Конспект занятия на тему солнечная система

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: Глобус, плакат: “Солнечная система”, линейка, простой карандаш, набор цифр, листочки с изображением планет – на каждого ребенка.

- Ребята, вы конечно знаете свой адрес и можете его назвать.

- Как называется наш посёлок? (П. Заволжский)

- В каком районе он находиться? (Район Пугачевский)

- Назовите область в которой мы живем (Саратовская область)

- А теперь я попрошу вас назвать ваш полный адрес.

- Как называется страна в которой мы живём? (Россия)

- Наша страна, как и другие страны мира, расположена на земном шаре, на планете по имени Земля (показ глобуса).

- Ребята, а вы знаете где живёт планета Земля? Тогда послушайте. (Плакат солнечной системы)

- Родной район планеты Земля - Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом его центре. Солнце дарит тепло и свет всем, кто живёт в этом районе. У Солнца девять планет.

- Ближе к солнцу на первой Кольцевой улице, живёт Меркурий, на второй Кольцевой – Венера, а на третьей Кольцевой улице - Земля наша планета, на четвёртой - Марс. За Марсом располагаются планеты – великаны: Юпитер, Сатурн, и Нептун, а маленький Плутон живёт на самой последней, девятой улице – поэтому и тепла ему достаётся меньше всех.(при рассказе всё показываю).

- Все планеты, много – много тысячелетий подряд безостановочно вращаются вокруг Солнца, каждая по своей дороге – орбите. (Показ)

- Как вы думаете, смогли бы две планеты вращаться по одной орбите с одинаковой скоростью? (Да)

- А что произойдет если две планеты будут двигаться по одной орбите, но с разными скоростями? (Они столкнуться)

- Смогли бы мы жить, если бы наша Земля находилась на орбите Меркурия? (Нет очень жарко, все живое бы сгорело)

- А если на орбите Плутона? (Нет, все замерзнет)

- У какой планеты орбита самая короткая? (У Меркурия)

- Полный круг он делает за 38 суток.

- Самая длинная орбита у какой планеты? (У Плутона)

- У него на дорогу уходит 250 лет.

- Земля свою орбиту проходит за один год или 365 суток.

- Если бы мы смогли спросить у Земли не скучно ли ей путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?

- Она бы нам ответила, что у каждой планеты есть свои спутники. Какой спутник у Земли? (Луна)

- У Марса – два спутника – малыша, а у планет великанов – целые семейства: по десять и более спутников.

- Ребята, мы с вами выяснили, что Земля находится в районе, который называется Солнечная система, а город в котором находится Солнечная система называется Галактикой. И таких районов, как Солнечная система в ней бесконечно много. Если взглянуть на вечернее небо, что вы там увидите? (Звезды)

- С земли они кажутся крошечными искорками, но на самом деле каждая звезда – огромная. И звездных городов, как Галактика - огромное количество и все они находятся во Вселенной, которая бесконечна.

- Вселенная или как мы говорим космос, действительно необъятна. Но пройдет много-много лет, и люди, на верное научатся летать к звездам и звездным городам. Может быть кто-нибудь из вас, когда вырастет полетит туда.

- Но как бы далеко человек ни оказался от родного дома, он всегда будет помнить адрес планеты Земля, на которой он живет:

Третья Кольцевая улица

Устали? Давайте немного отдохнем.

Все старались отвечали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
“Уходи от нас скорей
Не пугай ты нас-детей”
Вот и солнышко взошло -
Стало весело-светло.
А портом присядем дружно,
Посчитать сейчас нам нужно.

- Возьмите листочки, поупражняемся с вами в измерении.

- В центре листочка изображено Солнце и три планеты, которые движутся каждая по своей оси.

- Какая планета ближе всех к Солнцу? (Меркурий)

- На второй орбите “живет” какая планета? (Венера)

- Какой планете принадлежит третья орбита? (Земле)

- Возьмите линеечки и измерьте радиус планеты Меркурий.

- Возьмите, из ряда чисел, число соответствующее вашему измерению. Какую цифру вы взяли? (2)

Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад N26 Исаенко Людмила Анатольевна Ст. Новолабинская.

Программное содержание
1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.
2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) .
3. Вызвать интерес к космосу.

Активизация словаря: Солнечная система -галактика; планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; глобус.

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)


- Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Оказывается, что солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе.
В ночном небе звёзды кажутся маленькими точками, потому что они очень далеко от нас. А на самом деле они так же горячи, как и Солнце. Но Солнце находится ближе других звезд к нашей планете.
Какое оно? (Солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?
- Да.
- У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте. (слайд – солнечная система). Семью Солнца называют Солнечной системой.
В семье Солнца царит идеальный порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (9).

А теперь давайте познакомимся с планетами поближе.

В Солнечной системе есть две самые маленькие планеты: Меркурий – находится ближе всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем огонь в печи. Плутон (ещё меньше Меркурия) – находится дальше всех от Солнца, солнечные лучи до него не доходят, поэтому там всегда холодно и он покрыт льдом. Сможет ли на этих планетах кто-то жить? Почему?

Вторая от Солнца планета – Венера. На эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете жить на этой планете можно?

Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать – гигантами. Это Юпитер и Сатурн. На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, которые образуют вещество похожее на желе. Если бы вам предложили жить на этих планетах, что бы вы ответили?

Планеты Уран и Нептун также находятся от Солнца далеко, поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная – 220 градуса мороза. Можно ли выжить при такой температуре?

Ещё одна интересная планета – Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа. Что вы думаете о жизни на этой планете?

Осталась ещё одна планета. Ребята, может быть вы знаете как она называется?

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).
- Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца?
Правильно, Меркурий. Чтобы ей пройти свой путь нужно 80 дней. А сколько времени понадобиться Земле? (365 дней).

На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

  1. Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Мерку­рий, потому что он ближе всех к солнцу.)

Ребенок — Меркурий берется за ленточку N1.
Меркурий: Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.

А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.

  1. Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.)

А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета . (все: Земля)

  1. На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от Сол­нца находится наша планета? (На 3-м.)

Юпитер: Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.

А что за планета Зеленого цвета? (Уран).
Ребенок в соответствующей шапочке занимает планету N7.
Уран: Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Закрепить знания детей можно при повторном просмотре слайдов. При этом дети объясняют каждый слайд.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.

уточнить и расширить знания детей о планетах и Солнце;

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитывать у детей сочувствие к ближнему.

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование: ноутбук, проектор, картон черного цвета, Солнце, планеты, глобус, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель:

- Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: А на чем люди могут путешествовать?

Дети : На самолете, машине, поезде, пароходе.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю совершить космическое путешествие. Согласны?

Воспитатель: А на чем можно полететь в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику:

Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планеты. (Приседают)
Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)
Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)

Воспитатель: Предлагаю всем космонавтам занять места в космическом корабле.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально ?

Дети: (Да)

Начинаем отсчет от 10 до 1

(дети считают)

Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх

А это наша Солнечная система Воспитатель: Ребята, у каждой планеты есть своя дорожка, по которой планета вращается вокруг Солнца. Эта дорожка называется орбита. Обратите внимание на белые дорожки. Это и есть орбиты планет.

Я Земля-голубая планета… Воспитатель: Ребята, подумайте, почему нашу планету называют голубой?

- Вы видите как много воды на нашей планете (это моря, океаны, реки, озера).

- А что мы видим еще на поверхности Земли?

- Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

- Как вы думаете, кого земля держит за веревочку?

- Правильно. Луна – это спутник земли, ее ближайшая соседка в космосе. Она всегда рядом с нашей планетой. Она вращается вокруг Земли, и вместе с Землей они вращаются вокруг Солнца.

- Какую форму имеет Луна?

- Правильно, Луна имеет форму шара.

- А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?

- Луна меньше Земли в четыре раза.

- На луне всегда холодно и темно. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать космические загадки:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный ….телескоп.

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всем

умный дядя …астроном

Астроном- он звездочет

Знает все наперечет

Только лучше всех видна

В небе полная …луна

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит.

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая…ракета

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По-английски: астронавт

А по-русски…космонавт.

ФОТО КОСМОНАВТ

Воспитатель: Ваша задача расставить планеты на свои орбиты и навести в солнечной системе порядок.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Каждая планета движется по своей орбите. Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, закаленным, трудолюбивым, много знать, здоровым).

Воспитатель: Правильно! Каждый космонавт должен быть сильным и здоровым. А для этого он выполняет много физических упражнений. Вот и мы сейчас с вами проведем разминку для космонавтов:

- Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Любит бегать, любит прыгать,

Приседать и отжиматься (движения по тексту на месте)

Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Он гантели поднимает,

По дорожке он шагает,

Встанет на пятки, затем на носки, (движения по тексту)

Победы космонавта очень близки (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Эти картинки только на первый взгляд кажутся одинаковыми, присмотритесь, найдите и назовите все различия.

Воспитатель: А сейчас нужно помочь космонавту добраться до своей ракеты. Проходите за столы и помогите космонавту.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Ребята, нам пора возвращаться на Землю.

- Космонавты, займите свои места.

- К взлету космического корабля приготовиться!

- Обратный отсчет от 10 до 1 начинай

- Пуск! Ура! Мы взлетели!

Воспитатель: Ребята, мы приземлились на нашу родную Землю. Вы справились с таким тяжелым и сложным заданием и помогли космонавту. Он вам очень благодарен и шлет вам свой космический привет!

Воспитатель: Вам понравилось наше космическое путешествие?

Воспитатель: Кто запомнил, как называется дорожка, по которой планеты бегают вокруг Солнца?

Воспитатель: А кто напомнит, как называется спутник Земли?

Воспитатель: А кто управляет ракетой?

Воспитатель: Давайте вспомним, на каких планетах вы побывали?

Назовет любой из вас:

Воспитатель: Молодцы. Вы показали себя умными, смелыми и дружными ребятами, которые всегда готовы прийти на помощь. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, что пришли, успехов вам, ребята, и до свидания!

Внимание! Мы приближаемся к первой планете.
- Вы знаете, как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий.)

Что вы знаете об этой планете?
Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)
- На какой орбите находится Венера? (на второй)
Приготовились….Наше путешествие продолжается.
- А эту планету вы узнали? (слайд 11) (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?
Прочитайте стихотворение про нашу планету.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Не забудьте выполнить задание, разместите нашу планету на карте. На какой орбите вращается наша планета?
Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете планете. (Слайд 12)
Какая необычная планета! Вы ее узнали?
Марс - Таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво красного цвета Назвали планету в честь бога войны
Что вы знаете об этой планете? (ответы детей)
Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
- Поместите марс на наши карты.
- На какой по счету орбите расположен марс?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: (слайд 13)
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)
Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)
Как она называется?(Юпитер)
Что вы знаете об этой планете?
Юпитер больше всех планет.
Но суши на планете нет,
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Внимание, мы приближаемся к следующей планете, какая интересная планета? (Слайд 15)
– Как она называется?
Чем она отличается от других планет?
Из чего состоят кольца Сатурна? (ледяные глыбы и камни)
Сатурн – красивая планета,
Желто – оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Найдите Сатурн.
- На какую орбиту вы его поместите?
Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете! (слайд 16)
Вам знакома та планета?
Эта планета называется Уран.
Что вы о нем знаете?
Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь и туман.
Уран – лежебока, и встать ему лень, Подняться планете невмочь, Сороколетие длится там день, И сороколетие – ночь.
Найдите уран и поместите его на карту.
Не забудьте, на какой орбите – его место? (на седьмой)
Внимание космонавтам! Продолжаем путешествие.
Мы прибыли на восьмую планету солнечной системы.(слайд 17 )она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.
А что вы знаете про эту планету?
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Поместите планету Нептун на восьмую орбиту.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете. (слайд 18 )
Как она называется.? (Плутон)
Что вы знаете об этой планете? (ответы детей)
Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.
Посмотрите, мы выполнили задание центра управления полетом. Сравните свои карты с солнечной системой. (слайд 19)
Заключительная часть
Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Готовы?
Центр управления полетом хочет проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на наши вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какая планета самая холодная?
Какую планету называют красной?
Какую планету окружают кольца?
Какие планеты являются ближайшими соседями земли?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания, составили замечательные карты, по которым смогут путешествовать другие космонавты
Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля!
Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете. Отстегните ремни.
Наше космическое путешествие подошло к концу. всем космонавтам, побывавшим в космосе я хочу подарить звезду, в память о нашем необычном путешествии

Цель : способствовать формированию целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе, её составе.

дать представление о планетах Солнечной системы, их форме и размерах;

развивать интеллектуальные умения ( память, внимание, логическое мышление );

развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор ;

воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу, бережное отношение к нашей планете.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников и свою работу, работать в соответствии с поставленными задачами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: принимать участие в парной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации : урок – путешествие.

1.Организационно-мотивационный этап.

(Звучит космическая музыка)

Встали все у парт красиво,

Со всеми поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем

Наш урок сейчас начнем!

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей Галактике на ракете под названием “Восток”. А кто знает, почему именно на корабле с таким названием мы отправляемся?

2. Актуализация знаний. Постановка учебных задач.

- Ребята, с какой планеты будет стартовать наш космический корабль?

- Наша Земля – это моря, горы, реки, озёра, равнины, низменности. Наша Земля – бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это и планета Солнечной системы .

Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Сформулируйте задачи.

- Мы сегодня узнаем, что такое Солнечная система, какие планеты, кроме Земли существуют в нашей Галактике и чем они похожи и отличаются, а также постараемся запомнить расположение планет в Солнечной системе.

А теперь приготовились мы отправляемся….Начинаем обратный отсчёт 3, 2, 1, Поехали!

3. Изучение нового материала.

- Итак, космонавты, посмотрите в иллюминатор. К какому небесному телу мы приблизились?

-А что же такое-солнце?

Правильно, Солнце - раскалённый газовый шар. Это ближайшая к нам звезда средней величины. Поэтому оно светит и греет.

-А скажите можем ли мы без него жить? А почему?

-И правда, огонь, имя которому Солнце, действительно, дал нам свет, чтобы мы жили, дал нам тепло, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Все вокруг возникло благодаря ему. А еще Солнце обладает достаточной гравитационной силой.

- Может кто-то ответить, что такое гравитация? (Сила притяжения)

-Так вот, солнце обладая гравитационной силой, может удержать вблизи не только нашу Землю, но и еще что, как вы думаете? (восемь планет и пояс астероидов).

Периодически пролетают кометы, также движимые солнечной гравитацией.

Все вместе: Солнце , 8 планет, а также астероиды (каменные глыбы), и кометы (замёрзший газ, при таянии которого образуется хвост кометы) - в совокупности образует Солнечную систему.

Итак, давайте сделаем вывод, что же такое солнечная система.

И прежде, чем мы приземлимся на одной из планет, давайте узнаем, что такое планета. Как вы думаете?

Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за небесными светилами, заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.

Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они светятся, потому что отражают солнечный свет.

Итак, что же такое планета?

- Мы с вами выполнили первую задачу. Приступим к следующей.

б)Знакомство с моделью Солнечной системы.

- Посмотрите, перед вами модель Солнечной системы. Сколько же планет притягивает солнце? Назовите их по порядку расположения от Солнца.

А как называется путь, по которому движутся планеты? (Орбита)

Вот они четко видны на изображении.

Как запомнить названия всех этих планет, нам сейчас расскажет наш бортпроводник Таня. (Рифмовка про планеты).

Физминутка Чтобы наш полёт проходил, хорошо, давайте проведём зарядку космонавта.

в) Знакомство с планетами Солнечной системы.

-Спасибо, Меркурий, а нам пора лететь дальше.

Спасибо, родная Земля! Мы с ребятами обещаем тебя беречь!

- Дальше лететь опасно, как вы думаете, почему?

- Верно. Это космические тела или малые планеты, которые состоят из камня и металла. Они небольшого размера. Форма их разнообразна. Пояс астероидов находится между орбитами Марса и Юпитера.

-А как называются осколки астероидов? Метеориты.- Молодцы!

- Назовите планеты, которые находятся за поясом астероидов. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Это планеты-гиганты, в отличии от планет земной группы они не имеют твёрдой поверхности и состоят из газов. Фильм об этих планетах мы посмотрим на внеурочном занятии.

А мы возвращаемся домой на нашу любимую планету Земля, чтобы продолжить нашу работу по изучению космоса.

4. Первичная проверка понимания.

А теперь узнаем, как вы запомнили расположение планет?

Кто может выйти к доске и показать их. (1 ученик с проверкой. (ЭУ). Кто расскажет рифмовку про планеты? Итак, запомните расположения планет, эти знания вам пригодятся при выполнении следующего задания.

5. Закрепление полученных знаний

а) Работа в тетради. Стр.33 упр.39 -40

- До каких планет Солнечной системы мы долетели? Назовите их. Откройте т.с. 33. Сейчас вы будите работать в парах. Итак, запишите название этих планет. А потом проверьте друг друга.

- Итак, проверяем, какие планеты записали? Молодцы!

б) Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

- До каких планет мы не долетели из-за пояса астероидов? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

- А сейчас, мои маленькие космонавты, я предлагаю вам сконструировать свою солнечную систему, выполнить следующее задание в рабочей тетради на стр.33. У вас в тетрадках конверты с планетами. Аккуратно достаньте, их всего 4. Ваша задача, наклеить планеты-гиганты на свои орбиты. Внимательно прочитайте задание №40 и выполните его самостоятельно, а затем проверим. Кто понял, приступайте к работе.

- А теперь, сверьте с образцом.

Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак наш урок - путешествия подходит к концу.

- Какие задачи поставили перед собой на уроке?

- Чему мы научились?

- Оцените свою работу на уроке.

Если, все получилось, всё было понятно , то прицепляем прищепку со своим именем на зелёный смайлик.

- Всё было понятно, но были небольшие затруднения – жёлтый смайлик.

- Ничего не получилось, ничего не понял – красный смайлик.

- Молодцы! Я, рада, что на уроке вы достигли хороших результатов.

Читайте также: