Конспект ролевой игры для учащихся среднего звена

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассное мероприятие

РУССКИЙ ПРАЗДНИК

Ролевая игра для учащихся среднего звена

Цель: Способствовать развитию коллективного творчества, коммуникативности, познавательных интересов, творческого мышления, сплочению коллектива.

Материалы и оборудование:

- русские народные костюмы для ведущих праздника и их помощ­ников;

- вышитый русским орнаментом рушник;

- импровизированные элементы русских народных костюмов для судей этапов (станций) и детей - участников праздника;

- инструменты для музыкального сопровождения;

- комплект портретов русских писателей, иллюстраций к русским народным сказкам;

- таблички-указатели названий станций;

Подготовительный этап: создается творческая группа, которая выбирает судей, обеспечивает готовность реквизита и оборудования, объясняет домашнее задание группам, при необходимости готовит материал для маршрутов (литературный или фольклорный), оборудует площадку для проведения мероприятия.

Ведущая: Ой вы, гой еси, люди русские!

Разудалые добры молодцы,

Раскрасавицы - красны девицы!

Собрались мы все на праздничек,

Все на праздничек да на русский день!

Как на том на веселом праздничке

Разгуляемся как захочется!

Да покажут нам добры молодцы,

Удаль русскую, богатырскую!

И споем еще, красны девицы,

Песни звонкие, песни русские,

Как певали их наши бабушки!

Отгадаем загадки мудреные,

Что придумали наши дедушки.

Золотые припомним пословицы,

Вспомним жизнь наших предков - пращуров,

Сказки мудрые, слово меткое.

(Таким образом ведущая ознакомила присутствующих с програм­мой праздника. Вдруг рядом с ней появляется Петрушка.)

Петрушка: Ого - го, сколько народу!

Я, кажется, вхожу в моду!

Раз - два - три - четыре - пять!

Мне не сосчитать! (Считает присутствующих.)

У меня от страха даже закружилась голова. Лучше не смотреть! Ой, боюсь, боюсь. (Закрывает лицо руками.)

Ведущая: Да! Это наш Петрушка!

Смотрите-ка, какой он

И на уме Петрушки

Гулянья да пирушки,

Гулянья да пирушки,

Театр да балаган!

Теперь давай, Петрушка, поздороваемся с публикой.

Петрушка: Я не умею здороваться!

Ведущая: Хватит дурачиться, поприветствуй гостей хорошенько!

Петрушка: Мое почтенье, господа!

Пришел потешить вас сюда,

Повеселить да позабавить,

Позабавить, с праздником поздравить!

Итак, маршруты разбираем

И праздник наш мы начинаем!

(Раздает представителям команд маршрутные листы с названием станций.)

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться;

Тут народу очень много,

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

На горе стоит телега,

Слезы капают с души.

Под горой стоит корова,

Коль от Мурманска до Кушки

Весь народ поет частушки,

Значит, жив еще народ,

Ни за что не пропадет!

Так живи, частушка, всяко,

Под гармошку и струну!

Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня неодну

Наши парни махоньки.

Из-за кочек, из-за пней ,

Не видать наших парней!

Голос до неба. (Колокол.)

2. Не корабль, не лодка,

Ни весел, ни паруса.

А плывет - не тонет. (Плот.)

3. То толстеет, то худеет.

На весь дом голосит. (Гармонь.)

4. Сам с локоток, а борода с веник. (Молоток.)

А ничего не ест. (Гребень или расческа.)

6. Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

7. Маленькая лошадка

Сто человек перевозит. (Паром.)

8. Утка крякнула -

Вода всколыхнулась. (Колокол.)

9. Музыкант, певец, рассказчик,

А всего один лишь - ящик. (Патефон или радио.)

10. Курочка Софья

В потолок глядела. (Гвоздь.)

11. Под леском, леском

Висят колеском. (Серьги.)

12. В воде родилась,

В огне крестилась,

И пропала. (Соль.)

13. В лесу родилась.

На воде живу. (Лодка.)

14. В лесу-то тяп, тяп, Дома-то ляп, ляп,

На колени возьмешь –

Заплачет. (Балалайка.)

15. Лезу. Лезу по железу,

Вылезу на мостик.

Дерну быка за хвостик,

Весь народ соберет. (Колокол)

16. Палят и варят, а не едят. (Валенки.)

17. Вылетела сова из красного окна, и села сова

на четыре столба. (Хлеб из русской печи.)

18. В лесу снято, в дугу гнуто,

Кругло и широко.

А пролезть нельзя. (Решето.)

Благая весть - . (добрая весть), кокошник - . (старинный голов­ной убор русских женщин, главным образом праздничный), канун - . (день перед праздником), кутья - . (обрядовая каша из риса, изюма и меда), клеть - . (холодная кладовая при избе или в отдельной пос­тройке), не знобите - . (не морозьте), предок - . (древний предшес­твенник по роду), снедь - . (пища, еда), тын - . (забор, плетень), язычество - . (идолопоклонство).

(Ведущая и Петрушка подводят итоги соревнования, а затем ус­траивается импровизированное представление: песни, танцы, рас­сказывание шуточных стихов и т. д.)

Ведущая: Все мы славно потрудились,

От души повеселились,

Теперь просим, гости, вас

Пирогов откушать всласть.

(Начинается чаепитие в русских традициях. На данном этапе помощь могут оказать родители.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно "принимает" определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно "принимает" определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.

В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят "взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке", что позволяет получить новый опыт поведения. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям. Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве "сквозного" тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а также как самостоятельная техника.

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.

Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.

Тему для обсуждения можно предложить любую, например:

Надо ли в школах вводить школьную форму

Как наиболее эффективно вести борьбу с опозданием на уроки

Надо ли отменить домашние задания

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог фиксирует время.

Ученики разбиваются на пары и каждая пара начинает разговор.

Цель: создать работающий орган самоуправления.

Игра проходит в 10 этапов:

Создание избирательной комиссии.

Создание и регистрация инициативных групп – блоков, партий.

Инициативные группы могут образовываться из ребят одного или разных отрядов.

Выдвижение и регистрация кандидатов от партий, блоков.

Каждая инициативная группа может выдвинуть только одного кандидата. Не запрещается выдвигаться самостоятельно, единолично.

Агитационная компания и сбор подписей в поддержку кандидата.

Час тишины объявляется за час до процедуры голосования. В этот час запрещается новая агитация, а старая должна быть убрана кандидатом и инициативной группой.

Проголосовать можно в свободной форме в течении выделенного времени.

Избирательная комиссия подсчитывает результаты.

Инаугурация мэра города и совета лагеря.

Ведущий. Добрый день, дорогие участники, гости и зрители нашей необычной встречи! Почему необычной – спросите вы. Да потому, что сегодня наши лидеры попробуют примерить на себя необычные роли – роли успешных руководителей.

Ведущий: Каждый человек стремится стать успешным в жизни. Но успех приходит только к тому, кто нашел себя, нашел именно ту область, где он может достичь успеха. Путь к жизненному успеху начинается в школе.

Ведущий: Именно в старших классах закладываются первые кирпичики в фундамент профессиональной карьеры человека. Почему бы уже сейчас не поставить себе цель стать профессионалом высокого класса в избранной профессии и руководителем какого-либо предприятия, фирмы, агентства?

Ведущий: Игра сюжетно-ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою роль, войдет в образ современного руководителя.
Сюжеты игры будут самыми разнообразными и позволят и участникам, и зрителям показать свои способности и творческий потенциал.
Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу участников занять свои места
Цель стать руководителем сегодня перед собой поставили:

Участник под № 1 – Артемьев Дмитрий- ведущий хирург

Участница под № 2 – Пелькина Виктория- главный режиссер
киностудии

Участница под № 3 – Курмаева Анастасия - топ-менеджер по
персоналу
Участница под № 4- Кравец Ксения - директор гимназии

Участница под №5 - Белякова Виктория - заведующая
педиатрическим отделением

Участник под № 6 – Стрельников Дмитрий - председатель совета директоров коммерческого
банка

Ведущий. А сейчас я с удовольствием представляю вам нашу экспертную группу которая будет анализировать ход игры, отмечать наиболее интересные ответы и действия игроков. Каждый ее участник – образец современного руководителя, профессионал в своем деле.

Вопрос Артемьеву Дмитрию: Каковы, на ваш взгляд главные качества современного руководителя?

Вопрос Стрельникову Дмитрию: Согласны ли вы с утверждением, что руководитель-мужчина эффективнее руководителя-женщины?

Вопрос Пелькиной Виктории: Как вы считаете, руководителя должны назначать или избирать?

Вопрос Курмаевой Анастасии: С какого возраста человека можно выдвигать на руководящую должность?

Вопрос Кравец Ксении: Какого стиля руководства вы придерживаетесь?

Вопрос Беляковой Виктории: назовите плюсы и минусы
руководящей должности.

А теперь давайте послушаем наших экспертов, как они оценивают состоявшуюся дискуссию. Чьи ответы были наиболее оригинальными?
Пожалуйста, вам слово_______

Ведущиий: Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.

Ведущий: Следующее задание игрокам. Проявите свою фантазию и попробуйте представить рабочий день руководителя. Составьте график работы на день.

Ведущий. Деловой этикет - правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеры и принятая форма деловой одежды.

Ведущий: Итак для того чтобы сформулировать первое правило, я попрошу вас ответить на вопрос:
Как вы считаете, на чем должны быть основаны деловые отношения?
Ведущий: Из всего вышесказанного вытекает
Правило 1. Честность и надежность в деловых отношениях. Стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах - это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных отношений.

Ведущий: А представьте, что партнер дал согласие на поставку некоторого оборудования, но в срок его не поставил, так как решил поискать более выгодные условия.
Ведущий: Какое правило делового этикета он нарушил?

Ведущий. Совершенно верно это и есть наше второе правило: Обязательность. Из записной книжки делового человека вычеркивается или помечается особым знаком телефон партнера, который проявил необязательность, совершил подлог или обман. Характеристика такого партнера в деловой сфере передается по личным каналам, и сформировать положительное отношение к себе ему бывает нелегко. Деловая репутация создается годами, а утратить ее можно в считанные минуты без права на реабилитацию.

Ведущий. Переходим к третьему правилу: Соблюдение норм служебной субординации. Как вы это понимаете? В чем суть данного правила?

(зрители отвечают)
Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительскую дисциплину, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, знание и выполнение служебных обязанностей.
Ведущий: А сейчас такая ситуация: в престижную фирму пришел человек устроиться на работу. Открыв его трудовую книжку руководитель видит, что этот человек очень часто меняет место работы. Как вы думаете, примут ли этого человека на работу?

Ведущий: Какое правило вытекает отсюда?

Ведущий. Итак следующее правило это - Преданность сотрудников своему учреждению.

Ведущий: Теперь представьте, в солидном учреждении человек пришел на работу в джинсах. О чем это говорит?

Ведущий: В итоге из всего вышесказанного мы можем сформулировать пятое правило - Соблюдение норм поведения и внешнего вида.

Ведущий: В солидных организациях не встретишь шумных и демонстративно раскованных людей. Здесь ценят чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать собственные эмоции. Общаются в сдержанной манере, профессионально и информативно.

Ведущий: И следующий вопрос для обсуждения. Каждый из вас знает, что в наше время большую роль в экономике любого предприятия и страны в целом играет конкуренция.

Ведущий: Есть такое современное понятие: деструктивная конкурентоспособность.
Как вы думаете, что оно обозначает?

Ведущий: Для того чтобы понять давайте с вами определим, что такое конкуренция – это взаимоотношение, активное соревнование, борьба за существование.

Ведущий: Понятие деструктивная – это нарушение, разрушение нормальных структур чего –либо.
Что должно лежать в основе конкурентной борьбы?

Ведущий.Правило 6. Соблюдение нравственных норм в конкурентной борьбе. Человек должен двигаться к цели не путем обмана или предательства, а с помощью интеллектуальных усилий и творческого подхода к делу.

Ведущий: А теперь давайте послушаем, как спланировали свой рабочий день наши руководители.

Ведущий: И снова нашим участникам предстоит выполнить практическое задание.

1.Хирургу Артемьеву Дмитрию визит к пациенту .

2. Режиссеру Пелькиной Виктории – кастинг на главную роль

3. Интервью топ-менеджера Гаспрома Курмаевой Анастасии 1каналу

4. Директору гимназии Кравец Ксении составить благодарственное
письмо спонсору.

5. Заведующей педиатрическим отделением Беляковой Виктории провести увольнение сотрудника в связи с сокращением штата.

6. Прием иностранного гостя в коммерческом банке председателем совета директоров Стрельниковым Дмитрием без переводчика.

Ведущий: Просим участников выполнить задание

Слово нашим экспертам.

Корпоративная, или организационная, культура учреждения представляет из себя взаимосвязь следующих компонентов:
моральные ценности;
цели труда;
особенности деловых отношений;
психологический климат в коллективе;
удовлетворенность или неудовлетворенность работников своим трудом;
наличие перспективы роста работников и системы поощрения;
уровень стабильности - текучести кадров.
Ведущий: Я предлагаю нашим участникам составить 5 правил, отражающих корпоративную культуру вашего учреждения. У вас 5 минут.
Ведущий: Пока наши участники составляют свод правил, мы продолжим разговор об особенностях делового этикета.

Ведущий: Любой руководитель должен знать правила ведения деловых переговоров. Начнем с внешних атрибутов.

Ведущий: Как вы думаете, какой формы должен быть переговорный стол?

Ведущий: А знаете ли вы почему деловые встречи чаше всего проводятся за круглом столом?

Ведущий.Круглый стол - символ союза и объединения. При рассаживании в круг снимаются статусные различия. Если необходимо подчеркнуть статусные различия, используют квадратные или прямоугольные столы. На деловых встречах и переговорах часто организуются деловые завтраки, обеды и ужины, на которых проявляются не только профессиональные качества, но и уровень культуры человека.

Ведущий: Каковы правила поведения во время делового обеда или ужина?

Ведущий.Навыкам поведения за столом необходимо специально учиться, поскольку именно по тому, как человек ведет себя за столом, можно дать ему безошибочную оценку. Можно определить его темперамент, уровень развития самоконтроля, оценить его отношение к жизни и своим партнерам.
Ведущий: Особое значение придается умению партнера-мужчины употреблять алкогольные напитки. Положительное впечатление создается о человеке в том случае, если он ведет себя спокойно, свободно и естественно, поддерживает светскую беседу.

Ведущий.А если вы оказались на таком мероприятии, и не уверены в том, как правильно пользоваться всем разнообразием столовых приборов и как есть то или иное блюдо, то не следует спешить, спокойно понаблюдайте за манерами других людей или попросите официанта разделать какое-то экзотическое блюдо, или откажитесь от него.

Ведущий Деловой этикет - это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что это действительно выгодно и потому что так работает и живет весь цивилизованный деловой мир.

Ведущий: А теперь послушаем наших участников.

Ведущий: Какие же правила, составляющие корпоративную культуру, выбрали для своего учреждения наши участники.

Артемьев Дмитрий,
Пелькина Виктория,
Курмаева Анастасия,
Кравец Ксения,
Белякова Виктория,
Стрельников Дмитрий
Ведущий: Предоставим слово экспертам.



Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые и деловые игры в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?

Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:

  • выполнять различные социальные роли;
  • выражать разные гражданские позиции;
  • организовывать или влиять на поступки других участников;
  • устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
  • решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.

Психическое развитие детей

Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Что такое ролевая игра?

  • конкретных взрослых или детей;
  • представителя определенного типа профессий;
  • семейные роли;
  • этнографические;
  • роли сказочных или литературных героев.

Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:

  • предметное воссоздание содержания деятельности;
  • выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

  • созидательные;
  • связанные с профессией;
  • связанные с открытием;
  • маршрутные, т.е. путешествия;
  • связанные с искусством;
  • военизированные;
  • сказочные;
  • фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
  • Составить правила совместного проживания на планете.
  • Описать, какие события происходят на планете.
  • Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.


После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

  • какую ситуацию они проиграли;
  • какую тему затронули;
  • как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

  • фигурки различных животных;
  • материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
  • природный материал для создания эффекта парка;
  • кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Русский язык

Ролевая игра Почтальон на уроке русского языка в начальных классах

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Драматизация

Цель такой игры не в простой инсценизации сюжета сказки, а в анализе ее морального аспекта. После постановки учитель должен предложить школьникам обсудить, как ребята чувствовали себя в роли своих героев. Акцент нужно сделать на тех поступках, от которых дети испытывали неловкость, считают их несправедливыми. Такая беседа заканчивается формулированием правильных норм и моделей поведения.

Сюжетно-ролевые и деловые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевая игра "Школа" для среднего дошкольного возраста.

1. Вызвать интерес, желание учиться в школе.

2. Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.

3. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.

4. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).

Игровой материал: игрушечная посуда, спец. одежда для персонала школьной столовой, тетради для учеников, журнал для учителя, звонок.

- Что же происходит в школе? А с чем дети приходят в школу?

Дети:- С портфелем

Воспитатель: А хотите узнать, что находиться внутри портфеля?

На уроках каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.

(После того, как дети отгадали загадку, отгадки-предметы появляются на столе)

Говорит она беззвучно,

Не понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (учебник)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

Я люблю прямоту,

Сделать ровную черту,

Всем я помогаю (линейка)

Как ему работу дашь,

Зря трудился карандаш (ластик)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это? (карандаш)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, ластик, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (пенал)

(Воспитатель открывает портфель)

Дети достают оттуда школьные принадлежности – ручка, карандаш, тетрадь, краски, ластик, линейка, учебник, пенал.

Воспитатель: - Какими словами можно объединить все эти предметы?

Дети: - Школьные принадлежности

Воспитатель: - А вы знаете, чем детский сад отличается от школы?

Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе.

Детский сад – школа

Нет звонка - есть звонок

Не ставят оценки - ставят оценки

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите пойти в школу?

Воспитатель: - А для чего в школе используют звонок?

Дети: - Для начала и конца урока

Воспитатель: - А кто нам нужен для игры?

Дети: - Учитель, ученики, директор, охранник, повар.

Воспитатель: - Давайте распределим роли.

Воспитатель и дети распределяют роли.

Воспитатель: - Ребята, а что делает учитель?

Дети: - Учитель учит детей читать, писать, считать, даёт им много нового и интересного.

Воспитатель: - Каким должен быть учитель?

Дети: - Добрым, умным, вежливым, требовательным, много знать, терпеливым.

Воспитатель: Ой! Мы ведь с вами забыли сказать, а какими должны быть ученики?

Дети: Послушными, на уроке поднимать руку, нельзя выкрикивать на уроке, должны внимательно слушать учителя.

Воспитатель: - Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?

Дети: - Добрый, наблюдательный, разговаривает по телефону, заглядывает в класс.

Воспитатель: - Давайте выберем профессию, подходящую для каждого.

Воспитатель: - Я буду учителем. Даша, Марина, Егор, Саша – ученики, Настя – директор, Софья, – повара, Саша – охранник. Вы согласны? Потом можно поменяться ролями.

Воспитатель: - Давайте приготовим свои рабочие места. Выбирайте, кому что нужно. Дети и воспитатель занимают свои места, девочки-повара надевают колпаки и фартуки, директор занимает место за столом воспитателя, берёт телефон, охранник сидит у дверей, смотрит за порядком в школе.

Дети: Урок математики

Воспитатель: Хорошо, после урока я предлагаю вам сходить в столовую. Согласны?

Воспитатель: - Но, прежде, нам надо превратить группу в класс.

В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности, заранее изготовленные детьми: маленькие тетрадки, карандаши, ручки, альбомы, дневники.

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Учитель: - Садитесь, пожалуйста! Сейчас у нас урок математики. Какое сегодня число? (дети называют, учитель записывает на доске)

-Достаньте из портфеля цветные карандаши, ручки, они нам будут нужны.

(Называние цифр по порядку, продолжает дальше тот, кто знает следующую цифру)

Ученики по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют задания.

Учитель:- Следующее задание (учитель раздает листы с заданием)

На листе изображены буквы и цифры. Все буквы дети должны обвести любым цветным карандашом в квадрат, а цифры в круг.

Учитель: - Толя, что ты будешь делать? (повторяет задание учителя)

Отлично справились с заданием!

А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

Ключик видно не нашел.

(повороты вправо, влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодцы, ребята, присаживайтесь!

Учитель: - Отлично справились с заданием! Вы хорошо отвечали сегодня на уроке! Урок закончен, наведите порядок на своих столах, сложите школьные принадлежности в портфель. Звенит звонок на перемену.

Дежурные проверят порядок и помоют доску. Сейчас большая перемена. Кушать хотите?

Учитель: - Ребята, я приглашаю вас пройти в столовую.

Повара накрывают на стол.

Звенит звонок на урок.

Второй урок – рисование.

Учитель: - Какое время года сейчас?

Учитель: - Какие признаки ….. вы знаете?

Учитель: - Молодцы! Предлагаю нарисовать …..цветными карандашами.

Ученики выполняют задание учителя, учитель хвалит детей.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось играть в школу?

Воспитатель: - Правда, все получилось интересно? Как вы думаете, почему было играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?

Обобщаю ответы детей.

Воспитатель: - Это потому, что мы играли дружно, без ссор обо всем договаривались. Вы просто молодцы! Мы еще обязательно поиграем в школу.

Читайте также: