Конспект обособленные обстоятельства 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

 систематизировать с ведения о стилистическ ой роли обособ ленных обстояте льств.

 развивать навык гра мотного выделения зн аками препинания обос обленных

 развивать навык опре деления синоними ческих конструкций.

 воспитание любви к р одному русском у языку, к художественном у слову.

Оборудование: ка рточки для гр упп, раздаточный мате риал, наглядный мат ериал для доски:

эпиграфы, определен ие обособленных обс тоятельств, выраженны х дееприч астиями и

деепричастными обо ротами, репрод укции картин с изображени ем осенних пейзажей.

и правильное зв учание. Знаки препинан ия – это к ак

1. Повторение из ученного материала об обособлении опре делений и приложений.

2. Мастерская: постро ение новых знан ий об обособлении обстоятельств, их стилист ической

урока – мастерск ая. Я знаю, что вы люб ите работать в гр уппах, так вот сегодня вы, раб отая в

группах, вспомните, что вы прошли совсе м недавно, вы сами сф ормируете новое опр еделение об

обособлении обстояте льств и в качестве за крепления вы пол учите задание: написат ь небольшую

творческую работ у с использованием обос обленных обстоятельств. У нас се годня три группы:

лингвисты (золотая карточка), др узья русского языка (с еребряная карточка), словесники (синяя

карточка). Оценки (ба ллы) обозначены сле дующими карточками: пят ерка – красная карт очка,

четверка – гол убая карточка, тройка – зеленая карточк а. На доске б удут вывешиваться карточки,

обозначающие т у оценку, которая гр уппа получает за задан ие.

Задание гр уппам: Расставить зн аки препинания и объяс нить условия обособ ления определений и

1 группа: Море о громное – ленив о вздыхающее у берега – у сн уло и неподвижно в д али, облитой

го лубым сиянием л уны. Мягкое и серебр истое, оно с лилось там с синим южным небом и крепко

спит, отражая в себе п розрачную ткань п еристых облаков, неподвижных и не скрываю щих собою

2 группа: Горы, пор осшие деревьям и, уродливо изогн у тыми нор д - остом, резкими в змахами

подняли свои вершины в синюю пустыню на д ними, суровые конт уры их округлились, одетые

3 группа: У кост ра тихо вздыхает Рагим, стары й крымский чабан, выс окий, седой, сожж енный

южным солнцем, с ухой и мудрый стар ик… Темное, мог уче размахнувшееся море свет леет,

местами на нем появ ляются небрежно б рошенные блики луны.

Группам раздаютс я карточки разных цвето в, соответствующие обоз начению группы.

Учитель: Ребята, а теперь я прош у вас сделать вывод о том, какие определения называютс я

Обособленные опре деления и приложения – это такие ч лены предложения, значение которых

особо подчеркивается г оворящим с помощь ю интонации и выдели тельных пауз. Они содерж ат

дополнительн ую информацию. Мог ут быть как одиночным и, так и распространенным и.

Определения обособ ляются, выраженны е прилагательными и п ричастным оборото м, стоящие

после определяемо го слова, а также стоя щие до определяемого с лова, относящиеся к личны м

Приложения обособ ляются, если: 1. оно распространено, 2. отн осится к личному место имению или

к имени собственном у, 3. имеет добав очные обстоятел ьственные, поясняю щие, уточняющие

значения. Одиночные приложения оп ределяют пред мет по возр асту, професс ии, национальности,

роду занятий и пиш утся через дефис (девоч ка - по дросток, франц уз - гувернер, акробат - жонглер).

Приложение может обосо бляться тире: если пере д приложением можно вставить слова « а

подчеркивается самос тоятельность или да ется разъяснение, выделяется с дв ух сторон, если

Учитель: Прист упаем к новой теме. Зап исываем тему у рока «Об особленные обс тоятельства,

Задание для групп: найти обособ ленные обстоятельства, оп ределить, чем выражено , объяснить

1. Бешено звенел а гитара, дроб но стучали кабл у ки, на столе и в шкаф у дребезжала пос уда, а

среди кухни огнём пыл ал Цыганок, рея л коршуном, размах нув руки, точно крылья, н езаметно

передвигая ноги; гикн ув, приседал на пол и мета лся золотистым с трижом, освещая все вокр уг

блеском шёлка, со дрогаясь и стр уясь, словно горел и плавился.

Здесь неподалек у был мост, пройдя через который мы оказа лись на др у гой с тороне

Оборудование: карточки для групп, раздаточный материал, наглядный материал для доски: эпиграфы, определение обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, репродукции картин с изображением осенних пейзажей.

…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе легкость
и правильное звучание. Знаки препинания – это как
нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают
ему рассыпаться.

Задание группам: Расставить знаки препинания и объяснить условия обособления определений и приложений.

1 группа: Море огромное – лениво вздыхающее у берега – уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

2 группа: Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.

3 группа: У костра тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик… Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны.

Группам раздаются карточки разных цветов, соответствующие обозначению группы.

Учащиеся делают выводы.

Задание для групп: найти обособленные обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления.

1 группа:

1. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотистым стрижом, освещая все вокруг блеском шёлка, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

2. Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша. (Наречное значение)
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.

2 группа:

3 группа:

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

2. Мальчики бежали сломя голову. (Обстоятельство выражено фразеологизмом)
Нельзя читать лежа. (Деепричастие имеет наречное значение)

Прошу сделать выводы.

На интреактивной демонстрируется таблица:

Группы получают карточки.

Вывод: Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода. Им отдается предпочтение в художественной речи. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны.
Обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, употребляются в разговорной речи. Они придают речи живость и выразительность.

Учитель: А теперь я прошу представителя от групп выйти к доске и выполнить синтаксический разбор и морфемный разбор деепричастий. К доске пойдет ….

Отвечающий от группы 1.

Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Отвечающий от группы 2.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Отвечающий от группы 3.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.

Группам раздаются карточки.

1. Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку.
Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел.

2. Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.
Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой рассказ.

3. Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора.
Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое действие спектакля.

Вывод: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель.

Группам раздаются карточки.

  • Закончив институт, её пригласили на работу несколько театров. (Когда она закончила институт, её пригласили на работу несколько театров.)
  • Слушая музыку, возникают необыкновенные ощущения. (Когда я слушаю музыку, у меня возникают необыкновенные ощущения.)
  • Подходя к лесу, мне стало холодно. (Когда мы подошли к лесу, мне стало холодно).
  • Выехав из города….
  • Успешно сдав экзамены…
  • Вернувшись домой…

Группам раздаются карточки.

Учащимися делаются заготовки для домашней работы: составляются причастные и деепричастные обороты для сочинения-миниатюры.

Тихо падая на землю, слегка покачиваясь от тихого ветерка, чувства, возникающие в такую погоду, пытаясь окончательно разбудить уже проснувшийся мир, небо, затянутое серыми тучами, роняя на землю холодные слезы, завораживая нас тихим шуршанием, тихий, заискивающий дождь, разукрашенный яркими красками лес, успокоенная осенней тишиной река.

Прочитываются сочинения по группам, группам раздаются карточки, подсчитываются баллы, распределяются места.

1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.

2. Продолжить работу над речевыми навыками и умениями, над развитием речи.

3.Повторить орфоэпические нормы, виды сказуемых, виды связи в словосочетании.

Программа урока.

3.Анализ домашней работы.

Индивидуальный опрос

Работа с классом

Расставьте ударение в словах: звонит, ходатайствовать, кухонный, сливовый, эпилог, алкоголь, газопровод, кашлянуть, жалюзи, духовник, иконопись, мастерски.

Укажите вид связи в словосочетаниях: его учебник, прибыть вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь.

Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать вид сказуемого.

1.День был теплый. 2.Он хотел стать врачом. 3.Многие из нас не были в Москве. 4. Она рада помочь Вам. 5. Ахтубинск – районный центр. 6. Мною были подписаны все бумаги. 7. Небо голубое.

Орфографический диктант.

Тростниковый сахар, поскользнуться, ветреный день, импрессионизм , ветряная мельница, инъекция, трехэтажный, бесцеремонный, равноправие, юный, интеллект, блистательный, захолустный, вымокли под дождем, быть в арьергарде.

Лексическая работа

Арьергард – воинское подразделение, высылаемое для прикрытия отхода.

Импрессионизм – направление в искусстве, стремящееся запечатлеть мир в его подвижности.

5.Устное повторение по теме урока.

6.Тренировочные упражнения.

Индивидуальная работа

Работа с классом

Замените определения обособленными обстоятельствами и, если необходимо, расставьте знаки препинания.

1.Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов. 2.Не замечавший опасности зверь спокойно шел по опушке леса. 3.Просвистели две пули, не задевшие никого из всадников.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1.Делать нечего. Она

Черной зависти полна

Бросив зеркальце под лавку

Позвала к себе чернавку

И наказывает ей

Сенной девушке своей

Весть царевну в глушь лесную.

2.Сказки она сказывает тихо таинственно наклоняясь к моему лицу заглядывая в глаза мне расширенными зрачками точно вливая в сердце мое силу приподнимающую меня.

( Правильно: 1.Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную.

2.Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. )

Исправьте речевые ошибки и запишите предложения.

1.Занимаясь с ребенком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение. 2.Исследуя причины, вызывавшие изменения климата, мнения ученых разделились. 3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид. 4. Выехав в открытую степь, их застал буран.

1.Работа по пунктуации. ( Приложение №1).

2.Работа по культуре речи. (Приложение №2).

3.Работа с текстом. (Приложение №3).

Приложение №1.

Самостоятельная работа (А22)

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.

1) 1, 2,3 2) 1,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

1) 1, 2 2) 2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

1) 1 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1,3 3) 2, 3 4) 1, 2

6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3,4 4) 3, 4

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

1) 2, 3 2) 1,4 3) 1, 2, 3,4 4) 4

Приложение №2.

Варианты заданий по культуре речи.

Задание №1. Продолжите предложение….

1) оказалось, что там слишком много ролей.

2) началось распределение ролей.

3) была назначена первая репетиция.

4) мы немедленно начали репетировать.

Принадлежа к тому или иному сословию,

1) важная роль отводилась внешнему виду человека.

2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека.

3) человек должен был носить соответствующую одежду.

4) одежда человека должна соответствовать его статусу.

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

2) герои недолго остаются в памяти.

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

4) всё прочитанное сразу же забывается.

1) все слушали с интересом.

2) мне вспомнилось прошедшее лето.

3) обращайте внимание на ритм.

4) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.

Начиная новый абзац,

1) есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки.

2) существует правило писать с красной строки.

3) используют отступ, то есть пишут с красной строки.

4) давно возникла традиция писать с красной строки.

Работая над рецензией,

1) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.

2) главная мысль определяется не сразу.

3) анализируется художественное своеобразие текста.

4) учеником была дана оценка прочитанного.

Держась за буксирную верёвку,

1) другой её конец прикреплён к катеру.

2) ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты.

3) можно мчаться со скоростью 60 км в час.

4) катер мчит воднолыжника по волнам.

Исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с трудом воспринимается её содержание.

Работая в группе, были достигнуты значительные результаты.

Проезжая мимо вокзала, у меня слетела шляпа.

Любуясь закатом, меня искусали комары.

Рисуя море, тревога моя постепенно улеглась.

Проведя раскопки на островах Океании, выяснились неизвестные раньше факты.

Приложение №3.

Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

Обособленные обстоятельства обычно выражаются одиночным деепричастием, деепричастным оборотом, именем существительным в косвенных падежах (как правило, с предлогом).

2. Обособляется одиночное деепричастие, которое сохраняет глагольное значение и указывает на время, причину, цель и т. д. действия, выраженного сказуемым, или выступает в качестве вопросительного сказуемого. Такое деепричастие обычно находится перед глаголом-сказуемым или реже — после него.

3. Обособляется деепричастный оборот, независимо от степени распространённости и места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.

4. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза (или союзного слова), отделяется от него запятой .

Однако союз а может использоваться для противопоставления членов предложения (при этом союз и обстоятельство можно разделить). В таком случае запятая между союзом а и обстоятельством ставится .

а) между ним и глаголом-сказуемым (или другим членом предложения) есть тесная смысловая связь. В таком случае деепричастие теряет значение добавочного действия и приобретает значение признака действия:

д) деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена в одном ряду с необособленными обстоятельствами.

7. Однородные деепричастные обороты и деепричастия, соединённые одиночными сочинительными союзами (соединительными и , да и разделительными или , либо ), запятой не разделяются .

1. Обстоятельства, которые выражены именами существительными в косвенных падежах (с предлогами или без) обособляются , если они употребляются в значении добавочного замечания или, с точки зрения автора, имеют особый смысл.

2. Конструкции, содержащие предлоги и предложные со­четания благодаря , ввиду , вопреки , вследствие , несмотря на , по причине и т. п., обособляются факультативно , в зависимости от степени смысловой нагрузки, распространённости, положения в предло­жении и т. д. Обязательно обособляются только конструкции с предложным сочетанием несмотря на в уступительном значении.

Читайте также: