Конспект урока ключевые слова и их назначение 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих орфографических правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу.

  1. Образовательные:
  • Подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова;
  • Научить школьников обоснованно выделять морфемы;
  • Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
  • Формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
  1. Развивающие:
  • Помочь школьникам осознать взаимосвязь языковых явлений, сформировать умение устанавливать эти связи, сравнивать, обобщать, сопоставлять;
  • Формирование навыков монологической устной речи научного стиля;
  1. Воспитательные:
  • Воспитание интереса к русскому языку;
  • Формирование умения работать в парах, группах;
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Корень слова – главная ,

Родственные связи дарит

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - Приставка,

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

За корнем СУФФИКС обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

А печь – всего лишь в печку.

Та слова часть, что изменяется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

развеваться (на ветру)

4. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМ.

- Мы продолжаем исследование и отправляемся в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают испытания. Нужны смельчаки.

1- я остановка- столица КОРЕНЬ (на доске записаны слова: родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной).

- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.( дети обсуждают вопрос в группах и дают ответ)

2- я остановка - ПРИСТАВОЧНАЯ ГОРА.

На ПРИСТАВОЧНОЙ ГОРЕ нужно указать слова с приставкой – по

( подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать ).

3- я остановка- СУФФИКСАЛЬНОЕ ПОЛЕ.

На пути к СУФФИКСАЛЬНОМУ ПОЛЮ разрушился мостик через овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, по другую- слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться , и сказать, какое значение вносит суффикс в слово.( таблица )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приставка, её назначение в слове.

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тип урока : объяснения нового материала

Цель деятельности учителя : актуализировать знания о роли приставок, познакомить с основными правилами правописания приставок; формировать умение применять на практике правила правописания приставок, развивать орфографическую зоркость

Планируемые результаты:

Предметные : знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарём

Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями, справочной литературой

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование : презентация по теме урока, учебник русского языка 5 класса ч. 2 (авторы: Т. А. Ладыженская и др.), компьютер, мультимедийный проектор

Сценарий урока :

Целеполагание :

-Итак, сегодня мы будем исследовать ещё одну часть слова, служащую для образования новых слов и стоящую перед корнем. О чём пойдёт речь? (О приставке)

- Ребята, какая задача стоит перед вами на уроке? (Узнать о роли приставок в слове, значение приставок, их правописание)

5. Творческая практическая деятельность ( самостоятельная работа в игровой форме ):

- Посмотрите на доску и попробуйте отгадать, о ком идёт речь.

- Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

- Можете ли вы определить по следующим словам, что они любят…

огорбузы помипусту моркофель

Запись на доске и в тетради с комментированием

- Можем ли мы назвать первые части слов-путаниц приставками? Почему?

Работа по плану с параграфом 77:

Доказать, что приставка – часть слова.

Исследовать, для чего служит приставка. (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова. )

Вспомнить отличия приставки и предлога.

- Приставки - великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи А. Л. Барто, которые вам читали, когда вы были маленькие.

Работа в парах(микрогруппами).

Каждой группе раздаются карточки со стихами А. Барто. Нужно найти слова с приставкой и доказать, что она часть слова. (см. приложение к конспекту урока)

- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных произведениях…

6. Первичное закрепление : исправьте ошибки и найдите слова с приставками, обозначьте их, обозначьте предлоги. В словах с приставками измените приставку. Какие слова у вас получились? Сделайте вывод о роли приставки в слове.

Я ходил сегодня н лез,

Там на дерево залез,

А потом спускался внис

Да нечаянно повиз.

8. Обобщение полученных на уроке сведений .

- Обратимся к плану. План у каждого на листочке. Поставьте плюсы напротив того пункта, который, по-вашему мнению, мы выполнили. Минус – который не выполнили. Вопрос – если этот пункт плана вызвал сомнение, если вы не всё поняли, из того, что делали на уроке. Задайте вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вы уже знаете, что такое текст. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей. Любой текст является результатом творчества. Разговаривая, мы создаём устный текст; записывая что-то, мы создаём письменный текст.

Вспомним, что такое тема текста ? Это то, о чём повествуется, что описывается. Чаще всего она бывает сформулирована в заглавии.

Идея текста – это то, для чего создан текст, его основная мысль. Единство текста помогают создать слова одной и той же тематической группы. Это слова, называющие такие предметы, явления, действия, которые связаны между собой в жизни. В одну и ту же тематическую группу могут входить слова разных частей речи.

Прочитайте небольшой отрывок из рассказа Виктора Голявкина

«Только к доске отвернулся учитель, а я раз ‒ и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится. Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, ‒ вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. "Когда же, ‒ думаю, ‒ он увидит, что меня в классе нет?" А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я ‒ никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

‒ Извините, Пётр Петрович.

‒ В чём дело? К доске хочешь?

‒ Нет, извините меня, я под партой сидел…

Конечно, это такие слова, как доска, парта, учитель, пол-урока, класс . Нам становится понятно, что событие происходит в школе.

Для верного понимания идеи текста необходимо выделить и ключевые слова. Это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста.

Для резиновой калоши

Если день – сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

Ключевыми словами, помогающими понять основную мысль, являются такие слова, как калоша, беда, день сухой, шлёпать в луже . Калоши нужны для того, чтобы в них ходить по улице в сырую погоду, они защищают обувь от воды.

Тренировочные упражнения:

Выпишите слова, которые указывают на место и участников события.

Но что делала бабушка , когда была маленькой , мама так и не узнала: она уже стояла посреди двора и, щуря глаза от солнца , оглядывалась по сторонам . Посреди двора , на жёлтой песочной горке , лежал зелёный совочек Вали, рядом валялась выцветшая тюбетейка Карика. И тут же , вытянув все четыре лапы , грелся на солнышке рыжий толстый кот Анюта . Он лениво жмурился и так вытягивал лапы , словно хотел подарить их маме.

После этого он решил отдохнуть. Он взглянул на мостки. Два удилища качались над водою, лески были туго натянуты – на них ходила рыба, – но никого не было видно вблизи: ни Коли, ни Тани.

Валя осторожно взяла высокий стакан.

– Я не трогаю, – вздохнула Валя и придвинулась совсем близко к высокому узкому стакану, который был наполнен доверху золотистой жидкостью.

Жидкость, похожая на газированную воду, наверное, была такая же прохладная.

Со дна стакана поднимались маленькие светящиеся пузырьки и беззвучно лопались на поверхности.

– Ой, Валька, – строго сказал Карик, – ты лучше отойди от стола и ничего не трогай!

Восстановите текст. Догадайтесь, какие слова должны быть на месте пропусков.

Итак, подводя итог можем сказать, что В каждом тексте заключена тема и основная мысль. Чтобы их выделить, нужно сначала прочитать весь текст, затем попытаться выделить те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Такие слова называются ключевыми. Важность ключевых слов заключается в том, что с их помощью мы можем лучше понять текст с первого прочтения, ключевые слова помогают нам научиться пересказывать текст, сохраняя его основную мысль. Ключевые слова являются основой, на которой строится текст.


Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

обучение в группах и в парах

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Ход урока

Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?

II. Актуализация знаний

Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.

Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.

Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.

Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)

БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):

1. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)

Это первая часть нашей темы.

2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.

C…деть на стуле – с…деть от горя

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе) - Запишите тему урока .

IV. Определение целей урока (слайд 6)

- А теперь поставим цели нашему уроку:

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V. Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.

Лексика словарный состав языка.

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Лексическое значение

Грамматическое значение

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

VI. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть

Закрепление темы

– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .

Ложка – это ложка, Оделся и пошел.

Ложкой суп едят. А я придумал слово,

У кошки – семь котят. Я повторяю снова:

Тряпкой вытру стол. И ничего не значит

– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях

Выставка словарей.

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность

-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

о составителях словарей: В. Даль,Ушаков и Ожегов) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….

– Как вы считаете, какое слово старше: самолет или космонавт? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита

Приведите примеры слов, возникших в наше время.

о составителях словарей: Ушакове и Ожегове) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….

VII. Закрепление

ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах

-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

(дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

( идёт представление словарей)

Творческая работа

Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328

Читайте также: