Сидит белка на тележке конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

К72Конспекты логоритмических занятий с детьми 2— З лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).

Пособие адресовано музыкальным руководителям, логопедам, воспитателям групп раннего возраста и педагогам обычных и коррекционных детских садов.

УДК 376 ББК 74.102

Картушина Марина Юрьевна КОНСПЕКТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2—3 ЛЕТ

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г. Подписано в печать 18.12.06. Формат 60 х 90'. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 8,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 9043.

От автора

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под Ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту

звуков, обогащается словарь детей. Поскольку внимание детей третьего года жизни становится более устойчивым, продолжительность занятия увеличивается до 15—20 мин. При проведении нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц № п/п Название занятия
Сентябрь Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
Октябрь В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
ос Утенок и его друзья
Ноябрь Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки — беленькие грудки
Декабрь Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка
Январь Подарки Дедушки Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка
Февраль Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Март- Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Апрель Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Май Радуга-горка
Майский день
Про зеленую лягушку
После дождя

КОНСПЕКТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки: машина, белочка; зонт; осенние листья для каждого ребенка; орех, шишка, гриб, ягодка; запись шума дождя.

Воспитатель. Вот и настала осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми, часто идет дождик. Давайте, ребята, поедем на машине в осенний лес. (Показывает машину.)

На машине покачу,

Всех сегодня прокачу:

Л. Башмакова

Приехали мы в лес. В лесу деревья красивые. Листочки на них красного и желтого цвета. (Показывает кленовый листок.)

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый.

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок, постой!

Листочки хотят потанцевать с ребятами. Ну-ка, дети, подставляйте свои ладошки.

Танец с листьями (см. приложение, с. 106) Ребята, посмотрите, на веточке сидит белка. (Показывает игрушку.)

Скачет по соснам,

Зовет на прогулку.

С ветки на ветку,

С ветки на ветку!

3. Александрова

Дети, попрыгаем как белочки.

Дети прыгают на обеих ногах по залу врассыпную.

Белочка осенью трудится, делает на зиму запасы ягод, грибов и орехов.

Белка прячет в листья клад:

Для сынка и дочки.

Е. Михайленко

У белочки лапки маленькие, но она много собрала лесных даров (показывает). Вот орешек, вот ягодка, вот шишка, вот грибок. У нас ручки тоже маленькие, но многое умеют

делать. Покажите, какие у вас умелые ручки.



Воспитатель. Ой, дети, дождь начался. Белочка спряталась в дупло. А мы, чтобы не промокнуть, спрячемся под зонтом. (Раскрывает зонтик.)

Дождь идет, и мы идем

Под малиновым зонтом.

По зонту стучат дождинки,

Но сухие наши спинки.

Под зонтом мы дошли до нашей машины. Поедем домой. До свиданья, лес!

Занятие 2 СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: веточка орешника, белка, сидящая на тележке с орехами, лиса, воробей, синица, медведь, зайчик, пять орехов; осенние листья для каждого ребенка; игрушки: птичка на веревочке, мишка; корзинка с орехами; запись лирической русской народной мелодии.

Воспитатель. Дети, посмотрите: на улице дождик идет. Это потому, что настала осень.

Дождь по улице идет, мокрая дорога,

Много капель на стекле, а тепла немного.

Как осенние грибы, зонтики мы носим,

Потому что на дворе наступила осень.

Попросим дождик не капать больше. Мы хотим гулять.

Воспитатель. Дождик кончился, поедем опять в лес на машине.

Дети двигаются по залу топающим шагом.

Воспитатель. Остановка. Приехали! (Выкладывает на фланелеграф картинку веточки орешника с орешками.)

А ну-ка, посмотрите, детки, —

Орехи выросли на ветке!

Настало время в лес шагать.

Айда! Пойдем орехи рвать!

А. Аблоухова

Самой первой к орешнику прискакала белочка и нарвала много-много орехов. Целую тележку насыпала. (Выкладыва е т на фланелеграфе картину белочки, сидящей на тележке-) Подошли к ней другие звери. Они тоже хотят орехами полакомиться. (Выкладывает на фланелеграфе картинку лисы.)

Задачи:

обучающие: знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, потешками; расширять представления детей о белке; обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

развивающие: развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм; обогащать словарный запас, развивать слуховое восприятие;

воспитательные: воспитывать умение слушать новую потешку и следить за развитием действия, интерес и любовь к малым фольклорным формам.

Словарная работа: белка, орешки, продает, лисичка-сестричка, мишка-толстопятый, зобок, платок, лапочка.

Методические приёмы: чтение потешки, загадывание загадки, физкультминутка, беседа, совместное проговаривание потешки.

. Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3-5 мин.)

Создание интереса, эмоционального настроя к занятию, сюрпризный момент.

Чтение потешки, загадок.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Показ иллюстраций к потешке.

Показ картинок животных и птиц.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Совместное проговаривание потешки.

3. Заключительная часть. Подведение итога занятия (длит. 2мин.)

Ход НОД

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми!

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки, (показать губки)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)

Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)

Привет! (помахать рукой над головой)

Воспитатель: Мы со всеми поздоровались, теперь давайте сядем на стульчики. Спинки у всех ребяток ровненькие, ножки стоят вместе.

Дети садятся на стульчики.

Сюрпризный момент. Звучит аудиозапись звука движущейся телеги. Стук в дверь.

Воспитатель: Кто-то в гости к нам пришел! Давайте посмотрим.

Воспитатель открывает дверь и Лесовичок вручает воспитателю конверт.

Воспитатель: (открывает конверт, читает загадку)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Воспитатель: Как вы думаете, кто это?

Дети: Белка (хоровой ответ).

Воспитатель вносит игрушку Белка на тележке, показывает всем детям и ставит на стол, на уровне глаз детей.

2. Основная часть:

Белочка: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

Дети: Белочка (индивидуальные ответы).

Белочка: Как, вы думаете, где я живу?

Дети: В лесу (индивидуальные ответы).

Белочка: Что я люблю есть?

Дети: Орешки (индивидуальные ответы).

Белочка: Правильно, я приехала из леса и привезла вам орешки, но сначала хочу, чтобы вы сделали мои любимые упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика:

кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки

Воспитатель: Ребята, а сейчас, послушайте потешку о том, как белочка продавала орешки.

Воспитатель читает потешку.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Воспитатель объясняет значение слова зобок-это мешочек на горле у птицы, когда птица наелась, она в запас набивает зоб.

Воспитатель: Что делала белочка?

Дети: Продавала орешки.

Воспитатель: Кому белочка продавала орешки?

Дети: перечисляют животных.

Воспитатель вешает на доске иллюстрации к потешке и картинки с изображением, названных животных.

Воспитатель: Во что звери брали орешки?

Дети: В зобок, в платок, в лапочку (индивидуальные ответы).

Воспитатель: Я еще раз прочитаю, а вы слушайте внимательно.

Педагог читает потешку и вешает на доске иллюстрации к ней.

Воспитатель: Давайте отдохнем.

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела (руки на поясе,

прыжок влево, присесть)

Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе, прыжок вправо)

Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

Воспитатель: Отдохнули, теперь давайте сядем на стульчики и приготовим ручки.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

(Дети попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши).

(Дети загибают пальчики).

Воспитатель: Поменяли ручку.

Воспитатель: Послушайте еще раз потешку про белочку. Слушайте внимательно, потом вы попробуете рассказать.

Воспитатель еще раз читает потешку и во время чтения потешки, показывает соответствующие картинки животных и птиц.

Воспитатель: А сейчас, давайте вместе расскажем потешку. Помогайте мне.

Воспитатель рассказывает потешку вместе с детьми.

Воспитатель: Кто хочет рассказать про белочку?

Вызывает 2-3 детей.

3. Заключительная часть:

Белочка: Ребята, я хочу с вами дружить, вы меня сегодня так порадовали: рассказали мне потешку, делали мои любимые упражнения и даже мою зарядку знаете. Спасибо вам большое.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю оставить белочку пока у нас в группе? Пусть погостит. Вы согласны?

Педагог ставит белочку в книжный уголок.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : познакомить детей с русской народной потешкой; обучение работы с пластилином;

Воспитательные : - вырабатывать у ребенка учебные навыки; воспитывать доброжелательное отношение к животным; отвечать на вопросы не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость , умение сопереживать.

Обучающие : закреплять умение формировать из пластилина округлые формы, от целого куска пластилина отрывать небольшие кусочки;

Развивающие : - развивать слуховое и зрительное внимание ребенка; развивать зрительную память, узнавать и называть изображения героев; развитие мелкой моторики; развивать у детей сюжетно – игровой замысел; вызвать интерес к образу; развивать умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца;

Ход занятия.

- Ребята, послушайте, кажется, кто – то шуршит. Слышите? Давайте поищем, кто это там шуршит. (Дети вместе с воспитателем находят белочку).

– Ребята, кто это? (ответы детей) - Правильно, это белочка. Посмотрите, какая у нее шерстка, ушки, глазки, хвостик. Погладьте белочку, только аккуратно, чтобы ей не было больно (дети рассматривают белочку)

- А кто мне скажет, где белочка живет? (ответы детей) Правильно, белочка живет в лесу на дереве, в дупле. Белочка скачет с ветки на ветку. Покажите, как она скачет (дети выполняют прыжки на месте).

- Вот как прыгают белочки! Молодцы!

– А что белочка любит есть? (ответы детей) Правильно, ребята, она любит орешки грызть.

– Ребята, посмотрите на эту картину. Кто нарисован на картине? (ответы детей)

- Что делает белочка? (ответы детей) Правильно, это тоже белочка и она грызет орешки. Белка песенки поёт И орешки все грызет . Ребята, давайте приготовим угощение для нашей белочки – орешки из пластилина. Проходите и садитесь за столы. ( Показ и объяснение лепки).

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки,

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать у детей сюжетно – игровой замысел; вызвать интерес к образу; закреплять умение формировать из пластилина округлые формы, от целого куска пластилина отрывать небольшие кусочки; развивать умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

- Ребята, послушайте, кажется кто – то шуршит. Слышите? Давайте поищем, кто это там шуршит. Дети вместе с воспитателем находят белочку. – Ребята, кто это? (ответы детей) - Правильно, это белочка. Посмотрите, какая у нее шерстка, ушки, глазки, хвостик. Погладьте белочку, только аккуратно, чтобы ей не было больно. (дети рассматривают белочку) - А кто мне скажет, где белочка живет? (ответы детей) Правильно, белочка живет в лесу на дереве, в дупле. Белочка скачет с ветки на ветку. Покажите, как она скачет. (дети выполняют прыжки на месте) - Вот как прыгают белочки! Молодцы! - А что белочка любит есть? ( ответы детей) Правильно, ребята, она любит орешки грызть. – Ребята, посмотрите на эту картину. – Кто нарисован на картине? ( ответы детей ) - Что делает белочка? ( ответы детей) Правильно, это тоже белочка и она грызет орешки. Белка песенки поёт И орешки все грызет. Ребята, давайте приготовим угощение для нашей белочки – орешки из пластилина. Проходите и садитесь за столы. Показ и объяснение лепки.

Читайте также: