Конспект занятия в средней группе на тему наш быт
Обновлено: 07.07.2024
Цель: Знакомство детей с домом, предметами домашнего обихода (мебель, бытовые приборы). Совершенствование ориентировки в ближайшем окружении (узнавать свой дом и квартиру, называть имена членов своей семьи и персонала группы). Развитие умения определять цвет, величину, форму предметов быта; расположение их по отношению к себе (далеко, близко, высоко), знакомство с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Формирование умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — мебель) хорошо знакомые предметы.
— поговорить с ребенком о своем домашнем адресе;
— поговорить о правилах безопасного поведения дома, в детском саду, на улице;
— привлекать к оказанию посильной помощи дома.
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ:
Отгадайте загадки о предметах быта.
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (Стул )
Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу . (пылесос).
Глядя на экран в квартире, видим, что творится в мире. (телевизор)
Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг электрический… (утюг) .
День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня… (кровать ).
Рассмотрите с детьми орудия труда и электроприборы (веник, пылесос, совок, ведро, кастрюля, и т.д.), расспросите что можно делать с этими предметами?
Придумайте предложения о том, что делает мама (папа).
-Мама варит суп. Папа смотрит телевизор.
Оценить 636 0
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская.
Материалы и оборудование: игрушечная мебель, картинки.
1. Организационный момент.
Задание: сядет на стульчик тот, кто скажет: Какое время года?
2. Пальчиковая игра
Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)
На меня вы посмотрите,
Дверцы можете открыть вы,
А на полочках моих,
Много нужного стоит.
Выше всех я, как жираф
Я – большой красивый…(шкаф)
4.Объявление темы занятия.
-Выставляем игрушечную мебель, рассматриваем ее, называем части предметов.
- Как вы думаете, какая сегодня тема занятия? (Мебель)
-Где делают мебель? (В столярной мастерской делают мебель)
-Назовите рисунки, изображенные на картинке (стул, стол, кресло, шкаф)
-Как назвать эти предметы - одним словом? (Мебель)
-Повторим хором, индивидуально.
Стул – стулья, кресло – кресла, шкаф – шкафы, стол – столы.
6. Составление предложений по картинке.
Девочка сидит на стуле.
Девочка спит на кроватке.
Мальчик ест за столом.
7. Физминутка.
Совершаем воображаемые действия: сели на стул, кушаем за столом, легли на кровать…
8. Рассматриваем сюжетную картинку “Как мама и папа покупали мебель”.
- Рассмотрите картинку, назовите всё что видите.
- Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин)
- Послушайте рассказ “Как мама и папа покупали мебель”. Мама и папа пришли в мебельный магазин. В мебельном магазине они купили новую мебель: кровать, шкаф, кресла, тумбочку, стол и стулья. Стол и стулья поставят на кухне, кровать и шкаф – в спальне, тумбочку и кресла в гостиной.
- Рассмотрите картинки, которые лежат у вас. Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы ищите подходящую картинку. Обратите внимание, к последнему предложению надо положить две картинки, чтобы было понятно в какие комнаты какую мебель поставят мама и папа. У вас хорошо получилось. Теперь прослушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить. (Рассказ повторяется ещё раз)
- Кто может вспомнить первое предложение? (Если ребята затрудняются, то помогает наводящими вопросами). Аналогично проводится работа со всеми предложениями.
- Кто готов пересказать рассказ? (Рассказ пересказывается целиком). Молодцы.
В группе раздаётся плач куклы.
Воспитатель: ой, ребята, кто-то плачет! Маша, ты плачешь? Никита, это у тебя что-то случилось? Арина, что у тебя произошло?
Ответы детей (У нас ничего не случилось, мы не плачем, у нас всё в порядке!).
Воспитатель: Тогда кому же так грустно? И отчего? Ой, смотрите, это наша кукла Катя почему-то загрустила. Катя, что с тобой?
Воспитатель берёт куклу в руки и предлагает детям присесть в круг. Дети рассаживаются.
Кукла Катя: Доброе утро, мальчики и девочки!
Дети здороваются с Катей.
Физминутка
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире.
(Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
(Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели)
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
(Сложенные ладошки положить под щёку – имитация сна)
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире.
(Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками)
Данный конспект содержит познавательный материал в области быта древней Руси. В ходе занятия педагог воспитывает интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу; приобщает детей к истокам русской народной культуры.
Программные задачи:
- закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа (как жили на Руси, предметы русского быта, русская традиционная кухня, трудолюбие и гостеприимство русского народа);
- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу;
- развивать мышление, речь, коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;
Словарная работа:
Закуток, красный угол, хлебосольство.
Оборудование:
предметы русского быта (можно картинки) - печь, самовар, расписные деревянные и гончарные изделия, посуда, корзина, лапти, домотканые половики.
Ход занятия
Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ребятушки!
Рада снова видеть вас! Вы гости в детском саду частые и желанные.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я беседу поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?
Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.
Воспитатель: Избы были настолько красивыми и резными, что народ начал слагать стихи о русских избах. Послушайте пожалуйста, какими они были… (Слайд № 3)
А вы знаете, Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.
Воспитатель: Кого в ней принимали?
Дети: В горнице принимали гостей.
Воспитатель: Как в избу входили?
Дети: Кланяясь.
Воспитатель: А почему?
Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.
Воспитатель: А знаете ли вы. Какой была обстановка в избе на Руси? (Слайд № 4)
Воспитатель: Что было главным в горнице? (Слайд № 5)
Воспитатель: Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится…
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Дети, что вы знаете о русской печке?
Вьётся из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе – значит, жизни нет.
Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед. А какой была посуда на Руси? (Слайд № 6)
Воспитатель: А что еще могли печь в печи? Пекли пироги, сушили валенки, варежки.
Воспитатель: А что ещё сушили?
Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды.
Воспитатель: А как печь лечила больного?
Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.
Воспитатель: В старину про печь говорили:
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
И сверчок поёт где-то рядышком.
Как с тобой тепло, печка-матушка!
Воспитатель: Поведём беседу дальше.
Другой, левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей. Вот и вас я посадила в красный угол.
Дети вы уже многое знаете о русской избе и домашней утвари – предметах, которые окружают человека, помогают ему в домашнем хозяйстве. А еще на Руси любили мыться в бане, топили ее дровами, парились в ней вениками (Слайд № 7). Баня спасала людей от хвори, отгоняла злых духов и придавала сил людям.
Воспитатель: А воду для бани носили в коромыслах из колодца! (Слайд № 8)
Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, подгадывать загадки, разделившись на команды, выиграет та команда, которая больше всех отгадает загадок!
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку.
(дверь)
Шевельнул бородкой гном –
И вошел хозяин в дом.
(ключ)
В чисто убранной светличке
Дремлют сестры- невелички.
Эти сёстры весь денек
Добывали огонек.
(спички)
Намочи меня водой
И потри чуть-чуть рукой.
Как начну гулять по шее,
Сразу ты похорошеешь.
(мыло)
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Всё как есть ему покажет.
(зеркало)
Накормишь – живет,
Напоишь – умрет.
(огонь)
Вынимают черное. (Печь, дрова, угли)
Под одной шляпой стоят. ( Стол )
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка )
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)
Воспитатель: Молодцы, ребятушки, много загадок знаете про предметы, которые и в старину и по сей день, помогают человеку в хозяйстве. Мы с вами вспомнили, как обустроена горница, и что в ней находится.
Раньше всё в избе делалось своими руками. Девушки и женщины шили себе национальные костюмы, в которых ходили и выходили замуж (Слайд № 9).
Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. (Слайд № 10, 11).
К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.
Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, убирать хлеб. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и пожнёшь.
Русский народ издавна славился своим трудолюбием и сложил об этом много пословиц.
Дело мастера боится.
Есть терпенье – будет и уменье.
Делу время – потехе час.
Умелые руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Сделал дело – гуляй смело.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, много пословиц о труде вы знаете.
А я вот вам ещё одну напомню:
Про кого это сказано?
Дети: Про лодыря, бездельника.
В народе не любили лентяев, смеялись над ними, потешались.
Воспитатель: А в свободное от работы время, люди весело проводили время. Пели песни, частушки, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах. Которые также изготавливали своими руками, часто музыкальные инструменты использовали пастухи в поле, когда пасли овец и коров. (Слайд № 12).
Воспитатель: Наш народ славен своими традициями. Мы с вами уже многое знаем о русских традициях. Давайте их вспомним.
Дети: народные праздники, гостеприимство, хлебосольство, и т.д..
Воспитатель: А ещё есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд – традиционная национальная кухня. И готовили русские люди из того, что сами выращивали.
Что выращивают в России?
Дети: Пшеницу, рожь, разные овощи.
Воспитатель: в России много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи и пряники
Воспитатель: Ребята, а назовите кушанья из муки, которые готовят ваши мамы.
Дети: Блины, пироги, оладьи.
Дети: Кашу и щи.
Какие каши варят у нас?
Дети: перечисляют (гречневая, манная, овсяная и др.)
Воспитатель: Каши варят из крупы – пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев. Пшено и манку делают из пшеницы, овёс и гречиху выращивают.
Воспитатель: А ещё в России очень любят щи.
Из чего варят щи?
Дети: Из капусты, моркови, картофеля, лука.
Воспитатель: Да. Для того чтобы сварить щи, нужны капуста, морковь, лук, картофель. И все эти овощи выращивают у нас и готовят из них пищу.
Воспитатель: Вот какой богатый урожай капусты вырастили!
А ведь с капустой связана ещё одна наша традиция – засолка капусты. В октябре собран весь урожай капусты, и чтобы его сохранить, русские люди издавна заготавливали капусту – квасили, солили.
Начинались весёлые вечеринки в честь капусты – капустницы. Нарядные девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. После того, как капуста была срублена, начинались вечеринки с песнями и плясками.
Воспитатель: Но что-то вы, ребятки, немного приуныли. Устали? А ведь русские люди умели трудиться, умели и отдыхать! Скоро и мы пойдем с вами отдыхать…
Вот и подошла к концу наша встреча.
О чём мы с вами беседовали сегодня?
Дети: Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы о труде, о гостеприимстве, говорили о традициях, о русских национальных блюдах, о том, как заготавливают на зиму капусту.
Цель: Знакомство детей с домом, предметами домашнего обихода (мебель, бытовые приборы). Совершенствование ориентировки в ближайшем окружении (узнавать свой дом и квартиру, называть имена членов своей семьи и персонала группы). Развитие умения определять цвет, величину, форму предметов быта; расположение их по отношению к себе (далеко, близко, высоко), знакомство с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Формирование умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — мебель) хорошо знакомые предметы.
— поговорить с ребенком о своем домашнем адресе;
— поговорить о правилах безопасного поведения дома, в детском саду, на улице;
— привлекать к оказанию посильной помощи дома.
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ:
Отгадайте загадки о предметах быта.
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (Стул )
Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу . (пылесос).
Глядя на экран в квартире, видим, что творится в мире. (телевизор)
Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг электрический… (утюг) .
День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня… (кровать ).
Рассмотрите с детьми орудия труда и электроприборы (веник, пылесос, совок, ведро, кастрюля, и т.д.), расспросите что можно делать с этими предметами?
Придумайте предложения о том, что делает мама (папа).
-Мама варит суп. Папа смотрит телевизор.
Читайте также: