Конспект урока по кубановедению

Обновлено: 03.07.2024

-Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)

Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

группа . (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)

Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

группа. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2. Им покрывали жилище сверху. 3. Жилище казака.

По вертикали: 1. Этот плетень использовали для строительства стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

Новый материал. Устройство и убранство хаты.

-Царицей в доме считалась печь(груба). Как вы думаете почему?

- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

Я приготовила для ва сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

2группа.

Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

3 группа .

Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.


Полный текст материала Конспект урока по кубановедению по теме "Казачья хата", 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Спасибо за публикацию, Любовь Анатольевна! Очень интересный материал. Только укажите, пожалуйста, в комментариях список литературы, которой Вы пользовались при составлении урока.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитание любви к Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Оборудование: мультимедийная презентация

I. Организация класса.

- Какой любимый ваш праздник? А кто любит свой день рождения?

- А знаете ли вы кому сегодня день рождения?

(Сегодня 13 сентября - день рождения у нашей маленькой родины)

Ученик1: Родина - слова не знаю чудесней,

В нем наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

- Так как называется наша малая родина?

Кубань - наша малая родина.

Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны, так как множество курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей.

Высокие горы, степные просторы,

Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань

И сегодня, в день рождения края, мы в который раз будем говорить о нашей малой родине – вековом богатыре.

Проведём урок в форме путешествия-соревнования по станциям.

(Класс разделён на две команды. За правильный ответ команда получает жетон в виде солнышка)

Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимает пшеница.

Ученик 2 : Стоит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зелёный парус тополей.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!

1.Пшеница, рожь, ячмень – общее название …(жито)

2.Деревянное строение для хранения муки (амбар)

3. Орудие труда, которым пахали землю ( борона)

Ученик 3: Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живет в песнях. Песня- драгоценное богатство каждого народа.

Учитель : Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была кубанская природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.

1. Назовите известные вам ремёсла .

2. Собрать изображение кубанского флага ( в технике мозаики)

( у каждой команды на парте разрезанный на кусочки флаг)

Много замечательных спортсменов, прославляющих нашу малую родину своими достижениями,живёт на Кубани

Василий Николаевич Мачуга — советский спортсмен и российский государственный деятель. Мачуга Василий Николаевич – заслуженный мастер спорта по спортивной акробатике, неоднократный чемпион мира и Европы, обладатель Кубка мира

Александр Николаевич Москале?нко — российский прыгун на батуте. Первый олимпийский чемпион в этом виде спорта (2000). Заслуженный мастер спорта СССР (1991). Москаленко Александр Николаевич – заслуженный мастер спорта по прыжкам на батуте, олимпийский чемпион XXVII Олимпийских игр 2000 года в г. Сиднее, неоднократный чемпион мира, Европы, обладатель Кубка мира, самый титулованный батутист планеты

ФИЗМИНУТКА

Ученик 4 : Кубанская природа, родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
А может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны!

Ученик 5: В чудесном краю, где растет виноград,

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встает,

Тепло земле дарит почти круглый год,

Дружной семьею народы живут,

Учитель: На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов.Я хочу познакомить вас с китайской притчей:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

(Командам раздаются разрезанные карточки, на которых записаны слова-названия народов, проживающих на территории Кубани. Кто быстрее соберёт эти слова)

Слова: рус-ски-е, бе-ло-ру-сы, у-кра-ин-цы, гре-ки, уз-бе-ки, гру-зи-ны, ар-мя-не, та-та-ры

Учитель: Каждый из нас не раз признавался в любви своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты.

Самые заветные, проникновенные строки посвящают они родной земле. Прочтите эти строки и перед вами предстанет яркий, неповторимый образ нашего чудесного края.

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова. (Кронид Обойщиков)

Учитель : Закончить наш урок мне хотелось бы строками из стихотворения Виталия Бакалдина:

В жизни нам дана

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь – здесь земля моя.

Любите свой край, уважайте людей, живущих рядом с вами!

-Сегодня на уроке мне …

- О чём из услышанного и увиденного на уроке вы расскажете своим родителям дома?

Цель: - привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края;

- расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса;

- воспитание любви к Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Оборудование: мультимедийная презентация

I. Организация класса.

- Какой любимый ваш праздник? А кто любит свой день рождения?

- А знаете ли вы кому сегодня день рождения?

(Сегодня 13 сентября - день рождения у нашей маленькой родины)

Ученик1: Родина - слова не знаю чудесней,

В нем наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

- Так как называется наша малая родина?

Кубань - наша малая родина.

Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны, так как множество курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей.

Высокие горы, степные просторы,

Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань

И сегодня , в день рождения края, мы в который раз будем говорить о нашей малой родине – вековом богатыре.

Проведём урок в форме путешествия-соревнования по станциям.

(Класс разделён на две команды. За правильный ответ команда получает жетон в виде солнышка)

Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимает пшеница.

Ученик 2 : Стоит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зелёный парус тополей.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!

Задания командам:

1.Пшеница, рожь, ячмень – общее название …(жито)

2.Деревянное строение для хранения муки (амбар)

3. Орудие труда, которым пахали землю ( борона)

Ученик 3: Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живет в песнях. Песня- драгоценное богатство каждого народа.

Учитель : Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была кубанская природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.

Задание командам:

1. Назовите известные вам ремёсла .

2. Собрать изображение кубанского флага ( в технике мозаики)

( у каждой команды на парте разрезанный на кусочки флаг)

Много замечательных спортсменов, прославляющих нашу малую родину своими достижениями ,живёт на Кубани

Василий Николаевич Мачуга — советский спортсмен и российский государственный деятель. Мачуга Василий Николаевич – заслуженный мастер спорта по спортивной акробатике, неоднократный чемпион мира и Европы, обладатель Кубка мира

Александр Николаевич Москале́нкороссийский прыгун на батуте. Первый олимпийский чемпион в этом виде спорта (2000). Заслуженный мастер спорта СССР (1991). Москаленко Александр Николаевич – заслуженный мастер спорта по прыжкам на батуте, олимпийский чемпион XXVII Олимпийских игр 2000 года в г. Сиднее, неоднократный чемпион мира, Европы, обладатель Кубка мира, самый титулованный батутист планеты

Ученик 4 : Кубанская природа, родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
А может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны!

Ученик 5: В чудесном краю, где растет виноград,

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встает,

Тепло земле дарит почти круглый год,

Дружной семьею народы живут,

Учитель: На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов.Я хочу познакомить вас с китайской притчей:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Задание командам:

(Командам раздаются разрезанные карточки, на которых записаны слова-названия народов, проживающих на территории Кубани. Кто быстрее соберёт эти слова)

Слова: рус-ски-е, бе-ло-ру-сы, у-кра-ин-цы, гре-ки, уз-бе-ки, гру-зи-ны, ар-мя-не, та-та-ры

Учитель: Каждый из нас не раз признавался в любви своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты .

Самые заветные , проникновенные строки посвящают они родной земле. Прочтите эти строки и перед вами предстанет яркий, неповторимый образ нашего чудесного края.

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова. (Кронид Обойщиков)

Учитель : Закончить наш урок мне хотелось бы строками из стихотворения Виталия Бакалдина:

В жизни нам дана

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь – здесь земля моя.

Любите свой край, уважайте людей, живущих рядом с вами!

-Сегодня на уроке мне …

- О чём из услышанного и увиденного на уроке вы расскажете своим родителям дома?

Главная Педагогическая страница Методические разработки по ознакомлению старших дошкольником с родным краем Конспекты занятий по кубановедению

Сведения об образовательной организации

Полезные ссылки

Конспекты занятий по кубановедению

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 1 в подготовительной группе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 2 в подготовительной группе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 3 в подготовительной группе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ N 4 в подготовительной группе.

Разработка урока-экскурсии по Темрюкскому району

Цели урока:

1) обучающая: познакомить учащихся с достопримечательностями Темрюкского района, привлечь внимание учащихся к Таманскому полуострову, как к туристическому объекту, исторически значимому для Краснодарского края;

2) развивающая: развивать умения и навыки: поиска информации по заданной теме, участия в проектной деятель­ности, выполнения творческих заданий;

3) воспитательная: формировать интерес к историческому культурному и духовному наследию Краснодарского края, его сохранению и при­умножению, привитие уважи­тельного отношения и сопричастности к истории своей малой родины.

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование

4. Блокнот путешественника

5. Сигнальные карточки

1. Вводное слово учителя:

Дорогие ребята! Есть на карте нашей Российской Федерации уникальный край, который можно назвать жемчужиной туристического бизнеса. Назовите этот край! Да, работники туристических фирм даже придумали слоган: «Если есть на свете РАЙ** – это …(хором) КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ! **. Люблю тебя край мой, родной. краснодарский….Эти строчки из стихотворения В. Подкопаева знакомы каждому из нас. А знаете ли вы города и районы нашего края? Специально для вас, ребята, первая фотозагадка**, вторая фотозагадка**

Ребята, любите ли вы путешествовать по просторам нашего края? Замечательно, тогда я предлагаю вам устроится поудобнее, потому что мы на этом** комфортабельном автобусе отправляемся на экскурсию по Темрюкскому району..

Давайте познакомимся – я ваш экскурсовод, меня зовут Ольга Васильевна. А для того, чтобы эта экскурсия вам надолго запомнилась, я дарю вам блокнот путешественника, который каждый из вас заполнит по ходу моего рассказа. Ознакомьтесь с вопросами, первый пункт этого блокнота мы заполним организованно.

Прошу соблюдать технику безопасности: со своих мест не вставать, по салону автобуса не ходить! Экскурсовода слушать внимательно! Ну, поехали!

Расстояние от Краснодара до Таманского полуострова около 150 км, и пока наш автобус движется к конечной цели маршрута, я расскажу вам о географическом положении Таманского полуострова.

Рассказ учителя с использованием настенной карты: Таманский полуостров раски­нулся на западной окраине Кубанской равнины. С севера он омывается Азовским морем, с юга — Чёрным морем, а с запа­да — Керченским проливом, со­единяющим эти моря.

Таманский полуостров образовался около 2000 лет назад из нескольких островов, разделённых проливами. Примерно к V веку нашей эры острова были соединены древними наносами реки Кубань и морскими отложени­ями.

Если внимательно посмотреть на карту**, вы увидите, что Таманский полуостров напоминает голову сказочного чудовища с разинутой пастью. Верхняя челюсть образована косой Чушка, а нижняя – мысом Тузла. Раскрытая пасть – это вдающийся на 16 км в сушу Таманский залив Черного моря.

Площадь Таманского полуострова около 2000 квадратных километров. 55% площади приходятся на сушу, площади лиманов и плавней составляют 45%. У Азовского побережья распо­ложены Ахтанизовский, Курчанский, Старотитаровский лиманы, богатые рыбой. Вдоль Черноморского побережья протянулись лиманы: Витязевский, Кизилташский, Бугазский и Цокур.

Поэтому, если смотреть на полуостров с высоты птичьего полета, он напоминает кружево, брошенное на воду. **

Удивителен и своеобразен мир Таманского полуострова. Чистый воздух, настоянный на запахах цветущих степных трав и моря, шелковистый степной ковыль, неповторимый ландшафт с вулканическими сопками, солеными озерами и целебными травами, богатые сады и виноградники. Тамань – это край тепла и солнца, по количеству теплых дней превосходящий Геленджик, Сочи и Сухуми.

На заре тишина. Небо ясно.

Над лиманами хрупкая рань,

Миф Эллады, славянская сказка,

Это светлое имя – Тамань.

Гармонично соединив красоту природы и историю, Таманский полуостров является одним из самых живописных и самобытных уголков Краснодарского края.

Угадайте, ответив на мои вопросы, у какого памятника природы совершит остановку наш автобус.

· Это слово происходит от латинского слова, которое в переводе означает огонь, пламя. (вулкан)

· Бог огня у древних римлян (Вулкан) ***

1 экскурсовод: Визитной карточкой Таманского полуострова считаются грязевые вулканы.*** Их более 30 на Тамани. Выглядят они как настоящие большие вулканы в миниатюре. Есть и конусообразная гора, и кратер, и жерло, но только извергают таманские вулканы не огненную лаву, а жидкую грязь. Грязь поднимается на поверхность газами. В основном метаном или сероводородом.*** Наблюдателю кажется, что грязевая жижа кипит. Однако температура ее обычно постоянна и редко превышает 15° С даже в самое жаркое лето.

Самым крупным действующим вулканом является **Карабетова сопка (высота 152 метра ), расположенная в 4 км от станицы Тамань. Представляет интерес Гнилая гора, расположенная недалеко от города Темрюка, Ахтанизовская блевака.** в районе поселка За Родину расположен грязевой вулкан Тиздар,** он имеет кратер, диаметром 15- 20 метров с жидкой грязью.

Многие считают, что купание в этой грязи, которая богата сероводородом, йодом и бромом, благотворно действует на процессы омоложения кожи. Летом многие отдыхающие самостоятельно принимают грязевые ванны** в кратерах, и вреда им такие купания никакого не приносят. Надо сказать, что еще с 60-х годов прошлого века их применяют для лечения больных, страдающих заболеваниями нервной системы, кожи, такими недугами, как полиартрит, радикулиты, гепатит.**

И еще погружение в грязь не только благотворно для организма, но еще и очень забавное мероприятие. Пытаешься плыть, но ощущаешь себя лягушкой в сметане – барахтаешься на одном месте.

Грязевые вулканы называют также грязевыми сопками, гнилыми горами, блеваками.

Такие активные процессы, конечно, редкость. Чаще стоит себе блевака и тихонько булькает. Булькает, булькает, а потом раз — и выплюнет на склон ведро-другое серой грязи. И снова затихнет.**

Учитель: А мы отправляемся в дальнейшее путешествие по Тамани. Куда? Угадайте сами, ответив на мои вопросы:

· Есть у нас на Кубани река которая за историю своего существования сменила более 300 названий? (Кубань)

· Знаете ли вы как называли реку Кубань разные народы? (Гипанис –река-лошадь. Антикитес- река-осетр и др)

· Почему нашу главную водную артерию – реку Кубань называют рекой изменницей? (впадала то в Черное. То в Азовское море)

· На карте Таманского полуострова есть река искусственного происхождения. Что это за река? Не знаете, тогда внимательно слушаем экскурсовода.

Работа канала велась без специалистов и предварительных подсчетов, без каких-либо приспособлений. Казаки перестарались, врылись в землю на 18 метров. Максимальная глубина реки Кубань в то время составляла 15 метров, веками впадавшая в Черное море (обратите внимание на карту Таманского полуострова 1856 года) изменила свое русло и направила его в Азовское море. Из-за этого соленым станет Кизилташский лиман и многие другие, но ахтанизовские и старотитаровские казаки добились своей цели – Ахтанизовский лиман стал пресным!**

Обратите внимание, за камышом уже виднеется знаменитая долина лотосов, которая находиться в Ахтанизовском лимане. Лотос это загадочный цветок, буддисты считают его священным. Живет он только в воде, вынутый из воды обезвоживается и через 7-10 минут погибает. Семена лотоса уникальны сами по себе. Упавшая на дно коробочка лотоса может пролежать под водой более 500 лет, пока не настанут благоприятные для произрастания условия. Лотос – лекарственное растение, а еще лотос – цветок любви. Считается, что если вы прошепчите в раскрывшийся цветок лотоса имя любимого, то любовь этого человека будет вам сопутствовать всю жизнь.

Лотос высаживался руками человека, искусственно. И теперь долина лотосов – одна из достопримечательностей Таманского полуострова, а где еще цвести столь древнему цветку, как ни в этом уголке Кубанской земли, где каждый камень гудит голосами эпох!

Таманский полуостров — своеобразный исторический заповедник.

Учитель: Я думаю, что историю Таманского полуострова вы хорошо знаете, давайте вместе вспомним основные моменты!

1. Тамань — единственное место распространения античной цивилизации на территории России. Ребята, я предлагаю вам решить кроссворд по данной теме, тот кто справится первым с заданием, получит медаль.

1. Судоходство вблизи берегов, вдоль побережья (между портами одного государства).

2. В Древней Греции город-государство по отношению к созданным им поселениям; полис-мать, откуда вывозилось новое поселение.

3. Поселение, основанное греками за пределами Греции.

4. Крупнейший город-колония Таманского полуострова, основанная в районе современного поселка Сенной.

5. Город-колония Таманского полуострова, основанная на месте современного поселка Тамань.

1. В V в. до н.э. греческие колонии объединились в государство, вошедшее в историю под названием – Боспорское царство.

Учитель: Но море привело сюда не только жителей Древней Эллады, но и Понтийского царства, Римской империи, Византии, Генуэзской республики, Турецкой порты. Степь — сарматов, готов, аваров, болгар, хазар, печенегов, половцев и татаро-монголов. По речным дорогам проникли с северо-запада русы и славяне. С Кавказа пришли аланы, касоги, адыги.

Здесь находилось самое отдаленное от Киева древнерусское княжество, которое называлось _________ (Тмутараканское).

***Ребята, обратите внимание на эту картину. Какое событие изображено на этой картине? Назовите автора этой картины.***

25 августа 1792 – чем знаменит этот день в истории Кубани? (Первая партия казаков – переселенцев во главе с Саввой Белым прибыли в Тамань)

3 экскурсовод: С 25 августа 1792 года началась новая история Таманского полуострова. В этот день на берег Тамани высадились запорожцы. Именно на Таманском полуострове, где впервые ступила нога казака на кубанскую землю воздвигнут памятник казакам-запорожцам На гранитной глыбе возвышается фигура запорожского казака, первым вступившего на эту землю.***

Долгие годы историки спорили, где же находилось знаменитое Тмутараканское княжество, но казаками на Таманском полуострове была найдена мраморная плита с высеченной на ней надписью на русском языке — Тмутараканский камень ***

После такой находки доказать существование Тмутаракани можно было одним способом — археологическими раскопками. Они проводились с XIX до середины XX века на месте обнаружения плиты. Раскопки полностью подтвердили существование княжества, к которому многие относились как к сказке.***

Успехи археологов вызвали огромный интерес у русского общества. Началось настоящее культурное паломничество на полуостров. За самое короткое время его посетили А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, А.И.Одоевский.

4 экскурсовод: Таманский археологический музей открыт в 1988 г ., когда православный мир отмечал 1000-ле­тие крещения Руси.

В конце сентября 1837 года в Тамани побывал М.Ю.Лермонтов, ему пришлось задержаться на несколько дней в ожидании почтового судна. Наблюдения поэта и небольшое приключение, случившееся с ним, легли в основу знаменитой повести „Тамань", которую В. Г. Белинский назвал „жемчужиной" русской прозы.

Теперь, зайдя во двор музея, вы видите ту же картину. В небольшой хате воссоздана комната Печорина с такой же простой и скромной обстанов­кой: „Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа—дурной знак! В раз­битое стекло врывался морской ветер.."

Но в маленьком приморском городке он побывал еще раз. В 1840 году

О двух поездках Лермонтова на Кубань рассказывает литературная экспозиция Дома-музея.

Прошли годы. Тысячи людей ежегодно посещают Дом - музей поэта, и многие уже не представляют себе Тамань без этого скромного и дорогого лермонтовского мемориала.

Рядом с музеем, в тенистом скверике, в 1984 году, в честь стосемидесятилетия поэта был открыт памятник. М.Ю. Лермонтов стоит, опираясь рукой на камень, на высоком обрывистом берегу и смотрит в сторону моря. Строки какого стихотворения сразу вспоминаются?

В XX веке Тамань оставалась историческим перекрёстком, на котором происходили переломные события. Посетив эти заме­чательные места, вы сможете пройти дорогами легендарного Железного потока, великой битвы за освобождение Таманской земли от фашистов местам сражений на Голубой линии в годы Великой Отечественной войны.

Большую часть Таманского полуострова занимает Темрюкский район. ***Это рыбный край, виноградная нива***, держава портов международного значения***. Центр района – город Темрюк, достопримечательностью которого является музей под открытым небом – ***Военная горка и Темрюкский историко-археологический музей.***

Закрепление –

Работа с сигнальными карточками по блокноту путешественника (Сигнальные карточки поднимаем одновременно после вопроса - верно?).

· Визитной карточкой Таманского полуострова являются лиманы. Верно? (да)

· Ахтанизовский лиман – лиман Черноморского побережья. Верно? (нет)

· Витязевский лиман – лиман Черноморского побережья. Верно? (да)

· Визитная карточка Таманского полуострова – грязевые вулканы? (да)

· Тамань – место распространения античной цивилизации? (да)

· Тамань – место, где впервые на кубанскую землю вступила нога казака-запорожца? (да) и др.

Домашнее задание – вы прекрасно усвоили тему урока. Последний пункт вашего блокнота – домашнее задание – продолжить предложение - Таманский полуостров называют полуостровом сокровищ потому что…..

Подведение итога урока:

Учитель: Кубань часто называют жемчужиной России. И это действительно так. На этом уроке мы в очередной раз убедились, что в нашем крае не только уникальные природные условия, но и богатое историческое наследие. Мы продолжим серию уроков-экскурсий по просторам нашего края. На следующем уроке – виртуальная экскурсия к нашим соседям – анапчанам. Кто желает быть экскурсоводами турфирмы АнапаТурСервис? Вы должны пройти курс обучения.

Список используемой литературы

Читайте также: