Конспект по физике 8 класс перышкин параграф 8 удельная теплоемкость

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок изложения нового материала.

Форма проведения: урок-лекция-беседа.

  • Познавательные:
  • общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, информационный поиск, произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
  • логические УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей;
  • Коммуникативные: правильное и точное изложение мысли, постановка вопросов, уважение и принятие чужого мнения;
  • Регулятивные: целеполагание, контроль.

Оборудование: 2 горелки, 2 термометра, стакан масла, воды.

Задания для актуализации знаний:

1) Карточки для работы на доске (делаются в увеличенном виде):

Удельная теплоемкость вещества обозначается с .[c] =
Удельная теплоемкость вещества – это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 о С.
Пример: удельная теплоемкость золота с = 130. Это значит, что для нагревания (охлаждения) 1 кг золота на 1 о С требуется (выделяется) количество теплоты, равное 130Дж.

3) Раздаточный материал

а) Самостоятельная работа.

Заполни таблицу: (карточка 1)

Вещество с, Дж/(кг* о С) Q, Дж m, кг ∆t, о С
лед 2100 2100 1 1
сталь 500 2 1
вода 4200 8400 1
медь 400 1200 1

б) Карточка для самопроверки.

Вещество с, Дж/(кг* о С) Q, Дж m, кг ∆t, о С
лед 2100 2100 1 1
сталь 500 100 2 1
вода 4200 8400 1 2
медь 400 1200 3 1
  1. Организационный момент. 1-2 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся (повторение, проверка д/з). 5-6 мин.
  3. Мотивация учащихся на изучение нового материала. 1-2 мин.
  4. Изучение нового материала. 27 -30 мин.
  5. Закрепление материала. 3-4 мин.
  6. Домашнее задание. 1 мин.
  7. Подведение итогов урока. 2 мин.
  • приветствие;
  • осанка (напоминания в течение урока);
  • готовность к уроку (дневник, тетрадь, учебник на парте).

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами вспомним, что изучали на прошлом уроке, проверим домашнее.

1) Работа у доски на составление схем (3 человека, 2-3мин.).

На доске закреплены три ватмана. Каждому ребенку выдается комплект из бумажных фигурок (Карточки №1). Ученики должны составить композицию из предложенных элементов. Первый составляют композицию, которая покажет зависимость количества теплоты переданного горелкой кастрюле от массы воды; второй – от изменения температуры воды; третий – от рода вещества. Затем составить неравенство (пр.: Q1>Q2).
Закрепить фигурки на ватман: магнит, скотч, можно без ватмана на доску магнитами.

2) Фронтальный опрос (3 мин., пока выполняется задание на доске):

3) Проверка задания у доски.

Учитель: Ребята, составьте рассказ по вашей схеме.

Ученик 1: Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10 о С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 2 кг воды. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1 о С, вторую на 50 о С на одинаковых горелках. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1 о С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 1 кг масло. Мы знаем, что масло нагревается быстрее. Значит, количество теплоты, переданное кастрюле с водой будет больше, чем количество теплоты, переданное кастрюле с маслом. Получаем неравенство: Q1>Q2.

Учитель: Все вместе, делаем вывод: от чего зависит количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела?

Ученики:Количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела, зависит от массы этого тела, от изменения его температуры и рода вещества.

III. Мотивация учащихся на изучение нового материала

Учитель: Ребята, а если мы захотим рассчитать это количество теплоты. Что мы должны сделать?
Ученики: Составить формулу.
Учитель: А что нам нужно для составления формулы?
Ученики: Буквенные обозначения физических величин.
Учитель: Давайте посмотрим, все ли физические величины, от которых зависит количество теплоты, нами изучены? Назовите физическую величину и ее обозначение.
Ученики: Масса – m, изменение температуры – ∆t.
Учитель: Какой величины не хватает?
Ученики: Нет величины, которая определяла бы само вещество.
Учитель: Ее мы и введем на сегодняшнем уроке.

IV. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Понятие удельной теплоемкости.
2. Удельная теплоемкость различных веществ.
3. Дополнительные сведения об удельной теплоемкости.

Учитель: Рассмотрим еще один опыт, который подтвердит, что количество поглощаемой телом энергии зависит от того, из какого вещества оно состоит. Нагреваем воду и масло на одинаковых горелках. Исходные масса воды и масла, а также их температуры, должны быть одинаковы. Через 3-5 минут видим, что температура масла, повысилась больше, чем у воды.
Делаем вывод: для нагревания различных веществ одинаковых масс и на одинаковую температуру требуются разные количества теплоты.

Учитель: Это свойство вещества определяется удельной теплоемкостью вещества.

Учитель: Как ее определить? Чтобы выявить зависимость Q только от рода вещества примем массу и изменение температуры за единицу (как в математике 1 * 5 = 5, еденица не влияет на результат). Т.е. возьмем вещество массой m = 1 кг, нагреем на 1 о С (∆t = 1 о С) и посмотрим, сколько теплоты при этом затратится.
Например: для нагревания 1кг воды на 1 о С нужно передать ей 4200 Дж энергии, для нагревания 1кг серебра на 1 о С требуется 250 Дж энергии. Эти количества теплоты и есть удельные теплоемкости данных веществ.

Запись в тетради: Q = с, если m =1 кг, ∆t = 1 о С.

Учитель: Дадим определение удельной теплоемкости вещества (устно, все вместе).

Затем запись в тетради, раздача эталона №2: Удельная теплоемкость – это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг, чтобы изменить его температуру на 1 о С.

Учитель: Удельная теплоемкость вещества определяется экспериментально. В таблице №1 нам даны результаты таких экспериментальных измерений. Рассмотрим ее. Найдите золото. Скажите, чему равна его удельная теплоемкость?

Ученики: Удельная теплоемкость золота – с = 130 Дж/(кг* о С)

Учитель: А что это значит? (Если дети затрудняются ответить, подсказка: это значит взяли 1кг золота и нагрели его на 1 о С, для этого понадобилось 130 Дж энергии.)

Задание: выбрать из таблицы одно понравившееся вещество и записать, что значит число, стоящее напротив него. (2 мин., 2 человека читаю записанное). В это время раздача эталона №3.

Учитель: Посмотрите в таблицу, назовите удельную теплоемкость льда и удельную теплоемкость воды?

Ученики: с льда = 2100 Дж/(кг* о С), с воды = 4200 Дж/(кг* о С).

Учитель: Какой вывод можно сделать из того, что они имеют различные удельные теплоемкости?

Ученики: Удельная теплоемкость зависит от агрегатного состояния вещества.

Запись в тетради: удельная теплоемкость зависит и от агрегатного состояния вещества: с льда = 2100 Дж/(кг* о С), с воды = 4200 Дж/(кг* о С).

Учитель: У какого вещества удельная теплоемкость самая большая?

Ученики: У воды.

Учитель: Это говорит о том, что, вода медленно нагревается, при этом забирает много тепла.

Запись в тетради: большие водоемы (озера, моря) влияю на климат в данных районах. Утром вода холоднее воздуха, вечером теплее, т.к. вода медленно нагревается, забирая много тепла, и медленно остывает, долго отдавая тепло воздуху.

IV. Закрепление материала

1. Самостоятельная работа. Заполни таблицу. (каротчка 1)
2. Вопросы и задачи по изученной теме:

– Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/(кг* о С). Что это значит?
– Что нужно знать, чтобы вычислить количество теплоты, отданное телом при остывании?
– Что эффективнее использовать в качестве грелки – 2 кг воды или 2 кг кирпича при той же температуре?

  1. §8 учебника, вопросы к параграфу;
  2. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В.Ивановой, №933, 1003, 1030.

VI. Подведение итогов урока

Учитель:Итак, что мы узнали на этом уроке?

Ученики:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Сформировать понятие удельной теплоёмкости, выяснить её физический смысл.

Демонстрации. Сравнение теплоёмкости свинца и латуни, воды и подсолнечного масла. Различная удельная теплоёмкость металлов.

Содержание нового материала.


Удельная теплоёмкость вещества, её физический смысл. Единица удельной теплоемкости . Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоёмкости твёрдого тела.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об удельной теплоёмкости, использовать методы научного исследования при оценке результатов своей деятельности во время проведения опытов по определению количества теплоты, необходимого для нагревания тел равной массы, но состоящих из разных веществ; предвидеть возможные результаты своих действий; развивать монологическую и диалогическую речь; освоить приёмы действия в нестандартных ситуациях; уметь работать в группе.

Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний об удельной теплоёмкости и практической значимости изученного материала; сформировать познавательный интерес; развивать интеллектуальные и творческие способности, уважительное отношение друг к другу и к учителю.

Общие предметные: планировать и выполнять опыты по формированию понятия удельной теплоёмкости; обрабатывать, объяснять полученные результаты и делать выводы; анализировать табличные данные; решать качественные задачи для закрепления понятия удельной теплоёмкости; отыскивать и формулировать доказательства разной удельной теплоёмкости у веществ в различных агрегатных состояниях; кратко и чётко отвечать на вопросы.

Частные предметные: объяснять физический смысл удельной теплоёмкости вещества; приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоёмкости вещества.

1. Что такое внутренняя энергия?

(Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела.

Eвн=Eк молекул+Eп молекул)

2. Как можно изменить внутреннюю энергию тела?

(1. Путём совершения механической работы.

2. Путём теплопередачи.)

3. Что такое теплопередача?

(Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом, называется теплопередачей.)

4. Что такое количество теплоты?

(Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты.)

5. От чего зависит количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении?

(Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от разности температур тела.

Q~(°t2t1)

Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы.

Q~m

Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от того, из какого вещества оно состоит, то есть от рода вещества.

Q~c)

2. Упражнение 6.

1. Утюг нагрет до 80°С, а батарея отопления — до 40°С. Можно ли утверждать, что утюг, остывая до комнатной температуры, передаст окружающей среде бóльшее количество теплоты?

(Нет! Для точного ответа на поставленный вопрос, необходимо знать, массы батареи отопления и утюга, вещества, из которых они состоят, а также значение комнатной температуры.)

2. Какое тело отдаст бóльшее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объёмом 0,5л при понижении их температуры на 2°С?

(Масса ртути в термометре 1г. Масса ртути в бутыли 6,8кг.

Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы.

Q~m

Поэтому при понижении их температуры на 2°С ртуть в бутыли выделит бóльшее количество теплоты, чем ртуть в градуснике.)

3. Изучение нового материала.

2. Опыт Тиндаля.


«1. Тела равной массы, состоящие из разных веществ и нагретые до одинаковой температуры, при охлаждении на одно и то же число градусов отдают различное количество теплоты.

2. Тела равной массы, которые при нагревании получили бóльшее количество теплоты, и в процессе охлаждения отдают большее количество теплоты.

3. Для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, состоящих из разных веществ, требуется различное количество теплоты.


.

5. Удельные теплоёмкости веществ установлены опытным путём и занесены в таблицу.


Затем учащиеся работают с таблицей 1 учебника (сравнивают теплоёмкости различных веществ, проговаривают, что она означает).

6. Удельная теплоёмкость вещества показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия килограмма вещества при нагревании или охлаждении на 1°С.

4. Качественные задачи.

1. В каком из двух стаканов, содержащих одинаковое количество кипятка, будет ниже температура после того, как в один из них опустили алюминиевую ложку, а в другой — серебряную (ложки имеют одинаковую массу)?

2. Где в быту используется большая удельная теплоёмкость воды?

6. Закрепление материала.

1. Какое вещество имеет наибольшую удельную теплоёмкость?

2. В каких единицах выражают удельную теплоёмкость?


()

3. В чём причина различия между морским и континентальным климатом?

(Для морского климата характерны муссоны и бризы, большое количество осадков и высокая влажность воздуха. Колебания годовых и суточных температур не очень велики. Причины - близость к морю. Прохладное лето и мягкая зима, сильные ветры. (г. Владивосток).

Континентальный климат характеризуется очень тёплым летом и морозной зимой, осадки выпадают в малом количестве. Континентальный климат формируется в результате преобладающего воздействия на атмосферу крупных массивов суши (г. Оренбург).)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс : 8 А Дата _____________

Класс : 8 Б Дата ______________

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: - словесно-фронтальный;

Формы обучения: - рассказ;

а)ввести понятие – удельная теплоемкость вещества

а) выяснить физический смысл удельной теплоемкости вещества

б) научиться пользоваться табличными значениями

3. Воспитательная (мировоззренческая):

а) правильное представление об окружающем мире;

и наглядные материалы

Удельная теплоёмкость вещества

Удельная теплоемкость вещества

Оборудование : интерактивная доска, проектор

I .Организационный момент(1-2мин):

Объявление: темы урока, задачи урока:

а)ввести понятие – удельная теплоемкость вещества

II . Актуализация (мотивация) знаний (5-7мин):

Проверка Д/з: §7,вопросы

III . Изучение нового учебного материала. (12-15мин):

Удельная теплоемкость вещества

IV . Первичное закрепление (14 мин):

V . Подведение итогов (2 мин).

Комментирование и выставление оценок;

I .Организационный момент(1-2мин):

Объявление: темы урока, задачи урока:

а)ввести понятие – удельная теплоемкость вещества

II . Актуализация (мотивация) знаний (5-7мин):

Проверка Д/з: §7, вопросы

III . Изучение нового учебного материала. (12-15мин):

hello_html_62cb5be7.jpg
hello_html_30ce0c53.jpg

hello_html_666630d5.jpg

hello_html_5413f82f.jpg
hello_html_m6ce10637.jpg

IV . Первичное закрепление (10 мин):

hello_html_m243b1953.jpg

hello_html_m6890621d.jpg

V . Подведение итогов (2 мин).

Комментирование и выставление оценок;

Домашнее задание: §8, вопросы

hello_html_m7b57a1a8.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 277 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 8 Удельная теплоёмкость

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.09.2017 6458
  • DOCX 500.1 кбайт
  • 256 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шендер Антон Павлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Как мы знаем, разные тела имеют разные свойства. В том числе это касается и тепловых явлений. На этом уроке мы познакомимся с понятием удельной теплоёмкости и научимся пользоваться соответствующими таблицами.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Удельная теплоёмкость"

На прошлом уроке мы узнали, что количество теплоты зависит от массы нагреваемого тела, от разности начальной и конечной температуры тела и от вещества из которого тело состоит. Из этого следует, что, например, количество теплоты для нагревания 1 кг свинца на 1 о С не равно количеству теплоты для нагревания 1 кг воды на 1 о С, потому что свинец и вода — совсем разные вещества. Это и называется удельной теплоёмкостью: количество теплоты, необходимое для нагрева 1 кг того или иного вещества на 1 о С.

Поскольку количество теплоты измеряется в джоулях, удельная теплоёмкость измеряется в джоулях на килограмм-градус Цельсия:

В таблице даны значения удельной теплоёмкости для некоторых веществ.

Эти величины были установлены экспериментальным путём, чтобы в дальнейшем их использовать для расчёта количества теплоты, требуемого для нагрева любого вещества любой массы на любое количество градусов. Например, известно, что для нагревания 1 кг алюминия на 1 о С требуется 920 Дж. А для нагревания 2 кг — 1840 Дж. Однако, удельная теплоёмкость одного и того же вещества может изменяться в зависимости от агрегатного состояния.

Как видно из таблицы, удельная теплоёмкость воды довольно велика по сравнению с другими веществами. Надо сказать, что вода имеет самую большую удельную теплоёмкость среди жидкостей и твёрдых веществ. Именно поэтому крупные водоёмы оказывают большое влияние на климат в окрестностях. Летом вода остужает воздух, т.к. поглощает большое количество теплоты, а зимой — нагревает, т.к. отдаёт большое количество теплоты.

Это свойство воды широко используется людьми. Например, чтобы остудить только что сваренные яйца, их кладут в холодную воду. Из-за того, что вода обладает большой теплоёмкостью, она забирает много энергии. Также, существуют переносные холодильники. Они сделаны по принципу, похожему на принцип термоса, только внутрь добавляется лед или бутылка с ледяной водой, которая и поддерживает низкую температуру внутри.

Есть много других примеров, которые вы сможете найти без особого труда.

1. Исходя из приведённой таблицы, что быстрее нагреется на 1 о С в одинаковых условиях: подсолнечное масло или керосин?

Быстрее нагреется подсолнечное масло, поскольку его удельная теплоёмкость меньше, а, значит, требуется меньшее количество теплоты для его нагревания.

2. Допустим, вы потратили 460 Дж на нагревание килограмма неизвестного вам металла на 1 о С. Может ли таблица помочь вам узнать, что это за металл?

Конечно. Ведь это означает, что удельная теплоёмкость данного металла равна 460 Дж/кг ∙ о С, а в таблице указано, что это удельная теплоёмкость железа.

3. Можно ли с помощью таблицы определить за какое время килограмм серебра нагреется на 1 о С?

Нет. В таблице указана требуемая для этого энергия. Время же будет зависеть от мощности источника, который мы будем использовать. Очевидно, что зажигалкой этот кусок серебра мы будем нагревать дольше, чем огнемётом.

4. Допустим, вы хотите сделать металлическую пластину, которая быстро нагревается на солнце. Что лучше использовать: золото, ртуть или свинец?

С точки зрения теоретической физики — лучше из золота, ведь у него самая маленькая удельная теплоёмкость, следовательно, оно нагреется быстрее. Однако, золото — очень дорогой металл по сравнению со свинцом или ртутью, а удельная теплоёмкость этих металлов незначительно больше. Но ртуть использовать не стоит, поскольку это опасный для здоровья металл, а самое главное, что ртуть переходит в твёрдое состояние только при температуре –120 градусов Цельсия. Поэтому, лучше использовать свинец.

Читайте также: