Конспект урока дискуссия рост москвы хорошо или плохо

Обновлено: 06.07.2024

Рост Москвы -это плохо, так как развитие происходит по извращенному принципу, не как это должно быть на самом деле, а как это нужно власть имущим. Развитие Москвы вообще происходит крайне неравномерно, по принципу проживания "денежных мешков", депутатов и прочих. Так развита Новая Рига, Красногорск, Юг Москвы, а на севере мы видим Зеленоград ,а поселок Северный, на Северо-востоке. Почему остальные направления не становятся Москвой? Развиваются направления, связанные с аэропортами Домодедово, например. А много ли Россиян могут позволить себе полеты на самолетах? Это нужно жирным депутатам!

Москва должна развиваться равномерно двигаясь в область, и для этого должна создаваться инфраструктура. В области должны быть зарплаты, сравнимые с Московскими, тогда Область будет частью Москвы, с развитыми инфраструктурами, то никто не будет стремиться ехать в Москву, а наоборот все потянутся в область, где экологическая обстановка лучше.

От умения вести диалог, включаться в дискуссию (спор) нередко зависит успех дела, личная карьера, выбор решения, уважение окружающих. Участвуя в дискуссиях, вы научитесь:

  • — отстаивать свою позицию;
  • — анализировать важные современные проблемы (в том числе географические) и обосновывать подходы к их решению;
  • — работать в команде;
  • — логически и критически мыслить;
  • — привлекать из разных источников аргументы для убеждения своего соперника;
  • — концентрироваться на сути проблемы.

2. Определите, какую позицию вы будете отстаивать в дискуссии. От умения аргументировать (приводить доказательные доводы на основе имеющейся информации), убедительно обосновывать свое мнение во многом зависит ваш успех. Используйте знания не только географии, но и других предметов. Предварительно систематизируйте свои аргументы, делая записи, например в табличной форме.

Утверждение

Аргумент

Поддержка аргумента

Подсказка. Обратите внимание на следующие вопросы: какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать? Чем, на ваш взгляд, обусловлен рост Москвы?

3. Подготовьтесь к выступлению, используя полезные советы:

• будьте терпимы к различным противоречивым взглядам, уважайте оппонента;

• преодолевайте собственную нерешительность, неуверенность в своих силах, старайтесь выступать в качестве лидера;

• будьте убедительны, рассуждайте, не отклоняйтесь от основной темы;

• не читайте материалы (говорите своими словами, не монотонно), не делайте длинные паузы в речи;

• нельзя участвовать в дискуссиях только ради того, чтобы выиграть, главное — желание совершенствоваться, обогащаться знаниями.

Сформулируйте другие темы для проведения дискуссий по географии России, обсудите их с одноклассниками. Предложите учителю провести одну из них на уроке.

Опорная информация

До каких пор будет расти Москва?

Несмотря на быстрый рост населения Московского региона, безработица здесь — самая низкая в России! Другими словами, несмотря на то что желающих работать все больше и больше, число рабочих мест растет еще быстрее. Кроме того, вспомните, что в Москве и Подмосковье были сосредоточены такие отрасли, в которых сокращение занятости было очень большим, — военно-промышленный комплекс и тесно связанная с ним наука. Значит, все, потерявшие там работу, устроились на другие места. На какие?


Московский Кремль

Традиционная специализация промышленности Москвы — машиностроение. Но здесь занятость сократилась. Увеличилась она только в пищевой промышленности. Зато очень сильно выросла занятость в торговле (особенно розничной) и сфере финансов и бизнес-услуг (консультационные, юридические, бухгалтерские, страховые фирмы, банки, финансовые компании, пенсионные фонды и т. д.).


Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)

Внимание к проблемам роста Москвы усилилось еще и потому, что в притоке мигрантов велика доля иностранцев, особенно населения бывших союзных республик СССР: Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и др. Работают здесь также вьетнамцы и китайцы. Почему же люди едут в Москву?

Такая ситуация наблюдается во всех развитых странах. Поэтому, например, в Западной Европе растет доля турок (в Германии), арабов (во Франции), выходцев из Индии и Пакистана (в Великобритании) и т. д. И во всех странах возникает острая проблема взаимоотношений местного и вновь приехавшего населения.

Как возникла радиально-кольцевая планировка Москвы?

Как и многие другие крупные европейские города, Москва вначале росла под защитой крепостных стен, постепенно расширяя свои границы. Первоначально место для поселения было выбрано при впадении реки Неглинки в реку Москву, на Боровицком холме. При Дмитрии Донском в Москве построен первый каменный Кремль (на том же месте, что и нынешний, сооруженный в конце XV в. итальянскими мастерами). В середине XVI в. была построена стена Китай-города, а позже (при Борисе Годунове) — Белый город, одна из самых мощных крепостей того времени. Спустя 200 лет стена Белого города утратила свое военное значение и на ее месте устроили бульвары — это теперь московское Бульварное кольцо.


Москва. Красная площадь в XVIII в.

Направление московских радиусов, идущих из центра, можно определить по названиям московских улиц и площадей. На запад ведет Можайское шоссе, на северо-запад — Тверская улица, переходящая в Ленинградский проспект, на север — Большая Дмитровка, на северо-восток — Ярославское шоссе, на восток — Нижегородская улица, на юго-восток — Рязанский и Волгоградский проспекты, на юг — Тульская улица.

учащихся, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

фотографии, рисунки, таблицы, учебник, дополнительные

Термины и понятия: - многофункциональный город;

Друзья, сегодня на уроке мы продолжим говорить о центральной России и изучим Москву и Московский столичный регион. Но прежде мы проанализируем события в политической и экономической жизни России за последние дни.

Политпятиминутка (Воронин Денис).

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальная проверка знаний.

1. Какие выделяют экономические зоны в России. Чем они отличаются друг

2. Что такое экономическое районирование и на основании чего оно

3. Докажите, что экономические районы отличаются один от другого

4. Что такое Федеральная округа? Приведите примеры.

5. Объясните, что входит в понятие центральная Россия, какие

экономические районы в него входят. Оцените ЭГП одной из них.

6. Что можете сказать об обеспеченности природными ресурсами

7. Выделите главные отрасли в хозяйстве центральной России.

(Идёт работа с атласами). + вывод в заключении проверки домашнего

А сейчас географический диктант. Его проведёт Бочарникова Оксана.

(10 слов). + проверка и выставление оценок в журнале.

3. Изучение новой темы.

Сегодня нам предстоит cформировать представление о Москве – как многофункциональном городе-миллионере и Московской агломерации.

Кроме того мы выявим значение столичного региона для РФ и рассмотрим факторы, определяющие структуру хозяйства, транспорта населения. А ещё мы поговорим о достопримечательностях Москвы.

Итак. Проблемное задание урока: в чём заключается многофункциональность

г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?

Обратите внимание на план урока.

1. Географическое положение.

2. Почему Москва стала столицей государства?

3. Достопримечательности Москвы.

4. Планировка, её границы, население.

5. Промышленность Москвы.

6. Проблемы и перспективы развития.

I часть. Географическое положение.

Москва! Как много в этом звуке.

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось… (Пушкин)

Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого русского человека. Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир.

Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей. О ней существует много пословиц и поговорок.

Воронину Диме было дано задание, найти их и подготовить к уроку. Ему слово. Читает пословицы. Спасибо Дима. Пословицы очень чётко характеризуют Москву. А многие из них часто употребляются в разговорной речи.

Вот уже на протяжении много веков Москва – столица России. Это крупнейший город, промышленный и транспортный узел, научный и культурный центр страны.

Задание. Оцените географическое положение г. Москвы. (На реке, на равнине,

порт 5 морей, соседи, состав + центральный экономический район +

центр России + центральный федеральный округ и т.д.)

Да, на самом деле выгодное географическое положение придало развитию Москвы необычную устойчивость. И в настоящее время её экономико-географическое положение. Это важнейшая черта, которая позволяет оставаться в Москве крупнейшим городом страны, центром экономики и финансов, промышленности и транспортным узлом.

II часть. Достопримечательности Москвы.

Вопрос . Почему же именно Москва стала центром Древней Руси и остаётся им поныне? (дают ответы)

- центральное положение к Владимиру. Рязани, Киеву, Нижнему Новгороду,

- центр русской православной церкви.

А подробнее о том, какой была Москва много столетий назад, как она образовалась, об этом расскажет Бочарников Артём. Ведь это наша история.

Задание. Параллельно с рассказом Артём работает с картосхемой на стр. 218, рис.67. (после выступлений).

Вопрос . Итак, подведём итог сказанному. В § 44, стр.234-235 выделите основные причины, которые повлияли на положение Москвы как столицы.

III. Планировка и население Москвы.

Москва – город неповторимый, как выдающаяся личность. Редко крупный город мира имеет столь чётко выраженную радиально – кольцевую структуру. Все улицы радиально сходятся к историческому центру, где на высоком Боровицком холме над Москвой- рекой возвышается замечательный ансамбль Кремля – жемчужина русской архитектуры.

Веками Москва размещалась на 7 холмах. Но в XX веке. площадь города увеличилась в 5 раз. Границей современной Москвы стал МКАД протяжённостью 107км. Но в настоящее время город вышел за её пределы теперь это большая Москва с десятками городов и посёлков, сросшихся с Москвой образуют крупнейшую в России Московскую агломерацию численностью населения больше 15млн.чел.

Анализируем рисунки 71А и территориальный рост Москвы.

Запомните, что своеобразная радиально-кольцевая структура Москвы оказывает влияние на размещение населения. Оно в основном концентрируется вдоль транспортных артерий.

А что характерно для населения Москвы в настоящее время, и каким оно было прежде, расскажет Кончакова Екатерина.

Итак, Московский узловой район вместе с Подмосковьем образуют столичный регион. Это сверхплотное ядро России с колоссальными производственными, научно-техническими и культурными возможностями, так как велика численность городского населения высококвалифицированных кадров.

Кроме того, важное значение в транспортном комплексе Москвы имеет Метрополитен, построенный в 1935 году, который тоже отражает радиально кольцевую структуру и за день перевозит 45% пассажиров.

I V часть. Промышленность Москвы.

Лидер по своему историческому предназначению, Москва была пионером новых веяний и движений в развитии общественной жизни и производства. В ней началось книгопечатание, и был основан первый университет, начинались первые преобразования.

И сейчас Москва опять шагает впереди, создавая у себя бастионы рыночной инфраструктуры. Сегодня Москва – крупный промышленный, научный, торговый и финансовый центр. Это ядро хозяйства центральной России.

И сейчас мы выявим особенности отраслевого состава Московского региона. Составим опорный конспект.

-сфера услуг -лёгкая и пищевая промышленность

-рекламное дело - металлургия

-банковская деятельность - ВПК

(Идёт анализ карты атласа на стр.35).

Задание. По таблице 52, стр.242 определите, как изменилась отраслевая структура Москвы за 20 лет XX века? Проанализируйте таблицу 3 в приложении, стр.372 в учебнике.

Вопрос. Скажите, на каких ресурсах работает производственная сфера Москвы? (идёт работа с картой атласа) и далее продолжение опорного конспекта.

Очень высокий Сырьё привозное

Научный Западная Сибирь

Вопрос . Ребята, объясните, почему в регионе хорошо развит ВПК? (стратегическое положение, наука, звёздный город, Королёв, Реутов и т.д.)

Задание . Проанализируйте ВПК Московского столичного региона стр.71 (Г).

Ребята, попытайтесь сформулировать чёткий вывод о хозяйстве Москвы и региона в целом.

Вывод . Итак. Московский регион – это промышленный центр страны, где чётко представлены производственная и непроизводственная сферы. В настоящее время ярче выражены наукоёмкие и трудоёмкие отрасли хозяйства. Кроме того, на хозяйство Москвы повлияло исторически сложившаяся территориальная структура.

Лидеры наукоёмкая отрасль ВПК, текстильная, химическая отрасли хозяйства, сельское хозяйство природного типа.

V часть. Проблемы Москвы.

Наряду с хорошей территориальной структурой, большая численность населения огромный город не лишён проблем. Главные из них.

1) Транспортные пробки – новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.

2) Увеличение потока мигрантов.

3) Сокращение численности постоянных жителей на 500 тыс.чел. очень низкая

рождаемость и высокая смертность.

4) Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются

5) Водная проблема.

Задание. Ребята, предложите свои варианты решения проблем Московского мегаполиса.

Но, несмотря на проблемы Москва уникальный центр русской культуры и науки. Плеяда замечательных театров, музеев, библиотек, вузов, научно – исследовательских институтов делает Москву городом огромного интеллектуального потенциала. Местом концентрации творческих и духовных сил, где жили и творили великие композиторы, писатели, художники, актёры, скульпторы, архитекторы.

Люблю тебя как сын, как русский – сильно, пламенно и нежно.

Я хотел бы жить и умереть в Париже

Если б не было такой земли – Москва.

Друзья! На самом деле Москва потрясает, она величава и великолепна. Она поражает своими размерами, своим ритмом жизни, своеобразием и красотой.

Вы ребята почти все были в этом городе, и конечно сегодняшнюю тему урока каждый из вас воспринимает по - своему. Здесь есть небольшая фотовыставка. Давайте ещё раз прогуляемся по Москве и поделимся впечатлениями о нашей столице.

(выступают учащиеся Бочарникова О., Бочарников В., Бочарников А.)

А теперь я возвращаю вас к нашему проблемному заданию и прошу ответить на него. В чём же заключаются особенности Москвы как многофункционального города миллионера. Каковы черты отраслевой структуры хозяйства города и области.

Вывод учащихся. (делают вывод)

Общий вывод учителя.

Итак, мы рассмотрели Москву как экологический, научный и культурный цент России. Сформировали представление о Москве, как многофункциональном мегаполисе. Выявили особенности планировки, промышленности и населения Москвы. Поговорим о достопримечательностях города. Рассмотрим роль Москвы и Московского столичного региона для России в целом.

Сформировать представление о Москве – как о многофункциональном городе-миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы – столицы России и её проблемы.

Оценить 3404 0

Епихина Елена Виктровна

МБОУ Чалтырская СОШ №1

Учитель географии.

Урок географии 9 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Образовательная: Сформировать представление о Москве – как о многофункциональном городе-миллионнике и о Московской агломерации. Показать значение Москвы – столицы России и её проблемы.

Развивающая: продолжать развивать навыки учащихся работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, диаграммами, картами атласа, работать по плану.

Воспитательная: содействовать формированию у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Этапы урока

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

2.Актуализация и определение темы урока.

6.Открытие нового знания 10 мин.

Самостоятельное применение знаний.

- О каком городе поётся в песне?

-Почему он называется лучшим городом земли?

- Давайте определим тему урока, с каким городом мы сегодня познакомимся?

- Что мы должны изучить на уроке?

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось… (А.С.Пушкин)

Каждому из нас с самого детства знакомы эти строки. Для каждого россиянина Москва – это главный город. Это часть души, это непобедимость и величие. Москва – это целый мир. Русский народ всегда прославлял и гордился своей столицей.

Вот уже на протяжении многих веков Москва – столица России.

- С чего мы начинаем изучение каждого субъекта РФ?.

-В каком году основана Москва?

- На какой реке расположена Москва?

- Главная достопримечательность Москвы?

- Почему Москву называют портом 5 морей?

Сегодня мы познакомимся с нашей столицей, выполнив групповые задания

-В какой части страны расположена Московская область?

- Покажите на карте.

- Граничит ли она с какими либо зарубежными странами?

- Омывается ли морями?

По площади она невелика. Её площадь - 46 тыс.кв.км. ( С Москвой 47 тыс.кв.км), что составляет 0,3% территории России. Но если сравнить площадь Московской области с некоторыми европейскими государствами, то увидим, что территория Московской области больше территории

2) Работа с картой

- Удалите удалённость Москвы от Белого и Чёрного морей. (атлас с.4-5 г. Новороссийск, Беломорск, Архангельск. М-б в 1 см – 200 км)

- Назовите и покажите крупнейшие реки, озёра, водохранилища.

- Определите пограничные области?

3) Построение столбиковой диаграммы сравнительной площади Московской области и других европейских государств. Сделайте вывод.

4) – Почему Москва стала центром Древней Руси?

5) - В чём заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения?

- Что является сердцем Москвы, её символом?

Город Жуковский, Королёв, Химки, Фрязино, Дубна, Протвино.

7) – Москва не стоит на месте. Какие доводы свидетельствуют о росте Москвы? Чем на ваш счёт обусловлен рост Москвы? Какие проблемы крупнейшего города Москве приходится постоянно преодолевать?

Рост Москвы –это хорошо или плохо?

Так за что Москву называют лучшим городом Земли?

- Какова планировка Москвы?

- Какие отрасли хозяйства являются ведущими в столице?

- Назовите проблемы Москвы.

О Москве, столице России.

История, географическое положение, природа, население, специализация, достопримечательности.

Река Москва и её притоки Яуза, Неглинка.

Кремль, Красная площадь, Большой театр…

Учащиеся работают с картами атласа.

Ребята делятся на группы и выполняют групповые задания. Знакомство с опорной информацией.

Работа с атласами и картами учебника.

Р. Руза, Москва, Дубна, нара, Протва, Ока.

Тверская, Ярославская, Владимирская. Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская.

Строят в тетрадях столбиковую диаграмму.

1.Выгодное транспортно-географическое положение.

2.Центральное положение Москвы по отношению к Владимиру, Рязани, Твери, Ростову, Киеву, Новгороду.

3. Центральное положение по отношению к протокам переселенцев-славян.

4. Москва – центр русской православной церкви.

Работа с текстами учебника и заполнение таблицы

Кремль, Красная площадь.

Экологически грязные производства, научные институты, кострукторские бюро и т.д.

Работа с опорной информацией, текстом учебника.

Слайд 1. Тема урока: Москва и Подмосковье.

Слайд2. План урока.

2.Почему Москва стала столицей государства?

3.Достопримечательности Москвы – Кремль;

4. Промышленность Москвы;

Карта Центрального района

Слайды о Москве

Просмотр видеоролика о Кремле.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: