Конспект знаки препинания в спп с одним придаточным

Обновлено: 03.07.2024

1. В сложноподчиненном предложении придаточное предложение от главного отделяется или выделяется запятыми, например:

придаточное предложение перед главным предложением: Пока жена готовила завтрак , Данилов вышел в огород (Панова);

придаточное предложение после главного предложения: Он остался здесь с тем, чтобы быть у вас в студии послезавтра (Лесков);

придаточное предложение внутри главного предложения: В том, что деньги пропали , уже никто не сомневался (Лесков).

1) Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо предварительно разобрать простые предложения в составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить границы главного предложения и придаточного предложения. При этом удобно использовать вертикальные черточки, демонстрирующие границы простых предложений, с соответствующими номерами.

В том, / 1 что деньги пропали , / 2 уже никто не сомневался / 1 . Простые предложения: в том уже никто не сомневался ; деньги пропали ; подчинительный союз что .

2) Подчинительный союз или союзное слово обычно стоит в самом начале придаточного предложения. Исключение составляет частица ли , которая стоит в середине придаточного предложения.

Я не знаю , / 1 придёт ли он завтра / 2 .

Иногда в середине придаточного может стоять и союзное слово.

В доме старались не говорить о Пете, / 1 смерть которого так потрясла всех / 2 . Союзное слово которого является несогласованным определением в придаточном предложении и стоит после существительного смерть, от которого грамматически зависит.

2. Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:

    если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не :

Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;

Учтите и что он сказал, и как он это сделал;

Он ушёл и не сказал куда .

3. Если придаточное предложение соединено с главным при помощи составного союза (благодаря тому что, ввиду того что, потому что, для того чтобы, после того как, с тех пор как, прежде чем и др.), то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное следует за главным или находится внутри него, и, чаще, после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.

Ср.: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом (Л. Толстой); После того как началась война, остановка цехов на сутки, естественно, оказалась невозможной (Попов).

Однако в зависимости от смысла и интонации и других условий союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как указательное слово, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (то есть перед союзом что, чтобы, как, чем ).

К условиям расчленения составного союза относятся следующие:

    наличие перед союзом отрицательной частицы не :

Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам (Федин);

Он разрешил молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (Пушкин); Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки (Фадеев);

Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их (Гоголь);

Река приняла особенный вид потому, что вода видна сквозь голые деревья, а ещё более потому, что пропал от холода водяной цвет (Аксаков).

Прежде чем Самгин догадался помочь ей, она подняла с полу книжку (М. Горький); После того как повязку сняли, боли до некоторой степени прошли (Федин).

2) Никогда не расчленяются составные союзы: в то время как, между тем как, тогда как, словно как, так как, так что , а также простые союзы с примыкающей к ним усилительной частицей: лишь только, чуть только, даже если, лишь когда, лишь едва и др.

Почему-то в ожидании его на месте, в то время как он бродил по роще, она увидела себя взрослой, а его – маленьким (Федин); Лишь только Божие проклятье исполнилось, с того же дня природы жаркие объятья навек остыли для меня (Лермонтов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

* Составлять связный рассказ на лингвистическую тему.

Дата проведения:

* Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных

предложениях с разными видами придаточных.

* Закрепить главные признаки, по которым выделяются

* Отработать связи придаточного с главным,

совершенствуя пунктуационные навыки.

* Повторить орфограмму: правописание не, ни с

различными частями речи.

* Составлять связный рассказ на лингвистическую тему.

I. Оргмомент.

II. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении.

Найдите сложноподчиненные предложения,

объясните написание НЕ с различными частями речи.

(Не) смотря на вечернюю пору, в воздухе чувствовалась духота, и в отдалении погрохатывало.

Алексей быстро вышел из комнаты начальника и, ни на кого (не) смотря, направился к выходу.

(Не) смотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи.

Комментарий к заданию.

Первое предложение – сложносочиненное с соединительным союзом И.

Второе предложение – простое, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами, осложнено обособленным распространенным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом.

Третье предложение – сложноподчиненное с придаточным уступки

После выполнения задания записать в тетрадь:

а) несмотря на – производный предлог;

б) ни на кого не смотря – деепричастный оборот;

в) несмотря на то что – составной подчинительный союз.

* Произвести частичный синтаксический разбор.

Составить схемы предложений в тетрадях.

1. Кем бы вы н… стали, ребята, куда бы н… позвали вас пути –дороги, пусть рядом с вами будут любимые книги.

(Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

Придаточные уступительные могут присоединяться и с помощью союзных слов и усилительной частицы НИ.)

Правило-помощник:

какой +ни куда +ни

2. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.

(Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным).

3. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. (Простое предложение, осложненное сравнительным оборотом).

4. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля

уже шумели скворцы. (Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

5. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров. (Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

* Найти среди указанных предложений сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

Объяснить, чем является слово когда во всех предложениях.

Составить схемы предложений.

1. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы.

2. Я не знаю, когда мы увидимся.

3. Письмо пришло, когда его уже никто не ждал.

4. Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса.

Комментарий к заданию:

Первое предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; когда – союзное слово.

Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово.

Третье предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным времени; когда – союз.

Четвертое предложение – сложноподчиненное предложение с однородными придаточными времени; союз когда во втором предложении опущен.

* Выберите нужный союз, вставьте его в предложение.

1. … в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.

2. Он долго не мог привыкнуть к морской службе, … всю жизнь прожил с дедом в горах.

3. … времени мало, надо торопиться.

Б) Благодаря тому что;

В) Ввиду того что;

Контрольный листок учителя:

* Расставьте знаки препинания, произведите полный синтаксический разбор.

1. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет все вытерпеть все преодолеть на своем пути если к этому позовет Родина.

Контрольный листок учителя:

И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет Родина.

(Предложение сложноподчиненное с однородным и последовательным подчинением.

Первое предложение – главное, односоставное, безличное.

Второе и третье предложения – однородные придаточные изъяснительные, соединенные сочинительным союзом и; второе предложение осложнено уточняющим обособленным распространенным определением.

Четвертое предложение – придаточное местоименно-определительное с союзным словом который (подлежащее), осложнено обособленным обстоятельством времени, выраженным одиночным деепричастием.

Пятое предложение – придаточное условное).

* ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

(Ответы должны быть с комментариями).

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.

Марья Дмитриевна не много больше занималась Лизой хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитывала детей своих.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.

Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным степени.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Укажите предложение, структура которого соответствует схеме:

(союз…), (…существит.), (союзное слово….)

1) 1 2) 3 3) 2 4) 4

В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.

Трудно найти другой пример в истории (1) где бы цель (2) которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута (4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова.

1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 1,2,3,5 4) 2,3,4

На месте каких цифр пишется НЕ?

Как н.(1) тяжела и н.(2) страшна война, какие бы жестокие потери и страдания н.(3) несла она людям, юность н.(4) хочет видеть опасность для себя.

Дополнительный материал для работы с учащимися 11 класса для подготовки к заданию ЕГЭ №19.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным


Определения: однородные и неоднородные

Основные признаки однородных и неоднородных определений. Постановка знаков препинания.

Решаем прототипы №10 ЕГЭ по математике

Для успешного решения новых задач под №10 необходимо уметь моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор.

Урок по русскому языку в 9 классе.

закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор

развивающие:

развивать у учащихся умение составлять предложения текст на заданную тему с использованием грамматического материала.

воспитательные:

способствовать развитию коммуникативных навыков; формирование нравственных позиций у учащихся;

словесные, наглядные, практические

компьютер, проектор, экран, презентация (см. Приложение1),карточки с заданиями для индивидуальной работы

личностно -ориентированное обучение

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-Какое предложение называется СПП?

-На какие виды делятся СПП?

-Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?

-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

Монологический ответ

3.Определение темы и цели урока.

На уроках русского языка мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. Вы учились определять структуру СПП, виды придаточных предложений, строить схемы этих предложений, тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с одним и несколькими придаточными. Давайте вместе сформулируем тему и цели сегодняшнего урока.

Обобщение и систематизация знаний

На доске работают 2 ученика по карточкам.

Туман так окутал реку, что огонь ,зажже..ый в доме на той ст..р..не, был похож на мутно( жёлтое )пятно.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Сделать синтаксический разбор СПП по плану. Начертить схему.

(Придаточное имеет несколько значений -образа действия и сравнения )

Как только смеркл ..сь , я велел казаку нагреть чайник( по )походному.

-Вставить пропущенные буквы , расставить знаки препинания.

-Сделать синтаксический разбор предложения. Начертить схему.

-Определить способ связи в словосочетании нагреть по-походному.

5.Проверка д/з.

(4 предложения) .

-Дайте полную характеристику предложениям . Определите вид придаточных

Проверка заданий по карточкам.

-Вопросы учащихся к выполнявшим задание у доски.

1.Почему в слове зажжённом пишется в суффиксе 2 буквы н?

2.Определить вид односоставного предложения.

Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Работа в парах. Используя СПП с придаточными причины или условия, объясните написание одной и двух букв н в выделенных словах : вязаные варежки ; вязанные мамой варежки (по вариантам).

Вывод: отглагольные прилагательные, причастие.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Допишите начатые предложения, чтобы получились СПП. Определите виды придаточных предложений.

1.Счастье достаётся тому , кто…

2.Если вы пришли в гости,…

3.Где чтут богатство,…

4..Пока люди любят,…

Сравните варианты своих предложений с высказываниями известных людей:

1.Счастье достаётся тому, кто много трудится. /Леонардо да Винчи/

2.Если вы пришли в гости, не забудьте уйти./Пифагор/

3.Где чтут богатство, там презирают всё честное:верность, порядочность, стыд. /Саллютий/

4.Пока люди любят,они прощают./Ларошфуко/

-Как вы понимаете последнее высказывание?

8.Перед вами два предложения.

Замените , где это возможно, придаточную часть СПП обособленным определением ,выраженным причастным оборотом.

Задание выполняется на доске.

1.Кони, к которым мы подошли, были привязаны к молодым дубам.

2.Не стану я жалеть о розах, которые увяли с лёгкою весной./А.С.Пушкин/

Сделать синтаксический разбор обоих предложений.

-Чем отличается союз от союзного слова?

-Каким членом предложения является союзное слово?

-Какие придаточные присоединяются союзными словами?

Работа в парах. Составляет предложения по вариантам.

Составить предложения по схемам

(Вследствие того что… ) , [ ]

-Какие это союзы?

Эти же значения выразить при помощи простых предложений.

7.Работа в парах. Восстановите строки. Охарактеризуйте предложения (раздаются карточки)

1.Духовной жаждою томим ,в пустыне мрачной я влачился, и (шестикрылый серафим на перепутье мне явился).

2.(Если жизнь тебя обманет),

Не печалься, не сердись.

3.Скажи мне, кудесник, любимец богов,

(Что сбудется в жизни со мною?)

4.Я вас любил так искренно, так нежно,
(Как дай вам бог любимой быть другим).

-Какие средства художественной выразительности использует А.С.Пушкин в этих предложениях?

8.Самостоятельная работа .Работа с текстом китайского мыслителя Конфуция.

Почитайте родителей.

Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат так ( же )собак ,кошек, лошадей. Если родителей( не) почитать, то чем будет отличат?ся отношение к ним от отношения к собакам и лошадям? Нельзя считать почтительностью только то, что дети работают за родителей.

Проявляйте почтительность к родителям.

-В каком предложении выражена главная мысль?

-Определите тип и стиль речи.

-Найти СПП, выписать ,расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

-В каком СПП есть указательное слово? Каким членом предложения является?

9.Творческое задание.

Написать сочинение-миниатюру, используя СПП.

Составьте СПП. Дайте несколько советов вашим сверстникам о том, как нужно относиться к родителям.

10.Проверка творческого задания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

11.Вывод. Что вы знаете о сложноподчинённых предложениях с одним придаточным?

Монологический ответ по плану.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня научился(ась) __________

Что понравилось на уроке?________________

Что не понравилось ?___

Итоги. Выставление оценок.

10. Домашнее задание 1.Составить СПП или текст с различными видами придаточных( 5 предложений)

Читайте также: