Конспект знаки препинания в спп с одним придаточным
Обновлено: 03.07.2024
1. В сложноподчиненном предложении придаточное предложение от главного отделяется или выделяется запятыми, например:
придаточное предложение перед главным предложением: Пока жена готовила завтрак , Данилов вышел в огород (Панова);
придаточное предложение после главного предложения: Он остался здесь с тем, чтобы быть у вас в студии послезавтра (Лесков);
придаточное предложение внутри главного предложения: В том, что деньги пропали , уже никто не сомневался (Лесков).
1) Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо предварительно разобрать простые предложения в составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить границы главного предложения и придаточного предложения. При этом удобно использовать вертикальные черточки, демонстрирующие границы простых предложений, с соответствующими номерами.
В том, / 1 что деньги пропали , / 2 уже никто не сомневался / 1 . Простые предложения: в том уже никто не сомневался ; деньги пропали ; подчинительный союз что .
2) Подчинительный союз или союзное слово обычно стоит в самом начале придаточного предложения. Исключение составляет частица ли , которая стоит в середине придаточного предложения.
Я не знаю , / 1 придёт ли он завтра / 2 .
Иногда в середине придаточного может стоять и союзное слово.
В доме старались не говорить о Пете, / 1 смерть которого так потрясла всех / 2 . Союзное слово которого является несогласованным определением в придаточном предложении и стоит после существительного смерть, от которого грамматически зависит.
2. Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:
-
если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не :
Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
Он ушёл и не сказал куда .
3. Если придаточное предложение соединено с главным при помощи составного союза (благодаря тому что, ввиду того что, потому что, для того чтобы, после того как, с тех пор как, прежде чем и др.), то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное следует за главным или находится внутри него, и, чаще, после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.
Ср.: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом (Л. Толстой); После того как началась война, остановка цехов на сутки, естественно, оказалась невозможной (Попов).
Однако в зависимости от смысла и интонации и других условий союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как указательное слово, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (то есть перед союзом что, чтобы, как, чем ).
К условиям расчленения составного союза относятся следующие:
-
наличие перед союзом отрицательной частицы не :
Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам (Федин);
Он разрешил молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (Пушкин); Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки (Фадеев);
Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их (Гоголь);
Река приняла особенный вид потому, что вода видна сквозь голые деревья, а ещё более потому, что пропал от холода водяной цвет (Аксаков).
Прежде чем Самгин догадался помочь ей, она подняла с полу книжку (М. Горький); После того как повязку сняли, боли до некоторой степени прошли (Федин).
2) Никогда не расчленяются составные союзы: в то время как, между тем как, тогда как, словно как, так как, так что , а также простые союзы с примыкающей к ним усилительной частицей: лишь только, чуть только, даже если, лишь когда, лишь едва и др.
Почему-то в ожидании его на месте, в то время как он бродил по роще, она увидела себя взрослой, а его – маленьким (Федин); Лишь только Божие проклятье исполнилось, с того же дня природы жаркие объятья навек остыли для меня (Лермонтов).
* Составлять связный рассказ на лингвистическую тему.
Дата проведения:
* Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных
предложениях с разными видами придаточных.
* Закрепить главные признаки, по которым выделяются
* Отработать связи придаточного с главным,
совершенствуя пунктуационные навыки.
* Повторить орфограмму: правописание не, ни с
различными частями речи.
* Составлять связный рассказ на лингвистическую тему.
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении.
Найдите сложноподчиненные предложения,
объясните написание НЕ с различными частями речи.
(Не) смотря на вечернюю пору, в воздухе чувствовалась духота, и в отдалении погрохатывало.
Алексей быстро вышел из комнаты начальника и, ни на кого (не) смотря, направился к выходу.
(Не) смотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи.
Комментарий к заданию.
Первое предложение – сложносочиненное с соединительным союзом И.
Второе предложение – простое, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами, осложнено обособленным распространенным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом.
Третье предложение – сложноподчиненное с придаточным уступки
После выполнения задания записать в тетрадь:
а) несмотря на – производный предлог;
б) ни на кого не смотря – деепричастный оборот;
в) несмотря на то что – составной подчинительный союз.
* Произвести частичный синтаксический разбор.
Составить схемы предложений в тетрадях.
1. Кем бы вы н… стали, ребята, куда бы н… позвали вас пути –дороги, пусть рядом с вами будут любимые книги.
(Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.
Придаточные уступительные могут присоединяться и с помощью союзных слов и усилительной частицы НИ.)
Правило-помощник:
какой +ни куда +ни
2. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.
(Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным).
3. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. (Простое предложение, осложненное сравнительным оборотом).
4. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля
уже шумели скворцы. (Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).
5. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров. (Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).
* Найти среди указанных предложений сложноподчиненные предложения с придаточным времени.
Объяснить, чем является слово когда во всех предложениях.
Составить схемы предложений.
1. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы.
2. Я не знаю, когда мы увидимся.
3. Письмо пришло, когда его уже никто не ждал.
4. Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса.
Комментарий к заданию:
Первое предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; когда – союзное слово.
Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово.
Третье предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным времени; когда – союз.
Четвертое предложение – сложноподчиненное предложение с однородными придаточными времени; союз когда во втором предложении опущен.
* Выберите нужный союз, вставьте его в предложение.
1. … в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
2. Он долго не мог привыкнуть к морской службе, … всю жизнь прожил с дедом в горах.
3. … времени мало, надо торопиться.
Б) Благодаря тому что;
В) Ввиду того что;
Контрольный листок учителя:
* Расставьте знаки препинания, произведите полный синтаксический разбор.
1. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет все вытерпеть все преодолеть на своем пути если к этому позовет Родина.
Контрольный листок учителя:
И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет Родина.
(Предложение сложноподчиненное с однородным и последовательным подчинением.
Первое предложение – главное, односоставное, безличное.
Второе и третье предложения – однородные придаточные изъяснительные, соединенные сочинительным союзом и; второе предложение осложнено уточняющим обособленным распространенным определением.
Четвертое предложение – придаточное местоименно-определительное с союзным словом который (подлежащее), осложнено обособленным обстоятельством времени, выраженным одиночным деепричастием.
Пятое предложение – придаточное условное).
* ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.
(Ответы должны быть с комментариями).
Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.
Марья Дмитриевна не много больше занималась Лизой хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитывала детей своих.
Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.
Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным степени.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Укажите предложение, структура которого соответствует схеме:
(союз…), (…существит.), (союзное слово….)
1) 1 2) 3 3) 2 4) 4
В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.
Трудно найти другой пример в истории (1) где бы цель (2) которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута (4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 1,2,3,5 4) 2,3,4
На месте каких цифр пишется НЕ?
Как н.(1) тяжела и н.(2) страшна война, какие бы жестокие потери и страдания н.(3) несла она людям, юность н.(4) хочет видеть опасность для себя.
Дополнительный материал для работы с учащимися 11 класса для подготовки к заданию ЕГЭ №19.
Определения: однородные и неоднородные
Основные признаки однородных и неоднородных определений. Постановка знаков препинания.
Решаем прототипы №10 ЕГЭ по математике
Для успешного решения новых задач под №10 необходимо уметь моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.
Цели урока:закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор.
Урок по русскому языку в 9 классе.
закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор
развивающие:
развивать у учащихся умение составлять предложения текст на заданную тему с использованием грамматического материала.
воспитательные:
способствовать развитию коммуникативных навыков; формирование нравственных позиций у учащихся;
словесные, наглядные, практические
компьютер, проектор, экран, презентация (см. Приложение1),карточки с заданиями для индивидуальной работы
личностно -ориентированное обучение
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
-Какое предложение называется СПП?
-На какие виды делятся СПП?
-Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?
-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
Монологический ответ
3.Определение темы и цели урока.
На уроках русского языка мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. Вы учились определять структуру СПП, виды придаточных предложений, строить схемы этих предложений, тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с одним и несколькими придаточными. Давайте вместе сформулируем тему и цели сегодняшнего урока.
Обобщение и систематизация знаний
На доске работают 2 ученика по карточкам.
Туман так окутал реку, что огонь ,зажже..ый в доме на той ст..р..не, был похож на мутно( жёлтое )пятно.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Сделать синтаксический разбор СПП по плану. Начертить схему.
(Придаточное имеет несколько значений -образа действия и сравнения )
Как только смеркл ..сь , я велел казаку нагреть чайник( по )походному.
-Вставить пропущенные буквы , расставить знаки препинания.
-Сделать синтаксический разбор предложения. Начертить схему.
-Определить способ связи в словосочетании нагреть по-походному.
5.Проверка д/з.
(4 предложения) .
-Дайте полную характеристику предложениям . Определите вид придаточных
Проверка заданий по карточкам.
-Вопросы учащихся к выполнявшим задание у доски.
1.Почему в слове зажжённом пишется в суффиксе 2 буквы н?
2.Определить вид односоставного предложения.
Применение знаний и умений в новой ситуации
6. Работа в парах. Используя СПП с придаточными причины или условия, объясните написание одной и двух букв н в выделенных словах : вязаные варежки ; вязанные мамой варежки (по вариантам).
Вывод: отглагольные прилагательные, причастие.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Допишите начатые предложения, чтобы получились СПП. Определите виды придаточных предложений.
1.Счастье достаётся тому , кто…
2.Если вы пришли в гости,…
3.Где чтут богатство,…
4..Пока люди любят,…
Сравните варианты своих предложений с высказываниями известных людей:
1.Счастье достаётся тому, кто много трудится. /Леонардо да Винчи/
2.Если вы пришли в гости, не забудьте уйти./Пифагор/
3.Где чтут богатство, там презирают всё честное:верность, порядочность, стыд. /Саллютий/
4.Пока люди любят,они прощают./Ларошфуко/
-Как вы понимаете последнее высказывание?
8.Перед вами два предложения.
Замените , где это возможно, придаточную часть СПП обособленным определением ,выраженным причастным оборотом.
Задание выполняется на доске.
1.Кони, к которым мы подошли, были привязаны к молодым дубам.
2.Не стану я жалеть о розах, которые увяли с лёгкою весной./А.С.Пушкин/
Сделать синтаксический разбор обоих предложений.
-Чем отличается союз от союзного слова?
-Каким членом предложения является союзное слово?
-Какие придаточные присоединяются союзными словами?
Работа в парах. Составляет предложения по вариантам.
Составить предложения по схемам
(Вследствие того что… ) , [ ]
-Какие это союзы?
Эти же значения выразить при помощи простых предложений.
7.Работа в парах. Восстановите строки. Охарактеризуйте предложения (раздаются карточки)
1.Духовной жаждою томим ,в пустыне мрачной я влачился, и (шестикрылый серафим на перепутье мне явился).
2.(Если жизнь тебя обманет),
Не печалься, не сердись.
3.Скажи мне, кудесник, любимец богов,
(Что сбудется в жизни со мною?)
4.Я вас любил так искренно, так нежно,
(Как дай вам бог любимой быть другим).
-Какие средства художественной выразительности использует А.С.Пушкин в этих предложениях?
8.Самостоятельная работа .Работа с текстом китайского мыслителя Конфуция.
Почитайте родителей.
Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат так ( же )собак ,кошек, лошадей. Если родителей( не) почитать, то чем будет отличат?ся отношение к ним от отношения к собакам и лошадям? Нельзя считать почтительностью только то, что дети работают за родителей.
Проявляйте почтительность к родителям.
-В каком предложении выражена главная мысль?
-Определите тип и стиль речи.
-Найти СПП, выписать ,расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
-В каком СПП есть указательное слово? Каким членом предложения является?
9.Творческое задание.
Написать сочинение-миниатюру, используя СПП.
Составьте СПП. Дайте несколько советов вашим сверстникам о том, как нужно относиться к родителям.
10.Проверка творческого задания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
11.Вывод. Что вы знаете о сложноподчинённых предложениях с одним придаточным?
Монологический ответ по плану.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня научился(ась) __________
Что понравилось на уроке?________________
Что не понравилось ?___
Итоги. Выставление оценок.
10. Домашнее задание 1.Составить СПП или текст с различными видами придаточных( 5 предложений)
Читайте также:
- Введение в информатику конспект кратко
- Конспект урока живая и неживая природа 1 класс гармония
- Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему количество и счет
- Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе на тему человек
- Конспект урока ключевые слова и их назначение 5 класс