Конспект русский язык в современном мире 11 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Русский язык в современном мире.

(вводный урок в начале учебного года)

обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; закрепить умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка;

развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, лекция, презентация); развивать умение критически мыслить;

воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, тестово-игровое задание-лабиринт.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Этапы занятия:

организационный момент (0,5 мин);

мотивация учебной деятельности (2 мин);

определение темы, целей, задач урока (2 мин);

работа по теме урока (25 мин);

объяснение домашнего задания (1 мин);

выполнение повторительно-закрепительных заданий (12 мин);

оценивание работы учащихся (1 мин);

рефлексия (1,5 мин).

Организационный момент: приветствие классу, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки кабинета к уроку (0,5 мин).

Мотивация учебной деятельности (2 мин).

До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.

К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.

Беседа с учащимися:

- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?

- Какая роль русского языка передана в легенде? (умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа)

- Более 6-ти десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе? (переход к теме урока)

3. Определение темы урока, целей, задач (совместно с учащимися). (2 мин)

4. Работа по теме урока.

1) Самостоятельная работа в группах по 3-4 человека.(5 мин)

Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе, выразив свою точку зрения

- с использованием раздаточного материала – 2-3 группы (Приложение 1,2),

- с использованием материала учебника – 2-3 группы.

2) Слушаем 2-3 устных высказывания и дополнения учащихся (5 мин).

3) Лекция - диалог и составление тезисов по её материалам (презентация). (10 мин)

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами.

Россия – многонациональное государство. Выполняя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. В соответствии с Конституцией РФ (1993 год) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. (Беседа: почему встала проблема преодоления языкового барьера между нациями?)

«Разноязычность народов с глубокой древности поставила проблему преодоления языковых барьеров. В многонациональных странах необходимость преодоления языкового барьера между нациями приводит, как правило, к развитию двуязычия. Этот процесс наблюдается во многих странах мира, где общим обычно становится язык наиболее многочисленной нации. Как, скажем, китайский в КНР, вьетнамский во Вьетнаме, английский в Великобритании, русский в нашей стране.

В многоязычных странах без общего языка обойтись нельзя. Полиглотами могут быть немногие. А наличие общего языка не требует таких усилий, второй язык наряду с родным выучить по силам каждому.

Весь мировой опыт говорит за то, что иного пути нет, что государство не может существовать как единое целое без общего средства общения. Тем более страна с развитой культурой, экономикой.

Распространение русского языка может быть только добровольным. Ведь всякое насилие или поспешность неизбежно будут встречать сопротивление. Потребность овладения русским языком должна быть осознана как необходимость, как способ приобщения к многогранным культурам наших народов.

Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года русским языком владеют 138 миллионов (99,4%) из почти 143 миллионов человек, проживающих на территории России.

Всего же, по данным Интернет, русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.

Русский язык – один из развитых языков. Он обладает богатым словарным запасом и терминологией по всем областям науки, техники, культуры, выразительностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отобразить все многообразие и богатство окружающего мира. (Назовите известных ученых-лингвистов.)

В период, предшествующий распаду СССР, и непосредственно после него, во многих зарубежных странах существенно сократилось количество людей, изучающих русский язык; в бывших союзных и автономных республиках началось не всегда оправданное ограничение сфер функционирования русского языка, вытеснение его из экономической, образовательной и культурной сфер. (Что вы знаете о ситуации с русским языком в Латвии, Украине, других постсоветских республиках?)

За последнее время авторитет русского языка возрос не только среди народов России, но и в других странах СНГ и за рубежом. (В чем это, по вашему мнению, проявляется?)

4) После прочтения лекции 2-3 ученика зачитывают тезисы, остальные слушают, дополняют (5 мин).

5. Объяснение домашнего задания (по выбору, разноуровневое) (1 мин):

- Подготовьте реферат об одном из известных ученых-лингвистов, осветив проблемы языкознания, которые его интересовали.

6. Выполнение повторительно-закрепительных заданий.

1) Запишите под диктовку текст, объясните орфографию, пунктуацию (5 мин).

2) Какие высказывания о русском языке известны вам? Кратко проанализируйте их. Слушаем 2-3 учащихся или вспоминаем вместе. Запишите в тетрадь понравившееся высказывание (3 мин). Например (проекция на экран):

3) Работа в парах по карте-лабиринту (Приложение 3) (4 мин).

- Слушаем ответы 2-3 учащихся, выясняем код правильного ответа (1,2,8,9,3,4,5,6,12,18), кратко поясняя выбор.

7. Комментарий оценок, поставленных в течение урока (1 мин).

8. Рефлексия (1,5 мин).

Используем сигнальные карточки:

зеленая – материал урока понятен, вопросов нет;

желтая – материал урока понятен, но есть вопросы или дополнения;

красная - материал урока (либо какой-то его части) понимаю с трудом, требуется помощь;

белая – считаю материал урока полезным (для социальной адаптации, подготовки к экзаменам и т.д.);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое удивительное и мудрое, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна общая задача – помогать людям, понимать друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

Конспект и презентация к уроку русского языка "Введение. Русский язык в современном мире"

Цели урока: - способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку; формировать способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам; формировать представление о роли русского языка, как государственного языка РФ через анализ текста.

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный;

- составление выступления по теме урока.

Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С. Ожегова, словарь синонимов, презентация

I. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы проводим первый урок в новом учебном году.

Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке.

Вступительное слово учителя:

Самое удивительное и мудрое, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна общая задача – помогать людям, понимать друг друга при общении.
Без языка невозможны жизнь людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться упорно и терпеливо.
Изучение русского языка поможет лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о нашем родном языке, потому что это наш государственный язык.

II. Актуализация знаний

На доске эпиграф к уроку:

- Как думаете, какова тема нашего урока?

- Какова главная цель урока?

- Каковы задачи урока?

Формулируют тему урока (русский язык и его роль в современной жизни)

Формулируют цель и задачи (помощь учителя)

III. Проблемное объяснение нового знания

- Какая информация текста оказалась для вас новой?

-О каких функциях русского языка в современном мире говорится в тексте?

Подведение итогов сам.работы:

Предоставляет слово каждой группе.

- Оцените свою работу?

- Какие трудности возникли?

- Сделайте вывод (Русский язык является средством общения людей разных национальностей. Русский язык – государственный язык РФ.)

Запишите в тетрадь функции русского языка в современном мире:

Русский язык – это язык межнационального общения народов России. Он не ущемляет прав национальных языков других народов.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он используется во всех видах официального общения.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком. Он входит в число шести языков, имеющих статус официальных и рабочих языков ООН и ЮНЕСКО. (СЛАЙД 5)

Дети по цепочке читают текст.

Самостоятельная работа в группах

Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе, выразив свою точку зрения:

- группа 1 строит высказывание на личном опыте (задание для сильных учеников)

-- группа 2- с использованием материала учебника строит устное высказывание

-группа 3 подбирает прилагательные к слову язык из текста

2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся

Анализ работ и вывод внутри группы

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Прочитайте текст на стр.4 №2 и определите его тему.

Объясните значение следующего термина:

- Проверьте себя по словарю.

Подберите синонимы к данному слову:

всеобщий, всемирный, вселенский, всесторонний, полный, всеобъемлющий и др. (СЛАЙД 6)

Запишите синонимы к слову глобальный в тетрадь.

- Какие дополнительные сведения мы получили из этого текста по теме урока?

В чем мы еще раз убедились?

Русский язык может быть отнесен к мировым языкам.

Выдвигают гипотезу: поскольку русский язык применяется во всех сферах международного общения, является средством общения ученых разных стран,

изучается как иностранный в школах и вузах большинства стран, поэтому он может быть причислен к мировым языкам

Выполняют задание в парах (использование толкового словаря)

Проверяют и оценивают свою работу

Делают выводы (мы еще раз убедились, что русский язык как государственный язык РФ широко распространен за пределами России, применяется в глобальных системах коммуникации).

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- используя информацию текста упр.№3 и теста №2, кратко запишите признаки, которыми обладает русский язык как один из мировых.

Урок -дискуссия в 11 классе

Цель урока - расширение представлений о языке как о лингвистической, духовной, культурной и нравственной ценности русского народа.

- углубление знаний о русском языке

- совершенствование навыков работы с информацией

- воспитание чувства патриотизма и бережного

отношения к своему языку

Оргмомент и целеполагание.

Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий.

Выдвижение гипотез языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте.

4. Работа в группах по поиску информации в Интернет-ресурсах.

6. Презентация отчётов групп.

7. Обобщение и выводы. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

На всей земле был один язык и одно наречие.

И сказали люди друг другу: «Построим себе город

«Вот один народ и один язык у всех, и вот что они

начали делать, и не отстанут они от того, что

задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так

И рассеял их Господь оттуда по всей земле…

На каком языке будет говорить новый мир в будущем?

Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?

Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.

Вопросы учебной темы:

Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками

Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций

Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро развивающегося современного мира

Рейтинг русского языка в современном мире

Работа в группах №1 и 2

Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Задание для группы №3: изучить статью Ю.Рождественского

Экспертная группа учащихся наблюдает за работой групп №1, 2,3 и резюмирует её.

Основные положения отчёта группы №1:

Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.

Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.

70% населения в СНГ владеет русским языком.

На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.

Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику .

Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком:

Огромный лексический запас

Свобода словообразовательных возможностей

Широкое применение оценочной лексики

Гибкость порядка слов

Способность адаптировать заимствования из разных языков

Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа. (Академик В.В.Виноградов)

Основные положения отчёта группы №2:

Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежьеи мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.

Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.

Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.

Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.

Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного

Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений

и предметов современного мира.

Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.

Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.

Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.

Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.

Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. (Юрий Рождественский)

Резюме экспертной группы:

Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа. Станет ли мир говорить на русском языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения его населения к проблеме, от каждого из нас.

Индивидуальные задания: Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом. Используя Интернет, ответить на вопросы:

1. Что случилось с эсперанто?

2. Что такое глобиш?

3. Приживётся ли в общении рунглиш?

Юрий Рождественский Хорош ли русский? (фрагмент)

Что же необходимо для того, чтобы русский язык не проиграл английскому, французскому, китайскому и любому другому?

1. Нужно перестроить языковое воспитание так, чтобы человек владел всеми видами словесности достаточно глубоко и умел изобретать мысль и отвечать за смысл своей речи - владеть речевой этикой. Тогда выражение "если ты такой умный, то почему ты бедный?" будет правильно понято: "ты не умный, ты глупый". В центре языкового воспитания должна стать полноценная современная филологическая школа.

2. Необходимо усовершенствовать норму русского языка. Издать новый словарь русского языка для всеобщего употребления, в который должны войти: 1) термины общеобразовательные (чего сейчас нет); 2) достижения новой и новейшей поэтической практики; 3) также общенаучная и общетехническая лексика, чего тоже сейчас нет. Необходимо развить издания учебных словарей всех типов и особенно словарей-тезаурусов.

3. Нужно издать серию полноценных учебных толково-энциклопедических словарей, стилистических словарей, орфографических словарей. Среди этих словарей должен занять видное место словарь-тезаурус терминов общего образования.

4. Необходимо исследовать и разработать русскую литературу ХХ века. Разобраться в истории стилей, определить лучших стилистов, выделить корпус лучших произведений для нужд обоснованной школьной хрестоматии и для обучения новых поэтов.

5. Разработать современную документную систему, отвечающую действительным потребностям рыночной экономики и обеспечивающую связи с общественностью.

6. Нужно создать языковый союз стран СНГ не только в ученом, но и в конкретно юридическом смысле, обеспечив его мерами по активизации переводческого дела, развитию образовательной литературы, созданию общих и дифференцированных образовательных схем.

Кроме этих главных мер, полезно произвести мелкие:

а) Надо, чтобы публичные ораторы, особенно политические, использовали нормальные слова русского языка с надлежащей дикцией, так как с них берут пример.
б) Надо, чтобы пресса не подражала дурным образцам политических речей, распространяя хорошие образцы политической речи. Это предложение особенно касается деятельности телевидения.
в) Надо, чтобы в создании любого публичного текста, имеющего широкое значение, принимал участие стилист-консультант с хорошим литературным вкусом.
г) Надо, чтобы пропагандировались эстетически совершенные литературные произведения, влияющие на язык, а не авторы, влиятельные во властном смысле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащися старших классах. Главная его задача: пробудить уважение к русскому литературнму яыку, стремление рабоать над собственной речью.

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема урока: Что такое литературный язык?

Цели урока: 1. Формирование понятия о литературном языке, о процессах, происходящих в современном языке.

2. Развитие коммуникационных навыков, навыков ведения дискуссии, умения обобщать и систематизировать материал.

3. Формирование навыков культуры речи, воспитание уважения к родному языку и культуре речи.

Вступительное слово. Мы живем в мире, в котором все стремительно меняется. Меняется ли язык, на котором мы говорим? Безусловно, и он подвергается существенным изменениям. Сегодня, читая различные газетные публикации, слушая выступления известных политиков, руководителей разного уровня, мы замечаем большое количество ошибок.

Задание (на карточках)

Найдите в данных предложениях ошибки, отредактируйте предложения.

Этот факт позволил повысить демографическую ситуацию.

Основную функцию в тексте играют существительные.

Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.

Писатель тщательно изучил и рассказал об этом факте.

Я сегодня одела теплый костюм, потому что похолодало.

В этом поступке проявились его гордость и упрямость.

Военоначальник оказался ужасный интригант.

Слово представлено директору школы.

Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.

Менее пятиста лет прошло со времен этого знаменательного события.

В двух тысяча двенадцатом году произошло очень важное для нашей страны событие.

- О чем говорят эти, к сожалению, нередко встречающиеся ошибки?

- (О недостаточном владении русским языком, его нормами).

- А как принято называть язык, владение которым требует прочных знаний?

- Что такое литературный язык? Попробуйте сформулировать понятие.

(Литературный язык – это общенародный язык, воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Обладает строгими нормами, которые охватывают его письменную и устную формы.)

- Как связаны понятия литературный язык и функциональные стили?

- Каким разновидностям национального языка противопоставлен литературный язык?

(Можно ответы представить в виде схемы или таблицы)

Внелитературные формы языка

Литературный язык

Функциональные стили: научный

Признаки литературного языка

Закрепленность в научной и учебной литературе, справочниках, словарях.

Закрепленность в лучших образцах литературных произведений.

Наличие функциональных стилей

Относительная устойчивость (стабильность)

- Одним из признаков литературного языка является устойчивость, стабильность. Но это понятие является относительным, а это значит, что изменения в языке происходят всегда.

- Как вы считаете, какие процессы, происходят в современном языке?

(Выслушать мнения учащихся, обобщить их в виде таблицы или схемы)

Позитивные процессы

(развитие языка)

Негативные процессы

(разрушение языка)

Либерализация и демократизация языка

Расшатывание литературных норм

Вульгаризация, варваризация языка

Пополнение лексического состава языка

Словотворчество не всегда удачно

Неоправданное количество заимствований

Закрепление в речи штампов

- А что думают современные ученые-лингвисты, писатели о процессах, происходящих в нашем языке?

Работа с отрывками из статей (работа в группах)

Во фрагментах текстов, которые вы прочитаете ниже, изложены разные взгляды на состояние современного русского языка.

Кратко сформулируйте основную мысль каждого высказывания. Подберите аргументы, подтверждающие эту мысль.

В.Г. Гак, Е.Н. Ширяев, М.А. Кронгауз, В.Г. Костомаров – современные лингвисты

М.Задорнов - писатель

Язык – это душа народа. Поганить его – плевать себе в душу.

Выводы и наблюдения могут быть представлены в виде такой таблицы:

Отмечается некоторое расшатывание нормы, но это свойственно всем современным языкам

в силу известной демократизации жизни, отношение к нарушениям нормы также изменилось.

Никакого упадка, оскудения и вырождения русского языка не происходит.

Падает культура владения языком

Наряду с чрезвычайно недоброкачественными текстами во всех функциональных разновидностях, и в письменной, и в устной реализации, существуют и множатся, особенно в публицистике образцовые тексты

М. А. Кронгауз резко увеличился поток заимствований из английского языка. заимствовав слово, наш язык не стал менее русским. В подобных сферах заимствования вполне целесообразны и никакой угрозы для языка не представляют

В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться. Русский язык в целом пошёл по второму пути.

А.Г.Битов. Умирают слова, прекрасные, русские, за неупотребимостью. но никак не умирает русская речь,

Беднеет словарь с утратой и исчезновением тех разностей, для которых когда-то язык находил достойные их слова, но еще хуже, если утрачивается сама способность понимать и постигать написанное, когда обедненный язык начинает идти в поводу им же воспитанного читателя.

Н.Задорнов Любому иностранному слову в русском языке можно найти не просто достойную, а гораздо более объемную и образную замену.

Коллективное обсуждение

- Что объединяет эти тексты?

- Какое различие обнаружили?

- Почему, по мнению одних лингвистов, язык разрушается, а по мнению других – нет?

(Это объясняется тем, что происходящие изменения затронули не систему языка, а языковую ситауцию. Язык не стал хуже, нормы не исчезли. Не исчезла наша великая литература. Литература жива и сегодня, современные авторы продолжают традиции своих предшественников. Негативные изменения коснулись, главным образом, разговорной речи. И эти изменения проникают в язык публичных выступлений..)

- Чем объясняется снижение языковой культуры?

(Состояние языка – это отражение культуры народа. А культура падает, в этом и заключается причина снижения языковой культуры.)

- Нуждается ли русский язык в защите? Ваши рекомендации: как защитить родной язык от разрушения? Над чем нужно работать?

(Работать нужно над собственной речевой культурой, изучать родной язык, в государственных масштабах – передачи на ТВ, посвященные культуре речи и т.д.)

Работа с отрывками из статей.

Во фрагментах текстов, которые вы прочитаете ниже, изложены разные взгляды на состояние современного русского языка.

Кратко сформулируйте основную мысль каждого высказывания. Подберите аргументы, подтверждающие эту мысль.

А.Г.Битов: Слова умирают, слова замирают. Говорить же надо в прозе естественным, органичным, сегодняшним языком, но говорить смыслы не ниже тех, что были сказаны и в древности, но – современные, то есть никем до сего дня не выраженные смыслы. Умирают слова, прекрасные, русские, за неупотребимостью. но никак не умирает русская речь, ее течение, ее способ выражать и осмыслять явление. Беднеет словарь с утратой и исчезновением тех разностей, для которых когда-то язык находил достойные их слова, но еще хуже, если утрачивается сама способность понимать и постигать написанное, когда обедненный язык начинает идти в поводу им же воспитанного читателя.

Язык – это душа народа. Поганить его – плевать себе в душу.

Земская Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998, №7.

Из речи политиков:

На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.

Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе.

Моя специальность и жизнь прошли в атмосфере нефти и газа.

Рекламные слоганы:

Не тормози – не сникерсни!

Ю.А. Бельчиков, доктор филологических наук, профессор МГУ им. .М.В.Ломоносова

М.М.Дунаев, доктор филологических наук

Сегодня языку угрожает еще одна явная опасность, о которой говорится уже немало. В последнее время в наш язык хлынул поток уродливых чужеродных слов. Речь идет вовсе не о том, разумеется, чтобы отвергать все заимствования – процесс ассимиляции иноязычной лексики характерен для всех языков. Опасность в другом: вместо живого и богатого языка обществу, особенно молодежи, активно навязывается обезличенный и убогий воляпюк.

. Какие процессы, происходящие в современном языке, нашли отражение в этих текстах? Что затрудняет понимание содержания этих текстов?

1) Заимствование лексики: брейк, брифинг, брокер, бутик, винчестер, гамбургер, джостик, диск-жокей, дисплей, имидж, импичмент, кикбоксинг, ламбада, леггинсы, лизинг, маркетинг, парламент, плейер, презентация, пресс-релиз, префект, риэлтор, саммит, секвестр, спичрайтер, файл, фристайл, эксклюзивный и т.д. Безусловно, это лишь малая толика того, чем сейчас заполнена, а часто и захламлена, русская речь.

2) Переосмысление значения существующих в языке слов: озвучить, подсесть на что-либо.

Читайте также: