на опыт предшественников, я ввожу в систему обучения схемы-опоры (СО), которые выполняют иные функции:

2.СО – общая картина, система идей и образов отдельного произведения, т.е. общее представление о произведении (особенно, если оно изучается в отрывках).

3.СО – способ концентрации теоретической части материала (особенно биографии писателей и поэтов)

Попробую подтвердить вышесказанное конкретными примерами.

Историческая основа драмы

1584 г. – смерть Ивана Грозного

(сын Дмитрий – малолетний)

Правит Борис Годунов

(слухи – Дмитрий убит – кто?)

Появился Самозванец ( Лжедмитрий 1 )

? ?

Григорий из монастыря (отрывок в учебнике)

Внезапно умер Б. Годунов

Самозванец воцарился на престоле

Был убит народом, тело сожгли,

прах смешали с порохом и выстрелили из пушки

Работа продолжается рассказом о большом увлечении А.С.Пушкина историей, историческими событиями.

Такая частично-поисковая работа заинтересовывает ребят, заставляет думать, искать, делать свои выводы, заключения. Меня восхищают ребята, когда разгадывают загадки, умело находят ответы, распутывают сложные узлы. Ведь конечная цель – умение логически мыслить, рассуждать, находить связующее звено в цепочке.

Когда составляется схема №2, ученики опережают учителя, подсказывают, вносят свои варианты, исправляют, спорят (это имеет большое значение для дискуссии в старших классах).

А. С. Пушкин интересовался историей

7 ноября 1825 г. пишет 1825 г . – восстание

Вывод: Декабристы выступали

Народ – главная без поддержки народа.

сила истории.

Примерный ход рассуждений выглядит так:

Чертится схема №3, которая ярко отражает момент взлёта-падения самозванца-Гришки.

Роль народа в истории

Б. Годунов Григорий

за ухудшения своего

положения….. народ не оправдал

Пимен – монах-летописец Древней Руси –

пишет для народа

Интересно наблюдать за ребятами: они не пассивны, спорят, каждый привносит свою лепту в поиски истины.

Благодаря схемам-опорам, всё, что делается на уроках, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся. Естественно, это повышает эффективность процесса передачи знаний.

Подводя итоги своей работы, я пришла к выводу, что дети умеют правильно, точно, аккуратно вести тетради (схемы, конспекты, лекции и др.), справляются с сочинениями (уже в 7 классе), раскрывают себя в творчестве (пишут сказки, рассказы, стихи). Каждый из ребят читает произведение в полном варианте (ведь необходимо найти доказательство именно в тексте).

Опорные схемы и конспекты - это один из способов, приёмов обучения, которые помогают глубже осмыслить художественное произведение в целом, дают возможность сориентироваться в объёмном литературном материале, подготовить учащихся к восприятию и осознанию художественных произведений.

ВложениеРазмер
А. Блок. Поэма "Двенадцать" 32.5 КБ
В.В.Маяковский 35.5 КБ
А.Пушкин. "Евгений Онегин". История создания романа. 40 КБ
Литературные направления. 38 КБ
Роды и виды литературы. 35.5 КБ
Конфликт и расстановка действующих лиц. 1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

В. В. Маяковский. Лирика.

монолог Стили просторечие

марш реализм фантастика сатира

связь с будущим

верность партии, нар.

вера в торжество

Предварительный просмотр:

Сюжет. Композиция. Онегинская строфа.

7 лет 4 мес. 17 дн.

1831г. переделал 8 гл. и написал

письмо Онегина к Татьяне.

Часть первая. Предисловие. Часть вторая.

1 песнь. Хандра. Кишинев. Одесса. 1823. 4 песнь. Деревня. Михайловское. 1825

2 песнь. Поэт. Одесса. 1824. 5 песнь. Именины. Михайловское. 1825..

3 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское. 1824. 6 песнь. Поединок. Михайловское. 1825.

7 песнь. Москва, Михайловское. П.Б. Малинники. 1827-1828.

8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, 1829. Болдино.

9 песнь. Большой свет. Болдино.

служит для развития основного не развивается, помогает

конфликта романа Татьяне понять Онегина

2 особенность Главное действующее лицо – повествователь =

= лирические отступления – составная часть сюжета

с 1819 по 1825 г.г.

Предварительный просмотр:

Противоречие между мечтой и действ.

Объективное отраж. действ.

Предварительный просмотр:

Роды и виды (жанры) литературы.

от греч. еpos – слово, рассказ

от греч. lyra – музыкальный инструмент, под звуки которого в древности исполнялись песни и стихи.

от греч. drama – действие

Имя, особенности личности

(х-р, отношение к событиям)

диалоги действующих лиц;

авторская речь отсутствует, если не считать ремарок – замечаний для актеров;

композиционное деление: действия,

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы на уроках литературы в старших классах

Схемы различных типов для уроков литературы в старших классах (по программам Курдюмовой , Агеносова, Журавлевой).


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч.


Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова. Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор.


Опорная схема "Особенности древнерусской литературы X-XII в.".

Для изучения темы "Из древнерусской литературы" в 5-м и 6-м классах.


Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц в работе.


Презентация "Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы

Мои размышления по использованию опорных схем-конспектов.


Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н.

Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить в схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное – это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения. С этим я согласна, но, углубляясь в ткань произведения, анализируя его, а “не расчленяя”, приходишь к парадоксальному выводу: схема нужна, и при проведении некоторых уроков просто необходима, я даже не имею ввиду уроки, где отрабатывается литературоведческий материал.

Вводить схему в ткань урока нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведен строго нормированный отрезок времени. Слово заменить схемой недопустимо! От этого в свое время предостерегал И. И. Аркин (автор методических пособий по литературе, бывший тогда заведующим кабинетом Московского областного ИИУ). Нельзя, чтобы, например, “творение Достоевского, теряяя живую душу, превращалось (курсив мой) в … стрелки. Стрелка-Раскольников, стрелка-Сонечка… что до смысла урока, то для учителя он заключается в “обшей цели работы над стрелками”, писал И. И. Аркин. Мнений “за” и (против) очень много, но выбирать придется учителю самому.

Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

Работу с опорными конспектами можно включить во все уроки по закреплению темы, обобщению. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.

В моем методическом багаже есть материал, включающий введение в урок схематического материала, и я хочу поделиться своим небольшим опытом.

Подача некоторого материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке. Опыт работы со схемами позволяет убедиться, что это интересно и учителю, и ученику. Ребята с удовольствием сами составляют схемы, порой неожиданные.

Литературная схема должна быть “живой”. Что это значит? Схема не должна быть статичной, нужно через схему, шаг за шагом вести ученика к логичному убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: м/м презентации Power Point, компьютерная графика, рисование и т. д. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Схема должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально.

В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их. В “Приложении” можно познакомиться с образцами ученических схем.

Опорная схема в отличие от конспекта включает более узкий по объему, содержанию литературный материала, и может быть использована или включена в урок на любом его этапе.

Предложенная форма работы позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение темы, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и художественно-творческой работы. Материал, поданный в схемах, в отличии от конспекта (сравнение здесь уместно)предполагает более тщательную узкую проработку материала, как теоретического, так и художественного.

Хотелось юы несколько слов сказать о требовании к составлению схем (некоторые моменты уже обговорены выше). Это прежде всего графическое единообразие в изображении художественных понятий, образов, теоретического материала, также минимальное употребление слов, зашифрованность информации, подача в цвете.

Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные. В качестве примера я могу привести использование схем на уроках по драме А. Н. Островского “Гроза”. На этих уроках можно использовать почти все виды схематичного материала (кстати, мне кажется, что стрелки здесь вполне уместны).

Рисунок №1 Работа с текстом. Составление словесной схемы по образу Катерины.

Рисунок №2 Катерина: ценностные нравственные координаты

Катерине свойственна “высота” и “широта” - внутренние, духовные. В этих пространственных метафорах выражается ее внутренняя свобода. В отличие от остальных персонажей драмы Катерине дано развиваться во времени, ей дана судьба. По фольклорной схеме переход от девичества к замужеству представляется как горизонтальное перемещение: с воли в неволю, из дома на чужбину. В судьбе Катерины горизонтальное становится вертикальным: детство и девичество – рай, а замужество – падение на жестокую землю Калинова, то есть, грех – падение в “овраг”, а гибель – падение в омут.

Рисунок №3 Есть ли выход у Катерины?

Катерина испытывает страх после первого удара грома – страх-предчувствие, после второго удара грома – страх-катастрофу. Страх со всех сторон: С одной стороны – барыня с пророчествами о вечном огне, с другой стороны – стена галереи с изображением геены огненной, сверху – гроза.

Рисунок №4 Город Калинов: закрытое художественное пространство

  • Кто покидает город Калинов?
  • Есть ли у калиновцев верх? И как вы его понимаете?
  • Почему, как вы думаете, Феклуша выделена среди других героев, а Борис и Варвара с Кудряшом нет?

Пространство Калинова “перекрыто”. Кто его покидает и как? Во-первых, Борис: он ведь еще в афише выделен тем что “порядочно образован”. Он не борец, так ка духовно сломлен. И одет не в русское платье, то есть является как бы иностранцем среди калиновцев. Во-вторых, Феклуша: она ведь странница. В-третьих, купцы: уезжают по торговой надобности, но даже покинув город, они остаются в его власти – перемещение в пространстве оказывается фиктивным. Например, Борис хоть и прибыл из Москвы, хоть и волен вернуться туда, но воли-то у него и нет. Или, например, Тихон. Он, выехав за границу Калинова, он так ничего и не увидит – “глаза зальет”: “И всю дорогу пил, и в Москве все пил…” Купцы, по рассказу Кулигина, ездят в губернию судиться друг с другом. (схема №1) Варвара с Кудряшом покидают г. Калинов зрительно, внешне, а в душе – в душе он у них остается!

Хочу показать еще одну схему, которую можнол использовать на уроках по творчеству Ф. М. Достоевского.

Рисунок №5 Один из даилогов в романе

На раскаяние, покаяние, наказание, “путь к себе” Достоевский отводит 5 глав из 6. Вот такая уже другая простая “арифметика”!

  • Страданием очищается душа, "в страдании яснеет истина" (Ф.М. Достоевский), через него приходит герой к себе, познает свое высокое предназначение Соня.
    В страшном мире романа Соня - тот нравственный абсолют, голос совести и покаяния.
  • “Стало быть, я не имел права на такой шаг”, - окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход героя к вере и отречение от “теории”. Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение “падшего человека” и покаяние.

Дидактический материал в виде схем, я уже писала выше, представленный в компьютерном варианте с использованием программы PowerPoint, решает достаточно много задач, интересна и полезна, как для ученика, так и для учителя: повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; увеличивает объем использования наглядности на уроке; обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Схема становится “живой”, к итоговому выводу идешь постепенно. В “Приложении” посмотрите, пожайлуста, м/медийную презентацию по теме “Петербург Достоевского”.

Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

Закончить свою статью хочу словами-напоминаниями, предостережениями: литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, но попытаться ею украсить урок можно.


Обзор критических статей.


Стихотворения "Лицинию", "К Чаадаеву", "Деревня", "Кинжал", "Во глубине сибирских руд. " и др. Ода "Вольность".


Стихотворение "Погасло дневное светило. ", "К морю", "Зимнее утро", "Осень", ". Вновь я посетил. "


Стихотворения "Певец", "Желание", "К Морфею", "Я помню чудное мгновенье. ", "Я вас любил", "Мадонна" и др.


Стихотворения "К другу стихотворцу", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Пророк", "Поэт и толпа", "Поэту", "Эхо", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный. "


Создание, сюжет, композиция, проблематика и жанр романа. О реализме романа.


Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе.


Характеристика образа Евгения Онегина.


Утро. Прогулка. Обед. Театр. Бал.


Сравнительная характеристика.


Дуэль. К истории вопроса. Поединок по правилам. Ритуал дуэли. Почему Онегин не отказался от выстрела в друга.


Образование. Вступление в брак.


Портрет. В любви. В основе ее мира - народная культура. "Милый идеал" А.Пушкина. В светской жизни.


Сравнительная характеристика Москвы и Санкт-Петербурга, представленных в романе "Евгений Онегин".


Автобиографические, исторические и энциклопедические отступления; пейзажные зарисовки, философские размышления, авторские оценки.


Лексика. Интонация. Музыкальность. Меткость и афористичность. Разнообразие приемов.


Об отражении личности поэта в романе. Об изображении русского общества. О значении романа. Об Онегине. О Татьяне.


"Евгений Онегин" - уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов.


Стихотворения "Утес", "На севере диком. ", "Листок", "Как часто, пестрою толпою окружен. " и др.


Стихотворения "Бородино", "Дума", "Прощай, немытая Россия. ", "Жалоба турка", "Родина" и др.


Стихотворения "Как небеса, твой взор блистает. ", "Отчего", "Расстались мы, но твой портрет. ", "Нет, не тебя так пылко я люблю. "


Стихотворения "1831-го июня 11 дня", "Смерть поэта", "Поэт", "Есть речи - значенье. ", "Пророк".


История создания. Название. Жанр. Сюжет и композиция.


Выбор рассказчика служит общему замыслу романа - раскрытию образа Печорина.


Герой времени. Портрет. Характеристика. Двойственность и противоречивость личности.


Черты характера, нравственные ценности, отношение к людям.


Схожесть и различие двух героев романа.


Ум. Чувства. Деятельность. Друзья.


Бэла - параллель "человек - животное". Мэри. Вера.

Читайте также: